Психомоторное развитие ребенка до 1

«Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»

(в соответствии с Годовой задачей ДОУ на 2019-2020 учебный год «Развитие физических качеств у детей через организацию подвижных, спортивных игр».

Цель: ознакомить педагогов с доступными для применения в условиях ДОУ методиками определения психомоторного развития детей.

Задачи:

— раскрыть понятия «физическое развитие», «физические качества» (ловкость, гибкость, выносливость, сила, быстрота), «тип нервной системы», «теппинг-тест»;

— подвести педагогов к пониманию того, что двигательная активность детей является важнейшим условием нормального развития, а подвижные игры, увлекающие детей, дают резерв для развития способностей, активизируют малоподвижных детей;

— научить педагогов определять функциональную зрелость нервных процессов у детей (на собственном примере).

Оборудование: бланки для работы, ручки.

  1. Физическое развитие детей по ФГОС ДО. Физические качества как функциональные свойства организма, характеризующие одарённость человека.
  2. Произвольные движения у детей. Психомоторное развитие.
  3. Подвижные игры как эффективное средство психомоторного развития.
  4. Диагностика психомоторного развития детей: определение функциональной зрелости нервной системы у детей (теппинг-тесты); диагностика оценки психомоторного развития (методика Н.О.Озерецкого).
  5. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Теппинг-тест: определение типа нервной системы).

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который направлен на поддержку разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважения личности ребенка.

Учитывая ФГОС ДО, содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности, в том числе и физическом развитии.

Физическое развитие включает в себя:

— приобретение опыта в двигательной деятельности;

— развитие физических качеств: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость;

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

— овладение подвижными играми с правилами.

Физические качества — это функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека.

Ловкость- это способность человека быстро, целесообразно осваивать новые действия, сочетать их с другими, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2- 3 полуприседания, затем — глубокое приседание.

Выносливость — способность организма противостоять утомлению во время мышечной деятельности, бороться с утомлением и восстанавливаться во время мышечной работы и после ее. (Холодов Ж. К., Кузнецов B. — М.,1990). Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Полезны подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.

Сила — выполнение какого-либо действия или сохранение, какой-либо позы человека (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам — разгибателям. Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Быстрота- способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения). Наблюдения за играющими детьми показывают, что они часто и охотно выполняют быстрые движения. Малыши догоняют бабочку, взлетевшего голубя, катящийся мяч или обруч, бегают с машинами, вертушками. Дети постарше соревнуются друг с другом в скорости перебегания через площадку, играют в «догонялки», «ловушки», бадминтон, с увлечением катаются на велосипеде, ходят на лыжах. При этом ребенок многократно позволяет понравившееся движение, использует его в разных ситуациях, стараясь выполнить быстрее, чередуя его с моментами отдыха — догоняет мяч и, подняв его, останавливается или, добежав до скамейки, усаживается на нее. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения в проявлении быстроты, интересные игровые задания и игры. Отмечено, что в играх, увлекающих детей, они чаще достигают более высоких скоростей, чем, просто выполняя задание, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных способностей детей.

Казалось бы, развитие физических качеств детей лежит вне сферы психологии, «ограниченной будто бы замкнутым, внутренним миром субъективных переживаний» (С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии. Изд-во «Питер», Спб. 2007 г. Серия «Мастера психологии»). Но в действительности, движения, произвольные движения человека, не могут остаться вне поля зрения психологии, поскольку любое действие является сенсомоторным единством и связь между сенсорикой и моторикой не линейная, а кольцевая, так что не существует отдельно моторного образования без сенсорных компонентов. Далее, каждое движение связано с личностными установками, с осмыслением задачи, с отношением к ней. Когда меняется личностная установка, меняется и двигательная сфера.

Психология — это наука, а наука — это прежде всего исследование. Если мы ставим цель развивать физические качества у детей мы должны понимать, что мы хотим получить, то есть, сначала мы должны «измерить», исследовать уровень психомоторного развития детей, особенности нервной системы каждого ребёнка, затем разработать занятия, игры с учетом возраста, способствующие развитию этих самых качеств. На последнем этапе делаем выводы — есть положительная динамика или нет, проводим оценку собственной деятельности, и продолжаем или не продолжаем дальше работать над этой темой.

Для того, чтобы успешно развивать физические качества детей дошкольного возраста нужно сначала определить функциональную зрелость нервных процессов (теппинг-тесты), провести диагностику оценки психомоторного развития дошкольника (методика Н.О.Озерецкого, Н.И.Гуревича).

Для чего это делается? Полученные показатели будут свидетельствовать не только об уровне развития нервной системы, но и о типологической характеристике ребёнка.

Для детей со слабым типом нервной системы характерно снижение показателей, снижено умение произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в движении, снижена способность определять характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-лёгкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость; резкость-плавность, темп, ритм).

Сильный тип нервной системы характеризуется более высокой скоростью работы, стабильностью темпа выполнения заданий на движение, дети с сильной н/с более ловкие, обладают хорошей способностью контролировать свои ощущения.

Функциональная зрелость нервной системы обуславливает способность к проявлению произвольных действий. Поэтому неслучайно в первые годы жизни уровень нервно-психического развития ребёнка определяют по его движениям.

Теппинг-тест (Определение функциональной зрелости нервных процессов)

Лист бумаги расчерчивается на 6 одинаковых частей, которые оформляются следующим образом:

Ребёнок получает задание: как можно быстрее нанести карандашом точки в каждом квадрате («насыпать зёрнышки птичкам») в соответствии с нумерацией. Переход от одного квадрата к другому осуществляется по команде психолога. Продолжительность работы в каждом квадрате — 5 секунд.

Перед тестом дети должны поупражняться в выполнении задания в игровой форме («капает дождик»). Тест помогает оценить уровень зрелости нервной системы ребёнка: он тем выше, чем больше точек в первом квадрате.

Далее строится график работоспособности в соответствии с полученными результатами, для этого 5-секундные промежутки времени надо отложить на оси абсцисс, а подсчитанное количество точек в каждом квадрате отложить на оси ординат.

Выявляется тип нервной системы: сильный, слабый тип нервной системы и промежуточные:

«выпуклый тип» — темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд; далее к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня, который наблюдался в первые 5 секунд. Это тип кривой свидетельствует о наличии у человека сильной нервной системы.

«ровный тип» — максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы.

«нисходящий тип» — взятый испытуемым максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остаётся на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы.

«промежуточный тип» — темп работы снижается после первых 10-15 секунд; этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система.

«вогнутый тип» — первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Методика диагностика психомоторного развития

(Модифицированный вариант методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича)

Цель. Выявить и изучить особенности зрительно — моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости.

Процедура диагностики. Проводится индивидуально, ребенку предлагают выполнить задания.

Проба 1. Оценка функции равновесия. Исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линий, руки вдоль туловища. Сохранять позу 15 секунд с закрытыми глазами. Отмечается смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование.

Проба 2. Оценка координации «Пальчик с носиком здороваются». После показа предлагают ребенку закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки кончика носа, мочки левого уха. Задание повторяется другой рукой.

Проба 3. Оценка тонкой моторики рук «Уложи монетки в коробку». На стол ставят картонную коробку размером 10х10, перед ней на расстоянии 5 см раскладывают 20 монет диаметром 2 см. По сигналу ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Сначала правой рукой, потом левой. Время для ведущей руки – 15 с, для другой руки – 20 с.

Проба 4. Оценка моторики пальцев рук «Нарисуй пальчиками кружочки». В течение 10с. указательным пальцем горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположном направлении. Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разного размера.

Проба 5. Оценка механизмов автоматизации движений руки «Давай поздороваемся». Ребенку предлагают протянуть руку для препятствия: сначала правую, затем левую, затем обе руки. Отмечают наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сохранение мышц лица, открывание рта и т.п.)

Обработка результатов. Заполняют диагностическую карту. Подсчитывают сумму баллов по всем пробам, на основе суммы баллов определяют уровень, составляют оценочные таблицы. Бальная шкала оценка выполнение проб

Критерии оценки:

— выполняет правильно с первой попытки – 3 балла;

— выполняет правильно с второй попытки — 2 балла;

— выполняет с помощью взрослого – 1 балл;

— не выполняет – 0 баллов;

Шкала оценки уровня психомоторного развития:

— высокий – 15 – 11 баллов;

— средний – 10 – 6 баллов;

— низкий – 5 – 0 баллов.

Подвижные игры имеют значительный потенциал для развития психомоторных способностей, они являются весьма привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта дошкольников, формирования культуры движений, образования эстетического вкуса, комплексного развития физических качеств ребенка. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.

Подвижные игры могут выступать в качестве эффективного средства психомоторного развития и решения следующих его основных задач: развитие двигательной памяти; развитие торможения движения; развитие статической координации; развитие динамической координации; развитие пространственной организации движений. Дети при разучивании подвижных игр лучше запоминают последовательность движений, усиливаются тормозные реакции в процессе двигательной активности; улучшаются показатели по статической и динамической координации движений; дети делают меньше ошибок в пространственной организации своих движений в игровой деятельности. Двигательное, моторное развитие ребенка, косвенно влияет на развитие познавательных функций, стимулирует развития эмоций.

Непосредственное педагогическое руководство игровой деятельностью детей.

Для организации подвижной игры важно создать интерес у детей. В младших группах воспитатель, привлекая внимание малышей, демонстративно играет мячом, сопровождая движения стихами: «Мой веселый звонкий мяч…», или кружится держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку «Каравай»; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитательница, похож на настоящий — с крышей и трубой…в старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др. Ниже описываемые приемы помогут педагогу успешно руководить деятельностью детей непосредственно в игре. Вначале педагог должен заинтересовать игрой. Этому могут способствовать: интересный игровой инвентарь и оборудование, интересное представление игры /использование игровых зачинов, считалок, песен. Так, например, воспитатель, привлекая внимание малышей, демонстративно играет мячом, сопровождая движения стихами: «Мой веселый звонкий мяч…», или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку «Каравай»; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитательница, похож на настоящий — с крышей и трубой…

В детском саду возможно включение подвижных игр в различные виды деятельности: специально организованного обучения в форме занятий и прежде всего занятий по физическому развитию, музыкальных занятий, развлечений и досугов. Кроме того, подвижные игры могут включаться в блок совместной деятельности воспитателя с детьми, использоваться на прогулках, в процессе организованного свободного времени: на спортивных праздниках, утренниках.

Педагог должен стараться направлять свою деятельность на то, чтобы подвижные игры развивались по инициативе самих детей, т.е. включались в блок свободной самостоятельной деятельности детей.

Виды моторики

Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

С какого возраста нужно помогать в развитии

Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

Развитие младенца – после рождения уже поздно!
Первый год жизни ребенка – бесценное время, определяющее все последующее развитие детей раннего возраста. К сожалению, именно в этот период молодые родители совершают большое количество ошибок в воспитании, которые впоследствии уже сложно исправить. Причин тому несколько:
— Сложности адаптации. Появление малыша – момент, к которому невозможно подготовиться на 100%. Даже для очень эрудированных мам и пап это — совершенно новый опыт. Благодаря обилию новых обязанностей, хроническому стрессу и постоянному недосыпанию, первые моменты жизни ребенка проходят для близких как в тумане.
— Недооценка значимости младенческого возраста. В понимании большинства взрослых ранние годы ребенка – это, прежде всего, подготовка к будущей взрослой жизни. В то время как младенческий возраст обладает самостоятельной ценностью. Здесь закладываются движущие силы психического и физического развития.
Особенно много хлопот доставляет родителям первый малыш. В данной статье мы попытаемся охарактеризовать типичные ошибки родителей и представим полезные рекомендации. Постарайтесь их соблюдать, и у вас вырастет здоровый малыш!
Итак, с какого момента начинается психическое развитие малыша? Ученые утверждают, что особенности психологии детей закладываются еще до рождения. Будущие родители, обратите внимание! Психическое здоровье детей зависит от вашего поведения. На формирование психики ребенка влияют эмоциональное состояние мамы и особенности взаимоотношений в семье. Рождение ребенка должно быть значимым событием для всех членов семьи. Малышу важно чувствовать, что его появления ждут. Безусловно, будущей маме полезно почитать соответствующую литературу, описывающую развитие малыша, посетить специальные занятия для беременных. Тем не менее, погружаясь в бескрайнее море информации про младенцев, помните, что все хорошо в меру. Переизбыток знаний может провоцировать повышение тревожности. У беспокойных мам, как правило, рождаются беспокойные детки.
ОШИБКА №1. Концентрация внимания на информации, анализирующей возможные отклонения в развитии ребенка, накопление избыточного количества таких данных. Опытные родители с удовольствием делятся с «новичками» всевозможными страшилками. Впечатлительные мамочки начинают незамедлительно искать и находить у себя разнообразные симптомы.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №1. Позитивный настрой. Находите в любой информации рациональное зерно, а к эмоциям относитесь философски. Ваши волнения могут и материализоваться. Думайте о хорошем. Представляйте, какой умный, красивый, спокойный и здоровый малыш у вас вырастет. Если тревожные мысли не дают вам покоя, займите свой мозг более нейтральной, но не менее важной работой: выбором имени малыша или цвета стен в детской.
Первый год жизни ребенка: формируем доверие к миру.
Индивидуальное развитие малыша начинается с кризисного возраста. Первые дни жизни ребенка — это кризис новорожденности. На протяжении этого этапа ребенку необходимо приспособиться к новой окружающей среде, отрегулировать теплообмен, наладить пищеварение. Длится этот кризис около двух недель. Затем наступает младенческий возраст. Может показаться, что основная деятельность ребенка не изменилась. Он по-прежнему спит и кушает. Многие родители считают, что развитие младенца сводиться к физическому росту. На самом деле младенческий возраст – период формирования базового доверия к миру. Если родители вовремя и полностью удовлетворяют потребности ребенка, у малыша появляется представление о том, что мир добрый и жить в нем будет хорошо.
ОШИБКА №2. Боязнь избаловать ребенка. Некоторые родители считают, что не следует часто держать младенца на руках. Мнение о том, что, оставаясь в одиночестве, малыш скорее станет самостоятельным, — глубоко ошибочно. Таким варварским способом развивается не самостоятельность, а эмоциональная холодность. Если ваш малыш плачет – значит, ему плохо. И первая задача родителей – сделать так, чтобы ребенку стало хорошо. Избалованный ребенок – это совсем другая история. До определенного возраста малышей вообще нельзя избаловать. Полноценное развитие ребенка происходит только в том случае, если он постоянно чувствует внимание и заботу. Не чувствуя эмоциональной связи с мамой, ребенок начинает отставать в развитии. Через некоторое время малыш на самом деле перестанет часто привлекать внимание близких плачем и другими сигналами. Но это — как раз один из признаков нарушения социальных навыков.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №2. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком. Используйте доступные ему средства коммуникации: взгляд, прикосновение, звук вашего голоса. Еще задолго до появления первых слов, малыш и родители должны установить между собой прочную эмоциональную связь. Разговаривайте с малышом, пойте ему песенки. В русском фольклоре есть очень интересное и полезное направление – пестушки – песенки, которые мама поет малышу. Через содержание и интонацию песенки мама передает ребенку свою любовь, рассказывает ему о том, какой он замечательный, о том, как она рада его появлению. Поглаживая ребенка, прикасаясь в процессе песни к разным частям его тела, мама не только успокаивает, но и помогает малышу начать знакомство со своим телом, сформировать представление о своем физическом облике. Доказано, что дети, к которым мама часто прикасалась в младенческом возрасте, вырастают эмоционально открытыми и доброжелательными.
Иногда поведение родителей младенца отличается другой крайностью – они ведут себя излишне беспокойно и нервозно: вскакивают при малейших звуках из детской кроватки, постоянно проверяют спящего ребенка, пытаются найти объяснение любому, даже самому незначительному изменению в поведении малыша. Такое пристальное внимание оказывает обратное влияние на развитие малыша. Ожидания родителей становятся самоисполняющимся пророчеством: как будто услышав мысли родителей, младенец начинает капризничать, сон малыша становится беспокойным, ребенок часто просыпается, плачет, отказывается от определенных продуктов, бросает игрушки.
ОШИБКА №3. Культ ребенка в семье. Все окружающие ребенка взрослые ходят «на цыпочках» и разговаривают шепотом, боясь побеспокоить чадо. Все разговоры в семье ведутся только на детские темы. Интересы всех членов семьи безжалостно подчиняются удовлетворению потребностей младенца. Веселый малыш становится единоличным повелителем серьезных взрослых людей. Желания детей не должны быть единственным центром жизни родителей. Это серьезно искажает представления детей о мире. Находясь в подчиненном положении, родители не смогут дать ребенку адекватное представление об отношениях.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №3. Развивайте свои собственные интересы. Передавайте своему малышу энергию активности, созидательной деятельности, творчества. Как только младенец научился фокусировать взгляд, показывайте ему реальные предметы, с которыми вы взаимодействуете: дайте потрогать нитки и ткани, проведите по его пальчикам кисточкой для рисования, покажите елочное украшение, сделанное своими руками. Ближе к пяти месяцам, когда малыш сидит, его возможности значительно расширяются. Привлекайте малыша к своей деятельности: знакомьте его с продуктами, посудой, приборами и т.д. Под вашим тщательным наблюдением как можно раньше познакомьте малыша с ножом, иголкой и другими «важными» объектами. Не стоит откладывать это на потом и ждать когда младенец подрастет.
Первые шаги в новый мир
Еще не так давно ваш малыш не умел самостоятельно держать головку и вот он уже делает уверенные повороты, учится хватать и удерживать предметы, пробует все на вкус… Первый шаг еще далеко, но уже сейчас можно предположить каким будет характер ребенка. Как понять младенца? Наблюдайте за малышом: что он делает, когда просыпается? Есть малыши, которые оставшись наедине с самим собой, удваивают исследовательскую активность: изучают свои пальчики, рассматривают все вокруг, пытаются достать интересующую их вещь, открыть мамину помаду, проверить наличие глаз у кота и т.д. Будьте уверены — у вас растет деятель, будущий творец. А если младенец при любом изменении окружающей обстановки начинает плакать, прячется за мамину юбку, требует взять его на руки – возможно, в дальнейшем он будет пытаться манипулировать окружающими. Чтобы обеспечить оптимальное развитие младенца, необходимо выбрать правильную и согласованную стратегию поведения.
ОШИБКА №4. Стремление все сделать за ребенка, предупредить возможные трудности, максимально облегчить жизнь малыша. Именно здесь часто кроются проблемы воспитания детей. Малыши привыкают надеяться на взрослого, ждать от него указаний, теряю инициативу, становятся пассивными.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №4. Создавайте малышам посильные трудности. Ребенок бросил игрушку и требует ее обратно? Не спешите поднимать – помогите ребенку самостоятельно добраться до цели. Второй вариант потребует от вас больших физических усилий. Но зато малыш поймет, что для достижения желаемого необходимо действовать и действовать самому. То, что сегодня ребенок может сделать с вашей помощью – зона его ближайшего развития. Завтра он сможет сделать это самостоятельно. Покажите пример, предложите несколько способов решения. Малыши очень наблюдательны. Они обожают подражать. Используйте этот потенциал развития.
Нередко родители уверены, что развитие малыша полностью обеспечивают развивающие игрушки.
ОШИБКА №5. Превращение детской комнаты в магазин игрушек. Многие родители не совсем верно понимают смысл словосочетания «развивающие игрушки». Зайдите в комнату малыша, внимательно присмотритесь к его игрушкам. Да, они яркие и озвученные. Но что они развивают? Они готовят малыша к реальной жизни? Детские игрушки, купленные в магазине, в большинстве случаев, максимально далеки от реальности. Неправильные пропорции, невообразимые цвета, искаженный звук… Это не развитие, это — травма для детской психики. Не говоря о материалах, из которых могут быть сделаны игрушки для малышей.
РЕКОМЕНДАЦИЯ №5. Заботливые родители знают, о том, что самые лучшие развивающие игрушки для малыша – кастрюли, ложки, баночки и, конечно, самые важные родительские вещи: паспорт, билеты на самолет, годовой отчет, самый дорогой крем для лица… Не нужно населять мир ребенка искусственными объектами. Проявите фантазию. При соблюдении определенных мер безопасности, самые обычные предметы могут с успехом заменить самые дорогие развивающие игрушки. К примеру, возьмите несколько пластмассовых яиц из киндер-сюрприза, в одно положите шарик, в другое насыпьте крупу, в третье – соль или сахар, в четвертое – макароны и т.д. Оберните каждое яйцо термопленкой для пасхальных яиц и на несколько секунд опустите в кипяток. Яркая и полезная, а главное безопасная, развивающая игрушка готова! Микробы уничтожены воздействием высокой температуры. Термопленка надежно защищает игрушку от несанкционированного вскрытия – мелкие части не попадут в дыхательные пути малыша. Каждая такая игрушка имеет свой звук и вес. Это прекрасный источник, обеспечивающий не только развитие мелкой моторики, но и сенсорное развитие малыша.
Для ребенка первого года жизни характерно полевое поведение – окружающие предметы притягивают его к себе, стимулируют исследовательскую активность. Именно природное любопытство приводит к тому, что младенец предпринимает попытки ползать и делает первый шаг. Как только малыш начал относительно уверенно передвигаться в пространстве, начинается новый психологический возраст — раннее детство. О психологических особенностях этого возраста читайте в статье «Развитие детей раннего возраста. Что нужно знать родителям?».

6 месяцев

Шестой месяц характеризуется стремительным продвижением в психологическом развитии. Ребенок реагирует, когда его называют по имени. Он уже осознанно различает две категории людей: близкие и чужие. Недоверие ко второй категории является некой защитной реакцией карапуза. Родителям не следует беспокоиться по данному поводу, так как это — этап вполне нормального развития.

Потребность во внимании возрастает, иногда ребенок даже начинает подражать родителям: повторяет своеобразные звуки и даже слоги. Это очень важный период для формирования разговорной речи, поэтому чем больше общения, тем богаче детский словарный запас.

7 месяцев

Маленький человечек в этом возрасте уже стает активным собеседником и юным исследователем. Родителям следует как можно больше с ним разговаривать и предлагать развивающие игры. Можно заметить, насколько увлекательным ему покажутся детские книги с яркими рисунками либо конструкторы.

Ребенок активно реагирует, когда к нему обращаются по имени. Он может прервать интересное занятие и обратить внимание на того, кто к нему обратился.

1 месяц

Это самый важный период в жизни новорожденного. Он пытается адаптироваться к новым условиям жизни. Психологическое развитие наблюдается в рефлекторных движениях, которые требуют обязательной врачебной проверки.

Это время проявления первых детских эмоций. В конце месяца вы сможете убедиться в том, что ваше чадо узнает вас. На ваше присутствие малыш отвечает улыбкой.

2 месяца

На втором месяце жизни психологически малыш стремительно продолжает развиваться. Можно наблюдать более внимательные и осознанные действия. Новорожденные рефлексы отходят в сторону, им на смену приходит сознательное восприятие. Хотя плач и остается единственным способом коммуникации, но интерес к миру становится более заметным.

3 месяца

Этот этап жизни характеризуется развитием обоняния. Ребенок в 3 месяца может узнавать своих близких не только по внешним признакам и голосу, но и по индивидуальному запаху. Малыш проявляет свои эмоции более ярко и осмысленно. Улыбка и смех — признак удовольствия, плач сигнализирует о дискомфорте либо чувстве голода.

Карапуз делает попытки общаться с людьми с помощью детского лепета, при этом детское личико имеет осмысленное выражение.

4 месяца

Отличительная черта четвертого месяца жизни малютки — потребность в общении и внимании. Кроме физиологических нужд (прием пищи, сон) малыш сознательно требует родительского внимания. Он пытается с ними разговаривать с помощью ауканья и различных звуков, при этом очень ярко выражает свои эмоции.

Посмотрите что всё не так одназначно периоды с и по
Этапы нормального психомоторного развития
В 2 мес — фиксация взора и прослеживание глазами — от 18 до 25,5 см — зона видения. У новорожденных прослеживается скачкообразное движение зрачков. Отсутствует конвергенция (сведение к носу). Контрастные цвета различает (больший интерес к черно-белой, а не цветной картинке)
В 2 мес — начинает приподнимать голову и держать ее.
В 4,5 мес — присаживание (тянут за руки — и он садится). Лежа на животе держит голову.
В 5 мес — сидит с поддержкой за поясницу.
В 5,5-6 мес — перекатывается с живота на спину
В 6 мес — перекладывает игрушку из руки в руку.
В 7 мес — лежит на спине задирает ноги рассматривает тело.
В 7,5-8 мес — сидит без поддержки, ласточка на животе
В 8,5 мес — перекат с живота на спину и наоборот
В 9 мес — сидит без опоры, поворачивает голову в сторону и назад, хлопание в ладоши
В 9,5 мес — ползание на животе
В 10 мес — появляются жевательные движения мягкой пищи, начинает вставать на четвереньки и протягивать руки к игрушке, начинает вставать на ноги
В 11 мес — из положения на четвереньках — садится на попу
В 12 мес — пинцетный захват (двумя пальцами
В 12 мес — 1 год 1 мес — ползание на четвереньках. Главное — диагональное ползание. Попытка вставать.
В 1 год 1 мес — боком переступают, делают переставные шаги. Могут стоять без опоры и самостоятельно ходить
В 1 год 2 мес — присаживаются на корточки, встают и идут дальше. Реагирует на мокрые штаны
В 1 год 3 мес — длительная ходьба
В 1 год 4 мес — могут поставить кубик на кубик
В 1 год 6 мес — залезать на возвышени
В 1 год 9 мес — протолкнуть формочку в отверстие
В 1 год 10 мес — просится в туалет
В 2 года — хождение по лестнице, можно сажать на обычный стул. Могут нанизывать бусы.
В 2 года 6 мес — одевает носки, штаны, обувь.
В 2,5 — 3 года — определяется ведущая рук
В 3 года — режет ножницами, осваивает трехколесный велосипед, перешагивает через препятствия, может стоять на одной ноге.
Речь.
Гуление у девочек в 3-4 мес, у мальчиков может быть чуть позднее. Лепет в 10 мес — это произнесение мягких звуков — мя, ля…
В 1 год 2 мес — повтор за взрослым серии слогов, односложных слов.
В 1 год 6 мес — эхолалическая речь в этом возрасте и до 4 лет — норма
В 2,0-2,1 год — элементарное предложение из 2-х слов
В 2,6 лет у девочек — фразовая речь с аграмматизмами
В 2,8-2,9 лет у мальчиков фразовая речь из 4-5 слов
В 3 года повторит четверостишие.
Изучая эти нормы не забывайте, что все дети разные. И каждый ребенок растет по своему собственному «графику», и это нормально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *