Ребенок ябеда

Все мы помним дразнилки про ябеду-корябеду, поэтому на детскую жалобу реагируем порой жестко, прерывая ребенка на полуслове.

Однако из-за подобной поспешности мы не задумываемся, что малыши, возможно, просто хотят поделиться своими тревогами, просят, чтобы родители или воспитатель наказали обидчика, разрешили конфликтную ситуацию, объяснили причину поведения другого человека.

Есть вероятность, что получив обидное прозвище «ябеда», дети вовсе откажутся рассказывать о своих переживаниях. Давайте разберемся, почему малыши ябедничают и как определить тонкую грань между стремлением к справедливости и обычным «доносом».

Чаще всего дошкольники начинают донимать взрослых своим ябедничанием в четырехлетнем возрасте.

Родители дома и педагоги в детском саду вынуждены практически ежеминутно выслушивать бесконечные претензии детей друг к другу.

На самом деле, это вполне естественная особенность ребенка дошкольного возраста, конечно, пока она не превратилась в привычку.

Когда «ябеды» не виноваты?

Не следует судить поспешно, если вы стали замечать, что собственное чадо регулярно «доносит» на других детей и даже взрослых. В некоторых случаях подобное поведение вполне оправдано, ведь иногда за детскими жалобами скрывается не ябедничание, а:

  • желание проинформировать взрослых о том, что происходит вокруг. Дети до 4-5 лет пока не могут самостоятельно оценивать чужие поступки, поэтому смотрят на родительскую реакцию. А для этого малышам необходимо рассказать, что «Дима сорвал цветы на клумбе. Разве так можно поступать?»;
  • беспомощность и неумение постоять за себя, например, когда другой ребенок в песочнице отобрал у крохи совочек, а тот стесняется или боится потребовать свою игрушку обратно. В подобной ситуации дети не ябедничают, а просят о помощи, одновременно сигнализируя о неподобающем поступке;
  • стремление к справедливости, что особенно свойственно малышам, четко соблюдающим правила поведения и желающим, чтобы другие делали то же самое. Такой дошкольник обязательно пожалуется на своих одногруппников-сорванцов, но перед этим постарается сам объяснить им их неправоту.

Когда становятся ябедами

Ребенок действительно ябедничает в возрасте 5-7 лет. И делать это он может нарочно. Связано это с тем, что как раз в данный период малыш учится различать, как себя вести надо, на что он может рассчитывать от взрослых. Кроме того, именно в это время у малыша формируются понятия, что такое хорошо, а что такое плохо.

Однако специалисты считают, что не нужно сразу же ставить клеймо «ябеда» на своего малыша. Важно разобраться в причинах, почему он выбирает именно такую манеру поведения. Ведь, как правило, в числе основных мотивов, побуждающих кроху жаловаться на кого-то, это желание почувствовать себя в безопасности, поучить одобрение взрослого, попытка избежать наказания и т.д.

И здесь важно взрослым детально разобраться, чтобы потом объяснить малышу, как надо искать выход из сложной ситуации.

Особенно важно решить проблему, если ребенок – девочка. Именно представительницы прекрасного пола чаще других жалуются на окружающих. Причем в большей части случаев объектом их внимания становятся мальчики.

Причины истинного ябедничания

Ребенок, в особенности девочка, может жаловаться и доносить информацию до взрослых посредством ябед по целому ряду причин.

В их числе:

  1. Попытка сотрудничества со взрослыми
  2. Чувство мести или обиды
  3. Ревность и зависть (особенно часто встречается в семьях, где родился второй ребенок)
  4. Недолюбленность малыша
  5. Заниженность самооценки крохи

Почему дети ябедничают?

Прежде всего, потому, что поделиться с взрослым возникшей проблемой – самое простое, логичное и действенное решение в случае, если ребенок хочет отомстить обидчикам или добиться справедливости.

Кроме того, некоторые родители сами поощряют малышей: «Всегда рассказывай, если тебя кто-нибудь обижает!»

Безусловно, подобное родительское желание можно понять, поскольку любой маме хочется, чтобы ребенок доверял ей и рассказывал о своих неурядицах.

Однако иногда дети ябедничают, чтобы навредить другому человеку. В чем же причины столь недостойного поведения?

  1. Вероятно, малыш думает, что завоюет любовь и уважение взрослых, если будет «сотрудничать» с ними, рассказывая о плохих поступках других детей. Так поступают неуверенные в себе дошкольники, которые не могут добиться авторитета со стороны ровесников.
  2. Порой ребенок ябедничает и доносит на братьев или приятелей из-за желания отомстить или уколоть. Некоторые дети даже умудряются шантажировать друзей, чтобы добиться своего, а через ложные доносы учатся манипулировать родителями.
  3. Количество детских жалоб резко увеличивается в тех семьях, где одному чаду мама с папой уделяют больше времени, чем другому. Зависть и ревность к фавориту приводит к тому, что ребенок старается всячески опорочить его в глазах родителей.
  4. Дети с низкой самооценкой думают, что родители и воспитатели считают их хуже остальных. Через ябедничание такой малыш хочет показать взрослым, что он намного лучше других, поскольку помогает им наводить порядок, пока другие детки лишь балуются и ведут себя неправильно.

Почему ребенок ябедничает?

Что делать, если ребенок — ябеда? Сначала оцени возраст своего разговорчивого малыша.

  1. До 3 лет дети еще не осознают последствия своих слов, поэтому реагируй нейтрально, можно обычным переключением внимания, не поощряя и не порицая такое поведение.
  2. Трехлетки, прибегая к маме с жалобами «Он не дает мне машинку!», нуждаются прежде всего в эмоциональной поддержке.
  3. Ребенок-ябеда в возрасте 3-5 лет, рассказывая о поведении других, не преследует отрицательных целей. Его желание — поделиться информацией, новыми впечатлениями. Дошкольнику важно знать, что думают взрослые о поступке, как его оценивают. Комментируй не то, что сын или дочь рассказывают тебе о действиях других, а сам факт. Можно так поступать или нельзя, почему, каковы будут последствия?
  4. Младший школьник уже способен просчитать реакцию окружающих на свои слова. В этом возрасте ябедничество превращается в манипуляцию, средство для реализации своих целей.

Вот тут уже стоит задать себе вопрос, как отучить ребенка ябедничать?

Читай также: Как научить ребенка делиться

Как реагировать на детское ябедничание?

Прежде всего, нельзя ругать кроху за жалобу: «Почему ты мне это все говоришь? Не ябедничай, а сам разбирайся с друзьями».

Если чадо обсуждает с вами свои проблемы, значит, доверяет.

Вот почему ни в коем случае не следует его отталкивать, иначе он вообще перестанет делиться чем-либо со взрослыми.

Теперь нужно определиться – какая помощь требуется маленькому ябеде? Нужно ли явиться на место «преступления» и сурово наказать всех обидчиков? Подобное решение является крайней мерой.

Поступать так следует лишь в самых крайних случаях, к примеру, если возникает:

  • конфликтная ситуация с агрессивным, жестоким ребенком. Если в вашей семье подрастает спокойный, доброжелательный малыш, он вряд ли справится самостоятельно. Понадобится вмешательство взрослых, чтобы прекратить постоянные конфликты;
  • коллективная травля, которая приводит к изоляции ребенка. Маленький человечек не в состоянии самостоятельно справиться с возникшей проблемой, поэтому помощь родителей, педагогов и, возможно, психологов в этом случае обязательна.

Как отучить ребенка ябедничать?

Ябедничание чревато серьезными последствиями – сверстники довольно безжалостно относятся к ябедам, не желая иметь ничего общего с теми, кто раскрывает их секреты. В ход идут подначки, бойкот, обидные прозвища: стукач, шпион, доносчик.

Что же делать, если в семье подрастает ябеда?

  1. Обсудите разницу между опасными проступками и незначительными происшествиями. Всегда нужно оповещать взрослых о ситуациях, касающихся собственной безопасности и безопасности других малышей. К примеру, дети должны рассказывать педагогу, если кто-то из одногруппников собирается перелезть через детсадовский забор. А вот о мелких проступках сообщать не следует.
  2. Лучший способ обучить ребенка желаемому поведению – ролевая игра. Проиграйте с ним несколько различных ситуаций: приятель ударил бездомную собаку, ребята со двора убежали без спроса на речку, младшая сестра разбила кружку и т.д. В играх дети скорее поймут, когда нужно пожаловаться взрослым, а когда следует обходиться своими силами.
  3. Узнайте, что скрывается за детской жалобой. Вероятно, малыш жаждет мести, а может, просто хочет восстановить справедливость. Обязательно уточните причину ябедничания, прежде чем принимать меры. Если ребенок постоянно обижается или завидует сверстникам, обучите его здоровым способам выражения негативных эмоций.
  4. Постарайтесь научить малыша самостоятельно разрешать возникающие конфликтные ситуации. Это станет достойной альтернативой ябедничанию. Однако не стоит внушать ребенку мысль, что лучший ответ обидчику – это применение силы, пусть он учится с помощью слов выходить победителем из конфликтов.
  5. Если через жалобы дети привлекают к себе внимание, увеличьте время, проводимое с ними. Просто поиграйте вместе – постройте башню из кубиков, прогуляйтесь после занятий в садике, покатайтесь на велосипеде. Тем самым вы снизите вероятность такого способа привлечения к себе внимания, как постоянные доносы.
  6. Старшему дошкольнику или школьнику уже можно рассказать, почему не любят ябеду (пример – обидные прозвища) и что порой излишняя откровенность наносит вред приятельским отношениям. Узнайте у ребенка, что он почувствует, если друг расскажет об его секретах или проступке. Ждет ли его разочарование, гнев, стыд? Станет ли он дружить с таким человеком?

Чаще всего стремление ябедничать само проходит у детей к младшему школьному возрасту. Если же поток донесений только увеличивается, впору задуматься – возможно, тем самым дети говорят о своем неблагополучии.

К примеру, ребенок не умеет заводить приятелей, завоевывать любовь и авторитет сверстников, работать в коллективе. Иногда родители сами растят бескомпромиссного борца за справедливость, не умеющего прощать другим людям различные ошибки и слабости.

В любом случае, вам нужно помочь своему малышу – всегда есть вероятность, что из крохотного любопытного ябеды вырастет расчетливый манипулятор и хитрый доносчик.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Решать или вмешиваться?

Задумываясь о том, вмешиваться ли им после рассказа ребенка в какую-то ситуацию или нет, родители забывают, что вмешаться тоже можно по-разному. Ябедничая, ребенок подспудно требует, чтобы взрослый решил проблему за него: восстановил справедливость, наказал виновных, наградил честных. Конечно, именно это и нужно делать там, где стоит вопрос о физической угрозе, травле, жестокости.
Но в большинстве случаев речь не идет об этом, а значит, нужно вмешиваться, но не решать.
На деле, это означает примерное соблюдение следующих этапов:

  1. Внимательно выслушайте ябеду. По тем или иным причинам ему важно сказать вам то, что он говорит. Иногда, ребенку вообще не нужны ваши активные действия, недослушав ваш ответ, он вновь убежит общаться с теми на кого только что жаловался.
  2. Реагируйте спокойно, но честно: «да, частенько приходится сталкиваться вот с такой несправедливостью», «все иногда допускают ошибки/нарушают правила», «бывает и так, что уж поделать», «ситуация и правда не из лучших».
  3. Объясните ребенку, почему вы не бежите его спасать и передайте ответственность ему: «я слышу, что тебе неприятно, но считаю, что ты можешь справиться с этой ситуацией и сам. Как ты думаешь, что ты можешь сделать?»
  4. Поддержите ребенка и предложите свою помощь: «если не получится, приходи, подумаем, что еще ты можешь сделать. А если получится — обязательно расскажи мне потом, я буду рада услышать».

Итак, помогая ребенку разрешать такие ситуации, вы помогаете ему стать более компетентным, что на самом деле решает проблему ябедничества. Зачем доносить, если быстрее и эффективнее можно решить проблему самому?

Я Б Е Д А
Девочка жила на белом свете
И была такою(!) ябедой,
Что за это все другие дети
Звали девочку Карябедой.
Папа с мамой, на самом деле,
Дочь свою иначе называли.
Катя Спичкина же не хотела
Изменить поведенье с друзьями.
В целом, Катя была умницей;
И могла до двадцати считать.
Только вот, выйдя на улицу,
Забывала свой нос утирать.
Уж всегда с ней так случается:
Только ябедничать лишь начнёт –
Вмиг собой преображается
И из носа что-то вниз течёт.
Некрасиво так жалуется:
«А Юра Лямин не дал мне мяча-а…
А Павлик с Шурочкой балуются…»
У самой же блестят два ручья.
Катю очень трудно переделать;
Многие ей часто говорили:
«Так – нельзя! Некрасиво так делать!»
Но напрасны слова эти были.
В детском садике часто бывает,
Что, играя, и ссорятся дети;
Катя же своё не упускает –
Ну, не может без ябед и сплетен.
Как-то летом детсад был на даче.
Там резвились все, дружно играли.
Детям весело, лишь Катя плачет:
«Я всё-о расскажу… Я хочу к ма-аме!..»
Раз ей всё – не так и всё – не этак,
То никто не захотел с ней спать.
Отодвинулись от Кати дети…
И стоит в углу её кровать.
А в углу, на потолке спальни,
Проживает очень мудрый паук;
Волшебством тот паук обладает.
Всем известен Доктор Всехнаук.
И, прознав о характере Кати,
Пожелал вмешаться Всехнаук.
После слов: «Тынц, сани! Тынц, полати!»
Катя стала маленькой как жук.
Это всё случилось утром ранним;
Все детишки в кроватках сопели,
Воспитатели ещё спали,
Да и пташки песни не запели.
Всехнаук лицо страшное сделал
И повёл Катюшу за собой.
Ябеда от страха онемела,
Лишь – круть-верть своею головой.
Щель в углу ей пещерой казалась,
Паутина ж – липкою лианой.
Но вот скоро оба оказались
В мире, где народ такой весь странный:
Тараканы, муравьи, жуки,
И клопы, букашки, червяки,
Да двухвостки, блохи, слизняки,
Мухи, осы, слепни, пауки…
А ещё в большой мусорной куче
Крыса Расфуфыса спит – обжора.
Близко к ней не подходить бы лучше –
Любит есть она всех без разбора.
Но пока она там спит-храпит,
Весь народ на площади собрался
И дивится Кате. Та ж – молчит,
Будто у неё язык отнялся.
Взял тут слово рыжий таракан.
Шевеля длиннющими усами,
Девочке сказал: «Пойдём! Я дам
Спрятанную крошку… две… в чулане».
Катя покачала головой,
Про себя подумав: «Вот так да-а!
Мне совсем не нужен муж такой.
С жадиной таким – не жизнь – беда».
К ней подполз слизняк и прогнусавил:
«О-о, фея с ручьями длинными,
Будь моею. Тебе разрешаю
Нос не утирать; ведь так – краси-ивее!»
Катя вытерла нос хорошенько
И, чуть осмелев, сказала: «Нет!
Ростом Вы всего – мне до коленок…
И не суйте скользких мне конфет».
Всехнаук же с хитрецой смеётся
И загадочно как-то молчит.
«Если умная, то разберётся…»
Вид его об этом говорит.
В круг шагнул жучище, жуть вонючий,
Прошипев: «Ты лучш-ше буд-ть моей-й.
Будем-м ж-жить в моей навоз-зной куч-че.
Хорош-шо там-м! Ты реш-шай скор-рей!»
Но она, зажав рукой свой нос,
Отказала: «Вы уж извидите,
Но Вы, не стдяхнув с себя давоз,
В жёды взять ещё бедя хотите».
Стал народ насекомых галдеть:
«Вот так Катя! Ах, ведь молодец-то!
Ну и чистюля! Любо глядеть!
Повезёт кому-то наконец-то!»
Вдруг свалилась как с небес блоха:
«Ха, ха, ха! Я – парень не вонючий.
Лучше здесь не сыщешь жениха,
Чем я… ха! .. из всех — самый прыгучий!»
Катя же в ответ: «Я сожалею!
Как мы вместе с Вами сможем жить?
Я так прыгать, как Вы, не умею…»
Но блохи успел уж след простыть.
Тут вперёд несмело вышел клоп.
Долго уж вздыхал и волновался;
Почесав свой нос, затылок, лоб,
С силами он всё ж таки собрался:
«Как его… э-э… Спичка Катина…
Будь… ну, это… э-э моей э-ной…»
Катя перебила: «С памятью
Такой, клопик, э-дите домой».
Из толпы вдруг кто-то заканючил:
«А-а, всё расскажу-у мамуле своей…» –
То жених – мокрица был ползучий;
С пузырьком в носу; ртом, полным слюней:
«Пусть она сейчас пойдёт со мной,
А то всё скажу – и вам попадёт…»
Поняла тут Катя, как порой
При друзьях она себя ведёт.
И смущённо всем она сказала:
«Не хочу обидеть здесь кого-то,
Только замуж мне пока что рано.
И домой к себе уже охота.
У меня друзья там есть хорошие –
Павлик Мыкин и Юра Лямин,
И подружка – Шурочка Горошкина.
Рядом … спим мы… вчетвером играем».
Вся толпа, возмутившись, орёт:
«Променять нас (!)на своих друзей?!
Здесь теперь твой дом! Так – не пойдёт!
Надо жениха ей найти скорей!
Не захочет – то её замучить!..»
И никто от шума не расслышал,
Как, проснувшись, из большущей кучи
Крыса Расфуфыса тихо вышла.
Тень её на стенке отразилась…
Ну и паника тут началась!
С площади толпа по щелям скрылась…
Крыса ни за кем не угналась.
…Всехнаук и Катя в угол – шасть –
Там их не достанет Расфуфыса.
И к друзьям чтоб девочке попасть,
Лестницу паук сплёл очень быстро.
Катенька спустилась на кровать.
Всехнаук шепнул: «Полати! Сани!»
Стала Катя рост свой набирать…
Тут и няня заглянула в спальню.
Может, это Кате всё приснилось?
Или всё – на самом деле было?
Только девочка вдруг изменилась
И о вредных привычках забыла.
Перестала ябедничать Катя;
И под носом у неё – опрятно.
К ней друзья придвинули кровати;
Оказалось – с ней дружить приятно.
Навестившие родители
Сразу дочь свою и не узнали.
«Воздух здесь – чудо! – целителен», –
В восхищенье оба лишь сказали.
…Через год детсад вновь был на даче.
Катя сразу подошла к углу
(Для неё тот угол много значит)
И ей, вроде бы, паук мигнул.
1991 год
(фото из книги «Сказки дедушки Вадима»,
художник Дунько В.В.)

Ябедой Лену зовут все в округе
Тронешь её, начинает кричать.
— Он меня стукнул, не я виновата
Первый он начал, не буду молчать …
С ней перестали играть все ребята.
Лену обходят теперь стороной.
Снова не так…и опять слышен голос…,
— Что же никто не гуляет со мной?
— Я принесла свою куклу Танюше,
Мячик хотела Серёжке отдать,
Но отвернулись Серёжа и Таня,
Не захотели со мною играть.
— Всё расскажу, я пожалуюсь маме,
Пусть перестанут меня обижать.
Мама заставит, мама прикажет
Снова все станут меня уважать.
Но мама, рукою поправив мне чёлку,
Тихонько шепнула, прищурив глаза,
— Мирись, разбирайся с подружками дочка,
А может, во всём ты виновна сама?
Ведь друга обидев, тайком ты сбежала,
Но стала виновным его называть.
Малышке в песочнице замок сломала,
Но даже «прости» не сумела сказать.
С утра от тебя слышу жалобы, крики.
Ошибок своих ты не хочешь признать.
Поэтому все от тебя отвернулись
Никто не желает тебя понимать.
Подумала Лена и маме сказала:
— Я стану добрее, я стану другой.
Делиться игрушками буду с друзьями
И с жалобой бегать не буду домой.
И мамочка сразу меня приласкала,
Сказала, что правильно я говорю.
И я всем ребятам «Простите» сказала.
Сказала, что всех их я очень люблю!
Закончилась сказка про Ябеду-Лену.
Теперь эту девочку ставят в пример.
Она помогает и взрослым и детям
Теперь в Лене много хороших манер.

Этические сказки «Мальчик – ябеда», «Маша и сандалики».

«Мальчик – ябеда»

В одной из групп детского сада, где было много хороших игрушек и дружных ребят, произошла вот такая история.

В группу ходило много ребят, и все они были добрые, веселые и вежливые. И был среди них один мальчик, с виду похожий на остальных.

Родители звали его Колей, а дети прозвали Ябедой.

Он почти не играл, а только смотрел, где кто взял что-нибудь без спроса или толкнул кого-нибудь, и сразу бежал к воспитательнице и рассказывал ей об этом. Он ждал, что его похвалят, но этого не происходило. Воспитательница даже ругала его. Но Коля не понимал, почему так происходит, и продолжал ябедничать, каждый раз думая, что теперь уж обязательно похвалят.

Дети не любили его и отказывались с ним играть.

А как-то раз они решили, что не будут с ним разговаривать, а играть станут так, чтобы ему было не видно. Так они и сделали, и мальчику совсем стало скучно. Он не знал, что делать и чем заняться, что рассказать воспитателю. Он даже заплакал, и никто его не пожалел.

— Почему так произошло? – думал он.

— Что я такого сделал, что ребята не разговаривают со мной? А вы как

думаете?

«Маша и сандалики»

В одном детском саду жили-были сандалики. Они были очень красивые, мягкие и удобные, розового цвета с белыми бантиками. Как ни странно, но эти сандалики очень не понравились их хозяйке – Маше. Ей всегда хотелось иметь сандалики на липучках, точно такие же, как у её подружки – Светы. Маше никак не хотелось носить их, и однажды вечером, перед выходом на прогулку. Она со злостью забросила их под свой шкафчик.

Обидно стало сандаликам, и решили они уйти от Маши куда глаза глядят. Долго ли, коротко ли, шли сандалики, вдруг подул сильный ветер и начался дождь. От сырости отклеился и потерялся один бантик. Бедные сандалики промокли насквозь и простудились. Тогда они решили попроситься в другой детский сад. Когда они переходили улицу, на них чуть не наехала грузовая машина. Простуженные и испуганные сандалики еле добрались до здания детского сада. Как ни стучались они в дверь, никто их так и не услышал.

А тем временем Машино желание сбылось: мама купила ей новые сандалики с липучками. Весь день Маша ходила и хвалилась своими сандаликами.

Но к вечеру Маша так сильно растёрла ногу новыми сандаликами, что не могла в них сделать больше ни шагу. И тут она вспомнила про свои мягкие и удобные сандалики, которые когда-то забросила под свой шкафчик.

— Их нет, — прошептала Маша.

Она никак не могла понять, куда же делись сандалики. Она точно помнила, что несколько дней назад забросила их именно сюда. И Маша поняла, что сильно обидела их и что они, наверно, ушли от неё и больше никогда не вернутся, и ещё она подумала о том, что ей придётся носить эти сандалики на липучке, которые ей будут натирать ногу.

У Маши выступили слёзы:

— Сандалики, милые, прошу вас, вернитесь. Мне без вас очень плохо. Я обещаю вам, что никогда не буду вас обижать.

И как только она отнесла их домой, аккуратно протёрла тряпочкой, высушила и приклеила к ним красивые беленькие бантики. И они теперь стали как новенькие.

Как отучить ребенка жаловаться/ябедничать

Добрый день, дорогие друзья и родители! Уже не в первый раз я сталкиваюсь с мнением мам, когда они якобы пожалели, что с детства приучали своих детей не жаловаться. Среди огромного количества конфликтов, которые, к примеру, происходят с их детьми в школе, в большинстве случает прав оказывается именно тот, кому удается
первому добраться до учителя. А в связи с тем, что их ребенок этого вообще не делает, то зачастую оказывается виноватым именно он. Так давайте же вместе разберемся в таких вопросах, как: всегда ли ябедничество является злом; в каких случаях оно может быть оправданным; что управляет ябедами и каким образом на это следует реагировать; мотивы ябедничества в школьном и дошкольном возрасте; а также, каким образом отучить ребенка жаловаться. И обо всем этом дальше более подробно.
Прежде, чем перейду к основной информации сегодняшней темы, поделюсь интересной вырезкой как раз в отношении ябед, на которую мне случайно удалось наткнуться:
«В моих воспоминаниях из детства весьма сильно запечатлен один случай: во время обеда в детском саду напротив меня оказалась согруппница Галя. Ей удалось заметить, как я прячу за тарелкой до боли ненавистный бутерброд от няни и она, с прищуренным взглядом, начинает показывать в мою сторону пальчиком: «Рассказ, рассказ». Вот только сейчас мне уже до конца и не припомнить, доносила Галя или только угрожала, но ябед после этого случая я точно не люблю!».
И таких воспоминаний в жизни каждого из нас огромное количество. Тем не менее, следует признать, стукач стукачу рознь. Кстати, возраст ябеды тоже имеет свое значение: донощиками школьного и дошкольного возраста движут абсолютно разные вещи. Дети от трех до пяти лет не придерживаются низких целей, рассказывая о чьем-то поступке — они всего лишь неосознанно делятся информацией, впоследствии пытаясь оценить по реакции взрослых в какой степени справедливо или логично поступил другой человек. Также здесь есть и иной важный аспект: до пяти лет у детей очень трудно с самокритикой, поэтому они могут придать реальную оценку только поведению кого-либо извне. Все это необходимо малышам для того, чтобы впоследствии правильно воспринимать и оценивать собственные поступки. Взрослые и родители, напрочь запрещающие ребенку поделиться тем или иным событием (информацией), и с упреком принуждающие не жаловаться, рискуют потерять доверительные отношения, но а сама проблема, к примеру трудности в общении с одногруппниками в детском саду, так никуда и не денется. Очень важный совет для родителей — всегда выслушайте свое чадо, научите его, как поступать в подобных ситуациях правильно и объясните почему именно, а также разберитесь в самих мотивах ябедничества, которые обычно делятся на четыре вида.

Причины ябедничества у дошкольников:

  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в одобрении взрослыми;
  • Намерение увернуться от незаслуженного наказания;
  • Потребность в сохранении своего «Я».

Мотивы ябедничества в старшем возрасте

В старшем возрасте, у желания пожаловаться добавляются иные, более корыстные мотивы.

  • Месть. Когда ребенка не принимают в игру, обижают или игнорируют, в большинстве случаев он желает отомстить с помощью взрослых. Если наладить взаимоотношения в группе, прекратятся и жалобы;
  • Самоутверждение. Проявляется в тех случаях, когда дети, обладая некой информацией о сверстниках, стремятся рассказать ее взрослым. Их подсознательная цель в подобных ситуациях — обрести и почувствовать свою значимость. Чтобы избежать этого, следует создать условия, в которых у детей появляется шанс проявлять себя в каком-либо виде деятельности (учеба, спорт, творчество, общественная деятельность и так далее). В таком случаи, чтобы самоутвердиться, им не понадобится прибегать к жалобам.
  • Обида и зависть. Одни из самых частых причин школьных жалоб — это зависть и обида в тех или иных проявлениях. К примеру, учитель за верный ответ на свой вопрос хвалит ученика, в то время, как другой ученик, который тоже очень сильно хотел ответить, но так и не получил предложение, заявляет: «А он подсмотрел в книгу!» или «Так у него же есть шпаргалка!» Данные ябедничества возникают спонтанно и не относятся к злобным, вынашиваемым длительное время желаниям мести, а как бы направленны на восстановление справедливости. Но все равно их следует пресекать. Правильнее всего в подобных случаях делать двойное замечание и ни в коем случаи не поощрять доносчика.

Бесплатные игры для девочек на Gamergirl.ru

Как реагировать на жалобы/ябедничество ребенка

— По мнению психологов, следует обучать ребенка последовательности в действиях, когда перед ним возникает выбор «настучать или нет». Пусть его первый шаг будет попыткой объяснить обидчику, что совершённый им поступок неправильный. Если это ничего не изменит, тогда перейдем ко второму шагу: предупредить обидчика о том, что, в случаи если он так и не изменит свое поведение, на него придется пожаловаться старшим. Если же и это ничего не изменит, то следует перейти к третьему, более кардинальному шагу: обратиться за поддержкой ко взрослым — это один из тех случаев, когда ябедничество полностью оправдано.
— Иногда, бывает, что ребенку вполне достаточно, дабы его просто внимательно выслушали. Он не стремится к мести, всего-лишь ищет участия. Не поленитесь полноценно выслушать ребенка, проанализировать произошедшее с ним. По возможности вспомните похожие примеры из своего детского опыта. Дайте рекомендации, которые помогут избежать подобного в будущем. Самое основное — проявить понимание и внимание к жизненным трудностям маленького человечка.
— Чтобы простые ябедничества друг на друга не трансформировались в склоку, посоветуйте «оппонентам сесть за стол переговоров» и обсудить претензии возникшие друг к другу вместе, а после прибегнуть к поискам выхода из сложившейся ситуации. Идеальный вариант — это, так сказать, «очная ставка» с вашим участием — выслушать каждую из жалоб оппонентов до конца в присутствии противоположной стороны. Этим вы приучите детей к конструктивному разрешению подобных стычек в будущем.
— И напоследок, если ваш ребенок «обрел славу» нытика и ябеды, понаблюдайте прежде всего за самим собой — не слишком ли часто жалобы присутствуют и в ваших разговорах с окружающими? Возможно, он всего-то берет с вас пример?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *