Саратов женский монастырь

Описание

Свято-Алексиевский женский монастырь — одна из действующих культурных площадок, на основе которой проводится большое количество различных мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Саратове.

Для путешественников храм монастырь представляет интерес как памятник строительного искусства и национальной культуры, частый пункт экскурсионной программы. Это также центр духовной жизни города, место встречи верующих и проведения богослужений.

Еще это одна из организаций, созданных для того, чтобы сохранять уровень музыкальной культуры города. Для жителей и гостей Саратова это возможность прикоснуться к традициям академической музыки во всем ее многообразии.

Также это место понравится тем, кто любит чтение, но не имеет возможности бесконечно пополнять свою коллекцию книг. Здесь вы можете посетить читальный зал или взять абонемент. Дежурные библиотекари помогут сориентироваться в каталогах.

Более подробную информацию можно получить по телефону 78452655834 или найти на сайте www.svyatalm.ru.

Свято-Алексиевский женский монастырь располагается по адресу: р-н Кировский, Замковый проезд, 18.

Режим работы: ежедневно: 07:00 — 19:00.

Игуменья Иоанновского женского монастыря в селе Алексеевка (Саратовская обл.) Еликонида (Лысенко) рассказывает о «неслучайных» случайностях, через которые всесильный Промысл Божий являет себя в человеческих судьбах.

Игумения Еликонида (Лысенко)

Призывающая благодать

Мое поколение приходило к Богу в конце 1980-х – начале 1990-х. В 1988-м году, а это был юбилейный год 1000-летия Крещения Руси, государство наконец повернулось к гонимой им многие десятилетия Церкви лицом и стало возвращать отобранные во времена безбожия монастыри.

Тогда началось возрождение Оптиной пустыни – старинного монастыря преподобных Оптинских старцев, утешителей и духовных светочей России. Призывающая благодать этой восстающей из забвения и поругания обители была так сильна, что люди, заехавшие сюда даже мимоходом, иногда ради простого любопытства, уже не могли жить по-прежнему – без Бога.

Первая Оптинская братия

«Случайная» поездка в Оптину пустынь

Я оказалась в Оптиной вроде бы случайно, но на самом деле промыслительно: Господь как раз и говорит с нами с помощью таких случайностей и жизненных обстоятельств.

Моя подруга поехала в Козельск, на механический завод, в командировку. Пригласила меня к ней присоединиться, объяснила, что мы сможем побывать в Оптиной пустыни. И мы, молодые девушки, поехали в незнакомый городок. Оптина лежала в руинах, шел 1989 год.

Возрождение Оптиной

Тогдашний благочинный, отец Мелхиседек (Артюхин) (сейчас архимандрит), благословил нас потрапезничать после службы, дал послушание, показал, где устроиться на ночлег. И мы перетаскивали кирпичи и ночевали в гостинице рядом с монастырем. Тогда это была еще не гостиница – просто полуразрушенное здание. Спали кто на чем: какие-то старые тюфяки, груды одежды. Мне повезло больше других: досталась раскладушка. Но когда я, сильно уставшая, примостилась на ней, оказалось, что она сломана и при малейшем движении грозит перевернуться.

Прямо посреди нашей келлии стояло большое оцинкованное корыто – в него всю ночь капала вода с потолка. Громыхало корыто очень сильно, и под это громыханье мы сладко спали, утомленные дорогой и кирпичами.

Таких чувств, как в Оптиной, я раньше не испытывала: будто душа наконец нашла то, что давно искала

Что могло нам тогда понравиться в Оптиной? Неустроенность, разруха, заросли крапивы? Сейчас я понимаю, что мы ощутили благодать и намоленность монашеской обители, а тогда это было мне совершенно непонятно. Знали мы только одно: каким-то чудесным образом перед нами открылся новый, необычный и очень притягательный мир. Когда ехали назад, подруга задумчиво сказала:

– Как же это затягивает!

Посторонний человек не понял бы, что она имеет в виду, но я ее хорошо поняла. Таких чувств, как в Оптиной, я никогда раньше не испытывала: будто душа наконец нашла то, что давно искала.

Моей подругой была нынешняя игуменья Свято-Алексиевского монастыря в Саратове, матушка Феодосия (Бессонова).

Первый опыт молитвы

Тут нужно заметить, что я, как и многие мои сверстники, росла в неверующей семье: атеизм насаждался в школах, колледжах и вузах.

Папа у меня – военный, родилась я на Дальнем Востоке, вместе с родителями исколесила полстраны. Бабушки и дедушки жили далеко, и о вере я никогда не слышала. Первый раз в жизни обратилась с молитвой к Богу совершенно неожиданно для себя. Нужно было сдавать экзамены, огромное количество билетов, и я внезапно помолилась:

– Господи, если Ты есть, помоги мне сдать экзамены!

И появилось чувство, что меня слышат, на мою молитву отвечают. Сдала все на «отлично».

Потом папу по службе перевели в Калугу.

Оптина в руинах

«Смотрите, как бы поздно не было!»

Мы с подругой начали ездить в Оптину, трудиться на послушаниях, с необыкновенной радостью убирать в храмах, молиться на службах. Доводилось также нести послушание гостиничной, и там я познакомилась со многими паломниками. Мне приоткрывались их судьбы и то, как действует Промысл Божий в их жизни.

Возрождение Оптиной пустыни, центра духовной жизни России, привело сюда множество молодежи, желающей ревностно послужить Господу. Братья оставались трудиться здесь и дальше, а паломниц, желающих спасаться в монашеском чине, чаще всего благословляли в женские монастыри, которые тоже возрождались после многих лет разрухи.

Монастырская звонница в годы восстановления обители

Так в 1992-м году в Малоярославце, в Свято-Никольском Черноостровском монастыре, оказалась его будущая игуменья, матушка Николая (Ильина). В усердной молитве она молила преподобного Амвросия Оптинского послать ей сестер, хотя бы человек пять, и преподобный ответил на её молитву: из Оптиной почти одновременно приехали в Малоярославец 30 молодых девушек.

Мы с подругой тоже ездили в этот монастырь. Здесь я исповедалась первый раз в жизни. Далось мне это непросто: я еще не понимала, что каемся мы перед Господом, а священник – свидетель нашего покаяния. И я все оттягивала свою первую Исповедь. Помню, как один из отцов сказал мне:

– Вам нужно исповедаться!

А я ответила:

– Как-нибудь попозже…

И он строго заметил:

– Смотрите, как бы поздно не было!

Тогда я почувствовала, что мои страхи перед Исповедью ложные.

Моя первая Исповедь

Как-то я в очередной раз приехала в Малоярославец, где моя подруга трудилась на послушании во время своего отпуска. Она мне посоветовала:

– Запиши свои грехи и сходи на Исповедь.

И меня опять охватил страх. Тем, кто много лет живет церковной жизнью, может быть, этот страх будет непонятным, но у новоначальных случаются разные, в том числе и такие, искушения. Я стояла в ожидании Исповеди и смотрела, как сестры читают правило. Никто из них не обращал на меня особого внимания, но я почему-то чувствовала их поддержку.

Спустя много лет я встретила тех сестер, некоторые из них уже стали игуменьями монастырей. И они мне признались:

– Мы знали, что ты идешь на первую Исповедь в твоей жизни, и усердно молились за тебя!

Я исповедалась и, когда отошла от священника, со мной случилось удивительное: нахлынули воспоминания, и я стала, словно в калейдоскопе, вспоминать все свои старые грехи, про которые давно забыла и которые иногда даже и грехом не считала. Позднее я поняла, что так действует таинство Исповеди и происходит очищение души.

Свято-Никольский Черноостровский монастырь

Необычный крест

Как-то у меня сложилась тяжелая жизненная ситуация, и мне тогда казалось, что нет никакого выхода из этой ситуации. Я горячо молилась одна в своей комнате, и вдруг мне показалось, что пламя свечи раздвинулось, и видимым образом появился силуэт старца с крестом на груди. Крест был необычный, и я его хорошо запомнила. На душе стало тепло, пришло утешение, и вскоре моя ситуация удивительным образом разрешилась.

Старца этого я узнала позднее на иконе, и в Дивеево, среди вещей преподобного Серафима Саровского, разглядела тот самый необычный крест. Этот тяжелый медный крест, подаренный ему вместе с иконой его матерью, дивный старец носил на груди всю жизнь.

Медный крест преподобного Серафима Саровского

«Случайная» встреча

Говорят, что будущего монаха или монахиню «выпихивает» из мира. Так произошло и со мной. После того как я почувствовала благодать Оптиной, поняла, что больше не хочу и не могу жить в миру. Но я не знала, есть ли на это воля Божия, и мне очень хотелось побеседовать со старцем.

После того как я почувствовала благодать Оптиной, поняла, что больше не хочу и не могу жить в миру

Как-то я приехала в Малоярославец, а сестры как раз, по счастливой «случайности», собирались в Троице-Сергиеву лавру к духовнику – старцу схиархимандриту Михаилу (Балаеву) (1924–2009). Матушка Николая благословила, и они взяли меня с собой. В обители я приложилась к мощам преподобного Сергия Радонежского, усердно помолилась и попросила его помочь мне найти мой путь в жизни.

Потом мы хотели пойти к отцу Михаилу, но он был болен и не смог нас принять. Я, конечно, расстроилась, что не получу ответа на свой вопрос, но делать было нечего. Мы зашли в книжную лавку, я задержалась, и как-то так получилось, что сестры сели в автобус и уехали без меня. Этого никак не могло случиться, но вот что-то там перепутали, и это случилось.

Я растерялась, но тут мне «случайно» встретилась одна моя знакомая, которая была духовным чадом старца-архимандрита Кирилла (Павлова) (1919–2017). Она как раз шла к нему и взяла меня с собой. Старец только глянул на меня и тут же сказал, что мой путь – монашеский, а затем благословил меня в монастырь.

Старец-архимандрит Кирилл (Павлов)

«Бог да душа – вот монах»

Так я оказалась в монастыре, приняла иноческий, потом монашеский постриг с именем Еликонида – в честь мученицы Еликониды Солунской (Фессалоникийской).

Возможно, моя история будет интересна читателям, как портрет человека из первого монашеского призыва после многих десятилетий гонений на Православную Церковь. Сейчас нам, тем юношам и девушкам, которые приехали в конце 1980-х в разрушенную Оптину пустынь, уже за 50. Именно люди этого призыва являются ядром нынешних монастырей, кто-то стал игуменами и игуменьями обителей.

О моей собственной монашеской жизни – о внешней – можно сказать в двух словах, а о внутренней жизни любого монашествующего в двух словах не скажешь, это духовная тайна, ведь, по словам святителя Феофана Затворника, «Бог да душа – вот монах».

Несколько лет я подвизалась в Свято-Алексиевском женском монастыре в Саратове у игуменьи Феодосии (Бессоновой). В 2008-м году в селе Алексеевка было открыто подворье этого монастыря, и меня отправили туда на послушание.

Иоанновский женский монастырь

Иоанновский женский монастырь

В 2013-м году подворье было преобразовано в Иоанновский женский монастырь, а меня возвели в сан игуменьи. Монастырь освящен в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908), который посетил наше село Алексеевка в 1894-м году во время своего плавания по Волге. К неописуемой радости всех жителей Алексеевки, святой служил тогда в старинном деревянном храме с престолом Преподобного Сергия Радонежского, построенном в селе тщанием прихожан в 1788-м году.

Иоанновский женский монастырь

Святой праведный Иоанн Кронштадтский при жизни никогда не оставлял прибегающих к нему за помощью, и ныне он изливает море чудес и милостей тем, кто просит его молитвенного заступничества в укреплении семьи, в избавлении от скорбей, исцелении от душевных и телесных болезней.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Находясь в обители, освященной самим присутствием великого святого, многочисленные паломники имеют возможность помолиться, приложиться к святыням, потрудиться во славу Божию. На монастырской территории находится пруд с купальней, где проводится Крещение взрослых. Приезжайте к нам в гости!

История

В 1848 году Афанасий (Дроздов), архиепископ Саратовский и Царицынский, купил для архиерейской дачи в районе Спасо-Преображенского мужского монастыря в четырёх вёрстах от Саратова участок земли площадью около 16 га, на котором располагались роща и сад. Через некоторое время там возник мужской скит, отчего это место стали называть Верхней Монастыркой. При Павле (Вильчинском), занимавшем кафедру в 1882—1889 годах, там построили храм во имя митрополита Алексия, в котором ежедневно совершались богослужения.

Впоследствии площадь скита увеличилась до 22 гектаров. В районе скита появился источник питьевой воды, что связали с молитвами его членов. Вода из этого источника по керамическому водопроводу подводилась к скиту, где были устроены пруд и фонтан, и к слободе, окружавшей скит.

23 января 1918 года земли скита были секуляризованы, храм перестроен (уничтожены были купола и звонница). По некоторым сведениям, насельники скита были подвергнуты гонениям, а часть их была убита в подвале храма. Сад при монастыре был по большей части вырублен и заброшен, водопровод и фонтан были разрушены, но родник сохранился. В 1929 году на территории монастыря был расположен детский туберкулёзный санаторий, в 1940-е годы её стали застраивать частными домами, а в 1969 году в зданиях, сохранившихся от скита, была расположена гинекологическая больница № 2 Кировского района.

В 1982 году земельный участок, занимаемый больницей, был отведен для отдела здравоохранения Саратовского городского совета. В 1985 году там расположилась глазная клиника. На следующий год часть земли скита была передана НПО «Алмаз» для строительства горнолыжной базы. Там же планировалось построить в 13-й пятилетке инженерно-лабораторный корпус для производственно-торгового объединения «Медтехника».

9 апреля 1990 года архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевский) направил в горсовет письмо с просьбой возвратить церкви Алексиевский скит для его возрождения и создания при нём дома престарелых. 26 ноября 1990 года Пимен обратился с письмом к настоятелям храмов Саратовской епархии о содействии в организации женского монастыря. 28 декабря того же года на заседании президиума Саратовского горсовета было принято решение отложить рассмотрение вопроса о возвращении Алексиевского скита верующим. В течение 1990-1992 годов вопрос возвращения здания как архиерейской дачи, так и всего скита рассматривался различными инстанциями; собирались документы, поступали от жителей письма в поддержку восстановления обители.

В 1991 году зарегистрированное православное общество Алексиевского храма добилось решения о закреплении за скитом 5,6 га земли, а 14 января 1991 года Пимен принял Устав Алексиевского храма и назначил его настоятеля — архимандрита Василия (Захарича). 22 января 1991 года горисполком принял решение о возвращении Алексиевского скита Русской Православной Церкви, однако исполнение этого решения встретило определённые трудности: надо было предоставить предприятиям, занимавшим здания монастыря, новые помещения (местным жителям, поселившимся на территории скита, Пименом были переданы дарственные).

В 1992 году на Пасху в церкви скита состоялось первое после 1918 года богослужение. Местные жители и новые насельники убрали мусор, облагородили сад, установили колокол. Были начаты работы по восстановлению зданий. Жители жертвовали скиту домашнюю утварь, ткани. 21 июня 1993 года скит посетил патриарх Алексий II. С октября 1996 года в скиту стали ежедневно совершаться богослужения.

25 декабря 1997 года решением Священного Синода скит был преобразован в Свято-Алексиевский женский монастырь. Были построены баптистерий, келейный сестринский корпус, насажен фруктовый сад, разбит огород, заведены коровы, куры. В 2000 году обустроили пасеку. 25 июня 2000 года освятили новый придел храма — в честь святой Анны Кашинской. В том же году состоялся первый набор в епархиальную школу регентов, воспитанницы которой проживают и обучаются при монастыре, поют на клиросе и несут послушания. В 2006 году монастырь стал участником выставки «Православная Русь-2006».

Cовременное состояние

В наши дни всё продолжается благоустройство монастыря и восстановление его хозяйства: строится часовня и купальня на территории, прилегающей к монастырскому источнику.

На сегодняшний день в монастыре 20 насельниц, из них 11 монахинь, остальные — инокини и послушницы. При монастыре создан детский приют для девочек, в котором на сегодняшний день пять воспитанниц. Кроме того, насельницы помогают дому-интернату для детей с пониженным зрением, предоставляют нуждающимся питание и оказывают материальную помощь многодетным семьям. Монастырь осуществляет сотрудничество с юридическим институтом МВД. С 1997 года при монастыре работает воскресная школа. При ней действуют кружки шитья и рукоделия, художественной резьбы по дереву, компьютерной грамотности.

Храмы

  • Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского
  • Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии
  • Церковь во имя святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (расположена под Смоленским храмом).

Святыни

Иконы с частицами мощей:

  • преподобной Анны Кашинской
  • преподобного Антипы Валаамского
  • преподобного Серафима Саровского.

Частицы мощей:

  • апостола и евангелиста Марка
  • равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
  • святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого)
  • великомученика Димитрия Солунского
  • преподобного Феодора Санаксарского
  • преподобноисповедника Александра, архимандрита Санаксарского
  • святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского
  • преподобного Кукши Нового
  • преподобного Амвросия Оптинского
  • трех неизвестных мучеников III – IV веков
  • одного из Вифлеемских младенцев.

Частицы гробов:

  • преподобного Феодора Санаксарского
  • праведной Иулиании Муромской.

Частицы с покровов с мощей:

  • благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских
  • благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Прочие святыни:

  • частица облачения преподобного Иова Почаевского
  • частица мантии святителя Игнатия (Брянчанинова).

Престольные праздники

  • Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского (25 февраля)
  • Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (10 августа)
  • Церковь во имя святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (11 января)

Фото

  • Алексеевский женский монастырь. Вид сверху

  • Посещение Алексеевского монастыря Патриархом

  • Сестры Алексеевского женского монастыря

Видео

Как добраться

Адрес: г. Саратов, Замковый пр., 18

Проезд: автобусы 11, 18, 53 троллейбусы № 5, 10, трамвай № 3 (остановка «1-я дачная»). От ул. Алеексеевская, дом 2 (ориентир — отделение электросвязи) ходит микроавтобус с заездом в монастырь и на родники.

Паломнику

Обитель не имеет возможности принимать большие группы паломников. Монастырь может принять только индивидуальных паломников, либо группу до 10 человек. Паломники принимают участие в богослужениях, могут принимать посильное участие в монастырских послушаниях.

В обители есть трапезная и гостиница. Для всех желающих проводятся экскурсии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *