Про кришну

Кришна (санскр. कृष्ण, kṛṣṇa IAST) — в индуистской культуре одно из проявлений Бога на Земле, также он является восьмым аватаром Вишну и входит в число наиболее популярных божеств в индуизме. По монотеистическим традициям кришнаизма его почитают в качестве верховного и первоначального проявления Бога, через него воплощаются все аватары. Его часто ищут, как индийского бога, играющего на флейте.

Имена

На санскрите «Кришна» называют «черный, темный, темно-синий» цвет. Есть устаревшая гипотеза (без достоверных источников), согласно которой темный оттенок кожи божества обусловлен автохтонным, неарийским происхождением образа. Само слово имеет прусские корни от «kirsnan» и перекликается с русским православным «čьrnъ» — чёрный, литовским «keršas» – пестрый. Мурти изображают Кришну чернокожим (изредка белокожим или синего цвета). Однако живописное воспроизведение божества преимущественно в голубых или темно-синих тонах. «Брахма-самхит» описывает Кришну схожим по цвету с голубыми облаками. Это сравнение стало традиционным в индуистской поэтической культуре.

Божество известно под разными именами и статусами. В них отражаются разные качества и используемая атрибутика. Наиболее популярными именами стали Говинда и Гопала, создающие образ Кришны как коровьего пастуха. У некоторых имен божества есть особые значения, в зависимости от региона страны. Например, Джаганнатхой его называют в Ориссе.

Изображение

На рисунках Кришна выглядит чернокожим или темнокожим юношей. Это особенно частая тенденция в изображении божества в храмовых комплексах. Плоскостные изображения обычно представляют облик Кришны в виде мальчика во Вриндаване с голубым или темно-голубым оттенком кожи. В качестве одежды на нем желтый дхоти, а в руках флейта, на которой он играет. Поза расслабленная, ноги скрещены в асане, а шею украшает цветочная гирлянда. В волосы воткнуто перо павлина. Облик завершают коровы и телята, пасущиеся вокруг божества. Часто в обществе Кришны присутствуют красивые девушки-пастушки гопи.

Еще один образ Кришны: отображается тот момент, когда он наставляет Арджуну в «Бхагавадгите», находясь в это время на поле битвы Курукшетра. У юноши божественные черты лица, с характерными особенностями индуистского религиозного искусства. Иногда божество изображается с чакрой (атрибут Вишну) или у него несколько голов и рук (наподобие вселенской формы Арджуны).

Храмовые мурти представляют облик Кришны в стоящей расслабленной позе. Вокруг него спутники — брат Баларама (Балабхадра), сестры Субхадры либо главные супруги-царицы Рукмини и Сатьябхама. Также известны изображения Кришны в сопровождении любимой гопи Радхи. Это сочетание «Радха-Кришна» является традиционным в индуистской культуре. К примеру, у манипурских вайшнав не принято поклоняться только Кришне, для них обязателен единый образ Радха-Кришна. Таких же устоев придерживаются в гаудия-вайшнавизме, рудра-сампрадаи и пуштимарге.

Жизнеописание

В древнеиндийском эпосе «Махабхарате» присутствует самое раннее упоминание Кришны. В шестой книге («Бхишма-парве») есть наставления Кришны, адресованные его другу-ученику Арджуне на поле битвы Курукшетра.

В «Махабхарате» идет описание позднего периода жизни божества. А раннее и юношеское время упоминается в «Бхагавата-пуране» и «Харивамше». Ученые считают эти предания поздним дополнением «Махабхараты». Жизнь Кришны описывается и в канонических Пуранах.

Рождение

В традиционной индуистской культуре считается, что Кришна (джанмаштами) появился на свет 19 июля 3228 года до н. э. Такое убеждение основано на его описаниях и астрологических подсчетах.

Родилось божество в семье царя в городе Матхуре. Он был восьмым сыном принцессы Деваки и ее супруга Васудевы.

В те времена Матхура считался столичным городом, принадлежащим союзническим кланам Вришни, Андхака, и Бходжа (их единое имя — Ядавы). Такое имя кланы получили в память об эпонимном предке Яду. Васудева и Деваки также являлись представителями этих кланов.

Один из братьев Деваки (Камса) заточил воего отца (Уграсену) в тюрьму, чтобы занять его престол. По преданиям восьмой сын Деваки должен был убить Камсу, поэтому тот заточил супружескую пару в темницу и намеревался уничтожать всех детей Деваки.

Первые малыши действительно погибли от рук Камсы. Но к восьмому ребенку Деваки к Кришне судьба оказалась более благосклонной. Его чудом спасли и вынесли из города Матхуры, отдав на воспитание приемным родителям Яшоде и Нанде из небольшой деревни Гокулы. Еще два младенца Деваки также выжили: седьмой малыш Баларама смог мистическим путем перейти в тело Рохини (первой супруги Васудевы), а последняя девочка Субхадра появилась на свет у Васудевы и Рохини после выживших малышей.

В Матхуре место рождения Кришны является священным и к нему стекаются толпы паломников. У индусов оно носит название Кришны-джанма-бхуми. На этом месте был построен комплекс храмов, посвященных рождению божества.

Детство

Ранние годы Кришны проходили среди детей-пастухов. С ними он гулял по лесам и пас коров. Научился владеть флейтой так хорошо, что на ее звуки сбегались все девушки-пастушки из соседних окраин.

Изначально в Кришне ничего особенного не было. Он рос таким же беззаботным и задиристым малышом, как и остальные. В числе его частых проступков была кража взбитых сливок. Но удивительно то, что от этих краж молока в коровах становилось только больше. Если Кришне кто-то отказывался давать сливки, то их коровы переставали давать молоко вообще. Мальчик был тем еще проказником. Позднее в нем начала развиваться сверхсила, которая позволила ему стать настоящим героем.

Юность

Новость о том, что юноша обладает необычными способностями разлетелась по всему государству и дошла до ушей Камсы. Тот решил через хитрость заманить Кришну в Матхуру и убить его там.

Для осуществления этого плана, царь разослал приглашения на воинские поединки. Кришна с удовольствием согласился и отправился в столицу. Когда началось состязание, Камса приказал лучшим воинам страны напасть на юношу и изрубить его мечами. Но воины с задачей не справились. Тогда Камса повелел выпустить на поле боя взбешенного слона, чтобы тот растоптал юношу. Но все повернулось иначе. Кришна справился не только с воинами и слоном, но и убил Камсу.

После битвы юноша освободил из темницы старого отца и взошел на престол в соседнем городе Двараке. В своих владениях он создал новое королевство Двараку (на берегу современного штата Гуджарат).

Смерть

Когда война закончилась, Кришна поселился в Двараке и жил там на протяжении 36 лет. В один из дней случилось непредвиденное: во время проведения фестиваля в городе начались беспорядки из-за которых практически вся царская семья была истреблена. Эти события привели к тому, что брат Кришны Баларама решился отказаться от земной жизни посредством йоги. Узнав о смерти брата, Кришна ушел в лес для совершения медитации под кроной деревьев. Проходивший мимо охотник подумал, что нога Кришны — это часть оленя и выпустил стрелу. Кришна был убит. Так завершилась его земная жизнь. Смертельная рана Кришны считается проклятием матери Кауравов, которая думала, что тот приложил слишком мало усилий для предотвращения войны.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. .

Так или иначе, Кришна стал известен на весь мир, благодаря своим победам над злыми врагами. Его стали почитать как первого хранителя правды и справедливости. Он и сейчас является одним из самых известных божеств индуизма.

Сколько жен?

У царевича была одна главная жена — принцесса Рукмини и еще семь других. Все они считаются образцовыми супругами. Проблема была в том, что Кришну утомляла эта правильность, чистота и точность. Тогда он принимался играть на своей дудочке Раса Лила. Эта магическая ночь случалась один раз в год. В другое время его развлечением был мудрец Нарада. С ним он любил играть в шахматы и дразнить друг друга.

Как последователь династии Яду, Кришна обладал 16108 женами. Эти женщины были спасены им от демона Наракасура, которым они насильно удерживались. Демон являлся завоевателем трех миров: неба, земли, подземного царства. Так им были захвачены в плен 16100 принцесс земных народов.

Убийство Наракасуры повлекло освобождение плененных женщин. Кришна отпустил их всех по домам, но они отказались. Принцессы решили, что люди не примут их из-за того, что они были в заточении у другого мужчины. А идти им было некуда. Тогда Кришна даровал им статус своих жен. Это было необходимо для достойного проживания женщин в обществе. У каждой из них во владении был дворец, а Кришна приходил к ним в таком количестве форм, чтобы побыть с каждой из них положенное время.

Битва на Курукшетре и «Бхагавадгита»

Кришна приходился двоюродным братом Пандавам. Он являлся племянником Кунти (сестры Васудевы) и был участником конфликта.

Также Кришна был двоюродным братом одного из самых могучих и доблестных кшатрий Карны, участвовавшего в битве на стороне Кауравов.

Со своей стороны Кришна внес предложение конфликтным сторонам выбрать собственную армию или его самого. Но выдвинул условие: оружие он в руки брать не станет. Кауравы приняли решение воспользоваться армией Кришны. А сам он стал участником сражения на стороне Пандавов. Кришна стал возничим на колеснице принца Арджуны.

Разговор Кришны и Арджуны до начала битвы на Курукшетре был запечатлен в «Бхагавадгите». В нем Кришна наставляет друга, который не соглашался поднимать оружие против родственников (на стороне противника сражался дед Бхишма и наставники).

За это Кришна был осужден своим старшим братом Баларамой, что тот вмешался в войну. Сам Баларама отказался участвовать в боевых действиях и стал паломником.

Роль Кришны в исходе войны была очень значимой. Именно он подговорил Пандавов уничтожить Кауравов ложью. По совету Кришны, они через обман избавились от брахмана Дроны, который считался непобедимым наставником в военных делах.

А друг Кришны Арджуна послушался и убил непобедимого Карну, который оказался в увязшей в земле колеснице. Поединок нужно было остановить, но Кришна посоветовал убить воина. Еще Кришна подсказал могучему Бхиме во время поединка на палицах убить предводителя Кауравов Дурьодхану, совершив удар ниже пояса.

Культ

Как связан Кришна и Вишну? Дело в том, что Кришна в качестве сваям-рупа считается первопричиной Вишну (Нараяны). А тот является продолжением вайбхава-пракаши Кришны и конфигурацией бога Баларамы. Но у Кришны есть и свои особенные свойства.

Почитание Кришны-Васудевы вылилось в отдельный культ — бхагавативизм. Это один из самых стародавних религиозных верований, обращенных к Кришне. По мнению ученых, постепенно это верование смешалось с другими ценностями и появился новый культ Бала-Кришны и Гопалы. Он стал основой мнотеистического кришнаизма.

Полагают, что к созданию религиозных ценностей бхагаватизма приложил руку сам Кришна, так как его называли Васудевой. Он был из племени Ядавов, а его последователи считали себя бхагаватами.

Первые достоверные упоминания о наличии данного наследия относятся к V-II веков до н. э. В настоящее время индуизм почитает Кришну как часть монотеистического наследия вайшнавизма. Приверженцы этой религии почитают Вишну за Верховного бога.

В свою очередь Кришна является самым совершенным аватаром Вишну, его истинным воплощением на Земле.

Еще Кришне поклоняются как одному из основных проявлений Бога в бхакти индуизме (вайшнавизме). Разные направления бхакти, почитающих Кришну, стали популярны в Индии в VI – IX веке. Эта информация содержится в священных текстах, прославляющих Кришна-бхакти.

В то время знающие люди, владеющие языком санскритом, восторгались описаниями жизни Кришну «Гитаговиндой» и «Кришнакарнамритой». Они прославляли божество в религиозных песнопениях и стихах, составленных на индуистских наречиях. В словах текстов выражалась преданность и любовь Кришне. Причем поэты были из разных слоев общества того времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Археологи обнаружили каменное лицо идола из Приштины, датируемое пятым тысячелетием до нашей эры. Исследователи считают, что находка является одним из важнейших артефактов периода искусства каменного века.
Культура Винча, несмотря на ее выдающуюся древность по отношению к другим европейским неолитическим культурам того времени, была настолько передовой и цивилизованной, что может быть отнесена к культуре «Бронзового века». Местное население занималось земледелием, скотоводством, ткало одежду, выращивало зерновые и виноград. Но весьма любопытным, для археологов был откопанный в районе города Плочник (Сербия) металлургический цех с плавильной печью и инструментами.
Если говорить о находке, то в других древних культурах встречаются не менее странные изображения.
Шумеры:
Это изображение похоже на приштинскую находку, которая была создана приблизительно в это же время. Однако, есть много сходств с персонажем шумерских хроник Са-ама:
Некоторые же исследователи видят внешнее сходство с инопланетянами :
Знаете, что их всех объединяет? — Цвет кожи. Кришну – серо-синий, по описаниям. Кетцелькоатль – серо-голубой. А greys – они greys и есть. Серые.
В буквальном переводе с санскрита слово кришна означает «чёрный», «тёмный» или «тёмно-синий» и обычно используется для описания кого-то с тёмной кожей. В индуистских божествах, Кришна чаще всего представлен чёрным (редко — белым или синим), а в живописи преимущественно изображается с кожей голубого или тёмно-синего цвета.

В «Брахма-самхите» цвет кожи Кришны описывается как «имеющий оттенок голубых облаков».
Сравнение облака и Кришны по признаку цвета является традиционным для индийской поэзии. Согласно некоторым писаниям, у Кришны было 16 108 жён, из которых восемь были главными.
О существовании культа Кришны за несколько веков до н. э. также свидетельствуют ранние буддийские источники. В «Ниддесе», одной из книг Палийского канона датируемой IV веком до н. э., говорится в несколько уничижительной форме о тех, кто поклоняется Васудеве и Баладеве (брату Кришны).Кришна и различные персонажи из историй о нём в несколько искажённой форме присутствуют в «Джатаках», — одном из важнейших памятников повествовательной литературы буддизма.
Культ Кришны-Васудевы, называемый бхагаватизмом, исторически был одной из наиболее древних форм поклонения Кришне. По мнению учёных, на более позднем этапе своего развития бхагаватизм слился с другими традициями поклонения Кришне, такими как культ Гопалы и Бала-Кришны, которые, в свою очередь, выступили основой для современного монотеистического кришнаизма.
Начиная с 1966 года, поклонение Кришне вышло за пределы Индии и распространилось по всему миру, включая Европу, США, Канаду, Африку, Россию и Латинскую Америку.
Будда (Сиддха́ртха Гаута́ма)

Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме.
Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми клыками. Большинство источников утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов.
Если прочитать описание внешности Будды в религиозных книгах Востока, то можно найти много черт, не характерных для современного человека. Во всех религиозных книгах написано, что он имел 32 особенности, т. е. 32 черты, отличающие его от современного человека. Причем известно, что каждая отличительная черта Будды пришла не от матери. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.
Древнее описание внешности Будды мы нашли только в Непале у историка господина Мина. Ламы также дали нам древнее описание внешности Будды , совпадавшее с тем, которое нам дал господин Мин. Однотипность описания, полученная при сопоставлении разных источников, позволила нам доверительно отнестись к полученной информации.
По древним источникам, Будда имел 32 признака, характеризующих его внешность. Думаю, читателю будет интересно о них узнать.
1. Руки и ноги Будды были помечены тысячью колес со спицами.
2. Ступни ног Будды были похожи на черепашьи. Они были мягкие, плоские и полные.

3. Пальцы рук и ног Будды были соединены перепонками, которые достигали уровня половины пальцев. Руки и ноги были похожи на Утиные лапки.
4. Плоть рук и ног Будды была мягкой и молодой.
. Тело Будды имело семь выпуклостей и пять углублений. Два углубления находились у лодыжек, два — у плеч и одно — позади головы.
6. Пальцы рук и ног Будды были очень длинные.
7. Пятки Будды были широкие (1/4 фута).
8. Тело Будды было большим и стройным. Оно измерялось семью кубами и не было изогнутым.
9. На ступнях Будды не было подъема.
10. Каждый волос тела Будды рос вверх.
11. Икры ног Будды были как у антилопы — гладкие и прямые.
12. Руки Будды были длинные и красивые, они доставали до его колен.
13. Мужской орган Будды был спрятан, как у коня. Его нельзя было увидеть.
14. Кожа у Будды имела золотистый оттенок. Она названа золотой не из-за цвета, а потому, что была совершенно чистой.
15. Кожа у Будды была тонкой и гладкой.
16. Каждая часть тела Будды имела только один волос, растущий вправо.

17. Лоб Будды был украшен вьющимися волосами, которые имели 6 особенностей: гладкие, белые, послушные, способные растягиваться на 3 кьюбитса, завитые справа налево и повернутые концами наверх. Они казались серебристыми, прическа по форме напоминала амбала-фрукт.
18. Верхняя часть туловища Будды была как у льва.
19. Верхняя часть плеч Будды была круглой и полной.
20. Грудь Будды была широкая. Между плечами грудь была плоская.
21. Будда мог ощущать лучший вкус, потому что язык его не был поражен тремя болезнями: ветра, слизи и желчи… Однажды благодетель предложил Будде кусок конины, который был неприятен на вкус. Будда положил этот кусок себе на язык и затем отдал его благодетелю. Мясо на вкус стало как самая деликатесная пища.
22. Тело Будды напоминало дерево Tаdrоtа, чьи корни, ствол и ветви имеют один размер.
23. Будда имел возвышение на голове круглой формы, которое напоминало завиток по часовой стрелке.
24. Будда имел длинный и красивый язык, которым он мог доставать до линии волос и до ушей. Язык был красного цвета, как цветок Utраlа.
25. Речь Будды имела 5 достоинств: все могли понимать ее; все его слова имели одну интонацию, речь была глубока и полезна для всех; речь была приятна и глубоко притягательна; слова произносились в правильном порядке, чисто и без ошибок.

26. Щеки у Будды были круглыми и полными. Их контур был сходен с ритуальным зеркалом.
27. Зубы у Будды были очень белые.
28. Длина зубов у Будды была одинаковой.
29. Между зубами у Будды не было щелей.
30. Будда имел 40 зубов.
31. Глаза Будды были — глубокого голубого цвета, как сапфиры.
Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где он просил милостыню на улице. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После 49 дней медитации в полнолуние месяца вайшакха, в ту же ночь, когда он был рождён, в возрасте 35 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий. Мир есть страдание. Болезнь, старость и смерть — удел всех существ.
Путь будущего Будды к просветлению начался за сотни и сотни жизней до его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей». Начался он со встречи богатого и учёного Сумедха с буддой Дипанкара. Сумедха был поражён безмятежностью будды и дал себе слово достичь такого же состояния. После смерти Сумедхи сила его стремления к Просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди богов, где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьевъ, чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям.
Сансара — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, это одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции.
Вспомним, что титулом этих существ на многих языках было – Сэр или Сир, так их издревле называли. А какая кровь течет в жилах благородных существ? Правильно. Голубая.
Может ли таковое быть в природе? Да запросто. На Земле есть масса созданий имеющих голубую, а не красную кровь. Основная функция крови — транспортная, т.е. перенос кислорода к тканям и вынос из них углекислоты. Для того служат дыхательные пигменты, которые содержат в своей молекуле ионы металла, способного связывать молекулы кислорода. В человеческой крови это гемоглобин, в состав которого входит железо.
Человеческая кровь, по большому счету, тоже не красная – красной она становиться по мере насыщения кислородом. Перенос кислорода у живых существ могут осуществлять пигменты и на основе ионов других металлов. В частности это медь. В крови головоногих, моллюсков, осьминогов, каракатиц работает пигмент гемоцианин, на основе меди – что делает кровь этих существ голубой. А основной цвет кожных покровов в этом случае от серо-синего до зеленого, или других серо-холодных оттенков.

Наверное, это связано со средой обитания, хотя замечено, что и близкородственные существа вроде моллюсков могут иметь кровь как красную, так голубую и даже зеленоватую. Как бы ни была изощренна природа в выборе вариантов, большинство земных существ имеют кровь красную. Связано это скорее всего с тем, что железа на Земле много — второй металл по степени его распространенности, а дыхательные пигменты на основе железа, в условиях нашей атмосферы, более эффективны, нежели на основе других элементов. К слову, потребность человека в железе намного превосходит действительную физиологическую потребность в нем, то есть его организму не бывает «много», поскольку оно трудно усваивается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *