Серебряков лекции

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.

Стертая дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.

Эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная же коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

В связи с этим знание современных представлений о симптоматике и механизмах стертой дизартрии, о методах ее коррекции является чрезвычайно важным для подготовки учителей-логопедов. Недостаточная разработанность проблемы коррекции нарушений при стертой дизартрии вызвала необходимость создания пособия, восполняющего имеющиеся пробелы в изучении данной формы речевой патологии.

Данное пособие состоит из двух глав.

В первой главе раскрываются основные теоретические подходы к изучению и коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста, излагаются особенности этих нарушений и методики их преодоления.

Во второй главе приводятся данные об особенностях лексико-грамматического строя речи и методика логопедической работы по его развитию у данной категории детей с позиций психолингвистического подхода.

Ю.В. Серебрякова, Е.Н. Никулина, Н.С. Серебряков
Учебное пособие «Основы Православия» состоит из семи тематических разделов, в которых дано комментированное изложение священной истории Ветхого и Нового Завета, рассмотрено догматическое учение Православной Церкви в объеме Символа веры, разъяснено значение церковных таинств и смысл двунадесятых праздников, кратко описан порядок совершения богослужения, а также представлен обзор основных этапов общей и русской церковной истории. Последовательное чтение пособия позволит постепенно освоить базовую богословскую лексику. Четвертое издание пособия содержит существенные дополнения и уточнения —в частности, расширены разделы о богослужении, истории Вселенской и Русской Церкви, включен краткий обзор апостольских посланий. Книга предназначена для абитуриентов программы профессиональной подготовки «Теология» и учащихся программы «Основы православного богословия и культуры» Факультета дополнительного образования ПСТГУ; может быть использована преподавателями и слушателями богословских курсов, духовно- просветительских центров и воскресных школ для детей и взрослых, а также представлять интерес для широкого круга читателей, желающих получить начальные систематические знания о Православии.

12 3 4 5 6 7 …12

Андрей Кураев

Основы православной культуры

(Учебник для четвертого класса)

Урок 1 курса «Основы Православной культуры».

Россия – наша Родина

Вы узнаете:

— Чем богато наше Отечество.

— Что такое традиции и для чего они существуют.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.

Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон — знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.

Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений. Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе. Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Жизнь России и каждого из ее граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Внимательно изучай традицию своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми – чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут в начале казаться для тебя непонятными, но топтать их нельзя. Эти ценности ты откроешь для себя в будущем.

Мальчуган лучи ласкал,

Весь купаясь в свете,

Пламя солнца целовал

На паркете.

Я случайно встал на круг

Солнечного блеска.

И заплакал мальчик вдруг

В три ручья, по-детски.

Что с тобою? – я спросил.

Он сказал: – Я видел,

Ты на солнце наступил,

Солнышко обидел.

Я его поцеловал

И теперь уж знаю:

Если на пол луч упал,

Я не наступаю.

(Александр Солодовников)

Вопросы и задания

Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье, в других семьях .

Какие ценности лежат в основе семейных традиций?

Важные понятия

Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые — поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

Урок 2 курса «Основы Православной культуры».

Православие и культура

Вы узнаете:

— Что человек вкладывает в культуру

— Какие мысли несет религия

Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.

Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Православие как неотъемлемая часть христианства

Православие — это не отдельная религия, а конфессия христианства. Поэтому православие было и остается неотъемлемой частью христианства. В I в. до н.э. произошли удивительные события, которые стали причиной зарождения нового мира. В этом мире мы получили заповеди блаженства , получили возможность спасения и Жизни Вечной. Бог умалился до человека, пришел в мир и принес в этот мир весть о спасении, которая, к сожалению, не всеми была услышана. Исполнились древние пророчества, мир увидел обещанного Мессию. Многие представляли его сокрушительным и грозным, а Он въехал в Иерусалим на ослике. Чтобы взойти на Крест. Чтобы расплатиться за наши грехи. Чтобы заключить с людьми удивительный договор, равный которому мир не знал прежде.

Мы хорошо знаем эти события, они описаны в Новом Завете. Страдание и смерть Христа, Его воскресение из мертвых стали началом для христианства. Ученики Иисуса проповедовали по всему миру, определив, кто и в какие земли пойдет говорить об учении Христа. Все они приняли страдания, а многие мученическую кончину за Христа. Они знали, на что идут, но готовы были страдать за Его имя. Не значит ли это, что вера во Христа истинна? На этот вопрос у богословов любой христианской конфессии есть единственный истинный ответ — да! Нам всем: православным, католикам и протестантам не приходится сомневаться, что наше спасение во Христе. Почему же при таком единодушии возникли разные конфессии?

Каждый из апостолов пошел своим путем. Апостолу Петру выпали Египет, Испания и Италия. Иоанну Богослову — малая Азия, Апостол Варфоломей пошел в Азию и Армению. Апостол Фома — в Китай и Индию. Апостол Матфей проповедовал в Сирии и Персии. Иаков Алфеев направился в Египет. Апостол Фаддей пошел в Месопотамию. Апостол Симон Зилот в числе прочих посетил Мавританию и Абхазию. Апостол Матфий был на Кавказе, а на берегу Адриатического моря — апостол Марк. Апостола Филиппа услышали в Аравии и Эфиопии. Евангелиста Луку — в Ливии и Египте. Апостол Павел учил в Антиохии, Малой Азии и на Кипре.

Апостол Павел первым рассказал об удивительных событиях Евангелия в Европе. «Идите, научите все народы», — так Иисус сказал своим ученикам. Услышать Слово Божие призваны были все люди. Земли, на которых впоследствии возникла Русь, посетил апостол Андрей Первозванный. Первыми его услышали коренные народы Причерноморья и жители греческих колоний. Позже, узнав, где находится устье Днепра, он отправился на Север…

В те времена никто еще не знал о грядущем расколе, о возникновении православие и католичества, о том, что позже возникнет протестантизм и множество других христианских течений. Христианство было едино для всех и основные принципы веры Христовой и сейчас объединяют все конфессии. Мы называемся христианами, потому что верим, что Христос есть Воскресение и Жизнь.

Но есть у нас и противоречия.

Идеология православия до раскола церквей

Разделение на католицизм и православие, как считают историки, произошел в 1054 году. Предпосылки к этому появились гораздо раньше. Западные отцы Церкви больше говорили о нравственности и христианской морали, восточные о богословии. Свою роль сыграли и политические разногласия. Если прежде Рим был единой империей, то из-за политических волнений он был разделен и на востоке появилась даже новая столица — Константинополь. Центр современной римско-католической Церкви остался в Риме.

Свою роль сыграли и разногласия, касающиеся языков. На Востоке главенствовал греческий, а на Западе — латынь. На Востоке больше чтили Иоанна Златоуста, на Западе — блаженного Августина. Взаимное недовольство росло и вылилось в серьезный раскол, по причине которого сейчас существуют разные христианские конфессии.

Официально причиной стало Филиокве — латинское учение, согласно которому Дух Святой исходил не только от Бога Отца, но и от Сына. Это учение до сих пор является одним из главных камней преткновения в вопросах соединения Церквей. Разница в толковании некоторых мест Евангелия стала причиной и для других споров.

Так православие отрицает Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Православие же считает, что Богородица родилась причастной к первородному греху, как обычный человек, но была избрана Богом, своей Праведностью, участием в страстях Христовых, укрепилась в святости и приблизилась к Господу более, чем кто-либо из людей.

Различались также учения о спасении и оправдании. Римско-католическая Церковь торговала индульгенциями именно, потому что учение воспринимало Завет как Договор в юридическом смысле. Существовала некая совокупность добрых дел, которые Церковь могла расходовать по своему усмотрению. В том числе, использовать для отпущения грехов.

В православии же такие идеи отрицаются, как и учение о чистилище, как о возможности попасть в рай, очистившись через мучения от грехов.

Православие на Руси

В «Повести временных лет» встречается одно из самых первых упоминания Православия на Руси. Существует устойчивое заблуждение, что слово «православие» происходит от того, что быть православным — значить славить Бога правильно. На самом деле, православие было принято, как слово противоположное «инославию». Именно так обозначали учение проповедников, которое не принимала по тем или иным причинам официальная Церковь. Мы отсчитываем ход нашей истории с Апостольских времен, но история Православия на Руси началась с момента Крещения Руси, решение о котором было принято князем Владимиром в 988 году.

После гибели князя Святослава на Руси осталось трое его сыновей — князь Владимир, князь Ярополк и князь Олег. Великим князем стал старший сын князя Святослава — Ярополк. С дружиной отца он правил в Киеве. Средний — Олег еще при жизни князя Святослава правил Древлянами. Князь Владимир же отправился в Новгород. В ходе междоусобиц при делении земель погиб князь Олег, а князя Ярополка предали и убили на переговорах варяги. Великим князем остался Князь Владимир, хотя никто не прочил ему такой судьбы. Матерью Князя Владимира была рабыня-ключница у князя Святослава. Его воспитывал дядя, дружинник Святослава. Тем не менее, князь Владимир был добрым и справедливым князем, мудро управлял вверенными ему землями. В большинстве соседних государств к тому времени уже установились мировые религии, на Руси же продолжали царствовать языческие верования. Но языческие боги и их «вероучение» не отвечали за вопросы, которые жизнь ставила перед людьми.

Путешественники из стран Востока предлагали Князю Владимиру принять Ислам, но он отказался, отверг он и Иудаизм.

Выбирая веру, которая должна была сплотить воинственные и разрозненные племена, он сделал выбор в пользу Православия, пораженный длинной речью о содержании Священного Писания. Кроме того, Русь многое связывало с Византией, на греческого императора равнялись русские князья, мы вели совместную торговлю, многие наши обычаи были похожи. Приходили к князю Владимиру и представители Римско-католической Церкви из Западной Европы, которым он отказал, сославшись на то, что «Отцы наши не приняли этого».

Первым князь Владимир крестился сам. Византийские императоры зачастую считали, что принятие православие означает подчинение Византии, чтобы не допустить такой мысли князь Владимир направил свои войска в Крым, где захватил Херсонес (Корсунь). По требованию Владимира, ему выслали священников для крещения и будущую жену — царевну Анну. Ради нее князь Владимир отказался от прежней жизни, от буйных разгульных пиров и многоженства.

По приказу князя Владимира уничтожили идолов язычников и построили христианские храмы. Этому русских мастеров научили византийские. Все страшные и жестокие языческие жертвоприношения и традиции были отменены. На Руси стали появляться христианские книги, написанные на кириллице, благодаря чему многие крестьяне научились читать и писать. Православие стало государственной религии на Руси и сыграло огромную роль в развитии государства.

Во главе прихода стоял священник, его священноначалием был Епископ, главой для Епископов являлся Митрополит, а для Митрополита — Патриарх. Существовали также монастыри, во главе которых стоял игумен, но в отличие от современности священниками сначала были приезжие греки или болгары.

Язычники долго боролись с христианством. В нательные кресты прятали языческие обереги и символы, но православие, как истинная вера, победило.

Православие сегодня

Православие сегодня — одна из трех главных христианских конфессий, наряду с католичеством и православием. Насчитывается 14 общепризнанных автокефальных православных Церквей и около 225 млн последователей.

13 февраля 2016 года в Гаване состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Встреча прошла в дружелюбной атмосфере, главы Церквей приняли совместный документ и обсудили трудную тему гонения на христиан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *