Придворная капелла

Придворная певческая капелла Здание Капеллы в 2004

Госуда́рственная академи́ческая капе́лла Санкт-Петербу́рга — концертная организация Санкт-Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр и имеющая свой концертный зал. Директор Капеллы — Хомова Ольга Сергеевна.

Разговорное употребление слова «Капелла» может относиться отдельно к хору Капеллы или к хору вместе с оркестром («Капелла уехала на гастроли в Курск»), к концертному залу («В Капелле сегодня выступает Терем-квартет»), а также к Хоровому училищу, в прошлом являвшемуся частью Капеллы («Евгений Колобов закончил Капеллу в 1963 году»).

История

1476, указом Ивана III образован Хор Государевых певчих дьяков в Москве.

1479, к Хору Государевых певчих дьяков добавлены малолетние певчие.

12 августа 1479 Хор государевых певчих дьяков участвует в освящении первого каменного храма Московского кремля — Успенского собора.

1564, Хор государевых певчих дьяков участвует в закладке Никитского собора Никитского монастыря.

2 мая 1703 певчие участвуют в молебне по случаю взятия шведского города Ниеншанц.

16 мая 1703 Хор государевых певчих участвует в торжественном богослужении, посвящённом закладке Санкт-Петербурга.

1810, Капелла располагается в комплексе зданий на наб. р. Мойки, 20, перестроенных в 1886—1889 по проекту Л. Н. Бенуа. Концертный зал Капеллы считается одним из лучших в Европе по своей акустике.

1816, директор Капеллы получает право осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки.

В 1856 при Капелле открыты регентские, а в 1858 инструментальные классы, на основе которых в 1946 создано Хоровое училище. В числе педагогов Капеллы до начала XX в.: М. Глинка, Г. Ломакин, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов.

1920, в хор Капеллы, изначально состоявший из мужчин и мальчиков, введены женские голоса, а в Хоровое училище в течение нескольких лет принимали девочек.

1944, часть эвакуированных воспитанников Капеллы переехала в Москву, где на их основе создано Московское хоровое училище (ныне Академия хорового искусства имени А. В. Свешникова).

1954, Капелле и Хоровому училищу при ней присвоено имя Глинки. С 1955 Хоровое училище и его хор мальчиков являются самостоятельной организацией (с 1986 по адресу Мастерская ул., 4).

1991, при Капелле создан симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр — Александр Чернушенко).

Названия

  • Хор Государевых певчих дьяков (с 1479)
  • Придворный хор (с 1701)
  • Императорская Придворная певческая капелла (с 15 октября 1763)
  • Петроградская Народная хоровая академия (с 3 августа 1918)
  • Петроградская Государственная академическая капелла (с 19 октября 1922)
  • Ленинградская Государственная академическая капелла (с 26 января 1924)
  • Ленинградская Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки (с 27 мая 1954)
  • Певческая капелла Санкт-Петербурга (с 6 июня 1991)
  • Государственное учреждение культуры «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга»

Управляющие Капеллой до Революции

  • Полторацкий Марк Федорович (1763 — 24 апреля 1795)
  • Бортнянский Дмитрий Степанович (11 ноября 1796 — 27 сентября 1825)
  • Дубянский Дмитрий Михайлович (15 октября 1825 — 12 декабря 1825)
  • Львов Фёдор Петрович (20 марта 1826—1836)
  • Львов Алексей Фёдорович (1837—1861)
  • Бахметев Николай Иванович (1861—1883)
  • Балакирев Милий Алексеевич (1883—1894)
  • Аренский Антон Степанович (1895—1901)
  • Смоленский Степан Васильевич (1901—1903)
  • Кленовский Николай Семёнович
  • Соловьёв Николай Феопемптович (1906–1912)
  • Гроздов Христофор Николаевич

Художественные руководители Капеллы в XX в.

  • Смирнов Степан Александрович (1878—1903)
  • Богданов Палладий Андреевич (1903—1919)
  • Климов Михаил Георгиевич (1919—1935),
  • Данилин Николай Михайлович (1936—1937),
  • Свешников Александр Васильевич (1937—1941),
  • Кудрявцева Елизавета Петровна (1935—1936, 1941—1944, 1953—1955),
  • Дмитревский Георгий Александрович (1944—1953),
  • Анисимов Александр Иванович (1955—1965),
  • Минин Владимир Николаевич (1965—1967),
  • Козлов Фёдор Михайлович (1967—1972),
  • Михайлов Авенир Васильевич (1972—1974),
  • Чернушенко Владислав Александрович (с 1974 по наст. вр.).

Здание

Капелла занимает комплекс зданий, выходящий одной своей стороной на набережную реки Мойки, д. 20, а другой на Большую Конюшенную улицу, д. 11. Современный вид зданию придал архитектор Леонтий Бенуа в результате капитальной перестройки 1886—1889, частично использовав здание, существовавшее с 1777.

Благодаря соседству с Певческой капеллой получил своё название Певческий мост.

В сентябре 1941 во время фашистской бомбардировки одна из неразорвавшихся бомб расколола Царский павильон Капеллы, после чего он был снесён. В 2000 по проекту архитектора В. Н. Вороновой Царский павильон построен заново.

Архитекторы, участвовавшие в перестройках:

Координаты

190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 20
Тел.: 314-10-34, 314-10-48 (администрация),
314-10-58 (касса)

Ссылки

  • Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (официальный сайт)
  • Капелланин (сайт выпускников Капеллы)

Литература

Артисты

Сейчас в составе Певческой Капеллы 70 артистов, из них 34 женских голоса и 36 мужских.

  • Сопрано – 17 человек. В том числе Гордеева Галина и Яскунова Елена – заслуженные артистки России и Завацкая Екатерина – лауреат международного конкурса
  • Меццо-сопрано – 17 человек. В том числе Лейбова Дарья – заслуженная артистка России и лауреаты международных конкурсов Башкатова Лариса и Сиденко Людмила
  • Тенора – 15 человек. В том числе лауреат международного конкурса Трофимов Олег
  • Басы – 21 человек. В том числе заслуженные артисты России Мигунов Петр и Миллер Владимир

Инспектором хора является Андреев Никита. С полным списком артистов вы можете ознакомиться на официальном сайте в соответствующем разделе

В составе Симфонического оркестра 54 артиста.

  • Первые скрипки – 16 человек. В том числе лауреаты международных конкурсов Андреев Николай, Завацкий Илья, Клевцова Евгения и Норкина Евгения. Концертмейстером оркестра является Погорецкий Владимир
  • Вторые скрипки – 14 человек. В том числе лауреаты международных конкурсов Августинович Анна и Кашина Александра. Концертмейстером оркестра является Августинович Анна
  • Альты – 12 человек. В том числе лауреаты международных конкурсов Андреева Милана и Слабикова Екатерина. Концертмейстером оркестра является Андреева Милана.
  • Виолончели – 12 человек. В том числе заслуженный артист России Мессерман Вадим. Он же является концертмейстером оркестра

Фестивали

На регулярной основе в Капелле проходят фестивали.

Один из наиболее популярных носит название Музыкальный Олимп

Как правило, он проводится в мае или июне на лучших площадках города. К участию допускаются только самые-самые – лауреаты крупнейших международных конкурсов, поэтому попасть на него так ценно для любителей классической музыки. Так же коллектив Капеллы принимает участие в разных фестивалях, в том числе и в международных.

Концерты

В Государственной академической капелле проходят концерты, где выступают:

  • солисты
  • Хор и Симфонический оркестр самой Капеллы
  • приглашенные музыканты из разных городов и стран с мировыми именами

Выступление в этом месте настоящая честь для каждого. Так же здесь могут проходить отчетные концерты воспитанников музыкальных образовательных учреждений.

Репертуар Капеллы в основном составляют произведения классической музыки, известной во всем мире. Но есть и концерты по современным произведениям или специально приуроченные к какой-либо дате

Например, 10 мая в 19:00 состоялся концерт, организованный Домом народного творчества и досуга под названием Поклонимся великим тем годам.

Информацию о дате и времени проведения того или иного концерта можно уточнить на сайте в соответствующем разделе

Выставки

Помимо музыкальных мероприятий, в галереи Капеллы проводятся художественные выставки. Зрителю могут быть представлены работы в области живописи, графики, скульптуры и фотографии, объединенные какой-либо одной темой.

Афиша таких мероприятий так же размещена на сайте Капеллы в специальном разделе

Экскурсии

Некоторые туристические компании предлагают посетить Государственную академическую капеллу в составе экскурсионной группы.

Ниже приведены некоторые из предлагаемых на текущий момент вариантов

Фирма-гид Время экскурсии Стоимость Что входит в цену Программа
Туроператор «Прогулки» 2 часа От 790 рублей Экскурсионное обслуживание

Сопровождающий

  • Осмотр комплекса зданий Капеллы
  • Посещение репетиции оркестра
  • Осмотр выставочных экспозиций, которые размещены в галерее
Театральные экскурсии от Клуба интересного досуга «Средиземье» Уточняется при бронировании Уточняется при бронировании Уточняется при бронировании
  • Осмотр комплекса зданий Капеллы снаружи и изнутри
  • Осмотр двух концертных залов
  • Посещение галереи и Царского павильона
  • Знакомство с историей Капеллы
Компания «ПитерГидТур» 3 — 5 часов При наборе группы 18+1 – 1240 руб. за ребенка

При наборе группы 30+2 – 1190 руб. за ребенка

При наборе группы 45+2 – 1090 руб. за ребенка

Транспортное обслуживание

Экскурсионное обслуживание

Входные билеты

  • Детская экскурсия
  • Знакомство с историей Капеллы
  • Осмотр интерьеров
  • Посещение Царского павильона

Отзывы

В сети огромное количество отзывов о посещении Государственной академической капеллы. Общая оценка более чем хорошая. Практически все, даже те, кто попал на концерт случайно, рекомендуют ее посетить.

Плюсы

  • Внутренние интерьеры и внешняя отделка здания. Все вроде бы просто, но при этом невероятно торжественно и гармонично. Каждый элемент декора выполнен со вкусом
  • Потрясающая акустика в любом месте концертного зала
  • Сильные непередаваемые эмоции, которые вызывает выступление артистов на сцене
  • Низкая стоимость билетов и постоянное наличие акций на них
  • Приветливые сотрудники Капеллы
  • Удобное местоположение: центр города и непосредственная близость к метро

Минусы

  • Очередь в гардероб
  • Маленькое количество сотрудников, из-за чего возникают трудности при рассадке зрителей, в буфете или том же гардеробе
  • Неудобные посадочные места
  • Зимой в Капелле довольно холодно

В целом

Общий вывод, который можно сделать, прочитав отзывы:

посетить Государственную академическую капеллу будет приятно даже тем, кто совершенно не разбирается в классической музыке

Единственный совет в этом случае – выбирать концерт с более известными произведениями. Очень хвалят детские программы, а также возможность за относительно небольшую стоимость услышать мировых знаменитостей классической музыки.

Автор статьи Редакция сайта Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить. Написано статей 130

Режим работы 2019

График работы Государственной академической капеллы совпадает с афишей мероприятий.

Кассы работают с 12:00 до 20:30, обеденный перерыв с 15:00 до 15:30.

Обратите внимание, что продажа билетов заканчивается за час до концерта.

Уточнить информацию по наличию билетов вы можете:

  • по телефону 8(812)314-3649
  • в кассе 8(812)314-1058
  • на официальном сайте

Где находится

Адрес

Набережная реки Мойки, 20

Метро

Ближайшие станции:

  • «Адмиралтейская»
  • «Невский проспект»
  • «Гостиный Двор»

Как добраться

Ближе всего расположена станция Адмиралтейская – менее 1 километра:

  • выйти на Невский проспект, перейти дорогу, повернуть направо и идти до Большой Морской улицы
  • там повернуть налево и двигаетесь прямо до Дворцовой площади
  • обойти ее с правой стороны до ближайшего ответвления направо
  • свернуть туда и идти до реки Мойки
  • перейти ее по Певческому мосту — там находится Капелла

От станции метро Невский проспект до Капеллы около 1 километра:

  • выйти из метрополитена, перейти канал Грибоедова
  • идти по проспекту до реки Мойки
  • там повернуть направо и двигаться вдоль воды до Певческого моста – Капелла окажется справа

Чуть дольше идти от станции метро Гостиный Двор. Нужно также выйти на Невский проспект, перейти дорогу и идти по проспекту в сторону Казанского собора. Далее путь будет точно таким же, как от метро Невский проспект.

Правила посещения филармонии

Каких-то особенных правил посещения Капеллы нет. Все весьма стандартно:

  • прийти заблаговременно
  • иметь при себе билет
  • не входить в зал в верхней одежде
  • во время концерта нельзя громко разговаривать
  • нельзя пользоваться мобильными телефонами

Все остальное – на усмотрение зрителей. Здесь нет какого-то дресс-кода, и многие посетители приходят в обычной повседневной одежде.

При этом правила хорошего тона никто не отменял: например, уходить со своего места нужно лицом к другим зрителям, а так же не входить с едой в зал

Посещали академическую капеллу? ДаНет

Категории словаря

итал., ранее a capella, alla capella

Многоголосное хоровое пение без инстр. сопровождения. Термин «A cappella» происходит от слова капелла и вошёл в употребление в конце 17 в.Первоначально обозначал определённый стиль хор. музыки, в к-ром осн. внимание обращалось не столько на чёткую передачу текста, сколько на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания. Стиль A cappella был полифоническим; использовались исключительно диатонич. лады, избегались краткие длительности звуков. К вок. голосам могли присоединяться инструменты. Ещё в средние века, до того как стал применяться термин «A cappella», этот стиль стал осн. стилем культовой музыки; он достиг расцвета в эпоху Возрождения в творчестве великих полифонистов нидерландской (Жоскен Депре, Орландо Лассо) и римской (Палестрина) школ. С нач. 19 в., когда стиль A cappella занял видное место и в светском муз. иск-ве, инструменты перестали применяться в относящихся к этому стилю произв. и термин приобрёл совр. значение. С этого времени в зап.-европ. странах старинная музыка A cappella часто рассматривалась как совершенная форма изложения церк. музыки; совр. церк. музыку стремились приблизить к этому идеалу.

В. С. Попов

Нужна ли Российской армии система введения института капелланов? Тут же возникнут старшие и младшие капелланы. Нарастут потоки отчетности: кто был на молитве, сколько каялось. Все это знакомо. Но для начала выясним, кто такие капелланы и что означает институт капелланства, широко распространенный в армиях стран Запада.

Термин capella (лат.) обозначал часовню, хор певчих, группу клириков при настоятеле. В католической и англиканской традициях слово «капелла» синоним слова «храм». В расширительном толковании капеллан не только священник, но и служитель церкви или конфессии в армейских рядах (и в армейской форме). Капелланами называются помощники католических приходских священников и священников ряда иностранных армий. Между прочим, в армиях ряда европейских стран существуют не только капелланы, но и капелланши.

История знает множество случаев женского подвижничества и духовного служения. Одна из разновидностей такого служения — пасторская работа с верующими (в данном случае речь не идет о рукоположениях женщин-христианок в священнический сан). Еще в первые века христианства в соответствии с должностью дьякона девственницы и вдовицы назначались дьякониссами. То есть занимали неиерархические церковные должности: были чтецами (или чтицами), выполняли работу иподьяконов (прислужников), помогали парамонарям (привратникам) — блюли порядок молитвенных собраний. Со времен петровских артикулов и до сих пор в российском православии применительно к богослужебной практике в армии и на флоте нет понятия «капелланов», тем более «капелланш», хотя известны многочисленные факты существования христианских сестричеств милосердия начиная со Смутного времени.

Что видим в российском христианстве сейчас? Служить в Вооруженных силах наши женщины могут, но о роли полковых и корабельных священниц им нечего и мечтать.

Между тем численность военнослужащих в наших ВС катастрофически падает. Дело приходится спасать с помощью тех, «кто коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». По расчетам аналитиков, «женское» присутствие в казармах уже к 2005 г. с 6,2% подпрыгнет до 9%. При нынешних темпах съеживания многострадального служивого сословия через три года на примерно 800 тыс. солдат и комсостава будет приходится около 65 тыс. женщин. Силовые структуры делаются для нежных дам все более привлекательными, а дамы — все более «силовыми». В данном случае уже через несколько лет по крайней мере по «женскому» параметру мы приблизимся к показателям ВС США и некоторых стран НАТО. Так, в некоторых армейских службах США (военно-морской флот) женщин до 12% от плавсостава, а подразделения электронной разведки ими укомплектованы почти на 20% .

Наша армия, убежден руководитель Военно-христианского союза России (ВСХР) Олег Аскаленок, становится все более женской. Все больше девушек и женщин идут на службу, «стоят в очередях», чтобы пойти в армию по контракту. Мужчины пытаются любыми способами откосить. Но, на взгляд Аскаленка, видеть женщину в качестве капеллана несколько абсурдно, хотя в других странах, например в Швеции, такие примеры есть. В войсках стран Скандинавии служат капелланы-женщины: лютеранки и баптистки. Причем их воспринимают с уважением и почетом. Насмешек никаких нет.

Малоизвестен факт, что в армиях НАТО проходят военную службу представители почти полутораста конфессий. Не исключено, что религиозная обстановка в сотнях подразделений своей стабильностью и предсказуемостью обязана как раз использованию в капелланской работе и мужчин, и женщин.

Лишь в армии США служат капелланы более 100 разных вероисповеданий. Если в каком-то полку появится несколько православных солдат, сразу подыщут православного капеллана. А в Швеции с военнослужащими вообще все обстоит строго: группе тех, кто на армейском учете, нельзя выехать из страны без капеллана. Если группа в три человека готовит чемоданы — с ними должен ехать капеллан (или капелланша).

  • Капелла, сооружение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *