Рисунки церквей и храмов

§ 2. Христианская церковь в раннее Средневековье

Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? Каково происхождение и значение слов «епископ», «папа римский»?

1. Хлодвиг и христианская церковь. Хлодвиг и знатные франки склонялись к принятию христианской религии. Христианская церковь быстро обогащалась, но главная её сила заключалась в духовном влиянии. Вера в единого Бога сплачивала людей. Священник мог направить их на борьбу с врагами, примирить с новыми податями; церковь укрепляла авторитет правителей среди населения. И Хлодвиг постарался заручиться такой поддержкой: король и дружина приняли христианство, а за ними и все остальные франки.

Короли охраняли богатства и привилегии церкви, щедро дарили ей земли и ценные вещи.

А церковь, в свою очередь, укрепляла их власть, утверждая, что их победы и деяния угодны Богу. Руководители церкви были ближайшими советниками Меровингов; как грамотные люди, они помогали королям составлять указы и послания.

С принятием христианства в Западной Европе распространилась латинская письменность; на латинском языке велось богослужение. К концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвлённой организацией (см. схему).

Организация христианской церкви

2. Духовенство и миряне. Папа римский считался преемником апостола Петра, которому, по преданию, были вручены ключи от рая. Папа являлся главой всей церкви. Церковными делами в областях управляли епископы и архиепископы (главные епископы). Священники в храмах вели богослужение и произносили проповеди: опираясь на Библию, они наставляли верующих, как жить по Божьим законам. Прихожане местных небольших церквей составляли церковные приходы.

Служители церкви представляли особый слой населения — духовенство: оно руководило духовной жизнью людей. Остальные люди назывались мирянами: они жили в миру, то есть не порывали с житейскими делами.

3. Монастыри. Некоторые христиане желали посвятить жизнь только служению Богу. Они уединялись в пустынных местах — в лесах, на островках, где создавали свои маленькие обители. Таких людей называют монахами1. Вскоре монахи по всей Европе стали создавать религиозные общины — монастыри. В отличие от белого духовенства монахи назывались чёрным духовенством (по тёмному цвету их одеяний).

Монах давал обет (обещание) отказаться от личного имущества и семьи, жить в трудах, бедности и молитвах, беспрекословно подчиняться руководителю монастыря аббату (в переводе с арамейского — отец). Они вместе молились, а в остальное время им полагалось трудиться. Все монахи считались братьями во Христе.

Монастырь обычно был отделён от внешнего мира стеной. Центром монастыря служил дворик, из него вели входы в церковь, трапезную (столовую) и кельи (отдельные жилые комнаты монахов). К внутренней ограде примыкал хозяйственный двор с мастерскими, амбарами, конюшнями, птичником; далее располагались сад, огороды, грядки с лекарственными травами. На территории монастыря устраивали помещения для приёма даров, для раздачи милостыни и приют для странников. При больших монастырях постепенно появлялись больницы, которыми ведали монахи-лекари, а также школы, библиотеки. Кладбища обычно размещались возле церквей или даже в их оградах.

1 Монах в переводе с греческого — одинокий.

Макет монастыря Сен-Галлен. IX в.

Где, по вашему мнению, на этом плане находятся помещения монастыря, названные в тексте параграфа?

Во Франкском государстве было основано около 250 монастырей — мужские и женские. Убеждённые в силе церкви как посредника между Богом и людьми, христиане надеялись, что её служители своими молитвами избавят их от болезней, войн, неурожаев и других бедствий, которые Бог посылает за грехи1 людей. Нередко верующие завещали церкви или монастырю своё имущество, а там читали молитвы за упокой души завещавшего.

1 Грех — нарушение заповедей Божьих. Нераскаянный грех обрекает, но мнению христиан, душу умершего на вечные адские муки.

Монах пишет хронику событий. Миниатюра XI в.

У епископов и монастырей появилось много земель. Они старались поселить в своих владениях побольше людей. Постепенно в зависимость от церкви попадали целые деревни, население которых содержало монастырь и его обитателей. В монастыре были и слуги. Всё высшее духовенство состояло главным образом из представителей знатных семей.

4. Искусство рукописной книги. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.

В монастырях создавались скриптории — мастерские по переписке рукописей. Переписка книг считалась делом, угодным Богу. Монахи переписывали не только религиозные книги, но и рукописи римских поэтов и философов, если эти книги не противоречили христианскому вероучению. Так до нас дошли многие произведения Античности. Но неугодные произведения уничтожались: старый текст смывали или соскребали и писали христианские тексты.

По своему виду и материалу средневековая книга отличалась от античной. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней Римской империи — свитком из пергамена1. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нём с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят.

1 Пергамен — специально обработанная кожа молодых телят или ягнят.

Инициал с автопортретом монаха

Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки — инициалы, вписывая в них целые живописные сцены — миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. К тому времени был выработан единообразный чёткий шрифт. Возродилось умение рисовать человеческие фигуры. На пергамене писали птичьими перьями.

Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребёнка, на свадьбу.

На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпляры красивых, огромного размера Библий в дорогих переплётах делали для соборов, их прикрепляли цепями — чтобы не украли.

Образование в эпоху раннего Средневековья

Для эпохи раннего Средневековья очень важными были понятия «образец», которому следовало подражать, и «авторитет», который нельзя было оспорить. Предполагали, что в каждой области знания есть авторитеты — мудрецы, в чьих книгах содержится истина: например, в диалектике — Аристотель, в поэзии — Вергилий и Гораций, в прозе — Цицерон. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Над лежало твёрдо следовать поучениям Отцов церкви, мыслителей и святых первых веков христианства: святого Августина, святого Иеронима и других. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость.

Науки квадривиума были слабо развиты. Счёт долго вёлся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание Из геометрии решали простейшие практические задачи, прежде всего необходимые для строительства. Астрономию использовали. чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.

В монастырской школе. Миниатюра XIV в.

5. «Семь свободных искусств». При монастырях, а позже при храмах и соборах в городах стали открываться соборные школы. В них деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы: на нём читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.

В полное школьное образование входило с античных времён изучение «семи свободных искусств»: наук тривиума и квадривиума. Тривиум — первая ступень — включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования — квадривиум входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» — богословие.

1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден. 2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству? 3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение. 4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри? 5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?

1. Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твоё крещение — наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви? 2. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей? 3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью? 4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему? 5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ. 6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.

С чего начать?
Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек — так называемая «десятка». Община — это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.

Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город — то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.
В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено — например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, — все это может очень осложнить процесс согласования.
Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка — именно под строительство храма.
По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.
Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.
Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., — поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.
Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, — в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.
Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.
Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».
Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, — говорит отец Даниил. — И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, — например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому — и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.
Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье — таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, — говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. — Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату — это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».
Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона — благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», — говорит отец Варфоломей.
В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. — Если просто отправить рассылку и ждать ответа — откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке — откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.
Есть интересный способ для сбора средств на храм — именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.
«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап — предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.

Как устроен храм
Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма — это алтарь, в центре которого находится престол — самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви — Евхаристия (благодарение) — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом. По словам священника Павла Флоренского, иконостас — это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.
Возвышение — продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, — называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи — полукруглый выступ — амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником — проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.

Крестовокупольная церковь мч. Трифона в Напрудной слободе в Москве. XV в. В основе такого храма — равносторонний крест

Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы — три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Святая София в Константинополе. VI в. Этот храм представляет собой базилику, доминантой которой является величественный купол, «как на цепи подвешенный к небесам»

Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей — алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть — притвор. Притвор — место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди — оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.
Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная, поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс — место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение — в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии — молитвы, совершаемые вне храма (от греч. Λιτή — усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.
Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.
Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор — главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» — возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.
Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня. В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников — чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно — например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).

Базилика Спасителя в г. Дечаны. Сербия. XIV в. В отличие от равносторонних крестово-купольных храмов, в основе базилики — крест, одна сторона которого вытянута на запад

Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг — это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.

Никольская шатровая церковь в Балахне. XVI в. Шатровый стиль, в отличие от крестово-купольного, оставляет довольно мало места внутри, но позволяет «вытянуть» храм вверх

Товарищество Реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова. Проектирование и строительство часовен.

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras

Более полувека назад на участке, доставшемся ему в наследство, Хусто Гальего начал строить храм. Обозреватель BBC Travel рассказывает об этом эпохальном проекте, который не завершен и по сей день.

Хусто Гальего родился в 1925 году в поселке Мехорада-даль-Кампо, в 40 километрах к востоку от Мадрида.

В возрасте 27 лет он поступил в монастырь в соседнем городке и жил там восемь лет, пока не заболел туберкулезом и не был вынужден уйти из обители, чтобы не заразить остальных.

Не имея возможности продолжить монашеское служение, Гальего решил построить на своих родовых землях кафедральный собор.

  • Cамые прекрасные храмы на планете: почему именно они?
  • Храмы души: девять потрясающих религиозных строений
  • Джудех и Нусейбе, хранители ключей от храма Гроба Господня
  • Исчезнет ли когда-нибудь религия?

Его заявка на получение разрешения на строительство ушла в стол — чиновники были уверены, что бывший монах просто пошутил.

Однако тот не собирался отступаться от своего замысла и в 1961 году принялся за строительство — без разрешения и без опыта.

Шедевр, созданный любителем

Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras Правообладатель иллюстрации Rodolfo Contreras

Недавно фотограф Родольфо Контрерас встретился с Гальего, чтобы побеседовать о его сооружении, которое в окрестностях называют «собором Хусто», и был поражен великолепием этого здания.

«Я не разбираюсь в архитектуре, но собор выглядит так, как будто его проектировали и строили профессионалы, — говорит он. — Он совершенно не производит впечатления сооружения, возведенного человеком, который не обучался ремеслу ни архитектора, ни каменщика».

Как всё начиналось

Гальего, который был вынужден прервать свое образование в связи с гражданской войной, вспыхнувшей в Испании в 1930-е годы, строил свой храм по книгам и фотографиям замков и соборов.

Здание возводилось не по проекту, но в его архитектуре заметно сильное влияние романского стиля, которое проявляется в обилии колонн и арочных переходов.

Материалы для фундамента Гальего купил на деньги, которые достались ему в наследство, а потом начал колесить по городу, собирая для стройки ненужные кирпичи.

Рабочих нужно нанимать по своим возможностям: либо частников, либо от фирмы

Нет никаких общих рекомендаций о том, кто же лучше построит храм. Это могут быть простые энтузиасты, но зато талантливые. Довольно дёшево частники способны выстроить то же самое, что и известная строительная фирма задорого. Но можно будет хорошо сэкономить на разных управляющих, громком имени и прочих наценках.

С другой стороны у частников и ответственности меньше. Сделают плохо — кому предъявить претензии?

Фирма дороже, но и надёжнее. К тому же удобнее заказать сразу «под ключ», чем на каждом этапе искать себе мастеров разных направлений.

Строительство продолжается

Сооружение собора — единственный масштабный проект, предпринятый Гальего за всю жизнь.

Он ни разу не помышлял о том, чтобы бросить эту затею, и теперь уже не может представить себе иной судьбы.

Как и прежде, каждый день он встает затемно и спешит на стройку — исключение составляют только воскресные дни, когда по утрам он вместо работы ходит к мессе.

Напарник

В течение последних 20 лет Гальего помогает еще один местный житель, Анхель Лопес, который проникся этим проектом и захотел тоже в нем участвовать.

Помимо всего прочего, Лопес украсил собор витражами и раскрасил все 28 куполов, хотя раньше не умел ни того, ни другого.

Сейчас, когда Гальего уже 91 год, Лопес взял на себя все работы, связанные с подъемом тяжестей.

Настанет день, когда ему одному придется отвечать за этот проект, и он должен будет довести начатое дело до конца.

Приношение Господу

В своем завещании Гальего отписал собор католической церкви, которая, по его словам, очень довольна зданием.

Однако этот дар может быть принят только при условии, что жертвователю удастся наконец получить разрешение на строительство.

Гальего надеется, что когда-нибудь его собор станет действующим, и мечтает после смерти быть похороненным на его территории.

Будущее

Строительство собора еще далеко не закончено. Стены, перекрытия и купола уже готовы, но предстоит еще немало работы над интерьером, который пока практически отсутствует.

Лопес рассказал фотографу, что, скорее всего, им с напарником потребуются еще помощники.

Кроме того, для создания интерьера необходимы средства, которых ни у него, ни у Гальего сейчас нет.

Так что вопрос о том, когда собор будет достроен, остается открытым.

Курс повышения квалификации «Методика преподавания информатики в начальных классах»
Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *