Религия в Кабардино Балкарии

Более половины населения КБР исповедует ислам.

Дело в том, что до сих пор вопрос об истоках проникновения ислама в Балкарию остается малоисследованным. В российской историографии удивительным образом оказываются живучими и фактически не пересматриваются версии, выработанные еще в советский период, согласно которым Ислам проникает в балкаро-карачаевскую среду очень поздно (чуть ли не в конце 18 века) и сам этот процесс носит скорее негативный для национальной культуры характер, нежели позитивный. По версии этнографов — исламизация социальной верхушки балкарцев началась еще до 17 в., со второй половины 18 в. в Балкарии появляются исламские проповедники, в основном из Дагестана. Однако еще в 19 в. верования балкарцев представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. https://дженерики.рф покупаем дженерики цена.

Доисламские пережитки действительно можно обнаружить в народной культуре балкарцев, но вряд ли их больше, чем у татар, турок и даже арабов, в ранней исламизации которых никто не сомневается. В 18 веке, действительно, происходит укрепление позиций Ислама в Карачае и Балкарии. Наплыв мюридов и проповедников из Дагестана, непосредственно был связан с формированием сопротивления горских народов российской экспансии, прежде всего с формой газавата — священной войны, в которой это сопротивление осуществлялось. Однако усиление позиций Ислама и изменение его политической роли — это вовсе не начальное проникновение Ислама в карачаево-балкарскую среду. Но нельзя же предположить, что целый народ ни с того ни с сего вдруг примет непонятную, новую веру. Между этими точками отсчета лежат целые века постепенного приобщения карачаево-балкарского народа к мусульманской религии и исламской цивилизации.

На данный момент граница исторического начала отодвигается все дальше вглубь в 15, в 13, в 10, наконец, даже в 8 — 9 века. Как только в «Истории хазар» напомнили о том, что в 737 году стодвадцатитысячное войско арабов во главе с Мерваном вторглось в земли обитания болгар, савир, аланов и хазар (Хазарский Каганат), в кругах народной интеллигенции получили развитие дискуссии и размышления о том, как это коснулось религиозной ориентации предков карачаево-балкарцев. Не были ли они одними из первых европейцев, получивших послание Аллаха из первоисточника — Арабского халифата. Еще более благодатную почву для размышлений о продвижении Ислама в 8 веке на Кавказ дали новейшие разработки грузинских и абхазских историков, обративших внимание на соперничество Византии и Арабского халифата в борьбе за Восточное Причерноморье, выявивших значение Анакопийской битвы (736г.). Было очевидно, что при том религиозном рвении, какой был присущ эпохе раннего средневековья, любая война шла под знаменем борьбы за торжество той или иной веры, из чего следует, что если арабы побывали в тех местах, где жили в 8 веке предки современных горцев, то и заветы Пророка дошли сюда тогда же.

Несомненно одно — единственным путем проникновения исламских миссионеров на территорию нынешней Балкарии был восточный, со стороны Дагестана, куда Ислам пришел еще в 7 веке. Далее историческая наука уже имеет дело с реалиями 14 века — с мавзолеем в окрестностях Усть-Джегуты, который, по всей видимости, был частью большого ансамбля мусульманского кладбища.

Также существует множество легенд о принятии ислама в кабардино-балкарии. Одна из них, согласно которой, карачаевцы, после разгрома Аланского царства Тамерланом и образования государства Карачай, не придерживались единой религии. Также как в Алании у них были распространены культы разных религий. И когда к ним пришли мусульманские проповедники, и рассказали об Исламе, старейшины собрались на Терё — Высший Совет и решили: Эта религия знакома нам, ни в чем не противоречит нашей горской этике — адеб, горской чести — намыс и нашим национальным традициям. Она призывает к поклонению Единому Богу, и мы считаем доводы этой религии о единобожии истиной и объявляем, что всенародно принимаем Ислам добровольно, без всякого принуждения.

Следует отметить, что сохранить религиозные убеждения в тяжкий период депортаций карачаево-балкарского народа, было очень сложно. Пройти дорогу ада и выжить во время насильственного выселения, продолжавшегося с 1943 до 1957 г. г., помогла народу его вера. На свою родину карачаевцы и балкарцы вернулись с мусульманской верой, не только не разрушенной, но возродившейся и окрепшей в тяжелые годы изгнания.

Страницы: 1 2

Фёдор Годунов – правитель
Правление Фёдора Годунова считается самым коротким в истории России – оно продолжалось всего 49 дней. Достигнув венца сомнительным путём, Борис Годунов был всё же царём законным, поэтому сын его – Фёдор унаследовал право на престол тоже законно. Борис Годунов сразу после своего избрания царём позаботился о продолжении своей династии. О …

Социальные противоречия в первой четверти XVIII в.
Вся тяжесть петровских преобразований легла, на плечи трудового населения. Это вызвало ряд мощных народных волнений. В 1705-1706 гг. восстали стрельцы, работные и посадские люди, беглые крестьяне в Астрахани, которые бoлee семи месяцев удерживали город. На подавление восстания Петр направил своего лучшего полководца фельдмаршала Б. П. Ш …

Источники и всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне
Победа советского народа в Великой Отечественной войне спасла народы страны и все человечество от угрозы фашистского порабощения. Советско-германский фронт был главным фронтом второй мировой войны. Происходившее на нём сражения притягивали к себе крупные силы фашистской Германии и её союзников – здесь воевало более 70% сухопутных сил аг …

Религия

Деятельность религиозных организаций, а также взаимодействие с ними органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», республиканскими целевыми программами «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2013-2015 годы и «Профилактика терроризма и экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011 – 2015 годы.

Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и религиозных организаций по вопросам духовно-нравственного воспитания населения, поддержания межконфессионального согласия и диалога, осуществляется в рамках республиканской целевой программы «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2011-2012 годы и ведется по двум направлениям:

разработка и реализация комплекса мер, направленных на распространение идей духовного единства и патриотизма, повышение культуры межконфессионального общения;

укрепление межконфессионального согласия, взаимодействие с религиозными организациями, вовлечение их в миротворческие процессы, воспитание толерантности.

На 1 января 2013 года в Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировано 176 религиозных организаций, в том числе 125 мусульманских, 21 православная, 1 иудейская, 3 римско-католических, 26 протестантских. В республике функционируют 147 мечетей, 20 православных церквей, 1 монастырь, 4 храма-часовни, 1 синагога, 27 протестантских и 3 римско-католических молельных домов. Религиозную службу и обряды в них проводят 137 мусульманских, 23 православных, 2 римско-католических, около 30 протестантских служителей, 1 раввин. Религиозную картину в республике в основном определяют мусульманство и православие. Общины данных конфессий составляют более 80-ти процентов от общего количества религиозных объединений, а число последователей – 90 процентов от общего числа верующих.

Конфессиональное пространство в республике в целом носит конструктивный характер: религиозные организации действуют в рамках заявленных уставных целей и задач, в соответствии с действующим законодательством. На сегодняшний день в Кабардино-Балкарской Республике не имеется межконфессиональных конфликтов и противоречий. Отношения между традиционными конфессиями строятся в режиме диалога и сотрудничества в духовно-нравственном и патриотическом воспитании населения.

В 2012 году в рамках реализации мер, направленных на укрепление межконфессионального согласия и взаимодействие с религиозными организациями, Министерством в данном направлении реализовано более 100 мероприятий с общим охватом около 14 000 человек.

В целях возрождения народных славянских традиций, а также популяризации культурных ценностей народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, совместно с благочинием православных церквей КБР 13 февраля 2012 года в Государственном концертном зале г.Нальчика проведено празднование Широкой Масленицы. В концертной программе приняли участие отдел культуры Пятигорской и Черкесской Епархии Русской православной церкви, национальные культурные центры КБР, учащиеся общеобразовательных учреждений и школ-интернатов республики.

Совместно с администрацией Чегемского муниципального района КБР с 26 по 30 ноября в с. Нартан реализован республиканский проект «Куначество», направленный на профилактику межнациональных конфликтов и возрождение механизмов установления и поддержания добрососедства в Кабардино-Балкарской Республике. В проекте приняли участие 12 семей, представляющих Чегемский, Майский, Черекский, Урванский, Терский, Зольский и Лескенский муниципальные районы, а также городской округ Прохладный. Ранее, в апреле 2012 года в рамках данного проекта организован и проведен «Лагерь кунаков». В течение четырех дней будущие кунаки из Чеченской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Ингушетия, РСО-Алания и Кабардино-Балкарской Республики, проживая в санатории «Маяк» г.Нальчика, знакомились друг с другом. С 16 по 20 июля 2012 года реализован межрегиональный этап молодежного проекта «Куначество», в течение которого ребята — участники проекта проживали в семьях друг друга, знакомились с традициями, бытом, культурными ценностями соседних народов. Цель проведения данного мероприятия — профилактика межнациональных конфликтов среди молодежи Северного Кавказа.

В июне 2012 года совместно с Духовным управлением мусульман КБР организован и проведен межнациональный лагерь «Согласие» под девизом «Межнациональный диалог – залог процветания наших народов!». В течение месяца в лагере проживали около 100 мальчиков и девочек в возрасте от 12-ти до 15-ти лет из разных городских округов и муниципальных районов республики, в том числе представители национальных культурных центров. Согласно специально разработанной программе для участников лагеря организованы и проведены семинары-тренинги по коммуникативности, толерантности, взаимодействию со СМИ, ведению переговоров, «круглые столы», встречи с общественными и религиозными деятелями, конкурсы, диспуты, спортивные соревнования, а также экскурсии по достопримечательностям Кабардино-Балкарии. Цель организации лагеря — обеспечение мира и согласия в обществе, установление диалога и взаимопонимания между различными культурами и народами, а также укрепление и развитие межнациональных отношений между народами, проживающими в Кабардино-Балкарской Республике.

В рамках реализации республиканской целевой программы «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2011-2012 годы проведён конкурс социально значимых проектов среди республиканских социально ориентированных некоммерческих организации, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, направленный на профилактику асоциальных проявлений в молодежной среде Кабардино-Балкарской Республики. По итогам конкурса субсидия в размере 5 200 тыс. рублей предоставлена ДУМ КБР на реализацию проекта «Духовно-нравственное оздоровление молодежи» в Кабардино-Балкарской Республике. В рамках проекта 10 октября 2012 года Духовным управлением мусульман КБР проведен Международный научно-практический семинар «Московская Богословская Декларация как инструмент преодоления крайних позиций в среде мусульманской молодежи». В семинаре приняли участие преподаватели и студенты светских и исламских учебных заведений Кабардино-Балкарской Республики, имамы, государственные и муниципальные служащие, работающие в сфере государственно-конфессиональных отношений, представители общественных организаций, а также духовных управлений мусульман субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Организовано и проведена международная богословская конференция «Мусульмане и национальная культура в светском обществе» с участием ученых-исламоведов из Турецкой Республики, Азербайджанской Республики, руководителей духовных управлений мусульман Северо-Кавказского федерального округа, представителей светских и исламских высших учебных заведений, общественных организаций и духовенства республики (15.11.2012г., г.Нальчик).

Духовным управления мусульман КБР с августа 2012 года с целью проведения разъяснительных бесед осуществлено 30 посещений мечетей в муниципальных образований республики. Также с учащимися общеобразовательных учреждений проведены 32 встречи просветительского характера, посвященные проблемам профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде. Выпущено 6 наименований религиозных информационно-просветительских брошюр тиражом по 700 экземпляров каждая.

С целью оказания содействия жителям республики в совершении хаджа в 2012 году распоряжением Главы КБР А.Б. Канокова от 25 июля 2012 г. № 68-РГ образован организационный комитет по оказанию содействия паломникам. В его состав традиционно вошли руководители органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители законодательной власти республики, председатель Духовного управления мусульман КБР. В августе-сентябре 2012 года проведено 2 заседания организационного комитета, по итогом которых оказана помощь в отправке 452 паломников из КБР в хадж.

В течение 2012 года в Кабардино-Балкарской Республике конфликтов на межрелигиозной почве не наблюдалось. Религиозная ситуация сохраняла относительную стабильность, однако, несмотря на предпринятые меры, конфликт внутри мусульманской общины, между верующими старшего и молодого поколения все еще существует в латентной форме.

В рамках противодействия распространению радикализма и в целях снижения уровня террористической угрозы религиозными организациями, представляющими основные конфессии, значительно усилена работа просветительского характера среди населения республики.

В течение года для проведения разъяснительных бесед Духовным управлением мусульман КБР было организовано около 200 выездов в общеобразовательные учреждения республики, около 20-ти посещений колоний общего режима, проведено более 60-ти встреч с верующими и пятничных проповедей в мечетях населенных пунктов республики.

Благочинием православных церквей КБР продолжена деятельность по поддержке наименее защищенных слоев общества, профилактике проявления негативных зависимостей и радикальных настроений, ведется работа по реабилитации наркозависимых, а также поддержке лиц, находящихся в местах лишения свободы, привитию им трудовых навыков, восстановлению утраченных социальных связей. Адресная помощь остро нуждающимся категориям граждан, поддержка воспитанников детских домов-интернатов и реабилитационных центров, оказанная благочинием православных церквей КБР, также способствовала поддержанию в обществе межнационального и межконфессионального согласия.

Продолжена деятельность еврейской общины республики. В отчетном периоде следует обозначить ряд значимых событий: завершена реконструкция единственной действующей в г. Нальчике синагоги, на территории которой для совершения ритуальных обрядов построена миква; в марте, мае и сентябре 2012 года проведены торжественные обряды внесения трех новых Свитков Торы. Позитивным явлением в жизни верующих иудеев стало избрание в январе 2012 года Главным раввином Северо-Кавказского федерального округа раввина горско-еврейской общины города Нальчика Л.М. Шабаева.

Особой активизации деятельности со стороны римско-католических и протестантских религиозных организаций в отчетном году не наблюдалось.

С целью объединения усилий и конструктивного взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с религиозными объединениями, сотрудничества в вопросах соблюдения религиозного законодательства, обеспечения межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания, противодействия распространению асоциальных проявлений в обществе, в муниципальных районах и городских округах созданы и функционируют комиссии по взаимодействию с религиозными организациями при местных администрациях.

Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления, соблюдая принцип невмешательства, поддерживают с религиозными объединениями постоянные конструктивные отношения, сотрудничают с ними в вопросах соблюдения законодательства о свободе слова, свободе вероисповедания, обеспечения межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, использования их возможностей в духовном и нравственном воспитании населения, противодействия религиозному экстремизму, оказывают финансовую, материальную и иную помощь в строительстве и реставрации культовых зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлении налоговых и иных льгот.

Развитие государственно-конфессиональных отношений и религиозная политика в республике в целом предполагают дальнейшее совершенствование, в том числе в области просвещения. В развитии религиозного образования и просвещения последователей ислама большие надежды возлагаются на духовных лиц и теологов. В настоящее время в республике функционирует ряд учреждений религиозного профессионального образования.

Университет располагает кадровой базой, учебной программой, состоящей из 23-х религиозных и 12-ти светских дисциплин, отвечающей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В стенах университета получают образование также студенты из других республик Северного Кавказа.

15 марта 2011 года в городе Нальчике начато строительство Религиозно-образовательного центра, который будет включать Соборную мечеть, новый современный университетский комплекс со всей необходимой инфраструктурой, от общежития для студентов до конференц-залов и библиотек. Срок завершения строительства – 2013 год.

Во всех образовательных учреждениях республики на классных часах, факультативных курсах ведется работа по ознакомлению учащихся с историей мировых религий, совместно с религиозными организациями республики, проводятся культурно-просветительские и иные мероприятия, реализуются образовательные проекты, направленные на духовно-нравственное, гражданско-правовое и патриотическое воспитание учащихся. Факультативные занятия проводят преподаватели общественных дисциплин.

В то же время следует подчеркнуть, что государственно-конфессиональные отношения и в целом религиозная политика в республике нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Население недостаточно осведомлено об исторически сложившейся религиозной культуре народов, проживающих в республике, традициях бытования ислама у кабардинцев и балкарцев, о современном состоянии религий, даже при наличии информации по данной тематике в масс-медиа.

Конфессиональное пространство в республике в целом сложилось конструктивное, религиозные организации действуют в рамках заявленных уставных целей и задач, в соответствии с действующим законодательством. На сегодняшний день в Кабардино-Балкарской Республике не имеется межконфессиональных конфликтов и противоречий. Отношения между традиционными конфессиями строятся в режиме диалога и сотрудничества в духовно-нравственном и патриотическом воспитании населения.

Реализация государственных мер положительно сказывается на оздоровлении и стабилизации религиозной обстановки, создании и поддержании благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития государственно-конфессиональных отношений в республике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *