Ростов великий авраамиев монастырь

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, пл. Советская, д. 14
Дата основания: около 1390–1394 года
Основные достопримечательности: церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь Тихвинской иконы Божией Матери, деревянная колокольня, церковь Николая Чудотворца на Подозерье (приписной)
Координаты: 57°11’05.5″N 39°25’16.0″E

История Рождественского монастыря

Архитектурные памятники внутри монастыря

Современное состояние и время работы

Как добраться

Монастыри Ростова Великого

Рождественский монастырь на карте

Ростовский Рождественский монастырь в прошлом называли Девичьим. Всего пять минут нужно пройти от шумного кремля, чтобы попасть в место, где кажется навечно поселились тишина и покой. Особыми неторопливостью и размеренностью монастырская жизнь отличалась и в прежние времена. И какие бы ни выпадали на ее долю испытания, обитель всегда возрождалась. Так происходит и сегодня, когда усилиями многих людей восстанавливаются древние монастырские храмы.

Рождественский монастырь с высоты птичьего полёта

История Рождественского монастыря

Временем основания монастыря считают XIV век, по некоторым источникам – 1391 год. Он возник внутри укрепленного городского вала, защищавшего город от неприятелей. Главную роль в создании новой обители сыграл родной племянник и любимый ученик Сергия Радонежского святитель Федор, в это время бывший архиепископом в Ростове.

Помимо дипломатического и переводческого дара, Федор был известным иконописцем своего времени. Он лично написал копию знаменитой иконы Тихвинской Божией Матери и создал живописный образ Пресвятой Богородицы, и передал обе иконы в дар новому монастырю. Позже для этих почитаемых икон сделали богатые обрамления, которые украшали жемчуг и драгоценные камни. Но сегодня, к большому сожалению, судьба этих старинных образов не известна.

С момента основания до второй половины XVIII века обитель получала щедрые пожертвования от русских царей. После церковной реформы, проведенной в 1764 году, монастырь субсидировался государством и получал доходы от собственной хозяйственной деятельности. Эти средства позволяли обители возрождаться после крупных пожаров или разорений, произошедших в Смутные времена.

В 60-е годы XVII века в монастыре проживало 25 насельниц и игуменья. В конце XVII века здесь выстроили первый кирпичный Рождественский храм и освятили в нем четыре придела. На верхнем этаже – в честь Рождества Божией Матери и Живоначальной Троицы, а на нижнем – в честь Дмитрия Ростовского и Алексея, человека Божия. Строительство каменных храмов в те времена началось по указу императрицы Екатерины II и затронуло всю центральную часть Ростова.

Рождественский монастырь общий вид

Век спустя в монастыре появились новая трапезная Тихвинская церковь, кирпичные кельи, гостиные дома и настоятельский корпус. А в 10-х годах XIX века территорию монастыря, ранее огороженную деревянной рубленной в клеть оградой, обнесли кирпичной стеной, которую украшали шесть небольших декоративных башен.

В прежние времена собственностью монастыря считался остров на озере Неро, который виден от самой обители. Его раньше называли Рождественским и использовали под сенокосные луга. Оба гостиных дома также приносили монастырю доход. Кроме храмов, на его территории размещались конюшня, коровник, амбар и большой погреб. А в центре двора – пруд.

Большая прибыль шла монастырю также от труда монахинь-рукодельниц. Среди них было немало мастериц, владевших секретами белошвейного и золотошвейного шитья. Они могли делать искусную вышивку по канве, а также вышивать гладью, используя разноцветные нити, сделанные из шерсти и шелка. В обители можно было купить приданное, куда входили вышитое постельное белье и одежда. Своему мастерству насельницы учили девочек-сирот, живущих в монастырском приюте.

В середине XIX века при обители открыли первую в Ростове, да и во всем уезде, церковно-приходскую школу. Она началась со школы грамотности для девочек из бедных крестьянских семей. Около полувека учебные занятия проходили на квартирах, но в 1903 году на монастырские средства рядом с обителью был выстроен кирпичный дом, предназначавшийся специально для церковно-приходской школы. Сейчас в нем находится местный ЗАГС. Школа содержалась на монастырские средства и пользовалась библиотекой, которую собрали монахини.

Фрагмент ограды на фоне церкви Рождества Пресвятой Богородицы

В конце XIX века в монастыре проживало более двухсот насельниц и игуменья Мария (Чистовская). В 1894 году им выпала честь принимать в стенах обители высокого гостя – Иоанна Кронштадтского.

С приходом советской власти жизнь монастыря поменялась. В 1926 году его ликвидировали. Монашеские кельи заселили городские жители. В главном Рождественском храме разместили ростовский архив, который был здесь до 1989 года. В Тихвинском храме обустроили библиотеку, которая существует там и поныне. В 1960-е годы разобрали колокольню и главы Тихвинской церкви.

В 1997 году монастырь вернули верующим. Он находился в это время в сильно запущенном состоянии. Здесь поселились пять насельниц и настоятельница из Толготского монастыря. И начались годы непростых реставрационно-восстановительных работ, продолжающихся и в наши дни. В 1999 году к монастырю приписали расположенную с юго-запада от него церковь Николая на Подозерье. В этом храме сейчас и проходят монастырские богослужения.

Фрагмент ограды с Юго-западной башней

Богородице-Рождественский монастырь сегодня

5 сестер из Толгской обители пришли сюда в 1997 г. и взялись за работу. Добровольцы-миряне помогали расчистить помещения, несли одежду, дрова и еду. Провели комплексную экспертизу собора: выяснилось, что фундамент подмыт грунтовыми водами и необходимы срочные меры по его укреплению.

В интерьере сохранились фресковые росписи 17 века, уже ведется их реставрация. В уцелевшем Троицком приделе установили самодельный иконостас, поставили бумажные иконы и в 2014 г. провели первую литургию.

Полный круг богослужений насельницы ведут в стоящей неподалеку церкви Николы на Подозерье.

При обители работают воскресная школа и мастер-классы для желающих освоить искусство церковной вышивки. Доступ в монастырь свободный.

Практическая информация

Адрес: Ростов Великий, Советская пл., 14. Веб-сайт.

Архитектурные памятники внутри Рождественского монастыря

Самые первые постройки монастыря были сделаны из дерева и до наших дней не сохранились. Самое древнее строение, которое сегодня можно увидеть в обители, — это Рождественский собор. Он появился здесь в конце XVII века во времена митрополита ростовского Ионы III (Сысоевича). Исследователи считают, что скорее всего для его строительства были приглашены те же зодчие, которые возводили храмы Ростовского кремля. Постройка заняла много времени — вплоть до 1702 года. А внутреннюю роспись стен сделали еще позже – в 1715 году. Основной ее тематикой стало прославление Божией Матери. В 1883 году эту роспись подновляли.

Двухэтажный собор внутри очень просторный. Он имеет одну главу над основным зданием и одну – над небольшим приделом. К храму примыкает обширная трапезная, при строительстве которой было применено редкое архитектурное решение. Ее своды поддерживает единственный опорный столб, установленный посредине здания.

Двухярусная шатровая колокольня этого храма, построенная в 1817 году, до наших дней не сохранилась. Вместо нее стоит небольшая деревянная колоколенка, установленная в 2001 году. А вот часы от старой колокольни уцелели. Они были куплены на деньги, выделенные купеческой вдовой из Ростова Е.Д. Мальгиной. Сейчас эти часы можно увидеть на городской пожарной башне, которая, кстати, в советские годы тоже была переделана из бывшей высокой колокольни Воздвиженского храма.

В сороковые годы XIX века в монастыре возвели теплую церковь, посвященную Тихвинской иконе Божией Матери. Она стала последней каменной постройкой обители. Сегодня этот храм можно увидеть лишенным всех своих пяти глав, в сильно изуродованном виде.

Церковь Николая Чудотворца на Подозерье (приписной храм)

Северная стена монастыря обращена к Советской площади. Ранее ее называли Рождественской. Западная – смотрит на Второй Толстовский переулок. Южная и восточная — в большей части примыкают к углу крепостного земляного вала, сооруженного во времена царствования Михаила Федоровича (1632 год). Комплекс строений Рождественского монастыря признан памятником архитектуры XVII-XIX веков и охраняется государством. А в музейной коллекции Ростовского Кремля можно увидеть красиво вышитую пелену «Рождество Пресвятой Богородицы», — одну из уцелевших ценностей Рождественской обители. Она была сделана в 1664 году искусными вышивальщицами из мастерской, принадлежащей княгине М. М. Луговской.

Современное состояние и время работы Рождественского монастыря

Действующий женский монастырь относится к Ярославской епархии. Попасть на его территорию можно свободно. Ежедневные богослужения проходят в монастырской церкви Николая на Подозерье.

Состояние Рождественского собора пока можно оценить как аварийное. Но в нем начались восстановительные работы. Отреставрированы покои настоятельницы, и возле Никольского храма разбит красивый цветник.

Как добраться до Рождественского монастыря

Обитель расположена на Советской площади, 14, в 5 мин. хода на восток от Ростовского кремля.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Доехав до ж/д вокзала, нужно свернуть к городскому центру. Отсюда ехать по улице Луначарского, и, не доезжая Ростовского кремля, повернуть налево.

Деревянная колокольня на фоне церкви Тихвинской иконы Божией Матери

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. А из центра города к монастырю можно подъехать на рейсовых автобусах, маршрутках или за 20-25 мин. дойти пешком.

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 3.00

Монастыри Ростова Великого

Яковлевский монастырь

Богоявленский монастырь

Рождественский монастырь

Петровский монастырь

← Ярославская область

Ростов Великий

Россия →

Рождественский монастырь в Ростове Великом на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Казань

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

В живописном месте у озера Неро, находящегося в Ростове Великом, расположена одна из древних обителей — Авраамиев Богоявленский женский монастырь. Основан он преподобным Авраамием Ростовским и датируется примерно концом XI — началом XII вв. Первоначально здесь было капище язычников с установленным в нем изваянием Велеса. Легенда гласит, что Авраамий всем сердцем желал уничтожить это изваяние, и, когда ему было ниспослано видение, он отправился в Царьград. Вскоре неподалеку от Ростова, там, где переправлялись через реку под названием Ишня, преподобному встретился Иоанн Богослов. Святой дал преподобному посох, который обладал особой силой, с его помощью изваяние Велеса было сокрушено. В память об этом на Ишне была возведена церковь в честь Иоанна Богослова.

В месте поклонения язычников Велесу Авраамий заложил храм Богоявления, куда начали приходить христиане с желанием послужить Богу под началом преподобного. Так и возникла обитель монахов у озера Неро.

Собор Богоявления является великолепным памятником церковной культуры и архитектуры. Четырехстолпное сооружение установлено на высоком подклете. Венчают храм пять куполов. С южной стороны находится галерея, выполненная в традициях ярославских храмов. С юго-запада галереи возведена колокольная звонница, а с востока сделан придел. Это также соотносится с обычаями зодчих, строивших церкви на ярославской земле. В соборе есть три придела: один из них посвящен основателю обители — Авраамию Ростовскому, другие два — в честь Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи.

Летописцы тех времен сделали запись, из которой следует, что при походе на Казань царское войско имело с собой священный посох Иоанна Богослова, который хранился при мощах преподобного Авраамия. Существует версия, что по приказу Ивана Грозного для возведения храма приезжал известный московский зодчий Андрей Малой. Правда, эти данные не имеют документального подтверждения.

Жизнь обители в наши дни продолжается. Здесь есть керамическая и швейная мастерские, трапезная и т. д.

По дороге на Ярославль в двух километрах от Ростова расположен один из древнейших русских монастырей — Богоявленский Авраамиев. Богоявленский Авраамиев монастырь занимает площадь около 2,5 гектаров. В центральной части монастыря расположен Богоявленский собор, рядом с ним в западной части — Введенская церковь, у входа в монастырь — Никольская. В северной части монастыря расположен двухэтажный настоятельский корпус (перестроен П.Я. Паньковым в 30-е г.г. XIX в.), с пристроеной к нему в 1892 г. трапезной. Монастырь был основан на рубеже XI-XII в.в., по легенде — на месте сокрушения архимандритом Авраамием идола Велеса. Вскоре после основания сделался одним из оплотов христианской колонизации на северо-востоке Руси. Монастырь сильно пострадал от нашествия Батыя и в Смутное время от поляков. Известно, что Иван IV, отправляясь на покорение Казани, заехал в Ростов и взял с собой жезл Авраамия, хранившийся в монастыре.

До середины XVI в. все его сооружения были деревянными. В 1553-1554 г.г. по повелению Ивана Грозного в центре монастыря возводиться каменный Богоявленский собор «На победу и одоление Казанского царства». По мнению некоторых исследователей, его строителем был государев мастер Андрей Малой. Пятиглавый четырехстолпный собор стоит на подклете, окруженный тремя разновеликими приделами, западным притвором, галереей с юга. Сложная и живописная в своей асимметрии объемно-пространственная композиция ростовского памятника напоминает собор Покрова на рву (Василия Блаженного) в Москве, также созданного в честь победы над Казанью. Все перечисленные качества ставят собор Авраамиева монастыря в один ряд с крупнейшими произведениями древнерусского зодчества XVI в.

Большой ростовский пожар, случившийся 5 июля 1730 г., истребил драгоценную утварь и архивы древнейшего монастыря Ростова. Первоначальное убранство Богоявленского собора, построенного Иваном Грозным и освященного в его присутствии, остается загадкой. В 1730-е г.г интерьер собора был восстановлен на пожертвования императрицы Анны Иоанновны и ее матери Прасковьи Федоровны. В нем выделяется резной барочный иконостас, прекрасный памятник декоративно-прикладного искусства ростовских мастеров. На северной стороне Авраамиевского придела собора находились мощи преподобного Аврамия, обретенные при великом князе Всеволоде III.

В 1736 г. при архимандрите Гаврииле интерьер Богоявленского собора расписали жители Авраамиевой подмонастырской слободы Егор и Иван Алексеевы дети Пахоловы. Настенная роспись собора сильно пострадала от позднейших поновлений конца XIX в., проведенных на пожертвования генерал-адъютанта Н.В. Воейкова, ростовского крестьянина И.А. Рулева, петербургских купцов В.П. и Г.П. Мельниковых и оренбургского купца А.П. Веснина. Поновления, сделанные клеевой техникой в грубой лубочной манере, изменили не только цветовую гамму, но и композицию многих сцен. В целом система росписи плохо увязана с архитектоникой собора. Клейма отличаются разномасштабностью и не всегда следуют сложившейся в древнерусском храме композиционной схеме.

В центральном куполе помещен «Бог Саваоф», благословляющий двумя руками, в барабане 8 праотцев в круглых медальонах, на парусах — евангелисты. Евангельские сцены заходят также на столбы и подпружные арки, представленные на северном и южном сводах. В нижней части столбов — изображения Христа и Богоматери, сидящих на тронах. Интересные изображения в некоторых люнетах стен. В северо-восточном люнете — «Древо Иессеево», в юго-западном «Единородный Сыне», в северо-западном «Живоносный источник». В люнетах восточной стены «Троица Ветхозаветная», «София Премудрость Божия» с предстоящими Иоанном Богословом и Авраамием и «Воздвижение креста».

Северная и южная стена разбиты на 4 яруса. В двух верхних ярусах южной стены написаны евангельские сцены и притчи, заходящие на оконные откосы, в третьем ярусе «Дела милосердия», в четвертом «Чудеса Богоматери Тихвинской». На северной стене в трех ярусах сцены из Евангелия, в четвертом святые в рост, среди них Алексей Человек Божий, Никита Воин, Александр Невский, Исидор Блаженный, Иринарх Затворник, Иоанн Власатый, преп. Сергий Радонежский. В конхе центрального алтаря «Троица Новозаветная», в апсиде ростовские чудотворцы, вселенские и московские святители. В конхе жертвенника «Поклонение жертве», ниже — дьяконы. В конхе дьяконника «Сошествие святого Духа», на стенах сцены из жития Авраамия. На южной паперти помещены иллюстрации к Апокалипсису, на западной «Дни творения» и сцены из жизни Адама и Евы.

Резной 4-ярусный иконостас в стиле барокко сооружен в середине XVIII в. крестьянином подмонастырской слободы Авраамом Гавриловым. В настоящее время колонны из виноградной лозы и часть резьбы в иконостасе, а также иконы и утварь собора утрачены.

В середине XVII столетия архимандритом Авраамиева монастыря был Иона Сысоевич, построивший, как считают, Введенскую церковь. Под алтарем ее был похоронен отец Ионы — схимник Сысой. Оригинальным было покрытие одноглавого, квадратного в плане храма восьмискатной кровлей. Церковь была соединена с Богоявленским собором не сохранившейся до наших дней галереей. Надвратная Никольская церковь с двумя башнями по сторонам была сооружена в 1691 г. мастерами Ионы Сысоевича. В 1826-1837 г.г. здание было перестроено губернским архитектором П.Я. Паньковым, была возведена колокольня и к западному фасаду пристроен классический портик. Церковь представляет собой оригинальный надвратный храм ростовского типа.

Монастырь со времени основания был мужским. В 1914 г., после начала мировой войны, на территорию обители были временно переведены Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

3 марта 1926 г. здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община верующих продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована.

В 1993 г. в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 в Патриаршее подворье. В 2004 г. по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.

По материалам сайта Ярославский край

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *