Сент антуан

Библиотека № 7 — Культурный центр им А. де Сент-Экзюпери ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО» образована 17 сентября 2014 путем объединения Библиотеки № 7 имени А. де Сент-Экзюпери, Детской библиотеки № 15, Центральной детской библиотеки им. Н. К. Крупской, Библиотеки № 106 и Детской библиотеки им. А. П. Чехова ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО». До 16 октября 2013 Библиотека — Культурный центр им А. де Сент-Экзюпери и Детская библиотека-филиал № 56 им. А. П. Чехова находились в структуре ГБУК г. Москвы «ЦБС № 5 ЦАО», Детская библиотека № 15, Центральная детская библиотека № 13 им. Н. К. Крупской и Библиотека № 106 — в составе ГБУК г. Москвы «ЦБС № 3 ЦАО». 8 сентября 2015 в рамках реорганизации библиотек г. Москвы была образована Библиотека № 267 им. Н. К. Крупской ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО» путем объединения Центральной детской библиотеки им. Н. К. Крупской, Детской библиотеки им. А. П. Чехова, Библиотеки № 106 и Детской библиотеки № 15, выделенных из состава Библиотеки № 7 им. А. де Сент-Экзюпери ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО».

Размер фонда: 45 486

Возрастная адресация фонда: 12+

Историческая справка

Свою историю библиотека ведет от общественной библиотеки Общества бывших политкаторжан и ссыльных поселенцев (1921–1935), открывшейся при организованном в 1926 Музее с архивом. После закрытия Общества в 1935 часть библиотеки его бывшие члены перевезли по адресу: ул. Покровка (в 1940–1992 — ул. Чернышевского), д. 37, а оставшиеся книги — в свои дома.

В начале 1936 библиотека была передана в ведение РОНО и получила статус Библиотеки № 91 Куйбышевского района Москвы. В январе 1942 библиотека была переведена в здание № 3 по проезду Серова. В 1946–1979 библиотека размещалась по адресу: Кировский проезд, д. 3. В середине 1950-х библиотеке присвоили номер 33.

В январе 1961, в связи с изменением административно-территориального деления районов Москвы, Библиотека № 33 Куйбышевского района была отнесена к Бауманскому району. 9 мая 1961 она получила наименование Массовой библиотеки № 11 Бауманского района г. Москвы. При последующем районировании (в ноябре 1968) библиотека отошла к Сокольническому району под номером 11.

В 1978–1991 Библиотека № 11 находилась в составе ЦБС Сокольнического района Москвы. В 1979–1987 библиотека размещалась в доме 34 по Верхней Красносельской улице, с 1987 занимает свое нынешнее помещение по адресу: 2-й Красносельский пер., д. 2.

В 1991 Библиотека № 11 вошла в структуру ЦБС № 5 ЦАО г. Москвы. В марте 2008 ей было присвоено имя всемирно известного писателя Антуана де Сент-Экзюпери (1900–1944) и почетное наименование «Библиотека — Культурный центр им. А. де Сент-Экзюпери» в целях «организации культурно-просветительной работы и патриотического воспитания подрастающего поколения на лучших примерах героев отечественной авиации и космонавтики, а также увековечения памяти всемирно известного писателя».

16 октября 2013 библиотека вошла в структуру ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО» как Библиотека имени А. де Сент-Экзюпери, 17 сентября 2014 получила статус Библиотеки № 7 — Культурного центра им. А. де Сент-Экзюпери ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО».

История переименований

Общественная библиотека при Музее Общества бывших политкаторжан и ссыльных поселенцев (1926–1935)

Библиотека № 91 Куйбышевского района Москвы (1936 — середина 1950-х)

Библиотека № 33 Куйбышевского района Москвы (середина 1950-х — 9 мая 1961)

Массовая библиотека № 11 Бауманского района г. Москвы (9 мая 1961 — 1968)

Библиотека № 11 Сокольнического района Москвы (1969–1978)

Библиотека № 11 ЦБС Сокольнического района г. Москвы (1978–1991)

Библиотека № 11 ЦБС № 5 ЦАО г. Москвы (1991 — март 2008)

Библиотека — Культурный центр им. А. де Сент-Экзюпери ЦБС № 5 ЦАО г. Москвы (март 2008 — 16 октября 2013)

Библиотека имени А. де Сент-Экзюпери ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО» (16 октября 2013 — 17 сентября 2014)

Библиотека № 7 — Культурный центр им. А. де Сент-Экзюпери ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО» (с 17 сентября 2014)

Мемориальная работа

Библиотека № 7 — Культурный центр им. А. де Сент-Экзюпери сотрудничает с наследниками Сент-Экзюпери и посольством Франции. В универсальной музейной экспозиции собраны все книги Сент-Экзюпери на разных языках, редкие экспонаты, посвященные жизни Антуана де Сент-Экзюпери, а также фотоматериалы и документы по истории отчественной авиации и не имеющего аналогов русско-французского сотрудничества в авиации и космонавтике.

Дополнительная информация

Отделы библиотеки: киноконцертный зал, читальный зал, абонемент.

Читальня ведет свою культурно-просветительскую и патриотическую работу на героических примерах отечественных летчиков и космонавтов. Полученный в 2008 грант Правительства Москвы за проект «Люди земли и неба. Семейные традиции» позволил оснастить библиотеку современным мультимедийным оборудованием для проведения мероприятий на высоком профессиональном и эстетическом уровнях. В 2008 был создан целевой книжный фонд авиационно-космической тематики, содержащий обширную медиатеку, которая дополняется документально-хроникальными и художественными аудио- и видеоматериалами. Собранные материалы формируют яркое представление о романтическом, сложном, часто экстремальном, виде человеческой деятельности.

В киноконцертном зале библиотеки зале выступают известные артисты, лауреаты международных конкурсов, в т. ч. Фонда Ирины Архиповой, солисты Большого театра, музыкальных и драматических театров и студий Москвы, писатели и поэты. Проведены более 30 детских музыкальных фестивалей-конкурсов «Вива, музыка!», конкурсов молодых вокалистов, посвященных Л. Паваротти, Е. Образцовой и С. Рихтеру, готовится специальная литературно-музыкальная программа по произведениям Сент-Экзюпери с органом и вокалом.

Совместно с российским Фондом «Мир Сент-Экзюпери» библиотека организует встречи с заслуженными военными летчиками, летчиками-испытателями и космонавтами, чемпионами и рекордсменами мира по высшему пилотажу, ветеранами войн, а также разнообразные акции и мероприятия, посвященные истории авиации и освоения космоса. Проводятся научно-практические конференции, художественные вернисажи, патриотические тематические вечера с оригинальными концертными программами. В 2017 была организована и проведена в Минске совместно с Институтом истории Национальной академии наук Республики Беларусь I Международная конференция «Авиация партизанам в годы Великой Отечественной войны».

Библиотека — Культурный центр сотрудничает с Ассоциацией ветеранов 303-й гвардейской авиадивизии и легендарного авиаполка «Нормандия — Неман», осуществляет совместные проекты с регионами России, в т. ч. с Крымом, Якутией, а также с Беларусью, Италией и Грецией, с образовательными учреждениями и общественными организациями. В мероприятиях неоднократно принимали участие представители Посольств Франции, Беларуси и Украины, Союза ветеранов Сирии. Неоднократно наносили визиты французские наследники А. де Сент-Экзюпери.

Библиотека — Культурный центр шефствует над ГБОУ г. Москвы «Школа № 185 им. Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В. С. Гризодубовой», которой была оказана решающая поддержка в почетном наименовании школы и организации в ней уникального музейного комплекса «Музей Гризодубовой» и «Ретроспектива русской авиации и космонавтики», одного из лучших в Москве. Проводится обширная патриотическая работа с другими московскими школами, а также со школой № 509 Красносельского района Санкт-Петербурга и средней школой № 194 г. Минска (Республика Беларусь).

Библиотека — Культурный центр им. А. де Сент-Экзюпери удостоена многих дипломов и наград, в т. ч. специального диплома Международной аэрокосмической федерации FAI (Женева, 2013), благодарностей Премьер-министра Франции Ж.-М. Эйро (2013), Послов России и Франции и командования Воздушно-космических войск Минобороны России (2017).

Клубные формирования: клуб молодых авиаторов «Взлет» им. Героя Советского Союза Игоря Волка (первоначальное летное обучение подростков с практическими занятиями на современных авиационных тренажерах под руководством действующих пилотов Авиации общего назначения; 12+), клуб «Маленький принц» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 6+), «Космический клуб Ивана Ефремова» почитателей научной фантастики и творчества выдающегося советского ученого и писателя.

Статус библиотеки установлен приказом Департамента культуры города Москвы от 17 сентября 2014 г. № 784 «Об упорядочении наименований государственных публичных библиотек Департамента культуры города Москвы».

Приказ Департамента культуры города Москвы от 8 сентября 2015 г. № 818 «О внесении изменений в приказ Департамента культуры города Москвы от 17 сентября 2014 г. № 784 «Об упорядочении наименований государственных публичных библиотек Департамента культуры города Москвы”».

На основании решения Исполкома Моссовета от 9 мая 1961 г. № 23/37 «Об изменении нумерации массовых библиотек Управления культуры Исполкома Моссовета».

Статус библиотеки утвержден приказом Департаменты культуры города Москвы от 26 февраля 2008 г. на основании ходатайства и подготовительной работы российского Благотворительного фонда «Мир Сент-Экзюпери».

Биография

Детство, отрочество, юность

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион, происходил из старинного провинциального дворянского рода, и был третьим из пятерых детей виконта Жана де Сент-Экзюпери и его супруги Мари де Фонколомб. В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать.

В 1912 году на авиационном поле в Амберье Сент-Экзюпери впервые поднялся в воздух на самолёте. Машиной управлял знаменитый лётчик Габриэль Вроблевски.

Экзюпери поступил в Школу братьев-христиан Святого Варфоломея в Лионе (1908 г.), затем с братом Франсуа учился в иезуитском колледже Сент-Круа в Мансе — до 1914 года, после чего они продолжили учёбу во Фрибуре (Швейцария) в колледже маристов, готовился к поступлению в «Эколь Наваль» (проходил подготовительный курс Военно-морского лицея Сент-Луи в Париже), но не прошёл по конкурсу. В 1919 году записывается вольнослушателем в Академию изящных искусств на отделение архитектуры.

Пилот и писатель

Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию Франции. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика. Его переводят в Марокко, где он получает права уже военного лётчика, а затем посылают для усовершенствования в Истр. В 1922 году Антуан заканчивает курсы для офицеров запаса в Аворе и становится младшим лейтенантом. В октябре он получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму. В марте его комиссуют. Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.

Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл свое призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начинает работать по перевозке почты на линии Тулуза — Касабланка, затем Касабланка — Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары.

Памятник Антуану де Сент-Экзюпери в Тарфае

Здесь он пишет свое первое произведение — «Южный почтовый».

В марте 1929 года Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовой», а Экзюпери уезжает в Южную Америку в качестве технического директора «Аэропоста — Аргентина», филиала компании «Аэропосталь». В 1930 году Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга лётчика Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды. В этом же году Сент-Экзюпери пишет «Ночной полёт» и знакомится со своей будущей женой Консуэло.

Пилот и корреспондент

В 1931 году Сент-Экзюпери вернулся во Францию и получил трёхмесячный отпуск. В апреле он заключил брак с Консуэло Сунсин, но супруги, как правило, жили раздельно. 13 марта 1931 года компания «Аэропосталь» была объявлена банкротом. Сент-Экзюпери вернулся на работу в качестве пилота почтовой линии Франция — Южная Америка и обслуживал отрезок Касабланка — Порт-Этьенн — Дакар. В октябре 1931 года издается «Ночной полёт», и писателю присуждается литературная премия «Фемина». Он снова берёт отпуск и переезжает в Париж.

В феврале 1932 года Экзюпери вновь начинает работать в авиакомпании Латекоэра и летает вторым пилотом на гидроплане, обслуживающем линию Марсель — Алжир. Дидье Дора, бывший пилот компании «Аэропосталь», вскоре устроил его на работу лётчиком-испытателем, и Сент-Экзюпери едва не погиб при испытаниях нового гидросамолёта в бухте Сен-Рафаэль. Гидросамолёт перевернулся, и он едва успел выбраться из кабины тонущей машины.

В 1934 году Экзюпери поступает на работу в авиакомпанию «Эр Франс» (бывшая «Аэропосталь»), как представитель компании совершает поездки в Африку, Индокитай и другие страны.

В апреле 1935 года, в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар», Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сущность сталинизма.

В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С.630 «Симун» и 29 декабря 1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж — Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, снова едва избежав гибели. Первого января он и механик Прево, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами.

В августе 1936 года, согласно договору с газетой «Энтрансижан», едет в Испанию, где идёт гражданская война, и публикует в газете ряд репортажей.

В январе 1938 года Экзюпери отправляется на борту лайнера «Иль де Франс» в Нью-Йорк. Здесь он переходит к работе над книгой «Планета людей». 15 февраля он начинает перелёт Нью-Йорк — Огненная Земля, но терпит тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливает здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.

Война

4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери является по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран и 3 ноября переводится в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базируется в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном своём письме в ноябре 1939 года он пишет: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кто не сволочь, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне».

Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест» (фр. Croix de Guerre). В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В 1943 году он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета «Лайтнинг» Р-38.

Сент-Экзюпери в кабине «Лайтнинга»

«У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Но, разумеется, нынешнюю мою жизнь — завтрак в шесть утра, столовую, палатку или белённую известкой комнату, полёты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире — я предпочитаю невыносимой алжирской праздности… …я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть, что делать и после неё» (из письма Жану Пелисье 9—10 июля 1944 г.).

31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся.

Летчик-корреспондент

В 1931 г. Экзюпери написал и выпустил роман «Ночной полет”, получивший престижную литературную премию «Фемина”.

Весной 1935 г., являясь корреспондентом газеты «Лари Суар”, Экзюпери посетил Советский Союз. Свои впечатления писатель подробно описал в пяти небольших рассказах. По сути, он был первым западным писателем, пытавшимся в письменной форме постичь суть сталинизма.

В 1938 г. выпустил роман «Планета людей”, которую многие критики обозначили, как «оду гуманизму”. В 1939 г. этот роман получил престижную награду – Большую премию Французской академии. В этом же году роман получил Национальную премию США.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны Экзюпери летал на самолете «Блок-174”. Он совершил несколько боевых вылетов. Выполнил немало задач по аэрофоторазведке, за что был в итоге представлен к награде «Военный крест”.

Когда Франция потерпела поражение от гитлеровской Германии, Экзюпери перебрался в Соединенные Штаты. Там он написал роман-сказку для детей и взрослых, «Маленький принц”. Книга увидела свет в 1943 г.

В этом же году Экзюпери вернулся на фронт и успешно освоил пилотирование «Лайтинг P-38”, новейшего скоростного самолета.

31 июля 1944 г. Экзюпери отправился в разведывательный полет. Назад он уже не вернулся. Обстоятельства его гибели до сих пор остаются невыясненными. Обломки самолета, на котором, как предполагается, разбился писатель, сейчас находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Левша.
  • За всю карьеру лётчика Сент-Экзюпери потерпел 15 аварий.
  • Во время командировки в СССР совершил полёт на борту самолёта АНТ-20 «Максим Горький».
  • Сент-Экзюпери в совершенстве владел искусством карточного фокуса.
  • Стал автором нескольких изобретений в области авиации, на которые получил патенты.
  • В дилогии «Искатели неба» Сергея Лукьяненко фигурирует персонаж Антуан Лионский, совмещающий профессию лётчика с литературными опытами.
  • В повести Владислава Крапивина «Летчик для особых поручений» проскальзывает связь этого произведения со сказкой-притчей «Маленький принц» и её автором.
  • Потерпел аварию на самолёте Кодрон С.630 Симон (регистровый номер 7042, бортовой — F-ANRY) при перелёте Париж — Сайгон. Этот эпизод стал одной из сюжетных линий книги «Планета людей».

Литература

На русском языке На иностранных языках

Библиография

Основные произведения

Мемориальная табличка в КвебекеПамятник Экзюпери в аэропорту Бастии

Послевоенные издания

  • Lettres de jeunesse. Editions Gallimard, 1953. Préface de Renée de Saussine. Письма юности.
  • Carnets. Editions Gallimard, 1953. Записные книжки.
  • Lettres à sa mère. Editions Gallimard, 1954. Prologue de Madame de Saint-Exupery. Письма к матери.
  • Un sens à la vie. Editions 1956. Textes inédits recueillis et présentés par Claude Reynal. Придать жизни смысл. Неизданные тексты, собранные Клодом Рейналем.
  • Ecrits de guerre. Préface de Raymond Aron. Editions Gallimard, 1982. Военные записки. 1939—1944 гг.
  • Воспоминания о некоторых книгах. Эссе. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.

Небольшие работы

  • Кто ты, солдат? Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Лётчик (первый рассказ, опубликован 1 апреля 1926 года в журнале «Серебряный корабль»).
  • Мораль необходимости. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Надо придать смысл человеческой жизни. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Обращение к американцам. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Пангерманизм и его пропаганда. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Пилот и стихии. Переводы на русский язык: Грачев Р.
  • Послание американцу. Переводы на русский язык: Цывьян Л. М.
  • Послание молодым американцам. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.
  • Предисловие к книге Энн Морроу-Линдберг «Поднимается ветер». Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Предисловие к номеру журнала «Документ», посвященному лётчикам-испытателям. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Преступление и наказание. Статья. Переводы на русский язык: Кузьмин Д.
  • Среди ночи голоса врагов перекликаются из окопов. Переводы на русский язык: Гинзбург Ю. А.
  • Темы «Цитадели». Переводы на русский язык: Баевская Е. В.
  • Франция прежде всего. Переводы на русский язык: Баевская Е. В.
  • Сказка о царе Салтане.

Издания на русском языке

Литературные премии

  • 1930 — премия Фемина — за роман «Ночной полёт»;
  • 1939 — Гран-При дю Роман Французской Академии — «Планета людей»;
  • 1939 — Национальная книжная премия США — «Ветер, песок и звёзды» («Планета людей»).

Военные награды

В 1939 году награждён Военным Крестом Французской Республики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *