Религия в нидерландах

Голландская реформаторская церковь

(Невский пр., 20)

От дома генерал-полицмейстера перейдем к зданию Голландской реформаторской церкви, расположенному совсем рядом, за Полицейским мостом, на противоположной стороне Невского проспекта. И хотя существующая ныне постройка сооружена в 1830-х гг., история голландской общины – главного заказчика строительства церкви – началась раньше, еще во времена царя Петра Алексеевича.

Голландские подданные появились в Санкт-Петербурге буквально сразу, с момента его основания, – это были архитекторы, врачи, моряки, инженеры-кораблестроители и ремесленники. Нужно сказать, что голландцы приезжали в нашу страну и в более ранние годы – их общины компактно жили в Москве и Архангельске и при ранних Романовых, и даже при Рюриковичах (вспомним торговца Оливера Брюнеля). Постоянное голландское посольство в Москве работало с 1676 г. Конечно, реформы Петра, его идеи возведения новой столицы требовали большого числа специалистов-иностранцев, и голландцы сыграли во всей этой истории не последнюю роль. Тут важно помнить о царском Манифесте от 16 апреля 1702 г., подтвердившем свободу вероисповедания прибывшим на работу иностранцам. Документ под названием «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания» вышел на немецком языке.

Голландская реформаторская церковь. Открытка нач. XX в.

«Небезызвестно каким образом Мы давно уже в Царствование Наше отменили и уничтожили древний обычай, посредством коего совершенно воспрещался иноземцам свободный въезд в Россию, – сообщал царский указ, – посему Мы сие не токмо что подтверждаем, но и распространяем так, что бы всяк и каждый, имеющий намерение сюда ехать, для поступления на службу… И понеже здесь в Столице Нашей уже введено свободное отправление богослужения всех других, хотя с Нашею Церковью несогласных Христианских сект…».

Приехавшим в Петербург голландцам, как и остальным иностранцам на русской службе, требовалось место для устройства своей церкви, и власти города выделяли для этого земельные участки. Но не будем забегать вперед.

Вице-адмирал К. Крюйс

Первое время, пока община была малочисленной, церковные службы проводились в небольшой деревянной церкви, сооруженной на территории двора вице-адмирала Корнелиуса Крюйса. Фигура этого флотоводца весьма примечательна. Родился он в Норвегии, в семье портного, и звали его Нильс Ульсен. По воле случая в возрасте 14 лет оказался на голландском торговом корабле и, в итоге, в Нидерландах. С этого момента жизнь будущего русского адмирала оказалась связанной с морем. В новой стране он поменял имя – теперь он стал моряком Корнелиусом Крюйсом.

Где только ни побывал отважный моряк, успев даже подработать капером, захватывая французские торговые суда, за что просидел в тюрьме города Бреста шесть месяцев. Государь Петр Алексеевич нанял Крюйса в то время, когда он служил в Адмиралтействе Амстердама, и после подписания контракта в начале апреля 1698 г. голландец отправился на новую, уже третью по счету, родину. Корнелий Иванович Крюйс, а так теперь именовался Нильс Ульсен, получил высокий чин вице-адмирала и 9 тысяч гульденов годового жалования. В Европе годовой доход среднего горожанина составлял 150 гульденов.

Поработав в Воронеже и Архангельске, Крюйс уехал в Голландию, но затем вновь вернулся в Россию, где его направили на Балтийский флот. В 1705 г. он спроектировал и построил для себя двухэтажный дом с садом в районе современного Зимнего дворца. Умер адмирал в 1727 г. в столице Российской империи, а его тело родственники увезли в Нидерланды. Как отмечают современные историки, значение Корнелиуса Крюйса для становления и развития протестантизма в России чрезвычайно высоко.

Церковь на земле Крюйса появилась его стараниями в 1708 г. и некоторое время оставалась центром небольшой голландской общины – в 1717 г. в ее состав входило всего 36 человек. Впрочем, ее двери всегда были открыты для протестантов любой национальности, а проповеди читались на голландском и немецком языках. Первым пастором служил немец В. Толле – адмирал пригласил его в 1704 г. После смерти Толле в 1711 г. (на похороны община выделила 62 рубля 89 копеек) его место занял тоже немец Х.Г. Нациус, позднее перешедший к своим соплеменникам в Петрикирхе. Первым голландским служителем стал Херманус Герардус Грубе в 1717 г., прослуживший в Петербурге до своей кончины, последовавшей в 1724 г.

Время шло, и число прихожан увеличивалось (к 1724 г. достигло 250 человек), к тому же у Крюйса возникли проблемы с царем и его сослали в Казань. В общине начали подумывать о собственном здании в городе, и в начале 1720-х гг. русские голландцы находят такой дом на углу Невской перспективы и реки Мойки и снимают у его владельца Пьера Пуси часть помещений для устройства школы. В 1724 г. они выкупают это здание в собственность. В апреле 1733 г. община приобретает за 1500 рублей и соседний с домом Пуси одноэтажный дом архитектора Жана-Батиста Леблона, в то время принадлежавший Лефорту, и на Невском проспекте возникает большой голландский протестантский культурно-религиозный центр. Прихожане обустраивают его, но сильный пожар 1736 г. уничтожил все, что они успели сделать здесь, не оставив и следа от деревянных строений.

Новую кирху в стиле барокко на 250 человек в 1742 г. возвели уже из камня на средства, собранные в Петербурге и полученные из Голландии. Кроме здания кирхи, тогда построили дом пастора, школу. Часть помещений с окнами на Невский проспект община сдавала под магазины. Первая большая реконструкция церкви прошла в 1771 г. – в ней установили орган работы мастера Губкрама.

Кроме построек Голландской церкви, здесь (я имею в виду участок от Мойки до Конюшенной улицы) находился небольшой садик, застроенный архитектором И. Кребером в 1797–1799 гг. трехэтажным жилым домом, во дворе которого в 1825–1826 гг. архитектор И.К. Лаутер построил флигель. Угловой участок на перекрестке Невского проспекта и Конюшенной улицы занимал трехэтажный дом, появившийся в начале XIX в. Здание 1747 г. постройки, принадлежавшее П. Палону, тогда надстроили двумя этажами.

Первые проекты полной реконструкции построек появились еще в конце XVIII столетия, но реализованы они тогда не были. На бумаге остался и проект итальянского архитектора Р. де Ригеля 1830 г. Лишь архитектору Павлу Петровичу Жако петербургские голландцы в 1831 г. заказали проект монументального здания в стиле классицизма, фасады которого после постройки, кроме Невского проспекта, будут выходить на Большую Конюшенную улицу и набережную реки Мойки. Строительство продолжалось до 1834 г. и обошлось заказчикам в 423 000 рублей, собранных по подписке и взятых под проценты. Торжественное освящение нового храма состоялось 14 января 1834 г. в присутствии будущих королей Нидерландов Вильгельма II и Вильгельма III. Строительство всего комплекса зданий Голландской церкви завершилось в 1837 г.

В центре постройки архитектора Жако – здание церкви, его выделяет портик с четырьмя колоннами коринфского ордера. К церкви примыкают два симметрично расположенных жилых дома, и все вместе они образует единый ансамбль. Как известно, культовые здания на Невском проспекте построены с отступом от красной линии, в глубине участков, и лишь Голландская реформаторская церковь сооружена по красной линии. Это связано с тем, что здание совмещает в себе место, где проводились богослужения, и место жительства многих членов церковной общины.

Портик Голландской реформаторской церкви

Церковный портик обозначает центр здания, выделенный дополнительно ризалитом, – его венчает приземистый купол, обшитый железом. В настоящее время на куполе нет креста, но до 1920-х гг. он, конечно, занимал центральное место. Купольное пространство отделено по фасаду каменной балюстрадой.

Колоннаду портика завершает архитрав, над которым в момент открытия находилась надпись накладными буквами на латинском языке: «Deo et servatori sacrum», что переводится как «Церковь Бога-Спасителя». Тимпан – треугольное пространство, завершающее портик, – украшен сложным горельефом с фигурами ангелов и раскрытой Библией. Здесь, в центре постройки, между центральными колоннами, расположен парадный вход в церковь, весьма скромный, в духе лютеранства.

Крылья дома с жилыми и торговыми помещениями по фасадам также решены довольно просто, хотя полуциркульные оконные проемы первого этажа и напоминают аркаду, а окна второго этажа выделены сандриками (часть) и простыми наличниками. Два балкона по краям здания с ажурными металлическими ограждениями завершают общее убранство фасада по Невскому проспекту. Все чугунные детали изготовили на заводе Карла Грейсона.

Интересны сохранившиеся интерьеры первой половины XIX в., в частности росписи гризайлью на плафоне вестибюля работы художника Васильева, а также лепнина на стенах, выполненная известным мастером И. Балиным. Центральное помещение второго этажа – круглый церковный зал на 370 человек – завершает каменный купол с росписью кессонами. Его поддерживает восемь колонн коринфского ордера светло-зеленого стюка (искусственного мрамора). Золоченую бронзовую люстру для зала изготовил мастер К. Тегелынтейн, кафедру вырезал столяр Герфурт. Первый орган для церкви изготовил мастер Г.Л. Фридрих, а в 1892 г. его заменили инструментом ведущей немецкой фирмы Эбехарда Фридриха Валькера (автор проекта хоров А.А. Гимпель). При установке нового органа мастера решили оставить фасад работы Фридриха, в создании которого принимал участие автор проекта церкви.

Судьба органа Голландской реформаторской церкви сложилась благоприятно. В 1927 г. мастер Г. Куят перенес его в здание капеллы, а эта инициатива исходила от директора Михаила Георгиевича Климова и органиста Федора Федоровича Грибена. На следующий год музыкальный инструмент получил государственное охранное свидетельство. В 1967–1968 гг. церковный орган реконструировала чешская фирма «Ригер-Клосс», сохранив историческую часть инструмента. Последняя его реставрация проведена в Германии немецкой фирмой «Г. Ойле» в 2006 г. В апреле 2007 г. бесценный музыкальный инструмент из Голландской реформаторской церкви привезли и вновь собрали в здании Капеллы.

В силу малочисленности голландцев в Петербурге службы в церкви велись еще и на немецком языке, а в зимнее время, с окончанием навигации на Балтике, в храме и вовсе переставала звучать голландская речь. С 1842 г. храм считался посольским – ему покровительствовал посол Нидерландов, но это не спасло его от закрытия в 1920 г. В тогдашнем Петрограде просто не осталось голландцев.

Несколько лет храм использовали русские лютеране – Община Иисуса Христа, но и ее власти поборами и огромными налогами выжили, передав в 1927 г. помещения церкви театральному коллективу. На этом завершилась двухвековая история Голландской реформаторской церкви в Санкт-Петербурге.

С историей дома Голландской реформаторской церкви связано прошлое множества торговых товариществ, магазинов и культурных учреждений. При церкви работало училище и действовал Голландский клуб.

Художественный магазин Андрея Михайловича Прево расположился во флигеле во дворе церкви в 1826 г. Этот господин запомнился современникам выпуском в 1830–1835 гг. «Панорамы Невского проспекта», изданной на основе акварелей художника Василия Семеновича Садовникова. Позднее Прево пригласили на должность комиссионера Общества поощрения художников, а высочайшим указом назначили в 1853 г. комиссионером Двора по части изящных искусств. В июне 1855 г. состоялись инициированные императором Николаем I и поддержанные А.М. Прево первые аукционы по продаже 1219 картин из коллекции императорской фамилии. Эти полотна считались второстепенными, но фамилии художников говорят скорее об обратном. К продаже Двор представил работы Аннибале Караччи, Гвидо Рени, Сальвадора Розы, Караваджо, Веронезе, Шардена и некоторых других европейских авторов.

Журнал «Отечественные записки» летом 1855 г. сообщал читателям: «В известном магазине Прево начался на днях аукцион картин, оказавшихся ненужными при разборе кладовых Императорского Эрмитажа. Между произведениями художников малоизвестных продаются и картины известных живописцев. Аукцион будет по понедельникам, средам и пятницам, а по вторникам, четвергам и субботам выставка картин, назначенных в продажу. Несмотря на лето и хорошую погоду, несмотря вообще на настоящее время, когда все прочие интересы поглощаются интересами военными, публики собралось на аукцион довольно. Некоторые, очевидно, пришедшие только из любопытства, невольно принимали участие в покупке, потому что цены были очень невысоки. При мне, например, продали весьма хорошо сделанный пейзаж, требовавший только некоторой реставрации, за сорок с чем-то рублей; довольно большую картину, представляющую какой-то пир из древней жизни, за двадцать рублей и т. д.».

Кроме того, в магазине Прево размещалось Правление Общества поощрения художников. Поэтому здесь нередко проходили выставки-продажи произведений живописи и графики современных мастеров, а также ежегодные конкурсы на лучшие картины. В 1871 г. первую премию получила картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге».

А.А Краевский

Кстати, упомянутый журнал «Отечественные записки» тоже связан с домом Голландской церкви. Именно здесь размещалась редакция возобновленного журнала, изданием которого в 1820-х гг. занимался историк и писатель Павел Петрович Свиньин. Выпуск этого периодического издания прекратился в 1831 г., но через семь лет вновь возобновлен. В 1839 г. Свиньин передал (сдал в аренду) издание Андрею Александровичу Краевскому, который и разместил редакцию в доме № 20 по Невскому проспекту.

Издание содержало отделы: современная хроника России; науки; словесность; художества; домоводство, сельское хозяйство и промышленность; критика; современная библиографическая хроника.

В 1840-х гг. журнал «Отечественные записки» оказывал сильное влияние на общественное настроение и литературные круги, оставаясь долгое время на стороне прогрессивной части интеллектуального сообщества страны и проповедуя западно-либеральные ценности.

В 1840-е гг. редакция журнала располагалась в книжной лавке Петра Алексеевича Ратькова, снимавшего помещение в доме Голландской церкви. Ратьков оказал содействие в издании повести «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, да и вообще благоволил молодому писателю. С закрытием лавки перебралась в другое место и редакция журнала.

С 1833 г. большой популярностью пользовался книжный магазин Фердинанда М. Беллизара, с богатым выбором литературы на французском языке. Позднее (с 1879 г.) торговлю книгами здесь продолжил Август Федорович Цинзерлинг, ведущий свою родословную (в рекламе) от книжной торговли «Мелье и Кº», существовавшей, возможно, с 1814 г. Магазин занимал первый этаж с правой стороны от церкви, там, где сейчас находится магазин «Зенит Арена», торгующий товарами с символикой футбольного клуба «Зенит».

Как видно, дом Голландской церкви всегда играл роль культурного центра. Вдобавок к книжным лавкам и магазинам в середине XIX столетия здесь работала библиотека для чтения Г. Штирмера, а позднее – магазин эстампов и картин А. Фельтена, известного в городе антиквара и издателя гравюр. Так, в 1901 г. Фельтен издал серию офортов по рисункам художника Сергея Соломко.

В доме размещалась редакция газеты St. Petersburger Zeitung, а также контора публикаций и переводов Н. Матисена. На углу с Большой Конюшенной улицей принимала читателей библиотека для чтения А. Излера (Buchhandlung und Leihbibliothek von Andreas Isler). В прошлом веке традицию книжной торговли подхватил Дом военной книги, открытый здесь в 1920 г.

Во второй половине XIX в. и начале XX столетия в доме Голландской церкви работало множество торговых товариществ и магазинов. Складочный магазин мебели санкт-петербургских столяров Павла Ивановича Ченцова открыт в 1883 г. – реклама этого предприятия красовалась на Невском проспекте. Вихер Лукич Янсен держал здесь табачный магазин. Табаком, а заодно и винами, торговала в доме Голландской церкви фирма «Фейк и Кº». Первое время работы в столице Империи в доме располагалось отделение Сибирского торгового банка. Позднее это финансовое учреждение переехало в собственное здание. Кстати, этот банк был здесь не единственным. Ранее в доме Голландской церкви работали Нидерландский банк и Петербургский учетный и ссудный банк.

Еще одной интересной страницей истории дома Голландской реформаторской церкви стала деятельность одного из первых в Петербурге фотоателье, принадлежавшее художнику Ивану Андреевичу Гоху (подписывал фотографии – Jean Hoch), открытого здесь в начале 1870-х гг. Заниматься фотографией он начал в 1860-х гг., а первое фотоателье открыл в 1867 г., в доме № 24 по Большой Морской улице. Когда Гох перебрался на Невский проспект, точно не установлено, но в 1878 г. он умер и фотографическое предприятие закрылось.

Е.Л. Мрозовская

Эстафету академика живописи И.А. Гоха продолжила Елена (Елина) Лукинична Мрозовская (урожденная Княжевич), первая в России женщина-фотограф, открывшая в доме Голландской реформаторской церкви свое фотоателье. О работах этой неординарной женщины знаменитый русский фотограф С.М. Прокудин-Горский в 1909 г. писал: «При осмотре работ Мрозовской, в изобилии украшающих ее ателье, внимание невольно останавливается на неуклонном стремлении почти в каждой съемке передать живое движение человека, что в некоторых случаях достигается с невероятной трудностью, жертвуя иногда технической стороной дела. В основание работы Мрозовской положено достижение передачи живой действительности, которая, как и всякая правда, в любом воспроизведении ближе сердцу человека, чем превосходно выработанный негатив с изображением мертвого застывшего лица. Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения, и в действительности оно так и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире, и к числу их принадлежит и Е.Л. Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства».

Л.С. Вивьен

Курсы фотографии в V Отделе светописи при Императорском Русском техническом обществе молодая женщина окончила в 1892 г., попрактиковалась в Париже у знаменитого Феликса Надара и уже в 1893 г. открыла собственное предприятие. В первые годы работы Мрозовская сумела стать лауреатом Стокгольмской выставки (1897 г.), Всемирной выставки в Париже (1900 г.) и Международной выставки в Льеже (1905 г.). Работала фотографом на знаменитом костюмированном балу в Зимнем дворце в феврале 1903 г. Ателье Елены Мрозовской, а ей даже присвоили звание купчихи 2-й гильдии, проработало до 1917 г., а его владелица прожила еще более 20 лет и умерла в Репине в 1941 г.

В 1920-е гг. в помещениях Л. Мрозовской продолжали работать фотографы Гавриил Кириллович Кириллов и Дмитрий Дмитриевич Гиммер, но и эта частная практика закончилась к 1928 г. Два этих фотографа неизменно указывали в рекламе, что работают в «бывшем фотоателье Мрозовской».

Незаметно мы перешли к XX в., вернее, советскому периоду в истории дома Голландской реформаторской церкви. Кроме упомянутых фотоателье и книжного магазина, в этот период здесь появляется несколько учреждений культуры, рассказ о которых и завершит нашу главу.

В. В. Меркурьев

Пустующие церковные помещения в 1927 г. занял Театр актерского мастерства, или ТАМ, созданный режиссером и актером Леонидом Сергеевичем Вивьеном. Актерскую деятельность он начал еще в 1911 г., выступая на сцене Александрийского театра в Санкт-Петербурге. Буквально сразу Вивьен занялся и преподавательской деятельностью, расцвет которой пришелся уже на послереволюционные годы – в 1918 г. он организовал Школу актерского мастерства, известную в наши дни как Академия театрального искусства. В 1919 г. его арестовало ЧК – звание «артист императорской драматической труппы» звучало в то время как «буржуй», но, слава Богу, арест продолжился недолго, и Вивьена вскоре отпустили.

С лучшими своими учениками, Юрием Владимировичем Толубеевым и Василием Васильевичем Меркурьевым, он создает свой знаменитый Театр актерского мастерства, а власти отдают новому коллективу бывшую Голландскую церковь на Невском проспекте. С 1933 г. в течение трех лет Л.С. Вивьен руководил Театром Красной армии, в это время его ТАМ соединяют с Театром драмы имени А.С. Пушкина, бывшим Александринским. Вскоре, в 1936 (1937) г., Вивьен пришел туда в качестве главного режиссера, возвращаясь в родные академические стены, а позднее к нему присоединились и верные ученики: Меркурьев (принят в труппу в 1937 г.) и Толубеев (в 1942 г.). Л.С. Вивьен оставался руководителем Театра имени А.С. Пушкина почти до самой свой кончины, последовавшей в 1966 г.

После вивьеновского ТАМа в Голландской церкви недолго работал Новый театр, открывшийся 19 ноября 1933 г. премьерой спектакля по пьесе А.Н. Островского «Бешеные деньги». Считается, что с Нового театра началась история Академического театра имени Ленсовета.

В 1936 г., после небольшой реставрации, проведенной по проекту архитектора Б.Д. Васильева, в здание Голландской реформаторской церкви въезжает в 1936 г. нотный отдел библиотеки имени В.В. Маяковского. Власти решили собрать в новом книжном собрании все, что связано с музыкой: специализированную литературу, ноты, а позднее даже пластинки. В середине прошлого столетия библиотеку выделили из состава библиотеки имени В.В. Маяковского и присвоили ей имя А.А. Блока. Буквально сразу она стала настоящим музыкально-просветительским центром города, где читались лекции по многим направлениям искусствоведения, а позднее, ближе к нашему времени, проводились и выставки. Сравнительно недавно библиотеку имени А.А. Блока вновь присоединили к библиотеке имени В.В. Маяковского, и в настоящее время она носит длинное название: «Библиотечно-информационный и культурный центр искусства и музыки».

Ох и интересные люди эти нидерландцы. Вроде и не немцы, но крайне пунктуальны, вроде не испанцы, но очень любят погулять на праздниках, вроде не бразильцы, а имеют свой карнавал, не русские, но тоже устраивают купания в холодной воде на открытом воздухе. Интересно? И мне. Так случилось, что за последний год я в Нидерландах в буквальном смысле поселилась. Обычаи и традиции этой страны стремительно ворвались в мою повседневную жизнь. Я открываю их для себя постепенно, сравнивая с тем, что принято у нас и в других странах, находя очень много похожих черт и ровно столько же различий.

Самое первое, что я попыталась выяснить – это откуда такая популярность у красочных башмачков, продаваемых повсеместно в качестве сувенира или полноценной обуви (в основном домашних тапочек, у меня лично такие появились практически сразу же, мои нидерландские друзья постарались). Оказывается, давным-давно эти башмачки (по нидерландски klompen) были самой распространенной обувью. Давайте с нее и начнем.

Носить кломпены (klompen)

Варианты возникновения этой яркой и красочной обуви высказываются самые разные. Самая популярная версия – из-за специфического климата Нидерландов (очень мокро, холодно и, как следствие, очень грязно, особенно в полях) жителям нужна была повседневная обувь, которая максимально бы защищала их ноги от суровой реальности и капризов погоды.

Для производства используют в основном тополь или иву. Раньше, естественно, они делались вручную. Очень трудоемкое занятие, пока выпилишь, чтобы все красиво, гладко и, главное, одинаково. Но мастера своего дела навострились делать до 7-ми пар в день. Сейчас, конечно, все поставлено на поток. Есть сведения, что во всех Нидерландах осталось только 12 мастеров, которые могут делать кломпы вручную. Раньше каждая деревня имела своего мастера. Говорят, что кломпы являются сертифицированной защитной обувью, потому что могут выносить воздействие острых и тяжелых предметов и даже кислот.

Одним из наибольших затруднений в понимании истории кломпов является тот факт, что, когда они приходили в негодность (изнашивались, трескались), ими просто топили печи. Ну а почему нет? Дерево же. Поэтому большинство исторических «улик» просто сгорело в огне. Называется примерная дата возникновения этих чудо-башмачков – около 850 лет назад. И носили их представители рабочего класса.

Формы, кстати, у них были совершенно разные, в зависимости от профессии того, кто их носил. Были и с закругленными носами, и с заостренными. Последние пользовались популярностью среди рыбаков, острым носком башмака было очень удобно вытаскивать из воды сети. Для тех, кто работал на осушении болот, подошву кломпов делали квадратной для лучшего распределения веса (чтобы не застревать в грязюке).

У среднестатистического обладателя кломпенов их было две пары: простые и неразукрашенные для ежедневной носки и парадные (красочные) для воскресенья. Мужские башмаки обычно раскрашивали в желто-черные цвета, а женские были либо просто лакированные без рисунка, либо имели свой неповторимый традиционный узор. На свадьбу жених дарил своей невесте новую пару красивых, украшенных гравировкой, башмачков.

Еще эта обувь (с подошвой из ясеня) использовалась в танцах. Танцоры выбивали ритм, стуча своими деревянными башмачками об пол (по сути тот же современный степ).

Не закрывать занавески на окнах

Это первое, о чем предупреждают всех прибывающих на постоянное место жительство в Нидерланды – занавески в домах закрывать не принято целый день, да, даже в темное время суток, когда в комнате горят все лампы и для проходящих по улице людей вы находитесь «в аквариуме». Странно, конечно, даже некомфортно с непривычки, но не принято.

Версий, почему не принято, несколько:

  • Первая версия революционная – в 16-м веке, когда Нидерланды были испанскими, руководивший ими испанский наместник издал запрет на занавешивание окон, поскольку в домах могли скрываться подпольные цеха по производству оружия (такие цеха создавала оппозиция, недовольная испанским господством), а также проходить собрания революционного характера. Всю эту подрывную деятельность можно было скрыть занавесками, поэтому их решено было отменить.
  • Вторая версия немного созвучна первой и говорит о том, что нидерландцам нечего скрывать. Что мол, ходите, смотрите, мы как и все, ничем таким не занимаемся, все как на ладони. Это очень пересекается с менталитетом нидерландцев, с ними можно обсуждать любые, даже самые неудобные темы и они всегда скажут вам свое мнение в лицо. Прямолинейность – это про них.
  • Третья версия прагматичная – когда-то давно в Нидерландах якобы существовал налог на кирпич, из которого строили дома. Чем больше кирпичей, тем дороже. И чтобы сэкономить, они решили вместо кирпичных стен делать большие окна. И эти окна не занавешивать, потому что, учитывая климат Нидерландов, солнечных дней в году не так уж и много и еще очень сыро. А солнечный свет, поступающий через большие окна, это гарантия того, что квартира немного нагреется и просушится. И еще открытое окно это дополнительный источник света в помещении, можно сэкономить на электричестве. Немного, конечно, но можно.

Однако также не принято откровенно заглядывать в эти самые незашторенные окна. Взглядов мельком не избежать, это просто в человеческой природе – смотреть по сторонам. Но если вы специально остановились напротив окна, и прошу прощения, пялитесь на то, что там происходит, вы уже нарушаете личное пространство. Поэтому быстро проходим мимо и особо внутрь не заглядываем.

А вы помните, было такое шоу «Большой брат»? Это когда несколько участников живут все вместе в одном помещении, утыканном камерами, и вся их жизнь транслируется миллионной аудитории. Так вот, идея этого шоу принадлежит нидерландцам. Вот вам и «нечего скрывать».

Праздновать карнавал

Не Бразилия, конечно, то тоже очень грандиозно!

Празднуется шумно, с парадами, музыкой, костюмами, танцами. Все это безудержное веселье длится шесть дней (с четверга по среду). Самый главный день – воскресенье, оно должно быть ровно за шесть недель до Пасхи. Именно так и определяют дату. Время карнавала обычно выпадает на февраль либо самое начало марта.

Карнавал врывается в обычную жизнь горожан, и от него уже никуда не деться. Городские дороги перекрывают (там проходят либо парады, либо их репетиции), магазинчики закрываются, потому что практически все работники берут выходные дни на время карнавала. Все наряжаются в костюмы, садятся в большие машины, предварительно стилизованные и украшенные, и проходят парадом по улицам города. Я наблюдала карнавальное шествие в маленьком городке на юге Нидерландов, так креативные жители города даже трактор для этого приспособили и украсили.

Все подробности этого яркого праздника читайте .

Отмечать День короля

«Оранжевое море, оранжевое небо» — это очень хорошо описывает происходящее в этот день. Поскольку официальный цвет королевского дома Нидерландов оранжевый, а своего монарха нидерландцы любят (особенно за тот факт, что его день рождения это не рабочий день), они показывают свою любовь как могут. А могут они нарядиться с ног до головы в оранжевое и все вокруг себя сделать максимально оранжевым.

Как вы уже поняли, День короля (или королевы) изначально это дата его (ее) рождения. Когда все только началось, было 31 августа, потом 30 апреля, следующим должно было быть 31 января, но королева Беатрикс, взойдя на трон (это она родилась зимой), оставила датой празднования 30-е апреля. Аргументировав это данью памяти к своей матери. Подданные за такую преданность были крайне благодарны, потому что праздновать теплым апрельским днем гораздо приятнее, чем холодным январским. Сейчас это 27 апреля, потому что у правящего короля Вильяма-Александра по счастливой случайности день рождения именно в этот день.

До королевы Беатрикс монархи оставались в этот день у себя в резиденции для приема гостей и подарков. Беатрикс ввела новый обычай – каждый год в этот день она стала посещать по два города своего королевства. Ее сын традицию продолжил.

Что еще интересного происходит в этот день в Нидерландах, можно узнать

Кстати, принцесса, с которой все началось (я имею в виду празднование этого дня), была внучкой нашей с вами соотечественницы (да-да) княгини Анны Павловны Романовой (дочь российского Императора Павла I).

Запускать на Новый год фейерверки

Несмотря на наше с ними «родство», Новый год для жителей этой страны не такой масштабный праздник, как для нас с вами. Зато тема заныривания в прорубь им не чужда. Ну не совсем в прорубь, конечно. Обо всем по порядку.

За неделю до Нового года все озабочены подписыванием и рассылкой поздравительных открыток. Больших и стихотворных поздравлений они, как правило, не пишут. Ограничиваются «всего вам хорошего в Новом году!». Когда все открытки отправлены, наступает время семейного ужина. В канун Нового года все садятся за общий стол и поздравляют себя с тем, что прошел очередной год и желают себе и всем всех благ в следующем году. Дальше наступает время немного пошуметь, и в полночь начинают запускать фейерверки и жечь костры. Костры – как символ того, что все, что осталось в прошлом году, как бы кануло в лету и с новым годом все будет по-новому.

Фейерверки запускают все и везде. Это реальное ощущение, что ты в центре канонады. Взрывается все и вся! В парках, на улицах, у каждого в садике. Грохот такой, что разговор с трудом слышно. Строго говоря, это не совсем законно, потому что по правилам можно только в течение одного часа вечером, но кто чтит законы в такую ночь? «Ды-дыш» не стихает до рассвета.

После такой «жары» самое время остыть в буквальном смысле этого слова. 1-го января «мы с друзьями ходим в баню», а нидерландцы ныряют в море. Да, вот так неожиданно. Началось все в 1960-м году, когда члены одного плавательного клуба решили встретить новый год чистенькими и свеженькими. Вдохновили их на это коллеги из Ванкувера. В 1965-м году к движению присоединился известный пловец Ян ван Снейдел (первый от Нидерландов переплыл Ла Манш), а известный производитель мыла выступил спонсором этого действа. И после этого «заплывы» приобрели невероятную популярность. Только на пляжах Схевенингема собирается около 10 000 желающих. А вообще по всей стране организовывают 89 мест, где можно занырнуть.

Еще про нидерландский Новый год можно посмотреть

Встречать Синтерклааса (Sinterklaas)

Нидерландский родственник нашего Деда Мороза (это упрощенная версия происходящего). Появляется он правда не на Новый год, а гораздо раньше, и сопровождает его не симпатичная внучка, а Черные Питы – его помощники. Прибывает в Нидерланды он из Испании (на белом коне и с большой красной книгой, в которой записаны все поступки детишек за год), гостит там две недели, в течение которых к нему можно прийти в гости (в городах выделяют для этого специальные дома), посидеть у него на коленках, послушать мудрые наставления, может быть даже получить небольшой подарок.

Кульминация приходится на 5-е декабря, когда все собираются на семейный ужин и одаривают друг друга подарками. Я бы даже сказала, что по количеству подарков это самый главный праздник, потому что на Рождество и Новый год уже особо никто ничего не дарит. Нужно отметить креативность нидерландцев, многие жители вместе с подарком дарят еще стихотворение собственного сочинения про того, кому подарок предназначается. Мне это было очень приятно и я тут же решила их собирать. Потом же здорово открыть и почитать, чем ты впечатляла людей.

Кстати, есть версия, что именно этот импозантный нидерландский мужчина является прототипом того самого Санта Клауса, который всем нам очень хорошо знаком, особенно по рекламе одного известного напитка. Говорят, что американцы переняли этот образ во времена, когда Нью-Йорк был Нидерландской колонией и назывался Новым Амстердамом. Его жители (переселенцы из Нидерландов) просто немного переиграли эту традицию, и он стал появляться на Рождество.

Другие интересности про эту традицию можно найти

Праздновать Рождество

Традиционно тихий семейный праздник. Все подарки уже розданы на Синтерклаас, поэтому на Рождество просто ужин. Под елкой. Ну не под, конечно, но елку они тоже ставят и к ее украшению подходят очень ответственно. Еще на рождество принято кушать специальный хлеб. Он очень похож по вкусу на наш пасхальный кулич (там тоже сдобное тесто и изюм) только в нем еще есть начинка в виде миндальной пасты.

Едят его и на ужин и потом еще несколько дней на завтрак. Лично я бы ела его круглый год, если бы позволял мой гардероб.

Еще немного про Рождество в Нидерландах можно найти

Украшать дома «по случаю»

К этому я привыкла не сразу. Потому что когда идешь по улице и внезапно видишь картину «птица врезалась в окно», в прямом смысле этого слова (и птица там очень не маленькая), не сразу понимаешь, о чем идет речь.

Вот так это выглядит. Потом, по дополнительным подсказкам (видите под птицей надпись?) я поняла, что речь идет о счастливом событии – о появлении в доме малыша. Сад и дом еще украшают флажками, шариками, игрушками, а всем приходящим гостям предлагают «бисквит с мышками». Ну сложилось исторически такое название. На самом деле мышек там никаких нет. «Мышками» называют то, чем посыпают этот бисквит (круглой формы сухарик по-нашему) сверху. Обычное анисовое семя в сахаре.

Розовенькое для девочек и голубенькое для мальчиков. Оранжевое – когда рождается член королевской семьи.

Вот родился новый житель страны, растет себе растет и раз – стукает ему/ей 50 лет. И тут же у него в саду материализовывается вот такая фигура.

Или даже несколько сразу.

Вот здесь вообще сложно догадаться об их значении. В Нидерландах говорят, что когда тебе 50, ты видел Авраама (если ты мужчина) или Сару (если ты женщина). Намекая на то, что ты уже очень давно живешь и обладаешь большим жизненным опытом и много повидал всего. Оба это библейские персонажи, которые прожили очень долгую жизнь.

Как вы уже поняли из размеров кукол, 50летие отмечается с большим размахом. Вечеринки дома и на работе, торты, барбекю – это все здесь.

Кстати каждые последующие 10 лет тоже говорится, что «ты видел», и далее следует имя (Исаак, Яков, Джозеф и так далее) библейского персонажа. Имена могут меняться в зависимости от региона. Но надувные куклы это только для Авраама и Сары.

Это, пожалуй, самые яркие примеры украшений. Но в целом, любое значительное событие нидерландцы в тайне от соседей не держат и всячески об этом «сигнализируют». Если в семье кто-то закончил школу и успешно сдал выпускные экзамены, за окном вывешивается школьная сумка, набитая учебниками и национальный флаг.

Если у них юбилей совместной жизни, то крайне вероятно, что они тоже украсят свой дом и напишут какой-нибудь плакат на эту тему. А если не они сами, так их родственники ночью тихо подкрадутся и весь дом флажками увешают. Поверьте мне, я такое лично наблюдала.

Везде и всегда ездить на велосипеде

А точнее всеобщая велосипедизация. Все знают, что в Нидерландах велосипедов больше, чем людей. Любят местные жители этот вид транспорта с конца 19-го века с перерывом на послевоенные годы, когда по всему миру очень сильно возросла популярность автомобилей (они стали более дешевыми, и каждый мог их себе позволить). Но автомобили были причиной высокой смертности (в том числе детей) на дорогах Нидерландов, и правительство старалось как могло ограничить движение автомобилей внутри городов и переориентировать людей на альтернативные виды транспорта, одновременно с этим строя дороги и инфраструктуру для велосипедистов. Также был принят ряд законов, облегчающих жизнь велосипедистам, таких как:

  • необязательность ношения шлема при езде на велосипеде,
  • приоритет велосипедиста на дороге перед автомобилями,
  • обучение по «взаимодействию с велосипедистами» на курсах по вождению автомобилей.

Гаага была одним из первых городов, где были сделаны специальные велосипедные дорожки красного цвета, которые покрывали всю территорию города. После нее был Тилбург, Делфт и так, один за одним, города стали переходить на велосипеды.

Сейчас ездить на велосипеде для нидерландца это так же естественно, как сендвич утром или чашечка кофе за обедом. А «профсоюз велосипедистов» каждый год присуждает новому городу какую-нибудь номинацию в улучшении жизни людей на колесах.

Кулинарные традиции

Самое вкусное как всегда напоследок. Что мы знаем о традиционной кухне Нидерландов? Конечно, это селедка и сыр. Я бы еще прибавила к этому списку картошку. Причем по поводу селедки есть даже такое высказывание «Herring at a land, doctor at a stand», что можно перевести как «пока есть селедка, доктор нам не понадобится». Вот какое безоговорочное доверие.

Вообще, на мой взгляд, традиционные блюда изысканностью не отличаются. Они скорее основательные и питательные, чтобы точно наесться. Такая простая и понятная еда. Так как страна с выходом к морю, конечно, очень большое разнообразие блюд из морепродуктов.

Мясо тоже в почете. Его стараются добавлять везде, где только можно: в салаты, супы, бутерброды, ну разве что в десерты пока не добавляют. Такая же история с сыром. Сыр – обязательный компонент практически всех салатов и бутербродов. А еще иногда он и десерт, если подавать с сладким яблочным пюре.

Надо сказать, что нидерландцы очень любят перекусывать на ходу. Вообще горячую (в нашем понимании нормальную) еду, которую приготовили (типа суп, или жаркое) один едят раз в день за ужином. И то не всегда, в смысле не всегда они ее готовят «с нуля». Очень часто это просто доделанный полуфабрикат. А вот для такого «кусочного» питания очень подходят все эти бутерброды и картошки фри. А также специальные автоматы с перекусами.

Пьют нидерландцы кофе и чай (дань своему колониальному прошлому). Чай очень часто черный и с молоком. Для кофе есть специальное время, утром (с 11 до 12) и вечером (с 19 до 20). Но может, конечно, случиться и незапланированное кофепитие.

Одним из любимых сладких блюд являются блины. Строго говоря, они не всегда сладкие, начинок для них придумано несчетное количество.

Про другие нидерландские «вкусняшки» можно почитать

Из алкогольных напитков неоспоримым фаворитом является пиво. Для любителей «покрепче» пиво с джином (сначала пиво потом сразу джин). По-нашему это «ерш», по-нидерландски «kopstoot», что можно перевести как «отрыв башки». Думаю, название очень точное.

Нидерланды всегда были очень интернациональными (колониальная страна), что, конечно же, отразилось на их кухне. Поэтому каждый найдет там что-то вкусное для себя.

Традиции и обычаи Нидерландов

Жителей страны отличает в первую очередь высочайшая терпимость к любому образу жизни, которая не свойствена для других стран Европы и даже для США. Интересными моментами является давно легализованная проституция, продажа и употребление слабых наркотиков, таких как гашиш и марихуана, при этом кокаин и героин запрещены, однако наказания незначительны в сравнении с законодательством других стран. Разрешены аборты в первые 24 недели и однополые браки, кроме того узаконена эвтаназия.

Ситуация со свободами очень не однозначна и спорна, особенно по вопросам легких наркотиков, проституции и эмигрантов, и тяжело правильно говорить о том привело ли это к положительному общественно-социальному результату или отрицательно сказалось. Если поедете в Нидерланды, то решайте и делайте выводы сами.

Но в любом случае некоторые свободы сильно шокируют в первое время иностранных туристов, как например улица красных фонарей в Амстердаме и кофе-шопы на каждом углу. Кажется довольно странным преследования и штрафы за употребление спиртных напитков на улицах и терпимое отношение к марихуане, а что большее зло, наверное, всем понятно.

Но любой образ жизни имеет в Нидерландах свои ограничения, это касается, например публичного ношения изделий из натурального меха и даже одежды и натуральной кожи, здесь за такое могут и краской облить, рано или поздно такое произойдет.

Голландцы очень добродушный народ, уровень преступности низкий. По причине либерального законодательства и любви к свободному образу жизни в стране большое количество эмигрантов из так называемых стран третьего мира. Будучи в Нидерландах требуется особо внимательно относиться в отношении цветных граждан, так как любое неуважение будет расценено как расизм и может повлечь как минимум административное наказание.

Мелкие преступления, в том числе кражи в основном совершают не граждане Нидерландов.

Но перейдем к настоящим обычаям и традициям страны, отметим, что в Нидерландах не приняты рукопожатия и даже комплименты, тем не менее, голландцы терпимы к любому чужому мнению и вежливы даже на проявляемую к ним грубость, улыбка и вежливость — вот главное оружие на хамство и грубость. Да, действительно помогает!

Голландцы такие же пунктуальные и точные во времени как немцы, публичное богатство презирается, скромность у местных жителей в крови с детства.

Среди жестов есть одно маленькое отличие от нас, постукивая по виску, голландцы говорят, что Вы очень умны.

Есть некоторые застольные традиции, например, сильно заставленный стол блюдами с купанием и выпивкой считается дурным вкусом, танцевать в ресторане не принято, для этого нужно отправиться в специальное место-дискотеку.

Церковь в Нидерландах отделена от государства. Это означает, что они существуют параллельно и не оказывают давления друг друга.

Статистически большая часть населения Нидерландов, приблизительно 58%, являются приверженцами какой-то религии, тогда как 42% причисляют себя к атеистам. Среди верующих позиции делятся следующим образом: 26% людей считают себя католиками, 16% — протестантами, около 6 % — мусульмане. Достаточно большое количество приверженцев ислама объясняется мощным потоком иммиграции, который хлынул в Нидерланды в 60-х годах прошлого столетия из Марокко, Индонезии, Суринам и Турции. Сегодня мусульман в стране тюльпанов около 1 миллиона человек.
На самом деле, значение религии в Нидерландах в течение достаточно длительного времени идет на спад. Следовать христианской вере родителей в одной из самых терпимых стран мира по отношению к нестандартному поведению, решают все меньше и меньше представителей молодежи. Сначала покидать стены церкви стали представители протестантизма, затем подобная тенденция возникла и среди католиков.

Особенностью Нидерландов является высокая плотность населения – 396 человек/км2, благодаря чему страна занимает 15 место в мировом рейтинге. Небольшие размеры королевства и его густонаселенность привели не к внутренним столкновениям, а к развитию передовой мысли. В Нидерландах высоко развита транспортная и информационная инфраструктура. Жители этой страны получили пятнадцать Нобелевских премий (за достижения в области экономики, химии, медицины, физик) и даже премию мира!

На морском побережье в Нидерландах популярна такая услуга как аренда теплохода. Вы можете выбрать любой теплоход, в зависимости от того, сколько человек отправляется в круиз. Разумеется, на теплоходе имеется свой капитан и экипаж, который арендуется с теплоходом. В среднем стоимость аренды плавсредства начинается от 300 евро в час.

Нидерланды — одна из большинства светских стран в Западной Европе, с неукоснительно присоединяемыми только 39 % (31 % для тех в возрасте под 35). Меньше чем 20%-ая церковь посещения регулярно.

В настоящее время римский католицизм — единственная наибольшая религия Нидерландов, формируя религиозный дом приблизительно 26.3 % голландских людей, вниз от 40 % в 1970-ых. Протестантская церковь Нидерландов сопровождается 11.4 % населения. Это было сформировано в 2004 как слияние компаний двух главных берегов Кальвинизма: голландская Преобразованная Церковь (который представлял примерно 8.5 % населения), и Преобразованные Церкви в Нидерландах (3.7 % населения) и меньшая Лютеранская Церковь. Другие Протестантские церкви, главным образом ортодоксальные кальвинистские расколы, представляют 6 % населения. В 2006 было 850 000 мусульман, 5 % полного голландского населения. У Нидерландов есть приблизительно 250 000 буддистов или людей, которые чувствуют себя настоятельно привлеченными этой религией, в значительной степени белым нидерландским языком. В 1998, были только 16 000 включая только 4 000 голландских уроженцев и 12 000 буддистских иммигрантов из Азии. Есть приблизительно 95 000 Индусов, из которых 85 % первоначально прибыли из Suriname. Сикхи Netherland — религиозное меньшинство в Netherland. Они нумеруют приблизительно 12 000 и большинство из них живой в или вокруг Амстердама. В Netherland есть 5 gurudwaras.

Хотя Холокост глубоко затрагивал еврейское сообщество, убивая приблизительно 75 % этих приблизительно 140 000 евреев в это время подарок в Нидерландах, с тех пор сообществу удалось восстановить яркую и живую еврейскую жизнь для ее приблизительно 45 000 существующих участников. Перед Второй мировой войной 10 % Амстердамского населения были евреем.

Согласно новому Опросу Евробарометра 2005, 34 % голландских граждан ответили, что «они полагают, что есть бог», тогда как 37 % ответили, что «они полагают, что есть своего рода сила духа или жизни» и 27 %, что «они не полагают, что есть любой вид духа, бога, или силы жизни».

В 1950, перед secularisation Европы и большим урегулированием неевропейцев в Нидерландах, большинство голландских граждан идентифицировало себя как христиане. В 1950, из общего числа населения почти 13 миллионов, в общей сложности 7 261 000 принадлежали Протестантским наименованиям, 3 703 000 принадлежал Римско-католической церкви, и 1 641 000 не имел никакой признанной религии. С тех пор, общий крах в религиозности ударил Протестантов несколько тяжелее чем католики, который частично объясняет, почему у Католической церкви есть больший процент теперь. Однако, христианские школы все еще финансируются правительством, но то же самое касается школ, основанных на других религиях, Исламе в частности. В то время как все школы должны соответствовать строгим качественным критериям, с 1917 свобода школ — основной принцип в Нидерландах.

Три политических партии в голландском парламенте (CDA, ChristianUnion и SGP) базируют свою политику по христианской системе взглядов. Хотя Нидерланды — светское государство, в somemunicipalities, где у христианских сторон есть большинство религия методов совета, молясь перед встречей. Также в нескольких остающихся (сельских) пятнах, дороги закрыты для автомобильного движения по воскресеньям и религиозных отпусков. Муниципалитеты вообще также дают государственным служащим свободный день в христианские религиозные отпуска, такие как Пасха и Подъем Иисуса. 4 сентября 2008, обсуждение было начато Tineke Huizinga, должен ли Ислам получить праздник, как Христианство. В 2005, 20 % голландцев думали, что это должен быть национальный праздник (что означает, что вся страна получает свободный день работы или школы), и 45 % думали, что Eid ul-Fitr должен по крайней мере быть признан как праздник.

Каждый из нас живет с определенными стереотипами. Вот, например, Нидерланды до недавнего времени ассоциировались у меня с тюльпанами, оранжевым цветом, кофешопами и парадами различных меньшинств. Масла в огонь подливали также различные социологические исследования, по которым в Западной Европе с каждым годом увеличивается количество атеистов, поэтому уж с кем, а с христианами, а тем более, православными Страна тюльпанов ассоциировалась в последнюю очередь.

Пока я однажды не разговорилась со своей подписчицей Ириной @iryna_mmmm, которая и рассказала мне про традиции и веру в стране, в которой она живет более 10 лет. Мне захотелось поделиться этим открытием с читателями «Вера21» и я задала Ирине пару вопросов.

Ирина, привет! Конечно, первым делом хочется узнать, как ты оказалась в Нидерландах и где познакомилась с мужем?

Я живу в Голландии с 2005 года. До этого работала на Кипре в турфирме, где и познакомилась со своим мужем голландцем. Мы очень быстро поженились и стали жить в Голландии. Сейчас у нас с мужем четверо детей-биллингвов: три дочери и сын.

С какого момента ты стала верующей и пришла в храм?

Практически с самого начала мне было очень тяжело морально жить в Голландии, туристическая эйфория прошла и все стало совершенно чужим… И тут меня сильно потянуло в храм, конечно же, Русской Православной церкви. До этого я не отрицала веру, ходила в разные церкви и к протестантам тоже, так как мой муж был протестантом. Я пару раз ходила к ним в церковь, но мне там было не интересно, сама атмосфера была мне чужая. И я нашла адрес нашего родного храма и туда поехала…

Так я начала ездить раз в неделю, преодолевая многие искушения…
Еще перед тем, как начался мой путь в вере, мне часто снился сон про Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа, и меня это так сильно впечатляло, что утром хотелось бежать в храм и «переходить к овцам от баранов».

А как на все это реагировал муж?

Когда я начала воцерковляться, как раз родилась первая дочь, и так мы вместе с ней начали ездить в храм, без мужа… Муж сначала нас просто отпускал, потом начал отвозить и ждать, иногда тоже заходил в храм. Но вся его семья — это активные протестанты, поэтому я была рада просто тому, что он мне не мешает. А уж его переманивать я даже не пыталась.

Но Пути Господни неисповедимы: в какой-то момент он начал сам интересоваться православной верой и захотел со мной венчаться. Нам дали благословение и мы повенчались. Он начал чаще с нами ходить в храм, но пока как захожанин.

У мужа было много своих искушений и его путь был долгий. У нас уже было трое детей, и дети ходили со мной на Причастие. И его очень зацепило, что мы как бы не вместе. После этого он сообщил своим родителям, что будет переходить в Православие, чтобы быть с семьей. Так он крестился из Питера в Иоанна. Помогло еще и то, что наш друг, прихожанин храма, принял священнический сан. Мужу стало проще говорить с ним о вере.

Какие вообще голландцы? Как живут среднестатистические семьи?

В Голландии живет довольно много разных национальностей, сейчас много мусульман. Но что касается именно голландцев, на севере преимущественно католики, на юге – протестанты. У протестантов очень сильные общины: у них много организованных занятий с детьми и подростками, и катехизация, и подготовка к браку.

Их дети ходят в отдельные протестантские школы, где строго следят за внешним видом — девочки в юбках, без косметики, одежда классическая без дырок и надписей. Семьи большие, разводов мало, они очень борются за семью. Кстати, моя дочь старшая ходит именно в такую школу.

Молодые женятся рано, примерно в 20 лет, так как жить вместе им не позволяется. Конечно, многие живут без телевизоров, занимаются музыкой, читают много книг. Христиане протестанты очень выделяются из общей толпы людей — это аккуратно одетые люди, вежливые, образованные и открытые. Хотя неверующее общество и смеется над ними, но так как общины большие, то это дает им поддержку.

Как обстоят дела с православными церквями и православной верой? Есть ли среди голландцев православные?

К сожалению, большинство голландцев даже слова «православные» не знают, хотя у нас на приходе есть голландцы, мы живем в Роттердаме. Видео про историю нашего храма можно посмотреть . А вот в Амстердаме существует большая голландская община при православном храме. Есть даже летний лагерь, который был основан митрополитом Антонием Сурожским. Именно интеллигентные голландцы изучают русский язык и переводят святых отцов.

Трудно ли быть православным в европейской стране? С какими трудностями сталкивается твоя семья?

Мне не хватает, конечно, возможности иметь в шаговой доступности храм. На вечерние службы попадаю редко, так как в субботу я работаю, и время службы приходится на загруженное движение транспорта и поездка на вечернюю занимает 4-5 часов. Мы живем в 18 км от храма, это считается близко, но это тоже расстояние. Литургии у нас начинаются в 10.30, так как многим нужно ехать 1,5-2 часа до храма. У нас тесный приход, люди знают друг друга, после службы всегда чаепитие и общение.

Быть православным в Голландии, наверное, не так уж и сложно, люди начинают ценить свои корни больше и это часто приводит их к вере. Единственное, что детям сложнее объяснить, кто такие православные. Голландцы не знают, кто такие православные, и часто говорят, что мы католики)) И детям нужно очень доходчиво и регулярно объяснять, что значит, что наша семья православная. Помогают поездки в Украину к родным и общение на нашем приходе в воскресной школе.

Жизнь в среде протестантов тоже накладывает свой отпечаток?

Я считаю, что нам есть, чему поучиться у голландцев протестантов – а именно живой вере и воспитанию детей. В Голландии есть, конечно, разные примеры, как везде, но, тем не менее, дети, выросшие в семье протестантов, несут веру в свои новые семьи, они женятся часто тоже на верующих, и все соблазны мира им не так страшны. Есть даже фирмы, которые себя позиционируют как верующие, и они на собеседованиях спрашивают об этом, подбирая верующих коллег. И школы, где вера играет большую роль, тоже сильно отличаются – например, там нет мусульман.

В семьях протестантов читают псалмы и изучают Библию. Мы дома после ужина тоже всей семьей читаем Евангелие – это была традиция в семье мужа, и мы ее переняли. Но читаем с православным толкованием.

Я знаю, что ты очень много занимаешься с детьми, они учат русский язык, а сама ты читаешь много книг на русском, в том числе православных. Поделись, как ты заказываешь книги за границу?

Мои дети ходили в русскую школу, но в какой-то момент я решила, что сама могу заниматься лучше, чувствуя детей и их индивидуальность и, конечно, изучая нашу веру.

Книги я заказываю регулярно, у нас дома большая библиотека святых отцов и много книг для детей. Заказываю книги на Лабиринте, иногда напрямую пишу в издательства свои заказы — сейчас это делать совсем не сложно.

Какие твои любимые православные книги?

Мои любимые книги — это творения Паисия Святогорца, я начинала свой путь с них и часто к ним возвращаюсь, Антония Сурожского, Николая Сербского, Н. Пестова, Даниила Сысоева. А вообще я люблю, конечно, всех святых отцов и читаю в основном их или детские книги, которые мы читаем с детьми.

Искренне считаю, что книги – наше сокровище, счастье, что мы можем их читать. Например, моему мужу сложнее, приходится собирать все по крупицам, так как на голландском языке книг очень мало.

Что бы ты пожелала нашим читателям?

Хочется всем пожелать постоянного изучения Слова Божьего и усердия в этом деле, это наполняет нас и помогает выбрать правильный курс в жизненном плавании. Мы должны быть, как пчелы — собирать нектар с цветов, а не как мухи, которые везде ищут непотребства. Ведь мы живем сейчас в эпоху глобализации, когда все одинаково одеты, все едят почти одно и тоже, а интернет открыл вообще все границы, нужно быть внимательнее к тому, что мы берем от мира.

Вопросы задавала: Ирина Собыленская, @orthobooks

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *