Религии в израиле

Что такое иудаизм?

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.

Проблема определения

Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.

Обрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме

Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.

При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название ‏יַהֲדוּת‏‎ («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).

В идиш используется понятие ‏ייִדישקײַט‏‎ («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.

ИСТОРИЯ ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ

ДО РАЗРУШЕНИЯ ПЕРВОГО ХРАМА

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским научным монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит своей задачей выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Северного (Израиль) и Южного (Иудея) царств. В книге также анализируются некоторые основополагающие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез, проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма, представления о потустороннем мире и загробной жизни. Приводится краткий очерк библейской историографии. Уделено внимание законодательным частям Пятикнижия. Рассматриваемые библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики древнего Израиля и Иудеи и соседних стран, релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-ханаанейскими, угаритскими материалами.

Книга рассчитана на всех интересующихся библейской историей и историей Древнего Востока в целом, библейской теологией, историей религии и мировой культуры.

Посвящается матери автора
Ольге Сергеевне Тантлевской

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ I
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ

ГЛАВА I

ЭПОХА ПАТРИАРХОВ

I. Авраам и Исаак

1. Аморейско-сутийская гипотеза происхождения протоевреев (протоизраильтян).
Аморейские и библейские генеалогии
Амореи-сутии и Авраам

2. Аморейский Адаму и библейский Адам.
I. Интерпретация рассказа книги Бытия о грехопадении в свете аморейско-сутийских и ханаанейских (финикийских) генеалогий
II. Проточеловек в книге Иезекиила, гл. 28, книге Иова 15:7-8, финикийской и месопотамской мифологиях. Проблема жизни, смерти и бессмертия

3. Переселение Авраама из Месопотамии в Ханаан

I.Хеврон и Цоан
II. Завет ГОСПОДА Бога с Авраамом

4. Происхождение религии YHWH ГОСПОДА (ЯХВИЗМА).
Авраам и Моисей Значение и произношение Тетраграмматона(Экскурс)

5. Иврим и хапиру

6. Жертвоприношение Авраама.
Ханаанейский культ человеческих жертвоприношений

II. Йаков-Израиль и его сыновья

ГЛАВА II

ИЗРАИЛЬ В ЕГИПТЕ

I. Иосиф в Египте

II. Гиксосы в Египте. YHWH ГОСПОДЬ и гиксосский Баал-Сетх
1. Деятельность гиксосов в Египте. Гиксосы и евреи в изображении античных авторов
2. Гиксосский Сутех (Сута)
3. Визирь Йосеф и фараон в Бытии 37, 39-50. Визирь ‘Апер-‘Эл и фараон Эхнатон
4. Монотеизм YHWH ГОСПОДА и религиозные представления о Баале-Сетхе

ГЛАВА III

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА. МОИСЕЙ

1. Угнетение Израиля в Египте.

Моисей, Рамсес II и Раамсес (Рамесес)

Четыреста лет египетского рабства и Стела четырехсотого года

3. Моисей и возрождение религии Яхвизма
I. Миссия Моисея. Золотой телец
II. Ба’ал
4. «Отпусти народ мой»
Религиозная ситуация в Египте в царствование Рамсеса II
Десять казней египетских (экскурс)
5. Исход евреев из Египта
Пасха (экскурс)
От Раамсеса (Рамесеса) до Синая
Синайское Откровение и Завет с Богом (экскурс)
I. Декалог
II. Синайский Завет с ГОСПОДОМ. Основное содержание Книги Завета
III. Скиния и Ковчег Завета. Установления кн. Исхода 34:10-28
Основные жертвоприношения в древнеизраильском культе (экскурс)

ГЛАВА IV

Не следует путать с одноимённой террористической группировкой.

Историческое государство

Израильское царство

ивр. ‏ממלכת ישראל‏‎

Различные интерпретации того, что Библия говорит о размерах Израильского царства времён Давида и Соломона

← →
→ XI век до н. э. — 932—928 годы до н. э.

Столица

Гива Саулова, Хеврон, Иерусалим

Язык(и)

древнееврейский

Официальный язык

Древнееврейский язык

Религия

иудаизм

Форма правления

монархия

Цари

Саул

Давид

Соломон

Медиафайлы на Викискладе

Израильское царство (ивр. ‏ממלכת ישראל‏‎) — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано пророком Самуилом и первым израильским царём Саулом. Основание царства датируется XI веком до н. э., возможно, около 1030 года до н. э. После смерти царя Соломона (около 930—920 годов до н. э.) распалось на северное Израильское и южное Иудейское царства.

Следует различать два израильских царства:

  • Израильское царство как единое израильское государство, возглавляемое вначале Саулом и, впоследствии, домом Давидовым (Давидом и, после него, Соломоном), в некоторых источниках — Израильско-Иудейское царство.
  • одноимённое государство, образованное десятью коленами Израилевыми, не признавшими власть Ровоама — сына Соломона, в современных источниках также именуется Северное Израильское царство.

Историчность существования Израильского царства как единой могущественной державы является предметом дискуссии.

Примечания

  1. 1 2 Иудейское царство // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Древний Восток, 2008, с. 234.
  3. История древнего Востока, 2004, с. 430.
  4. Израильское царство // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. Исторический очерк. Северное царство — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  6. А.С. Десницкий. История Древнего Израиля: принципы реконструкции (рус.) // Ориенталистика. — 2019. — Т. 2, вып. 2. — С. 418. — ISSN 2687-0738 2618-7043, 2687-0738. — doi:10.31696/2618-7043-2019-2-2-399-420.
  7. Wenham, 1994, pp. 296–97
  8. Barton & Bowden, 2004, p. 126. «The Merneptah Stele… is arguably the oldest evidence outside the Bible for the existence of Israel as early as the 13th century»
  9. 1 2 Did David and Solomon’s United Monarchy Exist?
  10. 1 2 Тайны библейских царей | National Geographic Россия (недоступная ссылка). Дата обращения 3 мая 2014. Архивировано 3 мая 2014 года.
  11. Израильские ученые: Описанные в Бибилии события не происходили — Юрий Медведев — Российская газета
  12. ОБНАРУЖЕН, ВОЗМОЖНО, ОДИН ИЗ ДВОРЦОВ ЦАРЯ ДАВИДА Архивная копия от 8 мая 2014 на Wayback Machine
  13. 1 2 A Great United Monarchy? Archaeological and Historical Perspectives | Israel Finkelstein — Academia.edu
  14. Finkelstein, Israel; Fantalkin, Alexander. Khirbet Qeiyafa: an unsensational archaeological and historical interpretation (англ.) // Tel Aviv : journal. — 2012. — May (vol. 39). — P. 38—63. — doi:10.1179/033443512×13226621280507.
  15. The Date of Abandonment and Territorial Affiliation of Khirbet Qeiyafa: An Update | Alexander Fantalkin and Israel Finkelstein — Academia.edu
  16. Philistine city of Gath a lot more powerful than thought, archaeologists suggest, Haaretz, Haaretz Daily Newspaper Ltd. (4 августа 2015). Дата обращения 12 июня 2018.

Литература

Ссылки

ГЛАВА III

БИБЛЕЙСКИЙ АНТРОПОГЕНЕЗ.

ДОБРОЕ И ЗЛОЕ НАЧАЛА В МИРЕ

1. Антропогенез в Священническом кодексе
2. Антропогенез в версии Яхвиста
3. Каин и Авель. Доброе и злое начала в мире

ГЛАВА IV
ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАКЛИЗМ КАК НАКАЗАНИЕ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗЛО. БИБЛЕЙСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАЯЗЫКЕ
1. Всемирный Потоп
2. Вавилонское столпотворение. Попытки обретения бессмертия

ГЛАВА V
БИБЛЕЙСКИЕ И ХАНААНЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕССМЕРТИИ ДУШИ, ПОТУСТОРОННЕМ МИРЕ И ЗАГРОБНОМ ВОЗДАЯНИИ
1. Библейские представления о Шеоле. Идея загробного воздаяния в книгах Последних Пророков и Писаниях
2. «Дух» и «душа» человека
3. Библейский монотеизм и полемика с культом предков. Библейские и ханаанейско-аморейские представления о душе в потустороннем мире
I. Библейский запрет на поклонение духам предков
II. «Деифицикация» духов предков
III. Этимология термина «Израиль» в свете борьбы монотеистов с ханаанейским культом духов предков
IV. Рефаимы
V. Идея о существовании загробной жизни и воздаяния в Пятикнижии?

Экскурс. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЛФАВИТНОГО ПИСЬМА. ДРЕВНЕЙШИЕ БИБЛЕЙСКИЕ РУКОПИСИ

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
КРАТКИЙ ОЧЕРК БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Пятикнижие. Документальная гипотеза

Концепция «девтерономической истории». Идея избранного народа
Исторические книги Библии
Экскурс. Сочинения еврейских эллинистических историков и мыслителей.
Греческие авторы о евреях

Избранные монографические исследования по истории древнего Израиля и Иудеи

ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Кодекс святости: Левит 17-26 (краткое содержание)

1. Пролог. Половые и брачные запреты
2. Левит 19
3. Специальные правила для священников
4. Праздники Господни
5. Субботний и Юбилейный годы

День искупления. Проблема «‘аз’азела»

7. Формы социальной помощи и благотворительности

II. Девтерономический кодекс: Второзаконие 12-26 (краткое содержание)

1. Первые два прощальных обращения Моисея к Израилю
2. Некоторые основные аспекты Девтерономического кодекса
3. Третье прощальное обращение Моисея к Израилю

III. Возникновение алфавитного письма. Древнейшие библейские рукописи

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Список цитируемых работ

СПИСОК ЗАМЕЧЕННЫХ ОПЕЧАТОК

Иудаизм — религия?

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.

Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.

В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.

На фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».

Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).

Религия в Армии Обороны Израиля

Израильская армия – этап, который проходит каждый израильтянин. Это наша святая обязанность, часть израильской сущности, культуры и быта. Ты заканчиваешь школу и уже в 11-м и 12-м классе получаешь повестки на проверки и сборы, заканчиваешь экзамены, прощаешься с мамой-папой и идешь отдавать долг. Все евреи обязаны служить в армии, кроме ортодоксов, хотя… они тоже. Но это уже совсем другая история.

Арабов, исповедующих ислам, не призывают в армию по политическим соображениям, связанным с присягой на верность еврейскому государству… они такую присягу не примут. Да если и примут, то вряд ли можно рассчитывать на адекватность и преданность такого солдата идеям сионизма и израильской государственности. В атаку ширенгой перед ним я бы тоже не шел. Есть редкие случаи, когда людей, исповедующих ислам, принимают на службу в армию, но это единицы. Например – это бедуины, они считаются хорошими следопытами и у них есть даже свое подразделение в армии.

Друзов (интересный народ, мы побывали в их деревне – ) призывают, потому что их религия приемлет присягу на верность другому государству. Они очень лояльный народ, независимо от того, в какой стране живут (друзы живут также в Сирии и Ливане) – они всегда верный той стране, где живут. Евреи тут не при чем.

Евреям, призывающимся в армию, предоставляется полная свобода вероисповедания, на каждой базе есть синагога, причем возводятся они на пожертвования, не за счет армейского бюджета. Религиозным солдатам выделяется время для молитв утром, днем и вечером: если рота бегает, религиозный солдат выходит из строя, молится и потом возвращается в строй. Каждому человеку предоставляется возможность справлять все обряды и отмечать праздники, соблюдать шабат (кроме случаев, когда дело идет об участии в военных действиях или действиях, направленных на поддержание безопасности) и т.д.

Шаббатный ужин в армии (в пятницу вечером) начинается с молитвы: все встают, надевают береты (или кипы, как головной убор), старший по званию читает благословление, произносят молитву над вином, отламывают кусок халы, макают в соль, все садятся и, только тогда, начинают кушать. Никто не начинает трапезу без завершения обряда.

Представителям других религий в армии предоставляется полная свобода вероисповедания, например, знаете как выгодно быть друзом в армии? Они «получают» и еврейские праздники и друзские.

Перед каждым религиозным праздником в армии (будь то еврейский или друзский) принято посылать всем мейлы с кратким описанием праздника и его обычаев. Они даже посылают мейл о том, что такой Новый Год (נוביי גוד) для «русских». Без шуток. Командирам АОИ предписано 31 декабря освобождать «русских» израильтян от армейской деятельности, чтобы они праздновали этот, с детства всеми любимый праздник. Только позиционируется это не в христианской конотации, а как светский праздник, ознаменовывающий начало нового года, нового счастья, поцелуй и т.д.

Любимый шаббат

Шаббат – это седьмой день недели, день отдыха и святости. В шаббат не работают большинство магазинов (кроме туристических зон в Тель-Авиве и Эйлате, например), не ходят автобусы и поезда (не беспокойтесь, есть маршрутки), не летают самолеты а/к Эль-Аль и пр. Все закрыто, страна отдыхает.

А знаете почему? Потому что 4-я из 10-ти заповедей, данных еврейскому народу, призывает соблюдать святость шаббата, как святого дня. Эта заповедь идет следующей после заповеди не произношения имени Господа всуе и перед заповедью уважать отца и мать свою. Это находится где-то между Господом и родителями, чтобы вы просто поняли важность этого дня в иудаизме.

Ортодоксальные, да и просто верующие евреи свято относятся к тому, чтобы в этот день не нарушали их покой и, если вы, не дай Б-г, заедете на машине в один из религиозных районов, то вам быстро жестикуляцией дадут понять, где находится ручка заднего хода. Также громко и четко отреагируют ваши религиозные соседи, если вы, например, будете сверлить дырки в стене в шаббат. В дело могут пойти звонки в дверь, ругань и вспоминание всуе вашей мамы 🙂

А еще в шаббат принято говорить людям «шаббат шалом». Я люблю это словосочетание. Всегда стараюсь пожелать так и знакомым, и друзьям, и простым людям в магазине, например. Выражение состоит из двух слов – «шаббат» и «шалом». «Шалом» на иврите означает «мир»… очень важная вещь, как между народами, так и между людьми в своей стране, в семье. В самом себе. Два важных слова «шаббат шалом».

Базовые принципы иудаизма

В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими — ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д. Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение:

1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.

2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.

3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.

4. Б-г первый, и Он же последний.

5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.

6. Всё, что сказали пророки — истина.

7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он — «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.

8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.

9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.

10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.

11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.

12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.

13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.

Избранность евреев

С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.

Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.

По еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.

Иудейские символы

Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.

Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный

В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все «нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.

«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.

Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Религия в супружеских союзах

В Израиле не существует светских, так называемых гражданских, браков. То есть привычная вам система росписи в ЗАГСе – отсутствует в израильском лексиконе. Невозможно, как в Праге, пойти в Ратушу и там расписаться; не существуют, как, например, в Грузии, Дома Бракосочетания (увлекательный рассказ о свадьбе в Грузии читайте ). Вам придется пожениться религиозным еврейским обрядом. Не все могут это сделать, так как не все израильтяне – евреи по Галахе. Подробнее о том, как это влияет на нашу, израильскую, жизнь можно прочитать в этой моей статье.

Вкратце, для того, чтобы пожениться в Израиле, любящие должны подать заявление в раввинат вместе с доказывающими еврейство документами. Как вы наверняка понимаете, в Израиле не существует и «гражданских» разводов, по крайней мере для тех пар, в которых один или оба супруга являются галахическими (по маме) евреями. Гражданский развод для неевреев может быть осуществлен через суд по семейным делам.

В правовую систему Государства Израиль включены элементы Галахи

Система прав Государства Израиль весьма специфична. Примером может служить сфера семейного права, а именно институты брака и развода со связанными вместе с ними вопросами. Все они находятся в юрисдикции религиозных судов в соответствии с правом эпохи мандата.

Кроме того, по законам, принятым Кнессетом, полномочия по вопросам личного статуса граждан Израиля зависят от их религиозной принадлежности. Это положения напрямую касается муниципалитетов и поселковых советов в стране. При советах действуют религиозные суды, решающие большинство споров, касающихся личного гражданского статуса.

Муниципалитет Нес Циона. В Израиле при муниципалитетах действуют религиозные суды, решающие все вопросы личного статуса гражданина. Фото: s4.drugiegoroda.ru

Религиозное право в Израиле доминирует. Примером этому служит то обстоятельство, что здесь невозможно заключение брака, если его не признает одна из четырёх основных конфессий; в частности, невозможно заключение брака между представителями разных конфессиональных групп. При этом ограничения на заключение брака фактически не зависят от отношения к религии. Так, неверующие и не соблюдающие заповеди евреи по Галахе могут заключить брак по еврейскому религиозному закону.

Деятельность религиозных учреждений в Израиле контролирует специальное министерство.

С самого момента основания Государства Израиль для обеспечения религиозных нужд населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по делам религий. Что касается религиозных судов (иудейских, мусульманских, друзских и христианских), то в их юрисдикции находятся вопросы актов гражданского состояния, вопросы семейного права, а также погребения. В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра.

Здание окружного раввинатского суда в Тель-Авиве. В юрисдикцию израильских раввинатских судов входит утверждение гиюра (обращение нееврея в иудаизм). Фото: upload.wikimedia.org

Исследователи отмечают существенную особенность правовой системы израильского государства — это включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи). При этом она ему не тождественна. Проявляется это в том, что когда суду необходимо принять решение по какому-либо вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в последнюю очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.).

Религия в Израиле: с рождения до смерти

Жизнь человека в Израиле пропитана религией с 8-го дня жизни, проходит через школу, университет, армию, окидывает строгим взглядом процесс женитьбы и рождения детей и заканчивается при уходе в мир иной.

А теперь хочется спросить вас: Израиль – светская или религиозная страна?

Галь Гутцайт
Создатель, руководитель и духовный вдохновитель проекта «Израиль с любовью». Любит Израиль,Тель-Авив и море.

Мусульмане

Большинство арабов исповедуют мусульманство. Но встречаются и представители, которые придерживаются христианства. У арабов свои школы для детей и магазины, предприятия общественного питания. В Иерусалиме нигде не встретишь араба среди иудеев и наоборот. Каким — то непостижимым образом, город делится на определенные части, в каждой из которой вполне мирно уживаются и иудеи, и евреи. Кроме того, они стараются уважительно относиться друг к другу. Языкового барьера не существует: многие мусульмане прекрасно знают английский и местные языки. В основном, мусульманство в Израиле представлено суннитами.

Израиль: ближайшие туры

Места силы Израиля. Гранд тур

Вылеты: по запросу; 10 дней / 9 ночей
Тель-Авив – Хайфа – Тверия – Иерусалим – Мертвое море – Тель-Авив
Приглашаем вас в удивительное путешествие, которое позволит Вам прикоснуться к необычным местам в Израиле — Местам Силы. Вы сможете почувствовать мощную энергию этих мест, окунуться в глубину времени на много тысячелетий назад и вдохновиться разнообразными фантастическими ландшафтами этой страны.
Гид — русскоговорящий лицензированный.
Групповой тур.
Тур предназначен для сформированных групп либо индивидуалов!
от 1619 у.е. + а/б.

Израиль: Живое Мертвое море

Вылет: по запросу; 8 дней / 7 ночей
Мертвое море — одно из самых уникальных мест на Земле: на 400 метров ниже уровня мирового океана, окруженное горами с востока и запада.
От 674 у.е. + а/б.

Панорама Израиля

Вылеты: ежедневно в 2019 году *; 8 дней / 7 ночей
Нетания – Иерусалим – Мертвое море – Средиземное море
* Кроме 1-.
Групповой тур с проживанием в Нетании.
Эксурсии по Иерусалиму и на Мертвом море + отдых на Средиземном море.
от 516 у.е. при 2-местн. разм. + а/б

Израильская мозаика

Вылеты: по пятницам и воскресеньям в 2019 году *; 10 дней / 9 ночей
Тель-Авив – Назарет – Иерусалим – Тель-Авив и Яффо – Мертвое море – Эйлат
* Кроме 12, 14, 19, 21 апреля, 10, 12, 17, 19 мая, 27 сентября, 4, .
Групповой тур с проживанием в Тель-Авиве (4 ночи) и Эйлате (5 ночей).
Эксурсии: Тель-Авив и древний Яффо, Мертвое море, Север страны, Иерусалим, Эйлат.
5 ужинов в Эйлате в подарок!
от 1113 у.е. при 2-местн. разм. + а/б

Классический Израиль

Вылеты: ежедневно в 2019 году *; 8 дней / 7 ночей
Нетания – Вифлеем – Тель-Авив – Мертвое море – Иерусалим – Средиземное море – Назарет
* Кроме 01-.
Групповой тур по основным достопрмечательностям Израиля с проживанием в Нетании (или в Тель-Авиве).
от 590 у.е. при 2-местн. разм. + а/б

Израиль: Отдых на трех морях

Вылет: по понедельникам (в другие дни по запросу); 11 дней / 10 ночей
Нетания – Иерусалим – Мертвое море – Эйлат
3 ночи на Средиземном море, 2 ночи на Мертвом море и 5 ночей на Красном море + экскурсионная программа.
Тур дает прекрасную возможность за одно путешествие отдохнуть на трех морях Израиля и посетить Вечный город Иерусалим.
От 736 у.е. + а/б

Это интересно: Кто такой Иисус Христос — расписываем все нюансы

Христианство — это третья по численности религиозная конфессия в Израиле

В Израиле христианство признано третье, после иудаизма и ислама религией. Христиан в стране насчитывается 150-200 тысяч человек. Это примерно 2% населения, при этом существуют трудности с определением точного количества христиан, так как израильское законодательство признаёт в качестве таковых только тех людей, которые официально заявили об этом или же являются прихожанами христианских храмов.

В 2000 году в Израиле действовало 197 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 72 различным христианским деноминациям.

Заседание Совета церквей Среднего Востока. Некоторых из присутствующих в Израиле христианских церквей сотрудничают через Совет церквей Среднего Востока. Фото: armenpress.am

Часть работающих в Израиле христианских церквей сотрудничают вместе в Совете церквей Среднего Востока, связанном со Всемирным советом церквей. В стране представлены практически все основные христианские конфессии. Католиков при этом подавляющее большинство. На 2010 год их насчитывалось 90 000 человек разных традиций. Большинство израильских католиков униаты.

150-200 тысяч христиан проживает в Израиле проживает

Самой крупной грекокатолической церковью страны признана Мелькитская католическая церковь. Она объединяет около половины католиков Государства Израиль. Кроме того, здесь также присутствуют общины маронитов, сиро-католиков, халдеев и армяно-католиков. Римско-католическая церковь латинского обряда насчитывает в Израиле 30 тыс. верующих.

Патриарший собор Мелькитской католической церкви в Дамаске. Мелькитская католическая церковь — самая крупная грекокатолическая церковь. Фото: upload.wikimedia.org

Православных и верующих древних восточных церквей Святой Земле насчитывается 30 000 человек. Присутствуют здесь также протестанты. Это англикане, лютеране, пресвитериане, адвентисты, баптисты, сторонники Движения святости.

Несколько тысяч граждан Израиля признаются сторонниками самых разнообразных околохристианских организаций. Так, например, начиная с 1920 года, в стране проповедуют Свидетели Иеговы. Кроме того, начиная с 1970-х годов, в Израиле пытаются закрепиться мормоны, а с 2015 года здесь действуют общины Церкви Иисуса Христа святых последних дней.

Влияние иудаизма на другие религии

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.

Вклад иудаизма был признан лишь недавно: теперь принято говорить о Западе как об «иудео-христианской цивилизации», подробнее об этом можно прочитать в обзоре Иудаизм и Христианство; а о влиянии Иудаизма на Ислам и мусульманскую культуру — читайте в обзоре Ислам и Иудаизм.

Ислам

Статистика показывает, что если основной религией Израиля стал иудаизм, то мусульманство – это второе по числу приверженцев вероисповедание страны. Наибольший процент израильских арабов (свыше 80-ти процентов) исповедуют ислам, есть арабы-христиане и арабы-друзы.

Как и везде в мире, в Израиле арабы стремятся жить своими общинами. Два исламских течения (шииты и сунниты), выделившиеся в самом начале образования религии, представлены и среди израильских приверженцев ислама, но преобладают в общине сунниты. Мусульманские кварталы расположены в Хайфе и в районе Галилейских гор; в пустыне Негев традиционно селятся бедуинские племена; около 20-ти процентов всего арабско-мусульманского израильского населения постоянно находятся в иерусалимских окрестностях и в самом Святом Городе.

На Храмовой горе в Граде Давидовом – третьем священном мусульманском месте мира – находятся мечеть Аль-Акса и исламское святилище, выстроенное над «камнем основания», Купол Скалы. Сюда не прекращается поток верующих-паломников из всех точек планеты. В разных городах страны встречаются памятники религиозной архитектуры мусульман и раннего исламского зодчества: в Рамле и Абу-Гош, в Иерусалиме и Акко и в других израильских населенных пунктах. Светские туристы и паломники с удовольствием посещают крытые арабские рынки и заведения вкуснейшей арабской кухни, древние архитектурные памятники, мечети и священные для мусульман места.

Религия в школах

Изучение Танаха (Ветхий Завет) является обязательным предметом в израильских школах, экзамен по Танаху включен в список обязательных экзаменов для получения Багрута (израильского аттестата зрелости). Хотя, современные израильские школьники видят в Танахе чаще литературную или историческую ценность, нежели религиозную. Примечательно то, что в арабских или христианских израильских школах вместо Танаха изучают Коран и Новый Завет. Факт остается одним: основные религиозные писания являеются обязательным предметом для каждого израильского школьника и каждый израильтянин, получивший аттестат зрелости, сдал экзамен по своей религии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *