Притча о добром самарянине толкование

Библейские притчи мало кого оставляют равнодушными, они полны мудрости и всегда остаются актуальными. Одной из самых трогательных историй является рассказ о добром самарянине. История о милосердном мужчине, спасшем совершенно постороннего несчастного человека, сеет зерна добра даже в самых черствых душах. Возможно, так происходит потому, что эта притча касается всех нас.

Как изучать притчи

Притчи это замечательные средства обучения, но, будучи образными повествованиями, они могут подвергнуться неверному толкованию.

Нижеследующие правила помогут сделать изучение притч полезным занятием, приносящим добрые плоды.

  • Необходимо внимательно изучать контекстуальную (историческую) подоплеку притчи.
    Это поможет разгадать ее правильное значение.
    Три притчи в пятнадцатой главе Евангелия от Луки, – о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне, – стали следствием того, что фарисеи осуждали Христа за Его великодушное отношение к грешникам.
  • Необходимо исследовать грамматические и лексические формы притчи, потому что в них кроются важные аспекты истины.
    В притче о злых виноградарях (Мар. 12:1-9) сын (Христос) представлен как «последнее» предложение Отца (ст. 6, ПК).
    Это важно, так как другого средства спасения не будет.
  • Необходимо выделить главную истину притчи, например, «Кто мой ближний?» (Лук. 10:29), а затем обратить внимание на любые другие обоснованные дополнительные тезисы, которые можно извлечь из повествования.
    Однако следует иметь в виду, что нельзя строить учение только на основании одиночных упоминаний каких-либо вопросов в притчах.

Содержание и анализ притчи

Добрый самарянин — один из героев притчи, рассказанной Иисусом Христом. Эту историю Христос поведал законнику, чтобы объяснить значение слова «ближний» для христианина.

Притчу о милосердном самарянине Христос произнёс как ответ на вопрос законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь

Особенность притчей, рассказанных Сыном Божьим, заключается в том, что Он способен был объяснять сложные вещи понятными словами, сделать так, чтобы Божественная мудрость была понятной каждому человеку.

На заметку! Притча — это небольшое повествование о каком-то событии, рассказанное в иносказательной, метафорической форме. Такая история обязательно несет в себе серьезную смысловую нагрузку и нравственное наставление.

История возникновения притчи

Один человек задал Иисусу вопрос: «Что нужно делать, чтобы удостоиться Вечной Жизни?». Еще в Ветхом Завете было сказано, что нужно возлюбить Бога и ближнего своего. В своем ответе Сын Божий еще раз подтвердил это утверждение.

Но у законника, поднявшего эту проблему, возник следующий вопрос — «Кого считать своим ближним?». Законники считали своими ближними только евреев. Богатые люди признавали только таких же обеспеченных людей, а нищих не замечали.

Фарисеи считали ближними только таких же мнимых праведников, как они сами. Кого именно считать ближним, Иисус объясняет в притче о милосердном самарянине.

Одного человека поймали разбойники, жестоко избили и ограбили. Несчастного бросили умирать на дороге. Проходящий мимо священник не помог избитому человеку, не помог ему и случайно проходящий мимо левит. А некий самарянин, увидев попавшего в беду иудея, поспешил к нему на помощь.

В притче о милосердном самарянине даётся прямое указание, как должен поступать человек

Он обработал и перевязал раны несчастного, одел его и на своем осле привез человека в гостиницу, где оплатил хозяину гостиницы проживание. Уезжая, самарянин попросил позаботиться о незнакомом еврее, и пообещал оплатить все расходы на обратном пути.

Из троих людей, повстречавшихся на пути избитого и ограбленного человека, только самарянин был истинно ближним ему и поступил согласно заповедям Божьим.

Важно знать!

  • Левит — священник в иудейском храме.
  • Законник — человек, занимающийся религиозной деятельностью, но не испытывающий священного трепета и не преклоняющийся перед Богом.
  • Книжник — человек, занимающийся переписыванием Священного Писания, толкованием Закона. В религиозном смысле так называли людей, следующих заповедям формально, соблюдающих лишь внешние правила, не постигая самой сути веры.
  • Самаряне — люди, которых иудеи считали еретиками. По происхождению они были одной нацией с иудеями, говорили на одном языке, исповедовали одну веру. Их разъединяли лишь небольшие различия в религиозных обрядах.

Богословское толкование притчи

Любить одинаково все человечество способен мало кто из людей, живущих на Земле. Иногда нам кажется абсолютно невозможным полюбить своего врага. Но мы все можем смотреть на него через призму Божественной Любви, пытаясь увидеть в неприятном нам человеке то, что задумывал в нем Господь.

Христос умер на кресте за всех нас, в том числе — и за наших врагов. Это означает, что наш неприятель был этого достоин. Вполне возможно, что кого-то из нас также считают человеком, недостойным такой жертвы, ведь человеческие суждения так часто бывают субъективными.

На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии

Людское мнение часто бывает ошибочным, а человеческие суды — ложными. Только Господь видит наши души такими, какими Он их создал. Когда законник задавал вопрос о ближнем, он исходил из позиции минимализма. Этот человек надеялся, что Господь ограничится определенной группой людей, достойных добра и милосердия.

Войти в Царствие Небесное, возлюбив не все человечество, а лишь малую его часть, казалось законнику делом, которое легче осуществить. Но Господь указал нам не только путь помощи людям, но и объяснил, как сам человек может стать ближним для каждого живущего на Земле.

Важно! Согласно Евангелию, ближним следует считать любого человека, вне зависимости от его национальности или убеждений. Ближний — это не только единомышленник или соотечественник, член семьи, друг или коллега.

Ближним может оказаться и фактический враг, человек совершенно других идеологических и политических убеждений, другого происхождения и религии. Даже если убеждения и идеология человека нам противны, это не является поводом отказать ему в помощи и отвернуться от него в тяжелый момент.

Эта притча была рассказана для того, чтобы стереть границы между людьми, положить конец разделению на своих и чужих. Для Бога нет чужих людей, ведь они все были созданы Им, следовательно, всех людей Он любит одинаково.

Притча о добром самаритянине

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Лк.10:25-37


Добрый самаритянин.
Степан Владиславович Бакалович (1857 — 1947). Бумага, карандаш.
www.artsait.ru


Милосердный самаритянин.
Василий Иванович Суриков (1848 ?1916). 1874 г. 140×210.
Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск


Милосердный самаритянин.
Валериан Крюков
http://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889

В далекой восточной стране жил старый мудрец, помогавший людям добрыми советами. Никогда этот человек не назначал платы, соседи сами благодарили его за поддержку. Кто денег даст, кто-то яблок или вещи оставит, один хвороста принесет, а другой воды в дом натаскает.

Тому, у кого не было ни одной медной монетки, помогал просто так и не просил ничего взамен. И его за это любили. Но некоторые считали, что это несправедливо – почему он выручает одинаково всех – тех, кто оплачивает услуги и тех, кто этого не делает?

Пришел однажды к нему один богатый человек и сказал:
– Мудрый старец, мы всегда обращались к тебе за советами. Никогда не отказывал нам, даже бедным. Скажи, почему ты помогал даже тем, кто тебя ничем не отблагодарил? Почему с меня берешь, а с других нет?

– Ответь мне, – сказал ему старик, – разве я просил у тебя? Или ты делал это добровольно?
– Да, – ответил богач. – Ни разу не назначил мне цену, я всегда давал сколько считал нужным.

– И все предлагали столько, сколько считали нужным. Даже те, у кого пусто в карманах.
– Я не понимаю! – закричал богач. – Разве может что-то дать тот, у кого нет ни гроша?

– Конечно! – ответил старик. – Этот человек говорил мне «спасибо» и желал хорошего здоровья. А это иной раз стоит больше, чем все богатство на свете. Ведь здоровье и хорошее отношение ни за какие деньги не купишь.

Святоотеческое толкование притчи

Притча учит людей ставить милосердное отношение к близким выше всяческой вражды, ведь не существует людей, которые были бы недостойны доброго отношения. Таким образом, родство — это не только кровные узы, но и дела милосердия. Оно способно породнить одинокие души на века, в то время как родственные и общественные связи часто не могут по-настоящему объединить людей.

Мнение Антония Сурожского

Антоний Сурожский считал, что слова «положить жизнь» в этой истории употребляются не в значении «умереть». В притче идет речь о том, чтобы изо дня в день заботиться о тех, кто в этом нуждается.

Притча учит людей быть милосердными к страданиям другого человека

Если внимательно оглядеться вокруг, можно увидеть, как много людей нуждается в нашей помощи и поддержке. Кто-то голоден, кто-то растерян, кто-то нуждается в теплом слове, кто-то потерял веру в людей. Помощь этим людям и есть истинное предназначение каждого человека.

Мнение Всеволода Шпиллера

Как бы странно это не звучало, но любовь часто оборачивается ненавистью. Люди любят свой народ так, что начинают ненавидеть соседние. Иногда человек так любит свое окружение, что начинает с презрением относиться к людям других взглядов. Это не та любовь, которую проповедовал Сын Божий. Любовь должна быть всеобъемлющей, ведь только в таком чувстве человек находит свое призвание и счастье.

Мнение Иллариона Алфеева

Несмотря на то, что книжник хорошо знаком с Законом, многое в книге осталось для него непонятным. Он задал правильный вопрос Спасителю, ведь не достаточно просто знать Заповеди Божьи, нужно еще стараться их выполнять.

История о милосердном мужчине, спасшем постороннего человека, сеет зерна добра в человеческих душах

Оказалось, что люди другой национальности и религии могут выполнять Закон более ревностно, нежели его служители. Господь специально сделал акцент на том, что ближним для иудея оказался самарянин, ведь ближние — это не только соотечественники и единоверцы. Эти барьеры создаются самими людьми, в то время как перед Богом мы все равны.

Мнение Павла Великанова

Любовь всегда говорит о других, нелюбовь — о самом себе. Самарянин смог получить похвалу от Бога, так как нашел в себе силы переступить через условности и предрассудки и помочь иудею, видя в нем прежде всего живого человека, а не врага.

С собой у самарянина были масло и вино, которые обычно используются для жертвоприношения Господу. Не зря Иисус говорил, что Он ждет не жертвы, а милости — самарянин обработал этими снадобьями раны несчастного иудея, и Господь не только не прогневался на него за это, а и благословил этот добрый поступок.

Важно! Эта притча учит людей правильно расставлять приоритеты и грамотно определять иерархию ценностей — вначале должен стоять человек, а потом — политические, идеологические и социальные установки.

Подобно самарянину, мы должны учиться видеть в человеке человека, вне зависимости от того, одет ли он в шикарные одежды или нищенские лохмотья.

Воскресная проповедь протоиерея Геннадия Заридзе: Притча о добром самарянине

Жил некогда старец по имени Зосима. Жил он в монастыре небольшого провинциального городка. Многие чудесные исцеления он совершал. Многим людям помог их проблемы понять и поправить жизни их пред Лицом Бога.

И был у него ученик — послушник по имени Николай. Очень хотел Николай научиться тому, что старец умел: Волю Бога всегда понимать, людям помогать, от болезней излечивать, слова нужные, к осознанию проблем души приводящие, говорить.

* * *

Николай часто бывал у старца, когда тот принимал посетителей. Николай старался увидеть и понять, как позволяет Бог старцу Зосиме чудесным образом затрагивать такие глубины душ человеческих, что слова его — целительными становятся, а наложением рук снимает он боль, возвращает зрение, другие многие болезни бесследно уходят по Воле Божией, через старца являемой…

Николай однажды спросил:

— Отчего не могу я творить исцеления, подобно тебе, подобно Иисусу и Апостолам Его? Я хотел бы, как ты, людям помогать, исцелять. А у меня это не выходит…

Зосима помолчал немного, потом заговорил:

— Не сразу то приходит.

Вот Иисуса тебе дано было видеть зрением души. Голос Божий слышать уже иногда можешь. А ты ропщешь…

— Слышать Бога научиться — это ведь так просто! А вот исцелять, как ты…

— Сейчас в тебе гордыня говорит, что не получается у тебя чудесное творить. А ты не поленись Божий Промысел учиться узнавать во всём! Бывает ведь, что Дело Божие можно исполнить всего лишь руками своими или же словами простыми явить! Чудо добра — и обычным трудом сделать можно, если любовь сердечная тому силу даёт. Ведь покуда руки наши для Бога работают — они с Руками Божественными соединяются!

— Я всё это понимаю, учусь тому. Но, всё же, ты вот руки наложил — и здоров человек…

— А ты не печалься! Ты пока трудись — чтобы в беседе с каждым страждущим слова находить нужные и боль душевную унять, надежду дать, смысл жизни человеку объяснить! А словами да теплом душевным — и без чудес видимых великое исцеление души совершено может быть! От этого — блáга, может, и больше будет, чем от исцелений чудесных!

— А исцелять ты, всё же, научишь меня?

— Непременно учить буду! Вот хоть теперь начнём.

Есть Тишина Великая! Божественные Мудрость и Сила — в ней обретаются. В любви сердечной — ты научился уже входить в Тишину эту! Здесь ведомо, ясно душе: Бог всё время живёт рядом с нами. Бог со всех сторон нас обнимает! Бог — Он везде есть… И влево, и вправо, и вперёд, и назад, и вверх, и вниз — сколь бы далеко ни устремились бы мы — везде Он!

В каждой травиночке, в деревце каждом, в птахе любой, в цветочке или животине какой — Силой Божией жизнь поддерживается! Рядом с каждой душой Любовь Божия пребывает, во всём Себя являет. Только смотреть со вниманием нужно!

Всё питают и омывают Его Нега и Ласка!

Его Свет Животворящий — всё пронизывает! Как воздух, которым все существа живущие дышат, есть и снаружи и внутри существа каждого — и большого, и самого малейшего — и каждое живёт оттого, что дышит, — так и Божий Свет, Который сердцу духовному видим: Он — и внутри, и снаружи всего! Всё существует и наполняется жизнью именно от Него, от Его Любви и Всемогущества! И если научишься ты любить Бога всем сердцем, всею душою — то и в каждом существе дыхание Света Божиего научишься ощущать, Волю Божию в каждом проявлении видеть и понимать! И через это — великий Покой придёт: Покой, в котором Любовь Божия Владычествует Безраздельно!

Вот — внутри и снаружи сердца твоего духовного, как внутри сей кельи и вовне её, — есть Бог Вездесущий, Всемогущий, Любящий! Как только можешь, Величие и Безграничность Бога, сотворившего всё, — представь. И затем выйди, распахнув изнутри пространство сердца духовного! Выйди — как из кельи тесной — в Свет Божий, Который везде есть!

Знай, что Свет сей — и есть Дух Святой, великий Делатель Воли Божией! В этом Свете — Руки Божии, Любовью наполненные! Они тогда возникают в сем Свете, когда есть работа для Них. Словно из ниоткуда возникают Нежные Руки, Которые всё сотворить могут. И тела от болезней могут Они исцелять, направляя Поток Силы Божией живительной — в тела сии.

Если ты — с любовью, забыв о себе — творишь добро, то Бог действует через тебя! И вскоре то, что казалось невозможным — осуществляется! Безграничная Сила Бога стоúт за делами человека, который добрό сотворяет в согласии с Богом! И когда поймёт человек, что не один он трудится, но Бог в нём работу осуществляет, — начнутся чудеса!

… Николай учился — раз за разом — входить в слияние с Духом Святым, учился ощущать Божественные Руки, учился видеть, как Божия Сила может входить в тело человека для исцеления…

* * *

Однажды в келью к старцу Зосиме пришёл монах один из их монастыря…

Он был бледен, и держался обеими руками за живот…

— Старче, исцели, помоги, животом маюсь, сил моих больше нет… — жалобно простонал он.

— К доктору Фёдору в больницу ступай, он поможет… — почти не глядя на вошедшего, промолвил старец Зосима.

— Отчего ты всех пришлых излечиваешь, а мне, своему, — помочь не хочешь? — в обиде произнёс монах.

— Оттого, что ты, монах, обеты пред Богом давал, а не соблюдаешь! Мясо вкушал, вино пил — вот теперь и боль заслуженно пожинаешь! — мягким голосом, но сурово произнёс Зосима.

— Я же исповедал сей грех, наш настоятель его отпустил…

— Сказал тебе: в больницу ступай! Там вылечат! А заодно Бога проси помочь увидеть, в чём не покаялся, в чём не прав. Да поможет тебе Бог понять: что есть чистота жизни монашеской, а что есть грехи, совершаемые по хотениям собственным…

Монах застонал ещё пуще от боли, надеясь вызвать в старце жалость и сочувствие. И боль у него — точно усилилась.

Он, с трудом переводя дыхание, опустился на скамью.

Николай, присутствовавший при всём происходящем, попросил старца:

— Можно, я ему помочь попробую? Я ведь исцелять очень хочу научиться!

— Помоги: проводи до больницы!

— Я же о другом!…

— Делай, как знаешь…, — промолвил старец и вышел из кельи в монастырский сад, который сразу от дверей кельи начинался.

* * *

Николай старался делать всё, как ему старец Зосима объяснял. Он видел и Свет Духа Святого, и Рук Божественных множество видел, Которые в том Свете пребывают. Но только — словно не слушались Те Руки, словно не хотел Тот Свет исцеление больному принести…

Николай приписывал все те трудности своему неумению и всё сильнее старался облегчить боль монаха.

И, наконец, у него, вроде бы, получилось.

Удивлению монаха не было предела:

— Ну и дела! Так и ты — теперь умеешь! Боль — как рукой сняло! Старец не смог исцелить, а ты — смог! Видно, стареет Зосима! Ишь ты! Выучился ведь чудеса творить!

— Бога благодари… — тихо произнёс измученный усталостью Николай.

Монах истово перекрестился и вышел…

— У меня получилось! — радостно приветствовал входящего Зосиму Николай.

— Не уверен…, — тихо промолвил Зосима.

— Думаешь, вернётся к нему болезнь?

— Посмотрим… За свои грехи каждый сам ответ перед Богом нести должен! В том помочь лишь можно, чтобы человек понял, как исправить себя, как душу очистить. Надо позволять людям уроки Божии получать…

* * *

Утром Николай проснулся от боли. С ним начало твориться всё то, что было со вчерашним больным монахом.

Первым его порывом было пойти к старцу за советом и помощью.

Но от этой ли мысли или от попытки пошевелить наполненным страданием телом — боль ещё усилилась.

Николай обратился с вопросом к Богу. Пришло понимание, что не во благо исцелил он вчера больного, что столь лёгкое выздоровление тела — повредило душе: не прошла душа те уроки о чистоте жизни монашеской, которые Бог преподнести хотел, не понято, не осознано было то дурное, что могло бы быть исправлено.

Николай стал просить прощения за совершённую ошибку. Стал также думать, как с тем монахом поговорить, чтобы он понял.

Боль стала отступать. Словно океан Света Духа Святого со всех сторон обнял Нежностью и Благостью! Крошечным и ничтожным в этом океане было тело, которое уже почти не ощущало боли! Николай попробовал очистить и наполнить этим Светом своё тело, но сил у него на это совсем уже не было…

В это время к нему вошёл старец Зосима:

— Потерпи, сейчас пройдёт всё!

Старец сел рядом и ласково погладил Николая по голове, словно мама, утешающая маленького провинившегося мальчика, который её совета не послушал.

— Да, прошло уже! — улыбнулся Николай, ощущая, как последние остатки боли покидали тело. Он блаженно улыбался, ощущая, что, в самом ведь деле, похож на набедокурившего мальчика: намекал же старец, что не надо было то делать, но ему так хотелось! Целителем ведь захотел себя ощутить!…

Словно отвечая на его мысли, старец произнёс:

— Не всё нам позволено совершать, что хотелось бы. Иногда Бог людей через боль учит: когда иначе они понять не могут. И нельзя прежде Божиего Изволения эту боль убирать!

— А меня зачем же ты исцелил теперь?

— То — не я, то — Бог! Ты же всё понял — вот Бог и помог!

Я тоже в своё время немало боли претерпел, прежде чем понял, как Бога во всём следует слушаться. И даже за боль — человек Бога благодарить может: за понимание, которое через ту боль получает!

Хорошо бы прежде, чем человеку помочь, — увидеть, понять: что для сей души — благо, а что — вред!

Но лучше, всё же, стараться помочь, чем убояться помощь оказать из страха «как бы чего не вышло». Без этого — никогда помощи мудрой не научишься!

Ты теперь Великому Покою Божиему учиться должен! Тогда всё реже ошибаться будешь! С помощью твоей скороспелой, поперёк Воли Бога идущей, спешить не станешь!

Только тогда Бог через тебя Волю Свою являть сможет, когда твоя воля с Божией Волей соединяются — и лишь одна Его Воля остаётся!

Один фермер понимал язык животных. Он каждый вечер задерживался на скотном дворе, чтобы послушать, о чём они говорят. Однажды вечером он услышал, как бык плакался ослу и жаловался на свою тяжёлую долю:
— Я должен работать и тянуть плуг с утра до ночи. Независимо от того, насколько жарко днём, или как сильно болят мои ноги, или как ярмо натёрло мою шею, — я должен работать. В то время как ты – дитя досуга. Ты накрыт красочной попоной и не должен ничего больше делать, как только отвезти нашего хозяина, если тот захочет куда-нибудь поехать. Если же ему никуда не нужно ехать, то ты целый день можешь отдыхать и щипать зелёную травку.
— Мой дорогой друг, — отвечал осёл, — у тебя действительно очень тяжёлая работа, я хотел бы помочь тебе и облегчить твою участь. Поэтому я скажу тебе, как ты сможешь сделать так, чтобы получить целый день отдыха. Утром, когда раб придёт, чтобы запрячь тебя в плуг, продолжай лежать на земле и сильно мычать, чтобы он смог сказать хозяину, что ты заболел, и не можешь работать.
Итак, бык последовал совету осла. И утром следующего дня раб пришёл к хозяину и сказал ему, что бык заболел и не может тянуть плуг.
— Тогда, — сказал хозяин, — запряги осла в плуг, потому что пахоту нужно продолжать.
И весь день осёл, который только намеревался помочь своему другу быку, был вынужден сам выполнять всю его работу. Ночью, когда его выпрягли из плуга, он почувствовал, что сердце его перетружено, его ноги ноют от усталости, а его шея болит в тех местах, где ярмо натёрло её.
Фермер задержался на скотном дворе, чтобы послушать разговор животных.
Первым начал бык.
— Ты оказался моим хорошим другом. Благодаря твоему мудрому совету я получил целый день отдыха.
— А я, — отвечал осел, — я похож на тех многих простодушных людей, которые начинают с того, что помогают другу, а кончают тем, что делают за него всю его работу. В дальнейшем тебе придётся самому тянуть свой плуг, потому что я слышал, как хозяин сказал рабу, что нужно будет послать за забойщиком скота, если ты вдруг опять заболеешь. Я только хочу, чтобы в твоих интересах он оказался ленивым малым. После этого они больше не сказали друг другу ни одного слова. Так закончилась их дружба.
Если ты хочешь помочь своему другу, то делай это таким образом, чтобы тебе не пришлось переложить все тяготы и заботы своего друга на себя самого.

Отсюда

Притча о десяти девах

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий. Мф.25:1-13
Образ брачного пира был понятен современникам Иисуса. По древнему восточному обычаю жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.


Притча о девах.
Боровиковский Владимир Лукич (1757 — 1825). Холст, масло.
Тверская областная картинная галерея

Притча о мудрых и неразумных девах.
Липгарт Эрнест Карлович. 1886 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Притча о званых на брачный пир

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска’ свои, истребил убийц оных и сжёг город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
(Мф. 22, 1-14).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *