Рыльский монастырь

Курская епархия включает в себя множество монастырей, один из которых расположен на месте исторических захоронений Киевской Руси — это Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь. Он располагается в поймах двух рек: Рыло и Волынки и имеет истинно классический русский стиль.

История основания обители

Точная дата основания его неизвестна, но его упоминание впервые находят в документах 1505 года, которые сохранились. Более ранние и точные исторические грамоты были похищены в 1614 году при нападении на настоятеля игумена Феодосия, который направлялся в Москву для переписи этих грамот. Сегодня точно не известно, когда именно и при каких обстоятельствах была создана обитель и кто ее основатель.

Свято-Николаевский Рыльский монастырь в Курской области

Архивы с XVI века рассказывают о неоднократном опустошении подворья, многочисленных восстановительных работах и деятельности, которую осуществляли монахи. Доподлинно известно о разорении его во время войн с Польско-Литовским княжеством и последующем восстановлении в 1618-1620 гг. игуменами Корнилием и Мисаиле. В то время монастырь имел два подворья, снаружи и внутри города Рыльска.

Другие православные храмы Курска:

  • Собор Иконы Божией Матери «Знамение» в Курске
  • Сергиево-Казанский кафедральный собор в Курске

При правлении царя Михаила братии жилось хорошо, поскольку царь распорядился о возвращении церковного места, а также даровал монахам ряд земель, на которых они могли возделывать поля, заниматься хозяйством и рыбной ловлей. Иноки имели собственную мельницу, хозяйственные угодья и пользовались покровительством местных помещиков.

Изначально все здания на подворье были деревянные и пришли в негодность к началу XVIII века, поэтому купцы из Рыльска начали спонсировать перестройку храмов в каменные. Особенно много потрудился для этого купец Шелехов и его сын, которые полностью взяли на себя строительство Крестовоздвиженского храма. После возведения трех каменных церквей их неоднократно позже перестраивали и восстанавливали. В 1784 году на территории подворья начало действовать Духовное училище, позже была открыта больница и баня для больных.

К концу XVIII века обитель была процветающей и активно вела просветительскую работу среди населения.

Но XX век особенно тяжело отразился на всех духовных заведениях бывшей Российской империи, в том числе и на Рыльской обители. В 1925 году новая власть полностью закрывает ее и передает помещения в ведение Красной армии. В 1941-1943 годах обитель была под немцами и стала мощной огневой точкой их укрепления.

На заметку! Стоит отметить, что за все время оккупации и освобождения на территории подворья не была взорвана ни одна бомба или снаряд.

После войны на территории в разное время размещались МТС, лесхоз, помещения колхозного управления.

Только 17 июня 1991 года обитель была вновь передана Русской православной церкви и в ней начались восстановительные работы. Уже в октябре этого же года была впервые за 70 лет проведена служба на первом этаже Николаевского храма. Сегодня подворье все еще полностью не восстановлено, но оно тем не менее стал важной точкой паломнических маршрутов и центром духовной жизни Рыльского района.

Описание архитектуры

Обитель включает в себя три больших храма и колокольню. Каждое здание построено в традиционном русском стиле и представляет памятник архитектуры. Главный соборный храм — это Николаевский, который полностью восстановлен после советского упадка и отреставрирован. В нем сегодня ежедневно совершается суточный круг богослужений.

Собор Николая Чудотворца, Рыльский Николаевский мужской монастырь

Главный храм обители Николаевский был построен в 1753 году, когда монахами руководил игумен Матфей. Именно он обратился в Московскую Духовную консисторию с прошением начать строительство. После разрешения монахи воздвигли двухэтажное здание, которое стало главным и самым большим на подворье. Стиль его — это сочетание русского барокко и украинского.

После создания церковь неоднократно реконструировалась, а также полностью восстанавливалась после упадка советского времени. Сегодня на первом этаже храм чудотворной иконы Богоматери «Знамение», а на втором двухпрестольная церковь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Купол покрыт сусальным золотом, а внутри украшен росписью и иконами. При отделке внутреннего помещения использовали мрамор для арок и чугун для полов.

Прочие два храма — Троицкий и Крестовоздвиженский в настоящее время реконструируются.

Крестовоздвиженский храм является первым каменным на подворье, который был построен на месте деревянной церкви Георгия Победоносца. Строительство этого здания спонсировал в 1733 году купец из Рыльска Прокофий Шелехов и его сын Иван по личному одобрению императрицы Анны Иоанновны.

В советское время это здание пострадало больше других, поскольку тут размещали камнедробильный цех и для большего комфорта рабочих была полностью снесена стена. Сегодня реставрационно-восстановительные работы тут почти завершены, но служения еще не проводятся.

Троицкий храм является вторым каменным строением, воздвигнутым в 1747 году по указу Духовной консистории и личному прошению помещицы из Рыльска Анны Забелиной. Она была сестрой игумена Матфея и лично спонсировала строительство. После освещения в 1751 году здание неоднократно подвергалось перестройке, например, его северные пределы дважды возводили и разбирали. Купол отделан чугуном, а внутри здание все еще восстанавливают после упадка во время СССР.

Церковь Троицы Живоначальной Рыльского Никольского монастыря

Колокольня на территории имеет 5 ярусов и впервые в записях обители упоминается в 1764 году. Историки считают, что она была построена в 1740 году при содействии помещиков из Рыльска и имела в среднем ярусы часы. По внешнему виду колокольня имеет вид башни, поскольку в ее ярусах заложены уступы восьмериков, которые с каждым новым ярусом уменьшаются. Верхушка имеет вид луковицы с золотым покрытием, а также крест.

Сегодня колокольня полностью восстановлена и отреставрирована, на ней вновь разместили колокола и восстановили узорчатые орнаменты.

Деятельность прихода

Настоятель монастыря в данное время игумен Панкратий, который руководит братией. Монастырь ведет активную послушническую жизнь — в нем постоянно пребывает до 25 братьев, которые смотрят за территорией, совершают службу и несут обязанности по подворью.

Паломники могут прибыть и принять участие в любой из совершаемых служб, которые происходят по регулярному расписанию и составляют суточный круг богослужений:

  1. В будние дни: полунощница в 6 утра, Божественная литургия в 7 утра, вечерня в 5 вечера, а также совершение повечерия и вечерних молитв.
  2. В воскресные дни: полунощница в 7 утра, молебен с водоосвящением в 7:30 утра (читаются торжественные акафисты Николаю Чудотворцу и преподобному Иоанну Рыльскому), Божественная литургия в 8:30 утра.
  3. В праздничные дни полунощница читается в 7 утра вместе с канонами и акафистами, а Божественная литургия начинается в 8 утра.

Богослужение в Рыльском Свято-Николаевском монастыре

Кроме богослужений, монастырь ведет и личное хозяйство, которое позволяет монахам существовать независимо от внешних источников. Для этого в окрестных селах оборудованы несколько скитов:

  • Никольский;
  • Успенский;
  • Покровский;
  • Скит в селе Тимохино;
  • Скит Рождества Христова.

В скитах монахи выращивают необходимые овощи и фрукты для пропитания, а также держат небольшое животное хозяйство. Обычно в скитах проживают от 2 до 6 монахов. Братия занимается и возделыванием земельных угодий монастыря — ежегодно обрабатывается до 950 гектаров земли, на которой выращивается гречка, соя, зерновые культуры и овощи.

Помимо хозяйственной и богослужебной деятельности, обитель совершает просветительскую работу среди местного населения, особенно большое внимание уделяя воспитанию молодежи. Священнослужителя регулярно проводят семинары и беседы для школьников и учителей, выпускают просветительскую литературу, устраивают фотоконкурсы, интеллектуальные игры и праздники для населения.

На заметку! Братия готова принимать в монастыре с ночлегом до 150 человек, так что паломники могут приехать на вечерние службы и остаться до утра, проведя сутки или более времени в стенах обители. При этом братия кормит и размещает всех желающих по предварительному согласованию, именно поэтому нужно заранее связываться с монастырем.

Святыни и престольные праздники

В обители хранятся две иконы, в которых находятся частицы мощей двух святых — покровителя обители Николая Чудотворца и знаменитого архимандрита Ипполита, который долгое время управлял подворьем.

Кроме этого, в церквях хранятся и мощевики, в которых есть частицы мощей многих святых. Среди них:

  • Мощевик 1: мученик Афанасий, Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, святые Киево-Печерской лавры и др.;
  • Мощевик 2: Василий Великий, Антоний Великий, Игнатий Богоносец, Оптинские старцы, Глинские, Владимирские и Рязанские святые.

Кроме мощевиков, тут хранится крест с мощами апостолов Христа: Матфея, Андрея и Стефана. А в 2006 году в обитель была перенесена частица мощей преподобного Ипполита, который был архимандритом в монастыре. На подворье есть и памятник, который поставили в честь упокоенного преподобного.

Храмовые иконы с частицами мощей святого Николая и Иоанна Рыльского

Престольный праздник только один, не считая традиционных христианских празднований на Пасху и Рождество, и связан он со святым, в честь которого и назвали монастырь. Обитель празднует день памяти Николая Чудотворца — это 19 декабря по новому стилю и день перенесения части его мощей — это 22 мая по новому стилю. Кроме этого, празднуется и дни памяти архимандрита Ипполита — 17 декабря (день смерти) и 30 января (день ангела).

Архимандрит Ипполит — святой в Рыльском монастыре

Я уже писал про этого удивительного монаха, которого известный старец Кирилл (Павлов) называл самым добрым батюшкой на земле.

Архимандрит Ипполит удивительная личность в нашей Церкви — он не только восстановил из руин вверенный ему монастырь, но и привел к Богу многие сотни отчаявшихся грешников: бывших заключенных, алкоголиков, преступников.

Паломники идут к святым источникам

Благодаря его молитвам и наставлениям в Северной Осетии было построено несколько православных монастырей, все, кто хотя бы раз видел батюшку верили, что он прозорливый и святой. Я, к сожалению, не застал его в живых, но несколько раз приезжал в Рыльский монастырь на могилу Ипполита.

Как доехать в Рыльский монастырь

Если вы будете в Курской области — обязательно приезжайте в Рыльск (расстояние между городами около 100 километров) и поклонитесь батюшке Ипполиту! С Курского автовокзала ежедневно ходят автобусы.

Как добраться

Монастырь располагается по адресу: Курская область, Рыльский район, село Пригородняя слободка, улица Мирная, строение № 2. По всем вопросам паломничества можно связаться со служителями храма по телефону +7 (47152) 2-31-31 или написав им электронное письмо на адрес rylsk-obitel@mail.ru.

Добраться до обители можно разным транспортом, проще всего на личном автомобиле —следует ехать по трассе Курск — Рыльск и свернуть в сторону Пригородней Слободки, а далее двигаться по указателям. Можно добраться и автобусом:

  1. С Южного автовокзала Курска отходит рейсовый автобус до Рыльска.
  2. Маршрутное такси отправляется с того же автовокзала по мере заполнения салона.
  3. Автобус Москва — Рыльск, который следует от станции метро Новоясеневская, Щелковская, Курская и Киевская.

Автобусы следуют до автостанции города Рыльск, откуда надо будет пешком или на такси добраться до подворья, которое расположено несколько в стороне от города. От Курска автобус едет 3,5 часа, а от Москвы около 10 часов. От автостанции города Рыльска до монастыря нужно пройти несколько километров пешком.

Существует и железнодорожный маршрут из Москвы, но он также подразумевает пересадку на автобус. Поезд сообщением Москва — Льгов отправляется с Курского вокзала ежедневно в 11 часов вечера и прибывает во Льгов в 8 утра. Во Льгове следует пересесть на автобус Льгов — Рыльск, который в течение часа доставит пассажиров к подворью.

Ознакомится с расписанием ближайших служений, а также узнать больше о деятельности прихода, служителях или способе поддержать обитель можно на сайте http://rylsk-obitel.ru.

Фильм о Рыльском Свято-Николаевском монастыре

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РЫЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ

Многое повидал за тысячу лет Рыльск! Город, который младше Москвы лишь на четыре года, не раз стирали с лица земли монголы и крымцы, но он восставал из пепла. Одно время Рыльск был под Литовским княжеством, в Отечественную – почти два года под немцами. Только в гражданскую войну здесь пять раз менялась власть!

Хотя первое летописное упоминание о Рыльске относится к 1152 году, к Ипатьевской летописи, где сказано, что князь Юрий Долгорукий «иде на Новгород на Северский, оттуда же иде к Рыльску», город, как считают местные краеведы, намного древнее.

В честь какого «рыла» получил свое не совсем благозвучное название город, на гербе которого изображена «черная отрезанная кабанья голова с червлеными глазами и языком», – вопрос открытый. Одни связывают его с некой дикой свиньей, которая будто бы роясь в земле, случайно откопала источник, давший начало коротенькой речке Рыло, впадающей в Сейм рядом со Свято-Николаевским монастырем, что напротив Рыльска, в поселке Пригородная Слободка.

По другой версии, название города произошло от имени уже упомянутого Иоанна Рыльского – болгарского святого, аскета, подвизавшегося в горах Рила, что на юго-западе Болгарии. После его кончины в 946 году болгарские монахи, гонимые греками, взяв с собой частицу мощей святого – его десницу, или, говоря на привычном нам языке, правую руку, в конце X в. бежали в Киевскую Русь, где и основали монастырь, на месте которого появился город Рыльск.

А МОНАСТЫРЬ НАШ БУДЕТ ЛАВРОЙ!

Рыльск всегда был одним из столпов «курской духовной аномалии», как один из паломников образно назвал здешние святые места, среди которых известная всей России Курская Коренная пустынь и не менее знаменитая Глинская пустынь, в силу ряда административных ляпсусов советского времени оказавшаяся на территории Украины, всего лишь в полусотне километров от Рыльска.

Любопытно, что Курская Коренная икона Божьей Матери была обретена в 1295 году «неким благочестивым мужем» из Рыльска, жители которого много раз пытались перенести икону в свой город. И всякий раз икона чудесно исчезала из Рыльска, возвращаясь на место своего обретения – на лесистый берег реки Тускарь, в 27 верстах от Курска.

В летописях Свято-Николаевский монастырь впервые упоминается в 1505 году, который и принято считать годом его основания. На самом деле монастырь значительно древнее: рядом с ним, в толще крутых меловых холмов, называемых Вискольскими горами, еще в домонгольские времена был ископан пещерный монастырь. Следы пещер видны и в наши дни: из них паломники и сегодня берут целебную глину, помогающую, как здесь считают, от всех болезней. Ей пользовался и отец Ипполит: после «отчиток» одержимых бесами его кожа покрывалась волдырями, которые быстро заживали после наложения глины. Здесь же, у подножия меловых гор, расположены святые источники, из которых монастырские трудники берут воду для трапезной обители.

В советское время монастырь продержался совсем недолго – в 1926 году его закрыли, здесь расквартировали роту красноармейцев, а монахов, ради экономии средств и времени, даже не отправляли в лагеря, а расстреливали прямо под монастырской стеной.

«Здесь каждая пядь земли монашеской кровью полита. Эта земля святая – мы даже не представляем себе, сколько угодников Божьих здесь подвизалось!», – говорил отец Ипполит. Позже, в начале 90-х, батюшка первым делом взялся за восстановление монастырской стены: «Если бы знали, что это за стена, очередь бы выстроилась аж от самого Курска, чтобы хоть один кирпичик в нее положить. Идите помогать на стену – она святая!». И хоть очередь не выстроилась не то что от Курска, а даже от Льгова, стену восстановили в первую очередь.

Во время Великой Отечественной вой­ны, в 1943 году, линия фронта проходила под самыми монастырскими стенами, тем не менее, Святитель Николай уберег свою обитель от разрушения: благодаря его заступничеству на ее территории не разорвался ни один артиллерийский снаряд или авиабомба, которые в изобилии сыпались совсем рядом. Более того, фашисты, отступая, заминировали все храмы, но по непонятным причинам монастырские строения так и не были взорваны.

Впрочем, то, что не удалось фашистам, доделали соотчичи: к 1991 году, когда монастырь вернули Курской Епархии, его превратили в свалку, сплошь заросшую бурьяном, где не было ни одной целой стены, крыши и окна. Увидев это, отец Ипполит, только что назначенный настоятелем, окна кельи которого в первую зиму были затянуты полиэтиленом, возрадовался: » А монастырь наш будет Лаврой!»

ОТЧЕ НАШ ПОД ОДЕЯЛОМ

Сам отец Ипполит, в миру Сергей Иванович Халин, курский, из местных. На родине старца – в селе Субботино, что в Солнцевском районе под Курском, подлинный масштаб его личности осознали только в первые годы после ухода батюшки из земной жизни, когда фотографии земляка в его день памяти, 17 декабря, дружно начинали мироточить.

Сергей Халин родился в многодетной семье, в которой был самым младшим. От дяди-священника Сергею достался чемодан с духовными книгами, которые он изучил, пропустил сквозь себя. Будучи человеком удивительно душевным и добрым, Сергей особенно легко находил общий язык с нищими и «самоварами», как цинично в послевоенное время называли инвалидов без рук и ног, передвигавшихся на каталках, заботясь о них. Душа будущего монаха постоянно чего-то искала – в привычном окружении ему было некомфортно.

Сергей, по свидетельству односельчан, был парнем видным, веселым, танцевал и пел в клубе. Но после танцев, рассказывает одна из субботинских бабушек, «все ребята шли по девкам, а Сережа молиться». Во дворе дома Халиных был сарай, который Сергей в шутку называл скитом, где у будущего старца были развешаны иконы. Там он зажигал лампаду и долго молился, порой до самого утра. Естественно, что в Субботино его дразнили монахом. Да он и не возражал, говоря, что жениться не будет. Уже позже отец Ипполит сказал, что «Господь услышал мои слова и удостоил меня монашества. Именно так: Он меня удостоил, а не я был достоин стать монахом». Позже, когда нему приставали с расспросами, он отшучивался, что «никто за меня замуж не пошел, поэтому пришлось идти в монастырь».

Сергей не вписывался и в классический образ воина Советской Армии, в которой прослужил три года, в артиллерии: после отбоя сержант Халин, чтобы не шокировать сослуживцев, накрывался с головой одеялом и тихонько читал «Отче Наш».

Демобилизовавшись, Сергей огорошил родителей, заявив, что уйдет в монастырь, и в 29 лет был принят послушником в Глинскую пустынь.

КРАСНЫЙ ПОП ЕДЕТ НА АФОН

В Глинской пустыни он поселился в одной келье с архимандритом Иоанном Масловым, ставшим старцем в 33 года, и был духовным чадом ныне прославленного в соборе Глинских святых схиархимандрита Андроника (Лукаша), прошедшего жестокие пытки и лагеря. Как-то Сергей спросил своего духовного отца, кто станет старцем после него. «Да ты им и будешь!», – ответил прозорливый наставник.

Однажды в Глинской пустыни Сергей Халин, схватив крупозное воспаление легких, был в критическом положении, находясь между жизнью и смертью. Для послушника уже срубили гроб, но он выжил по молитве старца Андроника. Выжил, но умер для жизни. «Глинская пустынь – звезда России»,- говорил отец Ипполит. Возможно, он уже тогда прозревал, что спустя годы, совсем рядом, в Рыльске, его трудами зажжется еще одна звезда – Свято-Николаевский монастырь.

Тем не менее, в Глинской пустыне будущий старец задержался ненадолго – ему было отказано в прописке, и он отправился в Псково-Печерский монастырь, где в 1959 г. был подстрижен в мантию с именем Ипполит, а затем в течение года был рукоположен в иеродиаконы и далее в иеромонахи.

Во Пскове отец Ипполит, уже напитавшийся в Глинской пустыни духом благодатного старчества, окормлялся у других старцев, не менее великих – иеромонаха Симеона (Желнина), ныне причисленного к лику святых, и у старцев Михаила (Питкевича) и Николая (Монахова). В то время у молодого монаха возникали мысли поступить в духовную семинарию, но старцы его не благословляли, говоря, что «монастырь – вот твоя семинария и академия».

Впрочем, вскоре жизнь отца Ипполита изменилась самым невероятным образом: в 1966 году в числе четырех «советских» монахов он был отправлен на Афон, в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Духовная жизнь в монастыре, где прежде подвизались сотни русских монахов, практически угасла и возникла угроза того, что он отойдет к грекам, поскольку его престарелые насельники были немощны, и служить на церковно-славянском языке там было уже некому.

Всеми правдами и неправдами с греками удалось договориться, а Патриарх Алексий I смог убедить ЦК КПСС, что негоже терять столь важный плацдарм на Балканах, пусть даже идеологически не соответствующий имиджу СССР. Вопрос решался на уровне Политбюро и получил одобрение! Это было из области фантастики: после свержения Хрущева, который обещал показать по телевизору последнего в СССР попа, прошел только год с небольшим.

Отец Ипполит прибыл на Афон 11 июля 1966 года. К «красным попам», как их прозвали, там относились с подозрением, поскольку в каждом из них грекам виделся агент КГБ и «коммунистическая опасность».

УСТАЛ Я ОТ АПЕЛЬСИНОВ, КУРСКОЙ КАРТОШКИ ХОЧЕТСЯ

О жизни отца Ипполита на Святой Горе сохранилось мало сведений, да и сам он не любил об этом говорить. Известно, что он жил в той же келье, где ранее подвизался и молился старец Силуан Афонский и так же, как и его предшественник, исполнял обязанности казначея и эконома. Отношение к Силуану Афонскому в те годы на Афоне было неоднозначным, и отец Ипполит сделал всё для того, чтобы сохранить мощи подвижника, которые его хулители и завистники пытались спрятать так, чтобы их потом не нашли.

В течение четырех лет Ипполит представлял свой монастырь в Священном Киноте – управляющем совете Афона, что говорит об уважении к нему со стороны братии. Утверждают также, что батюшка, который в совершенстве овладел греческим, регулярно духовно окормлялся у самого Паисия Святогорца, жившего неподалеку.

Считается, что главная причина, по которой батюшка уехал с Афона – состояние его здоровья, которое в начале 80-х резко ухудшилось. Оно, и в самом деле, было не блестящим: афонский климат с его жарой и постоянно высокой влажностью был противопоказан его легким, проблемы с которыми были еще в молодости.

Тем не менее, помимо проблем со здоровьем, была и другая причина, не менее важная – тоска по Родине. В своих письмах он не раз писал: «Дорожите тем, что ты живете в России. Целуйте родную землю». К тому же в те годы на Афон массово поехали насельники из России, которые устанавливали свои порядки, что порождало всяческие нестроения. «Молодые приехали, и старцев слушаться не стали», – писал батюшка.

Сам же отец Ипполит на вопрос, почему уехал с Афона, отделывался шутками: «Устал я от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!». В августе 1983 г. старец вновь оказался в России, вернувшись домой в стареньком плаще и с чемоданчиком в руках, в котором уместились все его нехитрые пожитки.

ВЫГОНИМ ШПАНУ И ПЬЯНИЦ – МОНАСТЫРЬ НЕ УСТОИТ

Первые годы после возвращения в Россию отец Ипполит подвизался в Псково–Печерском монастыре, с 1986 года получил назначение в Курскую и Белгородскую Епархию, где восстановил несколько церквей, а в октябре 1991 года стал настоятелем Свято-Николаевского монастыря. Хотя сам он себя настоятелем не считал: «Я-то кто? Да никто! Сам Святой Николай Чудотворец здесь настоятельствует!».

Отец Ипполит всегда старался скрыть свою прозорливость, все время умаляя себя. Как-то он обмолвился: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку. И хотя я все эти сорок лет в постриге, но ни одного дня не прожил, как монах». Одно время от отца Ипполита по милости Божьей пошло благоухание – тонкий неземной аромат, который он уже и сам начал замечать, не говоря о паломниках. Чтобы перебить это благоухание, он попросил купить ему одеколон «Шипр», весьма даже земной, которым кропил самого себя и всё в своей келии. Благоухание исчезало, но через день-другой появлялось вновь. Месяц продолжалось это искушение для отца Ипполита, и лишь когда он горячо взмолился, чтобы этого не было, аромат исчез.

Прознав о добром пастыре, настоящем апостоле любви, привечавшем всех, в монастырь потянулись «химики» и бомжи, которых он радушно принимал, и называл господами – все они были для него подобиями Божиими. Отец Ипполит велел принимать и кормить их в любое время, даже ночью, хотя некоторые из них продолжали хулиганить, воровать и пьянствовать даже в монастыре. Батюшка всё терпел и молился за них, даже давал деньги на опохмелку, а когда ему предлагали выставить их из монастыря, говорил: «Если выгоним шпану и пьяниц – монастырь наш не устоит!». И всякий раз напоминал, что в свое время фарисеи тоже осуждали Иисуса Христа за то, что Он делит трапезу с блудницами и мытарями. Хотя большинство «проблемных» насельников всё же исправлялось и работало на восстановлении монастыря, который быстро поднимался из руин.

Порой батюшка получал из мест не столь отдаленных письма с вопросами, можно ли, освободившись, приехать в монастырь, на которые отвечал: «Конечно, приезжайте! Я совсем не против. У нас тут всё можно: и украсть, и выпить… Приезжайте!». Конечно, ему доставалось за излишний либерализм от Владыки Ювеналия, но он, плача, смирялся и говорил: «Это простые русские мужики, наши родные мужики. И нам ли осуждать их после того, что с ними сделала власть?!».

Традиции, заложенные в свое время батюшкой, живы и поныне.

МЫ И СЛЕПЫХ КОРОВ БЕРЕМ!

Справедливости ради скажу, что в обитель ехали не только люди, отверженные обществом: рафинированные эстеты и высоколобые интеллектуалы, бросив свои науки и служенье музам, отправлялись в Рыльск, где с упоением драили туалет, орудовали лопатой и ломом, убирали навоз за коровами, которых в монастыре было далеко за сто голов.

Коровы были предметом особой любви батюшки, который любил их, умел доить и был приучен ходить за ними с детства: он покупал у местных жителей всех подряд коров – даже хромых и тех, которые уже давно перестали доиться. Удивительно, но попав в монастырь, они снова начинали давать молоко. Однажды монастырь даже купил быка крутого нрава, с которым не могли совладать его хозяева. Рассказывают, что увидев настоятеля, бык сразу обмяк и утих, опустившись на колени. «Покаялся!», – сказал батюшка и самолично отвел буяна на скотный двор.

Один из братьев рассказал историю, что хитроумные жители соседнего села привели в монастырь слепую корову, рассуждая по пути, заметит ли это настоятель. Они были поражены, когда отец Ипполит, которому было всё открыто, с улыбкой встретил их у ворот монастыря: «Зря вы так боялись! Мы и слепых коров привечаем!». И еще дал за нее денег намного больше, чем полагалось.

С деньгами отец Ипполит обращался легко, шокируя монастырского казначея: раздавал их, не считая, как св. Иоанн Кронштадтский, который одной рукой брал деньги, а другой тут же их отдавал. «Чем больше отдашь, тем больше вернется», – говорил он.

И ведь вернулось: за довольно короткий срок удалось не только восстановить из руин двухэтажный Николаевский храм, но также привести в божеский вид церкви, колокольню, построить трапезную и паломнический корпус, значительно расширить хозяйство монастыря. Более того, старец основал еще пять скитов в ближайших селениях, из которых им был особенно любим Казанский скит в селе Большегнеушево, ставший женским монастырем.

ОСЕТИЯ СПАСЕТСЯ МОНАСТЫРЯМИ

Рыльск стал вторым домом для многих жителей христианской Осетии. Многочисленная осетинская делегация в этом году, как и всегда, приехала на день памяти старца. Но где, казалось бы, Курская область и где Осетия?! Что их связывает?

Сейчас уже никто точно не скажет, что заставило отца Ипполита взять на себя подвиг православного просвещения целого народа, но утверждают, в том числе и осетинские паломники, что сама Богородица, которая не раз являлась батюшке, велела ему молиться о многострадальной Осетии, находившейся в неблагоприятном окружении. Ведь с юга она граничит хоть и с единоверной, но недружественной Грузией, а с востока и запада – с чуждым по духу магометанским миром.

В конце 90-х отец Ипполит благословил создать в Осетии два монастыря – мужской и женский.

А будущую игуменью женского монастыря монахиню Нонну (Багаеву) он разглядел еще в то время, когда она работала корреспондентом на Осетинском телевидении и приехала в Рыльск на съемки фильма о батюшке. «А ты знаешь, что будешь монахиней?», – неожиданно сказал он ей, тогда, в миру, еще Наталье. – У тебя, как и у всех монахов, во лбу крестик светится!»

Прозорливый батюшка предвидел беды, которые обрушатся на Осетию, в частности, обвал ледника Колка в Кармадонском ущелье в 2002 году. Осетины-паломники, которым довелось быть в Рыльске летом 2002, рассказывают: «Батюшка Ипполит, начиная с июля, просил нас связаться с родственниками в Осетии, дабы предупредить их, что в ближайшие месяцы горы будут очень опасны». Все так и вышло: 29 сентября ледник рухнул, похоронив под собой много местных жителей и съемочную группу Сергея Бодрова-младшего. Предвидел батюшка и, случившуюся уже после его ухода из земной жизни, страшную трагедию в Беслане 1 сентября 2004 года, когда вооруженное зверьё захватило школу в Беслане с тысячей заложников.

И едва ли случайно мужской осетинский монастырь, который первоначально организовали в Беслане, расположился всего в 250 метрах от той школы, где произошел этот страшный теракт, который можно сравнить, пожалуй, только с избиением воинами царя Ирода младенцев в Вифлееме две тысячи лет назад. И эта трагедия стала для осетинского народа Голгофой, постоянно напоминающей ему о жертве, принесенной Иисусом Христом.

НЕ ГОВОРИТЕ ЯЗЫКОМ – ЕГО ЧЕРВИ СЪЕДЯТ

В Николаевском и Крестовоздвиженском храмах монастыря и сегодня ведутся тетрадки, в которых паломники записывают свидетельства помощи, оказанной батюшкой Ипполитом, в самых разных ситуациях – таких тетрадок многие десятки и этим свидетельствам нет конца.

Еще в 90-х вся Россия узнала о способности отца Ипполита помочь любому горю: нелады в семьях прекращались, безнадежные наркоманы и конченые алкоголики возвращались к нормальной жизни, отступали онкологические болезни и СПИД, злые Бастинды и Гингемы становились добрыми Стеллами и Виллинами. По молитвам батюшки останавливались поезда, чтобы дождаться опоздавших пассажиров, двигатели автомобилей с фатальными дефектами вдруг заводились, навигаторы начинали показывать правильное направление, а один рыбак наловил более центнера рыбы там, где она никогда не водилась. Ну как тут не вспомнить рыбаков – будущих апостолов с Генисаретского озера? Когда чудеса случаются, это в порядке вещей, странно, когда их нет. Чаще они малозаметны, а многие, увы, ждут хождения по водам.

Паломники, которые помнят батюшку, рассказывают, что первый раз ехали в Рыльск, ожидая, что увидят величественного благообразного старца, который будет изрекать красивые слава. А встречал их монах-простец в рваных кедах, перетянутых веревочкой, и латаном-перелатанном подряснике. Многие честно признаются, что первое время даже разочаровывались: «Разве мы такого старца искали?»

Отец Ипполит – великий молитвенник и молчальник – книг после себя не оставил, проповеди говорить не умел, дара красноречия был лишен начисто. «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем», – повторял он. Терпеливо выслушав паломников, хотя и без их рассказа ему было все открыто, он говорил в ответ очень мало и тихо, нередко так невнятно, что сказанное им было трудно понять. Но одно слово было понятно всегда и всем: «Помолимся!»

И его молитва делала и продолжает делать чудеса – она угодна на небесах.

На могиле отца Ипполита в Рыльске, где установлен бронзовый крест на гранитном постаменте, день и ночь горит неугасимая лампада и лежат свежие цветы, которые не вянут даже в лютые морозы. И стоит чемоданчик для записок батюшке Ипполиту, в которых паломники излагают свои просьбы старцу и делятся своими проблемами. Кому-то, возможно, это может показаться детской игрой в письма Санта-Клаусу, но это работает. Я тоже оставил такую записку, скорее, даже не с просьбой, а пожеланием. И оно уже исполнилось.

Как доехать:

АВТОБУСОМ ИЗ МОСКВЫ.Отправление автобуса от автостанции Новоясеневская в Москве ежедневно в 10.00 и 19.50

Поездом до Курска или до Льгова, далее автотранспортом до Рыльска.Расстояние от Курска-125 км, от Льгова -40 км.

Для проживания в монастыре нужно получить благословение настоятеля или казначея и иметь при себе паспорт.


Паломники проживают в монастырской гостинице и питаются в трапезной.

Паломническим группам необходимо заранее предупредить по телефону +7 910 213-80-02 или (47152) 2-31-31 (в рабочие дни с 9:00 до 17:00, в выходные и праздники с 11:00 до 17:00) о своем приезде и дать информацию о количестве человек, необходимости ночлега, трапезы, экскурсии.
Ближайшие монастыри:
Большегнеушевский женский монастырь Казанской иконы Божией Матери 27 км.
Глинская пустынь (Украина) 52 км.
Севский Свято-Троицкий мужской монастырь 77 км.
Севский Крестовоздвиженский женский монастырь 77 км.
Горнальский Свято-Николаевский мужской монастырь 90 км.
Площанская пустынь 106 км.
Ангела Хранителя в дорогу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *