Секта новый завет

«Церковь Последнего Завета» (последователи Виссариона) была классифицирована как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в:

· «Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека», прошедшей в Санкт-Петербурге 11–12 января 1996 г. 516 , а также в официальных «Обращении к россиянам…» и «Обращении к средствам массовой информации…» участников этой конференции 517 ;

· Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г. 518 ;

· Инициативном письме – депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997г.);

· Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г. 519 ;

· выступлениях в Государственной Думе Российской Федерации депутата В.Савицкого;

· книге А.И.Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.) 520 .

Сергей Тороп родился 14 января 1961 г. в семье строителей в пригороде г.Краснодара. В семилетнем возрасте вместе с семьей переезжает на постоянное место жительства в г.Минусинск на юге Красноярского края. Школу в Минусинске будущий «бог» закончил с трудом. Затем – стройбат в армии, профессия слесаря-электрика, по некоторым данным – алкоголизм, бесцельные занятия то одним, то другим: от живописи до восточных единоборств. Конфликты с сослуживцами привели к тому, что Сергея уволили из милиции. От нечего делать он занялся уфологией. Тогда-то и появился Владимир Плесин, заводской электрик, который ссылался на прямой контакт с космосом и утверждал, что недавно получил свыше указание объявить себя Сыном Божиим. Однако, когда Владимир встретил Сергея, «космос изменил решение и честь стать Виссарионом была дарована» Сергею Торопу. В 29 лет, по словам адептов, в мае 1990 г., Виссарион якобы прозрел. Первую проповедь с выездом за пределы города совершил 18 августа 1991 г. 521 и 522 . Началось шествие по России Виссариона-спасителя». Первые свои проповеди Виссарион читал робко. Но уже тогда появились первые последователи, которые и развернули агитационную деятельность, тиражировали проповеди Виссариона. Красноярский край был объявлен «землей обетованной». Стремясь к «истине и сказочному будущему» в Сибирь стали съезжаться первые ученики.

На собранные с последователей деньги Виссарион начал путешествовать по России, но размаха еще не было. Лишь когда Виссарион завел себе апостола – шоу-бизнесмена, бывшего эстрадного певца Вадима Редькина, миссионерская деятельность закипела с удвоенной силой. Виссарион объездил почти все СНГ, общины его последователей регистрировались во многих городах. «Мессия» уже мог говорить часами, не останавливаясь, его жесты стали энергичными, а тембр голоса обрел уверенность и немалую убедительную силу. Шоу-навыки апостола сделали свое дело.

В Москве и Санкт-Петербурге помощники Виссариона развернули сеть квартир, на которых шли собрания и проводились ритуальные «круги». Пик деятельности Виссариона наступил, когда появилась Мария Карпинская, ставшая в окружении Виссариона Марией Магдалиной. Журналистка, известная во многих странах мира, член Европарламента, она в числе первых поселенцев приехала в Сибирь, профинансировав деньгами от продажи своей квартиры первое заграничное турне Виссариона. Пользуясь своими связями, Карпинская впервые вывезла за рубеж неразлучную троицу. Впоследствии выход Марии Карпинской из секты Виссариона произвел очень большое впечатление на его последователей.

Община продолжала расти. По призыву Виссариона, уверовав в его учение, несколько тысяч людей разных профессий (музыканты, художники, философы, эстрадная певица, отставные военные и др.) продали свои квартиры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах и переселились в Красноярский край. В негласную службу безопасности Виссариона вошли специалисты – бывшие офицеры правоохранительных органов. С радостными песнями общинники выстроили на свои средства Дом Учителя в поселке Малая Минуса, куда переехала семья Виссариона и еще несколько семей. Параллельно стал строиться еще один дом для Виссариона – в селе Петропавловка.

В июне 1994 г. верующие, проживающие в г.Минусинске и Курагинском районе Красноярского края, объединились для совместного вероисповедания в религиозное объединение «Община единой веры», которое было зарегистрировано Управлением юстиции Красноярского края под №105. В октябре 1995 г. религиозное объединение последователей Виссариона официально перерегистрировалось в «Церковь Последнего Завета», которая объединила представителей различных вероисповеданий, не нашедших себя в традиционных религиях 523 .

В телерепортаже о деятельности общины последователей Виссариона, показанном в передаче «Чрезвычайный канал» (РТР) летом 1996 года, говорилось: «Постоянно напоминая о грядущем конце света, Виссарион говорил, что организм человека должен перестроиться, чтобы выжить, теперь ему уже больше не нужна белковая пища. Стремясь заслужить будущее райское существование, люди самоотверженно отказались не только от мяса, но и от соли, сахара, чая, кофе. Поначалу были запрещены даже вода и пшеничный хлеб. Хозяйкам, выпекающим лепешки из отрубей, учение Виссариона рекомендовало мысленно добавлять в тесто яйца, сметану, лепестки роз и космический свет. Вскоре постоянное недоедание и тяжелые условия жизни стали сказываться на членах общины. Подступала нищета. Особенно в безвыходном положении оказались те, кто продали свои квартиры и сдал в общину все свои средства. Так или иначе, но с 1994 года в общине возникли первые очаги неповиновения. В местные органы власти посыпались жалобы от родителей. Тогда Виссарион смягчил режим питания, разрешив детям кисломолочное, а беременным женщинам – рыбу, был снят ранее существовавший запрет на чтение книг, не относящихся к учению общины. Но дисциплина среди адептов пошатнулась, некоторые вслух выражали свою разочарованность, другие стали требовать возвращения вложенных денег. Положение дел требовало присутствия лидера – продолжать прежнюю деятельность в духе шумных манифестаций и загранпоездок было небезопасно. Виссарион вернулся в Сибирь, надеясь поправить положение дел. Тогда-то и родился проект строительства города- Солнца на горе Сухой, что близ озера Тиберкуль, где прекратятся все несчастья».

Во второй половине 1994 г. инициативная группа последователей Виссариона, переехавших в Красноярский край и объединенных единой духовной идеей, выступила с предложением создать в Курагинском районе Красноярского края вблизи озера Тиберкуль так называемое экспериментальное экологическое поселение, которое было принято администрацией Курагинского района и Красноярского края. Для построения поселения выделено из лесного фонда 250 га земли в районе горы Сухая и озера Тиберкуль. Указанные земли переданы для проектирования экологического поселения закрытому акционерному обществу «ТАБРАТ», созданному поселенцами специально для решения практических задач организации и обеспечения строительства поселения, а затем хозяйственной деятельности в этом поселении. Проектируемое в настоящее время поселение рассчитано на 120 семей и состоит из нижнего поселения радиально- кольцевого типа площадью 21 га, расположенного в седловине на отметке 560 м, и верхнего поселения хуторского типа площадью 3 га, расположенного на хребте горы Сухая на отметке 927 м. Нижнее поселение размещено непосредственно за километровой водоохранной зоной юго-восточной оконечности озера Тиберкуль. Остальная территория площадью 226 га играет роль адаптационной зоны. В ней расположены лесопарк, планируется расположить питомник редких деревьев и плодово-ягодных культур, пастбища и сенокосы и другие аналогичные объекты 524 . Дом Виссариона из села Петропавловка по частям перевезли на гору Сухую по специально проложенной колее на лошадях.

Некоторые и рады были бы бежать от «земли обетованной», но «мосты сожжены»: квартиры проданы, имущество – в общине, ехать некуда. Для такой категории недовольных Виссарион предусматривает особый ход – он заявляет, что у проекта нет религиозной и дает квазинаучное обоснование, говоря, что речь идет о выживании человека в экологически чистых условиях, об очищении души и тела.

По словам руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий (Москва, Б.Ордынка, 20), священника О.Олега Стеняева, Виссарион – не более чем российское воплощение киноверсии итальянского кинорежиссера Дзефирелли «Иисус из Назарета». Отец Олег при личном общении с Виссарионом обратил внимание, что Сергей Тороп не только похож на актера, который играет роль Христа, но и явно ему подражает 525 .

Каждый последователь Виссариона хоть один раз должен побывать в «земле обетованной», в Минусинске. Здесь происходят крещения, вновь обращенным вручаются пояс и специальная лента, освящаются Виссарионом крестики – при этом неважно какие: православные, католические или выструганные из дерева собственными руками и по своему проекту. Главным же ритуалом является так называемый магический круг, когда верующие, взявшись за руки, под специально подобранную музыку совершают определенные движения. Сила воздействия такого ритуала на психику адептов настолько велика, что иные падают без чувств и их относят в сторону 526 .

По словам последователей Виссариона, в их общине придерживаются, исходя из этических и мировоззренческих принципов, строгого вегетарианства, а рацион питания составляют продукты растительного происхождения 527 . В реальности же, по данным 528 , в общине Виссариона практикуется «агрессивная» диета по примеру нацистских концентрационных лагерей, при которой даже кормящим матерям запрещается кормить детей грудным молоком. По показаниям врачей районной больницы п.Курагино Красноярского края, имеется несколько смертельных случаев от истощения фанатичных последователей Виссариона, детям в секте не оказывается медицинская помощь. Основатель секты Сергей Тороп подтвердил факты самоубийств среди своих последователей 529 .

По словам депутата Виталия Савицкого, ездившего в Минусинск и Курагинский район, во время интервью газете «Труд», в общине Виссариона собрались люди, ищущие для себя «духовных опор» в оккультных направлениях, имеющие слабый тип нервной системы. В общине практикуется рожать в воде, в обыкновенной бочке с водой. В общине не разрешается делать детям медицинские прививки, прибегать к медикаментам и медицинской помощи в случае болезни. В.Савицкий выразил тогда серьезные опасения, что на юге Красноярского края вероятен трагический финал, вплоть до коллективного самоубийства 530 . Трагический финал вплоть до массового суицида возможен, по мнению лиц, изучавших деятельность общины «Единая вера», в связи с несостоятельностью проекта Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения жертв секты к прежним местам жительства. К таким тревожным выводам приводят и «заповеди» Виссариона, по существу оправдывающие самоубийство 531 . В общине открыто проповедуется принцип неосуждения самоубийства: «Не осуждай уходящего».

Постановление администрации Курагинского района Красноярского края № 696-п от б октября 1995 г., подписанное первым заместителем главы администрации Н.А.Ковалевым, запретило предоставление Общине Единой Веры зданий и имущества, принадлежащих муниципальной собственности:

«Учитывая, что участившиеся случаи отказа по религиозным убеждениям граждан Общины Единой Веры от современной медицинской помощи и проведения среди них профилактических мероприятий, диспансерного наблюдения за беременными женщинами и роженицами, переход их без медицинского наблюдения на особый режим питания и его пропаганда среди жителей района ведет к невозможности выполнения ст.8 Основ законодательства Российской Федерации в части обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора на территории района ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Запретить руководителям структурных подразделений администрации района предоставлять для нужд Общины Единой Веры зданий и имущества, принадлежащих муниципальной собственности.

2. Рекомендовать руководителям предприятий всех форм собственности не предоставлять для нужд Общины Единой Веры принадлежащие им здания и имущество…».

В том же телерепортаже «Чрезвычайного канала» (РТР) летом 1996 года, было высказано предположение, что с деятельностью последователей Виссариона как-то связана гибель депутата Государственной Думы России Виталия Савицкого, ездившего в 1995 году на территорию общины в составе очередной проверочной комиссии. Было сказано, что, по словам его помощников, там Савицким был собран некий пакет документов для передачи в Генеральную прокуратуру России, однако, вскоре по возвращении из общины Савицкий погиб в автокатастрофе, а документы пропали.

По данным 532 , в настоящее время идет процесс смыкания последователей Виссариона с адептами «Белого Братства». В свое время к Виссариону ушло много адептов других сект, в том числе последователей Бабаджи. Одним из важнейших направлений деятельности в культе считается издание и распространение видео- и аудиокассет с проповедями Виссариона, культовой литературы.

Мусульмане

Где встретить? Соборная мечеть в Красноярске находится по адресу проспект Металлургов, 65.

В чем суть? Нет бога кроме Аллаха, и Магомет — пророк его. Главная священная книга — Коран, переданная Мухаммеду архангелом Джебраилом. Мусульмане верят, что ислам является завершающей стадией авраамических религий, передававшихся через таких пророков, как Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус).

Быт. Да особых отличий и нет, разве что не пьют и не едят свинины. Коран разрешает многоженство, но законодательство РФ другого мнения, так что красноярским мусульманам приходится довольствоваться одной женой (или делать вид, что довольствуются). Ну и обязательные намаз по пятницам и пост во время Рамадана.
Фото: Сергей Филинин

Иудеи

Где встретить? Синагога в Красноярске находится по адресу ул. Сурикова, 65.

В чем суть? Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более чем 3 тысячи лет — это одна из старейших монотеистических религий и самая древняя из существующих по настоящее время. В иудаизме множество течений, от ортодоксов в шляпах с пейсами до реформистов, о вероисповедании которых никогда не узнаешь, если сами не расскажут.

Быт. Опять-таки зависит от течения. Но основное: не работать в субботу, не есть пищи, не укладывающейся в заповеди кашрута — увесистый свод от запрета на свинину и всё, что плавает в воде без чешуи, до правил забоя скота. У ортодоксов со всем этим очень строго, у других — с разными степенями послабления.

Фото: Энциклопедия Красноярского края

Католики

Где встретить? Костел в Красноярске находится по адресу ул. Декабристов, 20.

В чем суть? От православных отличаются несколькими важными постулатами. Принимают тезис об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына; догматы о непогрешимости Римского папы и его главенства над всеми христианами и о телесном вознесении Девы Марии; принимают учение о чистилище. Как видите, разногласия принципиальные.

Быт. Так же, как у всех, разве что Пасху и Рождество отмечают по другим датам.

Буддисты

Где встретить? Буддийский центр в Красноярске находится на ул. Полярная, 152.

В чем суть? Если вы еще не поняли, что жизнь — боль, то эти ребята истину усвоили в совершенстве. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путем разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения.

Быт. Буддисты красноярского разлива ходят в обычной одежде, обычной обуви и в домах живут самых обычных. Тихонечко себе занимаются своими практиками и никому особенно не мешают.


Фото: Буддизм алмазного пути

Мормоны

Где встретить? Штаб-квартира где-то в Ленинском районе, но искать их особо не надо — вежливые люди в строгих костюмах сами подойдут и познакомятся.

В чем суть? Вера строится на основе Книги Мормона, которая вроде как была продиктована Джозефом Смитом-младшим, утверждавшим, что это перевод древних летописей коренного населения Америки, составленных пророком Мормоном и его сыном Моронием, последними представителями народа нефийцев. Иисус жил в Америке и всё записал. Не спрашивайте, как ему это удалось.

Быт. Не пьют даже чая и кофе, не курят, работают и платят церковную десятину. Одежда: черный низ, белый верх для мужчин и что-нибудь не особо открытое для женщин. Мормоны отрицают гомосексуализм и внебрачные связи, приветствуют семью как ячейку их общества, считают всех немормонов «язычниками». Раньше практиковали многоженство, но сейчас отказались от этого.

Старообрядцы

Где встретить? Красноярская община зарегистрирована по адресу Медицинский переулок, 21. Скоро у старообрядцев появится церковь на пересечении улиц Республики и Кирова.

В чем суть? Отделились («откололись» — отсюда раскольники) от православной церкви после реформ Никона в 1650 году. Сами, впрочем, не считают себя отделившимися и полагают, что это РПЦ отделилась от истинной веры. Крестятся двумя перстами. Есть еще много отличий, но у старообрядцев сотни ответвлений — о всех не расскажешь.

Быт. Не курят, не воруют, пьют только по праздникам, имущество у новообращенных не отбирают и вообще свои взгляды не навязывают. К чужакам относятся весьма подозрительно. В некоторых старообрядческих деревнях вас и на порог не пустят, но это опять-таки относится не ко всем ветвям старообрядчества. Некоторые общины вполне гостеприимны, однако из общей посуды с вами всё равно есть не будут.

Лютеране

Где встретить? В Красноярске евангелическо-лютеранский приход «Святой Троицы» находится по адресу Металлургов, 14в.

В чем суть? Религия названа в честь одного из основателей протестантизма Мартина Лютера, который в 14 веке подверг резкой критике погрязшее, по его мнению, в разврате и коррупции папство — вследствие чего был отлучен от католической церкви и создал свою, без икон и епископов. Лютеране отрицают сакральность икон и священства, а также возможность человека спастись самостоятельно, без участия божественной благодати.

Быт. Да всё как у всех, разве что отношение к греху более строгое.


Баптисты

Где встретить? В Красноярске Дом Молитвы находится по адресу ул. Партизана Железняка, 21.

В чем суть? В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему движению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей: при наличии твердых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованию добровольности, сознательности и веры.

Быт. Опять-таки не пьют, не курят, имеют много детей, строго соблюдают посты, к вере относятся очень серьезно и в нарядах сдержанны. В остальном всё как обычно.


Кришнаиты

Где встретить? Эти точно сами придут. Но если сильно надо, можно зайти в кафе «Рада» на Каратанова.

В чем суть? Основным каноном кришнаитов являются такие священные тексты индуизма, как «Бхагавад-гита» (в виде «Бхагавад-гита как она есть»), «Шримад-Бхагаватам», а также «Чайтанья-чаритамрита». Там вообще всё довольно сложно и для неподготовленного уха похоже на набор скороговорок. Вкратце: основная цель — любить Кришну, как любили его бесчисленные любовницы-пастушки.

Быт. Основные принципы сводятся к следующим пунктам: не есть мясо, рыбу, яйца, не заниматься внебрачным сексом, не играть в азартные игры и не употреблять одурманивающих средств (включая алкоголь, табак, кофе и чай). А также слушаться гуру и зарабатывать для общины деньги.

Религиозные организации. В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают институты и организации. Для «ориентации» во внерелигиозных областях создаются экономические институты (например, Банк Святого Духа в Ватикане), политические партии (христианские, исламские и проч.), профсоюзы, женские, молодежные и прочие формирования.

Виды и строение религиозных организаций. Складываются учреждения и в религии – внекультовые и культовые. К внекультовым отнесем звенья управления внекультовой деятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и проч.), а среди культовых упомянем причт, клир, дьяконат, епископат.

В первобытном обществе религиозных организаций не было. Религиозными церемониями первоначально руководили старейшины рода и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, знахари и т.д. Складывались религиозные группы – «тайные союзы», не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним и религиозные организации.

Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. В рамках общности на основе различных видов деятельности – культовой и внекультовой – выделяется целая система религиозных субгрупп. Существование и функционирование общности как единого целого обеспечиваются организацией.

Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами, конституциями и т.д. Организационные принципы определяют ее составные части, совокупность позиций и ролей, правила субординации и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев, узлы деятельности и соответственно группы деятелей, призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от условий возникновения и существования религиозные организации принимают «монархический» (в католицизме, православии), «парламентско-королевский» (англиканство), «республиканско-демократический» (кальвинизм, баптизм) и иные виды.

Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение. Первичной ячейкой объединения является религиозная община, над общинами надстраивается комплекс звеньев вплоть до высшего звена – центра объединения. В объединении существует и ряд других составных элементов, имеющих специфические организационные связи, но в то же время включенных в общую структуру (например, «духовенство», «монашество»). Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все звенья становятся взаимосвязанными орудиями, органами целого. Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных элементов организации являются нормы религиозного права и морали, санкции и образцы, авторитеты.

Типы объединений. Набор организационных элементов, их взаимосвязи, распределение позиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях разных типов На основе изучения христианства выделены типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия и др. Наибольшее признание среди исследователей получили три первых типа.

Церковь (греч. kurioV – имеющий силу, власть; господин; в Новом Завете – Господь; oikia – дом, семья; буквально – Божий Дом) представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во многих церквах члены делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре, в строгой централизации управления. Подчеркивается традиционность руководства, в православии, например, правило апостольского преемства. Позиции и роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и авторитарному принципам.

Секта (лат. sekta – образ мыслей, учение, направление) возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям, она может быть выразителем социального протеста групп, недовольных своим положением. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению (ревивализм), признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Институт священства отсутствует, лидерство считает харизматическим (греч. carisma – подарок, милость, дар), право на него признается за лицом, которое получило особую способность руководства, воспринимаемую как «милость Божию». Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на обращение, предшествующее членству. Историческая судьба сект неодинакова: одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в церкви или деноминации.

Деноминация (лат. denominatio – переименование) может развиваться из других типов объединений или складывается с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на «избранности» членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не считаются обязательным признаком истинной религиозности. Хотя и выдвигается принцип постоянного и строго контролируемого членства, в соответствии с которым предписывается активность прежде всего в религиозной деятельности, наблюдается тенденция к соединению с «миром», последователи призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали. Несмотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборности руководящего состава, имеется элита руководителей, как правило, постоянных и наделенных широкими полномочиями. Отрицание деления верующих на священников и мирян сочетается с наличием профессиональных совершителей культа, которым приписывается особый «дар» понимания и истолкования «Слова Божия», проповеди, пророчества и т.д. При определенных условиях в деноминации может возникать тенденция к превращению в церковь, от нее могут отделяться сектантские группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *