Присутствие бога

Игумен ПЁТР (Мещеринов),

настоятель Подворья Данилова монастыря в д. Долматово
Московской области, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи при Даниловом монастыре

О присутствии Божием.

— Отец Петр, скажите, пожалуйста, что такое присутствие Божие? Это субъективное ощущение (соединение души с Богом) или реальное посещение человека Господом?

Прежде всего нужно сказать, что отношения человека и Бога – тайна, и тайна, я бы сказал, интимная. Когда человека спрашивают: «верите ли вы в Бога», или «какие у вас с Богом отношения», то порой это звучит так же, как если бы его спросили о внутренних сторонах его супружеской жизни. Поэтому отвечать на подобные вопросы всегда приходится с большой осторожностью и деликатностью. Присутствие Божие, конечно, чувство субъективное, но оно возникает в силу посещения человека Господом, когда его сердца касается благодать Божия.

— Отличается ли чувство страха Божия, благоговения от ощущения присутствия Божия или это одно и то же?

Чувства страха Божия и благоговения, несомненно, входят как составные элементы в ощущение присутствия Божия.

— Слово Божие гласит: «взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его» (1 Пар. 16). Нужно ли стремиться пережить присутствие Божие?

Тут дело в том, что это чувство, по словам свт. Феофана Затворника, должно быть непрестанно ощущаемо человеком, так что когда его нет, то нужно бить тревогу и искать его. Но сам поиск этого чувства отличается от того, какого ищет, например, человек, желающий, скажем, выпить в конце дня стакан вина – отдыха, приятности, расслабления, лёгкости и т.п. В этом контексте поиски чувства Богообщения заведут человека на неправильный путь. Присутствие Божие – это некоторый континуум, в котором происходит вся жизнь христианина; отсутствие Богообщения воспринимается христианином как смерть, и человек ищет Богообщения не для приятности или отдыха, а – в прямом смысле слова – чтобы жить.

— Однажды протоиерей Владимир Воробьев на вопрос: «Батюшка, а если бы Вам пришлось писать книгу «Первые шаги в Православной Церкви», с чего бы Вы ее начали?», — ответил: «Я бы, наверное, посвятил первую главу вопросу: где в Церкви Христос и благодать Святого Духа? Как почувствовать присутствие Божие?». Отец Петр, скажите, пожалуйста, а всё-таки как почувствовать присутствие Божие?

Священное Писание говорит: вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33). Для того чтобы почувствовать присутствие Божие, его надо вкусить. Пути к этому – Таинства Церкви, поучение в Священном Писании, молитва и исполнение евангельских заповедей; а как это сделать в каждом конкретном случае – ответить невозможно. Молиться Богу: «Господи, дай мне познать Тебя»… Свт Феофан пишет, что Бог обязательно, непременно исполняет такую молитву, если человек этого действительно хочет. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7).

— Один христианский философ говорил: «Состояние души в присутствии Бога и ее с Ним соединение есть сладчайшее чувство нашего частного бытия, погруженного в божественное, без всякой примеси чувственного, без всякого воспоминания о земном обладании, чувство внутреннего, полного покоя, с сладостным, произвольным смирением, с радостною преданностию, с глубоким ощущением своей безопасности, своей детской зависимости от благостного всемогущества». Какие основные признаки, с богословской точки зрения, присущи состоянию человека, находящегося в присутствии Божием?

На это ответил уже давно св. Апостол Павел. Если в чувстве души и в делах своей жизни человек ясно, отчётливо, трезво, без экзальтированного самообольщения видит любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23), хотя бы в начатках их, то вполне можно сказать, что он на верном пути; и теперь его задача – эти начатки развить, умножить, усилить, чтобы придти в возможную для него меру совершенства (Еф, 4, 13).

— Святитель Феофан Затворник учил, что помимо молитвы необходимо и богомыслие. Является ли практика богомыслия (в состоянии внутренней тишины) и техническая часть Иисусовой молитвы (определенная поза и дыхание, сосредоточение на сердце и т.д.) подготовкой к восприятию Присутствия Божия?

Я не думаю, что какая бы то ни было механическая практика может повлиять на восприятие человеком чувства Богообщения. Всё наоборот: и Иисусова молитва, совершаем ли мы её с техническими приёмами или без оных, и богомыслие – следствие уже имеющегося Богообщения; богомыслием и молитвой мы охраняем его, поддерживаем, приумножаем. Но причиной Богообщения названные вещи могут и не быть – ещё раз повторю, что общение Бога и души – великая тайна, не подчиняющаяся никаким «механизмам» и схемам.

— Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл сказал: «Почему никто из служителей Храма не прозрел при встрече с Богомладенцем Христа? Прозрел только Симеон Богоприимец. Почему только он? Потому что он готовил себя к этой встрече». Скажите, как необходимо готовиться к встрече со Христом в личной молитве?

Всё же я бы не стал переносить уникальное евангельское событие, празднуемое всею Церковью в день Сретения Господня, на личную молитву: это разные вещи. Как я уже сказал, встреча со Христом происходит в Таинствах, в поучении в Священном Писании, в творении евангельских заповедей и в молитве. А молитва – это обращение сердца (и шире, чем только сердца: и ума, и всей души и даже тела) к Богу. Если человек хочет встретить Бога, если Бог ему жизненно необходим, необходимее, чем еда, питьё, дом, родные, своё здоровье, быт, карьера и проч., и если человек от сердца молится Ему, а при этом и старается устроить свою жизнь по Евангелию – то Господь обязательно отвечает на такую молитву. Так что можно сказать кратко: подготовка ко встрече со Христом – желание этой встречи.

— Протопресвитер Александр Шмеман писал: «Что такое молитва? Это память о Боге, это ощущение Его присутствия. Это радость от этого присутствия. Всегда, всюду, во всём». Выходит, что же, если во время молитвы нет ощущения присутствия Божия и радости от сего, то это – не молитва?

Здесь нужно различать две вещи. Действительно, молитва, также как и все религиозные чувства и делания – смирение, страх Божий, благоговение и проч. есть совместные с Богом чувства, и душа не может этого не ощущать. Но человек не всегда пребывает в одинаковом состоянии; это ощущение может умаляться и даже скрываться от непосредственного чувства. Когда это происходит, христианин испытывает величайшую потерю в жизни, и понуждается искать Бога. И в этом искании он употребляет труд – труд молитвы, труд смирения, труд терпения, труд понуждения себя к исполнению заповедей. О. Александр имел в виду благодатную молитву, но часто нам приходится прибегать и к молитвенному труду, который может и не сопровождаться благодатными чувствами. И это тоже законная и необходимая сторона христианской жизни.

— Один известный священник писал: «Состояние тишины и покоя – основное условие молитвы…». Насколько молитве способствует установление внутренней тишины и как ее обрести?

Действительно, для молитвы необходимо мирное состояние души, а если душа немирна, молиться она не может. Как обрести такое состояние? Это приобретается долгим опытом и целенаправленными усилиями человека; одного, и тем более мгновенного, рецепта здесь нет.

— С одной стороны, святые Отцы при молитве учат «держать ум в словах», и запрещают искусственно вызывать в себе «благостные» чувства и ощущения, с другой – Патриарх Алексий II сказал: «…подлинная вера основывается… на внутреннем чувстве близости Бога, обретенном в молитвенном опыте…». А святитель Феофан Затворник призывал горячо молиться, всячески избегая формальности. Как мирянину связать всё это воедино, чтобы его молитва была непогрешима перед Богом?

Вот именно не «выжимать» из себя искусственно «благостные» чувства, а молиться в простоте и смирении, и быть внимательным к своей душе, чтобы она умела различать, что подлинно, а что – нет. Просвещённая христианская совесть ясно скажет об этом, если только человек не становится на молитву специально за тем, чтобы «получить ощущения», или же «вычитать правило».

— Святитель Феофан Затворник писал: «…всякий иногда чувствует во время молитвы приливы теплоты и усердия, когда душа, отрешась от всего, глубоко входит в себя и горячо молится Богу»… Поговорим о молитвенных чувствах. От нескольких крепких православных слышал об их субъективных молитвенных переживаниях (например, «молюсь, как в пустоту»), по которым они определяли, «дошла» ли их молитва до Бога, а, вернее, угодна ли она воле Божией. Насколько, с православной точки зрения, безопасны такие личностные духовные ощущения?

Я думаю, что «крепкие» православные стали бы ещё более крепкими, если бы они сочетали бы своими чувствами (или отсутствием их) следующее рассуждение. Не стоит решать за Бога, принял Он нашу молитву или нет. Лучше со смирением, как дитя, предавать в Его руки наш молитвенный труд; а пошлёт Бог нам чувства или нет – Его дело. Пошлёт – с благодарностью примем, не думая о себе, что мы их «достойны» или что наша молитва куда-то там «дошла». Не пошлёт – с благодарностью примем их отсутствие, не делая из этого никаких особых выводов, но пребывая в доверии к лучше нас Знающему наши нужды Бога…

— Однажды знакомый священник на вопрос: «Какой храм лучше посещать?», — ответил: «Там, где ты чувствуешь, что тебе хорошо, туда и ходи». В какой мере в духовных вопросах можно руководствоваться подобного рода чувствами?

Я думаю, вполне можно. Критерий здесь – мир души, без которого невозможна духовная жизнь. Если что-то (в частности, те или иные особенности храма, богослужения и проч.) этот мир нарушает, то весьма разумно и правильно сделать всё, от нас зависящее, чтобы этого избежать. Если такой возможности нет – ну тогда ничего не остаётся, как терпеть. А если возможности улучшения ситуации есть – то обязательно нужно ими пользоваться.

— Нельзя желать ощутимых проявлений благодати и, вместе с тем, нужно, как писал известный священник: «Усилием воли поставить себя перед лицом Божьим», надо «стремиться вырабатывать в себе чувство постоянного пребывания перед лицом Бога. Тогда для нас не будет ничего «светского», всё станет священно, всё будет протекать в «поле Бога»…». Какова должна быть мера волевого усилия человека для осознания присутствия Божия?

Должно быть желание и смиренное предание себя Богу. А волю свою лучше всего направить на молитву и исполнение евангельских заповедей.

— Преп. Серафим Саровский говорил, что когда Дух Святой благоволит посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. «Чего же и молиться тогда Ему: приди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны… когда уже пришел Он к нам… При нашествии Духа Святого надлежит быть в полном безмолвии, слушать явственно и вразумительно все глаголы жизни вечной, которые Он тогда возвестить соизволит.» Как научиться такой чувствительности к Духу Святому?

Боюсь, вряд ли мы достигнем меры преп. Серафима… Когда приходит в нас Дух Святой, Он наставляет нас на всякую истину. А для обучения этому дана христианину вся жизнь, и со временем, с опытом, он научается вниманию к Духу Святому.

— Господь Сам знает, когда нам нужно ощутить Его близость. Вместе с тем, один монах, находясь в гуще событий, периодически погружался в себя, в свой дух, где обретал мир и сознание Богоприсутствия… А у митрополита А. Сурожского был такой пастырский опыт. Однажды к нему за советом обратилась женщина, которая 15 лет занималась Иисусовой молитвой, но ни разу не ощущала присутствия Божия. Он ей сказал: «»Где же Богу вставить слово, если вы все время говорите? Дайте Ему возможность: помолчите!..” …отдохните четверть часа в присутствии Божием, но только не молитесь. Будьте так спокойны, как только можете… И постепенно это внешнее безмолвие стало перетекать внутрь, проникать в нее; молчание охватило ее и открыло ей что-то большее, молчание более «насыщенное”, которое было не просто отсутствием шума, а богатым, сущностным молчанием, в сердцевине которого она различила Присутствие. И как только она ощутила это Присутствие, в ней родилось желание молитвы – но на этот раз из самых глубин молчания, не потоком слов, не в вихре мыслей, а спокойно, выбирая каждое слово из глубин этого молчания и принося его Богу тихо, спокойно. Сама молитва стала выражением внутреннего молчания, частью того поистине Божественного безмолвия, которое она ощутила. Такой способ доступен всем…». Бог всюду присутствует всегда. Но неужели каждый верующий может обрести чувство присутствия Божия через поиск молитвенного безмолвия (внутренней тишины)?

Может, если только будет желать быть с Богом (а не обрести «чувство молитвенной тишины» и тому подобное). Если при этом он будет внимателен к своей совести, к своей жизни, будет честен перед самим собою и перед Богом, то Господь дарует ему смирение, и, ощутив его, христианин будет с благодарностью принимать от Бога всё – даст ли Он ему те или иные ощущения, или не даст.

— Отец Пётр! Большое спасибо за беседу. В заключение хотелось бы привести слова святителя Василия епископа Кинешемского: «Когда человек весь проникнут любовью к Богу, когда каждая мелочь его жизни связана с мыслью о Боге, когда около себя он постоянно чувствует присутствие Бога, невидимо вездесущего, тогда, естественно, Бог является центром всех его устремлений, и каждый поступок определяется желанием угодить Богу и боязнью нарушить Его заповеди».

Чувство прикосновения

Чувство прикосновения очень распространено, особенно сразу после смерти любимого человека. Иногда вы можете почувствовать, что кто-то касается вашей спины или руки, когда вы одни. Также вы можете ощутить, будто вас обнимают. Это любимый способ умерших сообщить вам, что они все еще с вами.

Если вы ощущаете присутствие чего-то постороннего в доме, но не можете дать этому внятного объяснения, еще не стоит спешить с выводами. Возникновение страха в случае столкновения с потусторонним миром – это естественная реакция. А, как говорят, у страха глаза велики. Поэтому первое, что здесь стоит предпринять – это посмотреть трезво на ситуацию и разобраться, что это за дух и каковы его намерения.

Если вы владеете каким-либо предсказательным инструментом таким, как Руны, Таро или шаманские камни, то вам стоит сделать соответствующие расклады на природу и намерение присутствующих сил в доме. Если у вас такой возможности нет, тогда лучше обратиться к специалисту за помощью.

Бывает, что так проявляются недавно почившие родственники. Вероятно, они хотят донести до вас какую-то информацию, либо их душа не может упокоиться. В таком случае не помешает заказать молебен за упокой души. Кроме того, если вы спокойно относитесь к духам, тогда в момент ощущения их присутствия обратитесь к ним с просьбой проявиться в вашем сне, чтобы поведать о причине своего прихода.

Если так проявляется домовой, то его стоит покормить. Для этого нужно обозначить на кухне отдельное место. У меня на кухне есть специальный домик для домового, в который я приношу ему еду, чтобы он оберегал мое жилище. Для кормления домового можно использовать конфеты, молоко, хлеб, водку, кашу и т.п. Падающая еда из ваших рук может быть прямым признаком того, что домовой хочет еды. При этом лучше давать тот вид еды, который вы уронили, например, если у вас упал хлеб, то именно хлеб и нужно давать. Но не стоит ограничиваться только этим лакомством. Если вы кормите домового домашней едой, то уже по прошествии суток (или позднее) ее можно вынести птицам или отдать животным.

Если так проявляется зловредный дух, не дающий покоя всем, кто живет в доме, тогда его стоит изгнать. Для этого лучше обратиться к специалисту, который имеет опыт в этом. Новичку же в магии самому открыто враждовать с таким духом настоятельно не рекомендую.

Чтобы зловредные духи не заводились, дом нужно регулярно чистить и ставить на него защиту.

Защита зеркал

Зеркала – это порталы в потусторонний мир, в которые могут подселиться зловредные духи. Особенно это касается старых зеркал. Поэтому, по возможности, не держите в доме старых зеркал, а уж тем более – купленный антиквариат или разбитые зеркала.

Не нужно зеркало располагать так, чтобы в нем отражались спящие люди, т.к. через него могут подселиться сущности во сне.

По этой же причине после того, как человек почил, все зеркала в доме усопшего завешиваются плотной тканью. Чтобы душа не застряла в зеркальном мире, доставляя мучения окружающим людям и себе.

Для того, чтобы защитить зеркало достаточно с обратной стороны нанести защитные символы, которые вам известны. Самый простой и доступный – это равносторонний крест. В своей работе я часто ставлю либо символ солнца, либо рунический шлем ужаса.

Знаки

Ваш близкий человек может отправлять вам знаки часто и много раз, чтобы убедиться, что вы получаете сообщения.

Знаки придут к вам по-разному, универсальных инструкций и правил нет. Каждый человек индивидуален, и то, что может работать для кого-то одного, ничего не значит для другого. Научитесь держать сознание открытым для контакта, осознайте, что знаки неслучайны и предназначены для вас, и наблюдайте за окружающим миром и за всем, что кажется необычным.

Объекты, движущиеся самостоятельно

У вас проблемы с поиском ключей или телефона? Вам кажется, что некоторые объекты в вашем доме перемещаются сами по себе? Слышали ли вы когда-нибудь громкий шум из другой комнаты? Может, после этого находили что что-то значимое для вас и вашего покойного близкого человека в странном месте, словно кто-то переложил вещь?

Это общий признак того, что умерший человек хочет вам о чем-то сообщить. Покойные связываются с человеком именно таким образом. Они издают шум потому, что обычному человеку, не медиуму, трудно воспринимать более тонкие признаки общения. Шум должен привлечь ваше внимание, этого умершие и добиваются.

Искажения восприятия

Множество расстройств восприятия или воображения делятся на две большие группы: Перцептивные искажения и перцептивные обманы .

Хотя эти два термина совпадают в том смысле, что у человека необычный опыт восприятия, между ними есть различия. Это различие состоит в том, что в искажении восприятия есть стимул, но субъект испытывает искажение, и в восприимчивых обманах не основаны на реальных стимулах которые существуют вне субъекта.

Поскольку ощущение присутствия считается искажением восприятия, этот раздел будет посвящен их описанию.

  • Связанная статья: «Собаки, которые лают ни на что: шестое чувство?»

Как появляются эти искажения?

Эти искажения воспринимаются человеком как неправильное восприятие реальности, которая вас окружает, Обычно они возникают, когда стимул, который существует вне человека и доступен для органов чувств, воспринимается не так, как ожидалось, в зависимости от характеристик самого стимула.

В этих случаях ненормальность заключается в том, что физические характеристики того, что нас окружает , которые воспринимаются в искаженном виде. Чтобы квалифицировать такой опыт как когнитивное искажение, необходимо учитывать два требования:

  • Опыт восприятия отличается от обычного, скорее всего обусловлено предыдущим опытом .
  • Испытайте другое восприятие, принимая в рассмотрение физической или формальной конформации стимула .

Как указано выше, при когнитивных искажениях аномалия имеет тенденцию возникать в восприятии, которое субъект выполняет от определенного стимула. Однако иногда такие искажения происходят из расстройства на органической основе как правило, временные и могут влиять как на сенсорное восприятие, так и на понимание на уровне центральной нервной системы.

Короче говоря, искажения являются результатом плохого взаимодействия между этими тремя элементами:

  • Качества стимул
  • Качества контекст в котором появляется стимул
  • Характеристики приемник

Причины и связанные расстройства

В эксперименте, подробно описанном в конце этой статьи, лобно-теменная кора и определенные части мозга, такие как лимбическая система, связанные с самосознанием, движением и положением тела в пространстве, были определены как ответственные. ; обнаружение, что люди, которые чувствовали этот тип присутствия, пострадали от некоторого вида повреждения или раны в этих областях.

Обычно ощущение присутствия связано с любым из этих изменений или расстройств:

  • Состояния тревоги
  • Состояния патологического страха
  • шизофрения
  • Психические расстройства органического происхождения

Что касается здорового населения, которое страдает от такого типа опыта, обычно это происходит в Время стресса или крайней усталости или у одиноких людей с очень резким снижением стимуляции окружающей среды.

В случае, если это становится повторяющимся, длительным событием, или сопровождаться другими ощущениями или симптомами Рекомендуется обратиться к врачу-референту для оценки.

Важность проведения психиатрической или психологической оценки в этих случаях заключается в трех моментах:

  • Это возможно связь с другими признаками или симптомами .
  • Это признак высокого эмоционального состояния.
  • Они могут предупредить клиницистов о наличии этиологической основы для этого изменения восприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *