Просить милостыню

» Рука дающего, да не оскуднеет »

Можно много размышлять о милости и добродетели, ибо правильно подать милостыню — великое искусство, от владения которым напрямую зависит благополучие человека, но подать не осудив сложно.

Если вы решили подать кому-либо милостыню — дайте, не думая о том, хорошо или плохо вы поступаете, давая ему милостыню, и почему так, а просто дайте, ибо вы даете Господу. Не делайте различий между мужчиной и женщиной, национальностями, ибо для Него все — Его дети, и Он взирает на вас с Небес — как вы отнесетесь к Его творению.

Господь может испытывать человека и по-иному. Если на вас сыплется большая удача, деньги, богатство и тому подобное — помните, что и это — испытание от Господа: как ты отнесешься к нему и собратьям своим меньшим? Недаром во все времена именитые купцы давали деньги на строительство церквей (кстати, если человек дает на строительство новой церкви, с него снимается любая порча), оклады к иконам, жертвовали вдовам и сиротам. Если человек не выдерживает испытание богатством — начинает презирать бедных и слабых, использовать его людям во зло, то Господь отнимает у него богатство. Испытание может быть, как у Иова. И тогда не следует сетовать, а нужно молиться и подавать на церковь и неимущим. Богатство дается человеку для кого-то и во имя чего-то, какой-то благой цели, преумножения любви в мире.

Подавать милостыню надо очень аккуратно… т. е. не всем и не везде. Есть люди, наказанные Богом за грехи, а есть люди, которым ниспослано тяжкое испытание. Поэтому, проходя мимо, нужно вслушаться в себя и вопросить: «Этому подать?», и услышав голос своей души, услышим ответ, только будет он очень тихим, так что нужно быть внимательным.

Подавать можно, если нищие сидят:

— у входа в храм, часовню, возле святых источников и святых мест;
— у входа на базар;
— на остановке троллейбуса;
— у входа в гостиницу.

Существует золотое правило: дается всегда на выходе, а на входе — ничего!!!

Нельзя подавать тем, кто сидит ниже уровня земли (в подземных переходах) и пьяным.

Также не следует подавать милостыню сидящим на перекрестках (конечно, не буквально на перекрестке), около аптек и медицинских учреждений (человек отдает свое здоровье), возле кладбищ и «нечистых мест», у почт, под священными деревьями (дуб, яблоня, осина), с табличками или с детьми (это чистой воды обман).

Детям до 15 лет давать только продукты, чтобы не развращать.

Молодым и людям средних лет деньги давать с осторожностью (в случае злого умысла могут отобрать энергию, здоровье, жизненную силу).

Не следует подавать милостыню по средам — это день Меркурия (будут помехи в делах и торговле, ведь вы отдаете свой успех), в свои дни рождения и крестины.

Прежде чем дать милостыню, надо посмотреть на лицо просителя и его одежду. Если человек грязен и опустился, смотрит исподлобья, «птичьи» черты лица, одноглазый, сухорукий (если однорукий, одноногий — вначале вопросить себя, стоит ли давать? чаще будет ответ — нет), стоящим с шапкой в руке — не подавать.

Милостыню подавайте правой рукой, а что бы не перетянуть на себя несчастья от нищего, не следует передавать деньги ему в руки, а положите их в баночку или шапку, которые обычно у нищих в руках.

И помните что деньги вообще не дают в руки. Шапка должна лежать на земле, рядом с ногами (в тонком мире мелкие медные деньги — это слезы, и когда человек наклоняется, с него в эту шапку все скатывается).

Если нет возможности положить на землю, то воздержитесь от подачи милостыни.

Давая милостыню шёпотом шепните:

«Даю лишь дань, а своё оставляю себе!».

Если подаёте вечером, кладите деньги на землю, нищий сам их поднимет.

Если вы уверены, что просящий пропьёт деньги, то не давайте их. Давая деньги на пропой вы можете привязать себя к «запойному месту».
Подавать следует средними и мелкими монетами, предпочтительно 5 коп, можно купюры с единицами и нулями (1, 10, 100 руб.).

Нельзя подавать монеты с четным числом — 50 коп, разве только на церковь.

Подавать следует, не касаясь руки просящего.

Если просят у какого-либо учреждения, например ЗАГСа, особенно с утра, строго определенную сумму мелких монет, это означает, что Всевышний специально послал этого человека, чтобы он забрал все грехи дающего, после чего подавший милостыню спокойно и надежно выйдет замуж или женится, и будет счастлив в браке.

Или, например, кто-то подходит и просит купить букетик цветов на вокзале за определенную сумму, тогда надо купить, и тогда в дороге у вас не будет никаких проблем и вы избежите крупных неприятностей.

Уходя с базара можно подать собирающим милостыню у входа на базар, если они сидят на корточках, на подстилке или стуле, а шапка лежит недалеко от ног.
Подающий сидящему на ящике скоро сам «сыграет в ящик».

Особо пристального внимания заслуживает милостыня, подаваемая в церкви:

Входя в церковь, всегда следует трижды перекреститься, но не в притворе, а, перешагнув порог в зал, то же самое следует делать, выходя из церкви.

Всегда сначала ставят свечи на круглый стол — «во здравие», а затем на квадратный — «за упокой».

Когда вы приходите в церковь с просьбой, чтобы вас вылечили, сняли порчу и так далее, следует поставить свечи, четко и ясно высказать просьбу, постоять минут 15 у иконы, а затем подать на церковь, опустив монеты в церковный ящик.

Прибывая в церкви, нужно молиться и просить Господа, чтобы Он вразумил вас и послал человека, который, действительно, нуждается в милости вашей.

В церкви милостыню не давать никому!!!

Просящим на монастырь подавать только в притворе церкви.

Подавший на выходе из церкви оставляет все свои беды и грехи, снимает с себя груз.

А подавший на входе — оставляет его себе, внося в храм и вынося оттуда обратно.

Можно подать милостыню, если в ряду сидит нечетное число просителей (если четное — подаешь мертвым) — в этом случае желательно подать всем понемногу, если не в ряд — кому сочтешь нужным.

Существует также милостыня в скрытой форме:

Например, отказ от сдачи в магазине. В данном случае продавец, получивший милостыню от покупателя, может взять себе его кармические болезни.

Продавец, обвешивающий покупателя или недодающий сдачу, нарушает заповедь Божию «Не укради», навлекая на себя тем самым Божий гнев и ухудшая карму — свою и детей.»

Подавая милостыню, человек надеется на воздаяние, но не всегда получает его. Почему? ДА потому что, сам того не ведая, нарушает эзотерические законы милостыни.

Известный греческий теософ Эйрос Макриди написал книгу «Магия сочувствия”, где попытался ответить на вопрос: как обратить подаяние себе во благо?

Вот основные постулаты этого труда:

Подавая милостыню, человек наносит сокрушительный удар дьяволу.

Основное магическое свойство милости – воздаяние.

Оказывать милость, подавать милостыню нужно только тому, кто вызывает у вас искреннее сочувствие.

Не творить милостыню на показ, ради собственного тщеславия, для похвалы и привлечения к себе внимания.

Творя милость, ждать награды не от людей, а от светлых небесных сил.

Наиболее действенна милость перед большими праздниками размере десятины того, что имеет человек.

Подавать с радостью, правой рукой не касаясь руки просящего

Не подавать милостеню, равносильно воровству, как у других, так и у себя.

На обретение здоровья:

He следует подавать людям средних лет, сидящим на перекрестке, у медицынских учреждений, кладбищ. Это опасно тем что в случае злого умысла, вместе с подаянием вы можете отдать жизненную силу, энергию и здоровье. Продавец, обманувший покупателя, берёт на себя и своих детей его кармические болезни. Другое дело, если покупатель сам оставляет сдачу, оба получают положительный заряд энергии и здоровья.

Подавая милостыню, необходимо вслух желать просящему здоровья так же, как самому себе.

На обретение любви:

Подавать в праздники, по пятницам и субботам в дообеденное время. Детям, просящим с животными, и старикам.

Детям оказывать милость, только продуктами или вещами, ни в коем случае – деньгами.

Просящим с животными – кормом для животных, и рубль – хозяину.

Старикам оказывать скрытую милость, т.е купить на рынке у пожилого человека что-то ненужное вам и отдать тому, кто в этом нуждается.

Подать милостыню слепому, не произнося при этом ни слова.

Подарить кому-то улыбку в транспорте – это тоже милость, причём воздаяние за неё немедленное, особенно тем, кто страдает от одиночества.

На обретение денег:

Лучше всего подавать в понедельник, в последние дни месяца и года – человеку, назвавшему сумму. Названную сумму умножить на три и положить в шапку, коробку, лежащие на земле около просящего или на любое другое место, только не в руки.

Не подавайте в среду, после семи вечера, при входе на базар, в свой день рождения и в день именин, вместе с деньгами в эти дни, вы отдаёте свой успех. Возможны кражи, помехи в финансовых делах, в торговле, в заключении сделок, в разделе имущества и наследства.
Не давайте соседу соль в сочельник.

Помните, что милость божия содержится во всех добрых действиях, только работая над собой, постоянно усмиряя себя в мирских страстях, с любовью относясь к людям вокруг нас, мы подарим гармонию душам нашим. Милость ведь оказывается не только деньгами, но и добрым поступком и ласковым словом.

Известные приметы о подаянии

Подавать нужно правой рукой, пришептывая — Да не оскудеет рука дающего. Аминь. Почему правой?

Потому, что правое дело творишь. Пусть твоя левая рука не знает, что творит правая.

Лучше всего подавать, если нищие сидят:

  • у входа в храм, часовню, возле святых источников и святых мест;
  • у входа на базар;
  • на остановке троллейбуса;
  • у входа в гостиницу.

Причем существует золотое правило: дается всегда на выходе, на входе — ничего.

Молодым и людям средних лет деньги давать с осторожностью (в случае злого умысла могут отобрать энергию, здоровье, жизненную силу).

Не следует подавать милостыню по средам — это день Меркурия (будут помехи в делах и торговле, ведь вы отдаете свой успех), в свои дни рождения и крестин.

Стоящим с шапкой в руке — не подавать. Шапка должна лежать на земле, рядом с ногами (в тонком мире мелкие медные деньги — это слезы, и когда человек наклоняется, с него в эту шапку все скатывается).

Если у вас просят у ЗАГСа, особенно с утра и конкретную сумму, то подавший милостыню спокойно и надежно выйдет замуж или женится, и будет счастлив в браке.

Если кто-то подходит и просит купить букетик цветов на вокзале за определенную сумму, надо купить, тогда в дороге у вас не будет никаких проблем, и вы избежите крупных неприятностей.

Уходя с базара (а не наоборот, чтобы вас не ограбили), можно подать собирающим милостыню у входа на базар, если они сидят на корточках, на подстилке или стуле, а шапка лежит недалеко от ног.

Подающий сидящему на ящике скоро сам «сыграет в ящик».

Нельзя давать милостыню теми деньгами, которые получили на сдачу от покупки хлеба или соли: будете жить в нищете.

Никогда не смотрите прямо в глаза просящему.

Если у тебя нищий просит и тебе в глаза смотрит, дай ему монетку и скажи: моли Исуса Христа, он поболе даст.

Нищенке надо подавать серебро, нищему медь, чтобы самому не обнищать.

Нельзя подавать монеты с четным числом (особенно 2).

Нельзя отдавать нищим бумажные купюры (очень верная примета).

В воскресенье раздать всю мелочь нищим – верный способ устроить так, чтобы в доме не переводились деньги. Но отдать нужно все до копейки, а то будешь богат только мелкими деньгами (стабильно работающая народная примета на деньги).

Если первыми в дороге встретятся собака или нищий, то это является добрым предзнаменованием: ожидай в делах удачи.

Скверы, центральные улицы, рынки, площади и даже проезжая часть — эти многолюдные места уже давно стали рабочей зоной для нищих. Инвалидные коляски, костыли, жалостливые фотографии — в ход идет все. И порой трудно понять, кто просит, чтобы как-то прокормить себя, семью или собрать деньги на лечение, а для кого это бизнес. Так подавать милостыню или нет?

Наталья с улицы Кауля

Улица Кауля, небольшой продуктовый рынок. Среди торговцев сидит женщина лет 50 в инвалидной коляске, в руках табличка: «Помогите инвалиду на лекарства». Обе стопы у нее ампутированы. Решаю завести разговор: «Как вас зовут?» Медленный и едва различимый ответ: «Наталья». Как выяснилось, Наталье всего 39 лет.

После инсульта ее речь заметно ухудшилась, понимать женщину стало проблематично. Сквозь слезы она поведала свою грустную историю:

— Десять лет назад наша семья переехала в Тулу из Узбекистана. Поселились в Криволучье. Нам говорили, что район опасный, но разве ж мы поверили? Я устроилась работать грузчиком. Впахивала наравне с мужчинами, не щадила себя. Шесть лет назад случилась беда. Получив зарплату, я зашла в магазин за продуктами. Видимо, кто-то увидел, как я расплачиваюсь: в кошельке была довольно большая сумма. Направилась домой. А на улице — сильный мороз, больше тридцати градусов. Помню, шла, съежившись, и мечтала поскорее добраться до уютного дома. Осталось пройти всего несколько дворов. Но вдруг удар, потемнело в глазах, оборачиваюсь — несколько здоровых мужиков. Я поняла, что уже ничего не будет так, как прежде. Меня сильно избили. Не знаю, сколько времени я пролежала на лютом морозе в снегу. Слава Богу, меня обнаружил прохожий, вызвал скорую. Вердикт врачей: обморожение конечностей. А дальше — операция, инсульт, боль. На операцию понадобилась большая сумма, поэтому квартиру пришлось продать.

Мы с мужем и сыном остались без крыши над головой. Стали жить на автомойке в Центральном районе города: добрые люди нашли для нас закуток. Тяжело было привыкнуть к тому, что теперь мы нищие. Но это оказалось не самым страшным. Три года назад умер мой сын, три месяца назад — муж. Я осталась совершенно одна — без родных, работы, дома и желания жить. Единственное мое занятие — просить у людей денег на еду. А ведь мне всего 39 лет: когда люди об этом узнают, недоумевают. Но ведь цифры в паспорте не лгут…

Наталье сложно не верить. Женщина просила не рассказывать, на какой именно автомойке она живет: боится, что ее выгонят. У нее есть постоянные благодетели — люди, которые помогают ей каждый день. Они подтвердили: Наталья действительно потеряла всё и осталась без средств существования.

Валентина из подземного перехода

Валентина обитает в подземном переходе на улице Каминского. Сначала женщина дружелюбно общалась с нами, но, завидев камеру, схватила свою огромную сумку и побежала, крикнув: «Я больше не буду просить деньги».

История Валентины пугает. А ведь она так хорошо начиналась.

— У меня есть сын. Он встретил красивую женщину, я была счастлива за них, — рассказывает Валентина. — На радостях передала им все документы для перевода моей квартиры в их собственность. Но потом началось страшное. Поначалу сноха воровала у своего мужа сигареты, потом стала настраивать его против меня, а дальше — хуже: меня начали избивать. Ни с того ни с сего невестка могла накинуться на меня с кулаками. Самое ужасное — она приказывала делать то же самое моим внукам. Я превратилась в рабыню. Мое наследство уже делят многочисленные «любимые» родственники. И это при жизни! Денег у меня не хватает, приходится просить у людей.

Николай с улицы Кутузова

У Николая — совсем другая история. У него есть квартира, правда, без удобств, но всё же — прописка в Туле. «Да Бог с ней, с квартирой, — говорит мужчина. — Лучше бы я на улице жил, зато ноги и пальцы на руках были бы целы. Я бы всё за это отдал».

Николай живет в Туле всю свою жизнь. Как и Наталья, он работал грузчиком. Удивительно, но причина ампутации всё та же — обморожение. По словам мужчины, схлопотал он его на работе. Как именно — умалчивает. Теперь каждую пятницу его можно встретить около ДК комбайностроителей.

— Гангрена сделала меня инвалидом, — говорит мужчина. — После этого от меня ушел самый дорогой человек, который только был в моей жизни, — жена. С тех пор я понял: в этом мире я никому не нужен. Я один.

Мы застали Николая с сигаретой, зажатой единственным уцелевшим большим пальцем. «На сигареты хватает?» — интересуюсь. «Да, люди добрые дают: покурить, на хлеб и до дома доехать хватает. Но не больше».

Пенсионерка из подземного перехода на ул. Каминского

Каждый день в подземном переходе можно увидеть эту женщину. Она заметно выделяется среди других нищих: чистая одежда, добротный зонт, ухоженный вид. По ее словам, она пережила два инфаркта.

«Кому я такая нужна? Разве кто возьмет на работу инвалида?..» — говорит она. Ее дочь уехала в Москву, оставив матери маленького ребенка. Воспитание внучки — все, чем сейчас занимается пенсионерка. Денег не хватает. Единственное подспорье — то, что дадут неравнодушные прохожие. «Стыдно тут сидеть, а что делать? Другого выхода у меня нет», — с отчаянием говорит женщина.

Татьяна с улицы Октябрьской

Татьяна «делит территорию» с пенсионеркой. Мак-авто ресторана «Макдоналдс» — довольно хлебное место. Ты, сидя в машине, делаешь заказ, а, расплачиваясь, замечаешь человека с протянутой рукой. Почему бы не отдать ему сдачу? Рублей 20−30 же вряд ли ударят по кошельку. На то и расчет.

— У меня нет квартиры, я — жительница улиц. Нет и работы. И в моем возрасте при моем состоянии здоровья ее уже поздно искать. Бесполезно! Два раза в неделю я прихожу просить деньги сюда, к «Макдоналдсу». Его не так давно построили, раньше было сложнее найти место.

Как говорит женщина, ее «конкурентка» — вполне обеспеченная старушка. Она, правда, застолбила место уже давно, раньше Татьяны. Но у пенсионерки есть двухкомнатная квартира. Есть и семья.

— Не понимаю, зачем она попрошайничает, ведь деньги-то есть, — негодует Татьяна. — Только мешает зарабатывать тем, кому реально не на что жить!

Мария Куприянова, психолог

Несмотря на то, что все знают о мошенниках, «бизнес нищих» процветает. Всё ведёт к эмоциональному компоненту: добрые дела позволяют нам чувствовать себя лучше, светлее, нужнее и т. п. Самый простой способ отличить действительно нуждающегося человека от мошенника — это благодарность. Мошенник относится к милостыне как к работе; нуждающийся же человек благодарен оказанной помощи, сочувствию и поддержке.

Что грозит просящим милостыню? Строго говоря, понятие «милостыня» в российском законодательстве даже не прописано. Наказание для попрошаек очень гуманно: по закону Тульской области № 388 «Об административных правонарушениях» предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей за приставание к гражданам в общественных местах.

Мы спросили у туляков, подают ли они милостыню.

Владислав Власов, 25 лет, программист

Мне почему-то кажется, что в Туле попрошаек не так много. А может быть, потому, что я на машине езжу… Присутствие этих людей на улицах, на мой взгляд, — недосмотр. Вот только вопрос: с чьей стороны? Если я и подаю деньги, то только бабушкам, которые стоят возле церквей. Мне их по-настоящему жалко.

Зинаида Острикова, пенсионерка:

Денег я никому не даю, потому что считаю, что многие люди обманывают. Конечно, ситуации разные бывают… Но как объяснить поведение попрошайки, у которого есть квартира и зарплата/пенсия? Таким людям надо научиться грамотно планировать свой бюджет, а не надеяться на чужой кошелек.

Виктория Мишечкина, 23 года, специалист в налоговой

Не всем, только пожилым больным людям — рублей 20−30. А вот алкоголики около магазинов могут даже не рассчитывать на мою помощь. Еще меня смущает бабушка, которая сидит около «Гостиного двора». Мне кажется, это молодая женщина, которая прячется за мешковатой одеждой.

Артем Панфилов, 28 лет, бармен

Подаю крайне редко, действую, полагаясь на интуицию. Если вижу, что человек пожилой и нуждается в деньгах, конечно, не отказываю. Обычно даю рублей 70, не больше, — как правило тогда, когда в кармане есть мелочь. Думаю, многим людям она нужнее, чем мне. Здесь жадности не место.

Ольга Выскочкова, 30 лет, кассир

Редко. Прежде чем дать деньги, смотрю на то, как выглядит человек. После одного случая я стала более осторожна в этом вопросе. Я увидела, как пожилая женщина сидела и попрошайничала. А потом за ней подъехала шикарная машина. И как после этого верить людям?

«Дающий милостыню выше воскресающего мертвых», – говорил святитель Иоанн Златоуст. Почему? Отвечает Сергей Комаров.

Фото: rogonchanoticias.com

Как птица не поднимется ввысь, не имея пары крыльев, так и пост немыслим без молитвы и милостыни. Это важное правило утверждается в Нагорной проповеди. Обсуждая основные христианские добродетели, Спаситель последовательно говорит о милостыне, молитве, посте (см. Мф. 6). Тем самым Господь показывает неразрывную связь этих добродетелей, поставляя, между прочим, милостыню на первое место. Об этой добродетели и уместно будет нам поговорить в святые дни Четыредесятницы, когда тысячи христиан совершают постный подвиг и проводят многие часы в молитве.

***

Творение милостыни было широко распространено еще в ветхозаветную эпоху. В Пятикнижии благотворение нуждающемуся вменялось в прямую обязанность. Помимо строгих указаний не отказывать всякому просящему, в законе Моисея есть множество правил о том, как же именно нужно благотворить. Например: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это» (Лев. 23:22); «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею» (Исх. 23:10–11). Также Закон Божий разрешал входить в чужой сад и на чужое поле, чтобы поесть от плодов земли (см. Втор. 23:24–25). Десятина, собранная за каждый третий год, отдавалась левиту, пришельцу, сироте и вдове (см. Втор. 14:28). Было строго запрещено ростовщичество (по крайней мере в отношении иноплеменников). В каждый юбилейный (50-й) год все бедняки, рабы и наемники освобождались. Помимо этого, ко времени жизни Иисуса Христа у евреев существовала практика ежедневного сбора продуктов для бедных («тамху» – в пер. «милостыня для тарелки»). Также осуществлялся еженедельный сбор пожертвований – «куппа», т. е. «пожертвования в ящик». Более того, в храме Божием находилась комната, в которую складывались дары для семей, стеснявшихся брать милостыню при людях.

В Новом Завете милостыня не только поощряется, но и получает качество уже не внешней праведности, но духовной добродетели. В Нагорной проповеди Христос говорит, что милостыня должна твориться с правильными мыслями и чувствами. Оказывается, в Новом Завете уже далеко не всякая милостыня угодна Господу! Например, Спаситель приказывает не трубить перед собой – т. е. сохранить в тайне все свои добрые поступки. Также говорит, что левая рука не должна знать, что делает правая. Другими словами, после совершения доброго дела нужно напрочь забыть о нем. Воздаяние же за милостыню будет от Отца Небесного, а не от людей: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4).

В новозаветной Церкви обычай помощи бедным был благословлен Самим Христом – апостолы имели ящик для пожертвований, часть которых они выделяли нищим. Впоследствии традиция помощи нуждающимся прочно закрепилась в Церкви. В Посланиях апостола Павла неоднократно звучит просьба о денежной помощи бедной Иерусалимской общине. Еще чаще, чем в Ветхом Завете, на страницах Нового Завета встречаются призывы «помнить нищих», что и делала Церковь на протяжении всей своей истории.

***

Если посмотреть жития святых, мы увидим, что они все без исключения были нестяжателями – раздавали имущество и следовали за Христом. Среди них особенно выделяется один святой, которого вполне можно назвать «певцом милостыни». Это святитель Иоанн Златоуст. Архиепископ Константинопольский отличался удивительной любовью к милостыне. В его творениях встречаются поразительные мысли об этой добродетели.

Например, святой Иоанн замечает, что подаяние милостыни уподобляет нас Богу (1). Действительно, Сам Сын Божий сравнивал сострадательного человека с Богом Отцом: «Итак, будьте милосерды, – говорил Христос, – как и Отец Ваш милосерд» (Лк. 6:36). Данную мысль можно немного продолжить. Славянское слово Бог происходит от санскритского «Бхага», что значит богатый. Бог богат любовью и милостью – и всякий человек, умеющий дарить любовь и милость другим, уподобляется Господу в Его главнейших свойствах.

Златоуст называет подающего милостыню «священником Христа». Как священник подает ближнему хлеб и вино, претворенные в Тело и Кровь Господни, так и милостивый мирянин, подающий хотя бы чашу холодной воды нищему, становится священником Христа, ибо делается питателем людей. Удивительная мысль, правда?

«Дающий милостыню выше воскресающего мертвых», – говорил Златоуст. Почему? Потому что «напитать алчущего Христа гораздо важнее, чем именем Иисусовым воскрешать мертвых», – писал святитель. «Там ты благодетельствуешь Христу, а здесь Он тебе».

Хочешь ни от кого, кроме Бога, не зависеть, спрашивает Златоуст. И отвечает: тогда проси себе у Бога нищеты. «Будучи нищим, если у кого и попросишь, то только хлеба или одежды». И тогда будешь как птичка Божия – свободно витать в небесах…

Представляете, какой совет дает Вселенский учитель? «Проси у Бога нищеты…» Эта мысль страшна своей высотой.

Приведем еще несколько размышлений Златоуста. Вот мы, братья и сестры, часто колеблемся: дать или не дать милостыню? Действительно, не всякому человеку сегодня можно верить. А Златоуст буквально обрушивался на тех, кто не желал давать милостыню из-за притворства нищих. «Если он и притворяется, – говорит святитель, – то из-за твоего жестокосердия и бесчеловечности… Не будь судьей, а будь подателем милостыни. Она потому и называется милостыней, потому что мы подаем ее недостойным».

«Что выше – девство или милостыня», – спрашивает Иоанн. «Велико девство, ибо человек борется со своей собственной природой. Но милостыня выше – ибо пять юродивых дев, имея девство, не спаслись без милостыни». (Златоуст под елеем в этой притче понимал именно милостыню).

«Тебе нечем подавать?» – вновь задает вопрос святой. Ты можешь спастись и чашей холодной воды, поданной жаждущему, ибо Господь ценит намерения, а не размер подаваемого. Достаточно вспомнить две лепты вдовы или слова Христовы: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф.10:42). Посмотри, говорит Златоуст, тебе даже дров не нужно будет тратить, чтоб подогреть воду – достаточно и холодной.

Каждая из приведенных цитат и мыслей дышит поразительной жалостью ко всякому страдающему и великой любовью ко всем людям. Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

***
Хочется, чтобы свидетельства Писания и проникновенные слова Вселенского учителя расположили сердца наши почувствовать и признать достоинство любимой Господом и святыми Его добродетели – добродетели милостыни. Любовь к милостыне, несомненно, откроет нам дверь в Царство Небесное, где нет ни одного жадного и скупого. Библия и Златоуст – для православного человека этих двух авторитетов вполне достаточно, чтоб не сомневаться в истинности данной мысли.

Сергей Комаров

Как помочь по-настоящему?

Многие думают так: да, попрошайки — это криминально, я это не поощряю, но вдруг кому-то можно помочь? Раз они дошли до такой жизни, им действительно плохо.

Запомни: проблемы в жизни — не повод обманывать других. Отдавая копеечку в протянутую руку, ты поддерживаешь этот круговорот насилия и эксплуатации. Помни, что собранные средства попрошайка в лучшем случае увидит и потратит на алкоголь и еду; в худшем — у него все заберут.

Однако жизнь поворачивается разными сторонами, и честные люди также оказываются на улице без средств к существованию.

Очень просто «откупиться» от проблемы, кинув десятку в мятую шляпу; настоящее решение проблемы требует активных действий.

Прежде всего спроси у бродяги, какая помощь ему нужна.

Если у тебя просят денег на еду, предложи вместе сходить в магазин. Если просят денег на билет до дома, предложи позвонить в одну из служб помощи населению.

Человек, попавший в беду, с радостью примет любую помощь. Спрашивай громко и четко, а ради безопасности не оставайся с попрошайкой наедине или на темной улице без людей. Даже если бедняга окажется мошенником, и от твоей помощи не будет пользы, будь уверена — главное, от нее не будет большего вреда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *