Природа человека

Определение 1

Познание — это совокупность процедур, процессов и методов получения знаний о явлениях и закономерностях объективной реальности.

Человек как субъект деятельности

Существенной способностью человека является способность преобразовывать окружающую действительность, управлять своими действиями, получать результат по их завершению. Проявление человеческой активности, направленной на себя или на другие объекты, выражается понятием субъект деятельности.

Субъектами деятельности могут выступать:

  • индивид в его конкретном значении;
  • социальная группа;
  • общество в целом.

Замечание 1

В зависимости от субъекта можно разделить саму деятельность на разные виды: индивидуальную, коллективную (групповую), общественную (в том числе общественно-историческую).

Деятельность человека имеет четко направленную структуру, которая начинается с формирования потребности. Полностью структуру деятельности можно представить в виде следующей последовательности элементов:

  • потребности
  • мотивы
  • цель
  • условия
  • действие
  • результат

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира 460 руб.
  • Реферат Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира 260 руб.
  • Контрольная работа Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Потребность выступает источником активности человека, побуждает его к деятельности. Потребность проявляется в конкретном мотиве. Мотив влечет за собой постановку задачи и формирование конкретной цели в виде представляемого результата деятельности. Выполнение действия зависит от конкретных складывающихся условий. Действие осуществляется в виде выполнения операций. Действие ведет к результату, который оценивается с точки зрения соответствия цели – насколько он соответствует задуманному.

Деятельность внесла основной вклад в создание человека современного типа, в развитие его мышления и сознания, формирование психических свойств. Современный психолог К.А. Абульханова-Славская определяет человека как субъекта деятельность как гармоничную и саморазвивающуюся личность. Личность тогда становится субъектом, когда выступает центром самоорганизации и саморегуляции, может разрешать противоречия между мотивами, потребностями, способностями и необходимостью. В процессе деятельности складывается индивидуальный характер личности. Это явление происходит во многом под влиянием внешних условий, а также зависит от чувства удовлетворенности от получаемых результатов, выработанного отношения к миру и к себе, стремления к преодолению трудностей, успешности решения сложных задач, желания проявить себя в трудовом процессе.

Определение человека и его природы

В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.

  • Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».
  • Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений») приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.

Душа и тело

См. также: Психофизическая проблемаСхема «тонких» планов и тел. Ледбитер Ч. У., 1903Иллюстрация одного из представлений об ауре.

В концепции материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей.

В каббале человек рассматривается в «системе пяти миров», которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания человека.

В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.

Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности.

В философии Нового времени тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.

Религиозные традиции считают, человек есть божественное творение. Августин называет человеческую душу загадкой, тайной для самого человека. Авраамические религии призывают к раскрытию духовного начала:

«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»

Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи и социализации.

Самоценность и уникальность человека

Основная статья: Антропоцентризм

Христианство называет человека «образом и подобием Бога», основной целью которого является спасение души для жизни вечной в раю.

Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.

Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма. В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога.

В философии и культуре Нового времени акцентируются такие понятия, как индивидуальность и самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito Ergo Sum). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.

Согласно принципу Коперника Земля и возникновение на ней разумной жизни в виде Homo Sapiens — скорее не уникальное, а рядовое явление.

Происхождение человека

Основные статьи: Антропогенез, Первый человекЭволюция человека.

Происхождение человека связано с происхождением жизни вообще.

Мораль и гуманизм

Одним из утверждений морального абсолютизма является то, что единая и универсальная мораль выводима из самой природы человека. Моральный релятивизм утверждает обратное: моральные нормы относительны.

Во времена рабовладельческого строя зачастую считалось, что раб обладает другой природой и сущностью, которую передаёт своим детям, и поэтому ничего аморального в том, чтобы обращаться с ним как с рабом нет.

Понятие гуманизма перекликается с понятием человечности — способности сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту.

По Ницше, природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных и религиозных норм.

Судьба и характер человека

Основные статьи: Свобода воли, фатализм

В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого предопределён законами судьбы, а сущность — неким божеством. В Средние века личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Однако суеверия о зависимости судьбы от положения линий на ладонях и от расположения планет и светил бытуют по сей день.

По Дарвину, природа человека и животных эволюционна и недетерминированна, то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид. Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба.

Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления.

Джон Локк считал, что люди поступают хорошо потому, что это естественно для разумных существ, для него общественный договор — естественный безальтернативный процесс. Томас Гоббс же считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили из чувства самосохранения, опасаясь «войны всех против всех».

Христианская церковь считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём появилась склонность к отступлению от норм, выраженных в заветах Бога. Ересиарх Пелагий же усматривает в первородном грехе лишь единичный акт отклонения свободной воли человека от добра.

Неклассическая философия XIX—XX веков о природе человека

В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как:

  • Натурализаторский —
    • Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.).
    • Восходящие к «философии жизни» описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология).
  • Экзистенциальный —
    • Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).
  • Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей:
    • Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого.
    • Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.).
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Человек как субъект познания

Всем высокоорганизованным организмам свойственна познавательная деятельность. Познавательная деятельность сосредоточена на получении определенного знания. Это знание может быть истолковано с трех позиций:

  • Во-первых, знание представляет собой отражение объекта, что вытекает из практически-преобразовательной деятельности. Однако не стоит абсолютизировать такое понимание знания, поскольку это ведет к догматизму.
  • Во-вторых, знание формирует мысленные конструкции, основанные на уровне развития познавательных способностей человека, ценностных и смысловых структур.
  • В-третьих, знание есть определенное состояние сознания субъекта, которое формируется набором определенных знаний. Как они были получены остается за кадром, в то время как на поверхности предстает конкретный набор умозаключений, способ мышления, т.е. определенное содержание и структура сознания конкретного субъекта.

Замечание 2

Эти три стороны знания всегда выступают в своем единстве, и в каждом конкретном случае та или иная сторона просто выходит на первый план.

Человек как субъект познания опирается на те же положения, которые свойственны человеку как субъекту деятельности. Это, прежде всего, его активность, наличие опосредованных связей между субъектом и объектом, а также наличие определенных условий, что выражается в социокультурной обусловленности познания. Опосредованный характер связи субъекта познания и его объекта выражается в использовании средств познания. Объект тогда становится элементом сознания, когда переходит в категория образа, идеи или понятия. Созданные субъективные образы сами по себе становятся новым звеном и инструментом в познании новых объектов.

Особенности познания сильно зависят от окружающей социальной обстановки, в этом проявляется социокультурная детерминированность. Так, на процесс и результат познания влияют социальные отношения, сложившиеся в обществе социальные институты, господствующие ценности, нормы, законы и правила, потребности общества, интеллектуальные ресурсы и т.д. С одной стороны, эта зависимость может ограничивать процесс познания, а с другой, придавать ей общечеловеческую значимость.

В структуре познавательной деятельности человека значительное место отведено ценностным установкам субъекта. Они выражают готовность человека принимать определенную информацию, трактовать ее и переводить во внутренний пласт бытия. Ценностные установки определяют видение объекта в той или иной плоскости, могут быть источниками иллюзий и заблуждений, а также порождением человеческой фантазии и страхов.

Личность как субъект общения

Общение представляет собой сложный процесс, который включает в себя обмен информацией между участниками, взаимодействие, восприятие и понимание другого. Общение предполагает использование различных средств коммуникации, большая часть психологов видит в общении не столько интеллектуальный, сколько социальный феномен. Философское значение общения состоит в том, что оно является источником внутренней эволюции самого общества при диалектическом взаимодействии личности и общества.

В процессе общения личность как субъект может выступать в разных ролях: как воздействующая сторона, как воспринимающая. Помимо этого, в процессе общения присутствует психологическая сторона в виде ее психологической базы, а также коммуникативно-организационная, выражающаяся в наличии целей, содержания и форм общения.

Человек как субъект общения с его помощью пытается реализовать не только функцию передачи информации, необходимую в том числе для реализации совместной деятельности, но и достичь другие цели. Это может быть и самовыражение, когда посредством общении человек стремится быть понятым другим, высказать свою оценку и получить ее из уст другого. Общение предполагает возможность экспрессивного выражения своих эмоций. При его помощи формируются навыки социального взаимодействия, происходит усвоение социальных правил и норм.

ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

Если в гуманитарном знании процедуры истолкования и понимания обычны, то в естественных науках они кажутся по меньшей мере редкими. По поводу идеи «истолкования природы», ставшей популярной благодаря Ф. Бэкону, В. Дильтей ясно и недвусмысленно сказал: «Понимание природы — interpretatio naturae — это образное выражение».

Иного мнения о понимании природы придерживаются ученые, изучающие ее.

Одна из глав книги В. Гейзенберга «Часть и целое» симптоматично называется «Понятие «понимания” в современной физике (1920-1922)».

«Позитивисты, конечно, скажут, что понимание равносильно умению заранее рассчитать, — пишет Гейзенберг. — Если можно заранее рассчитать лишь весьма специфические события, значит, мы поняли лишь некую небольшую область; если же имеется возможность заранее рассчитать многие и различные события, то это значит, что мы достигли понимания более обширных сфер. Существует непрерывная шкала переходов от понимания очень немногого к пониманию всего, однако качественного отличия между способностью заранее рассчитать и пониманием не существует».

«Умение рассчитать» — это способность сделать точное количественное предсказание. Предсказание есть объяснение, направленное в будущее, на новые, еще неизвестные объекты. Таким образом, сведение понимания к «умению рассчитать» является редукцией понимания к объяснению.

Гейзенберг приводит простой пример, доказывающий неправомерность такой редукции. «Когда мы видим в небе самолет, то можем с известной степенью достоверности заранее рассчитать, где он будет через секунду. Сначала мы просто продлим его траекторию по прямой линии, или же если мы успели заметить, что самолет описывает кривую, то учтем и кривизну. Таким образом, в большинстве случаев мы успешно справимся с задачей. Однако траекторию мы все же еще не поняли. Лишь когда мы сначала поговорим с пилотом и получим от него объяснение относительно намечаемого полета, мы действительно поймем траекторию».

0 расхождении объяснения и понимания можно говорить не только относительно взаимодействия природы и человека, но и применительно к самой природе, рассматриваемой вне контекста целей и намерений человека.

По поводу вопроса, понял ли он эйнштейновскую теорию относительности, Гейзенберг, в частности, говорит: «Я был в состоянии ответить лишь, что я этого не знаю, поскольку мне не ясно, что, собственно, означает слово «понимание» в естествознании. Математический остов теории относительности не представляет для меня трудностей, но при всем том я, по-видимому, так еще и не понял, почему движущийся наблюдатель под словом «время» имеет в виду нечто иное, чем покоящийся. Эта путаница с понятием времени остается мне чуждой и пока еще невразумительной… У меня такое ощущение, что я в известном смысле обманут логикой, с какой действует этот математический каркас». Гейзенберг обосновывает свое сомнение в возможности отождествлять предварительную вычислимость с пониманием несколькими примерами из истории науки.

Древнегреческий астроном Аристарх уже допускал возможность того, что Солнце находится в центре нашей планетной системы. Однако эта мысль была отвергнута Гиппархом и забыта, так что Птолемей исходил из центрального положения Земли, рассматривая траектории планет в виде нескольких находящихся друг над другом кругов, циклов и эпициклов. При таких представлениях он умел очень точно вычислять заранее солнечные и лунные затмения, поэтому его учение в течение полутора тысяч лет расценивалось как надежная основа астрономии. Недействительно ли Птолемей понимал планетную систему? Разве не Ньютон, знавший закон инерции и применивший концепцию силы как причины изменения скорости движения, впервые действительно объяснил движение планет через тяготение? Разве не он первый понял это движение?

Когда в конце XVIII в. были полнее изучены электрические явления, осуществлялись весьма точные расчеты электростатических сил между заряженными телами. В качестве носителей этих сил выступали тела, как и в ньютоновской механике. Но лишь после того, как Фарадей видоизменил вопрос и поставил проблему силового поля, т.е. разделения сил в пространстве и времени, он нашел основу для понимания электромагнитных явлений, которую затем Максвелл сформулировал математически.

Понимание природы — это оценка ее явлений с точки зрения того, что должно в ней происходить, т.е. с позиции устоявшихся, хорошо обоснованных, опирающихся на прошлый опыт представлений о «нормальном», или «естественном», ходе вещей.

Понять какое-то природное явление — значит подвести его под стандартное представление о том, что происходит в природе.

Проблема понимания встает в естествознании только в моменты его кризиса, когда разрушаются существующие стандарты оценки изучаемых природных явлений. Допустим, что какая-то область явлений описывается одной в достаточной мере подтвержденной и хорошо вписывающейся в существующую систему знания теорией; следовательно, данная теория определяет и то, что происходит в рассматриваемой области, и то, что должно в ней происходить в обычных условиях. Теория и описывает, и предписывает естественный ход событий. Дескриптивная и прескриптивная интерпретации основных положений теории (ее законов) не различаются, объяснение и понимание, опирающиеся на эти законы, совпадают. Как только в рассматриваемой области обнаруживаются аномальные с точки зрения теории явления, даваемые ею объяснения и понимания начинают расходиться. Когда возникает конкурирующая теория, относящаяся к той же области, расхождение объяснения и понимания становится очевидным, поскольку «расщепляется» представление о естественном и, значит, единственном ходе вещей. Возникает возможность объяснения без понимания и понимания без объяснения.

Понятие естественного хода событий является ключевым в проблеме понимания природы, и пока оно столь же не ясно, как и понятие понимания природы.

«Любая физическая теория говорит нам, — пишет А. Грюнба- ум, — какое индивидуальное частное поведение физических сущностей или систем она считает «естественным” при отсутствии каких-либо видов возмущающих влияний, которые она рассматривает. Одновременно с этим точно определяются влияния или причины, которые рассматриваются в этой теории как ответственные за какое-либо отклонение от того поведения, которое предполагается «естественным». Однако когда такие отклонения наблюдаются, а теория не может сказать, какими возмущениями они вызваны, то в таком случае ее предположения относительно характера «естественного”, или невозмущаемого, поведения становятся сомнительными».

Теория постоянно стремится к тому, чтобы предписываемый ею естественный ход событий совпадал в известных пределах с реальным их ходом, чтобы «должен» не отрывалось от «есть», а понимание, достигаемое на основе прескриптивно интерпретированных законов теории, соответствовало тем объяснениям, которые строятся на основе этих же законов, истолкованных дескриптивно. Если намечается существенное расхождение «естественного порядка» и реального хода событий, теория должна быть способна указать те возмущающие причины, которые искажают реальный ход событий, несут ответственность за отклонение его от «естественного порядка».

Например, для механики Аристотеля было естественным, что равномерное движение не может продолжаться бесконечно при отсутствии системы внешних сил. В механике Галилея тело, движущееся равномерно и прямолинейно, сохраняло свою скорость без внешней силы. Сторонники механики Аристотеля требовали, чтобы Галилей указал причину, которая не позволяет телу стремиться к состоянию покоя и обусловливает сохранение скорости в одном и том же направлении. Поведение движущихся тел, как оно представлялось механикой Галилея, не было естественным с точки зрения механики Аристотеля и потому не было понятным для ее сторонников.

Если некоторый общий принцип истолковывается как описание, выведение из него частного явления представляет собой объяснение этого явления. Если же общий принцип трактуется как оценка (предписание, стандарт), то выведение из него частного явления оказывается оправданием этого явления, обеспечивающим его понятность в свете принятого образца.

Поскольку научные законы могут истолковываться двояко — дескриптивно и прескриптивно (как описания и как оценки), определение объяснения как подведения рассматриваемого явления под научный закон является неточным. Объяснение — это не просто подведение под закон, а подведение под закон, интерпретированный как описание, т.е. взятый в одной из двух своих функций. Подведение какого-то явления под научный закон, истолкованный как оценка (предписание, стандарт), представляет собой оправдание данного явления, придание ему статуса того, что должно быть.

Например, общее положение: «Если металлический стержень нагреть, он удлинится» — можно истолковать как описание металлических стержней и построить на его основе, допустим, объяснение:

Для всякого металлического стержня верно, что, если он нагревается, он удлиняется.

Железный стержень нагревается.

Значит, железный стержень удлиняется.

Указанное общее положение можно истолковать, также как оценку, как суждение о том, как должны вести себя металлические стержни, и построить на основе данной оценки оправдание определенного факта:

Каждый металлический стержень при нагревании должен удлиняться. Железный стержень нагревается.

Железный стержень должен удлиниться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *