Проблема аборта

Исторически сложилось, что аборт в разные времена имел различную социальную опасность. Во времена царской России аборт считался тяжким преступлением, за которое давали немалые сроки лишения свободы либо назначалась смертная казнь. В Советском союзе аборт был легализован. Его проводили в больничных условиях за определенную плату. Согласно законам РФ искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины — независимо от срока беременности. В наше время аборт является обычной медицинской процедурой, однако общественность продолжает бурно обсуждать и ставить данное явление как проблему и угрозу нашего поколения.

Аборт – это любое прерывание беременности. От латинского «abortus» — выкидыш. Различают аборт самопроизвольный и искусственный, который бывает больничным и внебольничным (криминальным). Самопроизвольный случается без влияния внешних факторов и несмотря на желание женщины. Искусственный аборт это целенаправленное прерывание беременности. Основные моральные и медико-правовые проблемы связаны с искусственным прерыванием беременности.

В рамках решения общей проблемы абортов есть множество вопросов, ответы на которые, как правило, будут иметь проблемный характер с точки зрения морали, права и медицины:

• Что лежит в основе нашей оценки и отношения к аборту?

• Что разделяет нас на сторонников и противников аборта?

• Чем является право на жизнь и выбор для беременной женщины и для эмбриона — плода?

• Всегда ли является приоритетным право на жизнь и выбор для беременной женщины? Чье право можно считать приоритетным и в каких случаях?

• Что должно быть защищено в первую очередь: жизнь человеческого существа (эмбриона — плода) или право беременной женщины на выбор?

• В чем сущность репродуктивной свободы и персональной репродуктивной ответственности?

• Можно ли считать аборт одним из методов планирования семьи?

• В чем сущность персонального ответственного родительства?

• Является ли аборт убийством человека?

• С какого момента зародыш можно считать живым человеческим существом?

Итак, что лежит в основе оценки и отношения к аборту?

Во-первых, вопрос об абортах – это часть вопросов о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных правах человека.

1.Репродуктивное здоровье предполагает и означает:

• Способность производить потомство;

• Безопасную и удовлетворительную половую жизнь.

2.Репродуктивный выбор –

• Это проявление репродуктивной свободы и персональной репродуктивной ответственности. То есть – это основа персонального ответственного родительства.

3. Репродуктивное право –

• Это выражение состояния, условий и предпосылок (социально – экономических, культурных и медицинских), обеспечивающих репродуктивное здоровье и репродуктивный выбор.

Можно утверждать, что женщине необходимо обладать доступом к социальному просвещению, материальной обеспеченности и правовой защищенности, чтобы иметь возможность выбора: либо безопасный и легальный аборт, либо рождение ребенка и его достойное воспитание.

Во вторых, каждое человеческое существо наделено неотчуждаемым правом на жизнь, выбор и согласие. В этой связи есть два вопроса:

• Чем является это право для беременной женщины и для эмбриона-плода?

• Чье право можно считать приоритетным, когда и при каких обстоятельствах?

«Все равны перед законом и имеют право на защиту со стороны закона».

В-третьих, оценка и отношение к аборту зависит от решения вопроса:

Аборт – это собственно медицинская проблема или это прежде всего проблема нравственного выбора?

И первая и вторая позиции, думается, в решающей степени определяются как приоритетные в зависимости от медицинской, социально-психологической и культурной ситуации, в которой находится беременная женщина, а также медицинский работник.

В-четвертых, решение проблемы аборта во многом зависит от содержательного определения понятий «человек» и «человеческое существо».

Эмбрион или плод – это человеческое существо. С этим согласны все. Но содержательно «человеческий зародыш» и «человек» — понятия разные. Отсюда и аргументы относительно оценки аборта строятся по–разному.

В нашем обществе существует три мнения по поводу абортов:

· Одни считают, что жизнь имеет право на существование при любых обстоятельствах.

· Другие сторонники свободного права выбора. Каждый имеет возможность и право на прерывание беременности по своему желанию.

· Третьи говорят о аборте только в исключительных случаях: угроза здоровью и жизни матери, изнасилование и инцест.

Позиции всех сторон в оценке абортов, как правило, обосновываются аргументами через вопросы и определения. Так, противники абортов, хорошо организованные и политически активные (католическая церковь, православные христиане, ислам) выдвигают следующие аргументы:

· Бог дает каждому существу жизнь и никто не в праве отнимать ее.

· Человек существует с момента зачатия.

· Проведение аборта подразумевает под собой лишение жизни безвинного человека.

· Никто не просит чтобы ему давали жизнь. Однако уже зачатый имеет право на существование.

· Решением проблемы аборта может стать усыновление нежеланного ребенка.

Сторонники аборта выдвигают следующие этические аргументы:

· Каждая женщина имеет право выбора сохранять ей беременность или нет, и никто не может принудить ее сделать это.

· Лучше сделать аборт, чем родить нежеланного ребенка.

· Причина запрета аборта — мужская законодательная власть.

· Закон не должен стоять на пути в случае возникновения угрозы здоровью и жизни женщины.

Главный аргумент противников аборта — это его последствия, такие как: гормональный сбой, развитие доброкачественных и злокачественных опухолей, соматических заболеваний, воспалительных процессов, которые являются причиной вторичного бесплодия и внематочной беременности, перфорация матки и крупных сосудов, кровотечения, обострение хронических заболеваний. Самым частым осложнением является постабортный синдром — это комплекс психических и нравственных проблем и осложнений, не проходящих с годами.

По моему мнению, в современном мире понятие аборта имеет легкомысленное значение для большинства. Для сведения к минимуму данного явления необходимо проводить просветительскую работу с молодежью в виде занятий на темы: морально-этические проблемы аборта, последствия искусственного прерывания беременности, аборт — не метод контрацепции.

Инструкция о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности (утв. приказом Минздрава РФ от 14 октября 2003 г. N 484)

ЮНЕСКО «Право быть человеком»,Т.2, С.662

Проблемы биоэтики

Биоэтика, как об этом говорилось ранее, появилась, прежде всего, в связи с беспрецедентным прогрессом в науке, технике и особенно биомедицине. Сегодня достижения науки позволяют разработать технологии, помогающие успешно бороться с тяжелыми физическими и психическими заболеваниями, от которых все еще страдают многие люди, намного увеличивать продолжительность их творческо-созидательной жизни, адаптироваться к различным условиям окружающей среды. Но вместе с тем прогресс породил беспокойство мировой общественности: можно ли на практике применять все биотехнологии. Была поставлены задача выработки философии сбережения и поддержания здоровья людей в новых жизненных условиях.

Сегодня в медицине возникли проблемы, выходящие далеко за пределы морально-правовых отношений между самими медиками, а также между ними и пациентами, а именно — проблемы сохранения жизни вообще. Задача биоэтики в медицине: модифицировать сознание, как медиков, так и пациентов, сделать его качественно иным. Биоэтика исходит из достижений естественных наук, и прежде всего биомедицины. При этом она не противоречит здравому смыслу людей, поскольку опирается на обширный эмпирический материал медицинской практики и жизненного опыта.

В конце XX в. у ученых-биологов вызывали особую тревогу и беспокойство перспективы научных, биомедицинских и генетических исследований. Они не могли гарантировать безопасность созданных ими препаратов. Морально-правовой фактор стал составной частью их научно-профессиональной деятельности .

В середине 90-х гг. ХХ века проблемы биоэтики начинают привлекать внимание философов, богословов, врачей, политиков, журналистов в постсоветских странах. Биоэтика становится академической дисциплиной, создаются исследовательские и образовательные центры биоэтики, формируются этические комитеты.

Современная парадигма биоэтики характеризуется радикальным поворотом от способов эмпирического описания врачебной морали к обостренной философской рефлексии над основаниями нравственности в биомедицинских исследованиях, расширению проблемного поля биоэтики с включением в нее не только нравственных, философских, но и правовых компонентов. Происходит объединение различных видов системы ценностей: биологические (физическое существование, здоровье, свобода от боли и т.д.), социальные (равные возможности, получение всех видов медицинских услуг и т.п.), экологические ценности (осознание самоценности природы, ее уникальности), личностные (безопасность, самоуважение и т.п.).

К числу основных проблем биоэтики можно отнести следующие:

— общетеоретические проблемы: выявление специфики общечеловеческих моральных ценностей добра, сострадания, долга, совести, свободы в деятельности ученого и врача; разработка этических принципов и норм биоэтики; определение сущностных характеристик жизни и смерти;

— «открытые» проблемы: определение статуса эмбриона, этический анализ новых репродуктивных технологий, искусственного аборта и контрацепции, эвтаназии, реанимации, паллиативной помощи, трансплантологии, биомедицинских экспериментов с участием человека и животных, генных технологий и др. Поскольку биоэтика представляет собой этическую рефлексию над достижениями биомедицинской науки и практикой, круг «открытых» проблем постоянно расширяется;

— деонтологические проблемы: разработка этических регуляторов отношений в медицине по вертикали («врач-пациент») и горизонтали («врач-врач»), моделей взаимоотношений медицинских работников и пациента; этический анализ врачебных ошибок и ятрогений, прав пациентов, специфики моральных проблем в онкологии, психиатрии, наркологии, помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД;

— институциональные проблемы: анализ деятельности этических комитетов, моральных аспектов функционирования и развития современных систем здравоохранения и др. .

Основные биоэтические проблемы современности. Таких проблем несколько, и все они не имеют однозначного решения.

Проблема трансплантологии привлекает наибольшее внимание в современном обществе и рассматривать ее следует с двух позиций: религия и трансплантология, правовые и социальные вопросы.

Отношение различных религий к трансплантологии не однозначно и находится в процессе формирования. Большинство западных христианских богословов являются сторонниками трансплантологии, Римско-католическая церковь считает, что донорство в трансплантологии есть акт милосердия, протестантские богословы признают законность существования человека, получившего орган от другого, однако считают продажу органов аморальной, иудейская религия допускает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни. В Китае согласно конфуцианским традициям человеческое тело считается неприкосновенным, но существуют китайские трасплантологические центры, где можно пользоваться органами преступников, приговоренных к смерти, причем родственники дают свое согласие па использование органов в качестве компенсации за причиненное их близкими зло.

Русская Православная церковь четко не обозначила свои позиции в проблеме изъятия и пересадки органов, однако в основах православия нет прямого запрета этого. Православная церковь однозначно считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи, что пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. Посмертное донорство, по мнению Православной церкви, возможно также лишь в случае добровольного прижизненного согласия донора (т.е. должна быть известна соответствующая предсмертная воля умирающего или умершего).

Необходима чрезвычайная осторожность и деликатность ученых, хирургов и законодателей, чтобы в процессе развития трансплантологии не нарушить многовековые духовные традиции человечества.

Во многих странах мира приняты специальные законы или разделы в конституции, регулирующие основные этапы трансплантации (в 1993 г. был принят Закон РФ «О трансплантологии органов и (или) тканей человека»). При жизни органы и ткани могут быть взяты для пересадки у совершеннолетнего человека, способного делать это сознательно (как правило, моложе 60 лет). Главными принципами донорства являются добровольность и запрещение торговли органами и тканями. Но кровь и костный мозг в нашей стране сдаются за материальное вознаграждение. Расходы по трансплантологии оплачиваются из средств бюджета.

Репродуктивные технологии. В настоящее время разработаны и внедрены новые репродуктивные технологии: искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора, экстракорпоральное оплодотворение яйцеклетки invitro(т.е. в пробирке) с последующим ее переносом в организм женщины, вынашивание плода «суррогатной» матерью.

Но данные технологии привели к возникновению многих проблем медицинского, биологического, социального и морально-этического характера: статус эмбриона, правомочность манипуляций на половых клетках человека и на эмбрионе с медицинскими и исследовательскими целями, правомочность замораживания эмбрионов человека, этические аспекты донорства половых клеток, правомочность использования «суррогатной» матери, использование донорской спермы и т. д.

Православная церковь считает «суррогатное» материнство «противоестественным и морально недопустимым» (даже если это было сделано на некоммерческой основе), так как «эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное» материнство травмирует вынашивающую плод женщину, материнские чувства которой попираются, и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самопознания».

Эти проблемы многогранны и сложны, трудно разрешимы на современном этапе и требуют правового регулирования, так как существует реальная возможность коммерциализации деторождения.

Генная инженерия. Целью медицинской генетики является диагностика, лечение и профилактика наследственных болезней (т. е. тех, которые полностью или почти полностью зависят от наследственных факторов). Право на генетическую информацию является неотъемлемой частью прав личности.

Православная церковь, приветствуя усилия медиков, направленные на врачевание наследственных болезней, вместе с тем считает, что «целью генетического вмешательства не должно быть искусственное «усовершенствование» человеческого рода и вторжение в Божий план о человеке. Поэтому генная терапия может осуществляться только с согласия пациента или его законных представителей и исключительно по медицинским показаниям.

Эвтаназия — умерщвление врачом больного (как правило, умирающего в муках) по просьбе самого больного. Пока эвтаназия запрещена. Лишь в Голландии эвтаназия практикуется на основании решения суда по специальным правилам. Проблема эвтаназии состоит в том, что врач не должен убивать сам и по своим профессиональным традициям не может помогать людям в самоубийстве, тем более что религия осуждает грех самоубийства, ибо лишь Бог вправе решать, жить человеку или нет.

Православная церковь категорически отрицает попытки легализации эвтаназии, считая последнюю формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает в ней участие сам пациент или нет. Церковь считает, что вину самоубийцы разделяют иногда и окружающие его люди. Врачи же должны лечить и помогать жить, а не умирать.

Клонирование — получение генетических копий животных — не исключает возможности получения в будущем и генетических копий человека, решением многих проблем трансплантологии могла стать возможность получения «запасных частей» с помощью клонирования.

Церковь крайне отрицательно относится к клонированию, считая его «вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого является свобода и уникальность личности. «Тиражирование» людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий».

Искусственное прерывание беременности. Проблема аборта актуальна всегда. Остаются нерешенными вопросы: отношение к чемпиону кого спасать в критической ситуации — мать или ребенка, не является ли запрещение аборта нарушением прав человека, как относиться к фетальной терапии и т. д. К сожалению, по всем этим вопросам медицина и религия расходятся во взглядах.

Церковь категорично заявляет, что искусственное прерывание беременности является этически недопустимым, ибо «является преднамеренным убийством не рожденного ребенка и прямым нарушением Божественной заповеди «не убий». Что касается отношения к эмбриону, то православное богословие и антропология в полном согласии с научными данными о биологической сущности человека связывают начало человеческой жизни с момента зачатия — «слияния отцовской и материнской половой клетки»» (из заявления Церковно-общественного совета по медицинской биоэтике, 20 октября 1999 г.).

Врач, производящий аборт, по мнению Церкви, является соучастником преднамеренного преступления. К разновидности преднамеренного убийства относится и евгенический аборт, имеющий целью не допустить рождение больного ребенка.

Когда возникает выбор между жизнью плода и матери, то православная этика ориентирует мать на самопожертвование как высшее проявление любви к ближнему. Поэтому аборты «по медицинским показаниям» Церковь считает неприемлемыми для совести православных людей (исключением является спасение жизни матери при условии неизбежной гибели плода). Недопустимым считает Церковь и фетальную терапию, т. е. использование в медицинских целях тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, поскольку нельзя найти оправдания использованию уничтоженной жизни для пользы здоровья другого.

Особенности медицинской деонтологии на современном этапе. На современном этапе медицинская деонтология имеет ряд особенностей, которые продиктованы взглядами общественности на права человека (хельсинская Декларация прав человека 1964 г. и Международная декларация о правах человека 1981 г.), развитием новых биомедицинских технологий. На современном этапе основной моделью взаимоотношений больного и врача является информационная модель: пациент обладает полной автономией (имеет право на всю информацию, самостоятельно выбирает вид медицинской помощи и полностью контролирует проводимое лечение), а врач выступает в роли компетентного эксперта-профессионала, собирая информацию о болезни и разъясняя ее больному, оставаясь при этом бесстрастным, без эмоций и сочувствия.

Биоэтика предъявляет к личности врача новые требования. Главное из них — компетентность. При таком подходе требуется «жесткая» доброта и бесстрастность, а также уважение прав пациента.

Вероятно, что правильнее всего следует рассматривать биоэтику как расширение содержания медицинской деонтологии за счет новых проблем, возникших в связи с развитием медицинской науки, но не заменять медицинскую деонтологию биоэтикой. Знание основных деонтологических принципов и биоэтических проблем современности необходимы в работе социального работника для того, чтобы решать медико-социальные проблемы клиентов в процессе их взаимодействия с медицинскими работниками. Следует отметить, что в нашем обществе в силу ряда причин многие проблемы биоэтики остаются нерешенными, а использование некоторых биоэтических принципов является невозможным .

Но моральный статус человеческого существа не определяется набором физиологических реакций и свойств. Моральный статус человеческого эмбриона – это один из многих аспектов его статуса, причем наиболее трудный для своего определения.
Критерием морального статуса плода является его включенность в моральное отношение, которое возникает, когда плод, эмбрион, зародыш, «сгусток ткани» становится объектом моральной рефлексии и для матери, в тот или иной критический момент выбора, и для человеческой культуры. Человеческая культура самой постановкой проблемы о моральном статусе эмбриона уже делает его субъектом фундаментальных моральных прав, проявляя при этом моральные качества человеческого рода в целом, такие как солидарность, долг, взаимоответственность, свобода, любовь, милосердие.
Правовой статус в определенной степени более однозначен, и аргумент, позволяющий его определить, является основополагающим для решения проблемы аборта. Человеческий эмбрион – это живой организм, который имеет право на жизнь в силу, с одной стороны, принадлежности к миру живых существ, с другой стороны – в силу потенциальной возможности развиться до уровня человека.
В статье 20 сказано: «Каждый имеет право на жизнь». Но возникает вопрос: относится ли к категории «каждый» ребенок, находящийся на стадии внутриутробного развития или эмбрион человека? Определение статуса эмбриона как человека (потенциального, находящегося на ранней стадии своего развития и т.д.) закономерно предполагает и его право на жизнь. Определение эмбриона как совокупности живых клеток, составляющих только материальную основу для будущего человека, лишает его права на жизнь, или, по крайней мере, делает его очень относительным.
Решением проблемы правового статуса эмбриона в настоящее время являются правовые документы о допустимости тех или иных манипуляций с ним. Первые 14 дней жизни эмбриона – это период, который считается единственно допустимым для научных исследований и экспериментов на эмбрионах. До 12 недель во многих странах мира, в т.ч. и в России разрешено прерывать беременность по желанию женщины. Таким образом, с третьей недели беременности за эмбрионом признается статус потенциального человека, а с 13-й недели – статус развивающегося ребенка, хотя он и называется до рождения – плод.

Именно ценность жизни и, особенно, ценность человеческой жизни, делает проблему статуса человеческого эмбриона настолько важной для этического самосознания общества. Морально-этическое решение проблемы начала человеческой жизни выполняет одну из традиционных функций морали — жизнезащиты.

4.Этико-правовые аспекты проблемы аборта

Этический и правовой аспект тесно переплетаются в проблеме аборта. От решения вопроса о том, с какого времени считать человеческий зародыш человеком, зависит решение таких вопросов как права матери и ребенка, ответственность матери (и других людей) перед ребенком, право на искусственное прерывание беременности, права ребенка на стадии внутриутробного развития (плод, зародыш, эмбрион) на жизнь, здоровье и другие.

Не подвергается сомнению, что человеческий зародыш не является в полном смысле автономным биологическим существом, так как до определенного срока для его развития необходима среда материнского организма. По мере развития медицинских технологий этот срок все больше укорачивается. По современным международным нормам, действующим в акушерстве, ребенком признается плод с весом от 500 г. Это означает, что такого ребенка можно выходить, его дальнейшее развитие может идти в условиях искусственной, созданной человеком среды.

Сторонники абортов расширяют перечень ситуаций, в которых право матери распоряжаться своей жизнью, своим телом, преобладает над правами зародыша и будущего ребенка. На первый план выходит право женщины выбирать в соответствии со своим желанием и потребностями исполнять ей роль матери или нет. Если ребенок оказывается нежеланным, незапланированным, то в соответствии с такими правами женщина, имеет моральное право прервать беременность при помощи медицинских средств.

В Конституции РФ ряд статей имеют непосредственное отношение к этико-правовым аспектам проблемы искусственного прерывания беременности. В статье 17 (п. 3) Конституции РФ говорится: «Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц». Но осуществление женщиной права распоряжаться своим телом нарушает права и свободы ребенка, который находится внутри ее организма. В пункте 2этой статьи сказано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Таким образом, ребенок, находящийся на стадии внутриутробного развития, даже на поздних сроках беременности не обладает основными правами и свободами человека, даже главным правом – правом на жизнь, т.к. он еще не родился.

Американские социологи при изучении проблемы аборта вводят понятие «конфликтные права» (Freiedman) и рассматривают эту проблему в контексте права любого человека на жизнь. Термин «конфликтные права» отражает наличие в реальной жизни людей противоречий между правом на жизнь развивающегося человеческого эмбриона и прав родителей или общества прервать зарождающуюся или развивающуюся жизнь, основанных на их собственных интересах. И это этико-правовое противоречие на данном уровне развития человеческой цивилизации не разрешимо. Остаются открытыми такие вопросы как: какое право является высшим – право родиться или право не родиться, право защиты личной тайны, право иметь потомство, право государства защищать здоровье женщины или какие-то другие.

В правовом аспекте аборт существует в двух видах: легальном и нелегальном (криминальном). В обществе всегда существовали правовые нормы, ограничивающие применение этой медицинской технологии или полностью запрещающие ее применение.
Во все периоды истории общества, когда действовали юридические запреты на производство абортов, имели место аборты криминальные. История применения этой медицинской технологии показывает, что независимо от мер наказания (от смертной казни до общественного порицания с оттенком сочувствия) всегда находятся женщины, желающие сделать аборт нелегально, и всегда находятся люди, как имеющие, так и не имеющие медицинского образования (врачи, знахари и т.д.), которые производят эту операцию. В обществе, имеющем строгое запретительное законодательство в отношении абортов, такие факты объясняются желанием женщины, которое невозможно удовлетворить, не нарушая закон. Но в обществе, имеющем законодательство, разрешающее производство абортов, а также терпимую к этому явлению мораль, криминальные аборты становятся фактами трудно объяснимыми. Причины этого явления лежат в области индивидуальной психологии и уровня медицинской культуры. Юридический аспект отношений очень тесно переплетается с нравственным, особенно в случае, когда женщине приходится в силу разных причин (например, перспектива стать матерью-одиночкой) самостоятельно решать вопрос об аборте.
По мнению ряда авторов, женщина, твердо решившая прервать беременность, сделает аборт независимо от того, какое законодательство об аборте существует в данной стране. Как показывают многочисленные данные по всему миру, законодательное запрещение абортов не может их предотвратить. Оно ведет лишь к увеличению числа нелегальных абортов, а, следовательно, росту числа тяжелых осложнений и смертности.
Причинами абортов, в том числе и криминальных, медицинская общественность считает: низкую активность медицинских работников в профилактике нежеланных беременностей, незнание и неумение пользоваться современными противозачаточными средствами, а также низкий уровень медицинской культуры населения.

В настоящее время в большинстве стран мира практика искусственного прерывания беременности легализована, хотя в законодательствах разных стран имеются большие отличия в условиях ее применения (сроки беременности, причины прерывания беременности и т.д.). В конце XX в. наиболее строгими законы об аборте оставались в католических странах Европы (Бельгия, Ирландия, Испания, Италия, Португалия) и Латинской Америки. Во всем мире выделяется три группы причин для проведения аборта: по желанию женщины, по медицинским и по социальным показаниям.
В нашей стране в настоящее время практика искусственного прерывания беременности осуществляется в соответствии с условиями, определенными в статье 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»: «Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины — независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний — положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».
Социальные показания к искусственному прерыванию беременности являются предметом дискуссий в этико-правовой области. Социальные показания представляют собой группу социальных факторов, которые рассматриваются женщиной и обществом как неблагоприятные для рождения и дальнейшей жизни ребенка. В нашей стране с 1996 по 2003 годы действовал Приказ МЗ и МП РФ №242 «О перечне социальных показаний и утверждении инструкции по искусственному прерыванию беременности», который включал в себя перечень из 13 показаний. Среди этих социальных показаний были такие, как: смерть мужа во время беременности, признание женщины или ее мужа в установленном порядке безработными, расторжение брака во время беременности, отсутствие жилья, проживание в общежитии или на частной квартире, статус беженца или временного переселенца у женщины, наличие трех и более детей, наличие в семье ребенка-инвалида, доход на одного члена семьи менее прожиточного минимума, отсутствие брачных отношений. Данный перечень социальных показаний представляет собой перечисление негативных социальных условий жизни женщины, которые в моральном плане не могут быть сопоставлены по своей значимости и ценности с жизнью человека. В эти годы интенсивно развивалась область исследований фетальных тканей, которые получались из зародышей поздних сроков беременности. Поэтому в дискуссиях о моральной неприемлемости абортов на поздних сроках беременности, когда зародыш приобретает тело маленького человека, звучали мнения и о недопустимости использования абортированных зародышей (при сроке беременности 13 — 22 недели) в качестве фетальных тканей для научных исследований.
В 2003 году в соответствии с приказом Минздрава России №485 (от 11.08.03) начал действовать новый перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, в который вошли всего четыре показания из тех, которые присутствовали в предыдущем перечне. Это наличие инвалидности 1-2-й групп у мужа или смерть мужа во время беременности жены, пребывание женщины в местах лишения свободы, наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав, беременность в результате изнасилования. Таким образом, общество признало только безусловно неблагоприятные условиях для жизни и развития ребенка в качестве показаний для прерывания беременности в период, когда организм ребенка в основном сформирован.

5.Социально-политический аспект проблемы аборта

Социально-политический аспект проблемы аборта проявляется в таких явлениях в жизни общества как влияние на демографические процессы в обществе при помощи правового регулирования применения практики искусственного прерывания беременности, существовании общественных движений как сторонников, так и противников абортов, выступающих в защиту прав женщин или ребенка, разработки системы социально-политических и медицинских мер по укреплению здоровья женщин, укреплению семьи и других.

В истории многих государств были периоды снижения рождаемости, периоды убыли населения в связи с социально-политическими событиями (революции, войны и т.п.), а также периоды быстрого роста рождаемости и, как следствие, возникновения экономических и социальных проблем. Политика государства в решении демографических проблем (регулирование рождаемости, как в сторону ее повышения, так и в сторону снижения для изменения общей численности населения) часто была направлена на изменение законодательств в отношении практики искусственного прерывания беременности – их запрещали или наоборот разрешали. Однозначного мнения среди специалистов-демографов по поводу влияния на уровень рождаемости запрещения или разрешения абортов в какой-либо стране нет. Большинство считает, что запрещение абортов не повышает уровня рождаемости, а разрешение их не снижает.
В подавляющем большинстве стран мира социальная политика направлена на утверждение демократических свобод личности, ее права регулировать процессы воспроизводства своего рода и в то же время на повышение уровня медицинской культуры населения, элементом которой является использование контрацептивных средств для регуляции процесса деторождения вместо аборта.
Аборт является методом регуляции рождаемости на индивидуальном уровне при условии низкой медицинской культуры. В России советского периода был «дефицит» контрацептивных средств и самый высокой в мире уровень производства абортов. В период развития рыночных отношений контрацептивные средства стали доступны для всех слоев населения, однако уровень абортов в России изменился незначительно – второе место в мире. Аборт стал разновидностью контрацептивных средств, при помощи которого реализуется право свободы выбора в вопросе продолжения своего рода.
Социальная политика в области пропаганды знаний о сексуальной жизни человека и средствах контрацепции претерпевает изменения в зависимости от происходящих в обществе перемен, в том числе и в области морали. Так, в нашей стране в советский период необходимость знаний о гигиене половой жизни признавалась необходимой только для вступающих в брак и состоящих в нем. До этого момента знания о половой и сексуальной жизни считались не только не нужными, но вредными, мешающими развитию личности, ориентированной на жизнь ради блага общества. В 80-90-х годах гласность данных медицинской статистики по проблеме абортов, дискуссии по вопросам необходимости полового воспитания и его формам, показали, что нужно пропагандировать не столько механизмы половых отношений, сколько последствия проявления сексуальности, как для физического, так и духовного, нравственно-психологического состояния человека. Противники полового воспитания утверждали, что знания в этой сфере побуждают подростков к тому, чтобы начать половую жизнь.

6.Проблема аборта в контексте религии

Религиозный аспект отношения людей к аборту при кажущейся в современном обществе его второстепенности имеет большое значение в силу преемственности, передачи от поколения к поколению религиозно-этических норм жизнедеятельности человека в обществе. Религиозно-этические традиции в значительной степени влияют на существование в различных странах мира вариантов разрешительных или запретительных законодательств о практике применения абортов.

Христианская религия утверждает, что жизнь есть дар Божий, и, как таковая, является необходимой предпосылкой других физических, духовных и моральных ценностей. Как дар Божий, она – моральное благо. Люди ответственны за сохранение и продление жизни. Поскольку источником жизни является Бог, людям не дозволено прерывать жизнь, вмешиваться в ее ход. В христианстве аборт приравнивается к виду убийства, к одному из высших проявлений зла. «Православие всегда относилось к абортам однозначно. С раннехристианской эпохи и поныне Церковь осуждала и осуждает плодоизгнание как не имеющее оправдания уничтожение невинной человеческой жизни».

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано: «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. …Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери» .

В католических странах Европы и Латинской Америки законы об аборте остаются наиболее строгими. Аборт допускается только при прямых медицинских показаниях – угрозе жизни матери. Ни при каких других обстоятельствах медицина не должна вмешиваться в процесс течения беременности. Католическая церковь в лице папы Павла VI в 1970 г. выступила с заявлением о недопустимости вмешательства в деторождение и контроля над рождаемостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *