Препятствие для заключения брака

Собираясь официально оформить отношения, будущие молодожены меньше всего задумываются о возможных препятствиях к заключению брака с точки зрения закона. Иногда одной любви между двумя людьми недостаточно. Поэтому чтобы условия и ограничения не стали неожиданным и неприятным сюрпризом, портал Свадебка.ws готов познакомить вас с основаниями для отказа в регистрации брака.

Условия заключения брака: законы и исключения

Отдавая преимущество выездной церемонии или задаваясь вопросом, можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе, стоит помнить, что семейный союз без официального подтверждения будет считаться недействительным. Помимо церковных препятствий к заключению брака, молодых могут ожидать неприятности со стороны закона. Однако оформить отношения совсем несложно, если соблюсти ряд поставленных условий заключения брака, о которых вы узнаете ниже:

  • Союз брачующихся различных полов. В России действительным считается брак только между мужчиной и женщиной, без единого исключения. Именно моногамность – элементарное требование цивилизованного общества.
  • Добровольное согласие лиц. Никакого насилия и принуждения. Молодые подтверждают обоюдное желание заключения брака дважды – подавая заявление в письменном виде, а затем соглашаясь непосредственно на самой церемонии. Именно поэтому отсутствие одного из брачующихся на данных этапах может являться препятствием для заключения брака. Законодательство России не предусматривает вступление в брак заочно, через представителя одного из лиц или по доверенности.
  • Достижение брачного возраста, подробнее о котором сайт Свадебка.ws поведает ниже.

Интересно: если один из супругов имеет гражданство другой страны, регистрация брака с иностранцем допускается по исполнению ряда условий. На территории РФ оформить такой брак возможно только по российским законам, однако необходимо одновременно соблюсти и те правила, которые требуются от гражданина другой страны, согласно ее законодательству.

Возраст вступления в брак: нормы в России

Именно по достижению возраста совершеннолетия (18 лет), согласно законам РФ, разрешено вступать в брак. Но у этого правила есть исключения, а именно:

  • Для заключения брака необходимо достигнуть 16-ти лет и предоставить веские причины для заключения брака (например, беременность, наличие ребенка и т.п.). Далее – дождаться согласия органов местного самоуправления, отрицательный вердикт которых подлежит опротестованию в суде.
  • С 14 лет зарегистрировать брак можно только в некоторых субъектах РФ, соблюдая условия предыдущего пункта, а также предоставив письменное соглашение родителей или опекунов.

Основания и ограничения для вступления в брак

Все основания, ограничения и порядок заключения брака прописаны в статьях Семейного Кодекса Российской Федерации, где указано, что официальный брак невозможен при:

  • Наличии у брачующегося другого зарегистрированного брака. Имея штамп в паспорте о замужестве/женитьбе и собираясь вновь узаконить новые отношения, позаботьтесь о предоставлении подтверждающих документов (свидетельства о расторжении брака, гибели супруга/супруги или доказательства недействительности предыдущего союза). Многоженство в России запрещено. Учитывайте тот факт, что брак, зарегистрированный в другой стране, скорее всего будет признан действительным и на территории РФ, что станет препятствием для заключения нового.
  • Присутствии между людьми запрещенной степени родства, что является прямым препятствием к заключению брака. Близкие родственники – родители с детьми, сестры и братья с общим родителем, внуки и бабушки с дедушками не могут официально узаконить отношения. Помимо нравственно-этических норм, здесь фигурируют еще и медико-биологические соображения. Кровное родство негативным образом влияет на будущее потомство. Ограничений вступления в брак у лиц с дальней степенью родства (двоюродные братья с сестрами, племянники и тети/дяди) нет.
  • Наличии у брачующихся отношений усыновления или удочерения, так как приемный ребенок приравнивается к родному. Этот запрет никоим образом не касается родственников усыновленного и усыновителя и препятствием для заключения брака между ними не является.
  • Недееспособности лица, собирающегося вступить в брак. Имеется в виду судебное признание человека недееспособным по причине слабоумия или душевного расстройства, который не может осознанно изъявить свою волю. Зачастую, такого рода заболевания передаются по наследству, поэтому формальный запрет на официальный брак в некоторой степени контролирует рождаемость от лиц, имеющих психические заболевания.

Важно: в попытках обойти условия и порядок заключения брака, а также скрыть запрещенные обстоятельства, всегда помните о том, что такой союз рано или поздно будет признан недействительным.

Если вы не нашли обстоятельств, которые могут помешать вам вступить в законный союз, смело ступайте в ЗАГС и не забудьте взять с собой список документов для регистрации брака. О других нюансах процесса бракосочетания вы можете прочитать на нашем сайте.

  • 2026 просмотров
  • 5 фото

Обряд венчания

Венчание — это очень важный шаг в жизни пары. Ведь это не просто печать в паспорте, которую можно зачеркнуть, это обещание Богу. Поэтому не все пары идут на этот шаг или идут, но не сразу. Прежде, чем решиться, нужно узнать, а можно ли вам венчаться? Здесь есть строгие запреты.

Кому нельзя венчаться

  • Лицам, состоящим в браке, нельзя вступать в новый союз. Христианский брак безусловно моногамен и не допускает многоженства. Даже если первый союз был только гражданским (заключен в ЗАГСе, но без венчания), церковь всё равно не разрешит венчания.
  • Духовным лицам, принявшим сан. У священника может быть одна супруга, но только если брак заключили до посвящения в сан. Также монахиням и монахам запрещено вступать в брак после принесения обета.

  • Людям, которые венчались трижды. Вступление в четвертый брак возбраняется церковью. Но не стоит думать, что церковь положительно смотрит на второй или третий брак. Всё же священнослужители выступают за один брак на всю жизнь.
  • Виновный в прелюбодеянии, из-за которого распался предыдущий брак, не может вступить в новый. По крайней мере, не в церковный.
  • Нельзя венчаться, если кто-то из супругов некрещеный или придерживается атеистических взглядов. Также церковь не разрешит венчание, если супруги исповедуют разные религии.
  • Не повенчают пару, если у них не будет свидетельства о браке. Обряд можно совершать только после официального бракосочетания.
  • И, конечно же, не повенчают в церкви родственников (до четвертой степени родства).

  • Есть еще один важный запрет: нельзя венчаться, если кто-то против. В церкви не запретят, конечно же, но это считается самым плохим, что можно сделать. Ведь венчание — это таинство, с которого начинается жизнь молодоженов. А как быть, если начата она со лжи? Часто бывает так, что венчаться хочет только невеста, а жених просто идет на уступки любимой.

    Всё должно происходить по обоюдному согласию. Всё получится так, как надо, если и невеста и жених хотят закрепить свой союз перед Богом. Так что несколько раз подумай перед обрядом, загляни в свое сердце и найди там ответ.

    Кстати говоря, насчет выдуманных запретов. Бытует мнение, что нельзя венчаться беременной женщине. Так вот, это неправда. Церковь считает, что раз Бог послал женщине счастье материнства, то этот союз уже благословлен. Единственным препятствием может стать то, что женщине в положение будет сложно выстоять весь обряд.

    Обряд совершается не каждый день: молодоженов венчают по воскресеньям, понедельникам, средам и пятницам. Существуют и запреты, связанные с датой свадьбы и венчания. Не заключаются браки во время церковных постов: Рождественского (с 28 ноября по 6 января), Великого (7 недель до православной Пасхи), Петрова (зависит от даты Пасхи, продолжается от 8 до 42 дней) и Успенского (с 14 по 27 августа).

    Также церковь откажет в венчании в большие праздники. Если сомневаешься насчет выбранной даты, лучше всего сходить в церковь и посоветоваться с батюшкой. К тому же невесте нужно подсчитать, чтобы в выбранную дату не было месячных, ведь в эти дни нельзя появляться в церкви.

    Что нужно для венчания

    Итак, день выбран, супруги согласны, остается только провести обряд правильно. Во-первых, к обряду нужно тщательно подготовиться: выбрать храм и священника, который будет венчать пару, исповедаться и пойти к причастию. Это уже отдельное таинство, к которому нужно подготовиться.

    Еще один важный шаг — выбор свидетелей (поручителей). Не разрешается брать в свидетели разведенных супругов и пару, живущую в незаконном браке. Эти люди как крестные, только в твоем браке они выполняют роль духовных наставников. Поэтому лучше всего не звать молодых людей, не знакомых с супружеской жизнью.

    И еще один важный момент: эти люди будут всю церемонию держать над твоей головой венец, так что позаботься о том, чтобы они не были намного ниже тебя ростом и смогли выстоять всю церемонию. Ведь им нельзя менять руку и уж тем более нельзя передавать венец другому человеку.

    Для обряда тебе понадобятся: иконы Спасителя и Божьей матери, венчальные свечи, белое полотенце, кагор, нательные крестики, кольца. И, конечно же, не забудь взять документ, свидетельствующий о заключении брака. Это то, что нужно в любом случае, а все дополнительные условия нужно уточнять в храме.

    Важно также подобрать правильные наряды. Если с женихом всё понятно: он наденет свадебный костюм, то невесте нужно оценить свое платье. Нельзя, чтобы оно было слишком коротким, отрытые плечи и спина тоже не приветствуются. Чтобы не менять платье, можно прикрыть спину и плечи платком.

    Голова невесты должна быть покрытой. Этот вопрос чаще всего решается с помощью фаты. Для гостей тоже важен дресс-код: для женщин только юбки, желательно ниже колен, а также платки на голову.

    А вот теперь можно переходить к самому обряду венчания. Он включает в себя два этапа: обручение и венчание. Обручение происходит у входа в церковь. После молитвы батюшка трижды меняет обручальные кольца с руки мужчины на руку женщины, благословляет молодых и дает в руки венчальные свечи, которые нужно держать до конца службы.

    Венчание проводится в центре храма, где жених и невеста стоят на белом полотенце. После происходит обряд, на протяжении которого священник читает молитвы. Затем он спрашивает молодоженов, по доброй ли воле они вступают в брак, а после ответа и молитв они становятся супругами. Теперь они могут поцеловать венцы и трижды выпить вина, которое символизирует семейную жизнь.

    После того как священник проведет молодоженов вкруг аналоя, он подводит их к Царским вратам, муж целует икону Христа, а жена — Божьей Матери. Теперь гости могут поздравить обвенчанных. Так и происходит обряд венчания.

    Есть ряд обстоятельств, исключающих возможность совершения Таинства брака.

    Не могут обвенчаться люди:

    • если оба они или один из них уже состояли в нескольких браках, причем их количество превышает допустимое церковными правилами.
    • состоящие в недопустимых степенях родства.

    Относительно первого препятствия:

    • допустимое число браков – три;
    • учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию, в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения.

    Церковь не позволяет венчать лиц:

    • уже состоящих в ином браке — церковном или зарегистрированном в гражданском порядке;
    • состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин, а также монашествующих;
    • не достигших брачного возраста (18 лет, ст. 13 Семейного кодекса РФ). В исключительных случаях закон допускает снижение брачного возраста, и при венчании исключения тоже учитываются;
    • признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством. В в исключительных случаях епархиальный архиерей может позволить вступления таких пар в церковный брак;
    • осуществивших т. н. «смену пола».

    Не могут быть обвенчаны лица, состоящие в кровном родстве:

    • по прямой линии независимо от степени родства;
    • по боковой линии (в т. ч. единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно (нажмите на таблицу для увеличения).

    Браки между лицами, состоящими в 5-й и 6-й степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея.

    Церковь не венчает:

    • удочеривших с удочеренными;
    • усыновивших с усыновленными;
    • приемных родителей с приемными детьми,
    • а также лиц, находящихся между собой в следующих видах свойства: отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с девами двумя сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами.

    Разрешение на брак при иных видах свойства может дать только епархиальный архиерей.

    Не венчают лиц, состоящих в духовном родстве:

    • восприемника с им воспринятой во Святом Крещении, восприемницу с ею воспринятым;
    • восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницу с отцом воспринятой.

    Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея. Если священнослужитель затрудняется определить наличие или отсутствие препятствий к совершению таинства Венчания, он должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.

    Источник: О канонических аспектах церковного брака (прин. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29.11 — 02.12.17).

    Просмотров: 803

    Счастливые минуты венчания. Чин Таинства

    Счастливые минуты венчания.
    Чин Таинства

    Святая Церковь с любовью и торжеством принимает жениха и невесту — как детей своих, и каких только трогательных молений, каких благожеланий не возвещает им! И эти усердные мольбы свои, эти благожелания она сопровождает величественными и полными глубокого смысла обрядами.

    По уставу церковному бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после Литургии (Требн.), дабы жених и невеста благоговейным молением за Литургией, очищением себя чрез Таинства покаяния и причащения святейших Тела и Крови Христовых достойно приготовились к принятию благодати Таинства брака.

    Первая часть Таинства брака — обручение.

    Жених во Св. храме становится по правую, а невеста по левую сторону, — так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж — глава жены и в порядке стояния первенствует пред своею женою. Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на Св. престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа, от Его Св. престола испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках светло горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них самые светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов, что брак есть дело чистое, святое, не боящееся света, как боятся этого света грех и порок. Как светло и ярко горят свечи — так светла, чиста и целомудренна должна быть у брачующихся душа; как пламенно горят свечи — такою пламенною любовию они должны гореть во все время супружеской жизни друг к другу, к Св. Церкви, их благословляющей.

    Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога Св. Церковь при совершении Таинства брака. Едва только жених и невеста вступили в храм Божий для испрошения себе благословения свыше на супружескую жизнь, Св. Церковь тотчас же начинает воссылать свои моления ко Господу, где просит Его о брачующихся друг другу: о еже податися им чадом к продолжению рода; о еже ниспослатися им любви совершенней, мирней, и помощи; о еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере; о еже благословитися им в непорочном жительстве; о яко да Господь Бог дарует им брак честен и ложе нескверное.

    Затем священник берет с престола перстни и возлагает на безымянные пальцы правой руки жениху и невесте.

    Взяв сперва кольцо жениха, он трижды произносит: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)». При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает кольцо. Затем берет кольцо невесты и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)», и также надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки. Затем жених и невеста трижды обмениваются своими кольцами.

    Перстень, по древнему обыкновению, служил печатью и утверждением; троекратным обменом перстней печатлеется и утверждается полное взаимное доверие лиц брачующихся: отселе они вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие; с этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем, — и эта взаимность между ними будет постоянная, бесконечная (как в перстне — круге — нет конца, так и союз супружеский должен быть вечен, неразрывен). Жених, во свидетельство своей любви и готовности преимуществом сил своих вспомоществовать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а она, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень взаимно отдает жениху.

    Теперь обрученные приближаются к аналою, на котором лежат Св. Евангелие и крест Христов; этим Церковь внушает, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях супруги имели пред взором закон Христов, начертанный в Евангелии, чтобы в язвах распятого на кресте Христа Спасителя искали себе утешения среди треволнений житейских. При этом Св. Церковь словами святого псалмопевца, изображающего блаженное состояние богобоязненных людей в их супружеском, семейном быту, отвечает на вопросы ума и сердца брачующихся, что ожидает их впереди, какая доля благополучия готовится им. Блажени вси боящийся Господа, ходящий в путех Его (Пс. 127, 1), — вот краеугольный камень, вот тайна будущего семейного счастья непреложная, как непреложно слово Божие. Итак, истинное счастье супружеского союза зависит от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и святым заповедям Его: если новобрачные будут благоговеть пред Богом и ходить путями Его, исполнять заповеди Его, то Сам Господь силою Своего могущества и премудрости будет устроять внутреннее и внешнее благо их жизни там, где чуждающиеся Бога встречают одни неудачи и скорби…

    Обрученные жених и невеста становятся на одно «подножие» (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем — как счастливую, так и неблагополучную, — и всенародно пред крестом и Евангелием объявляют свое благое и непринужденное произволение на вступление в брак. Жених и невеста должны вступать в брак по взаимному согласию и желанию: непринужденное расположение их друг к другу служит ручательством семейного счастья в супружестве и одним из важнейших условий законности брака.

    Впрочем, сердечное взаимное сближение жениха и невесты, внушаемое словом Божиим (Быт. 24, 57-58; 28, 1-2), должно быть освящено благословением родителей и заступающих место их (Суд. 14, 1-3). Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благословения своих родителей: молитвы родителей, благословение их, по свидетельству слова Божия, утверждает дома детей (Сир. 3, 9), т.е. скрепляет счастье и благополучие семейной жизни детей. Итак, по изъявлении женихом и невестою пред лицом Самого Господа и пред всею Церковью взаимного согласия на вступление в брак, служитель алтаря Господня приступает к совершению самого венчания. Устами священника в трогательных молитвах Св. Церковь вспоминает Самим Богом благословенные браки святых праотцев наших и призывает на брачующихся то же благословение Господне, коего сподобились они, молит Всевышнего сохранить брачующихся, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи Вавилонской, даровать новым супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесныя свыше и от тука земного, вина и елея и всякия благостыни, дабы они могли, «всякое самодовольство имуще», преподавать и требующим. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачующихся, а и родителей их, «зане молитвы родителей утверждают основания домов…»

    Но вот настала важнейшая, торжественнейшая, святейшая во всем чинопоследовании венчания минута. На благословенную чету возлагаются венцы-знамения царской власти, — и этим преподается брачующимся благословение соделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властию ко благу подвластных им.

    При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)», «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)», и, трижды (в честь Св. Троицы) благословляя обоих, трижды же возглашает тайносовершительные слова: Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)! «Господи! — как бы говорит этими молитвенными словами священник. — Как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот во всю жизнь их славою и честию, всеми дарами Своего благословения: да сияют новые супруги в жизни чистотою и святостью, как сияют их венцы, — и да сподобятся венцов небесных, уготованных в будущей жизни победителям, побеждающим лукавые обычаи мира сего и всякую похоть вредну, подаваемых за соблюдение супружеской верности, за подвиги христианские».

    Так Св. Церковь тайнодейственно низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста — жена своего жениха; с этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: что Бог сочетая, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

    Теперь супругам необходимо узнать свои обязанности в отношении друг к другу, — и вот Церковь Христова предлагает в читаемом при бракосочетании апостольском чтении истинное учение о взаимных обязанностях мужа и жены.

    Брачный союз, по учению слова Божия, есть тайна великая (Еф. 5, 32), вследствие того, что он представляет собою отпечаток, отображает в себе духовно благодатный союз Христа Спасителя с Церковью. Чистая, неизменная взаимная супружеская любовь, знаменуя собою любовь Спасителя к Церкви, является источником всех супружеских добродетелей, источником взаимного семейного спокойствия и счастья; она облегчает все трудности, скорби и болезни супружеского состояния, — она дары счастья возвышает и любые тяготы делает переносимыми.

    После чтения Апостола и другой назидательный урок преподается супругам — в положенном при бракосочетании евангельском чтении о браке в Кане Галилейской. Бедная чета, не имевшая средств припасти достаточно вина для угощения брачных гостей, была, однако, достойна того, чтобы Сам Господь Иисус Христос с Своею Пречистою Матерью почтили брак Своим присутствием, чтобы Сама Царица Небесная обратила на бедность ее Свое внимание и умолила Сына Своего помочь нужде новобрачных чудесным претворением воды в вино.

    Итак, бедность нисколько не препятствует супругам христианским богатеть благочестием: благоустроенная жизнь человека, по слову Христову, не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15). Если новобрачные будут полагать главное сокровище свое в Боге, если будут украшаться христианским благочестием и исполнять заповеди Христовы во все дни жизни своей, то Господь Бог, «сподобивый в Кане Галилейской честный показати брак Своим присутствием, Сам ущедрит их и исполнит дом их пшеницы, вина и елея и всякий благостыни, дарует обильное пропитание для супругов и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все труды их, на села и поля, на домы и скоты их, дабы все умножалось и сохранялось…» (Требник).

    По прочтении Евангелия преподается новое наставление супругам. Приносится чаша с красным вином, священник благословляет ее и дает бракосочетавшимся троекратно вкушать из нее в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее, одни желания и намерения, и что все они должны делить между собою пополам: и счастье и несчастье, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги.

    По вкушении из чаши пастырь Церкви, соединив десницы супругов и покрыв их концом епитрахили (в знамение того, что они соединились во Христе, и что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви), троекратно обводит новобрачных кругом аналоя, выражая этим обхождением их радость, духовное ликование. Кроме того, так как повторяемый круг всегда служит знаком вечности, кругообразным обхождением бракосочетавшиеся являют знамение того, что они будут хранить свой супружеский союз вечно, пока будут живы, и выражают обет ни по каким причинам не расторгать брака.

    Обхождение совершается трижды во славу Св. Троицы, Которая, таким образом, призывается во свидетельство обета супругов.

    По окончании шествия снимаются венцы с новобрачных при особых приветствиях, в которых служитель Божий желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей Божиих: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия. И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог». Затем в двух последующих молитвах: «Боже, Боже наш» и «Отец, и Сын, и Святый Дух» священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, стоящим лицом к преклонившим головы новобрачным, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением.

    Наконец бракосочетавшиеся муж и жена дают друг другу целование — и чин венчания оканчивается.

    Вот как все благообразно и к назиданию нашему совершается в священнодействии брака, как все возносит нас от земли к небу! Господь наш Иисус Христос для того и благоволил освятить брачный союз благодатию Таинства, чтобы супруги христианские, представляя таинственный образ святейшего союза Его с Церковью и вспомоществуемые благодатию Таинства, украшались богоподобными совершенствами.

    Как же далеки должны быть от нас всякое движение бесчинное, всякое слово праздное, всякая мысль лукавая и нечистая, как благоговейно и внимательно мы должны стоять во храме в то время, когда испрашивается благословение Господне для новой четы, когда незримо с нами присутствует Сам Господь Иисус Христос, подобно тому, как Он присутствовал на браке в Кане Галилейской!

    На брачном торжестве Св. Церковь дозволяет нам веселие и радость, но желает, чтобы радость и веселие наши были чисты, святы, достойны того великого Таинства, ради коего они дозволяются. «Брак и учреждение на нем (пир), — говорит Церковь Христова в руководство нам, — со всякою тихостию и подобающей христианам честностию во славу Божию да бывает, не козлогласованием диавольским, ни плясанием и пиянством, яже христианам запрещена суть; супружество бо есть дело святое: темже и свято сие совершати достоит». «Брак должен быть провождаем благочинно, христианским образом, а не языческим, без песней скверных и соблазнительных, без криков, содомскую паче, нежели христианскую свадьбу показующих; а также без волшебства и всяких скверных действий». «Позванным на брак подобает скромно, честно и с благоговением вечеряти или обедать, как прилично христианам», — изрекли древле святые и богоносные отцы на соборе. Скромное, благоговейное наше пиршество брачное благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда. (По книге свящ. А. В. Рождественского «Семья православного христианина».)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *