Рождественский собор Суздаль

Богородице-Рождественский собор — символ Суздаля

  • 06/17/2012 11:21
  • Золотое Кольцо России

Красота русской архитектуры в средние века выражалась в постройке соборов и храмов. Гражданские сооружения были, как правило, невелики, за исключением разве что княжеских палат. Основывая город люди строили храм, а от храма разрасталось и само поселение. В 13 веке Богородице-Рождественский собор Суздаля был самым красивым сооружением города, кроме того это было самое высокое здание города, которое господствовало над приземистыми домами горожан.

Этот храм был главным зданием Суздальского кремля. В старину кремль был центром города, но с веками стал окраиной. До 18 века кремль окружала рубленная стена с башнями, стоявшая на земляном валу. В 1719 году, во время страшного пожара, она сгорела и более не возобновлялась. Сейчас только по оставшимся земляным валам, поросшими травой, можно определить прежние границы Суздальского кремля.

Сейчас Богородице-Рождественский собор – это величественное здание увенчанное пятью огромными куполами с позолоченными звездами по синему фону. Но такой вид собор имел не всегда. Построен храм был при князе киевском Владимире Мономахе в конце 11 века, и первоначально назывался Успенским. Это был шестистолпный крестокупольный , первый каменный храм на северо-востоке Руси. Сложен был собор из токого кирпича-плинфы, на розоватом растворе извести – «цемянке». Храм сразу был расписан фресковой живописью.

Но храм быстро обветшал, и в1194 году собору потребовался капитальный ремонт. По повелению князя Всеволода 3 Большое Гнездо ремонт был произведен, летописец рассказывает: «В лето 6702 (1194) года, месяца сентября, обновлена бысть церквы Святая Богородица в Суждали, яже бе опадала старостью и безнарядьем… и покрыта бысть оловом от верху до камер и до притворов… а иже не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородицы и от своих, иных крыти, иных известью белити». Из этой летописной записи видно, что на Руси уже Были свои мастера, и князю уже не нужно было приглашать умельцев из-за рубежа.

В 1222 году по приказу князя Юрия Всеволодовича суздальцы разобрали старое здание и воздвигли новое из ноздреватого известкового туфа. Но при возведении новогособора использовались материалы из разобранного древнего здания, местами в нижних частях стен встречаются целые блоки из плинфы старого мономахова собора. В Лаврентьевской летописи датированной 6733 годом от сотворения мира, или 1255 годом, новая церковь названа «краснейшею первыя», то есть более красивой чем прежняя.

Новую церковь слегка сместили к северу по отношению к старому зданию и немного повернули по оси. Собор был построен на шести кресчатых столбах с тремя апсидами и тремя притворами, храм был трехглавый, но многие историки с этим не согласны так как нет древних указаний на это. Стены грубоваты, но по фасадам собор украшал аркатурно-колончатый фриз с женскими масками. Выполнено все было великолепно, и нижняя часть стены дошедшая до наших дней свидетельствует об этом.

Храм был задуман как усыпальница князей и епископов. Для погребений предназначались акросолии в притворах и под хорами. Здесь был погребен в 1279 году суздальский князь Юрий Андреевич, но основные захоронения приходятся на 16 – 17 века. В храме покоятся Шуйские, Скопины-Шуйские, Ногтевы, Бельские и представители других дворянских семей России.

В 1445 году храм сильно пострадал от пожара, особенно его верхняя часть, и в 1528 -1530 годах собор разбирают до аркатурно колончатого пояса, и надстраивают снова из кирпича. Мастера хотели сохранить внешний вид собора неизменным, но не смотря на их старания здание собора все же претерпело некие изменения.

В 17 веке собор преображается стараниями епископа Серапиона. В 1634 году храм был расписан фресками, а в следующем году к нему был пристроен придел в честь святых Федора и Иоанна. В 18 веке Рождество-Богородицкий собор снова претерпевает изменения: с северной стороны к нему пристраивают два придела в честь Вознесения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1748 году отремонтирована крыша – старая деревянная разобрана и сооружена новая металлическая, а центральный купол позолочен.

1815 год ознаменовался для церкви пристраиванием к ней придела Рождества Христова, а в 1816 году паперти. В 1895 году отремонтировано отопление собора – в полу была устроена система каналов калориферного отопления.

В 1865 году производится новая роспись шуйским живописцем Быковым, и старая роспись 1634 года записывается новыми фресками. В таком виде храм простоял до 1950 года.

В 20 веке историки стали проявлять интерес к собору, проводились исследования и реставрации. К 1954 году храм освободили от позднейших надстроек, и к 1960 году собор предстал пред людьми в законченном виде. Храм долгое время был закрыт на противоаварийные профилактические работы: в нем укрепляли стены и колонны, реставрировали фрески и камни.

Храм до сих пор принадлежит и Русской Церкви и Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Рождественский собор входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». 1991 год стал для Русской Церкви и Суздальского собора знаменательным: 10 сентября торжественное богослужение в храме возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Сам по себе собор представляет собой некий музей древнерусского искусства. Интересно центральное паникадило с литым скульптурным изображением Ивана Ивановича Шуйского жертвователя самого светильника в 1606 году, о чем свидетельствует вкладная надпись в самом паникадиле. Интересен и огромный пятиярусный иконостас с иконами школы Симона Ушакова. Интересны и врата западного и южного входа с золотыми изображениями Евангельских и житийных сцен.

Не смотря на постоянные реставрации собор находится в аварийном состоянии, службы совершаются крайне редко. Так некогда центральный храм Суздаля, одного из крупнейших и могущественнейших городов Руси, приходит в забвение, меняются приоритеты людей, рождаются новые ценности, они поглощают человека и тот полностью окунается в суету, которая забирает всё его время и душевные силы.

Золотые ворота

Золотые ворота — это уникальное произведение древнерусских мастеров, созданное в 20–30-х годах XVIII века. Ворота состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин, установленных в два ряда и обитых снаружи медными листами.

Пластины стыкуются между собой с помощью металлических валиков. Все детали ворот покрыты золочеными рисунками с орнаментом, изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы.

Техника изготовления золотых ворот называлась огненным золочением. На черной медной основе с помощью проволоки выполнялся рисунок, который заполнялся золотом, растворенным в ртути. После нагрева пластин ртуть испарялась, а золото навечно сливалось с медью.

Ручки дверей сделаны в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.

Рождественскому собору был нанесен значительный урон во время монголо-татарского нашествия в 1238 году. Предполагают, что именно тогда были вывезены северные Золотые ворота, а южные и западные сильно пострадали и были восстановлены в конце XIII века.

Одна из достопримечательностей Суздальского Рождественского Собора — царь-фонарь XVII века. Его вес составляет 160 килограммов и использовался он во время крестных ходов.

Внутреннее убранство

В прежние времена алтарь находился за белокаменной алтарной преградой. Ныне существующий иконостас выполнен в конце XVII века, известно, что одним из мастеров был знаменитый иконописец того времени Григорий Зиновьев.

Пятиярусный иконостас отличается простотой и монументальностью: строгие фигуры святых склонились к центральному образу — лику Христа.

Пол храма был украшен цветными майоликовыми плитками, уложенными в виде узоров. Драгоценную утварь для храма привозили купцы из разных стран. Внутреннее убранство церкви сильно пострадало в Смутное время и во времена татаро-монгольского нашествия.

Стоимость билетов в Рождественский собор Суздаля в 2019 г.

  • Единый билет на посещение всех музеев и выставок кремля
    • Для взрослых — 400 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 250 рублей
  • Вход на территорию кремля
    • Для взрослых — 60 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 30 рублей
  • Комплект билетов на посещение музеев Суздаля: Кремля, Спасо-Евфимиева монастыря, Музея деревянного зодчества и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, действующий в течение 3 дней:
    • Для взрослых — 1000 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 600 рублей

По информации комитета по туризму и зарубежным связям администрации Великого Новгорода, в праздничные дни с 30 декабря 2016 года по 8 января 2017 года наш город посетили около 39 тыс. гостей. Туризм постепенно становится одним из приоритетных направлений в развитии области с богатым историческим прошлым. Между тем полезно узнать и опыт других регионов страны, в частности, городов Золотого кольца.

* * *

Зима – отличное время для путешествий. Когда передо мной возник вопрос, куда лучше отправиться в этом году, ответ пришел сразу же – в Суздаль.

Владимирскую область называют настоящей туристической Меккой. В 2016 году регион посетили 4 млн туристов. При этом 1,7 млн гостей побывали в Суздале. Доля туризма в экономике Владимирской области составляет около 7%.

К слову, в этом году Суздаль возглавил рейтинг самых популярных у туристов малых городов России в Рождество, по данным сервиса поиска отелей RoomGuru.ru. Кроме Суздаля, занявшего первое место, в пятерку популярных малых городов вошли Великий Устюг (Вологодская область), Звенигород (Московская область), Плес (Ивановская область) и Сортавала (Карелия).

Летом прошлого года я посетила древний Владимир, где находятся знаменитые Золотые ворота, побывала в резиденции князя Андрея Боголюбского, увидела чудесный старинный храм Покрова на Нерли и была очарована красотой и историей Владимирской области. Конечно, знакомство с этим регионом хотелось продолжить, ведь здесь, среди храмов и монастырей, словно оживает настоящая Русь. Поэтому вскоре после Нового Года мы решили посмотреть Суздаль, жемчужину Золотого кольца России.

Первое, что меня сразу удивило в этом городе, — его размер. Суздаль оказался очень маленьким, намного меньше, чем я его себе представляла. Здесь, на 15 квадратных километрах, живет всего около 11 тыс. человек. И в то же время в Суздале находится очень много памятников архитектуры. В том числе занесенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Перед въездом в город экскурсионный автобус сделал небольшую остановку, и у нас захватило дух от открывшейся живописной панорамы. Город находится на равнине на берегу реки Каменка. Облик города мягко сочетается с природным ландшафтом. Чудесный вид не портят высотные современные здания – всюду видны церкви, колокольни, одноэтажные деревянные дома. Неслучайно Суздаль называют эталоном красоты русского города.

Секрет серебряных куполов

Мы проезжаем немного дальше. И я словно оказалась в новгородских «Витославлицах». На самом деле в Суздале есть свой Музей деревянного зодчества, который также привлекает очень много туристов. Как и в «Витославлицах», здесь на деревенской улице расположены несколько храмов, дома крестьян, хозяйственные постройки, на окраине деревни возвышаются ветряные мельницы. Стоит отметить, что все постройки в хорошем состоянии, в музее чисто и уютно. Рядом с каждым объектом — табличка, где подробно и доступно рассказано, что перед вами находится. Так что, даже если вы приехали в музей без экскурсии, информацию об экспонатах все равно получите.

Проект создания Музея деревянного зодчества появился в 1960-х. Музей расположен на берегу реки Каменка, где раньше находился один из первых монастырей в Суздале – Дмитровский. До наших дней он не сохранился. В Музее деревянного зодчества можно увидеть храмы и постройки, привезенные из разных уголков Владимирской области.
Так, один из главных экспонатов музея — Никольская церковь из села Глотово. Храм был построен в 1766 году, а 1960-м — перевезен в Суздаль. По своей форме церковь напоминает обычный деревенский дом.

Нас удивил красивый серебристый блеск куполов церквей. Неужели и правда серебро? Как оказалось, купола покрыты лемехом – деревянными пластинами из осины. Со временем лемех приобретает на солнце серебристый блеск. По словам гида, в старину иностранцы, не зная всех архитектурных секретов, восхищались богатством нашей страны.

Сфотографировав храмы, туристы идут дальше, к жилым домам крестьян. Особенно обращает на себя внимание богато украшенный деревянной резьбой двухэтажный дом зажиточного крестьянина. В таких домах наряду с жилыми комнатами находились и мастерские, например, ткацкая мастерская. Как нам рассказали на экскурсии, зажиточный хозяин не только привлекал к ткачеству свою жену и дочерей, но и нанимал на работу девушек-мастериц. А чтобы девушки лучше ткали, в доме работали и молодые люди, которые тайно выбирали себе невест – самых трудолюбивых мастериц.

Еще одна достопримечательность суздальского музея, рядом с которой останавливаются все туристические группы, – это колодец. Каково же было мое удивление, когда вместо традиционного «журавля» я увидела огромное сооружение с колесом. Такой колесный колодец был привезен в Суздаль из села Кольцово Селивановского района. На колесе колодца находятся ступени, по которым ступал человек, заставляя тем самым попеременно опускаться две большие бадьи. Такие колодцы устанавливались там, где вода находилась довольно глубоко.

По такому музею под открытым небом можно гулять целый день, восхищаясь стариной, но нас ждали и другие чудеса Суздаля.

Царь-фонарь и Златые врата

В Суздале не только интересно знакомиться с историческими достопримечательностями, но и просто прогуливаться по городу, который сам похож на музей.

Кроме старинных церквей и монастырей, меня впечатлили улочки города с уютными деревянными домиками, украшенными затейливой резьбой. Суздаль с древности славился искусством резьбы по дереву. Дома украшены растительными узорами, сказочными фигурками птиц и зверей. Старинный вид не портят современные здания, витрины и вывески. Все выдержано в едином стиле.

Как и в Новгороде, в Суздале историческим центром города является кремль. В старину в кремле были расположены двор князя и двор епископа с городским собором, а также княжеская дружина. До наших дней сохранились земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей, ансамбль архиерейского двора, Рождественский собор.

Собор входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди его наиболее интересных достопримечательностей можно отметить Златые врата, выполненные в древней технике огневого золочения. В соборе сохранились уникальные фрески и роспись прежних веков.

Все знают про царь-колокол и царь-пушку, а вот царь-фонарь, думаю, известен не всем. Находится эта диковинка также в суздальском Рождественском соборе. Фонарь весом более центнера и высотой около двух метров по форме представляет собой пятиглавый храм. Как рассказал нам гид, во время крестного хода такой фонарь несут восемь человек.

Святая крепость

Говоря о достопримечательностях Суздаля, нельзя не сказать о Спасо-Евфимиевом мужском монастыре. Его облик, конечно, впечатляет. Еще издали заметны мощные стены обители с башнями и бойницами. Кажется, что перед нами крепостные сооружения. В каком-то смысле так и есть. Как выяснилось, монастырь был построен в 1352 году и как крепость для защиты города от врагов.

К слову, своим величавым видом обитель обязана крупным пожертвованиям. Свой вклад внесли князь Василий III, царь Иван Грозный, князья Пожарские и другие.

Сейчас на территории монастыря действует десяток музеев, так что при желании здесь можно провести целый день. При этом стоит отметить, что вход платный.

Мы посетили только главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор, построенный в конце XVI века. Главная достопримечательность храма — фрески, открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров Гурия Никитина и Силы Савина.

Наш экскурсовод торопливо ведет свой рассказ, то и дело поглядывая на часы. Скоро должен начаться знаменитый колокольный перезвон. Многие туристы специально приезжают сюда, чтобы услышать звуки монастырских колоколов. Нам также удалось побывать на концерте. Отмечу – концерт замечательный! Недаром считается, что колокольный звон может исцелить душу.

На территории монастыря находится могила русского полководца князя Дмитрия Пожарского. В 1930-х склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест.

Подарок новгородцев

Недалеко от кремля развернулась шумная, яркая новогодняя ярмарка. Здесь можно было купить всевозможные сувениры на любой вкус и кошелек, прокатиться на лошадке и на карусели. На прилавках я заметила удивительную продукцию – варенье из огурца. Как выяснилось, этот овощ в Суздале особенно почитаем.

Так, уже несколько лет летом здесь проводится праздник Огурца. Гостям предлагаются самые изысканные огуречные блюда и напитки, можно также примерить костюм огурца, посмотреть выступления фольклорных коллективов. Не случайно в этом городе говорят: «Кто в Суздале не бывал – огурца не едал!»

Стоит отметить, что такой праздник привлекает очень много дачников-огородников и туристов, в том числе и из-за рубежа. А где еще можно попробовать такие экзотические блюда и насладиться буйством летних красок? Так что Суздаль привлекает гостей не только своим богатым историческим прошлым, но и оригинальными овощными «изюминками».

Кстати, в интернете можно найти информацию, что в Суздаль огурец завезли новгородцы во времена Иоанна III. Об этом, в частности, сообщает «Владимирский блог». Между тем есть версия, что этот овощ появился на суздальских грядках и раньше.

Фото автора

СПРАВКА: (По материалам spb300.osis.ru) Уникальный бассейн из монолита, вмещающий 8000 ведер воды, был заказан инженером Бетанкуром известному петербургскому каменотесному мастеру Самсону Суханову, который руководил изготовлением ростральных колонн у Биржи на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве, согласившемуся за 16000 рублей вырубить ванну. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет (1818-1828).
Ванна имеет уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, опирающаяся на чугунные колонны и снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда. Историк И. Яковкин считал это изделие «из первейших в мире», а профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита». Уникальный Баболовский дворец пострадал во время войны. Рухнули его каменные своды. Лишь одна ванна, прекрасно сохранилась. Во время ВОВ немцы собирались вывезти ее, как редчайший экспонат, но не смогли.

Царь-книга

Лицевой летописный свод Ивана Грозного создавался по заказу царя в Александровской слободе в период с 1568 по 1576 годы. Он содержит изложение всемирной истории от сотворения мира до XV века и русской истории до 1567 года. Это 10 томов общей численностью 9745 листов. 17744 цветные миниатюры иллюстрируют свод.
Царь-книга
Фото: ru.wikipedia.org

В томах содержатся тексты библейских книг, представлены полные тексты Александрии, два повествования о Троянской войне («Повесть о создании и попленении Тройском», извлеченная из «Хронографа Русского», и «История разрушения Трои» — перевод романа Гвидо де Колумна) и работа Иосифа Флавия «История Иудейской войны». Основной источник русского раздела — Никоновская летопись.

Книга содержит ряд правок. Существует мнение, что инициатором этих правок был Иван Грозный. Но доказательств этому нет.

В 2010 году Царь-книгу выложили в Интернет.

Царь-ваза

В Эрмитаже эта красавица занимает целый зал. Самая большая в мире ваза из натурального камня изготовлена из цельного куска яшмы, который обнаружили в Алтайском крае в 1819 году. Более трех месяцев тысяча человек тащила этот камень до Колыванской фабрики. С 1828 по 1843 годы над вазой работали на фабрике. Затем ее отправили на барже в Санкт-Петербург.
Царь-ваза в Государственном Эрмитаже
Фото: Источник

Сейчас этот гигантский цветок, состоящий из двух овалов, диаметром около 5 метров и весом 19 тонн, продолжает удивлять как простых посетителей, так и профессионалов-резчиков. Ваза мастерски отшлифована вручную.

Царь-пушка

В 1586 году русский мастер Андрей Чохов изготовил орудие весом 39 тонн и калибром 890 мм. Этот необычный памятник русской артиллерии и литейного искусства расположен на Ивановской площади Кремля, у собора Двенадцати Апостолов на декоративном лафете XIX века с декоративными чугунными ядрами.
Царь-пушка в Кремле
Фото: ru.wikipedia.org

Считалось, что из этого орудия никогда не стреляли, но исследования, проведенные в 1980 году, показали, что Царь-пушка стреляла как минимум один раз.

Это далеко не полный перечень «царских» вещей, вещей-памятников удивительному трудолюбию и мастерству.

Теги: уникальные вещи, необычные памятники

«ДИВО» русская книга рекордов и достижений

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Мир предметов: Гиганты и малютки

ГИГАНТЫ И МАЛЮТКИ

«ЦАРЬ-ФОНАРЬ»

Русское чудо «Царь-фонарь» находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. «Царь-фонарь» был сработан холмогорскими умельцами в начале XVII века по высочайшему указу митрополита Иллариона. Фонарь этот, высотой более двух метров и весом в десять пудов (160 килограммов), несли обычно перед крестным ходом на Пасху восемь человек.

Восстановил это чудо Вячеслав Иванович Басов, мастер производственного обучения Суздальского художественного училища. Басов ездил добывать для «Царь-фонаря» редкую слюду из Карелии, по сохранившимся рисункам воссоздал причудливые чугунные узоры фонаря.

«ЦАРЬ-КОЛОКОЛ»

Самый большой в мире колокол находится на территории Московского Кремля. Его вес — более 200 тонн, высота — 6,14 метра, диаметр — 6,6 метра. Колокол был отлит в 1733 — 1735 годах русскими мастерами литейного дела И. Ф. и М. И. Маториными. Во время пожара 1737 года от колокола отвалился кусок весом в 11,5 тонны. «Царь-колокол» почти сто лет пролежал в земле, и лишь в 1836 году его установили на постаменте в Кремле.

Существующий ныне «царь-колокол» имел двух «предков» с таким же названием.

Первый колокол был отлит по приказу царя Бориса Годунова мастером Андреем Чеховым для одной из кремлевских колоколен в начале XVII века. Весил он 35 тонн и во время одного из московских пожаров разбился.

В 1654 году колокол перелили, увеличив его вес до 128 тонн. Колокол был поднят на колокольню и звонил до 1701 года. Чтобы привести в движение язык колокола, требовалось 100 человек. И этот колокол разбился во время пожара 19 июня 1701 года, а его остатки использовали при отливке нынешнего «царь-колокола».

«ЦАРЬ-МОЛОТ»

На Пермском чугунно-пушечном заводе в 1875 году был отлит небывалых размеров и веса молот с ударной силой до 160 тонн. Им можно было ковать болванки весом более 3000 пудов и в то же время точность его вызывала удивление во всем мире. Для демонстрации необыкновенных возможностей молота-гиганта проводились такие опыты: под боек молота клали карманные часы, а вокруг них укладывали стальные бруски значительно большей высоты. Ударом молота стальные бруски осаживали (расковывали) в лепешки до толщины часов. Последним ударом стекло часов разбивалось, но сами часы оставались неповрежденными и преспокойно продолжали ходить.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ВАННА

Среди диковин, сделанных руками талантливых русских умельцев, есть ванна-гигант. Громадная чаша высотой 2 метра, глубиной — полтора и диаметром 7 метров, вмещает 800 ведер воды. Ванна была установлена в 1824 году во дворце Баболовского парка в Царском Селе (ныне город Пушкин). Резервуар был высечен из… огромного гранитного монолита «до 10 тысяч пудов весом» и является уникальным произведением искусства русского мастера-каменотеса С. К. Суханова.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЛЮСТРА

В 1970 году для Дворца культуры в Алма-Ате была сделана люстра-исполин весом 7,5 тонны и длиной 16 метров. Она состоит из 50 тысяч металлических деталей, не считая несущей конструкции, и из 50 616 хрустальных 40-сантиметровых подвесок.

САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ВАЗА

Колыванская ваза, изготовленная из яшмы и весящая 19 тонн, является самой большой в мире вазой. Ее высота — 2,5 метра, а размер овальной чаши — 5×3,25 метра. Мастера Колыванской гранильной фабрики работали над ней 14 лет и закончили в 1843 году. Чтобы доставить в Петербург драгоценный груз с Алтая, понадобилась повозка, в которую впрягли 160 лошадей! В настоящее время Колыванская ваза находится в Государственном Эрмитаже.

САМЫЙ ТОЛСТЫЙ КАНАТ

Самый толстый стальной канат сделан на Волгоградском сталепроволочно-канатном заводе. Его длина — 3500 метров, диаметр сечения 39 сантиметров, а вес 22 тонны. Канат был изготовлен для фуникулера в наклонном стволе шахты «Артем-2».

САМЫЙ БОЛЬШОЙ КОВЕР

Этот гигантский ковер напоминает цветущее поле тюльпанов. Площадь ковра — 252 квадратных метра, где может разместиться современный реактивный лайнер. Ковер-великан, изготовленный умельцами Ашхабада, весит около тонны, а для его перевозки в другой город потребовался целый вагон.

САМЫЕ БОЛЬШИЕ БАРОМЕТРЫ

Два самых больших в нашей стране барометра находятся на башнях здания Московского государственного университета. Их циферблат имеет диаметр 10 метров. Длина стрелки барометра около 7 метров. Каждый из аппаратов весит около 5 тонн.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ АКВАРИУМ

В Клайпеде внутри старинной крепости «Крайняя дюна» в Морском музее находится гигантский аквариум. Он имеет 20 метров в диаметре при объеме 750 кубических метров.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЧЕРНИЛЬНИЦА

В одном из залов Большого дворца в Петергофе экспонируется чернильница высотой 50 сантиметров. Поднять ее можно лишь вчетвером. Сделана чернильница из зеленой яшмы. Ее покрывает изумительная мозаика из разноцветных камней, запечатлевшая здание Петергофской гранильной фабрики, на которой в 1875 году и было изготовлено это произведение искусства.

САМЫЕ БОЛЬШИЕ ШАХМАТЫ

В санатории «Кичиер» (Республика Марий Эл) по специальному заказу были изготовлены самые большие в стране шахматные фигуры, ростом лишь немногим уступающие самим игрокам. Для этих шахмат потребовалась «доска» размером в целую комнату. Во время игры в эти шахматы партнеры получают хорошую разминку: в свой ход каждый игрок переносит фигуру на нужное поле.

…И САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ

Самую маленькую в мире шахматную доску с фигурами изготовил украинский микромастер Николай Сядри-стый. Она свободно размещается на срезе человеческого волоса. Диаметр фигур у основания 14 микрон, то есть 0,014 миллиметра.

Самое маленькое на земле изделие, сделанное руками человека, — это шахматная пешка, изготовленная тем же мастером. Пешка свободно умещается на острие иглы. Через объектив микроскопа кажется, что пешка стоит на ровной поверхности. Таких фигурок в маковом зерне поместилось бы 3 миллиона. Из полутора граммов золота можно было сделать таких пешек по одной на каждого жителя Земли, т.е. около 5 миллиардов. Пешка настолько легка, что не падает с перевернутого листа бумаги.

САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ФОТОАППАРАТ

Микромастер из Жмеринки Михаил Маслюк изготовил фотоаппарат, который в 80 раз меньше макового зернышка. Уникальную фотографию, сделанную с помощью микрокамеры, Маслюк продемонстрировал в 1985 году на выставке своих работ в Политехническом музее в Москве. А через год он создал новый микроаппарат, который уже в 200 раз меньше макового зерна. Рассмотреть новую фотографию Маслюка можно только через микроскоп.

САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Микромастера Эдуард Казарян и Михаил Маслюк по просьбе медицинских организаций изготовили несколько партий микроскопических инструментов: микроскальпели, микрозажимы, микроиглы, микроизмерители, микропинцет, микроложечку и многое другое. Например, Казарян сделал микрошприц для уколов в клетку организма человека.

Самые маленькие инструменты, применяемые в микрохирургии глаза, изобретены известным специалистом в этой области доктором медицинских наук С. Н. Федоровым. Например, длина рабочей части ножа для разрезания капсулы хрусталика равна 0,1 миллиметра, ширина — 0,08 миллиметра.

САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ЗАМОК

Самое маленькое в мире сборное изделие принадлежит украинскому мастеру Николаю Сядристому. Это маленький золотой замок. Он имеет ключик, которым открывается и закрывается. Золотой замочек в 50 тысяч раз меньше булавочной головки. (Для сравнения, — полграмма золота хватило бы, чтобы изготовить такой замок каждому жителю многомиллионного Киева.) На срезе человеческого волоса замок и его детали смотрятся, как на большом столе.

В НОЖЕ — 100 ПРЕДМЕТОВ

Уникальный складной нож сделал мастер-ножовщик Алексей Ананьев из города Павлова(Нижегородская область). В этом ноже 100 предметов: нож, пилка, вилка, ложка, расческа, буравчик, шило, штопор, отвертка, ножовка, напильник, маленький гаечный ключ — короче говоря, целая карманная мастерская. И тем не менее этот нож представляет интерес больше для коллекционеров, чем для туристов: многими инструментами из-за их миниатюрности пользоваться неудобно. Ананьев сделал нож специально для Павловского музея.

ТОННЕЛЬ В… ВОЛОСЕ

Ереванский мастер Эдуард Казарян сделал прозрачный тоннель из волоса длиной в пять миллиметров, в котором навстречу друг другу движутся два поезда. В каждом — по 35 вагонов. В окнах вагончиков видны лица людей. На станциях — их названия «Мир» и «Дружба». Сам тоннель расположен на миниатюрной модели земного шара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *