Самара кафедральный собор

Покровский кафедральный собор — главное культовое сооружение Самары, располагается на пересечении улиц Некрасовская и Братьев Коростелевых.

История собора тесно связана с историей городского кладбища. В начале XIX века на этом месте было кладбище, а всякое кладбище требовало наличия церкви. В то время она была небольшой и деревянной. Город рос и развивался, и вскоре она не могла вместить всех прихожан.

В 1853 году местные купцы выхлопотали разрешение на строительство каменного храма. Уже в 1861 году он был освящен. За свою историю храм несколько раз достраивался и реставрировался.

Покровский храм отвечает стилистике московского зодчества XVII века. Внешнее и внутреннее убранство было богатым. Стены и своды покрывали фрески в итальянском («фряжском», академическом) стиле. В 1977 году случился пожар, и фрески погибли в огне.

После революции церковь оставалась действующей, присоединившись к реформаторским начинаниям советской власти, хотя вскоре снова воссоединилась с Московской патриархией.

В годы войны 1941—1945 гг. в Куйбышев (бывшее название Самары) были эвакуированы артисты Большого и некоторых других московских театров. Интересный факт: на богослужениях, проводившихся в то время, пел сам Иван Козловский. В 1941 году собор получил статус кафедрального.

На сегодняшний день в нем хранится множество святынь, в том числе икона Божией Матери, которая считается чудотворной.

Собор находится рядом со стадионом «Динамо». На ближайшей остановке останавливаются автобусы, троллейбусы и маршрутные такси. От набережной до собора — около 2,5 км (25–30 минут пешком).

Покровский кафедральный собор в Самаре (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Покровский Кафедральный собор русской православной церкви в Самаре находится в центре города, издалека видны его золотые и небесно-голубые купола. Храм славится торжественными богослужениями и школой церковного пения. Куйбышевские хоры еще во времена Великой отечественной войны в процессе эвакуации пополнялись лучшими артистами из Большого и других столичных театров.

В Покровском соборе можно было услышать пение самого Ивана Козловского, М. Д. Михайлова и других именитых певцов.

Здесь совершаются архиерейские богослужения, требы, таинства венчания, крещения, соборования. Многие приезжают помолиться чудотворным иконам и прикоснуться к священным мощам. В воскресной школе при соборе ведется духовная и просветительская работа, проводятся занятия для взрослых и детей. Церковная лавка предлагает богатый выбор православных книг, икон и принадлежностей.

История

Раньше на месте собора стояла деревянная церковь с погостом, на который привозили хоронить из города. Тогда до центра Самары было несколько верст, но постепенно кварталы подступили, количество прихожан значительно возросло, и власти получили запрос о перестройке храма. Ходоков поддержали купцы Шихобаловы, которые собрали доброхотные пожертвования и инициировали петицию к Самарскому епископу. Ходатайство уважили, и в середине 19 века по проекту столичного архитектора Э. И. Жибера на народные деньги построили новый каменный храм.

В первый предел заложил свой камень святой праведник Иоанн Кронштадский.

В 70-х гг. 20 века кто-то устроил в соборе поджог, в результате чего погибла монахиня и выгорело почти все внутреннее убранство храма. Одна только икона Покрова Богородицы уцелела во время пожара. На ремонт святыни ушло 4 года, и теперь здание полностью восстановлено.

Архитектура и святыни

Собор построен в традициях, присущих московскому храмовому зодчеству 17 века. Он достаточно вместительный и рассчитан на 2000 прихожан. До пожара внутреннее убранство блистало роскошью итальянских фресок и мраморной облицовки алтарей. Святыни храма собраны с большой любовью и вниманием. Среди них — чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Взыскание погибших», крест с частицей священного Креста Господня, мощи Воронежского чудотворца святого Митрофана, сокрытые в его иконе, камень от Гроба Господня и еще немало артефактов.

Люди приходят сюда помолиться об облегчении мук душевных и телесных образу Многострадальной Мати Божией с изображением на иконе 7 воткнутых в нее мечей, символизирующих полноту испытанных ею печалей.

История

Строительство церкви началось по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия (Полеткина) в августе 2002 г. и завершилось в декабре того же года. Проект храма составил архитектор Астахов Ю. Е. Возведение церкви осуществлялось на пожертвования коллектива «Завода Авиационных Подшипников», стараниями генерального директора Ершова Виктора Кузьмича, зам. генерального директора Ломакина Германа Леонидовича. Храмовое здание было передано Русской Православной Церкви для совершения в нем Богослужений.

Совершение Богослужений началось с января 2003 г., настоятелем назначен иеромонах Фома (Мосолов).

В том же, 2003 году, начался монтаж отопительной системы храма.

В 2004 году был установлен иконостас работы палехских иконописцев, ими также одновременно началась осуществляться роспись храма.

В 2006 году утеплено и изолировано северное крыльцо храма для использования в зимнее время. В образовавшемся помещении устроен поминальный стол (канун). Также в этом году проведены коммуникации .

В 2008 году начались работы по укреплению фундамента храма. Укреплен грунт вне стен храма.

Богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы проводится ежедневно, кроме того, в воскресение вечером совершается акафист Пресвятой Богородице «Неупиваемая Чаша», а в среду вечером Божией Матери «Всецарица».

В храме действует с 2007 года воскресная школа для детей до- и школьного возраста: от 2,5 до 14 лет, около 20 человек. Взрослые активно участвуют в жизни воскресной школы. Школа имеет статус семейной, а не только детской. Все дети вместе с родителями занимаются в одну смену. Совершаются паломнические поездки с детьми по св. местам Самарской области.

Подготовка учеников ведется по индивидуально разработанной программе прихожанки храма, имеющей высшее педагогическое образование. Изучаются следующие предметы: Священное Писание, Закон Божий, Жития святых, История Православной Церкви, Богослужение Православной Церкви, Праздники Православной Церкви, хор, художественно-прикладное творчество.

Дети и родители совместно готовят и проводят детские праздники.

Школу окормляет священник.

Храм Богородицы

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.(Ин. 13, 34-35)

Что значит быть христианином, зачем им быть и вообще быть им или не быть? Главное для христианина — вера. Именно она, будучи сокровенным моментом внутренней жизни человеческой личности, определяет наше отношение к реальности Божиего бытия. Именно вера названа Спасителем как необходимое условие причастности человека к вечной жизни. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Раннехристианское богословие дало мировой философии понимание личности как свободно мыслящего, чувствующего и действующего субъекта бытия. Человек сам волен совершить выбор между верой и неверием. Однако, как сказал христианский писатель III века Тертуллиан, «душа по природе христианка». В этом — величайшее доказательство истины бытия Божия: Господь невидимым и тайным образом открывается человеческой душе в те или иные моменты ее жизни.

Но вера — не единственное условие христианской жизни, ибо она, по слову апостола Иоанна, «без дел мертва есть» (Иак. 2, 26). Христианин призывается к подвигу деятельной любви. Господь наш Иисус Христос определяет заповедь о любви как основную и главнейшую: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40). Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что христианская любовь не может быть чем-то отвлеченным, не сопряженным с конкретными делами милосердия к ближнему: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин. 4, 20-21).

Христиане с целью преодоления в себе страстей и пороков, отрывающих душу от Богообщения и порождающих эгоизм, следуют правилам аскетики — посту, труду и молитве. Православная Церковь насчитывает четыре продолжительных поста: Великий, Рождественский, Успенский и Петропавловский; кроме того, постными днями являются среда и пятница каждой недели — в воспоминание о предательстве Спасителя и Его Крестной смерти.

Разные этапы истории являют различные формы проявления христианского подвига: мученики первых трех веков нашей эры, святители и исповедники, отстаивающие чистоту православного вероучения в эпоху Вселенских Соборов, преподобные старцы, праведники и блаженные средневековья, новомученики и исповедники века минувшего. Во все времена — один идеал: «Вы — соль земли… Вы — свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 13-16).

Каким же должен быть современный христианин, какими хочет видеть нас наш Спаситель? По мысли святых отцов последних столетий, суть христианского подвига нашего времени состоит в том, чтобы сохранить в своей душе мир Христов, нести в повседневной жизни свет Божественной истины окружающим. Едва ли величие этого служения померкнет на фоне подвижничества прошлых веков.

Для нашего человека православная вера — не только лично приобретенная, но и завещанная многими поколениями предков. Нам необходимо «проснуться», опомниться, «прийти в себя». Нужно осознать, что не было и никогда не будет нашего государства без Православия.

Расписание богослужений

Богослужения в стенах храма проводятся ежедневно:

  • В будние дни есть утренние (8:00) и вечерние (17:00) Литургии.
  • На выходных перед указанными богослужениями свершается исповедь.
  • В храме проводятся и другие христианские таинства, например, причастие, венчание, крещение и т. п.

Расписание богослужений в дни больших религиозных праздников может меняться. Для уточнения информации необходимо связаться непосредственно с представителями церкви.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Самаре – местная достопримечательность. Несмотря на долгий и тяжелый путь разрушения и последующей реконструкции, на сегодняшний день церковь радушно открывает свои двери перед прихожанами.

Источники

  1. Сайт прихода во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
  2. Сайт «Самарское Староверие»
  3. Распоряжение от 15 июля 2010 г. №1171-р (неопр.)
    . Правительство РФ. Дата обращения 20 июля 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  4. Председатель Правительства России В.В.Путин подписал Распоряжение № 1171-р от 15 июля 2010 г. о передаче в собственность религиозной организации — «Евангелическо-лютеранская община Святого Георга г. Самары» комплекса кирхи (1865-1875 гг.) (неопр.)
    . Дата обращения 20 июля 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  5. В. Г. Каркарьян, Самара-Куйбышев-Самара или Три портрета одного города, Самара, 2004
  6. Мечеть булгарского возрождения — Достопримечательности Самары — прогулки по Самаре (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2011. Архивировано 15 октября 2014 года.

Ислам

«Пятивременная» мечеть в виде молитвенного дома, находящегося во дворе дома имама, существовала в Самаре с 1856 года. Прихожане молились в разных частных домах, и была большая потребность в настоящей, добротной мечети. Самарские мусульмане обратились к симбирскому фабриканту Тимербулату Акчурину, который откликнулся на обращение своих единоверцев, купил участок земли и возвёл первую в Самаре мечеть.

Название Дата постройки Архитектор Описание Адрес Изображение
Историческая мечеть 1891 Здание построено на средства фабриканта Тимербулата Акчурина. Единственная каменная мечеть из сохранившихся исторических мечетей губернии. Возвращено верующим в 2005 году. Адрес: ул. Алексея Толстого, 61. Сайт: https://tarihi-mechet.ru/
Самарская соборная мечеть 1999 (Расим Вальшин) Открыта для верующих 28 ноября 1999 года. Объемно-пространственная структура соборной мечети традиционно проста — это вытянутый параллелепипед с размерами сторон 21,6×57,60 метров, на продольной оси возвышается минарет высотой в 61 метр и купол диаметром 13,5 метра. Молитвенный зал на 1000 человек занимает южную половину здания. Адрес: ул. Стара-Загора, 54
Мечеть 2007 Адрес: п. Кряж
Мечеть 1967 Здание площадью 80 м² переоборудовано из частного жилого дома в 1967 году. В 1985 году был возведён пристрой. В 2005 г. произведена реконструкция и строительство 23-метрового минарета.
Адрес: Малый тупик, 127
Мечеть булгарского возрождения 2010 Начало строительства в 2008 г., окончание в 2010.
Адрес: п. Зубчаниновка, ул. Чекистов, 49
Молельное помещение Адрес: п. Мехзавод
Молельное помещение Адрес: пр. Кирова, Кировский вещевой рынок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *