Псалом 90 91

В число чудотворных канонических молитв, которые укрепляют силу духа человека, оберегают от земных неприятностей и бед входит «Хвалебная песнь Давида» или псалом 90 (в православии «Живые пощи»). Вера, — в переводе с латинского, «истина» (veritas). Открывается она только тому, кто стремится к Богу через тернистый путь очищения и покаяние. Когда сердце открыто для Бога, происходит трансформация сознания, открываются духовные каналы. Молитва обретает силу.

«Хвалебная песнь Давида»

Легендарный второй властитель Израиля Давид (1055 — 1015 год до нашей эры) славился своей глубокой верой в Бога, мудростью, силой. В момент помазания на царство на него снизошёл Святой Дух. Давид был воином, ему приходилось убивать, участвовать в сражениях. Историю своей жизни он рассматривал через призму веры в Бога. Свои чувства, в том числе покаянные, он воплощал в поэтической форму песнопения, обращения к Господу.

Богослужения в период царствования Давида проводилось дважды в день. Под музыкальное сопровождение исполнялись молитвы, в том числе псалмы Давида. Антифонное пение богослужителей (разделение на два хора), объясняет построение псалмов. «Хвалебная песня Давидова» написана в виде диалога. Псалом 90 пропитан силой веры, глубокой чувственностью, обличены в торжественную, красивую поэтическую форму.

Оригинальная молитва «Живые помощи” — текст:

Церковнославянский текст: «Живы̀й в по̀мощи Вы̀шняго, в кро̀ве Бо̀га Небѐснаго водворѝтся. Речѐт Го̀сподеви: Засту̀пник мой есѝ и Прибѐжище моѐ, Бог мой, и упова̀ю на Него̀. Яко Той изба̀вит тя от сѐти ло̀вчи, и от словесѐ мятѐжна, плещма ̀ Своѝма осенѝт тя, и под крилѐ Его надѐешися: ору̀жием обы̀дет тя ѝстина Его.

Не убоѝшися от стра̀ха нощна̀го, от стрелы̀ летя̀щия во дни, от вѐщи во тме преходя̀щия, от сря̀ща, и бѐса полу̀деннаго. Падѐт от страны̀ твоея̀ ты̀сяща, и тма одесну̀ю тебѐ, к тебѐ же не приблѝжится, оба̀че очѝма твоѝма смо̀триши, и воздая̀ние грѐшников у̀зриши. Яко Ты Го̀споди, упова̀ние моѐ, Вы̀шняго положѝл есѝ прибѐжище твоѐ.

Не приѝдет к тебѐ зло, и ра̀на не приблѝжится телесѝ твоему̀, я̀ко Ангелом Своѝм заповѐсть о тебѐ, сохранѝти тя во всех путѐх твоѝх. На рука̀х во̀змут тя, да не когда̀ преткнѐши о ка̀мень но̀гу твою̀, на а̀спида и василѝска насту̀пиши, и поперѐши льва и змѝя. Яко на Мя упова̀, и изба̀влю ѝ: покры̀ю ѝ, я̀ко позна̀ ѝмя Моѐ.

Воззовѐт ко Мне, и услы̀шу его: с ним есмь в ско̀рби, изму̀ его и просла̀влю его, долгото̀ю дней испо̀лню его, и явлю̀ ему спасѐние Моѐ».

Псалом 90, перевод на русский язык:

«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями

Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Псалом 90 считают сильной защитной молитвой.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Как используют «Живущий в помощи…»

Самые часто употребляемые и любимые псалмы, это – 50 (покаянный) и 90 (хвалебный и защищающий от всех бед). Последний входит в чтение 6 часа, упоминается на погребении и панихидах. Православные давно убедились, что «Живый в помощи» помогает в самых опасных ситуациях. Известно: на войне нет неверующих, ибо смерть стоит за спиной, поэтому текст молитвы:

  • либо учили наизусть;
  • либо зашивали в гимнастерку;
  • либо носили с собой и регулярно читали, прося защиты у Бога.

И получали ее. Есть много историй, когда по словам молитвы, освобождались из лап «костлявой старухи». Нередко люди носили ленточку (поясок) с текстом 90 Песни, веря, что имеют защиту (бес не приблизится), как от креста Господня (особенно, когда крестик носить запрещали).

Чтение этого псалма обязательно входит в Правило (состоящее из 3 – 4 молитв), читаемое в самых тяжелых ситуациях, когда вся надежда возлагается на Бога. Например, в любых трудностях постоянно произносят, пока положение не выправится, такие молитвы:

  • Отче наш;
  • Псалом 90;
  • Псалом 50/26;
  • Да воскреснет Бог;
  • Честнейшая Херувим.

Примечание: Псалом 50/26 читают, когда грозит смертельная опасность. Например, бомбят населенный пункт, враг приближается к жилью, за человека, находящегося в горячей точке. Или за попавших в тюрьму, на чужбину (плен), чтобы над ними не издевались, и не глумились жестокие люди.

По каким случаям прибегают к чтению псалма

Эта молитва универсальная, поэтому читается верующими в любой затруднительной ситуации. Если ознакомиться не просто с переводом текста на русский язык, а с толкованием, станет понятно: всегда и везде человек находится под покровительством Божиим. Это значит, что ничего страшного не случится с тем, кто регулярно обращается к защите Небесных Сил. Когда прибегают к «Живый в помощи»:

  • При любых угрозах со стороны злых людей.
  • Если преследуют страхи, кошмарные сны, наведена порча, сглаз, проклятие. Пс. 90, вместе с молитвой «Да воскреснет Бог», оградит от всякой нечисти.
  • Когда одолевает лень или иные страсти, мешающие в делах.
  • Чтобы не попасть под дурное влияние (наркоманов, алкоголиков, распутников и пр.).
  • От нападения врагов, при защите жилья от разорения, от издевательств.
  • Если грозит смерть (при отравлении, эпидемии, от неизвестных причин, при гнойных воспалениях, от радиации) и мн. др.

Примечание: Лучше всего выучить молитву наизусть. Причем, узнав ее смысл, легче запомнить и читать на старославянском. Поверьте, вы полюбите эти слова. Они льются, как песня: сами рождаются и восстанавливаются в уме. Утверждаю это из собственного опыта: современный перевод, какой-то корявый. Традиционный – сам с языка просится, и когда необходимо, легко читается по памяти.

Композиционное построение и толкование

Сложная композиция молитвы построена в виде диалога между верующими людьми (1 — 13 стих). В конце мы слышим голос Господа, обращение его к своей пастве (14 — 16 стих).

Основной смысл молитвы в том, что люди, в сердцах которых живёт Бог, находятся под его защитой и покровительством. Не следует понимать упрощённо этот тезис. Каждый человек, в том числе верующий, проходит в жизни испытания. Господь рядом с ним незримо и в трудные моменты, в критической ситуации.

Толкование

В первых двух строках сказано: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Это утверждение того, что верующий человек полагается на волю Божью, считает Всемогущего своей защитой.

Далее идёт перечисление, от чего защитит Господь, от каких напастей. Следует понимать строки, как в буквальном смысле, так и в иносказательном, сакральном. Строки: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его».

Верующий подпадает под Божье Покровительство, оно распростирает над ним свои незримые крылья. Сеть ловца, или как в другом переводе звучит «птицелова», можно трактовать, как реальный капкан, сеть. Глубинный смысл — искушение, которые расставляет дьявол, чтобы поймать в свои сети человека. В период царствования Давида, после переписи населения, в Иерусалиме вспыхнула эпидемия язвы.

Пророк Гада рекомендовал установить алтарь во славу Господа, в том месте, где остановил Ангел Божий врагов израильтян. Эпидемию удалось остановить. Позже сын Давида Соломон построит на этом месте Храм. «Гибельная язва», в широком смысле, означает болезни.

Следующие строки: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень». Перечисляются беды, которые могут подстерегать человека. Ночь — опасное время суток в прямом смысле. Именно в этот период активизируются преступники.

В эзотерике считают, что злые духи, бесы пугают и пытаются проникнуть в тело человека в ночное время. «От стрелы, летящей днём, язвы, ходящей во мраке, заразы…» трактуют и в буквальном смысле. Моровую язву в древности называли «гибельной стрелой». «Зараза, опустошающая днём» подразумевает лень, которая расслабляет человека. В обобщающем смысле, в псалме 90 Давид перечисляются основные искушения, беды и напасти, которые преследуют людей.

Трактовка строк: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым». Царь Давид неоднократно участвовал в сражениях войнах.

В период правления израильского царя Саула, во время войны с филистимлянами, убил пращой Голиафа, стал героем. Зависть к популярности Давида спровоцировали Саула к попытке его убийства, после чего ему пришлось скрываться в других странах. Великий правитель считает, что только покровительство Всевышнего помогло ему выстоять во многих единоборствах, сражениях. Это отражено в строках: «Но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым». «Тысяча и десять тысяч» — символы, которые обозначают большое количество врагов.

В сакральном смысле эти строки псалма означают, что даже в трудных, угрожающих жизни обстоятельствах, Бог всё равно остаётся с верующим и защищает его. Всевышний приказывает Ангелу Хранителю защитить человека. Это подтверждают последующая часть текста: «Ибо ты сказал: Господь — упование мое». Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе; охранять тебя на всех путях твоих; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона…».

Победа над аспидом и василиском (ядовитыми змеями), львом и дракон — символ силы, мощи Божественной Защиты. Для неё нет преград, ни в реальном, материальном, ни в инфернальном мире, населённом злыми духами.

Обращение Всевышнего

Текст последней торжественной части псалма 90: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». Торжественное обращение Всевышнего к пастве своей, свято верующей в его силу и защиту. Посыл Бога к надежде на спасение рода человеческого, воцарения Царства Божьего.

Важная часть слова Всевышнего: «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его…». Некоторые люди думают, что достаточно прочитать псалом 90 и отступят все напасти. Путь к Богу — тернистая, долгая дорога.

Стоит вспомнить известную притчу, когда одному человеку приснился сон. Он идёт вдвоём с Господом по песчаному берегу. В последних картинках сна отразились самые тяжёлые моменты его жизни. Он обернулся и увидел только одну пару следов. Обратился к Богу с упрёком, где он был в самый тяжёлый период. На что Всевышний ответил ему, что не оставлял его. Ведь это Всевышний нёс на руках человека, когда он почти не мог идти, поэтому на песке следы только одни следы.

Только человек, который прошёл через покаяние, очистил душу, открыл сердце Богу — достоин его защиты. Подтверждение находим в Евангелие: «Будьте, как дети и спасётесь». Высокая стадия искренней беспредельной веры, как у детей, — способ найти его благословление и защиту.

Псалом 90 — в каких случаях читают защитную молитву

Тот факт, что псалом 90 используют во время обряда экзорцизма, при изгнании вселившегося беса в человека, свидетельствует о силе молитвы. Далеко не каждый священнослужитель может проводить этот обряд. Отчитку проводит только посвящённый, у которого есть такие способности. Божий Дар, помноженный на силу веры и стойкость, помогает вступить священнику в противоборство с бесами.

Только в устах такого человека псалом 90 станет мощным оружием против инфернальных сил. Проводить обряд можно только с разрешения высших церковных иерархов.

«Хвалебная песнь Давида» — канонический текст, который является часть церковных обрядов, служений в разных религиях. У иудеев входит в состав вечерних молитв; часть комплекса субботних молитв. Звучит при отпевании человека 7 раз. В церемониях римско — католической церкви: на вечерней службе; в 1 воскресение во время Великого поста. У восточных христиан, Православной церкви с древних времён псалом 90 — часть суточного богослужения (часослова). Читают на отпевании, во время панихиды (молитвенного комплекса за упокой).

Как читать псалом 90

Рекомендуют выучить псалом, чтобы в любой момент использовать его, как защиту.

В храмах, киосках, торгующих освященными православными культовыми предметами, можно приобрести пояс, ремень браслет с тестом «Живые помощи». Записывают слова молитвы на листок бумаги, носят с собой.

Правила прочтения:

  1. Оптимальное время для прочтения — середина дня (12 часов), утренние молитвы.
  2. Образа, зажжённая лампадка, церковная свеча усиливает эффект защиты.
  3. Нательный крестик — обязательный элемент обряда.
  4. Перед прочтением нужно покаяться в грехах.
  5. Попытайтесь абстрагироваться от повседневных мыслей, чтобы погрузиться в текст.

Прочтения «Живые помочи» — обряд, таинство. Чтобы Всевышний услышал внутренний голос, призыв человека, нужно искренне верить в силу, его способность защитить Вас. Формально произнесённый текст не сможет принести желаемый результат.

В каких случаях читают псалом 90

Защитную молитву нужно читать ежедневно. Она станет оберегом на весь день. По наитию, можно произносить слова, тогда когда испытывают чувство тревоги, опасности.

Священнослужители рекомендуют читать текст:

  • если в дом пришла беда;
  • когда человек заболел;
  • в случаях смертельной опасности;
  • при проявлении признаков порчи;
  • как защиту от нападения злых духов;
  • во время трудных путешествий;
  • при совершении крупных сделок;
  • используют в качестве защиты от людей, от которых исходит угроза;
  • в критических ситуациях.

«Хвалебная песнь Давида» станет незримой защитой для искренне верующего человека.

Подпишитесь на наш канал:

Обязательно сохраните на свой компьютер — Все молитвы

Подробнее о тексте молитвы Живые помощи или Псалом 90

Правильное название священного текста – 90 Псалом, который прописан в достаточно известной книге Псалтыре. Часто молитву могут использовать те, кто нуждается в сильной Божьей помощи, кому необходимо указать верный путь в, казалось бы, безвыходной ситуации. Многие называют Псалом 90 настоящим оберегом от всех бед, которые могут произойти в жизни. Если сравнивать Живые помощи с другими молитвами, то ее можно поставить наравне со всеми известным «Отче Наш» и «Богородица, Дево радуйся».

Вообще, все молитвы, направленные на спасение души – очень важны. И Псалом 90 – не исключение. Чем интересен текст молитвы Живые помощи, который произносится с обращением ко Вышнему?

  1. Говорят, что сам Моисей написал молитву. Есть так же версия, что автор текста царь Давид, который создал молитву примерно в 9-10 веке до нашей эры.
  2. Уникальность данного текста в том, что его используют не только православные люди, но так же и другая религия – иудаизм.
  3. Лучше всего носить текст с молитвой с собой, где-нибудь записать и сложить в несколько раз лист бумаги, чтобы в любое удобное время прочитать, оградив себя от любой опасности.
  4. Многие предпочитают написать слова «Живые помощи» на ленточке, завязывая ее вокруг своего пояса – это служит буквальным оберегом.
  5. Еще в древности врачи отказывались лечить некоторые болезни, с которыми было сложно справиться. Тогда, люди прибегали к молитве, которая не только снимала боль, но и спасала от самых страшных заболеваний.
  6. Если все идет наперекосяк, то молитва способна притянуть удачу. Правда, злоупотреблять текстом нельзя. Читать молитву стоит только тогда, если удача действительно нужна.
  7. Будет хорошо, если верующий выучит текст наизусть. Псалом 90 важно понимать, ощущать весь смысл сильной молитвы.
  8. Есть определенное время, когда читка молитвы считается подходящим моментом для разговора с Господом Богом – 12 часов дня. Перед человеком должны быть 3 иконы Спасителя Иисуса Христа и лик архангела Михаила.
  9. Перевод Псалом 90 был произведен недавно на современный русский язык. Текст доступен для верующего человека сейчас, хотя раньше прочитать его было невозможно.
  10. Некоторым буквально вшивали молитву на пояс, чтобы она всегда находилась рядом с человеком.

Живый в помощи Вышняго. Как молитва помогает людям

Живый в помощи Вышняго

Я давно собираю и записываю истории, связанные с 90 псалмом, знаменитой молитвой «Живый в помощи Вышняго…» У этой молитвы, написанной израильским царем Давидом (XI-Xв. до н. э.) по случаю избавления его народа от трехдневной моровой язвы, какая-то особенная судьба именно в России. Многие из этих историй связаны с Великой Отечественной войной.

Псалом 103/104

» Осенью 41-го мне было семь лет, моей сестре Сонечке пять. Так получилось, что в эвакуацию в Актюбинск мы уехали только весной 42-го, поэтому страшную осень и зиму первого года войны были в Москве. Мой папа Гущин Андрей Федотович, несмотря на слабое зрение, добровольцем пошел в ополчение. Там и погиб. Моя мама Александра Филипповна, врач, все время проводила в госпитале, и мы с Сонечкой оставались с бабушкой – Натальей Тимофеевной. Бабушка была из крестьянской семьи, и перебралась к нам в Москву от голода конца тридцатых из Брянской области. Вспоминания о войне у меня обрывочные. Как началась война почему-то не помню, но зато хорошо помню чувство голода, и то, как осенью 41-го ездили с бабушкой на поля собирать капустные листья. Поля находились где-то в районе Сокола. Очень хорошо помню запах и вкус этих листьев – мы их очищали от гнили и ели, подмерзшие, а бабушка варила из них щи, очень вкусные.

Помню, как всю осень говорили про какого-то Гудериана: «Гудериан подошел к Туле, Гудериан подползает к Москве…» У меня, ребенка, это слово «Гудериан» почему-то ассоциировалось с какой-то огромной змеей – аспидом, василиском, я видела таких в книжке. Помню, как однажды мы с бабушкой были по делам в центре, и вдруг пошел снег, и снег был черный. И женщина, проходившая мимо, каким-то срывающимся на визг голосом запричитала: «Господи, пришел конец света!»

Помню, как бабушка, сердитая, крепко схватив меня за руку, сказала: «Никто не знает ни дня, ни часа. И даже если ангел с небес начнет возвещать конец света, да анафема ему будет». Сейчас понимаю, что это были слова из Евангелия. Мы быстро вернулись домой. В тот день я и выучила 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…» Может быть от недоедания, память у меня в детстве была плохая, мне с трудом далась даже таблица умножения, но молитву я запомнила быстро. Бабушка заставила нас с Соней ее повторять, пока мы ее не выучили. С тех пор мы каждый вечер молились. И еще: бабушка строго-настрого наказала, чтобы мы об этом никому не говорили. За капустными листьями мы ездили почти всю осень, но помню, как однажды соседка сказала, что Гудериан подошел совсем близко, он в районе метро «Сокол», прямо у наших капустных полей. В тот вечер мы долго молились, бабушка, думаю, всю ночь – как сейчас вижу ее, стоящую перед иконой на коленях. А ночью ударил мороз. И техника Гудериана встала.

У меня, ребенка, было такое чувство, что это произошло, потому что мы – я, Сонечка и бабушка, молились. «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». А бабушка с утра была такой просветленной, радостной, я ее такой видела только один раз, когда из ссылки вернулся ее старший сын Валериан, уже после войны. Она нам сказала, что в этот день, когда Гудериан стал под Москвой, был большой праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потом 90 псалом помогал мне еще не раз. Бабушка скончалась во сне в 56-м, когда я уже закончила институт. С войны из пятерых бабушкиных сыновей вернулся только Никанор».

Псалом 136/137

Гущина Наталья Андреевна

«В ряды Красной армии меня призвали в декабре 41-го. Когда уходил на фронт, мама дала мне листок с молитвой «Живый в помощи Вышнего» и велела зашить ее в гимнастерку. Знаю, что у многих солдат эта молитва была зашита. У кого в гимнастерку, у кого в подкладку шинели. Ее еще в народе называли «Живые помощи» или даже «Живые помочи», иногда «Помощи солдата». Знали, что она творит чудеса – обычно матери давали листок с молитвой, написанной от руки. Меня, я так считаю, она спаса не раз. Однажды, подвозил снаряды на лошадях, и началась бомбежка. Решил укрыться вместе с лошадьми – под навесом около дома было свободное место, но один из офицеров, стоявших там, начал на меня кричать: «Куда ты со снарядами! Назад, назад поворачивай!» И только я отъехал назад, на голое, неприкрытое место, как в дом, прямым попаданием упал снаряд. Никого в живых не осталось… До 44-го молитва всегда была со мной, а потом потерялась. Нас повели в баню, и от вшей всю одежду собрали в бак для кипячения. Я молитву успел отпороть, но когда мы парились, началась атака, и листок я потерял. Но молитва эта, я считаю, у меня уже была в сердце. Когда в 44-м ранило, пока был в сознании, молился. Врач мне потом сказал, что я в рубашке родился. «Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Закончил войну в Германии, на Эльбе. Прошел через Сталинградскую битву, сражение на Курской дуге, был ранен, но домой к маме вернулся живым, да еще и с боевыми наградами – разве не чудо?»

Петр Егорович Завьялов

«Я родился 4 февраля 1942 года, в Москве. Моя мама – Анастасия Ивановна умерла, когда мне не было и года, у нее был порок сердца, ей было двадцать два. Папу забрали на фронт в августе 41-го, погиб он в 44-м, и воспитывал меня мой дедушка – Павел Степанович и его сестра, я ее называл тетей Раей. От мамы у меня осталась только две вещи.

Фотография, где они с отцом – как раз в день знакомства: молодые, веселые, влюбленные. Это был апрель 1941 года. И еще листок с молитвой «Живый в помощи Вышняго». Бумага, на которой маминой рукой была написана молитва, очень необычная – тонкая, но прочная, я такой больше не встречал. Похожа на бумагу, на которой печатают деньги, но лучше. Откуда ее взяла мама? Загадка… Этот листок с молитвой тетя, обернув в платочек пришивала мне к безрукавке. Когда она ее стирала, она отпарывала платочек с молитвой, а потом пришивала опять. Когда я подрос, тетка заставила меня выучить молитву наизусть. Рос я дворовым, уличным, и мамина молитва, я считаю, меня не раз спасала. Послевоенные дети, мы были очень рисковые – и гранаты держали, и патроны, у меня, например, целый арсенал был – это считалось шиком, один пацан со двора так и погиб.

Случались серьезные драки – с кастетами, ножами, но ничего, Бог миловал. Многих ребят, в сущности неплохих, затянуло воровство. И хотя рос я без родителей, но даже институт закончил. Молитва меня хранила. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Когда был уже взрослым, этот полуистлевший листок куда-то задевался. Я поискал- поискал и забыл о нем. А однажды, через годы, он сам нашелся – выпал из книги. И я его в карман положил. В тот день поехал в командировку в Орел, ехали мы в машине втроем, и ночью случилась авария. Мои товарищи погибли, а мне – ничего.

Раньше я не задумывался, но сейчас, с возрастом, когда у самого и дети, и пять внуков, ночами часто думаю о маме. Думаю о том, что она чувствовала тогда, осенью и зимой в первый год войны, в Москве, что думала, когда я родился. Получается, она дала мне жизнь, ценою своей жизни» Леонид Петрович Мозганов.

Войны только начинают люди, заканчивает их Сам Бог. Без учета этого даже самая подробная летопись Великой Отечественной войны будет неполной. К сожалению, тема духовного, молитвенного подвига нашего народа в годы войны – тема малоизученная. И мы просим Вас, дорогие читатели народной «Российской газеты», присылать нам свои свидетельства помощи Божьей во время Великой Отечественной войны. Давайте писать эту летопись вместе.

МифологияПравить

Василиск — существо, упоминаемое в различных источниках.

В Библии, по мнению ряда комментаторов, — одно из названий опасной ядовитой змеи. Хотя точное отождествление затруднено, в тех или иных местах может обозначать кобру или гадюку.

В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск — змея, наделённая мифическими чертами. В иных источниках — мифический чудовищный змей. В частности, лужичане считали, что василиск — петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы.

Василиск в БиблииПравить

В Библии слово «василиск» впервые появляется в переводе Ветхого Завета с иврита на древнегреческий язык (Септуагинта, III—I века до н. э.) и латынь (Вульгата, IV—V века). Также употребляется в русском Синодальном переводе (XIX век).

В еврейском тексте, Танахе, прямого аналога слова «василиск» нет. В частности, в 91 псалме Танаха (соответствует 90-му псалму греческого и русского текста Псалтири) место этого слова занимает др.-евр. «פתן»‎‎ («лев, львёнок»), а в Книге пророка Исаии Танаха — др.-евр. «אפעה»‎.

Кроме того, «василиск» из Синодального перевода Второзакония соответствует еврейскому слову сараф («жгучий»), которое может обозначать ядовитых змей; а в Книге пророка Иеремии ему соответствует еврейское слово цефа, или цифони, обозначающее ядовитую змею — восточную гадюку (Vipera xanthina).

СептуагинтаПравить

Слово «василиск» в греческом тексте Ветхого Завета, Септуагинте, упоминается дважды — в 90-м псалме и в Книге пророка Исаии.

Кирилл Александрийский, объясняя место из Книги пророка Исаии, указал, что василиск — это детёныш аспида: «Но они ошиблись в расчёте, и им пришлось испытать то же, чему по великому неразумию подвергаются те, которые разбивают яйца аспидов; потому что, разбивши их, ничего другого в них не находят, кроме василиска. А этот зародыш змия очень опасен, и притом это яйцо — негодное».

Такая трактовка противоречит тому, что в Ис. 14:29 говорится будто плодами аспида являются «летучие драконы». Однако источники различают мифических летучих змей, в которых тогда верили, и василисков.

Синодальный переводПравить

В Синодальном переводе василиск упоминается трижды.

Из описания во Второзаконии можно заключить, что василиски входят в число опасных обитателей пустыни, от которых Бог избавил еврейский народ во время его скитаний, Иеремия же пишет о василисках, перечисляя грядущие кары Божии. Наконец, это существо упоминается в 90-м псалме: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона», — здесь василиск фигурирует в числе грозных опасностей, от которых Господь обещает хранить праведника.

Толкование в библеистикеПравить

В Библии слово «василиск», и его синоним «ехидна», обозначало любых ядовитых змей. Хотя точное отождествление затруднено, предполагаются змеи семейства аспидов, включая кобр, и семейства гадюк.

При этом два стиха Библии разделяют аспидов и василисков. Аммиана Марцеллина, живший в IV веке, тоже разделял аспидов, ехидн, василисков, и других змей.

Библеист А. П. Лопухин считал библейского василиска индийской очковой змеёй.

В толковании раннехристианского святого и богослова Иоанна Кассиана василиск служит образом бесов и дьявола, а яд василиска — образом зависти.

Античные представленияПравить

Предположительно, миф пошёл с описания маленькой ядовитой змейки, считаемой в Египте священной, от шипения которой разбегаются все животные и змеи, которую упоминали Аристотель в IV веке до н. э. и Псевдо-Аристотель.

Описание василиска как мифического существа присутствует в «Естественной истории» Плиния Старшего (I век н. э.), написанной, в том числе, на основе трудов греческих историков и хронистов. Согласно ему, василиск обитает в окрестностях Киренаика, его длина до 30 см, с белым пятном на голове, напоминающим диадему. Некоторые энциклопедии конца XIX века приписывали Плинию отсутствующие у него слова, что змей жёлтого цвета и имеет наросты на голове. От шипения василиска убегают все змеи. Передвигается извиваясь не как другие змей, а поднимая кверху свою среднюю часть. Обладает способностью убивать не только ядом, но и взглядом, запахом, сжигает траву и ломает камни. Лукан писавший в те же годы, что и Плиний, считал, что василиск появился из крови убитой Горгоны Медузы, тоже обладающей окаменяющим взглядом.

Плинию вторит Гай Юлий Солин в III веке, однако с небольшими отличиями: длина змеи около 15 см, пятно в виде белой повязки, не упоминает смертельный взгляд, а только крайнюю ядовитость яда и запаха. Его современник Гелиодор писал о василиске, который одним своим дыханием и взглядом сушит и губит все, что ему попадается.

Плиний писал о предании, что однажды всадник ударил василиска копьём, но яд потёк по древку и убил всадника и даже коня. Схожий сюжет встречается в поэме Лукана, писавшего в те же годы, о том как василиск убивает отряд воинов, но один из воинов спасается, отсекая себе руку заражённую ядом василиска, потекшим по копью.

Плиний писал, что ласки могут убить василиска своим запахом, залезая в его нору, но при этом умирают сами. О вражде василисков и ласк упоминалось и в труде приписываемом Демокриту, жившему в III веке до н. э. Начиная со II века н. э. пошло поверье, что василиск погибает от крика петуха, и поэтому советовалось носить этих животных в клетке.

Из глаз и крови василисков якобы можно было изготавливать различные амулеты и снадобья.

«Иероглифика» IV века н. э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что только эта змея бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, и её изображали над головами богов. Этот иероглиф изображал Солнце и богиню-кобру Уаджит — покровительницу Нижнего Египта. Золотая фигурка урея крепилась на лбу фараонов как часть царского головного убора.

Биолог И. И. Акимушкин и другие авторы предполагали, что василиск — это рогатая гадюка. Её изображение с рожками было египетским иероглифом, обозначавшим звук «ф», и могло быть принято Плинием Старшим за змею с короной, что и породило греческое название змеи «василиск» — «царь».

Рождение из птичьего яйцаПравить

По античному поверью, василиски рождались из яиц птицы ибис, которая питаясь яйцами змей, сама иногда откладывает собственные яйца через клюв (возможно, это интерпретация образа ибиса со змеиным яйцом в клюве). Записи о поверье сохранились у писателей IV века: богослова Кассиана, знатока Египта, утверждавшего, что «нет сомнения, что василиски рождаются из яиц птицы, которую в Египте зовут ибисом», и Аммиана Марцеллина, у которого рассказ о василиске следует сразу после упоминания египетского поверья. Гай Юлий Солин в III веке также писал о поверье, что ибисы пожирают крайне ядовитых змей, и откладывают яйца ртом.

О том же писали медик Т. Браун XVII века в критическом труде «Ошибки и заблуждения» и зоолог-путешественник А. Э. Брем XIX века, приводившие ссылку на средневековое издание В. Б. Пьерио, с иллюстрацией василиска, вылупившегося из яйца ибиса. Они объясняли поверье тем, что поедание ядовитых и заразных змеиных яиц заражает змеёнышами яйца самих птиц. Поэтому египтяне разбивали находимые яйца ибисов, чтобы не вылупились василиски, хотя в то же время обожествляли этих птиц за поедание змей.

Средневековый змей-петухПравить

В Средние века образ василиска был дополнен новыми деталями, согласно которым он вылупляется из яйца, снесённого старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой. Изменились и представления о внешнем виде: василиска стали изображать в виде петуха со змеиным хвостом, иногда с туловищем жабы, хотя имелись и другие варианты. Первое подобное упоминание встречается у Пьера де Бове в начале XIII века. Он повторяет описание Плиния, описывая василиска как хохлатого змея, но также упоминает, что иногда его изображают как петуха со змеиным хвостом, приводя подобное изображение, и что иногда он рождается от петуха. Несмотря на то, что вера в василиска была сродни церковным догматам, которые отрицать было нельзя, Альберт Великий в XIII веке считал выдумками истории о крылатом василиске, рожденном из петушиного яйца.

Также было поверье, что если отразить взгляд василиска зеркалом, то тот умрёт увидев себя самого, подобно Горгоне Медузе Это суждение вызвало саркастическое замечание исследователя XI в. Аль-Бируни: «Почему же эти змеи до сих пор не уничтожили друг друга?». В XIII веке появились сборники новелл «Римские деяния», и его дополненная редакция «История сражений Александра Великого», в которых василиск, сидя на стене крепости (в другом варианте — на горе), взглядом убивает много воинов, и тогда Александр Македонский приказывает сделать зеркало, посмотрев в которое змей убивает сам себя.

По представлениям лужичан, василиск — это петух с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы, клювом орла и зелёными глазами, на голове которого находится красная корона, а по всему телу — чёрная щетина (чешуя), хотя он может выглядеть и как большая ящерица.

Схожее поверье существует в литовских сказаниях об летучем змее Айтварасе. Он вылупляется из яйца чёрного петуха, которого надо держать в доме 7 лет. По ночам он приносит хозяевам деньги и пищу, например сметану, которую отрыгивает в посуду.

Поляки считали, что василиск сотворён дьяволом.

Умения, силы и способностиПравить

  • Убийственный взгляд — Согласно некоторым мифологиям, василиск способен убивать взглядом любого, кто посмотрит ему в глаза.
  • Убийственное дыхание — Согласно некоторым мифологиям, дыхание василиска крайне ядовито.

Современное использованиеПравить

  • В современной зоологии василисками называется род ящериц из семейства Corytophanidae, обитающих в Южной Америке. Они названы так из-за наличия у самцов на затылке треугольного гребня, вызывающего ассоциацию с мифическим василиском.

Я, пятнадцатилетняя, шла погожим июльским днём по лесу. Не помню одного: вообще не было там никакой тропинки или пролегала тропка кабанья. Но человеческие ноги ничего не протоптали: места глухие, Южный Урал.

Не слишком-то я его любила, Южный этот Урал, куда меня возили несколько лет почти подряд: дыши, мол, воздухом. И педиатр сей воздух рекомендовал, и у отца как раз были там какие-то совместные исследования с геологами. Словом отвертеться и выклянчить каникулы там, куда действительно тянуло, – в берёзовую Тарусу или готический Таллин – удавалось редко. Как же ненавидела я в детстве это житьё в палатках, эти красоты дикой природы! Но приходилось ею наслаждаться, куда денешься.

Я шла по лесу. Солнечный луч выхватил вдруг из тени нечто необычное: застрявший в ветвях листок бумаги. Не то чтоб очень высоко, но выше человеческого роста. Откуда б ему тут взяться? Вскарабкавшись на соседнее дерево, я осторожно дотянулась.

И осторожность оказалась не лишней. Бумага оказалась папиросная, полупрозрачная. Очень чистая, словно бы из только что початой пачки. Бледным, тоже почти прозрачным шрифтом на ней были в два столбика отпечатаны какие-то стихи.

«Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень».

Строки заворожили, подхватили, понесли.

«На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона».

Я впервые в жизни, задохнувшись от странного волнения, читала 90-й псалом.

Советского пошиба атеизма в нашем дому, конечно, не было, да и быть не могло. Но мировоззрением отца был в те годы агностицизм, он не ставил себе целью дать детям христианское воспитание. Конечно, бабушка по праздникам ходила в церковь, научила нас нескольким молитвам, но, пожалуй, не более того. Только в пятнадцать лет я прочла строки, обещающие моей душе победу над василиском и аспидом.

Откуда взялась она в дремучем лесу, эта тонкая бумажка с волшебными словами?! Ещё недавно сложенная раз в шестнадцать, а теперь распустившаяся как цветок?

Упала с неба. Нарочно для меня, для кого же ещё. И это, понятное дело, секрет.

За неимением более правдоподобных предположений пришлось на том и остановиться. Так что загадочный листочек я ревниво припрятала.

К сожалению, он не сохранился. И пришлось мне прожить на свете ещё столько же лет, сколько было в тот июльский день, когда секрет листка вдруг раскрылся.

Что самое интересное, листочек действительно упал с неба. Организации русских эмигрантов запускали особые воздушные шары, препоручая их воле ветров. Никакой политики: только библейские и евангельские тексты, молитвы. Всё то, чего было иной раз никак невозможно раздобыть в Советском Союзе (в большом городе ещё ладно, там всё нужное ксерокопировалось, бродило своими тайными тропами, но в деревне, в маленьких городках царила свинцовая безнадёжность). Как далеко залетит такой шар, где лопнет, выпустив своё невесомое содержимое? В лучшем случае один из тысячи листочков попадал в человеческие руки, да к тому же не непременно благодарными эти руки оказывались. И всё равно зарубежники запускали шары.

Уже взрослой, когда отроческий мой секрет получил своё разъяснение, я поделилась этой историей с одной моей подругой.

«А я каждое лето отдыхала в Пирита, под Таллином, – отозвалась она. – И мы школьницами всегда ходили после прилива на берег. Но искали мы не ракушки. Довольно часто волны выбрасывали книги, тщательно запаянные в целлофан. Библия. Мы знали, что книги сбрасывают близ берега с идущих мимо кораблей».

Тоже красивая история, но моя всё же была ещё и с загадкой.

Набоков почитал основной задачей мемуариста выявление «тематических узоров». В начале 1991 г., тоже, кстати, уже бесконечно, почти до нереальности далёкого, в маленьком пикардийском городке Гиз (старом гнезде гордых герцогов) я впервые пришла на мессу католиков-традиционалистов. Я не сразу нашла дорогу и опоздала.

– грозово звучало под церковными сводами, когда я вошла.

«Super aspidem et basiliscum ambulabis: et conculcabis leonem et draconem».

Я ещё знать не знала, как странно переплетётся с Францией моя судьба. Но это было мгновение ясного предчувствия.

90-й псалом всю жизнь играет для меня роль особого знака. С того самого дня, когда пятнадцатилетняя девочка сочла незнамо как оказавшийся в непролазной чаще листочек сотворённым лично для неё чудом.

Знаки и чудеса – вещь хорошая. Хуже, когда чудо является единственным возможным источником получения важнейших знаний.

Не все перемены, происшедшие в нашей жизни за эти годы, оказались к худшему. Право же, не все.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *