Саломея, кто это?

Библейская легенда гласит:

ПРОЛОГ.

Ирод Антипа властвовал в двух провинциях – в Галилее и в Переи. Был он человеком злобным и завистливым. Ироду было за 50, когда он влюбился и решил жениться на жене своего брата Иродиаде, которого он лишил наследства. Честолюбивая Иродиада тяготилась своим унизительным положением и мечтала о власти.

Ирод Антипа

Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530

***

ЗАВЯЗКА.

Иоанн Креститель открыто выступал против этого брака. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой. Он не переставал упрекать Ирода и после того, как его заточили в крепость. Поэтому узник был опасным для Иродиады и она искала повода разделаться с ним.

***

Джотто, Пир у царя Ирода, 1320 *** КУЛЬМИНАЦИЯ.

В день своего рождения Ирод устроил пир. Собралось много почетных гостей от военачальников до старейшин Галилеи. Ирод просит станцевать дочь Иродиады — Саломею ритуальный танец семи покрывал, которым женщина говорит мужчине, что она в его власти, Саломея соглашается за награду, которую объявит после. Она исполнила перед гостями зажигательный сирийский танец и угодила имениннику. Гости, как околдованные смотрели за нею — так прекрасна она была, так легки и изящны были ее движения. Они просили ее станцевать еще и еще.

А когда Саломея закончила, пьяный Антипа воскликнул: «Проси у меня что хочешь!! Клянусь — все, что ты захочешь, будет твоим, хоть половина царства!!!»

Он призвал в свидетели присутствующих, что клятвенно выполнит любое пожелание царевны. Саломея решила посоветоваться с матерью. Мать ненавидя пророка за его слова, которые он осмелился сказать про нее, подсказала : «Голову…..Требуй голову Иоанна! И чтоб принесли ее немедленно!»

Саломея вернувшись в зал произнесла: «Я прошу голову…..голову самого Иоанна Крестителя»

И смолкли гости. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. А теперь онемели от ужаса.Многие из них были людьми бесчестными. Немало дурных дел совершили они в жизни. Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Но убить пророка! На это из них не решился бы никто.Лицо Антипы помрачнело. Пророк всегда внушал ему уважение. Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал выполнить просьбу юной девушки. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Саломея отнесла страшный дар матери.

***

Лукас Кранах Старший, Пир Ирода, 1530 ***ЭПИЛОГ.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли.

***

Беноццо Гоццоли, Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1461-1462

«Salome» Gaston Bussiere (1862-1929) ***

Танец-обнажение появился в глубокой древности, и тогда к нему относились с благоговейным уважением. Он служил не для развлечения простых смертных, а для услаждения богов. Месть семи покрывал. Танцы с раздеваниями. Были алмеи и у евреев. В танцовщицы шли девушки из знатных семей. Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением. В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. В 39 году нашей эры на дне рождения иудейского царя Ирода гостей развлекала его правнучка, танцовщица Саломея. После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Эта просьба была исполнена. Так Саломея — может быть, впервые в истории — использовала стриптиз как орудие мести. Танец с раздеванием начал превращаться из священного ритуала в источник личной выгоды для исполнительницы.

***

Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479

Саломея. Бартоломео Венето ***Саломея (5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета (однако там она упомянута лишь как дочь Иродиады Мф. 14:6).

Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56-57 гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Первоначально, Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.

***

В искусстве образ Саломеи вдохновлял Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноимённая пьеса, пост. 1896) и Рихарда Штрауса (одноимённая опера 1905 — по пьесе О. Уайльда). Балет (1907, а позднее симфоническую поэму) Трагедия Саломеи написал Флоран Шмитт. Известна картина Л. Антокольского «Саломея на пиру у Ирода».

(из Википедия) ***
Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510

Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1515

Петер Пауль Рубенс, Пир у царя Ирода

Караваджо, Саломея с головой Крестителя, 1605

Леопольд-Анри Леви, Голова Иоанна для Иродиады

Гюстав Моро, Саломея, танцующая перед Иродом, 1874—1876

Гюстав Моро, Саломея, 1876 Люсьен Леви-Дюрмер Саломея 1896 г.

Ф.фон Штук, Саломея, 1906 SALOME Ханс Хассентойфель(Hans Hassenteufel) (1887-1943) ***

В античные времена была куда более известная Саломея, которую чтили многие века. Она была настолько уважаема, что поколениями матери, и Иродиада, вероятно, была среди них, называли своих дочерей Саломеями в ее честь. Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. Она даже упоминается в свитках Мертвого моря: единственная женщина, одна из 18 названных в них по именам людей. Она осуществила ряд религиозных реформ и придала иудаизму времен Иисуса Христа более современную форму. Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта. Ее имя Царица Саломея Александра .Свитки Мертвого моря впервые за более, чем 2000 лет, открыли ее настоящее имя: Шломцион (Shelamzion). Краткая форма этого имени — Саломея).

***

Поделиться

Вечные библейские темы и герои… Для современных писателей они тоже являются источником творческого вдохновения.

Здравствуйте! С вами — Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

Сегодня мы говорим о праведной Саломии, матери апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых и романе Николая Агафонова «Жены-мироносицы».

Имя Саломии, жены рыбака из Капернаума Зеведея, известно из Библии. Ведь ее сыновья, апостолы Иаков и Иоанн, стали ближайшими учениками Иисуса Христа.

По преданию, Саломия была старшей дочерью Иосифа, плотника из Назарета. После смерти первой жены Иосиф уже в преклонном возрасте обручился с девой Марией, Матерью Иисуса.

Так что Саломея тоже принадлежала к роду Давидову и знала об обетовании, что именно из их рода произойдёт Спаситель.

НИКОЛАЙ АГАФОНОВ:

«Как бы мне хотелось, чтобы пришёл такой Мессия, который поведёт за собой всех добрых людей и для них устроит на земле Свое мессианское царство! Как бы я хотела, чтобы мои сыновья служили Мессии». Проникнутая этими благочестивыми мыслями, Саломия теперь мечтала лишь об одном: чтобы в душах своих детей воспитать мессианские чаяния утешения Израиля».

Такой — мудрой и мечтательной, занятой не только делами житейскими — предстает СаломИя в романе протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы». Саломия уже не молода, имеет двух взрослых сыновей, но однажды вместе с ними в одночасье меняет всю свою жизнь.

НИКОЛАЙ АГАФОНОВ:

«Иаков и Иоанн заявили, что покидают домашний очаг и идут за Иисусом из Назарета, своим Учителем, чем Зеведей был крайне рассержен…

— Я тоже верю, что Иисус послан Богом, — сказала в ответ на его упреки жена.

— Тогда иди вслед за ними! — вскричал в негодовании Зеведей.

Он считал, что жена одумается, раскается и будет сама уговаривать сыновей оставить Иисуса, ведь ее слово на них было очень действенно. Но к удивлению мужа, Саломия собралась и ушла. Раз ее сыновья признали в Иисусе обещанного пророками Христа, то и она тоже без колебаний уверовала, что Учитель является истинным Мессией…»

В Евангелии от Матфея приводится один интересный разговор Саломии с Иисусом.

Женщина обратилась к Иисусу с просьбой, которую даже не сразу смогла толком объяснить.

— Чего ты хочешь? — спросил Христос.

Вот как описана эта сцена в романе Николая Агафонова «Жены-мироносицы»:

НИКОЛАЙ АГАФОНОВ:

— И тогда, набравшись смелости и ободренная вопросом Христа, она сказала:

— Господи, я хочу, чтобы мои два сына сели у Тебя один по правую руку, а другой по левую в Царстве Твоём.

— Не знаете, чего просите, — без всякого гнева, а как-то даже грустно ответил Господь, — можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?

Это почти дословный текст из Евангелия. Смысл ответа Христа и всю глубину христианского учения Саломия в полной мере осознает гораздо позже, когда будет стоять на Голгофе у Креста с распятым на нем Учителем.

НИКОЛАЙ АГАФОНОВ:

«И поняв, о какой чаше говорил Господь, она уже не отступит от своих обещаний пить эту чашу вместе со Христом. Она пойдёт за своим Учителем на Голгофу. Пойдет, несмотря на страх быть схваченной и казнённой вместе с Ним. Пойдёт, потому что любовь этой женщины к своим сыновьям уже не разделима в ней с любовью ко Христу».

Святые жены-мироносицы… Вот, готовясь к Пасхе, они подметают и моют горницу, застилают ее чистыми белыми циновками – здесь будет проходить Тайная Вечеря. Вот горестным кружком женщины стоят на Голгофе и потом, взяв ароматное миро, спешат ко гробу Иисуса, чтобы всем рассказать о воскресении Христа.

И среди них – женщина по имени Саломия.

В романе протоирея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» показано, как любящая и самоотверженная мать стала верной ученицей Христа – праведной Саломией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *