Роды по одену

Что нужно знать и оберегать каждой беременной, врачу, акушерке, доуле, монитрис, родственникам беременной и обществу на всех континентах?

Женщине невозможно помочь родить, только защитить…
Ни одна из известных нам культурных моделей
не поможет нам заново осознать потребности рожающей женщины…
Мишель Оден

Сегодня нам известны результаты изучения физиологии женщины и родов, в то же время по всему миру продолжает господствовать акушерская модель «поддержки-ведения-обучения» родов. В течение нескольких десятилетий (!) всемирно-известный акушер-гинеколог, учёный Мишель Оден (Великобритания, Франция) в своих книгах и выступлениях призывает человечество уйти от культурологических особенностей в области беременности-родов-раннего послеродового периода и знать/оберегать/уважать физиологию рождения человеческого вида как класса млекопитающих на Земле.

В 2014 году, на нашем Первом онлайн-фестивале, мы думали, что д-р Оден говорил о переходе от парадигмы технологического рождения к естественным родам.

Однако, благодаря удивительным усилиям Мишеля Одена , Хильды Гарст (Hilda Garst), Рут Эрхардт (Ruth Ehrhardt) и Лилианы Ламмерс (Liliana Lammers) , мы поняли, что имеется в виду переход к родам с защитой основных потребностей матери и ребёнка в родах и в раннем послеродовом периоде. Тогда не нужно будет ставить цели снижения процента Кесаревых сечений в мире, изучения взаимосвязи аутизма и медикализированной беременности и родов, существование банков пуповинной крови и др.: «…изучая функции организма, мы вернемся к корням, найдём нечто универсальное, не знающее культурных различий, и заново откроем ключевые потребности женщины в родах. И поймём, почему всё чаще врачи прибегают к Кесареву сечению. Причины здесь — непонимание физиологических процессов, а вовсе не электронный мониторинг плода или опасение судебных исков, недостаток акушерок и изменившийся взгляд на их роль, всё более частое применение методов родовозбуждения и эпидуральной анестезии или иные аспекты индустриализации родов в целом» .

С 2017 года в своих статьях и видео мы говорим о необходимости понимания и оберегания основных потребностей женщины и малыша в родах и в первые часы жизни после родов , а эту статью посвящаем сугубо им – залогу благополучных родов и здоровья человеческого вида!

Базовые потребности женщины и ребёнка в родах – это основные потребности рожающей женщины и её новорожденного, которые коррелируют с потребностями в родах других млекопитающих . Непонимание и игнорирование базовых потребностей роженицы в родах затрудняет и пролонгирует роды, влечёт каскад медицинских вмешательств.

Базовые потребности не равны индивидуальным потребностям женщины (например, повышенный комфорт помещения для родов, специальная еда и напитки, специальные атрибуты для родов: бассейн, ароматы, музыка, родильный стульчик, мячи, массаж, др.) .

Еще один способисследовать человеческую природу

Мой интерес к молитве как к способу исследования человеческой природы зародился в необычных обстоятельствах. Я размышлял о тех позах, которые женщины чаще всего принимают во время самопроизвольных родов, когда никто за ними не наблюдает и не руководит, когда у них нет заранее составленного представления о том, как должны протекать роды. Они чаще всего так или иначе наклоняются вперед. Весьма распространенная поза во время родов — на четвереньках, опершись на колени и на руки. Во время последних изгоняющих сокращений поза чаще более вертикальная; многие женщины распрямляются, так и оставаясь на коленях, а иные встают и на что-то опираются, но все равно наклоняются при этом вперед. Когда я оглядываюсь на свой опыт домашних родов, то замечаю, что в большинстве случаев мне приходится находиться у женщины сзади, чтобы видеть, как рождается ребенок. Тому, кто старается разобраться в процессе родов, такое типичное поведение покажется оправданным. Несомненно, в позе на четвереньках многих женщин привлекает возможность облегчить боль, особенно боль в спине. Некоторые позы не только помогают уменьшить боль у матери, но также дают возможность младенцу легче совершать необходимые повороты в полости малого таза. Кроме того, если женщина наклоняется вперед, есть гарантия того, что крупные кровеносные сосуды — нижняя полая вена и аорта — не сдавливаются о позвоночник под тяжестью веса ребенка в матке (в противном случае это затрудняет приток кровик плаценте и отток от нее). Короче говоря, если мать наклоняется вперед, у ребенка меньше риск пострадать в родах. Механические преимущества так явно бросаются в глаза, что можно упустить из виду самое главное: в позе на четвереньках женщине легче отгородиться от внешнего мира. Эта поза как нельзя лучше помогает ей умерить активность неокортекса и таким образом способствовать выбросу гормонов, обеспечивающих эффективность маточных сокращений. Вид матери — отрешенной от внешнего мира, стоящей в коленопреклоненной позе — невольно наводит на мысль о связи между родами и молитвой.

Вероятно, молитва отвечает некой биологической потребности, и поэтому она столь же распространена, как и потребность выходить за пределы рационального (need for transcendence). Она такое же характерное свойство человека, как пение и смех. Следовательно, изучая человека, невозможно обойти вниманием вопрос о физиологии и функции молитвы. Молитва эффективно уменьшает активность нашего суперкомпьютера — неокортекса и способна помочь многим уйти в иную реальность, оказываясь вне времени и пространства. Задумаемся: это способ достичь той реальности, с которой и без того постоянно связаны наши собратья — четвероногие млекопитающие. Им нет нужды молиться. Им нет нужды время от времени отключаться от беспокойного гигантского неокортекса.

Молящаяся акушерка

На связь между молитвой и родами указывают и те качества, которые, по мнению представителей неиндустриальных обществ, должны быть у традиционной акушерки. В 1980-х годах Жаклин Венсан Прийа — маркетолог по профессии — жила в Малайзии вместе со своей маленькой дочерью, которую еще кормила грудью, и познакомилась с очень многими традиционными акушерками. Позже она предприняла путешествия в Таиланд и посетила племена лаху, акка и карен, а в Индонезии была у батаков, минангкабау и торайя. Благодаря ее опросам стало ясно, что для того, чтобы стать в этих странах традиционной акушеркой, женщина должна была легко родить сама, а еще обладать способностью легко молиться1.

Женщина по имени Нами из племени лаху в северном Таиланде без обиняков рассказала, как она попала в акушерки:

«Я рожала своих детей сама и… даже не знаю… люди все время говорили, что, раз я родила детей сама, то, должно быть, смогу помогать другим. Они стали приходить ко мне за помощью, и вот уж, кажется, лет двадцать, как я этим занимаюсь».

Вот пища для размышлений тем, кто отбирает женщин, поступающих в современные акушерские училища!

Хотя многие из тех акушерок, которых посетила Жаклин Венсан Прийа, упоминали молитву и «общение с духами» как способ помощи рожающим женщинам, подробно говорить о своих молитвах они не были расположены. Несомненно, они полагали молитву интимной частью своей жизни. Так, например, Булех, малазийская акушерка, сказала: «Я не могу открыть эти особые молитвы, которыми я молюсь, потому что это тайна — моя и духа». И молитва, и роды воспринимаются как глубоко личные, интимные события жизни, которые всячески скрываются от посторонних глаз.

В наши дни настоятельно необходимо осмыслить исконную суть акушерства. Стоит задуматься, каковы главные требования, которые издавна предъявлялись к повивальным бабкам и традиционным акушеркам. Современные акушерки проходят длительный курс обучения и получают квалификацию, если овладевают массой специальных знаний. У них, однако, мало общего с теми, кто стал заниматься акушерским делом потому лишь, что другие женщины их сообщества чувствовали себя с ними в безопасности. То, что женщина имеет опыт материнства и рожала легко, — едва ли не самое главное мерило годности женщины для акушерского ремесла. Способность изменять состояние своего собственного сознания одновременно с рожающей женщиной в точности отвечает нашемупониманию филологии родов: акушерка, глубоко погруженная в молитву, не беспокоит рожающую женщину, как это делала бы та, что берет на себя роль наблюдателя или специалиста, ведущего роды. Эти траиционные качества не противоречат овладению теми основными знаниями, которые сегодня считаются в нашем обществе необходимыми для акушерок.

Базовые потребности рожающей женщины:

  • ощущение безопасности (полное уединение);
  • отключение мыслящего мозга (неокортекса) – не разговаривать, не отвлекаться на чьи-то вопросы, не иметь разговоров рядом;
  • тишина;
  • темнота или приглушённый свет;
  • тепло;
  • отсутствие ощущения, что наблюдают;
  • отсутствие адреналина (тревожности).

Базовые потребности женщины в раннем послеродовом периоде (в течение 1-3 часов):

  • родившегося ребёнка необходимо положить маме на голый живот или грудь, кожа к коже, оставить их наедине и не беспокоить как минимум в течение часа;
  • никакой суеты вокруг! Никто не должен разговаривать. Никто не должен фотографировать;
  • матери и ребёнку должно быть тепло;
  • не трогать пуповину по крайней мере в течение первого часа после родов.

Собирая экспертов в области родовспоможения со всего мира, мы, однако, хотим донести и до них (а не только для будущих и нынешних матерей), что человечеству нужно срочно перейти от акушерской парадигмы «помощи – поддержки – обучения – ведения» (в которой мы, по словам М.Одена, «на краю пропасти в деторождении» ) к парадигме, где ключевыми словами являются «защита» (от процессов, стимулирующих неокортекс женщины) и «понимание физиологических потребностей человеческого вида в родах и послеродовом периоде».

Очевидно, что «тормозами» континуума первичного здоровья человека являются «тормоза» в процессе:

  1. Беременности:
    • «перинатальное запугивание (а не забота)» «Prenatal care shouldn’t be prenatal scare)” (Робин Лим, 2011);
    • медикализированная беременность.
  2. Рождения:
    • человеческая речь,
    • свет;
    • если женщина чувствует, что за ней наблюдают, и она находится в небезопасной ситуации / месте.
  3. Грудного вскармливания:
    • не беспокоить мать;
    • не разлучать ребёнка с матерью;
    • не перерезать (и не пережимать) пуповину, по крайней мере, в течение первых двух часов (лучше сутки);
    • не терять молозиво;
    • не давать пустышку.

Мы присоединяемся к работе физиологов и М.Одена, Л.Ламмерс, Х.Гарст, Р.Эрхардт, а также концепции необходимости смены акушерской парадигмы, и вносим вклад на международном уровне в следующие активности:

Уровень 1. Мед.учреждения и организации акушерок и доул: поменять словарь и язык общения с роженицей (в т.ч. уйти от терминов «ведение родов», «ведение беременности») в сторону весьма уважительного и бережного к чувствам женщины и её семьи. Если термины и практику «ведение родов» (labor management) и «ведение беременности» (management of pregnancy) продолжать применять к естественным родам, то уничтожится возможность и вероятность того, что роды смогут быть либо продолжать быть физиологичными: «без смены лексикона нет смены парадигмы» (Мишель Оден) .

Уровень 2. Международные организации и министерства здравоохранения государств мира: ввести в практику изучение и обучение медперсонала Основным Потребностям Женщины и Ребёнка в Родах и в раннем послеродовом периоде на базе брошюры Рут Эрхардт «Основные потребности женщины в родах» . Практические рекомендации аутентичной сертифицированной акушерки Рут Эрхардт — минимум того, что должна перед родами знать беременная и что должен обеспечить акушер.

Уровень 3. Все будущие и нынешние родители, специалисты по родовспоможению и перинатальной сфере: начать мыслить не в терминах индивида либо организации, а в терминах человеческого вида и человечества.

Мишель Оден часто задаёт вопрос: «Что произойдёт, если кто-то попытается забрать новорожденного детёныша у матери-гориллы, которая только что родила?» Кроме того, Сестра МорнингСтар, акушерка племени чероки, живущая в лесу, вторит ему: «Как вы собираетесь проверять шейку матки тигрицы?» Мы должны спросить то же самое у помощников в родах и задать данный вопрос себе.

Все люди (не только матери, акушеры-гинекологи, акушерки, доулы или монитрис) должны помнить, что наши основные потребности в родах совпадают с основными потребностями других млекопитающих!

НИКАКИМИ естественными (нормальными, физиологичными) родами не должны руководить ни акушерка, ни врач, ни муж, ни доула, ни мать, если роженица в сознании и без психических и ассоциативных расстройств. При этом состояние в родах – состояние изменённого сознания (когда в родах участвуют древние, архаичные структуры мозга, а не неокорткес) – не является бессознательным либо «полубредовым», как называют его некоторые врачи, состоянием. Данное состояние является для некоторых женщин необходимым и достаточным для физиологичных родов, а не просто вагинальных.

Понимание и защита базовых потребностей матери и ребёнка в родах и раннем послеродовом периоде – залог сохранения первичного здоровья человека и физического, психологического, духовного, эмоционального и социального здоровья человечества как вида на планете Земля.
Видео «Какие базовые потребности роженицы недопоняты и недооценены?» .

Библиография

Все эти открытия заставляют нас относиться очень бережно к первому и очень важному контакту между матерью и ребенком и делать все, чтобы не нарушить его. Первая привязанность ребенка к другому человеку служит прекрасной моделью того, какими могут быть привязанность и любовь. Я не утверждаю, что отношения матерей и детей, которые лишены возможности такого идеального первого контакта, развиваются в дальнейшем хуже, чем отношения тех, у кого такая возможность есть, или что такие дети обязательно будут менее защищенными, когда станут взрослыми, менее способными любить и испытывать удовольствие. Культура, окружение, социальные условия будут сильнее влиять на человека, чем то, что происходит в те несколько «критических» периодов его раннего детства, и смогут компенсировать то, чего он был лишен в начале жизни. В конце концов, люди — не утята. Но почему не сделать это начало как можно более удачным? Почему не дать как можно больше шансов каждому? Не несем ли мы, гинекологи и акушерки, как профессионалы, ответственность за то, что выходит за рамки только медицинской помощи? Изменить отношения между людьми в самом начале их жизни — конкретный путь, по которому мы можем идти, чтобы сделать наш мир более гуманным.

В Питивьере после рождения плаценты мать, ребенок, отец, акушерка и иногда врач переходят в теплую спальню по соседству. К этому времени ребенок, как правило, уже начинает сосать. Мать часто идет в свою комнату, держа ребенка на руках. В каждой из таких комнат около кровати стоит деревянная детская кроватка, сделанная руками отца, чей ребенок родился в Питивьере. Кроме того, здесь есть очень низкий стул, настоящий «prie-dien» (скамеечка для молитвы), который как будто создан для того, чтобы кормящей маме было легко и удобно. Женщины могут принимать в этой комнате гостей. Есть и дополнительная кровать для того, кто остается ухаживать за мамой.

В Питивьере, конечно же, нет общей детской. Новорожденные всегда находятся вместе с матерью. Те же акушерки, что помогали женщине во время родов, помогают ей. Все то время, что она проводит в больнице после родов. Им помогают женщины, многие из которых сами имеют детей. Эти помощницы, а некоторые работают здесь уже более двадцати лет, убирают комнаты и подают еду. Они также показывают молодым мамам, как менять подгузники, дают ценные советы, как кормить грудью, и сообщают одной из акушерок или врачу, если замечают что-нибудь необычное: желтушку или изменения в поведении малыша. Акушерки и помощницы освобождают маму от всех материальных забот во время ее пребывания в отделении, так что она имеет возможность сконцентрировать внимание на своем ребенке и на себе самой. Никакие больничные правила и процедуры не нарушают взаимоотношений, складывающихся между мамой и малышом.

В таком окружении с легкостью можно удовлетворить основные потребности новорожденных. Они нуждаются в успокоительном присутствии матери — ее тепле, прикосновении, голосе, запахе, ощущении касания ее кожи. Им нужно, чтобы их носили, качали мамины руки. Укачивание ребенка стали недооценивать во второй половине этого столетия; педиатры, занятые бактериями и калориями, мало думали о вестибулярной функции, которая регулирует баланс и моторную координацию и которой необходима стимуляция — в нашем случае укачивание — для развития. Естественно, новорожденным необходимо сосать грудь, особенно тогда, когда им этого хочется.

Эти основные потребности с наибольшей готовностью удовлетворяются, когда мама находится так близко к малышу, как это возможно, и днем и ночью. Дети, кажется, чувствуют себя спокойнее и счастливее в маминых постелях, чем в своих кроватках, даже когда мамы нет рядом, может быть, потому что их успокаивает ее запах. Мы поощряем мам к тому, чтобы они меняли пеленки сами и сами купали детей каждый день; эти купания — уникальный аспект жизни в Питивьере. Одно время существовали больничные правила, по которым нельзя было купать ребенка до того, как отпадет пуповина, что обычно означало, что ждать надо около двух недель. С 1963 года, однако, мамы в нашем отделении купают детишек со дня рождения без всяких проблем — к обоюдному удовольствию.

Что касается питания, мать, находящаяся со своим ребенком все 24 часа в сутки, быстро изучит его потребности и желания. В ней разовьется чувствительность к манере выражения ее малыша, и она не будет истолковывать каждый его крик как требование поесть, что так часто ведет к проблемам с грудным вскармливанием.

4 Апр02383

Татьяна Арбузова, доула, консультант по грудному вскармливанию, книжный обозреватель Сознательно.ру: Каждая книга Одена – кладезь современной и проверенной информации о родах и об окружающих этот важный процесс вещах. Книга «Научное познание любви» полностью посвящена окситоцину – гормону любви и привязанности, без которого невозможно представить нашу жизнь: новая жизнь зарождается благодаря окситоцину, ведь оргазм — это тоже окситоцин. Человек рождается благодаря окситоцину, который позволяет телу матери раскрыться и выпустить малыша. Ребенок питается молоком матери благодаря окситоцину, который позволяет молоку вытекать из груди. Окситоцин стоит у истоков и сопровождает нас в течение всей жизни.

Но в последние десятилетия процесс родов изменился практически до неузнаваемости. Огромное количество женщин всего мира, рожая, получают искусственный окситоцин. Их тела перестают работать так, как было заложено Природой. Как это может повлиять на их дальнейшую судьбу и судьбу их детей?

Вот уже многие годы Мишель Оден возглавляет Институт первичного здоровья, в котором собираются и анализируются все исследования, связанные с беременностью, родами и первыми годами жизни человека. Благодаря гению Одена эта титаническая работа позволяет увидеть и понять, куда могут привести эти изменения, и что мы можем сделать, чтобы сберечь и реализовать данные нам от Природы возможности.

Сама формулировка «научное познание любви» на первый взгляд кажется оксюмороном. Разве можно совместить науку и любовь? Но технологии XXI века открыли перед нами удивительные возможности. Книга Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг ребенка» практически наглядно демонстрирует то, как стиль ухода и воспитания может влиять на физическое и психоэмоциональное развитие малыша. Книга Мишеля Одена в чем-то перекликается с книгой Герхардт: обе они описывают влияние раннего периода на дальнейшую жизнь человека, и это влияние основывается на гормональном фоне: окситоцин, кортизол, адреналин. Перечитывая книгу перед тем, как написать о ней, я отметила, что в тексте много философских размышлений автора. Он приводит данные научных исследований и, казалось бы, на протяжении всей книги дает множество ответов, а на самом деле – задает еще больше вопросов! Это удивительная способность Одена: он всегда в поиске ответов!

Читательницам, ожидающим малыша прямо сейчас, наверняка будет важно прочитать главу о самых распространенных трудностях, с которыми сталкиваются многие будущие мамы: анемия, гестационный диабет, гестоз. Мишель делится с нами научными данными, помогающими лучше понять причины этих состояний и пути решения. Себя в этой главе он называет «адвокат младенца». В общем, «Научное познание любви» будет интересно как будущим родителям, так и всем, кому хочется больше узнать об окситоцине, его влиянии на существование человечества и перспективах нашего рода, напрямую зависящих от способности любить.

В этой книге выдающийся французский акушер-гинеколог Мишель Оден касается не только актуальнейших вопросов современного акушерства, но и стратегии выживания человечества в целом.

Все больше научных данных свидетельствует о том, что опыт ранних этапов нашей жизни (от зачатия до годовалого возраста), и в особенности опыт рождения, сказывается на всей последующей жизни, и, в частности, критически важен для развития способности любить. Эта способность обеспечивает человеку физическое и психическое здоровье, социальную адаптацию, влияет на все проявления сексуальности, на родительские качества. Нарушение способности любить напрямую связано с общепринятыми акушерскими вмешательствами, разлучением матери и ребенка после родов, и, в то же время, с острейшими проблемами нашего времени: склонностью к насилию, суицидом, аутизмом и другими.

Синтезируя данные науки и свой полувековой акушерский опыт, автор убедительно показывает, как должен измениться подход акушеров и родителей к родам, ярко описывает ключевые моменты физиологии родов, напоминает о важнейших функциях плаценты, приводит заслуживающую внимания теорию происхождения гестоза.

Книга важна именно с практической точки зрения. Приняв во внимание то, что пишет автор, и специалисты, и родители смогут изменить роды, а с ними — себя и мир к лучшему.

Книга предназначена для широкого круга читателей: врачей акушеров-гинекологов, семейных врачей, акушерок, студентов медицинских институтов и колледжей, а также для родителей и всех тех, кому важно не только, чтобы были здоровы матери и дети, но и чтобы окружающее нас общество было доброжелательным и благополучным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *