Развиваем мелкую моторику

Просмотров: 679

Активная двигательная функция кистей рук и пальцев является залогом того, что ребенок обладает способностью логического мышления, рассудительностью, концентрацией внимания, воображением. Он находится в состоянии готовности дальнейшего развития памяти, устной речи, объективно воспринимать окружающий мир.

Школьные учителя начальных классов подтверждают, что развитая мелкая моторика позволяет ребенку быстро осваивать разговорную речь, правописание, развивать логику мышления.

Содержимое обзора:

Дадим определение мелкой моторике

Синхронизированные и четко слаженные движения пальцев и кистей рук, координируемые нервной и мышечной системой, органами зрения и слуха, специалисты называют мелкой моторикой.

Развитие речи и мышления ребенка, находится в прямой зависимости от уровня развития мелкой моторики. Развивать эту способность рекомендуют сразу после рождения ребенка.

Что это такое?

То, что большинство из нас называют, как правило, ловкостью пальцев, на самом деле представляет собой сложный процесс, в котором задействованы различные системы организма. Моторика рук — это умение совершать точные и скоординированные движения пальцами. Они могут быть разнообразными, начиная от захвата предметов, заканчивая созданием картин и жонглированием. Общим является привлечение к выполнению движения опорно-двигательного аппарата, мышц, нервной системы и зрения.

Если хотя бы одна из систем не справляется со своей задачей, то нужного результата достигнуть не получается. Например, если ничего не предпринимать для развития мелкой моторики у ребенка, то ему будет сложно научиться разборчиво писать, он будет часто ронять предметы и столкнется с трудностями во время занятий спортом. Кроме того, подобные навыки отражаются на качестве речи. Во взрослом возрасте недостаточная тренировка пальцев станет причиной неуклюжести и проблем в быту, поэтому о том, как развивать мелкую моторику рук, следует знать каждому. Приятная новость – если прилагать усилия и запастись терпением, то можно научиться управлять своими движениями, сколько бы лет вам ни было.

Виды нарушений мелкой моторики

В некоторых случаях человек изначально предрасположен к тому, чтобы быть не слишком ловким. Проблемы с развитием мелкой моторики рук у детей и взрослых могут возникать из-за:

  • заболеваний органов зрения;
  • повреждений головы и сосудов;
  • аутизма, ДЦП и СДВГ;
  • болезней нервной системы.

В таких ситуациях особенно важно уделять время и силы для тренировки движений пальцами. Исследования показывают, что регулярные занятия дают устойчивый положительный эффект, позволяя улучшить качество жизни.

Цели развития мелкой моторики у детей и взрослых

Упражнения, которые позволяют увеличить ловкость пальцев, нужно делать абсолютно каждому человеку, ведь они позволяют:

  • стимулировать воображение и развивать пространственное мышление;
  • научиться принимать нестандартные решения;
  • стать внимательнее и аккуратнее;
  • быстро обрабатывать поступающий информационный поток, тренировать нейроны и предупреждать старение мозга;
  • говорить разборчивее и правильно формулировать мысли, обрести навыки планирования;
  • быстрее восстанавливать после сотрясений и других травм;
  • улучшать память и реализовать себя в творчестве.

Гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук, чрезвычайно полезна в пожилом возрасте. Ее часто используют при болезни Паркинсона, склерозе и других заболеваниях, чтобы остановить процесс деградации, стабилизировать психоэмоциональный фон и укрепить нервную систему, параллельно организовать интересный досуг.

Почему важно развивать моторику?

Каждый ребенок развивается индивидуально. Впервые увидев свои руки, ребенок с любопытством их разглядывает, затем совершает неуверенные попытки сжимания и разжимания кистей рук, хватая игрушку.

Уровень развития кистевой активности рук ребенка самым непосредственным образом влияет на качество его дальнейшей жизни:

  • способность совершать скоординированные действия руками, это необходимый элемент комфортной повседневной жизни;
  • двигательная активность кистей рук и пальцев крайне важна для формирования нормальной психики ребенка;
  • развитая мелкая моторика, это основной критерий, по которому можно судить о степени подготовки ребенка принимать знания;

Низкая кистевая и пальцевая активность может иметь для ребенка негативные последствия:

  • ребенку непросто интегрироваться в школьный учебный процесс, трудно усваивается новая тема;
  • заметен низкий уровень концентрации внимания, невысокая творческая активность, примитивная фантазия, мыслительные процессы идут замедленно;
  • связь между мозговым центром рукой слабая, вследствие чего, ребенку сложно провести ровную линию, распределить на листе фигуры;

С рождения развиваем моторику ребенка

Развитие моторики ребенка включается в активную фазу, как только появился на свет маленький человек. На каждом определенном этапе своего возраста ему нужно уметь выполнять определенные упражнения.

Это своего рода диагностика, ее проводит опытный детский психолог. Наблюдая за выполнением конкретных предложенных упражнений, психолог диагностирует уровень пальцевой и кистевой активности рук.

Рассмотрим эти упражнения по возрастным группам:

До полугода

Проявляя рефлекс, совершает беспорядочные движения ногами и руками. Ребенок с любопытством хватает игрушку одинаково левой и правой рукой. Координирует повороты головы и своего взгляда. Поворачивает голову в сторону голоса родителя.

До года

Теперь движения рук и ног становятся более скоординированными. Он может переложить игрушку из одной руки в другую, а размер ее может намного меньшим. Может толкать и бросать игрушки одной рукой или ногой, листать страницы книг.

До двух лет

Мышцы спины достаточно укрепились у малыша, для поддержания устойчивого равновесия во время сидячих игр. Возрастает активность пользования руками, как левой так и правой во время игр. В конце этого периода, как правило, определяется какая рука будет доминирующей.

До трех лет

Ребенок в этом возрасте лучше контролирует свое тело. Задействуют чаще мышцы предплечья и кисти. В этом возрасте ребенок должен с помощью ножниц разрезать произвольно лист бумаги, рисовать окружности, линии, пытаться создавать рисунок.

До четырех лет

Малыш создает рисунки, используя две руки. Доминантной рукой он держит правильно карандаш, а вспомогательной придерживает бумагу. Также он должен в течении непродолжительного времени пальцем рисовать в воздухе примерно одинаковые фигурки.

Далее следует упражнение, в котором ребенку предлагается расстегнуть и застегнуть пуговицу и зашнуровать ботинок. Можно считать, что ребенок готов осваивать письменность.

До пяти лет

Развитие активности пальцев, позволяет ребенку не задействовать предплечье при раскрашивании, а обходиться кистью и пальцами.

При раскрашивании кистью, нет выхода за контур фигуры. Ребенку предлагают выполнить упражнение, при котором он соединяет в форме кольца большой и указательный пальцы, а остальные направленны вверх.

До шести лет

В этом возрасте видна координация и гармония движения рук ребенка. Теперь ножницы, кисть, карандаш ребенок держит по-взрослому. Уделяет внимание раскрашиванию мелких деталей рисунка.

В случае, если по результатам проведенной диагностики будет выявлено отставание в развитии функции движения рук, следует уделить внимательность в этом случае, получить у специалиста необходимые упражнения и проводить занятия с ребенком самостоятельно, развивая двигательную активность пальцев.

Советы педагогов

Единственный и, пожалуй, самый главный совет педагогов и психологов заключается в своевременности занятий. Не надо дожидаться негативных результатов, заниматься с малышом следует с самого рождения, регулярно и систематически.

Некоторые родители, родив ребенка, не спешат утруждать себя развивающими занятиями. Когда же возникает какая-либо проблема (например, малыш не разговаривает, или плохо держит ручку в руке), они мобилизуют все силы и устраняют проблему упражнениями и занятиями, но после этого ребенок вновь предоставляется сам себе до нового «несоответствия» нормам.

Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь.

Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями. Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.

Мелкая и крупная моторика во многом влияет на развитие детей младшего возраста. Хотя оба эти навыка связаны с движением, у них есть различия. Мелкая моторика касается небольших групп мышц рук: пальцев и запястий ребенка. Крупная — наоборот больших, таких как руки и ноги, что позволяет малышам сидеть, переворачиваться, ползать и ходить.

Оба вида двигательных навыков обеспечивают дальнейшую самостоятельность ребенка. Мелкая моторика особенно важна, потому что позволяет детям выполнять задачи по уходу за собой без посторонней помощи, например:

  1. чистить зубы;

  2. есть, используя столовые приборы;

  3. рисовать или писать;

  4. одеваться.

Всё индивидуально: одни учатся трясти погремушкой в 3 месяца, в то время как другие в том же возрасте смогут сделать подобные действия только месяц спустя. Это абсолютно нормально.
Дети и развивают мелкую и крупную моторику в собственном темпе. Некоторые раньше, чем другие, и это не повод для беспокойства. Обычно эти навыки приобретаются уже в возрасте 1-2 месяцев.

Эффективные упражнения

Способов, как развить мелкую моторику у ребенка и взрослого, достаточно много, что позволяет каждому выбрать то, что ему подходит. Учитывать нужно, прежде всего, возраст и наличие физических проблем со здоровьем, а также количество свободного времени и предрасположенность к каким-либо видам творчества. Особенность подобной гимнастики заключается в том, что можно обойтись без дорогостоящего инвентаря – чтобы отрабатывать движения, достаточно будет того, что есть в каждом доме: крупы, листы и кисточки, инструменты для рукоделия и т.д.

Рассмотрим наиболее популярные и эффективные методы развития мелкой моторики рук:

  • Рисование мелками, красками и карандашами.
  • Массаж и поглаживание ладоней.
  • Лепка из пластилина.
  • Пальчиковые игр.
  • Сборка паззлов.
  • Вырезание из цветной или обычной бумаги.
  • Вышивание.
  • Обучение игре не музыкальных инструментах.
  • Создание моделей самолетов, машинок и т.д.

Кроме того, чтобы развить мелкую моторику рук у ребенка или взрослого, можно завинчивать и развинчивать крышки разных форм и размеров, играть в ладушки, завязывать и развязывать шнурки, а также пересыпать и перебирать крупы. Даже после освоения базовых навыков нужно продолжать заниматься, ведь без тренировок многие навыки (особенно у детей и пожилых людей) могут атрофироваться.

Крупная моторика:

Двигательные навыки наиболее быстро развиваются в течение первого года жизни ребенка. Новорожденный младенец не умеет почти ничего, он лежит и движения его хаотичны. К концу первого месяца жизни он уже может, лежа на животе, поднимать головку, чтобы взглянуть на окружающих его людей и предметы.

В течение следующего месяца малыш научится не только приподнимать, но и удерживать голову некоторое время, а к концу третьего месяца он уже способен удерживать её прямо около минуты и приподниматься на ручках. С небольшой помощью взрослого он осваивает переворот с живота на бок и на спинку, а к концу пятого и с боку на бок.

Во втором полугодии жизни ребенок умеет уже так много – лёжа на животике, тянуться ручкой к игрушкам, переворачиваться со спины на живот, а лёжа на спинке, играть со своими ручками и ножками, приподнимая голову. Он уже может сидеть с поддержкой, стоять несколько секунд на ножках, если помочь ему, поддерживая за ручки, начинает «подползать» (передвигаться по-пластунски).

Ближе к девяти месяцам он пытается самостоятельно вставать, а к десятому месяцу может даже начать ползать на четвереньках, подтягиваться и вставать, держась за опору.

К году навыки крупной моторики маленького человечка развиты настолько хорошо, что он умеет самостоятельно сидеть, курсировать вдоль стен или мебели, а возможно, даже, и самостоятельно ходить.

Крупная моторика — что это?

Крупная моторика — это любые двигательные движения человека, которые мы совершаем ежеминутно в процессе своей жизнедеятельности. И задействованы здесь крупные мышцы тела, отсюда и название.

Помимо развития организма в целом, происходит и формирование его отдельных навыков.

Постепенно ребенок сначала учится управлять своими движениями и постигает свое тело, изучает его и пытается им управлять.

Так заложено природой, что это происходит сверху вниз: сначала малыш учится контролировать свой взгляд, он его фокусирует и удерживает на интересующем объекте. Затем он контролирует движения головы, поворачивает ее, старается поднимать и удерживать.

Дальше ребенок начинает тянуться к ярким игрушкам и узнает, что у него оказывается есть еще и ручки.

Помните, как малыши любят их разглядывать? И так дальше вниз: спина, ноги. Учится сидеть, ползать и постепенно поднимается вертикально: стоять и ходить, а затем уж бегать и все прочее.

Какие плюсы от развития крупной моторики?

Посредством активных движений, как на свежем воздухе, так и в помещении ребенок должен ежедневно тренироваться.

Развитие крупной моторики дает почву для:

  1. Развития самостоятельности.
  2. Управления своим телом.
  3. Нормализации вестибулярного аппарата.
  4. Совершенствования двигательных навыков (пинать мяч, кидать его в корзину, ловить).
  5. Умения себя обслуживать (бытовые навыки: сходить на горшок, одеться).
  6. Дает толчок для развития речи.
  7. Ребенку необходимо в течение дня обязательно выплеснуть его скопившуюся энергию, такие дети менее капризны, лучше и крепче спят.
  8. Способствует развитию памяти, внимания.
  9. Укреплению мышечного корсета.
  10. Развитию координаций движений (прыжки, лазание, бег)
  11. Повышает самооценку ребенка.

Поэтому так важно чередовать занятия в течение дня: активные и пассивные, спокойные.

Вовремя и в нужной степени развитая крупная моторика позволить вырастить здорового и полноценного человека, способного заниматься физкультурой и не имеющего проблем с опорно — двигательным аппаратом и сердечно — сосудистой системой. Что позволит в будущем поддерживать более — менее активный образ жизни. Поэтому так важно делать ежедневно пусть не утреннюю, хотя бы в течение дня, гимнастику.

Как ни странно, но между активной физической деятельностью и интеллектуальной есть особая взаимосвязь. Если у ребенка дефицит активной деятельности, это может привести его к апатии и нежелании заниматься умственной деятельностью, либо спровоцировать ее снижение, плохую память и работоспособность.

Упражнения и игры на развитие крупной моторики

Для развития крупной моторики вы можете как выполнять ежедневные упражнения дома или ходить на групповые занятия.

Мы с Данилкой совмещаем: ходим два раза в неделю на тренировки с беговелом, а дома танцуем под песенки Железновой. Делаем гимнастику, но иногда он ее не хочет делать, я не заставляю, тогда просто дурачимся и бегаем по квартире, лазаем по турникам и канатам в детской, делаем полосу препятствий из подручных материалов.

Итак, при помощи каких упражнений можно развить крупную моторику?

  1. Любые подвижные игры как на улице, так и в помещении (игры в мяч, со скакалкой, обручем).
  2. Делаем гимнастику, йогу, танцуем.
  3. Езда на велосипеде, беговеле, толокаре, самокате.
  4. Прыгаем на резиновом прыгуне, батуте, диване.
  5. Лазанье по канату, турникам, по снежным горам, по горам из подушек и одеял.
  6. Ходьба по досточкам, по кривым дорожкам, полоса препятствий, на руках (ножки держит мама).
  7. Висим вниз головой (на турнике, на руках у мамы).
  8. Стоим на одной ноге, на носочках, на пяточках, делаем ласточку.

Как ни парадоксально звучит, но помимо всего вышеперечисленного, приобщение детей младшего дошкольного возраста к труду будет отличным тренировочным обучением крупной моторике.

Банальные упражнения бытового характера: протереть со стола, подмести, разложить по местам свои игрушки, достать из стиральной машинки постиранное белье и при возможности повесить его.

У нас еще Данил любит работать миксером, когда я стряпаю, даю ему чашку и он с удовольствием мешает ложкой, что позволяет мне сделать что-то другое.

Ребенок выполняет такие ответственные поручения особенно серьезно, ведь это так важно — делать взрослые дела!

Ну и напоследок посмотрите курс детской йоги, может решите со свои малышом позаниматься дома:

Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

  • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать развития мелкой моторики детям в 2-3 года , но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

  • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
  • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
  • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период — подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
  • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
  • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

Задания

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Штриховка

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

Обведи и раскрась (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

Задания по клеточкам

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

Графический диктант

Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

  • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
  • цветную иллюстрацию к тексту;
  • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
  • графическое изображение, которое получится в итоге.

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

Игры

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики» .

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Используйте разнообразные игры на развитие внимания и памяти ребенка.

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

Рекомендации различных видов упражнений

Представленные упражнения помогают развить ловкость, точность, координацию движения пальцев рук.

Массирование

Каждый день тщательным образом делаем ребенку массирующими движениями массаж каждого пальчика, ладони, кисти руки и предплечья. В процессе массажа происходит активация речевых центров головного мозга, повышается иммунитет, укрепляется контакт с ребенком.

Бобовые ванночки

Очень забавное занятие, которое дает хорошие результаты, развивая координацию пальцев. В емкость насыпают любые имеющиеся дома бобовые: горох, фасоль, чечевица, бобы и в глубине схоронить мелкие игрушки. Ребенок, погружая кисти рук в бобовые, отыскивает игрушки.

Лепнина

Исходным материалом может быть все доступное из перечисленного: пресное тесто, синтетическая пластическая масса, природная пластическая масса глинистых отложений и других подручных материалов.

Малыш, занимаясь лепкой, творчески само выражается в своих творениях, проявляет и развивает фантазию. Кроме этого происходит развитие гибкости и подвижности пальцев, влияет на улучшение речи.

Игра с крупами

Вполне доступное для любого дома занятие. Смешиваем горох, фасоль и бобы в одной емкости. Ребенок садится и перебирает каждую в отдельную посуду. При перемешивании круп, растирая в руках, происходит активное массирование биологически активных точек на ладонях рук.

Портрет-мозаика

Занятие подобными играми оказывают положительный эффект, улучшая двигательную активность пальцев и кистей рук, у ребенка развивается сообразительность мышления, раскрывается творческий потенциал.

Пальцевая игра

Гимнастика для пальцев рук может быть любой, которая понравится. Это и свободные похлопывания вместе и порознь кистями рук по столу, а также постукивание пальцами обеих рук и каждой поочередно по столу, можно имитировать игру на баяне, гитаре, фортепиано. Можно катать между ладонями карандаш или маленький шарик.

Зашнуровать и расшнуровать

Сегодня в специализированных торговых центрах, развивающие игрушки представлены богатым ассортиментом игр со шнурками. Для дальнейшей жизни ребенка важно освоить этот опыт шнуровки кроссовок. Прекрасно развивается двигательная активность пальцев и кистей рук, вырабатывается терпение.

Пуговицы

Такая игра будет способствовать не только развитию моторики, но ребенок научится сенсорным путем понять где большая пуговица, а где маленькая. Нанизываем на нитку поочередно пуговицы и бусинки.

На отдельную ткань пришиваем пуговицы разного размера, а на другую ткань делаем петли разного размера. Это занятие будет развивать у ребенка сообразительность и ловкость рук.

Фото способов развития моторики у детей

Помогите проекту, раскажите друзьям: Спасибо за лайк;) 0

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *