Просвира, что это такое?

Рубрика: Богослужения, Церковный этикет

Что такое просфора

Просфора – это богослужебный хлеб круглой формы, который используют на Богослужении в Таинстве Причастия. Богослужебных просфор 5. Их применяют на Проскомидии (часть Литургии, когда священник подготавливает Святые Дары для Евхаристии) для поминовения о здравии и упокоении. Слово просфора пришло к нам из греческого языка и означает «приношение». Можно услышать также слово просвира. Просвира или просфора, как правильно говорить? Оба варианта верные, только слово просвира устаревшее.

Свое происхождение просфора берет еще в Ветхом Завете. В скинии Моисея полагались хлеба предложения, они состояли из двух частей. Это символизировало два естества – человеческое и Божественное. Также и просфора состоит из двух частей. Это символизирует божественное и человеческое естество Господа Иисуса Христа.

Богослужебная просфора

Церковная просфора — история и приготовление

Во времена первых христиан общим словом просфора («приношение») назывались все приносимые дары – хлеб, вино, ладан, елей. Из всех пожертвований диакон выбирал часть на Литургию. Оставшиеся приношения отдавали на общие трапезы – агапы, вечери любви, на которых совершалась Евхаристия. Агапа была подобна Тайной вечере. На трапезах читали молитвы, восхваляли Господа в песнях, главным действом собрания было Причастие. Когда христианские общины значительно выросли и агапы стали похожи на пиршества, Евхаристию перенесли на Литургию. С тех пор просфорой стали называть только богослужебный хлеб.

Долгое время просфоры приносили в храм верующие прихожане. Сейчас просфоры выпекают при храме или в монастыре люди благочестивой жизни либо монахи. Просфоры делают из пшеничной муки, на воде и закваске из дрожжей. Также добавляют святую воду и соль. Готовят просфоры с благоговением и молитвой.

На просфору при помощи печати наносят специальные символические изображения и надписи. Просфоры разделяются на Агничные и Богородичные. Это связано с тем, что Агничная просфора служит для приготовления Причастия (как бы заклание Агнца — Иисуса Христа). А Богородичная — для поминания Божией Матери и молитвенного обращения к Ней. На Агничной просфоре изображен крест и буквы ИС-ХС НИ-КА (в переводе с греческого — «Иисус Христос Победитель»). На Богородичной просфоре наносят изображение Божией Матери или надпись «Матерь Бога».

Как пекут просфоры в монастырях

На примере Киево-Печерской лавры хочется рассказать, как главный лаврский просфорник с братией и послушниками, помолившись, в половине четвертого утра начинает замешивать тесто для просфор. Представить вряд ли получится, чтобы за один раз приготовляли 7500 просфор.

В неделю они пекутся три-четыре раза. В праздничные дни количество просфор увеличивается. И конечно же, вручную этот процесс выполнить не представляется возможным, поэтому братия использует технику.

В специальный тестомес засыпается мука высшего сорта, следом заливается вода с дрожжами и солью. В лавре воду доставляют из источников преподобных Антония и Феодосия Печерских.

За пять минут машина делает замес, которых всего три. Замешанное тесто выкладывают в деревянное корыто, там оставляют лежать до трех часов утра. Это делается, чтобы оно могло вскиснуть и увеличиться в объеме.

Внешний вид и вкус

Не всем верующим людям достоверно известно, что просфора символизирует хлеб Тайной Вечери, который в свое время между учениками разделил Иисус Христос. Внешне это круглое печенье небольшого размера, на верхней стороне которого можно увидеть крест с равными сторонами и буквами в углах: ИС ХС NI КА. Такая надпись тоже имеет свое значение и расшифровку, а переводится, как «Иисус Христос побеждает». Просфора – это печать образа Господнего, которая крайне редко может заплесневеть, засохнуть, прийти в негодность.

  • Как научиться вышивать крестиком пошагово
  • Щи из кислой капусты: рецепты с фото
  • Трихопол для огурцов и помидоров

Дело с молитвой

Считается, что сперва — молитва, а потом — все остальное. Послушники начинают печь просфоры с молитвой перед началом любого доброго дела и призывают на помощь преподобных просфорников Никодима и Спиридона, мощи которых покоятся в лаврских пещерах. А монастырская братия добавляет к ним Иисусову молитву, молитвы ко Пресвятой Богородице, всем преподобным отцам Печерским и всем святым.

Процесс продолжается тем, что тесто достается из корыта и помещается в аппарат, где все хорошо вымешивается и раскатывается. Очень важно при этом, чтобы тесто получилось крутое, в нем не образовывались воздушные пузырьки. Иначе просфоры искривятся, могут начать крошиться, а в служебных больших просфорах могут обнаружиться пустоты при разрезании, а этого допускать нельзя.

Примечания

Литургия в Православной церкви
Чин литургии Литургия Иоанна Златоуста • Литургия Василия Великого • Литургия преждеосвященных даров
Части литургии Проскомидия • Литургия оглашенных • Литургия верных
Богослужебная утварь Копие • Дискос • Потир • Звездица • Антиминс • Лжица • Покровцы
Вещества для литургии Просфора • Вино • Вода

Старинный рецепт заварного теста

Интересуясь вопросом, связанным с тем, как пекут просфоры, надо отметить, что есть несколько способов их приготовления. Вот еще один. В этом рецепте для приготовления просфор необходимо сделать заварное тесто. Берем 215 г. пшеничной муки и заливаем 320 мл кипятка. Затем все растираем венчиком и следом, постоянно подмешивая, подливаем еще 670 мл кипятка.

Потом тесто делим на две равные части и оставляем его остывать. Тем временем заливаем 50 мл кипяченой воды, остывшей до комнатной температуры, берем 10 г. прессованных или чайную ложку сухих дрожжей, тщательно перемешиваем, затем ставим полученную массу в теплое место.

Когда пройдет час времени, в «проснувшиеся» дрожжи добавляем одну из половин теста, оставляем подходить в теплом месте еще 1,5 часа. По окончании этого времени туда же, чтобы, так сказать, «омолодить» тесто, нужно всыпать еще 150 г муки и влить 170 мл теплой воды. А дальше все тщательно размешиваем и оставляем в теплом месте на 2 часа. Следом приготовляем водный соленый раствор из 40 г соли и 170 мл теплой воды. В заключение приготовления теста на просфоры надо соединить образовавшееся тесто с неиспользованной половиной и водным соленым раствором.

Современный рецепт

Обычно в просфорне готовится очень большая партия, поэтому потребуется на 20 кг высшего качества пшеничной муки 250 г соли, около 10 л воды и до 100 г дрожжей,

Перед замешиванием муку необходимо просеять через сито, воду отфильтровать, затем всыпать в нее соль и дрожжи, и в конце размешать. Этот раствор нужно влить в муку и в конце хорошо замесить, затем укутать его и оставить, чтобы оно подходило.

Когда тесто увеличится вдвое, его надо раскатать через специальные валики несколько раз, а затем пропустить получившийся лист, используя калибровочную тестораскатку, в которой выставлена определенная толщина. А дальше следует сформировать нарезкой верхние и нижние части просфор, потом нанести печать, накрыть клеенкой и оставить подходить. В итоге тесто должно подняться и соединить верх и низ. По центру печати потом просфоры нужно проколоть и поставить все в печь, нагретую до 250 градусов, на 25 минут.

После того как они будут готовы, их оставляют остывать на 10-12 часов, после чего просфоры складывают в тару и кладут в холодильник.

Как есть просфору дома и хранить ее

Этот богослужебный литургический хлеб положено вкушать только по случаю, поэтому просфора не должна становиться частью привычного рациона прихожан. Хранить хлебец положено у алтаря в церкви либо дома у святых икон. Употреблять просфору необходимо внутрь медленно, качественно пережевывать каждую крошку. Если после трапезы остались крошки, их обязательно требуется подобрать, тоже съесть. Другие правила употребления и хранения этого священного хлебцы представлены ниже:

  1. Важно не ругаться и не сквернословить, если на столе лежат просвира или просфора. Необходима полная тишина и душевное покорение.
  2. Хлебцы не должны оставаться на столе, после вкушения их необходимо аккуратно складывать в специальный мешочек.
  3. Употреблять священный хлебец внутрь разрешено только после принятия православной веры и окончания служебных Богу мероприятий.
  4. Просфорень можно принести домой, а употребить только после горячей молитвы при чистых помыслах и обязательно натощак.
  5. Такая трапеза располагает к добрым делам, помогает ощутить душевную святость и легкость, позволяет человеку начать новую жизнь в правильном мышлении.

Когда есть просфору

Просфоры, как священный хлеб, освящают того, кто их вкушает. Такие хлебцы должны храниться в специальных формочках, желательно не удалять их от икон, а употреблять внутрь преимущественно на пустой желудок. Если у женщины месячные, важно запомнить, что во время критических дней ей лучше вообще не появляться в церкви и, тем более, не употреблять этот священный хлебец. Такое же ограничение распространяется на Страстную пятницу, когда тоже нежелательно освящать собственный организм. Ниже представлены и другие правила правильного употребления этого церковного ингредиента:

  1. Важно не смешивать употребление священной просвирки с другими блюдами во время основной трапезы.
  2. Перед тем как положить кусочек в рот и медленного его переживать, положено горячо помолиться.
  3. Прежде чем вкушать такой хлебец, требуется после службы в церкви постелить на стол чистую и белоснежную скатерть, налить в стакан примерно три глотка святой воды.
  4. При употреблении важно проявить особую бдительность, чтобы ни одна крошка не осталась на полу.
  5. После разжевывания просфоры необходимо выпить примерно три глотка святой воды и не подавиться.

Если просфора засохла или заплесневела

Просвирка не может испортиться – заплесневеть и прокиснуть. Единственное, что может сделать просфора в церкви, так это засохнуть. Употреблять ее в таком случае не рекомендуется, да и вряд ли получится. Но и выбрасывать в урну тоже категорически запрещено. Чтобы правильно утилизировать просфорку, необходимо:

  • сжигание агничного хлебца;
  • закапывание в сырую землю;
  • направление в проточную воду.

Многие примерные прихожане предпочитают отнести ее в церковь и отдать служителям для дальнейшей утилизации. Это хороший вариант, поскольку в храме знают, что делать если яство неожиданно засохло и окончательно пришло в негодность. Ничего сложно, тем более оставлять в доме такое испорченное и непригодное к употреблению блюдо тоже не рекомендуется.

Вкус хлеба

Каким же образом готовятся просфоры? Рецепт может быть разным, но технология одинакова для всех. Берутся обязательно именно пшеничная мука, соль, вода, квасцы или дрожжи. Никаких жировых добавок — молока, сыворотки, масла — просфора не требует. И вкус её должен быть просто слегка солоноватым. На верхнюю корочку хлеба наносятся особые символические изображения на религиозную тематику. Состоят просфоры из двух частей — половинок, о чём писалось выше. Их сакральный смысл указывает на связь мира человеческого и Господнего. Мука, хлеб и соль ассоциируются со Святой Троицей, а квасцы — с жизнью духа. Святой Симеон Солунский проводит и такую аналогию: мука и закваска (опара) — это душа, вода — крещение её, а соль — великое слово Божие. Иисус своих учеников называл «солью». А процесс выпечки сравнивается с соединением Господа с нами, людьми, «человеческим естеством». Потому хлеб цвелой, заплесневевший на роль просфоры не годится.

Как выпекать?

Во всем православном мире просфоры с древних времен пекут с молитвой. И только сами просфорники знают, насколько это тяжелый и ответственный труд. Ответственность только усугубляется от того, что просфора – это богослужебный хлеб. А для этого требуется, чтобы он был приготовлен наилучшим образом.

В монастырях благоговейное и молитвенное отношение к просфорам никогда не прекращалось. Этот процесс стал приравниваться к настоящему церковному искусству.

И здесь тоже надо знать, из какой муки пекут просфору, и какие должны быть дрожжи. Если говорить об американской муке, то для обретения белоснежного цвета ее часто отбеливают хлором, и по сути она не годится для выпечки просфор.

Многие хозяйки любят использовать французские дрожжи, но они тоже мало подходят для выпечки, так как при закваске сразу дают много углекислоты, а для выпечки одновременной большой партии просфор это катастрофа. Ведь за тестом не возможно будет уследить — дрожжи «убегут». Поэтому лучше всего использовать наши отечественные дрожжи.

Секреты начинаются…

Для приготовления теста берется самая лучшая пшеничная мука, в нее добавляют соль и закваску из дрожжей и замешивают на чистой воде.

Далеко не всякая мука сгодится: просто купить ее в магазине – большая опасность обречь дело на неудачу. Поэтому просфорники выбирают постоянных проверенных поставщиков, понимающих всю ответственность.

Выбрать таких достаточно сложно. На Украине, например, в продаже практически нет муки высшего сорта. А то, что продается под таким названием, таковым на деле не является. Плюс, как правило, хорошая мука оказывается слишком дорогой и непозволительной для бюджета просфорни. Поэтому многие стараются работать с частными, годами проверенными мельницами.

  1. Вот вам и первый секрет – где взять муку. Если надежных поставщиков нет, можно купить и в магазине. Но как проверить на качество, она ведь запечатанная? Основной принцип – не покупайте муку в полиэтиленовых пакетах. Только в бумажных. Мука должна «дышать», чтобы не было процессов самосогревания, отчего она приобретет затхлый запах. Смотрите на срок хранения и дату выпуска. Давняя мука уже потеряла часть своей сыпучести, и в ней, возможно, завелись жучки. Покупайте только свежую, но не берите много. Принесите домой, откройте, понюхайте, попробуйте на вкус. Мука не должна быть кислой, горькой, иметь привкус плесени и посторонние запахи. Если ее пожевать, не должно быть ощущения песка на зубах. И, естественно, проследите, чтобы не было жучков, сорняков и примесей.
  2. Второй секрет – вода. От ее чистоты и вкуса во многом зависит качество готовой продукции, а если учесть, что вкус воды везде разный, то и просфоры будут на вкус везде разные.
  3. Третий секрет – это четкость и слаженность действий просфорников. Просфора должна получиться красивой, золотистого цвета, с ароматной хрустящей корочкой, которая сохраняет влагу и не дает быстро высохнуть.

Оборудование для перемешивания и раскатывания теста и выпечки можно использовать то же самое, что и в хлебопекарной промышленности. А можно делать и вручную – зависит от потребностей и возможностей.

Символика просфоры в богослужении

В богослужении Церкви все символично. Просфора означает Тело Христово и хлеб на Тайной Вечере, который Господь Иисус Христос поделил между апостолами:

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание” (Лк 22:19).

На проскомидии используют пять служебных просфор. Их количество призвано напоминать о чуде, когда Христос пятью хлебами накормил пять тысяч человек.

Из первой Агничной просфоры священник готовит Агнец. Во время Литургии он претворяется в Тело Христово. Изъятие Агнца из просфоры символизирует Рождество Христово. Когда священник крестоообразно разрезает Агнца и протыкает его копьем, это означает Распятие Спасителя.

Просфора, из которой священник вынимает частицу в честь Богородицы, называется Богородичная просфора. На ней изображен образ Божий Матери или надпись Матерь Бога. Третья служебная просфора – девятичинная, из которой вынимаются частицы в честь святых. Четвертая и пятая просфоры – о упокоении и здравии всех членов Церкви.

Также дополнительно используют простые церковные просфоры для поминовения о здравии и упокоении тех людей, имена которых подавали в записках.

Все частицы из четырех служебных и простых просфор помещают на дискос в определенном порядке, вокруг Агнца. Такое расположение и соединение всех частиц является символом православной Церкви, в которой Глава Иисус Христос.

Просфора является символом Церкви. Просфора — символ восстановленной Богозданной человеческой природы через таинство Евхаристии. Просфоры являются знамением Церкви как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору.

Отдых под четырьмя одеялами

После того, как вынули просфоры из печи, их выкладывают на подносы и покрывают несколькими слоями: сухим полотном, затем мокрым, а затем опять сухим и сверху еще и одеялом. В таком состоянии просфоры «отдыхают» около часа. Когда они станут мягкими и остынут, их укладывают в корзины или ящики, куда ничего, кроме просфор, вообще не кладется.

Служебные просфоры готовятся так же, но есть свои особенности. Процесс выпечки должен находиться под постоянным наблюдением, и лучше всего его приостановить, чтобы произвести дополнительные проколы и придавливания, выпустить воздух. Если будет подгорать, придется менять температуру.

И даже если всё до мелочи соблюдать, каждый раз всё будет чуточку по-другому. Потому что не бывает в природе одинакового взаимодействия натуральных компонентов, да и внешние силы также влияют на результат. Творите, и да поможет вам Бог!

Связь просфоры с молитвой

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что для усопших самое важное поминовение – это проскомидия.

Старец Паисий Святогорец давал такие наставления: «И вы подавайте для поминовения на проскомидии не только имена больных, но и имена усопших, потому что усопшие имеют в молитвах большую нужду”.

Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии. В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого. После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв.

Из жития святителя Григория Двоеслова известно о спасенном пленнике. Когда о его здравии совершалась молитва и вынимались частицы из просфоры, в то же время с узника упали цепи и он стал свободным.

Традиции применения просфоры вне богослужения

После службы прихожанам раздают частички церковной просфоры, чтобы все, кто был на Литургии, могли приобщиться к «небесному хлебу». Просфоры можно приобретать на свечной лавке и брать домой, чтобы ежедневно вкушать святыню.

В некоторых храмах после Литургии раздается антидор. Антидор – это частицы Агничной просфоры, из которой был изъят Агнец на проскомидии. В переводе с греческого это слово означает «вместодарие» для тех, кто не причащался. Его вкушают с особым благоговением вместо Тела и Крови Христовых те, кто не участвовал в Таинстве Причастия.

«Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их» (святой Симеон Солунский).

Антидор не является Телом и Кровью Христовыми. Однако его также следует принимать натощак с трепетом и благоговением. Ведь это освященный хлеб с Божьего жертвенника, который получил небесное освящение, от Бога благословение.

Как правильно хранить и обращаться с просфорой

Просфора – это святыня, духовная пища, ее называют «небесным хлебом». Поэтому обращаться с ней нужно уважительно. Просфору необходимо хранить в засушенном виде возле икон или в месте для хранения святынь, чтобы ее не могли перепутать с обычным хлебом (свежие просфоры лучше хранить в морозильнике). Для длительного хранения просфору лучше разрезать на мелкие части и высушить. Затем сложить в специальную коробочку или мешочек.

Вкушать просфору должны только православные христиане, аккуратно и с благоговением, чтобы крошки не падали на пол. Нельзя давать просфору животным и птицам.

Формировка просфор

Одни формируют из раскатанного теста в 2 см нижние части просфор, а другие занимаются формированием верхней части просфоры, толщиной в 1 см. Третьи ставят печи и раскладывают их на противнях, потом ставят их на стеллажи и отправляют в специальный шкаф, чтобы они еще немного поднялись. В этих шкафах выдерживается температура около 40 градусов с влажностью 80%.

Пока кипит работа, учиненный чтец вслух читает монашеское правило. И уже к девяти часам утра первая часть просфор начинает помещаться в печь, готовится 26 минут. Готовые горячие просфоры выкладывают на стол с высокими краями и покрывают хлопчатобумажной тканью. Когда они остынут, их сразу же на хранение помещают в холодильную камеру.

Как есть просфору дома

«Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождению Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели” (затворник Георгий Задонский).

Дома просфору едят утром натощак и запивают святой водой. Перед этим нужно прочитать молитву на принятие просфоры и святой воды:

Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь

Когда мы едим просфору, то приобщаемся Божьей благодати, получаем исцеление от страстей и телесных болезней.

Что делать, если просфора заплесневела?

«В прежние времена миряне имели больше благоговения к просфоре, чем сегодня некоторые монахи к Святому Причастию» (Паисий Святогорец).

К сожалению, иногда просфору хранят не должным образом и она может испортиться. Так как это святыня, то ее нельзя выбрасывать в мусор.

«Испорченные просфоры указывают на грех небрежения к святыне. Естественно, в таком грехе необходимо раскаяться и впредь стараться его не совершать” (Паисий Святогорец).

Священники рекомендуют пропавшие просфоры вынести на реку, ручей или в море (проточную воду), или сжечь. Также можно закопать там, где не ходят люди, чтобы никто не ходил ногами по святыне. Если нет возможности это выполнить самому, то можно отнести просфору в храм.

Метки: просвирка церковная, просфора что это, просфора что это и для чего, просфора это, что такое просфора

Хлеб с запахом солнца: просфора

Когда-то в далеком детстве, возвращаясь из хлебного магазина, я мог съесть полбулки хлеба и потом перед мамой виновато оправдываться, что слишком уж тот был аппетитным. Сейчас редко встретишь этот неповторимый запах. Мы всё больше и больше скатываемся к искусственности, заменителям вкуса и запаха, отдаляемся от природы. То, что вдыхает человек, что он употребляет – тем он и живет, а от того, как он это делает, во многом зависит и качество его существования.

Часто бывая в Ионинском монастыре, не раз и не два я видел, как детишки целыми стайками кружили вокруг монастырской просфорной и, получив вожделенную еще горячую просфорку, со счастливыми лицами убегали играть дальше. В Киевском ботсаду, где расположена обитель, всегда многолюдно: очень много детей и молодежи. Пути Господни неисповедимы. Кто знает, может, поделившись с кем-то просфорой, ребенок откроет двери к храму и своим родителям…

А вы знаете, как делаются просфоры? Рецепт ведь практически один, а вкусы – разные. Почему люди едут в другой храм покупать просфоры, когда сами могут их испечь? А в монастырь к преподобному Ионе Киевскому приезжают за просфорами многие и издалека. Знамо дело, есть зачем, наверное…

Вот и решил я зайти и посмотреть, как делается любимый солнечный хлеб.

Просфорня

Ничё се, нетрудная работка

Попал я, надо сказать, в самый разгар. Это я, художник, могу себе позволить и поспать иногда, а ребята рано встают: им тесто месить.

Поначалу лишь головой успевал крутить – даже уследить не мог, что и как, а потом попривык, и стало интересно. Но только фотоаппарат наведу, а процесс уже и закончился. Во мне прямо азарт заиграл! И солнышко в окошке тоже начало в прятки играть: то появится, то спрячется. А просфорники работают и улыбаются. То здесь, то там мешаю я им. Помещения небольшие, а я места занимаю много.

Тут как раз ребята молиться начали:

«Преблаженнии и Богоноснии отцы наша Спиридоне и Никодиме, яко стяжавшии дерзновение ко Господу равноангельным своим житием. Его же ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша; молим вас прилежно, испросите душам нашим очищение и велию и богатую милость».

«Спиридоне незлобия крин, и Никодиме победоимените, оба просфорницы святии, хлебы чисты в дар творяще Богу, и себе во благовонную жертву сотвориша: молите Христа Бога да спасет душа наша».

Что такое артос?

Вспомнились мне строки из «Кайдашевой семьи» Нечуй-Левицкого: «Тем временем Мелашка служила в Киеве у просвирницы. Она прожила первую неделю тихо, спокойно, как у Бога за дверью. Работа у просвирницы была нетрудная после тяжелой работы у свекрови. Еда была хорошая».

Глядел я на просфорников и думал: «Ничё се, нетрудная работка! Так успевать крутиться… Это ж какая работа тогда была у свекрови?!»

Остановился я и начал в молитве просить преподобного Иону рассказать мне, как делаются его просфоры. Вот после этого меня и попустило… Начал успевать за работниками и кадры делать, и вопросы задавать, что да как. И они ко мне с расположением отнеслись и стали рассказывать…

Я в просфорники пойду…

Из разговоров выяснилось, что определенного образования для того, чтобы стать просфорником, не нужно. И даже если окончишь институт пищевых технологий, эти знания вряд ли пригодятся на практике.

В просфорники попадают разными путями. Отец Давид, например, служил пономарем, и когда строилась просфорная, сам предложил свою кандидатуру, взяв на себя ответственность за будущее дело. Приходили друзья и знакомые. В результате сложился дружный слаженный коллектив из 12 человек.

Практика жертвоприношений существовала во все времена и практически у всех народов мира. Практиковалось такое и на Руси.

Бескровные жертвы – миф?
Существует мнение, что жертвоприношения древнеславянским божествам являлись бескровными. Якобы им «подносили» лишь зерно, фрукты и другую пищу. Однако есть и масса совсем иных свидетельств.

В начале Х века арабский путешественник Ахмад Ибн-Фадлан описал похороны знатного руса, на которых в жертву вместе с усопшим были принесены домашняя птица и скотина, а также одна из его жен или наложниц.

В жертву могли приносить и пленных. Византийский историк Лев Диакон свидетельствует: «Воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра».

Немецкий хронист Титмар Мерзебургский утверждает, что у славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных». Гельмольд из Босау в «Славянской хронике» сообщает, что славяне «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам».

«Повесть временных лет» утверждает, что в 983 году в правление князя Владимира еще до принятия Русью христианства в Киеве должны были принести жертву Перуну. Жребий пал на сына одного христианина-варяга. Отец отказался отдавать свое чадо на заклание, и оба были растерзаны язычниками. Феодор и Иоанн считаются первыми христианскими мучениками на Руси.

Смерть Снегурочке!
В некоторых регионах традиция человеческих жертвоприношений существовала вплоть до XVII века! Несчастных заживо разрывали на куски и разбрасывали их мясо по полям – считалось, что тогда хлеб уродится, а ведь от этого зависело всеобщее благосостояние.

Празднование Масленицы на Руси первоначально было связано с прославлением бога Солнца Ярилы. Отсюда и термин, дошедший до наших дней – «Кровавая Масленица». Пролитая кровь гарантировала защиту от невзгод – например, засух и наводнений.

Даже традиционный образ Снегурочки, по мнению фольклористов, может быть связан с обычаем принесения в жертву Богу зимы живой девушки: ее опаивали и привязывали в лесу, где она стояла до весны, покрытая снегом и льдом. По одной из версий, предшественницей Снегурочки являлась так называемая Кострома, которая, если верить обрядовым песням, при странных обстоятельствах умирает во время праздника. Впоследствии возникла традиция сжигать чучело Костромы на Масленицу. Вот что пишет об этом академик Б.А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси»: «Во временных трансформациях обряда кукла Костромы или Купалы заменила собою не божество Кострому или Купалу (правы исследователи, отрицающие существование представлений о таких богинях), а жертву, человеческую жертву, приносимую в благодарение этим природным силам и их символам».

Также, по мнению исследователя, в русалок на Руси превращались, согласно поверьям, вовсе не девушки, утопившиеся по доброй воле, а которых утопили насильно, принесли в жертву речному божеству.

Бытовала также в славянский период традиция отводить немощных стариков, становящихся обузой для своей семьи, в глухой лес и там оставлять под деревом. Кого-то съедали дикие звери, кто-то погибал от голода и холода… Либо их забивали насмерть ударом по голове, топили, закапывали живьем в землю. Это тоже выглядит как жертвоприношение. Могли «откупаться» людьми от диких зверей. Например, если деревню начинал терроризировать медведь, загрызал скот, устраивали «медвежью свадьбу», привязав в лесу к дереву у медвежьего логова выбранную по жребию девушку в наряде невесты. Этот обряд описан в книге Ю.В. Кривошеева «Религия восточных славян накануне крещения Руси».

Теорию о принесении славянами Древней Руси в жертву людей подтверждают и археологические находки. В частности, в районе Звенигорода был обнаружен ритуальный могильник, в котором находился скорченный скелет подростка, окруженный разрубленными на части останками коров. В земляной пол был воткнут наконечник стрелы, что характерно именно для жертвенных ритуалов славян. Находили и другие похожим образом захороненные трупы, в основном детей и младенцев.

Жертвоприношения в эпоху христианства
В Российской империи, если где-нибудь начинался падеж скота, местные крестьянки совершали так называемый обряд опахивания. При этом приносили в жертву животное. Однако, если на пути процессии попадался какой-нибудь мужчина, то он считался олицетворением болезни или смерти, против которой был направлен ритуал. Такого бедолагу колотили чем придется, пока не забивали насмерть, поэтому, завидев шествие, все лица мужского пола пытались убежать подальше или спрятаться.

В 1861 году один из жителей Туруханского края, чтобы спастись от эпидемии смертельной болезни, добровольно принес в жертву свою малолетнюю родственницу, закопав ее живьем в землю.

В наше время жертвоприношения практикуются разве что членами сатанинских сект. И то по большей части это ритуальные убийства животных – например, кошек и крыс. Хотя случается всякое. Да, ритуальные убийства встречаются нечасто, но с другой стороны, это не такая уж и редкость…

Так бывал ли классик в просфорне?

Шел я домой и думал: о какой «легкой и непыльной» работе писал классик? Он вообще-то сам хоть раз бывал в просфорной, тем более лаврской?

Все наши беды от незнания, от чванства и неверия. Если бы все, на всех постах и на всех участках работали так, как работают и верят просфорники, народ жил бы в благоденствии, и земля бы вокруг благоухала. Не было бы ни войны, ни разрухи. Поля бы были усеяны не минами и осколками, а элитными сортами отборной пшеницы и ржи. И уважали бы нас соседи и ехали бы за нашими продуктами.

Дай Господь дожить до этого в скором времени, и чтобы дети наши наслаждались запахами свежевыпеченного хлеба.

Прости, Господи, грехи наши и подай нам обычного земного счастья!

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *