Психолог и психиатр

Года три назад на Фестивале практической психологии я представляла мастерскую на тему отличий специалистов разных помогающих профессий. И мне часто приходится разъяснять снова и снова, кто есть кто и к кому когда обращаться. Кино и пресса создают порой противоречивую и искаженную картину того, какой специалист в чем может быть полезен.

Начну с базового образования специалистов: психолог и психиатр. Как это ни удивительно, но часто путают даже их.

Психолог закончил факультет психологии. Ему теоретически известны основы многих разных областей психологии – индивидуальной, социальной, возрастной, психологии животных и др. Если вуз был чисто академическим, то это, в общем, и все. Практические навыки у него ограничены возможностью проводить тестирование, заниматься научно-исследовательской деятельностью и разъяснительной, просветительской работой. То же самое касается и психолога, защитившего диссертацию или преподающего в институте, если, опять же, речь идет об академическом образовании.

Специализация «клиническая психология» расширяет диапазон практики до возможности диагностировать отклонения, нарушения, дефицитарность: расстройства личности и характера, отставание в развитии, расстройства и нарушения внимания, памяти, мышления, а также проводить коррекционную работу, — проводить, например, занятия по развитию внимания, коррекции дисграфии, дислексии, заикания и т.п.

Пойдем дальше. Психиатр. Это врач, он закончил медицинский институт по направлению психиатрия. Он умеет, проведя клиническую беседу, поставить диагноз, — из круга большой психиатрии (напр., шизофрения, маниакально-депрессивное расстройство), малой психиатрии – паническое, аффективное расстройство, клиническая депрессия и т.п. или не обнаружить ни одного расстройства и поставить диагноз «здоров». Этот специалист необходим, если есть подозрение на серьезное расстройство и требуется медикаментозное сопровождение или госпитализация, если человек ведет себя странно и непредсказуемо, может нанести ущерб себе или окружающим. Врач подбирает схемы медикаментозного воздействия на психику, корректирует их в динамике наблюдения за пациентом, хорошо ориентируется в номенклатуре старых и новых препаратов, их сочетаниях, дозировках, а также, что тоже немаловажно, способах уменьшения побочных эффектов подобранных препаратов. Его цель – химическим образом уменьшить или полностью снять симптомы пациента.

Теперь переходим к профессии, которая называется Психотерапевт. Тут сразу возникает серьезная путаница для пациента. По законам, принятым в нашей стране, она может быть только продолжением врачебной специализации. Отечественный психиатр может вывесить на кабинете вывеску «Психотерапевт» уже после нескольких месяцев обучения рациональной психотерапии (именно ей обучают на курсах).

По европейским стандартам психотерапевт — это отдельная, самостоятельная профессия. Европейский формат подготовки психотерапевта долог, труден и дорогостоящ. Это многие сотни часов лекций, семинаров и практических занятий. Несколько лет собственной психотерапии в том методе, который изучается (не менее двух — трех, но обычно много более, ведь собственные неразрешенные конфликты и травмы не должны мешать работе). А также многие часы регулярных супервизий с признанными в данной области специалистами высокого класса. Это глубинное познание себя, постепенное освоение тонкостей метода, нахождение своего стиля.

Есть много направлений психотерапии – психоаналитическая, юнгианская, поведенческая, гештальт-терапия, психодрама, Роджерианская, рациональная и др. Она может быть краткосрочной (до года) и долгосрочной, многолетней. Интенсивной, несколько раз в неделю, или редкой, раз в неделю. Есть индивидуальные формы работы, а есть групповые. Обучение конкретному методу и его собственный опыт дает возможность психотерапевту понять, какую форму использовать в конкретном случае. Есть, конечно, еще фактор реальности, — психотерапия не входит в российские страховые программы, а дело это дорогостоящее. И наиболее подходящий вариант может, к сожалению, оказаться недоступным. Это не обязательно будет означать, что более бюджетный вариант (более редкие встречи или группа вместо индивидуальной работы) не поможет. Он может стать начальным этапом, поддержать, снять часть проблем, в том числе, возможно, позволить обрести внутреннее разрешение больше зарабатывать и лучше о себе заботиться. К психотерапевту можно обращаться с любым психическим страданием, нарушением коммуникации, после психической и или физической травмы, потери, при снижении или полной потере возможности работать, дружить или любить. Ваше субъективное ощущение дискомфорта– главный критерий

Надо отметить, что психотерапия – это всегда лечение словом. Даже если это игровой метод, типа психодрамы, или экспрессивный – типа арт-терапии или танцедвигательной, всегда есть разговор, раскрывающий символический смысл того, что происходит в психической жизни, смысл возникших ощущений и совершенных поступков, их причины и цели.

Психоаналитиком становится психотерапевт, который осваивает глубинный, длительный и частотный (3-5 раз в неделю на протяжении 5-8 лет) метод работы с использованием традиционной кушетки. Пациент, лежащий на кушетке, не видит психоаналитика во время сеанса, он сосредоточен на своих переживаниях и фантазиях. Школ психоанализа сейчас много, чуть ли не в каждой стране, где развивается подобный род практики, своя, а иногда и не одна, школа с несколько отличающимися взглядами на частоту встреч, манеру интерпретирования и акцентами на той или иной теории. Если вы стремитесь к более полному, осознанному пониманию себя, улучшению качества жизни, стабильности и надежности, и у вас есть мотивация серьезно в это вложиться, то вам к психоаналитику.

Ну, и под конец о психоаналитической терапии. Это метод, базирующийся на психоаналитической теории, но тот самый «бюджетный» вариант, достаточно доступный, подходящий в большинстве случаев и хорошо разработанный на данный момент. Встречи с терапевтом в среднем два раза в неделю. Продолжительность, опять же, в среднем, от двух до пяти лет.

Выбирайте свой вариант!

Кто такой психолог?

Задача специалиста – помочь человеку, оказавшемуся в непростой жизненной ситуации. Его клиентами являются абсолютно здоровые люди, которые не имеют психических отклонений, но остро нуждаются в психологической помощи.

Особенности работы

Основное отличие психолога от психотерапевта состоит в том, что у него нет медицинского образования, то есть он не может ставить диагнозы и назначать медикаментозное лечение. Его работа базируется на предоставлении консультаций, проведении тестирования и тренингов, которые помогают людям выйти из кризисного периода, повысить самооценку, наладить взаимоотношения с окружающими.

Существует широкий спектр специализаций в области психологии, в том числе:

  • Педагог-психолог – работает в учебных заведениях, помогая детям в их развивающей деятельности, решении поведенческих проблем, повышении успеваемости.
  • Специалист по семейным делам – дает консультации семьям по разрешению конфликтов, налаживанию отношений между супругами или с родственниками старшего поколения.
  • Специалист по юридической психологии – ведет работу с трудными подростками, стоящими на учете в отделе по делам несовершеннолетних.
  • Клинический психолог – помогает людям, которые страдают тяжелыми физиологическими болезнями или испытывают стресс из-за предстоящей хирургической операции.

Выбирая между посещением психолога или психотерапевта, важно осознавать различия этих профессий – специалист в психологической области является гуманитарием, который не лечит, а только помогает восстановить душевное равновесие.

К кому обратиться за помощью?

Чтобы точно понять, в чем разница между психиатром, психологом и психотерапевтом, представим компетенцию этих специалистов в таблице.

Специальность Когда обратиться
Психиатр

При серьезных заболеваниях психики, психических расстройствах на фоне алкоголизма, наркомании, черепно-мозговой травмы, инсульта, отравлений. Также пациент может быть направлен к врачу после попытки суицида.

Психолог

При проблемах личного характера, неудовлетворенности работой и жизнью, для проведения тренингов, психологического тестирования.

Психотерапевт

При психосоматических патологиях – депрессивных состояниях, стрессах, неврастении, заикании, энурезе, повышенной тревожности и навязчивом страхе, панических атаках, нервном срыве.

Если разобраться, чем отличается психолог от психиатра и психотерапевта, можно не просто понять разницу между этими специальностями, но и выбрать именно того доктора, который нужен в данный момент. Главное – не затягивать с посещением специалиста, ведь своевременно начатое лечение значительно повышает шанс на выздоровление.

Как стать нейропсихологом

Специальности «Нейропсихология» в нашей системе образования нет. Чтобы получить эту профессию, придется сначала обучиться на психолога или клинического психолога… Даже на психиатра можно, только это медицинское образование, так что оно займет гораздо больше времени. А после нужно будет пройти программу повышения квалификации.

Например, нужная программа есть на факультете психологии МГУ. Принимают туда с высшим психологическим, педагогическим или медицинским образованием. То есть возможностей стать нейропсихологом масса. Обучение длится всего 4,5 месяца и стоит 40 000 рублей.

Обучение нейропсихологии на факультете психологии МГУ

А в психолого-педагогическом университете все выглядит еще серьезнее: берут только психологов, учат 10 месяцев и берут за это 100 тысяч рублей.

Только не стоит рассчитывать, что обучение ограничится парой месяцев. Хороший специалист учится постоянно, все во имя квалифицированной помощи клиентам!

Где работать нейропсихологу

Говорят, помощь нейропсихолога нужна трем из четырех первоклашек. Так что остаться без работы вам с такой профессией не грозит.

На сегодняшний день неропсихологи работают в детских развивающих центрах, для России это направление довольно молодо, в школе такого специалиста найти все еще трудно.

Согласно вакансиям на сайте hh.ru, нейропсихологам в среднем платят от 40 до 100 тысяч рублей.

Не уверены, какую профессию выбрать? Пройдите профтестирование.

Каждый второй имеет шанс

Юлия Борта, «АиФ»: Зураб Ильич, насколько сегодня распространены психические заболевания?

Зураб Кекелидзе: По данным ВОЗ, каждый 4-5-й уже страдает тем или иным психическим расстройством и каждый 2-й имеет шанс заболеть в течение жизни. При этом процент больных шизофренией практически во всех странах колеблется от 0,9 до 1,1%.

Как показывает практика, 25% людей, которые приходят в обычные поликлиники, имеют те или иные психические расстройства. Это не означает, что все они больны. Существуют так называемые психосоматические расстройства, в которых стресс играет большую роль. К ним относятся: язвенная болезнь желудка, 12-перстной кишки, колиты, энтериты, заболевания кожи, различные аллергии. При некоторых психических расстройствах наблюдаются расслаивание и ломкость ногтей. Женщины идут к косметологу, прибегают к народным средствам. Однако это тоже проявление стресса, надо обращаться к психиатру или психотерапевту. Я не говорю уже о беспричинных головных болях, снохождении и сноговорении.Нажмите для увеличения

«Прикинулись» врачами

— А психиатр сразу на учёт поставит?

— Почему-то наши люди уверены: стоит пойти к психиатру — тот сразу схватит и на учёт. Необходимо подчеркнуть: есть два вида учёта. Один консультативный — когда можно прийти в диспансер и посоветоваться: а что со мной? В этом случае обратившегося на учёт не ставят. И есть учёт диспансерный — для больных тяжёлыми психическими расстройствами. Помимо прочего, диспансерный учёт даёт право на бесплатные лекарства. В целом общество должно выработать единый подход ко всем. С одной стороны, каждый из нас хотел бы знать, не имеет ли кто-то из наших знакомых психиатрического диагноза. С другой стороны, если заболевает близкий родственник, родные часто делают всё, чтобы его не поставили на учёт. В итоге человек лишается профессиональной помощи.

— Многие ещё помнят времена, когда психиатры не лечили, а калечили…

— Разумеется, лечение психически больных ушло далеко вперёд. Вплоть до XIX века больного с навязчивыми мыслями «лечили» так: привязывали к вращающемуся стулу и раскручивали как можно сильнее — чтобы навязчивые мысли отлетели. А изгнание дьявола? Это и сейчас некоторые практикуют. Сегодня есть препараты (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы), которые помогают больным. Но надо понимать, что тяжёлые формы шизофрении с трудом поддаются терапии. Увы, иногда заболевание течёт так, что состояние больного ухудшается, несмотря на лечение, дефект личности нарастает. И это легче всего свалить на врача. Не спорю, есть непрофессионалы, которые не знают о побочных действиях препаратов или назначают их необоснованно. Сегодня кто только не лечит наших больных! И неврологи, и кардиологи (если у больного кардиофобия), и психологи, которые прикидываются психотерапевтами, не имея обязательного высшего медицинского образования. Предлагают также врачей общей практики обучить, чтобы они принимали в поликлинике психически больных с «лёгкими расстройствами». Но в амбулаторном звене должны работать опытные психиатры и психотерапевты. Если пациент пришёл впервые, у тебя нет права на ошибку, потому что итог её — это либо сломанная жизнь, либо невыявленные симптомы заболевания.

Кстати, о лечении. Большинство больных не должны лежать в больницах.

Вопрос-ответ Чем отличается психолог от психотерапевта? — Вот это пугает.

— Общество пугает не тот больной, который не лежит в больнице, а тот, который либо выписан раньше времени, либо не получает адекватной амбулаторной помощи. Зарплата участкового психиатра должна зависеть от эффективности его работы: сколько больных он направил в стационар, сколько на его участке больных работает в мастерских, на обычном производстве. К сожалению, блестящую систему трудотерапии в 90-е годы разрушили. Пытаемся восстановить.

— Как окружающим понять, что человек на улице психически больной и опасен?

— Определять это должен врач. Скажем, человек считает себя великим изобретателем (бредовое убеждение). Охватывают ли эти расстройства личность больного, определяют ли его поведение? Ну изобретает он что-то для себя, никому не мешает, не ходит в различные органы, доказывая свою гениальность. Наконец, представляет ли он опасность для себя или окружающих? Или, к примеру, идёт человек, сам с собой разговаривает. Это ещё ничего не означает. Но, если он при этом угрожает кому-то или боится, что на него нападут, это может быть психически больной, нуждающийся в безотлагательной помощи специалиста. Задача окружающих — вызвать полицию.

Какие именно заболевания и состояния лечит психиатр

В компетенции врача психиатра широкий спектр психических расстройств, нарушений функции нервной системы, которые проявляются в виде психических расстройств и прочих патологических состояний:

  1. Депрессии любой этиологии, в том числе послеродовые или возникшие вследствие злоупотребления алкоголем, наркотиками, психотропными препаратами. На этом специализируется психиатр-нарколог.
  2. Склонность к суициду, в том числе у подростков и людей пожилого возраста.
  3. Биполярные расстройства – чередование периодов гиперактивности и апатии.
  4. Все виды зависимостей – от табакокурения, до эмоциональной зависимости («неразделенная любовь»).
  5. Все виды возрастных психических нарушений, которые возникают у людей пожилого возраста.
  6. Шизофрения и другие психические расстройства.
  7. Расстройства ЦНС – бессонница или гиперсомния, раздражительность, агрессия, хронический стресс и усталость.
  8. Все виды фобий и страхов, навязчивые состояния, паранойя, панические состояния.
  9. Недержание мочи (энурез), если оно возникло у пациента в возрасте старше 7 лет.
  10. Врожденная или приобретенная эпилепсия и приступообразные состояния, которые ее сопровождают – судороги, головокружения, зрительные и слуховые галлюцинации, обмороки.
  11. Любые изменения личности и поведении, возникшие вследствие несчастных случаев, травм, хирургических вмешательств, заболеваний. Тяжелые последствия черепно-мозговых травм.

Реактивные состояния после тяжелых жизненных обстоятельств, психо-эмициональных потрясений – после смерти близкого человека, потери собственности, увольнения с работы и т.д.

Любые сексуальные расстройства, отклонения, в том числе эксгибиционизм, предпочтения, которые самим пациентом считаются «извращенными».

Любые отклонения от нормального поведения у взрослых, подростков, детей – агрессивность, склонность к конфликтам, рукоприкладство, вызывающее поведение.

Важно! Также психиатр занимается постановкой пациентов на учет в психоневрологический диспансер и выдает справки о состоянии здоровья для получения пациентом водительских прав или разрешения на покупку оружия. Поэтому к нему на консультацию часто записываются автомобилисты и охотники. Некоторые психиатры занимаются судебной экспертизой психических отклонений.

Когда нужно записываться на консультацию к психиатру

Показания для обращения к психиатру:

Отклонения со стороны чувств, эмоций.

  • Депрессивные состояния – тоска, подавленность, апатия, отчаяние, угнетенность, грусть.
  • Гиперактивные, раздражительные состояния – агрессия, психо-эмоциональная неустойчивость, склонность к ссорам и конфликтам всплески активности, которые могут сменяться безразличием.
  • Навязчивые страхи, фобии, паранойя, необоснованные опасения за жизнь и здоровье – свое или близких людей.
  • Непреходящее, постоянное чувство вины, неспособность или нежелание оставить ошибки в прошлом и продолжать жить дальше.
  • Снижение уверенности в себе, стойкое принижение собственных положительных качеств, чувство никчемности и ненужности.
  • Потеря смысла жизни, отсутствие перспектив, дезориентация, потеря интереса к тому, что еще недавно приносило удовольствие, потеря интереса к хобби и профессиональной деятельности.

Физиологические или психосоматические проявления.

  • Возникновение любых заболеваний, в том числе хронических, для появления которых нет никаких объективных физиологических предпосылок. К примеру, постоянно болит сердце, но никаких признаков сердечно-сосудистых патологий диагностировать не удалось. Внезапные боли и дискомфорт в любых частях тела.
  • Любые стойкие нарушения сна и аппетита – отсутствие сна или сильная сонливость, анорексия, булимия.
  • Любые признаки нарушений работы ЦНС – повышенная раздражительность, истеричность, неуравновешенность, нетерпимость.
  • Признаки нарушений работы органов желудочно-кишечного тракта.
  • Изменения сексуальных предпочтений, гиперсексуальность, импотенция, отсутствие либидо.
  • Появление судорог, конвульсий, галлюцинаций.
  • Снижение иммунитета и общего тонуса организма, низкий энергетический, физический, умственный потенциал.

Нарушения и отклонения в поведении.

  • Стремление к уединению, отшельничество, отстранение от общественной и семейной жизни, замкнутость, скрытность, безынициативность и безразличие ко всему, происходящему вокруг.
  • Навязчивость, нарушение личного пространства родных и посторонних людей, стремление принять участие в процессах, не касающихся пациента.
  • Пристрастие к алкоголю, наркотиками, азартным играм, еде, медикаментозным и психотропным препаратам. А также последствия, которые следуют за появлением зависимости – воровство денег и ценных вещей, вождение автомобиля или управление механизмами в алкогольном или наркотическом опьянении. Антисоциальное поведение.
  • Неспособность выполнять свои профессиональные, общественные, бытовые обязанности.

Нарушения мыслительных процессов.

  • Проблемы с самоидентификацией, потеря собственного «Я».
  • Ступор при необходимости принятия решений, замедленность мышления, снижение умственных способностей, неспособность к концентрации.
  • Мысли и разговоры о самоубийстве, убийстве других людей.

Нельзя не согласиться с тем, что подобные проявления в той или иной степени, с той или иной периодичностью характерны для любого человека. Бессонница, раздражительность, желание выпить пару бокалов вина, желание провести выходные на диване, а не на даче с семьей – если такие ситуации случаются время от времени, но не постоянно – волноваться не о чем. Но если такое поведение/состояние у человека длится днями, неделями, месяцами – без помощи психиатра не обойтись.

В следующем видео врач-психиатр рассказывает, в каких случаях нужно записываться на прием:

Детский нейропсихолог
Нейропсихология — раздел клинической психологии. Нейропсихологи традиционно работали в клинике нервных болезней, нейрохирургических клиниках и выполняли диагностическую работу, выясняя, какие функции у человека пострадали (в результате травмы, болезни), и на основании этого анализа предполагали топический диагноз (определение мест пораженния нервной системы). Второй вариант работы нейропсихолога, тесно связанный с первым, это восстановительное обучение. Детские нейропсихологи также проводят анализ, выясняя структуру дефекта и в соответствии с этим выстраивают методы работы, чтобы помочь больному ребенку преодолеть его дефект. Это — традиционная область применения нейропсихологии.
В настоящее время нейропсихология распространяется на новые практические области, включая помощь детям с трудностями обучения, с задержками психического развития. Нейропсихолог проводит обследование ребенка, выясняет, какие звенья высших психических функций развиты у него хорошо, сильно, а какие — более слабые, и за счет чего имеются те или иные трудности обучения. В таком случае нейропсихолог применяет как традиционные найропсихологические методики диагностического характера (функциональные пробы, тесты), так и методы «следящей» диагностики (включающие анализ продуктов деятельности и наблюдение за учеником на уроках, во время других занятий).
Детские нейропсихологи имеют дело не только с дошкольниками, младшими школьниками (хотя им уделяется центральное внимание), но и с подростками. Например, к ним обращаются дети, страдающие дисграфией (нарушениями письменной речи), которые в 10 — 11 классе не понимают, что с таким низким уровнем владения письмом, как у них, они не смогут поступить ни в один институт. При этом такие люди могут быть интеллектуально очень высокоразвитыми, но область письменных навыков у них настолько слаба, что им требуется помощь.
Работа с дошкольниками — перспективная область, чрезвычайно важная для развития нашего общества, ибо это проблема помощи детям с трудностями обучения. Количество таких детей растет на 3-5% каждые 5 лет. В работе с детьми 6-7 лет (до их поступления в 1 класс) важно вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не создавалось «навыка неуспешного учения». Нейропсихологи выделяют индивидуально-типологические особенности детей, их сильные и слабые стороны. Это — дети близкие к норме, у которых трудности обучения могут быть связаны с каким-то определенным предметом (овладение письмом, математикой и т.д.). Трудности обучения могут быть и более развернутые (например, недостатки программирования и контроля действий, отражающиеся на нескольких областях активности).

Нейропсихолог может работать и с умственно-отсталыми детьми. У таких детей не происходит полного общего одинакового снижения всех психических функций, это снижение неравномерное. Нейропсихолог может выявить эту неравномерность и помочь учителям построить специализированное для данного ученика коррекционное обучение.
Дети, страдающие ДЦП (детский церебральный паралич), — это тоже область работы нейропсихологов.
В целом нейропсихология как наука вносит вклад в понимание системного строения высших психических функций человека в норме и в патологии, при отклонениях в развитии, а также в приобретенных патологиях. Системный анализ позволяет строить оптимальные научно-обоснованные методы коррекционно-обучающего, коррекционно-развивающего, или восстановительного обучения.
Детская нейропсихология — относительно новая ветвь клинической психологии, ее методы часто еще не имеют статистического обоснования (в отличие от нейропсихологии зрелого возраста). Диагностика основных составляющих психической деятельности у детей не топическая (у детей топический диагноз очень сложно бывает поставить, для этого привлекают высококвалифицированных невропатологов), а, как правило, функциональная, ибо именно обнаружение снижения функций психики позволяет выстраивать коррекционное обучение.
Как проверяется точность диагноза в нейропсихологии детского возраста? Во-первых, использование электроэнцефалографии, данные которой соотносят с результатами функционального анализа. Второй источник верификации — применение других неинвазивных методов (методов, не нарушающих целостности мозга), опора на принципы системного строения мозга и его функций, на принцип динамической локализации психических функций. И третий источник — успешное коррекционное обучение.
Детская нейропсихология — сложная и интересная область, успехов в которой может добиться не каждый человек. Какие качества ему полезно развивать в себе?
Прежде всего, важны гуманное отношение к другому человеку, синтонность (умение понять душевное состояние собеседника, понять его проблемы и сопереживать ему, «настроиться на его тон»), умение привлечь человека к себе с тем, чтобы между больным (или ребенком) и психологом возникли симпатия, доверие. Без соответствующей мотивации ни больной, ни ребенок не будут выполнять инструкции и задания. Нейропсихолог постоянно сопоставляет данные разных проб и с помощью этих проб решает диагностическую задачу. В этой связи специалисту нужен тонкий логический анализ, он должен быть хорошим логиком, и, в то же время, он должен иметь устойчивый познавательный интерес. Полезно обладать воображением, прогнозировать ситуацию, представляя механизм нарушений познавательных действий и связанный с ним механизм возможных ошибок ребенка. Понимая этот механизм, психолог помогает предотвратить соответствующие ошибки.
Где работают детские нейропсихологи? Они работают в неврологических и нейро-хирургических клиниках, в образовательных учреждениях на должности педагога-психолога, в медико-психологических центрах. К сожалению, важность и сложность работы нейропсихолога оценивается обществом недостаточно (если иметь в виду размер его заработной платы в государственных учреждениях). Возможно, в будущем ситуация изменится, во всяком случае, всегда останется практика индивидуального нейропсихологического консультирования. Детские нейропсихологи не останутся без работы, ибо их квалификация и главное её преимущество — владение теорией и методами системного нейро-психологического анализа — позволяет качественно разобраться в проблемах познавательной сферы ребенка и организовать соответствующую форму коррекционной работы с ним. Они могут дать научно-обоснованный совет родителям, педагогам в том, как им вести себя с ребенком, у которого имеются трудности в учении. Психологи других специализаций обращаются к ним за помощью в случае необходимости нейропсихологической диагностики, но главный предмет гордости, основу профессионального самоуважения составляют такие случаи, когда к нейропсихологу приводят ребенка 5-6 лет и предстоит выяснить, что с ним — умственная отсталость или задержка психического развития. И после года работы этот ребенок может идти в массовую школу!
Как стать детским нейропсихологом? Эту специализацию можно получить в университетах, вузах, которые обучают студентов по специальности 22700 — «Клиническая психология», например, на факультете психологии МГУ. Рост квалификации возможен через обучение в аспирантуре, защиту кандидатской и докторской диссертаций.
Текст подготовлен студенткой ф-та психологии МГУ Тумаркиной Л. на основе интервью с доктором психол. наук, зав. лабораторией нейропсихологии ф-та психологии МГУ — Т. В. Ахутиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *