Проклятие бесплодной смоковницы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в. В сегодняшний Великий, по церковному календарю, понедельник, мы вспоминаем, как Господь совершил изгнание торгующих из Иерусалимского храма и проклял бесплодную смоковницу.

Эти события, действия Христа, как непонятные на первый взгляд, вызывают смущение и непонимание. За что была проклята смоковница, если Иисус пришел к ней, когда еще не время было собирания смокв (Мк. 11: 13)? Но такие поступки Спасителя, как проклятие смоковницы, оказываются полны символического и духовного значения, если всмотреться в детали.

После торжественного входа в Иерусалим Христос провел со Своими учениками ночь в Вифании. Утром, идя в храм, Он по дороге взалкал. Для удовлетворения Своих человеческих потребностей Христос никогда не пользовался Божественной силой, а прибегал к человеческим средствам, отвергнув диавольское искушение о сотворении хлебов из камней.

Когда вдали показалась смоковница, покрытая листьями, Христос к ней как человек подошел. Распущенные листья дерева наводили на мысль, что на смоковнице будут плоды, ведь смоковница сначала дает плоды, а затем – листья. Поскольку время собирания смокв еще не настало (см.: Мк. 11: 13) и ранние плоды еще не снимались, можно было ожидать, что хотя бы незрелые они найдутся на зеленеющей смоковнице. Однако, подойдя ближе, Господь обнаружил, что на ней ни зеленых, ни прошлогодних плодов нет. Значит, дерево, несвоевременно покрытое листьями, было совершенно бесплодно.

Преподобный Ефрем Сирин на этот счет удивляется: «Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел засохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино пре­вратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть…»

И сам же святой Ефрем отвечает: Христос совершал многие чудеса, но все-таки был распят. Из-за этого некоторые могли подозревать, что в Нем исто­щилась сила. В предотвращение этого при по­мощи бездушного растения, которое иссушил, Он показал, что посредством слова мог погубить также и Своих распинателей. Как впоследствии сказал Си­мону Петру: Возврати меч твой в его место, Я могу умолить Отца, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26: 52–53). Значит, Христос как человек взалкал, но как Бог явил на смоковнице Свое могущество.

Увидев необычное чудо, удивились Его ученики: Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк. 11: 21). На это Иисус сказал: Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», – сбудется по словам его (Мк. 11: 23). В этом «передвижении горы» – пример, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как подмечает евангелист Марк, условием действенности молитвы является прощение согрешений своим ближним: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11: 26). У Господа слова с делами не расходились, поэтому можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил распинающим Его иудеям. И, значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим – как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия.

Проклятие смоковницы Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир?

Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева – «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).

Смоковница тотчас засохла до корня (см.: Мф. 21: 20; Мк. 11: 20). Совершилось конкретное, очевидное для окружающих чудо. Но в то же время совершилось и чудо символическое, прообразовательное.

За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (см.: Лк. 13: 6–9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь.

Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).

Нас не может не удивлять то, что Господь пришел, чтобы творить только добро и все улучшать, но Он как минимум трижды совершает разрушительные действия. И это не просто так. Он потопил стадо свиней, чтобы неверующие жители Гадаринской страны хотя бы через материальные убытки вышли к Нему навстречу. Он вскрыл гробницы усопших святых, чтобы после Крестной смерти Христовой они вышли из гробов и явились многим (см.: Мф. 27: 52–53). Он также иссушил смоковницу, чтобы показать, что будет отвержен иудейский народ за его неверие в Сына Божия.

Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят.

Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод. Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?

Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).

Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царстве? Аминь.

Описание

Смоковница обыкновенная (Ficus carica)

Семейства тутовые — Moraceae.

С лечебной целью используют листья и плоды растения.

Синонимы: инжир, фига, винная ягода, фиговое дерево, смоква.

Смоковница обыкновенная произрастает на побережье Крыма, в Закавказье, Дагестане и многих регионах России.

Смоковница представляет собой деревце небольших размеров или кустарник из семейства тутовых. Высотой растение не превышает 15 метров, хотя его размер зависит от сорта и места произрастания. Смоковница имеет малоразветвленные ветви. Цвет и форма листьев смоковницы отличаются в зависимости от её разновидности, хотя обычно они окрашены в темно-зеленый или ярко-зеленый цвет. Длина листьев составляет до 15 см в длину и 12 см в ширину. Из-за покрывающих листовую пластинку грубых коротких волосков листья растения довольно шершавые.

Цветки смоковницы собраны внутри мясистых соцветий грушевидной формы. Мужские цветки, состоящие из трех тычинок и трехчленного околоцветника, развиваются исключительно в соцветиях мужских особей. Женские цветки хоть и присутствуют в этих соцветиях, однако не функционируют. Соответственно, в соцветиях женских особей всё происходит с точностью до наоборот: в них развиваются только женские цветки, состоящие из пестика и пятичленного околоцветника, в то время как мужские не проявляют активности.

Смоковница известна во всем мире как ценное плодоносящее растение, отличающееся довольно сложным процессом опыления, цветения и образования плодов.

Применение при заболеваниях

История утверждает, что люди начали культивировать это полезное лекарственное растение еще за несколько тысяч лет до нашей эры. С тех самых пор они начали замечать и описывать его целебные свойства. Благодаря большому количеству полезных веществ, содержащихся в смоковнице, она широко используется в народной медицине. В состав растения входит множество активных компонентов, способствующих полноценному функционированию человеческого организма.

Следует особо отметить содержащиеся в плодах смоковницы такие микроэлементы как:

  • калий
  • натрий
  • железо
  • органические кислоты
  • пектиновые вещества
  • клетчатка
  • белок
  • витамины A, В1, В2

Присутствие в смоковнице витамина C помогает иммунной системе человека более эффективно противостоять различным болезням и вирусам. В плодах растения содержатся легко усваиваемые сахара – фруктоза и глюкоза, благодаря чему смоквы являются очень ценным пищевым продуктом, ведь небольшое количество этих веществ способно утолить голод и дать организму необходимую энергию.

Сок ветвей и водные вытяжки коры используют для выведения бородавок, лечения гнездной плешивости и угрей, для снятия зубной боли, полоскания горла, в виде примочек при лечении гнойных ран и фурункулов. Сок листьев и отвар применяют при хроническом воспалении слизистой оболочки толстой кишки, при малярии и бронхиальной астме. Сок листьев и отвар применяют при малярии и бронхиальной астме. Сок и отвар соплодий показан при зубной боли, заболевании верхних дыхательных путей, печени и селезенки, почечнокаменной болезни, ангине, сухом кашле и охриплости.

Наличие в плодах инжира солей калия делает его полезным при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, фермент фицин оказывает положительное влияние на тромбы в сосудах.

Псоберан (смесь фурокумаринов—псоралена и бергаптена) из листьев культивируемой яли дикорастущей смоковницы применяют совместо с ультрафиолетовым облучением как средство, способствующее восстановлению пигментации кожи при витилиго. Кроме того, псоберан рекомендован при гнездной (круговидной) плешивости. Выпускают таблетки но 0,01 по 50 шт. во флаконах оранжевого стекла и 0,1 %-ный раствор но 50 мл.

Плоды смоковницы (инжир) входят вместе с листьями сении (кассии) и мякотью плодов сливы в состав брикетов кофиола, используемых в качестве слабительного средства. Плоды имеют также лечебное значение—обладают слабительным, мочегонным и отхаркивающим действием. Инжир богат калием и поэтому полезен при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Его плоды в свежем виде употребляют при малокровии.

С давних пор народная медицина применяет инжир как слабительное и мочегонное средство. В инжире много клетчатки, поэтому не следует употреблять его при острых воспалительных заболеваниях же­лудочно-кишечного тракта, а из-за повы­шенного содержания сахара — при сахарном диабете.

В Древней Элладе инжир известен с IX в. до н. э. Инжир важнейшая культура в Древнем Египте — фиговое дерево считалось «божественным». В Крым и на Кавказ инжир был завезен генуэзцами.

В Закавказье отвар из листьев используют при колитах, малярии, бронхиальной астме, для лечения гнойных и фурункулезных ран. Сок из листьев обладает протеолитической активностью.

Медицина активно использует плоды смоковницы в борьбе с различными заболеваниями. В частности, из-за высокого содержания калия и сахара они могут оказывать помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Благодаря наличию финина в плодах растения, они нередко применяются для лечения тромбоэмболических болезней.

Народная медицина рекомендует сваренные в молоке плоды смоковницы при бронхитах, трахеитах, острых катарах верхних дыхательных путей, бронхоэктатической болезни. Кроме того, они будут полезны при хронических запорах, гастритах, для улучшения состава крови и в качестве эффективного мочегонного и отхаркивающего средства.

Способы применения

Отвар: Для приготовления отвара соплодий инжира 2 столовые ложки сухого сырья заливают 1 стаканом горячей воды, держат в закрытой эмалированной посуде на водяной бане 30 мин, процеживают через 2-3 слоя марли и доводят объем кипяченой водой до исходного. Принимают по 1/2 стакана 3 раза в день до еды.

При хронических запорах используют семена по 10-15 г на прием. Больным с декомпенсацией сердечно-сосудистой системы для увеличения отделения мочи рекомендуется по утрам принимать по 100 г растертых соплодий.

Плоды смоковницы обладают дезинфицирующим свойством, поэтому из них часто готовят настои для полосканий при воспалении слизистой оболочки полости рта, простуде и нарывах. Лучше всего использовать свежие плоды растения, хотя в сушеном виде они тоже сохраняют многие полезные свойства.

Лекарственные средства

Псоберан

Псоберан (Рsoberanum) (смесь фурокумаринов — псоралена и бергаптена) из листьев культивируемой или дикорастущей смоковницы применяют совместно с ультрафиолетовым облучением как средство, способствующее восстановлению пигментации кожи при витилиго. Кроме того, псоберан рекомендован при гнездной (круговидной) плешивости.

Взрослым назначают внутрь ежедневно по 0,01 г 2 -3 раза в день; детям в возрасте от 5 до 10 лет в суточной дозе 0,01 г, 11 — 13 лет — 0,015 г, 14 — 16 лет — 0,02 г. Принимают за 30 мин до еды. При лечении витилиго, одновременно смазывают депигментированные участки кожи, а при гнездной алопеции — лишенные волос участки кожи 0,1 % спиртовым раствором препарата. Смазывают ежедневно, или через день на ночь, либо за 2-3 ч до ультрафиолетового облучения. До начала лечения определяют биодозу. Продолжительность курса лечения 2-3 мес. При необходимости, проводят повторные курсы с интервалами 1-1,5 мес.

Лечение должно проводиться под тщательным врачебным наблюдением. При применении препарата могут возникать побочные явления: головная боль, сердцебиение, боли в области сердца, диспепсия. Побочные явления уменьшаются или проходят при снижении дозы, либо временном перерыве в лечении. Необходимо предупреждать больных о возможности развития буллезных дерматитов при сочетании облучения очагов поражения ртутно-кварцевой лампой и воздействия солнечной радиации.

Кафиол

Кафиол (Саfiоlum) — комбинированный препарат в виде брикетов темно-бурого цвета с желтыми вкраплениями (семена плодов инжира), своеобразного фруктового запаха и вкуса.

Содержит :

  • 0,7 г листьев сенны
  • 0,3 г плодов сенны
  • 2,2 г мякоти плодов сливы
  • 4,4 г плодов инжира
  • 0,84 г масла вазелинового

Препарат оказывает слабительное действие за счет химического раздражения (антрахинонами листьев и плодов сенны) и механического радражения (пектинами плодов сливы и инжира) кишечника, а также в результате облегчения продвижения содержимого кишечника (вазелиновым маслом).

Зарубежный препарат «Регулакс» (Regulax, Германия), сходен по составу и действию с кафиолом; не содержит лишь мякоти плодов сливы.

Кому инжир вреден

Не следует начинать прием инжира:

  • При сахарном диабете.
  • При обострениях органов ЖКТ.
  • При подагре.

Введение плодов смоковницы и чая из листьев инжира в ежедневный рацион поможет открыть для себя совершенно новый вкус. Регулярное употребление поможет улучшить общее состояние организма. Еще больше о полезных свойствах инжира в видеоролике.

Полезные свойства смоковницы

Ценный химический состав обусловил множество полезных свойств, которыми пользовались на протяжении столетий.

  • Фицин оказывает укрепляющее действие, повышает эластичность сосудов. Понижает вязкость крови, способствует рассасыванию кровяных сгустков, что предотвращает закупорку кровеносных сосудов, улучшает работу сердца и его системы.
  • Фурокумарины (особенно псорален, ксантотоксин), обладают свойством повышать восприятие кожей лучей ультрафиолета, что активирует процессы пигментации. Эти свойства применяют при лечении лейкемии и витилиго.
  • Макроэлемент калий, содержащийся в большом количестве (33%) в сухофруктах, помогает лечению тахикардии, благотворно влияет на работу сердечной системы.
  • Водорастворимая клетчатка понижает уровень холестерина, что является профилактикой атеросклероза.
  • Ароматический бензольный альдегид имеет способность понижать активность раковых клеток. Таким же действием обладают вещества сока инжира.
  • Вещество, по составу аналогичное аспирину, обладает жаропонижающими свойствами.
  • Эфирные масла – эффективное кроверазжижающее средство, в результате чего кровь обогащается кислородом.
  • Низкая калорийность свежих фиг помогает бороться с лишним весом, используется в диетическом питании.

Противопоказания

К противопоказаниям к использованию смоковницы относятся острые желудочно-кишечные заболевания, подагра и сахарный диабет (из-за большого содержания в плодах растения сахара).

Также нельзя исключить аллергию и индивидуальную непереносимость.

ВНИМАНИЕ! Все рецепты даны для ознакомления. Перед применением проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Чем справедливость Бога отличается от справедливости человека?

Небольшая притча о бесплодной смоковнице является частью поучения, произнесенного после того, как Иисусу рассказали о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их (Лк 13:1). Об этом инциденте неизвестно из других источников: Иосиф Флавий, описавший историю взаимоотношений Пилата с иудеями и галилеянами достаточно подробно, о нем умалчивает. Однако Иосиф описывает другой эпизод, касающийся мятежа самарян:

Также и самаряне не удержались от возмущения. Их смутил некий лживый человек, который легко во всем влиял на народ. Он побудил их собраться к нему на гору Гаризим, которую они считают особенно священною. Тут он стал уверять пришедших самарян, что покажет им зарытые здесь священные сосуды Моисея. Самаряне вооружились, поверив этой басне, и расположились в деревушке Тирафане. Тут к ним примкнули новые пришельцы, чтобы возможно большею толпою подняться на гору. Однако Пилат предупредил это, выслав вперед отряды всадников и пехоты, которые, неожиданно напав на собравшихся в деревушке, часть из них перебили, а часть обратили в бегство. При этом они захватили также многих в плен, Пилат же распорядился казнить влиятельнейших и наиболее выдающихся из этих пленных и беглецов. ( Иосиф Флавий. Иудейские древности 18, 4, 1. С. 765–766)

Некоторые исследователи считают, что в Евангелии от Луки упомянут этот инцидент, но самаряне по ошибке названы галилеянами. Однако в таком случае Евангелист был бы повинен не только в смешении галилеян с самарянами, но еще и в анахронизме: Иосиф говорит об этом инциденте уже после упоминания о казни Иисуса Христа. Произошел он в 35 году по Р. Х., и в результате его Пилат был отозван в Рим. Кроме того, Иосиф не упоминает ни о каких жертвоприношениях, о которых говорится у Луки.

Еще одна история, рассказанная Иосифом Флавием, рассматривается как возможный прототип для повествования Луки. Это история у Иосифа предшествует упоминанию о казни Иисуса Христа и, следовательно, произошла при Его жизни:

Пилат. Художник Андрей Дроздов

Однако эта история имеет еще меньше общего с упоминанием о галилеянах у Луки, чем рассказ о мятеже самарян. Можно предположить, что в ситуации общей нестабильности и постоянного сопротивления жителей оккупированных областей римским властям подобные инциденты возникали неоднократно, и упомянутый Лукой — один из многочисленных подобного рода случаев. То, что о нем не упоминает Флавий, вовсе не означает, что он не имел место в действительности. Образ Пилата как жестокого римского префекта, не останавливающегося перед пролитием крови и не уважающего то, что для иудеев является священным, вполне соответствует его описанию у Иосифа Флавия.

Выражение которых кровь Пилат смешал с жертвами их указывает на то, что описанный у Луки эпизод произошел в то время, когда галилеяне приносили жертвы. Заклание жертвенных животных происходило в храме Иерусалимском. Речь, следовательно, идет о группе паломников из Галилеи, которые пришли в Иерусалим для того, чтобы принести жертвы, и там во время жертвоприношения по каким-то причинам были умерщвлены воинами Пилата. Их кровь смешалась с кровью жертвенных животных. Очевидно, что инцидент произошел незадолго до того, как о нем рассказали Иисусу: история преподнесена Ему как свежая новость.

Иисус, однако, не дает никакой оценки действиям префекта. Что же касается Божественной справедливости, то Он показывает, что она не может измеряться мерками человеческой справедливости, основанной на принципе адекватного воздаяния: между конкретным грехом и конкретным воздаянием нет прямого соответствия (Léon-Dufour X. Life and Death in the New Testament. The Teachings of Jesus and Paul. San Francisco, 1986. P. 7). От этой мысли, выраженной в форме вопроса, Иисус переходит к главной теме Своей проповеди. Мы помним, что Его проповедь началась с призыва к покаянию (Мф 4:17; Мк 1:15). Рассказ о безвременной гибели галилеян становится для Него поводом, чтобы вновь призвать к покаянию тех, кто остается в живых:

Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13:2–5).

Силоамская башня: смерть не настигает только самых грешных

Очевидно, одна из башен этой стены, находившаяся вблизи Силоамского источника и купальни, о которой упоминается в Евангелии от Иоанна (Ин 9:7, 11), обрушилась и стала причиной гибели восемнадцати человек. Опять же, событие, вероятно, произошло незадолго до того, как о нем упомянул Иисус.

Оба события — смерть галилеян и смерть восемнадцати человек под обломками башни — служат для Иисуса поводом для напоминания о покаянии и о том, что смерть подстерегает каждого человека. При этом Иисус опровергает распространенное мнение, что внезапная смерть или смерть в результате несчастного случая является наказанием за грехи. Погибшие, говорит Он, не были более грешными, чем оставшиеся в живых. Но их гибель должна стать предостережением для людей, не приносящих плоды покаяния.

Кто заступится за обреченного человека?

Как правило, в притчах, где в числе действующих лиц имеется царь, или господин, или хозяин, он символизирует Бога. Данная притча не исключение. Однако помимо хозяина в притче присутствует еще одно лицо — виноградарь, ходатайствующий за смоковницу и обещающий потрудиться, чтобы она наконец начала приносить плоды. Кто этот ходатай?

Ветхий Завет изобилует примерами, когда человек ходатайствует перед Богом о людях, прося Бога проявить к ним долготерпение. Авраам ходатайствовал о жителях Содома, вопрошая: Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым. Не может быть, чтобы Ты поступил так. не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? И далее спрашивает, погубит ли Бог Содом, если в городе останется хотя бы пятьдесят, сорок пять, сорок, тридцать, двадцать или десять праведников (Быт 18:22–33). Диалог напоминает торг: Авраам постепенно снижает количество праведников, и Бог в ответ обещает не истребить город даже ради десяти праведников.

Представленное здесь понимание Божественного правосудия отличается от того, которое вытекает из поучения Иисуса в Евангелии от Луки. Авраам исходит из того, что внезапная смерть является наказанием за грехи и что праведники должны быть спасены от нее. Иисус же говорит об обратном: жертвы репрессий или несчастного случая не были более грешны, чем те, кто остались в живых. Божественное правосудие действует иначе, чем то представляется людям. Бог оставляет в живых не только праведников, но и грешников, чтобы дать им возможность принести покаяние и изменить жизнь (подобно тому, как Он оставляет расти плевелы вместе с пшеницей до времени жатвы).

Еще одним примером ходатайства перед Богом за народ был Моисей. В то время, как он находился на Синае, народ изготовил золотого тельца и начал поклоняться ему. Об этом Бог сказал Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей начал прекословить Богу, напоминать Ему об обетованиях, которые Он дал Аврааму, Исааку и Иакову. И Бог отменил зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой (Исх 32:1–14). Моисей сам свершил правосудие, как он понимал его, и от меча сынов Левииных погибло около трех тысяч человек (Исх 32:25–28). После этого он вернулся к Богу и сказал: Народ сей сделал великий грех. прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. На этот раз Бог остался неумолим: Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей. И поразил народ за сделанного тельца (Исх 32:31–35).

Образы ветхозаветных праведников, ходатайствовавших за народ, служат прообразами того ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника, Который есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин 2:1–2). Он, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр 7:24–25). Подобно Моисею, просившему изгладить его из книги жизни, Иисус принес Свою жизнь в жертву за людей: Он умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим 8:34).

Именно в таком ключе понимали притчу древние толкователи. Согласно Исидору Пелусиоту, хозяин виноградника — это Бог, виноградарь — Сын Божий, смоковница — народ Израильский или все человечество. Закон и пророки не смогли исправить людей и заставить их принести плоды. Сын Божий Своим учением и Своими страданиями должен привести их к покаянию. Если же этого не произойдет, в вечной жизни они будут отсечены от части праведных (Исидор Пелусиот. Письма 1, 312 (PG 78, 364). Рус. пер.: С. 181).

Хотя фрукт обладает несомненными лечебными, оздоравливающими свойствами, существует ряд противопоказаний к употреблению.

  • Не рекомендуют при оксалатных камнях в почках.
  • Противопоказан больным сахарным диабетом.
  • Рекомендуют не употреблять большое количество фрукта и препаратов из него при панкреатите, подагре.
  • Ограничить приём при обострениях болезней желудка и кишечного тракта.

Стоит интересоваться, где выросли фиги – у них есть способность накапливать в больших количествах токсичный таллий.

Выращивание и хранение растения

Инжир выращивают в открытом грунте в тёплых регионах, в теплицах и оранжереях – в более холодном климате. Возможно выращивание в виде комнатного растения в условиях квартиры.

  • Размножают семенами, черенками, отсадками, корневой порослью. Самое простое – укоренение отводка. Сажают на солнечном, укрытом от ветра участке. Обеспечивают саженцу регулярный полив, рыхление околоствольного участка, прополку сорняков. впоследствии путём обрезки формируют крону. Весной удабривают, мульчируют почву перепревшим навозом, компостом.
  • В качестве лекарственного сырья заготавливают корни, листья смоковницы, плоды. Время сбора листа – летние месяцы, сентябрь, октябрь. При сборе надевают рукавицы, защитные очки – чтобы избежать ожогов. Листья срезают ножами, сушат в солнечную погоду, переворачивая слой 3-4 раза в день. Сушка длится не более 5 дней. В проветриваемом, затемнённом помещении сушат дольше. Хранят не более двух лет в бумажных пакетах, коробках.
  • Фрукты сушат, морозят, консервируют. Свежие плоды сохраняются без потери вкуса до 3 недель.

Приглашаем вас познакомиться с полезными свойствами софоры японской. Может быть, вам будет интересна информация о применении в народной медицине сосны обыкновенной? А всем нам знакомая слива может удивить вас своими лечебными свойствами.

Уважаемые читатели, поделитесь своим опытом о применении смоковницы в лекарственных целях. Какие интересные рецепты на её основе вам известны?

Заготовка сырья

Лечебным сырьем в народной медицине считаются корни инжира и его листья. Заготовкой занимаются летом и в начале осени. К этому времени концентрация фурокумаринов достигает 0,9%, остальных полезных веществ в это время в них тоже максимальное количество.

Сырье могут обжечь руки, поэтому при сборе нужно работать в перчатках. Глаза следует защитить очками. Мелкие корни срезают серпами, а листья ножом. Заранее нужно расстелить брезент, чтобы на него разложить срезанную листву. Необходимо до четырех раз в сутки переворачивать листья, чтобы кумарины в них сохранились по-максимуму. Сушка сырья занимает около пяти дней, если погода солнечная. Не стоит передерживать, сырье может потерять в качестве.

С одного фигового дерева можно собрать около 13 килограммов сырого лекарственного сырья. Но после просушки остается чуть больше двух килограммом высушенных листьев.

Плоды инжира тоже сушат, а также используют для приготовления джемов и компотов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *