Религии в России

В современном мире на нашей планете существует огромное количество различных вероисповеданий. Основными мировыми религиями считаются христианство, ислам и буддизм. Однако есть и отдельные фракции людей, которые отделились от господствующей религии и образовывают под руководством лидера самостоятельные организации. Такие течения вероисповедания называются сектами, а их члены – сектанты.
Чем опасны секты?
В редких случаях сектанты – это обычные люди, которые находятся в поиске истинного духовного пути к Богу и из-за большого количества религий заблудились в религиозных учениях. Как правило, такие люди не представляют опасности для окружающего общества. К сожалению, часто деятельность той или иной секты носит опасный характер для других людей. В основном лидерами таких сект становятся сильные харизматичные люди, специально обученные гипнозу, способности управлять сознанием масс, психологии и многому другому. От действий таких лидеров зависит психическое здоровье, финансовое благополучие и жизнь многих прихожан сект.
К опасным сектам можно отнести такие религиозные течения:

Белое братство.
Основана эта секта была в начале 1990-х годах супругами Юрием Кривоноговым и Мариной Цвигун, и была распространена в Украине, России, Белоруссии. Её опасность заключалась в том, что прихожанам запрещалось употреблять в пищу мясные блюда, яйца и грибы, также под запретом были все домашние электрические приборы, учёба, работа, участие в общественной жизни, вступление в брак, рождение детей. Среди адептов практиковались самоубийства, убийства и массовые убийства.
Поскольку Кривоногов умел пользоваться гипнозом и психологическими воздействиями на людей, прихожане секты на себе испытывали всю деятельность своего лидера. Поэтому те люди, которые решают уйти из секты, на протяжении 2 последующих лет проходят курс по восстановлению психического здоровья. Также с помощью гипноза Кривоногов заставлял людей продавать своё имущество и приносить деньги в секту. Оставшиеся без денег люди уходили из семей и переезжали в поселения, которые им заранее построил Кривоногов. Сами же лидеры секты шиковали на деньги прихожан. За такую деятельность все руководители секты получили тюремное заключение и сект приостановила свою деятельность в середине 1990-х годов.
По некоторым сведениям, Марина Цвигун возобновила деятельность секты в 2013 году.

Свидетели Иеговы.
Первые Свидетели Иеговы появились ещё в 19 столетии в Америке, и за это время успели распространиться на территории многих стран. В настоящее время численность этой религии составляет приблизительно от 8 до 9 миллионов человек.
На территории России деятельность Свидетелей Иеговы запрещена, и они считаются экстремистской организацией. Многие люди считают их опасной сектой по нескольким причинам:
— Всем Свидетелям Иеговы запрещается переливать кровь, даже в экстренных случаях.
— Все члены организации не отмечают христианские и общественные праздники и сопутствующие с ними традиции и обычаи. Многие люди такие действия часто расценивают как неуважение к традициям страны, несоблюдение традиций и обычаев, а также неуважение к христианам, которые чтят и празднуют христианские праздники.
— Практически вся используемая литература Свидетелей Иеговы напечатана в Америке, так как именно там находится главный религиозный центр организации. Есть несколько религиозных центров в разных странах, но в книгах и брошюрах они пишут только ту информацию, которую им передаст Америка. По тому же принципу происходит проповедническая деятельность адептов: они рассказывают только то, что указано в их литературе, своего мнения высказывать нельзя, так же как и читать литературу других религий. Поэтому многие люди считают Свидетелей Иеговы американской сектой, подрывающей культуру и единство славянского народа.
— Среди членов секты приветствуется отказ от занимаемых высокооплачиваемых должностей, карьерного роста, учёбы в Вузах, вступления в брак с последующим деторождением в пользу проповеднической деятельности.
— В некоторых случаях Свидетели Иеговы нарушают законы той страны, в которой живут. Например, лидеры организации заставляют адептов отказаться от избирательного права и не участвовать в президентских выборах страны, в политической и военной сферах жизни общества.
— Большая часть руководства организации шикарно живёт за счёт тех денег, которые в секту приносят адепты.
— Любой Свидетель Иеговы может при желании выйти из секты. В этом случае руководители организации заставляют оставшихся адептов полностью прекратить любое общение с теми, кто ушёл из секты, даже если в этом числе были их родственники. Лидеры думают, что такие действия заставят вернуться назад в секту тех, кто ушёл. В реальности это становится причиной враждебности в семьях, часть из которых со временем распадается.

Неопятидесятники.
Организация была создана в 1970-х годах в Америке и постепенно разрасталась. В настоящее время в России число адептов этой секты может достигать 300 тысяч. Часто руководство арендует концертные залы или стадионы для проведения собраний, которые напоминают постановочное шоу.
Основным религиозным учением секты является концепция о том, что отличительной чертой настоящего христианина должно быть здоровье, счастье и богатство. Поэтому все желающие стать адептами секты должны делать материальные пожертвования в секту. Чем больше денег приносит человек, тем быстрее он станет богатым и истинно верующим человеком. Лидеры секты тонко и очень искусно воздействуют на психику прихожан, поэтому крайне нуждающиеся люди начинают ощущать себя богатыми, а больные под воздействием иллюзий становятся здоровыми.
Наглядным примером служит некогда существовавшая секта «Храм народов», основанная в 1955 году Джимом Джонсом в Америке. Поскольку он испытывал неприязнь к американскому народу, вместе со своими последователями Джонс переехал жить в джунгли Гайаны. Со временем он смог создать подобие тоталитарной страны, которая правила небольшим поселением адептов, беспрекословно подчиняющихся его воле.
Испытывая симпатии к Советскому Союзу, Джонс обращается к советским властям с просьбой помочь ему и адептам его секты иммигрировать в СССР, на что получает положительный ответ. Однако они не смогли переехать в СССР, так как в 1978 году по приказу Джонса более 900 адептов секты покончили жизнь самоубийством. Эта трагедия стала концом существования «Храма народов». Джима Джонса осудили, но в 2002 году он досрочно выходит на свободу.
Саентологические церкви.
Данное течение религии было создано в 1952 году Роном Хаббардом, а в России она начала действовать с 1994 года. Основным учением саентологии считается то, что все проблемы человека начинаются в его прошлом. Они уверены в том, что после смерти человека его душа воплощается в новое тело, а грехи остаются прежние и на протяжении последующих жизней мучают человека.
Для того, чтобы избавиться от грехов, будущему саентологу необходимо пройти тест, во время которого он рассказывает о своих недостатках и совершённых грехах. Полученную информацию саентологи могут использовать в качестве компромата для того, чтобы человек как можно дольше находился в секте. После этого теста человек подвергается нескольким этапам психологического прессинга, ломающие его волю и психику. На одном из таких этапов лидеры секты заставляют адептов приносить в секту огромные денежные суммы. По данным 2015 года Саентологический центр только в одном Санкт-Петербурге имели общий доход 4,5 миллиона в неделю при условии, что эта организация считается официально запрещённой в России.

Секта бога Кузи.
Данную организацию основал Андрей Попов, который считал себя богом. Главные религиозные учения строились на убийстве родственников, считающихся «демонами», поощрялся обман окружающих для того, чтобы отнять имущество и деньги, а также разрушался институт семьи.
Многочисленные призывы к убийствам, мошенничество, воровство, запугивание, психологическое воздействие – это только малая часть деятельности данной секты. Поэтому с 2014 года в течение нескольких лет шли судебные разбирательства по делу Андрея Попова. Летом 2018 года он был приговорён к нескольким годам тюремного заключения.
К сожалению, в современном мире таких сект и организаций появляется всё больше и больше. И каждый человек может стать жертвой их деятельности. Самое главное вовремя увидеть и понять сферу деятельности адептов и не попасть под их влияние, ведь от этого часто зависит не только материальное состояние человека, его здоровье, но и сама жизнь человека.
Кто может оказаться членом секты?
Каждый человек может попасть в секту. Чаще всего это люди, проживающие трудный период своей жизни: смерть близкого человека, развод, банкротство, неприятности на работе и многое другое. Реже в секту люди вступают «из любопытства» и по причине некоторых отклонений в психике.
Что необходимо предпринять, если близкий человек попал в секту?
Если близкий человек попал под влияние какой-либо секты, то нельзя его критиковать, ругать или отговаривать. Об этом сектанта-новичка будут предупреждать его новые наставники. Такими действиями вы оттолкнёте его от себя, испортите с ним отношения и подтвердите правильность его выбора. Необходимо всегда сохранять доверительные отношения. Если вы видите, что не справляетесь, то за помощью желательно обратится к специалисту-психологу.
После выхода человек из секты, ему понадобится не только помощь и поддержка близких ему людей, но и помощь психолог или психиатра.

В нашей стране действует много религиозных течений. Свобода совести и вероисповедания, а также право на индивидуальное или коллективное исповедование любой не агрессивной религии на публичное распространение её убеждений и действия гарантированы Конституцией Российской Федерации. Религия в России представлена основными мировыми конфессиями и их идеологическими ответвлениями. Главной из них является христианство, его исповедует самая большая часть верующих. Многие граждане, особенно восточных и южных регионов страны, предпочитают ислам. В Хакассии, Бурятии и некоторых районах Алтая население склоняется к буддизму. В еврейских диаспорах по всей территории страны преобладает иудаизм.

Господствующим направлением в русском христианстве ещё со времён крещения Руси Великим князем Владимиром Красным Солнышком стало православие, заимствованное у Древней Византии. И только в западных областях РФ, примыкающих к Белоруссии и Прибалтике, исповедуется католическое христианство и протестантизм.

Так сколько же религий в нашем государстве, и каково число их приверженцев? По данным РАН от 2013 года:

  • православное христианство в России исповедует 79 процентов жителей страны;
  • духовное христианство, не имеющее отношения к религии, представлено 9 процентами;
  • мусульмане составляют 4 процента;
  • к иным верам принадлежат около 1 процента;
  • атеистами считают себя примерно 7 процентов российских людей.

Так образом, общее число верующих в нашей стране, если не считать атеистов, приближается к 93%. Рассмотрим особенности каждого вероисповедания в России по отдельности. Все они имеют определённые исторические и национальные предпосылки и являются духовной основой объединения народов страны в одно государство.

На территории нашей страны проживает более 160 народов,

1) Русские — крупнейший народ (80% населения страны),

2) Татары (5,5 млн. человек)

3) Украинцы (около 3 млн. человек)

4) Башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, численность которых превышает 1 млн. человек.

География распространения народов

Однородный состав населения с полным преобладанием русского населения характерен в России лишь для Центрального, Центрально-Чернозёмного и Северо-Западного районов, в то время как все остальные районы, особенно Северный Кавказ, имеют сложный национальный состав населения

Регионы в которых, Русские не являются самым многочисленным народом

  1. р. Чувашия (преобладает тюркский народ)

  2. р. Татарстан (преобладают Татары)

  3. р. Калмыкия (преобладаю Калмыки)

  4. р Карачаево — Черкессия (Черкесы)

  5. р Кабардино — Балкария (Кабардинцы)

  6. Чеченской республике (Чеченцы)

  7. р. Дагестан — самый многонациональный регион России

На территории Волго-Вятского района проживают русские, марийцы, чуваши и мордва

В Северном районе — русские, карелы, коми, ненцы и саамы

На Урале — русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки

В Поволжье — русские, татары, калмыки, казахи

В Западной Сибири — русские, алтайцы, ненцы, селькупы, ханты, манси, шорцы, казахи, немцы

Согласно Конституции РФ государственным языком на территории страны является русский. Он же является самым распространённым. Республики, входящие в состав России, вправе устанавливать свои государственные языки, помимо русского. Например, в Карачаево-Черкесской Республике государственными считаются русский, абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский языки.

Взгляды славянофилов сложились в идейных спорах, обострившихся после напечатания «Философского письма» Чаадаева. Славянофилы выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов, в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.

Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые Хомяков, Кириевский, Аксаков, Самарин. Видными славянофилами были Кошелев, Валуев, Чижов, Беляев, Гильфердинг, Ламанский, Черкасский. Близкими к славянофилам по общественно идейным позициям были писатели Даль, Островский, Григорьев, Тютчев, Языков. Большую дань взглядам славянофилов отдали историки и языковеды Буслаев, Бодянский, Григорович.

Средоточием славянофилов в 1840-х гг. была Москва, литературные салоны Елагиных, Свербеевых, Павловых, где славянофилы общались и вели споры с западниками. Произведения славянофилов подвергались цензурным притеснениям, некоторые из славянофилов состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Из-за цензурных препон славянофилы долгое время не имели постоянного печатного органа, печатались преимущественно в журнале «Москвитянин». После некоторого смягчения цензуры в конце 1850-х гг. они издавали журнал «Русская беседа», «Сельское благоустройство» и газеты «Молва» и «Парус».

По вопросу о пути исторического развития России славянофилы выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм западноевропейской политической жизни. В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. Славянофилы выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов.

Философские воззрения славянофилов разрабатывались главным образом Хомяковым, Киреевским, а позже Самариным и представляли собой своеобразное религиозно-философское учение. Истинная вера, пришедшая на Русь из восточной церкви, обуславливает, по мнению славянофилов, особую историческую миссию русского народа. Начало «соборности» (свободной общности), характеризующее жизнь восточной церкви, усматривалось славянофилами в русском обществе. Православие и традиция общинного уклада сформировали глубинные основы русской души.

Идеализируя патриархальность и принципы традиционализма, славянофилы понимали народ в духе консервативного романтизма. В то же время славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка.
Идеи славянофилов своеобразно преломились в религиозно-философских концепциях конца XIX-начала XX века (Соловьев, Бердяев, Булгаков, Карсавин, Флоренский и др.).

Западники — направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х годов XIX века, противостоящие славянофилам. Первоначальной организационной базой западников являлись Московские литературные салоны. Идейные споры в московских салонах изображены Герценом в «Былом и думах». В московский кружок западников входили Герцен, Грановский, Огарев, Боткин, Кетчер, Корш, Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел живший в Петербурге Белинский, к западникам относился также Тургенев.

К общим чертам идеологии западников относятся неприятие феодально-крепостнических порядков в экономике, политике и культуре; требование социально-экономических реформ по западному образцу. Представители западников считали возможным установить буржуазно-демократический строй мирным путем – посредством просвещения и пропаганды сформировать общественное мнение и вынудить монархию на буржуазные реформы; они высоко оценивали преобразования Петра I.

Западники выступали за преодоление социальной и экономической отсталости России не на базе развития самобытных элементов культуры (как предлагали славянофилы), а за счет опыта ушедшей вперед Европы. Они акцентировали внимание не на различиях России и Запада, а на общем в их исторической и культурной судьбе.

В середине 1840-х гг. в среде западников произошел принципиальный раскол – после диспута Герцена с Грановским западники разделилось на либеральное (Анненков, Грановский, Кавелин и др.) и революционно-демократическое крыло (Герцен, Огарев, Белинский). Разногласия касались отношения к религии (Грановский и Корш отстаивали догмат о бессмертии души, демократы и Боткин выступали с позиций атеизма и материализма) и вопроса о методах реформ и пореформенного развития России (демократы выдвигали идеи революционной борьбы и построения социализма). Эти разногласия были перенесены и в сферу эстетики и философии.

На философские изыскания западников оказали влияние: на ранних этапах – Шиллер, Гегель, Шеллинг; позже Фейербах, Конт и Сен-Симон.

В пореформенное время, в условиях капиталистического развития западничество как особое направление в общественной мысли перестало существовать.

Взгляды западников получили развитие в русской либеральной мысли конца XIX-начала XX века.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Католицизм

Термин «католичество», что в переводе с греческого означает «всеобщий», впервые ввёл святой Игнатий Антиохский, последователь Иоанна Богослова, в 110 году новой эры. Позднее его официально закрепил Никейский собор. Этот термин свидетельствовал о начале раскола между Византийской и Римской христианскими церквями, касавшегося в основном некоторых базовых церковных ритуалов.

Данное вероучение, так же, как и православие, ориентировано на Священное писание, Библию и на Катехизис, в котором изложены таинства Католической церкви. Их семь:

  • крещение, процедура которого описана в канонических евангелиях;
  • таинство брака;
  • конфирмация, или миропомазание;
  • евхаристия;
  • таинство исповеди;
  • освящение елеем;
  • таинство священства.

Кроме того, в католической вере учитываются доктринальные положения, отличающие её от других конфессий, образующих христианство:

  • Святой Дух у католиков происходит в равной степени от Отца и Сына, а не кого-то одного из них (это выражается термином «филиокве»);
  • Дева Мария зачала непорочно, только затем её беременность Христом обратилась в телесную форму;
  • Грешники, отступающие от учения Католической церкви, попадают в Чистилище;
  • Раскаявшиеся грешники получают индульгенцию, прощающую грехи;
  • Культ Пресвятой Девы Марии;
  • Возвышение святых, мучеников, блаженных с оказанием им почестей, равных Богу;
  • Утверждение владычества Римской церкви над всеми католическими церквями мира в качестве прямого преемника святого апостола Петра;
  • Строгая субординация всех отделений католической церкви (сравните: православная церковь автокефальна, то есть независима ни от какой другой церкви);
  • Непогрешимость Папы Римского во всех вопросах, касающихся веры в Бога и нравственности.
  • Святость брака. Он не может быть расторгнуть лишь по желаниям сторон, только с разрешения церкви.

Разница православной и католической церкви

Разница между православной и католической церковью касается и обрядов. Латинские обряды имеют свои и особенности:

  • к символу веры Бога в филиокве всегда добавляется также имя Сына;
  • в любом церковном приходе обязательно наличие священника;
  • крещение у католиков осуществляется не путём погружения в воду, как в православии, а окроплением головы водой;
  • миропомазание может проводить лишь епископ, простой священник имеет на это право только в случае приближения смерти исповедуемого;
  • при Евхаристии употребляется не квасной хлеб, как у православных, а пресный;
  • миряне причащаются при помощи Тела или Крови Христа, священников причащают только Телом и Кровью, то есть полноценным причастием;
  • крестное знамение у католиков производится слева направо и всеми пальцами руки, так как они символизируют именно пять Христовых ран при распятии на кресте.

Протестантизм

Протестантизм – одно из направлений христианства, такое же главное, как католичество и православие. Оно представляет собой религиозное объединение протестантских церквей, идеологически берущих начало с эпохи Реформации и выступающих против классического католицизма в Европе, делая его то более либеральным, то более консервативным.

Протестантское богословие было сформировано XVI-XVII в.в. Основными идеологами протестантского учения в эпоху Реформации были Жан Кальвин, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Ульрих Цвингли. Позднее его развивали Гарнак А., Шлейермахер Ф., Трельч Э. и другие. Новое течение в протестантской теологии знаменует богословие Дитриха Бонхеффера.

Основа протестантизма – те же самые верования в Бога, в его триединство, рай и ад, бессмертие человеческой души, что и у христиан. Но в отличие от католиков протестанты отвергают образ Чистилища, полагая, что только вера в Христа– смерть его на кресте и последующее воскресение из мёртвых – может дать окончательное прощение грешникам.

Протестанты считают, что единственный источник учения христиан – Библия. Изучение её канонов и применение их на собственной практике и есть самая важная задача истинно верующих. При этом миссионеры протестантизма стараются сделать Библию доступной всем верующим, переводя её на все их национальные языки. Эта книга, являющаяся по сути историей мытарств еврейского народа, для протестантов стала непререкаем авторитетом. С её помощью оцениваются все другие религиозные учения, поступки и мнения. Всё то, что не находит подтверждения в Библии, не подлежит исполнению верующих.

Таким образом, для протестантов авторитетными являются три принципа:

  • Непререкаемость Священного писания.
  • Священство для всех без исключения верующих.
  • Спасение с помощью личной веры.

К вере, учению о спасении, церкви и таинствам протестантское богословие в его классическом виде относится очень строго. Менее существенной для протестантов становится внешняя, обрядовая, сторона церковного быта. Отсюда широкое разнообразие формальностей при одновременном соблюдении основных постулатов учения.

Учения в протестантстве

Время сформировало в протестантстве множество собственных учений. Некоторые из них стали выходить за рамки классических доктрин. Например, убеждение адептов некоторых учений в обладании ими пророческого дара. Так была сформирована секта Адвентистов седьмого дня и некоторые другие течения, основанные на откровениях и видениях их основателей.

Из всех таинств, которых придерживаются протестанты, всеми учениями поддерживаются только два – причащение и таинство крещения. Все прочие считаются условными. При этом крещение может производиться в любом возрасте в то время, как для совершения причастия кандидат должен пройти конфирмацию – специальный подготовительный ритуал.

Исповедь и брак, а также другие подобные таинства у протестантов относятся просто к традиционным обрядам. Также они приветствуют молитвы в честь умерших, святых, хотя относятся к ним с почтением. Не поклоняются мощам умерших, считая этот обряд не соответствующим Священному Писанию и напоминающим обычное идолопоклонство.

В молитвенных домах у поклонников этой веры нет никакого декора, обычного для большинства церквей. Молитвы могут совершаться в любых зданиях, совершенно неприспособленных для богослужения, ибо оно, по убеждению верующих, должно быть сосредоточено не на созерцании красивого интерьера, а на молитвах, исполнении псалмов, церковной проповеди и пении гимнов на языке паствы.

Духовное христианство

В духовное христианство входит несколько течений, появившихся в России на рубеже XVII и XVIII веков. Самые известные из них:

  • духоборцы;
  • молокане;
  • скопцы;
  • хлысты, или христововеры.

У всех этих, как они сами себя называли, людей Божьих в богослужениях отсутствовала всякая православная ортодоксальность. Это можно объяснить, скорее всего, просто бедностью паствы, происходившей из беглых крепостных крестьян. Именно поэтому их преследовали в России и в императорский, и в советский периоды.

Хлысты

Хлысты являются самым древним нетрадиционным течением в духовном православном христианстве Руси. По одной из версий, оно развилось из старообрядчества во время гонений на него со стороны официальной православной церкви при патриархе Никоне и государе Алексее Михайловиче. Позднее секта хлыстов раздробилась на несколько общин, которые совершенно не зависели друг от друга, поэтому их культ стал во многом различен.

Библия толкуется христововерами как аллегория, разрешающая верующему общаться с Богом, Сыном и Святым духом напрямую без посредников в виде православной церкви. По их убеждению, Бог воплощается в праведном человеке, и тогда он становится своеобразным образом Христа – хлестом, пророком или богородицей.

Религиозная традиция христововеров была очень аскетична. В основном она представляла собой так называемые радения – молитвенные ритуалы, доводящие верующих до экстаза и даже до помутнения сознания. Какое-то время хлысты ещё посещали православные церкви, потом образовали свои собственные общины, которые они называли «кораблями». После отмены Крепостного права эти корабли приобрели свои собственные символические названия, такие, например, как Старый или Новый Израиль и Постники.

Советская власть, не склонная к признанию религии вообще, преследовала и хлыстов. Число их общин значительно уменьшилось и примерно к середине 70-х годов минувшего века сведений о деятельности хлыстов в России уже не наблюдалось.

Скопцы

Являются радикальным крылом оппозиционного православного христианства. Этимологически оно восходит к хлыстам. Кондратий Селиванов, его основатель, объявил себя Божьим сыном и стал проповедовать физическое ослепление своей паствы (скопчество) в качестве единственного средства от мирского соблазна, ведущее к спасению души.

В отличие от христоверничества, затрагивавшего в основном крестьянскую среду, скопчество приобрело популярность у купечества, даже у дворян. Последнее обстоятельство давало их общинам значительные богатства. В период коллективизации это сыграло с ними злую шутку. Общины скопцов была разгромлены как кулаческие.

Молокане

Это одни из поздних ответвлений русского духовного христианства, по сути – классический протестантизм. Библия здесь выступает как основной закон поведения верующих. На своих молитвенных собраниях молокане занимались чтением текстов из Священного писания. У молокан не приветствуются никакие религиозные обряды, даже крещение водой. Они крестятся Святым Духом, то есть постоянной верой в Бога. Благочестие для них превыше всего точно так же, как для протестантов.

К концу XIX века молокане разделились на постоянных и «прыгунов». Последнее название отражает особенность молитвенного ритуала: они вздевают руки и прыгают во время экстаза. Из-за своей эксцентричности многие молокане было сосланы на Кавказ или эмигрировали в Америку.

В настоящее время молоканские центры действуют во всех крупных городах страны. В основном они представляют постоянных молокан, близких к протестантам, но русским.

Духобрцы

Русские духоборцы тоже близки к протестантизму. Они отвергают все атрибуты внешней религиозности, в молельных домах нет икон, отсутствует священство и почтение к таинствам. Они видят Бога во всех явлениях и предметах природы, превозносят личное общение с Богом. В Библии они не видят святую книгу и предпочитают духоборческие псалмы в оригинальном изложении. Большое количество духоборцев сейчас живет на Кавказе и в Канаде.

Ислам

По уверениям мусульманских богословов, ислам возник примерно в 662 г. Новой эры. Он вобрал в себя многое из догматики иудаизм и христианства, в том числе их мифологию. Это позволило исламу в довольно короткое время стать полноценной религией со своей Библией, которая здесь называется Кораном, а изречения Бога (Аллаха) – суннами.

Основные каноны ислама изложены в «Столпах Веры»:

  • Аллах – единственный творец всего существующего на свете, вера в него непреложна;
  • Многобожие – грех, страшнее которого нет;
  • Ангелы – ближайшие помощники Аллаха, вера в них должна быть так же крепка, как в самого Бога;
  • Все писания, которые ниспосланы на землю Аллахом, священны и принимаются слепо, на веру;
  • Пророки считаются посланниками Аллаха, их следует принимать с высшими почестями;
  • Судный день неизбежен, миру грозит вселенская катастрофа. Но он погибнет и снова воскреснет;
  • Ад и рай существуют;
  • Судьба человека предопределена. Всё происходит только по воле Аллаха.

К вероисповедальным столпам ислама, практикующимся в мусульманской традиции, относятся:

  • шахад – ритуалы для исповедания веры;
  • намаз – общение с Богом через молитву;
  • закят – вид налога с паствы для нужд бедных мусульман;
  • саум – соблюдение религиозного поста в девятый месяц исламского календаря (Рамадан);
  • джихад – борьба за чистоту веры.

Традиционная для русского народа религия — славянское язычество

А какая вера была у нас изначально? За что умирали наши предки, противостоя христианизации? Сегодня мы называем эту религию славянским язычеством. Как называли её раньше, не знает никто.

О самой религии мы тоже знаем мало. В основном это имена: Перун, Макошь и т.д.

Исторические документы почти не сохранились. Первые русские христиане старались уничтожить предшествующую религию, и если где-то упоминали что-либо о ней, то преимущественно бегло и в негативном контексте.

И всё же нам кое-что известно:

  1. Это была довольно зрелая и проработанная религиозная традиция.
  2. Приверженцы этой веры очень её любили и были готовы умирать за неё.
  3. Помимо высших богов предки верили ещё и в духов-хранителей лесов, рек, домов и т.д. Это сохранилось в виде леших, водяных, домовых. К слову, некоторые исследователи полагают, что значимость этих божеств была выше простых духов-хранителей, но снизилась со временем.
  4. Главным богом был Перун, похожий на греческого Зевса, скандинавского Тора и индийского Индру.
  5. Имелась сложная космология, например, представление о связи мира живых с миром мёртвых.
  6. Был культ предков.

Собственно, каждый тезис можно долго развивать. На эти и другие темы есть подробные научные работы. Мы же сегодня до сих пор наблюдаем эхо славянского язычества:

  1. Верба на Вербное воскресение — это отголосок языческого праздника Вербохлеста.
  2. Поминание усопших в первый понедельник после Пасхи — это след от ещё одной языческой даты.
  3. Параскева Пятница — это перекочевавшая в православную культуру славянская богиня.

Параскева Пятница — это славянская Богиня Макош, трансформировалась в христианскую святую

Первый патриарший период

Под таким названием в историю Русской церкви вошёл отрезок с 1589 по 1700 год. В этот период церковь укрепляет своё влияние, а патриарх, как её глава начинает играть все большую роль в политической жизни страны. В том числе, церковь добивается того, что с 1625 года на принадлежащие ей земли (которых было не мало) не распространяется юрисдикция государства. По сути, она становится государством в государстве.

На протяжении 17 века Русская церковь активно занимается миссионерской деятельностью в Сибири, Карелии и Казанском крае. Создаются новые типографии, развивается духовная литература. В середине века патриарх Никон проводит реформы, которые главным образом касаются исправления богослужебных книг. В результате реформ происходит раскол церкви и появляется старообрядчество. С 1666 года старообрядцы преследуются уголовно на государственном уровне. В итоге это вызовет довольно масштабные репрессии против противников церковной реформы Никона. Многие старообрядцы будут вынуждены переселиться на окраины страны или за границу. Так большая община староверов появилась на территории нынешней Латгалии (восточной части Латвии), которая тогда была в составе Речи Посполитой. В том числе, немалая староверская община проживает и в Даугавпилсе. Конфликт между православными и староверами полностью не исчерпан до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *