Рязань солотчинский монастырь

Солотчинский монастырь — православная женская обитель в микрорайоне Солотча примерно в 20 км к северу от центра Рязани.

Начало монастырю на берегу реки Солотча было положено в 1390 году. Основал его рязанский князь Олег, и на протяжении долгого времени монастырь не только был духовной обителью, но и выполнял роль северной сторожевой крепости города Переяславля-Рязанского, из которого и образовалась современная Рязань. От князя Олега началась и традиция щедрой поддержки монастыря, который к 1570–1580 годам значился среди главнейших на Руси.

Есть в истории Солотчинского монастыря и темные страницы: в 1618 году обитель была опустошена польским войском. Однако уже к концу XVII века монастырю удалось вернуть часть былого величия, именно тогда в основном и сложился его современный архитектурный облик. В 1768 году утрачен Покровский храм: вместе с участком стен он обрушился при наводнении Оки.

Сохранившиеся до наших дней храмы Солотчинского монастыря: церковь Святого Духа (Духовская, Святодуховская, 1688—1689 гг.), Рождественский собор (1691 год) и Иоанновская надвратная церковь (1695 год). Другие исторические монастырские постройки — настоятельный корпус и сами крепостные стены. Считается, что архитектором храмов в стиле нарышкинского барокко был Я. Г. Бухвостов. Украшением надвратной церкви занимался прославленный мастер Степан Полубес (Иванов).

В наши дни храм остается местом паломничества верующих. В нем хранятся мощи святых и чудотворные иконы. Весь список реликвий — на официальном сайте.

Расписание богослужений в Солотчинском монастыре, все новости о жизни обители — на главной странице сайта монастыря.

Видео о Солотчинском монастыре

Один из старейших мужских монастырей России, который после забвения советских времен стал женским.
Солотчинский Рождества Богородицы мужской монастырь был основан в 1390 году благоверным князем Олегом Рязанским. Раньше здесь хранились мощи Олега.

В 1390 году великий князь Рязанский Олег Иванович, обозревая свои княжеские владения, прибыл на берег речки Солотчи, на то место, где она впадала в древности в реку Оку. Здесь он нашел двух иноков-отшельников Василия и Евфимия, живших с братией в деревянных кельях и отправляющих Божию службу в деревянной церкви. Князь Олег возвестил им свое намерение устроить монастырь в гораздо лучшем и прочном виде.

Здесь главная площадь поселка Солотчи.

И Ленин такой молодой. Раньше памятник стоял где-то в Рязани. В народе памятник называют «Ленин уходит в женский монастырь». Он и правда шагает по направлению к нему )))


Крепостная стена у монастыря высокая.

После сооружения благоверным князем в Солотчинском монастыре двух церквей — Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы — святая обитель стала называться Домом Пресвятой Богородицы.

Благоверный князь так возлюбил Солотчинский монастырь, стоящий на возвышенном берегу речки Солотчи и окруженный густым лесом, что не жалел своих сокровищ на его благоукрашение. Воздвигая в монастыре храмы и кельи для монашествующих, он в тоже время жаловал монастырю движимое и недвижимое имущество.


Пример благоверного князя Олега сильно подействовал на его детей, внуков и все последующие его поколения пока существовало Рязанское княжество. Каждый из них считал для себя священной обязанностью быть жертвователем в Солотчинский монастырь.
Церковь Святого Духа. Вид с алтарной части.
Собор Рождества Богородицы.
Храмы монастыря:
1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
2. Церковь Сошествия Святого Духа
3. Церковь св. Иоанна Предтечи
Другие постройки монастыря:
4. Келейный корпус (XVII-XVIII вв.)
5. Настоятельский корпус (XVIII в.)
6. Монастырская постройка
7. Монастырская постройка
8. Монастырская постройка
9. Ограда и стены (XVII в.)
10.Стены и башни ограды (XVIII в.)
Колокольня церкови Святого Духа.
Собор Рождества Богородицы.
Купола собора Рождества Богородицы.
Церковь Святого Духа внутри.
Яблочки еще висят, хотя птички их клюют потихоньку.
Корпуса братских келий и настоятеля были построены в конце 17 в., а теперь восстановлены.
При Советской власти здесь была гостиница, где снимал номер, бывшую келью, писатель А. Солженицын. В Рязани он преподавал астрономию, а здесь писал роман «Один день Ивана Денисовича».
Вокруг монастырская набережная. Вид на высокий берег Оки.
Надвратная церковь Святого Иоанна Предтечи.
Что-то строится. Наверное дом для паломников.
До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга благоверного князя Олега Рязанского. Кольчуга князя составлена из железных колец и весит 6,56 кг. Этот «панцирь» он носил 12 лет под одеждой вместо вериг.
Сейчас она находится в Рязанском историко-архитектурном музее заповеднике.
На этом всё. От санатория Старица до этого места около 2 км.

Жемчужина Рязанского края


Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь Основан в 1390 году благоверным князем Олегом Рязанским.

Солотчинский Рождества Богородицы монастырь был основан в конце XIV столетия в 18 верстах от г. Рязани на высоком берегу речки Солотчи вблизи впадения ее в Оку.

В 1390 году великий князь Рязанский Олег Иванович, обозревая свои княжеские владения, прибыл на берег речки Солотчи, на то место, где она впадала в древности в реку Оку. Здесь он нашел двух иноков-отшельников Василия и Евфимия, живших с братией в деревянных кельях и отправляющих Божию службу в деревянной церкви. Князь Олег возвестил им свое намерение устроить монастырь в гораздо лучшем и прочном виде.

После сооружения благоверным князем в Солотчинском монастыре двух церквей — Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы — святая обитель стала называться Домом Пресвятой Богородицы.

Благоверный князь так возлюбил Солотчинский монастырь, стоящий на возвышенном берегу речки Солотчи и окруженный густым лесом, что не жалел своих сокровищ на его благоукрашение. Воздвигая в монастыре храмы и кельи для монашествующих, он в тоже время жаловал монастырю движимое и недвижимое имущество.

Пример благоверного князя Олега сильно подействовал на его детей, внуков и все последующие его поколения пока существовало Рязанское княжество. Каждый из них считал для себя священной обязанностью быть жертвователем в Солотчинский монастырь.

Вскоре, по устроении монастыря, князь принимает в нем иноческий постриг с именем Ионы, не оставив впрочем, княжеского сана. Продолжая заниматься делами своего княжения, он периодически уединяется в Солотчинский монастырь.

Скончался князь-инок 5 июня 1402 года, будучи 65 лет от роду, имея за плечами более 50 лет княжения. Пред кончиной своей он принял схиму с именем Иоаким.

Останки его и его супруги великой княгини Евфросинии, принявшей монашество с именем Евпраксии в устроенном ею Зачатьевском монастыре, в трех верстах от Солотчинского, были положены в каменном гробе в Солотчинском монастыре в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1768 году река Солотча подмыла обрывистый берег, обрушив часть стен и старый Покровский храм. Но по милости Божией останки князя-схимника и княгини-схимницы были с дозволения Святейшего Синода перенесены в соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга благоверного князя. Ныне она находится в Рязанском историко-архитектурном музее заповеднике. Кольчуга князя составлена из железных колец и весит 6,56 кг. Этот «панцирь» он носил 12 лет под одеждой вместо вериг.

Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве. Помолившись, страждущие возлагали кольчугу на себя, и Господь даровал им исцеление.

Вскоре после основания монастырь становится одним из самых влиятельных и известных на Рязанской земле.

Около 1450 года великий князь Рязанский Иван Феодорович воздвигает в Солотчинском монастыре каменный с трапезою большой храм в честь святого, новоявленного тогда чудотворца Митрополита Алексея. Храм был разобран в середине XIX столетия по ветхости.

Согласно составленной в 1636 году Патриархом Иоасафом «лествице власти», обитель занимала 34 место среди 700 российских монастырей.

Затем, до конца XVII века, монастырь переживал некоторый упадок, однако с 1688г., когда его настоятелем стал архимандрит Игнатий (Шангин), строительство в нем активизировалось, и к концу этого столетия был возведен великолепный ансамбль зданий в стиле нарышкинского барокко. Предположительно автором построек был Яков Бухвостов.

Большая двухэтажная церковь во имя Сошествия Святого Духа с трапезной палатой имела тогда единствен¬ный аналог — трапезную Патриаршего подворья Московского Кремля. Раньше в трапезную палату снизу вела широкая, торжественно оформленная лестница, без которой дворцовый облик постройки несколько угас. На всех четырех сторонах храма расположен пояс из полихромных рельефных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов, сохранившийся до настоящего времени. В нижнем этаже церкви был устроен храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского.

Необычна по своему облику и надвратная Иоанно-Предтеченская церковь. В 1958 году в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день». По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 году. Основной декор Предтеченской церкви — полихромные рельефные изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Но в Солотчинской церкви мы видим не орнаментные мотивы, а четыре крупных панно с изображениями Евангелистов.

В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа, в ней учился, будучи подростком, ставший известным рязанский иконописец Николай Шумов, основатель Дивеевской иконописной мастерской. Архив монастыря хранил множество исторических документов, относящихся к XV — XVII векам.

Внутреннее пространство обители украшал яблоневый сад.

В эти годы монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязанской земле. Ему принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли (более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переяславле Рязанском и собственное подворье в Москве.

В 1867 году при настоятеле архимандрите Герасиме была возобновлена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1920 году Солотчинский монастырь был закрыт. Здания частично разрушены, храмы изуродованы, многие святыни погибли. Цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Пресвятой Богородицы располагался склад, а в храме Святого Духа клуб с кинозалом.

Княжеские мощи в 1923 г. были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей, откуда в 1990 г. были перенесены в Иоанно-Богословский монастырь. В 2001г. рака с мощами благоверного князя Олега Рязанского была препровождена в Солотчинский монастырь, ставший к тому времени женским. Ныне в раке пребывает честная глава великого князя, от которой наблюдается необычное благоухание и мироточение.

В 1994 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Ныне восстановлены: храм Святого Духа и храм Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, монастырская ограда, построен Архиерейский корпус. В монастыре имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство).

Стараниями игуменьи Варвары (Самариной) и силами насельниц удалось залечить раны, нанесенные обители, и хотя много еще предстоит потрудиться, чтобы хотя бы приблизиться к былому великолепию, все же сохраненные храмы и постройки образуют прекрасный архитектурный ансамбль.

Именно в таких тихих обителях, как в Солотчинской Рождества Пресвятой Богородицы, лучше всего чувствуется русская старина и особый неповторимый монашеский дух.

Мир и благодатная тишина сходят в душу каждого, кто хотя бы ненадолго пришел в обитель, чтобы помолиться Пречистой Богородице, вдохнуть здешний благодатный и чистый воздух. А потом с новыми силами вернуться в обычную многотрудную жизнь…

Мы приглашаем всех желающих посетить это святое место, помочь возрождению обители Рождества Пресвятой Богородицы, потрудиться во Славу Божию.

Я часто бываю в этой красивейшей женской обители Средней полосы России, сыгравшей огромную роль в становлении Государства Российского, в Солотчинском Рождества Богородицы женском монастыре, поэтому некоторые удивительные факты этого фоторепортажа будут для многих из вас по истине уникальными с исторической точки зрения и помогут взглянуть на образование Государства Российского несколько с иной стороны.
Древняя легенда гласит, что однажды великий князь Олег Иванович Рязанский с княгиней Ефросиньей отправились на охоту по земле Рязанской, по уникальному месту Солотчи и встретили в этой глуши двух отшельников — Василия и Евфимия. Эта встреча натолкнула князя на мысль — основать здесь на возвышенности приокской долины огромный монастырь. Ходили легенды, что от Рязани до Солотчинского монастыря князь Олег устроил тайный подземный ход от набегов за земли княжеские татар, Москвы и иной беды…

Нужно заметить, что фотографировать в монастыре можно не всё. Но для начала немного истории одного из самых крупных и значимых обителей Рязани и всей нынешней России — Солотчинском Рождества Богородицы женском монастыре. Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь является крупнейшим в России памятником архитектуры нарышкинского барокко, расположен монастырь в писательском районе Солотча на берегу Старицы Оки в Советском округе города Рязани.
Древний Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь находится в двадцати верстах от Рязани, на окраине бескрайнего мещерского леса. Эти труднодоступные места в XIV веке князь Олег Иванович Рязанский избрал для строительства уединенного монастыря, где в случае набега татар, Москвы или иной беды могла бы спастись княжеская семья. Кстати, другая рязанская правительница, великая княгиня Агриппина (Аграфена) основала недалеко от этого места в 1507 году девичий монастырь под именем Аграфенина пустынь, где впоследствии и окончила свои дни. Аграфенина пустынь в 18-м столетии была упразднена. Зато Солотчинский монастырь еще долгие годы негласно считался главным монастырем земли российской. Здесь сохранился замечательный архитектурный ансамбль, созданный несколькими поколениями русских зодчих.
Солотчинский монастырь Рождества Богородицы основан в 1390 году. Щедро наделенная землями и богатыми вкладами князя Олега и его преемников, эта обитель вскоре стала первой среди рязанских монастырей по богатству и знаменитости. Здесь князь Олег принял постриг под именем Ионы, а затем, незадолго до смерти — под именем Иоакима.
Князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 года. Тело его было в каменной гробнице погребено в Покровской церкви Солотчиского монастыря. Спустя три года рядом с гробницей князя появилась гробница его супруги, княгини Ефросинии, во иночестве Евпраксии.
Первой каменной постройкой монастя была древняя Покровская церковь, построенная в первой половине 15 века. Она относилась к типу «иже под колоколы» и напоминала собой храм Святого духа в Троице-Сергиевой лавре. Церковь располагалась у самого края песчаного обрыва и погибла в 1768 году из-за оползания берега в окскую пойму. Вместе с ней обрушился и весь северо-западный угол монастыря с каменными стенами. После этого береговой откос был тщательно укреплен целой системой сложных каменных сооружений.
Княжеские гробницы были перенесены в соборную церковь Рождества Богородицы. На гробнице князя Олега хранилась его кольчуга. Сегодня Рождественский собор является самым древним храмом монастыря. Он построен в начале 16 века. Это сравнительно небольшое сооружение. Сто лет спустя верхняя часть собора обрушилась. Собор после обрушения восстанавливал известный русский зодчий В. X. Зубов. Нижняя половина собора относится к 16 веку. В соборе находились древние иконы — высеченный из камня образ Святых благоверных князей Бориса и Глеба, образ Святого Алексия митрополита Московского. В ризнице монастыря хранились многие исторические реликвии — серьги великой княгини Евфросинии, блюда, пожертвованные великим князем Московским Василием III, драгоценная чаша-потир дар царей Петра и Ивана Алексеевичей.

В 16 веке в память о взятии Казани в монастыре была построена шатровая Алексеевская церковь. Она располагалась на месте первого деревянного храма монастыря, построенного еще князем Олегом. Алексеевскую церковь разобрали в 1847 году.
Большое строительство в монастыре развернулось в 1688 — 1698 годах при настоятеле монастыря архимандрите Игнатии (Шангине). В эти годы была возведена трапезная палата с церковью Святого Духа. Заложенную тогда же колокольню достроили значительно позже — в 1735 году. В подклете церкви Святого Духа размещался придел во имя Святого Онуфрия.
В 1698 году были построены Святые ворота с церковью Иоанна Предтечи. В 1958 году в стене церкви Иоанна Предтечи был найден закладной камень с тайником, в котором лежал листок бумаги с надписью XVII века. В тексте говорилось, что храм был заложен при архимандрите Игнатии в лето 7203 (1695) года июля в 4 день.
Надвратная Иоанно-Предтеченская церковь и трапезная церковь во имя Сошествия Святого Духа построены в стиле пышного нарышкинского барокко. Как полагают, их строил Яков Бухвостов, автор рязанского Успенского собора. Духовская церковь с примыкающей к ней трапезной палатой напоминает настоящий помпезный дворец. Раньше это впечатление усиливалось торжественно-парадной лестницей, которая вела непосредственно в трапезную палату.
Главным украшением Духовской и Предтеченской церквей являются их многоцветные цветные изразцы. Особенно великолепны четыре большие изразцовые фигуры евангелистов, украшающие Иоанно-Предтеченскую церковь. Их изображения можно найти во многих изданиях, посвященных русскому прикладному искусству 17 века. Автором изразцового убранства Солотчинского монастыря является известный московский мастер Степан Полубес, в 1691 году создавший эти прекрасные шедевры.
В конце 17 века были построены два корпуса келий, в 1694 — 1698 годах — восточная и южная стена с тремя башнями. Первоначально ограда Солотчинского монастыря была деревянной. С западной и северной стороны каменная ограда появилась только в 1741 — 1745 годах. В середине 19 века западная угловая башня обрушилась вместе с береговым откосом.
В 17 веке в монастыре процветала иконописная школа, прославившаяся по всей рязанской земле. Архив монастыря хранил множество ценных исторических документов, особенно относящихся к 17 веку.
Из Солотчинского монастыря открывается вид на бескрайнюю окскую пойму, на цветущие заливные луга. Далеко-далеко в голубоватой дымке виден силуэт колокольни Богословского монастыря в селе Пощупове.
История княжества Рязанского неоднозначна и хранит в себе множество таин.
Примерно в 1371 году к князю Олегу Рязанскому из Золотой Орды пришёл на службу потом Чингисхана, брат Салахмира — Еду-хан, по прозвищу Сильнохитр, в крещении получивший имя Андрея. От Еду-хана пошел дворянский род Хитрово. То, что брат Салахмира, Еду-хан, носил титул хана, свидетельствует, что он по происхождению был Чингизидом — потомком Чингизхана. Чингизидом мог быть по происхождению и Салахмир.
В Солотчинском монастыре хранится уникальный артефакт — гробовая плита, свидетельствующая об одном историческом событии. Здесь в этом монастыре был захоронен сподвижник князя Олега Рязанского, мурза Салахмир, женатый на сестре князя — Анастасии и принявший при крещении имя Иоанн, правда захоронен он уже как принявший схиму Иосиф. Гробовая плита свидетельствующая этот факт была обнаружена в 2003 году случайно при прокладке водопровода на территории обители.

Иоанн Мирославович — видный военный и государственный деятель великого княжества Рязанского, зять великого князя Олега Ивановича Рязанского. Более известен по последующим летописным источникам как татарский мурза Салахмир (Салхомир, Солых эмир, (С)Хоросмир). Мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды в 1371 году, оказал Рязанскому князю серьезную военную помощь в делах его. Произошло это в те драматические дни, когда после военного поражения от войск Дмитрия Московского и его союзника Владимира Пронского под Скорнищевым, князь Олег Иванович был вынужден оставить престол и бежать из Переславля Рязанского. Позже князь Олег возвращает себе престол, а мурза Салахмир поступает к нему на службу, принимает святое крещение с именем Иоанн Мирославович и становится близким соратником и сподвижником князя. Олег полюбил его, оказал ему почет и явное предпочтение перед другими боярами — выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал Верхдерев, Венев, Ростовец, Михайлово поле и Безпуцкий стан. О значении Иоанна Мирославовича при дворе Рязанского князя можно судить по следующему выражению, которое встречается в жалованных грамотах Олега — поговоря с зятем своим с Иваном Мирославичем. Сын Ивана Мирославича, Григорий, также играл роль главного советника, но уже при дворе Олегова внука, Ивана Федоровича. Немногие сохранившиеся документы от этой древней эпохи свидетельствуют и о том, что Иоанн Мирославович, а затем и сын его, Григорий Иванович, принимали непосредственное участие в судьбе Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря. В этом монастыре князь Олег Иванович и его супруга Ефросиния приняли постриг, здесь были захоронены, приняв перед этим великую схиму с именами Иоаким и Евпраксия. Здесь провел свои последние дни и Иоанн Мирославович, и как схимник с именем Иосиф, захороненый на территории монастыря. Доказательством этого факта стала мемориальная плита, обнаруженная при проведении земляных работ в 2003 году на территории монастыря. Сама плита уникальна. Древнерусские плиты с похожими текстами можно пересчитать по пальцам. Плита фиксирует факт перезахоронение останков через 150 лет после смерти погребенного — акт для Руси исключительный! Традиция не предполагает таких переносов, за исключением мощей святых и высшего духовенства, правителей государства и их семей. Тем самым, эта находка еще раз подтвердила ту роль, которая отводилась Иоанна Мирославовичу при дворе князя Олега.
Иоанн Мирославович стал родоначальником многих известных дворянских и графских фамилий, послуживших Отечеству — Вердеревских, Апраксиных, Апраксиных-Вердеревских, Ханыковых, Крюковых, Шишкиных, Дувановых, Ратаевых, Пороватых. В XV веке род Иоанна Мирославовича становится одним из самых крупных и влиятельных на рязанской землях. После присоединения Рязанского великого княжества к Москве в 1521 году, многие потомки Иоанна Мирославовича вошли в состав государева двора, из которого набирались командные и административные кадры государства российского.
Мурза Салахмир пришел на Русь в достаточно молодом возрасте, был моложе князя Олега Ивановича (князь Олег родился предположительно в 1336(38)году, а умер в 1402г.)). Этот факт подтверждает и поздний выход на историческую сцену сына Иоанна Мирославовича, Григория Ивановича — 1427 -1456 годах.

Центральный вход в женский монастырь. Совсем недавно я вам показывал это уникальнейший для России солотчинский монастырь Рождества Богородицы и как он выглядит прекрасно в зимнее время — http://novikovski.livejournal.com/304364.html. На этот раз, прогуляемся по летнему монастырю.
В 1917 году Солотчинский Рождества Богородицы монастырь стал женским, до этого он был — мужским.

Внимание!

Стены и башни центральной стороны монастыря выкрашены в белый цвет.

Церковь Сошествия Святого Духа.

В монастыре не принято говорить с сестрами.

Церковь Сошествия Святого Духа.

Церковь Сошествия Святого Духа

Церковь Сошествия Святого Духа

Церковь Сошествия Святого Духа

Церковь Сошествия Святого Духа

Церковь Сошествия Святого Духа

Церковь Сошествия Святого Духа.

Основной храм монастыря — Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Келейный корпус женского монастыря в Солотче

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Келейный корпус. Тут проживают сестры.

Келейный корпус женского монастыря.

Келейный корпус.

Вход в келью.

Фасад кельи.

Церковь святого Иоанна Предтечи.
Вход с внешней стороны Солотчинского женского монастыря.

Фрагмент Церкви Святого Иоанна Предтечи.

Арки церкви.

Колонна церкви.

Хозяйственный корпус.

Снова он.

на заднем дворе монастыря имеется еще несколько хозяйственных построек.

Хозяйственые корпуса.

Хозяйственная часть отделена забором.

Внутри монастыря держат живность.

Монастырская техника. Ваз 2107.

Ну я это герой моего репортажа — наш замечательный Газ-53.
В отличном состоянии, а ведь когда-то. несколько лет назад, он был вот таким — http://novikovski.livejournal.com/169141.html свеженьким.

Жилой корпус.

Ну и конечно — никуда не деться в современном монастыре без электричества.

На территории женского монастыря имеется даже ватерклозет, причем не только для сестрер.

В монастыре работают и мужчины.

Тут ведут хозяйство.

На хозяйственном дворе монастыря.

Без кур нельзя.

Легенда женского монастря — американский огроменный бройлер. Глупый и пугливый.

Есть тут и крупный рогатый скот.

Коров тут десяток. Есть еще лощади.

Каждый день в коровнике монастыря — дойка.

Молоко можно купить прям тут. При монастыре продают не только молоко и ряженку, но яйца.

Дядя Паша. Хозяйственник женского монастыря.

Церковь Сошествия Святого Духа.

Фрагмент церкви.

Церковь Сошествия Святого Духа

Оконца церкви.

Церковь Сошествия Святого Духа

Настоятельный корпус монастыря.

Вечная память братьям и сестрам и всем покоящимся под сенью данной обители.
На территории монастыря имеется огромное количество захоронений, в том числе и святых великомцченников. В этом монастыре князь Олег Иванович и его супруга Ефросиния приняли постриг, здесь были и захоронены, приняв перед этим великую схиму с именами Иоаким и Евпраксия. Вся земля, со слов настоятеля монастыря буквально усыпана костями. Причем встречаются и по истине уникальные находки — останки святых, кости которых не подвержены разложению. Земля к земле, прах к праху.

Так совсем не так давно, в 2003 году, укрепляя фундаментную часть монастыря было найдено по истине уникальное захоронение — плита Саламхира. Здесь же в этом монастыре был захоронен сподвижник князя Олега, мурза Салахмир, женатый на сестре князя — Анастасии и принявший при крещении имя Иоанн, правда захоронен он уже как принявший схиму Иосиф. Плита была обнаружена в 2003 году случайно при прокладке водопровода на территории обители.

Иоанн Мирославович — видный военный и государственный деятель великого княжества Рязанского, зять великого князя Олега Ивановича Рязанского. Более известен по последующим летописным источникам как татарский мурза Салахмир (Салхомир, Солых эмир, (С)Хоросмир). Мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды в 1371 году, оказал Рязанскому князю серьезную военную помощь в делах его. Произошло это в те драматические дни, когда после военного поражения от войск Дмитрия Московского и его союзника Владимира Пронского под Скорнищевым, князь Олег Иванович был вынужден оставить престол и бежать из Переславля Рязанского. Позже князь Олег возвращает себе престол, а мурза Салахмир поступает к нему на службу, принимает святое крещение с именем Иоанн Мирославович и становится близким соратником и сподвижником князя. Олег полюбил его, оказал ему почет и явное предпочтение перед другими боярами — выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал Верхдерев, Венев, Ростовец, Михайлово поле и Безпуцкий стан. О значении Иоанна Мирославовича при дворе Рязанского князя можно судить по следующему выражению, которое встречается в жалованных грамотах Олега — поговоря с зятем своим с Иваном Мирославичем. Сын Ивана Мирославича, Григорий, также играл роль главного советника, но уже при дворе Олегова внука, Ивана Федоровича. Немногие сохранившиеся документы от этой древней эпохи свидетельствуют и о том, что Иоанн Мирославович, а затем и сын его, Григорий Иванович, принимали непосредственное участие в судьбе Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря.
В этом монастыре князь Олег Иванович и его супруга Ефросиния приняли постриг, здесь были захоронены, приняв перед этим великую схиму с именами Иоаким и Евпраксия. Здесь провел свои последние дни и Иоанн Мирославович, и как схимник с именем Иосиф, захороненый на территории монастыря. Доказательством этого факта стала мемориальная плита, обнаруженная при проведении земляных работ в 2003 году на территории монастыря. Сама плита уникальна. Древнерусские плиты с похожими текстами можно пересчитать по пальцам. Плита фиксирует факт перезахоронение останков через 150 лет после смерти погребенного — акт для Руси исключительный! Традиция не предполагает таких переносов, за исключением мощей святых и высшего духовенства, правителей государства и их семей. Тем самым, эта находка еще раз подтвердила ту роль, которая отводилась Иоанна Мирославовичу при дворе князя Олега.

Эта уникальная плита была установлена в храме в память о Саламхире — Иоанне Мирославовиче.
Иоанн Мирославович стал родоначальником многих известных дворянских и графских фамилий, послуживших Отечеству — Вердеревских, Апраксиных, Апраксиных-Вердеревских, Ханыковых, Крюковых, Шишкиных, Дувановых, Ратаевых, Пороватых. В XV веке род Иоанна Мирославовича становится одним из самых крупных и влиятельных на рязанской землях. После присоединения Рязанского великого княжества к Москве в 1521 году, многие потомки Иоанна Мирославовича вошли в состав государева двора, из которого набирались командные и административные кадры государства российского.

Мурза Салахмир пришел на Русь в достаточно молодом возрасте, был моложе князя Олега Ивановича (князь Олег родился предположительно в 1336(38)году, а умер в 1402г.)). Этот факт подтверждает и поздний выход на историческую сцену сына Иоанна Мирославовича, Григория Ивановича — 1427 -1456 годах.
К князю Олегу Рязанскому пришел из Золотой Орды на службу и брат Салахмира — Еду-хан, по прозвищу Сильнохитр, в крещении получивший имя Андрея. От Еду-хана пошел дворянский род Хитрово. То, что брат Салахмира, Еду-хан, носил титул хана, свидетельствует, что он по происхождению был Чингизидом — потомком Чингизхана. Чингизидом мог быть по происхождению и Салахмир.

Стены монастыря. 18 век.
Вот еще несколько последних фоторепортажей:
Фото дня. Дом на торфяных болотах в Солотче — http://novikovski.livejournal.com/405676.html
На веслах по реке Оке или природная катастрофа Мещерского природного парка — http://novikovski.livejournal.com/391344.html
Фото дня. Торфяники Солотчи — http://novikovski.livejournal.com/406843.html
Путешествия по торфяным болотам Мешеры — http://novikovski.livejournal.com/406301.html
Фото дня. Кувшинки торфяных озер или прогулки по Мещере — http://novikovski.livejournal.com/407629.html
Фото дня. Закат в Солотче — http://novikovski.livejournal.com/408524.html
Писательская Солотча Паустовского от заката до рассвета — http://novikovski.livejournal.com/410776.html
Приокская долина Солотчи или жесткое тестирование в условиях ливня Canon 1 DX — http://novikovski.livejournal.com/426168.html
Максим Новиковский / Canon
Все предоставленные материалы являются собственностью автора.
При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна — http://novikovski.livejournal.com/
Если вас интересует сотрудничество — Я размещаю рекламу в своем журнале и с удовольствием подготовлю фоторепортаж о вашем продукте и идее, проведу конкурс среди читателей, отправлюсь в путешествие с вашим продуктом.
Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут:
Мой фейсбук / Мой в контакте / Мой инстаграм / Мой твиттер / Мой блогер / Мой гугл / Мой фотографер / Мой Расфокус / Мой ЮТУБ

Монастырь в Солотче, в 20 км от Рязани, относился к типу «княжеских» обителей, основанных светскими владыками. Основал монастырь Олег Ива́нович Рязанский, в схиме Иоаким — великий князь Рязанский с 1350 года. Монастырь являлся не только центром религиозной и культурной жизни, но и военной крепостью. Благодаря заботе рязанских князей, Солотчинскии монастырь стал одним из самых влиятельных и почитаемых в Рязанской земле и по всей Руси. Жена Олега Ивановича, Великая княгиня Ефросиния, рядом возвела Зачатьевский женский монастырь.
Схема монастыря
Храмы монастыря:
1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
2. Церковь Сошествия Святого Духа
3. Церковь св. Иоанна Предтечи
Другие постройки монастыря:
4. Келейный корпус (XVII-XVIII вв.)
5. Настоятельский корпус (XVIII в.)
6. Монастырская постройка
7. Монастырская постройка
8. Монастырская постройка
9. Ограда и стены (XVII в.)
10.Стены и башни ограды (XVIII в.)
Храм Сошествия Святого Духа на апостолов с трапезной палатой – зимний
храм Рождества Пресвятой Богородицы – летний,
надвратная церковь Иоанна Предтечи, (об этих храмах я расскажу отдельно).
Слева этот парадный участок территории ограничен высокой церковью святого Духа с трапезной палатой, справа – двумя низкими корпусами келий. В западной его части расположены хозяйственные здания начала XX в. Между церковью святого Духа и Святыми воротами в XVIII в. стояли деревянные кельи настоятеля, за которыми в южной части монастыря располагался сад. Небольшой сад был еще у северо-восточного прясла стены около главных ворот. За северной стеной монастыря, в которой и сейчас существуют старые ворота, находились когда-то конюшенный и скотный дворы.
Все сохранившиеся здесь каменные постройки, за исключением собора Рождества, созданы в конце XVII в., когда строительство в монастыре достигло наивысшего расцвета. Возведенные тогда трапезная палата с церковью святого Духа, крепостные стены, церковь Иоанна Предтечи и корпуса келий составляют вместе с другими древними сооружениями, теперь уже несуществующими, интереснейший ансамбль.
Каменная ограда Солотчинского монастыря была построена не сразу. С восточной и южной стороны каменные стены с тремя башнями и Святыми воротами заменили деревянные в 1694-98 гг., а с западной и северной, из-за отсутствия средств, только в 1741- 45 гг. В середине XIX в. западная башня обрушилась вместе с откосом.
Стены с внутренней стороны монастыря представляют собой систему ложных арок, поддерживающих ходовую площадку и деревянное ограждение ее. Кирпичные столбы, стоящие на ходовой площадке, несут конструкцию деревянной кровли. По углам восточной стены стоят круглые башни с маленькими окнами в виде узких бойниц. К башням и надвратной церкви Иоанна Предтечи ведут внутристенные, тоже каменные, лестницы, расположенные в пряслах стен.
Ближе к угловой северо-восточной башне сохранились еще одни ворота XVII в. (1696). С внешней стороны ограды они имеют декор из ширинок, профилированных тяг и узорчатого фриза из квадратных кирпичей. Недавно восстановленные деревянные кровли очень повысили художественную выразительность всех памятников этого прекрасного ансамбля.
Корпуса братских келий и настоятеля, стоящие в северной части монастыря несмотря на все искажения от позднейших ремонтов, которым они подвергались, являются интересными зданиями гражданской архитектуры конца XVII в. Братские кельи состоят из двух типовых блоков; в каждом из них имеются сени, по сторонам которых размещаются кельи.
Широкие лопатки на фасадах корпусов соответствуют внутренним поперечным стенам. Кельи освещаются с двух противоположных фасадов. На главном, южном фасаде расположены окна с кирпичными наличниками. Их своеобразные полуколонки с перехватами объединены подоконными тягами, а вверху-карнизами с кирпичными же фронтончиками. Последние врезаются в венчающий карниз, усложняя этим его форму. Входы в сени располагаются в лоджиях. Их деревянные навесы с поздними фронтоками поддерживаются простыми деревянными столбами, которых в XVII- XVIII вв. не было.
У стены монастыря, снаружи, со стороны монастырской площади — скромная могила погибшего в 1927 году комсомольца.
Погуляем по монастырю и, заодно, заглянем в глубь Истории, чтобы лишний раз удивиться ее непредсказуемости.
В новом монастыре князь Олег Ива́нович Рязанский строит два храма в честь Божией Матери, после чего обитель стала называться Домом Пречистой Богородицы. Князь-инок, приняв схиму, скончался 5 июля 1402 года в возрасте 65 лет, имея за плечами более 50 лет княжения. Был похоронен вместе со своей супругой в Солотчинской обители. В 1402 г., «месяца июля в пятый день, преставился князь велики Олег Ивановичь Рязаньский во иноцех и схиме, нареченный в святом крещении Иаков, а в мнишеском чину Иаким, и положен бысть в его отчине и дедине на Рязани, за Окою-рекою, в монастыри его глоголемом Солотчша. И иде сын его князь Федор во Орду ко царю Шадибеку з дары и со многою честию, възвещаа ему отца своего Олга Ивановича смерть; и пожалова его царь, даде ему отчину его и дедину великое княжение Рязанское улус свой и отпусти его. Он же пришед из Орды в свою землю и сяде на отчине своей и дедине, на великом княжении Рязаньском».
По смерти, Олег положен был в иссеченном каменном гробе в Покровском набережном Солотчи речки храме (я еще вернусь к истории останков великого князя, когда буду рассказывать о соборе Рождества Пресвятой Богородицы). Подле Олега, в том же гробе положена была и супруга его в. княгиня Евфросиния, в иночестве Евпраксия, скончавшаяся, по летописям, 1405 г. 5 декабря, а по Татищеву – 1406 г. в тот же день декабря, в субботу. Постригшись, она имела жительство в Солотчинском же Зачатейском женском монастыре, расстоянием от мужского на версту с несколькими саженями, около той же речки Солотчи, к востоку, где теперь стоит село Солотча. Инокини Зачатейского монастыря в 1682 г. сведены в Аграфенину Рязанскую пустынь, и монастырь упразднен.
Вел. кн. Олег Рязанский и вел. кн-ня Евфросинья Ряз. худ. музей
Покровская церковь была сооружена над гробницами князя Олега Ивановича и его жены, по-видимому, в первой половине XV в. Датировка ее основана не столько на том, что князь Олег умер в 1402 г., а княгиня Евфросинья в 1406 г., сколько на краткой характеристике этой церкви, данной в описи: «под колоколы … каменная вверх» . .. «восьмериком», то есть столпообразная, со звоном наверху. Такие храмы «под колоколы» строились на Руси в XV в., например церковь святого Духа в Троице-Сергиевой лавре в Загорске.
Святые Борис и Глеб. Рельеф из Солотчинского монастыря. Старая Рязань. Шифер. XIII в. Рязань, Краеведческий музей
Известно, что в 1680 году в московском Чудовом монастыре были куплены за большие по тем временам деньги (90 рублей) башенные часы, которые установили на колокольне Покровской церкви. Церковь располагалась у самого обрыва к реке, с северной стороны существующего сейчас каменного настоятельского корпуса XVII в. В 1768 г часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой. На плане монастыря в этом месте показана целая система креплений откоса, устроенных, очевидно, после обвала и разборки руин церкви.
До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга Олега Рязанского. Кольчуга Олега составлена из железных колец и весит 7,26 кг. Этот «панцирь», который он носил 12 лет под одеждой вместо вериг, легла тяжелым железным покровом на его гробницу. Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство князя Олега пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве.
Кольчуга вел. кн. Олега Рязанского Ряз. худ. музей
То, что Олег Иванович до своих последних дней, находясь в монастыре, носил под власяницей кольчугу, говорит скорее не о раскаянии, а о том, что князь, даже находясь в монастыре, боялся за свою жизнь. Тем не менее, он погиб через очень небольшой срок после своего пострижения. Возможно, причиной гибели великого князя могло стать то обстоятельство, что к началу XV в. Олег Иванович был, пожалуй, единственным великим князем, успешно противостоявшим политике объединения русских земель любой ценой, которую проводили Василий Дмитриевич с Киприаном. И этой своей успешностью, наглядно демонстрировавшей, что можно жить, не подчиняясь ни Москве, ни Литве, — этим он был опасен митрополиту Киприану, московскому и литовскому великим князьям. Конечно, это только ничем не доказанные подозрения, но убить в монастыре Олега, носившего под одеждой кольчугу, могли только монахи. («Электронный журнал «История»»)
В 1550 г через монастырь прошли на Казань войска Ивана Грозного. Чуть позднее, в третьей четверти XVI века, в честь победы над Казанским ханством в Солотчинской обители была сооружена Алексеевская церковь. В XIX веке она обветшала, и в 1847 году ее разобрали, пустив камни на строительство приходской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Солотче.
В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа. Архив монастыря хранил множество ценных исторических документов, особенно относящихся к XVII веку. Не могу отказать себе в удовольствии перечислить малую часть документов, живых свидетелей нашей истории: Грамоты, памяти, промемории, указы Каменного, Монастырского, Патриарших, Стрелецкого и др. приказов, Синода, Московской губернской канцелярии, рязанских митрополитов и Рязанской духовной консистории, Жалованные грамоты на вотчины и льготы монастырю рязанского вел. кн. Олега Ивановича, Ивана IV, Федора Алексеевича. Книги приходные, приходо-расходные. Росписи, списки крестьянских дворов, даточных людей, стрельцов , крестьян, монастырских угодий, личного состава монастыря, рязанских митрополичьих детей боярских и служителей , гостей монастыря на праздник Преображения. Послужные списки личного состава монастыря. Ведомости о владениях и доходах монастыря. Дела уголовные и гражданские духовенства, монастырских крестьян; о земельных спорах монастыря с крестьянами, помещиками и др. монастырями; дела и документы о строительстве засек, о строительных работах в монастыре (в т. ч. о поставках извести, камня, леса, изготовлении кузнечных изделий и кирпича, покупке изразцов работы С. Полубеса); о сыске беглых крестьян, раскольников, солдат; о неповиновении.
Жизнь Солотчинского монастыря в XVIII — XIX веках ничем особенным не знаменита. Было здесь обширное хозяйство с конюшенным и скотным дворами. Въ свое время монастырь былъ владельцемъ многихъ вотчинъ и угодій; въ 1744 г. имѣлъ до 5.432 душъ крестьянъ. Въ 1723—29 гг. монастыремъ управлялъ архим. Софроній Лихудъ, знаменитый деятель просвещенія при царе Феодоре Алексеевиче.
Теперь монастырь владеетъ 310 дес. земли и получаетъ изъ казны 1249 р. 7 коп. Архимандритъ. Монаховъ и послушниковъ 14. ( Денисов Л.И., Православные монастыри Российской империи,1908 г., изд. А.Д. Ступина).
В Сенатской книге 1784 г есть документы, говорящие о том, что на территории монастыря существовал княжеский дворец Олега Ивановича. После передачи в 1730-х гг. монастырских имуществ в ведомство Коллегии экономии, обитель пришла в полный упадок, в связи с чем архимандриты многократно обращались к государственным и церковным властям с просьбой о денежных ссудах. В 1783 году генерал-губернатор Рязанского наместничества М.Ф. Каменский обратился в правительствующий Сенат с просьбой об ассигнованиях на укрепление берега под Солотчинским монастырем.
В числе необходимых документов был представлен план с изображением всех монастырских построек и проектом системы береговых креплений, выполненный Рязанским губернским архитектором И.Г. Сулакадзевым. Список включает 32 пункта, в числе которых следующие: «№18 — церковь Алексея митрополита Московского, которая была прежде домовой благоверного и великого князя Олега Ивановича Рязанского, №19 — при оной церкви прежде был покой, в котором жил вел. князь Олег, ныне тот покой обращен в теплую церковь, а прежняя зделана алтарем. №20 — покой, в котором для князя печение хлебов производилось, №21 — покои для бывших князя служителей».
Кто-то рассказывал, что на территории монастыря был старый склеп. Недалеко от ограды, в кустах я нашла следы этого склепа.
После 1917 году монастырь был закрыт, а цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников.
В 1993 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Стараниями настоятельницы игумении Варвары (Самариной) и насельниц обитель преобразилась. Вновь здесь звучит молитва, возрождается монашеская жизнь. Престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября.

htm http://www.history-ryazan.ru/node/4442

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *