Преподобная рахиль

(1833 -1928 гг.)

Схимонахиня Рахиль (в миру Мария Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, милосердием к нищим. В четырнадцать лет она вместе с подругами отправилась в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Придя туда, они решили сразу поклониться мощам преподобного Феодосия. Прикладываясь к раке, Мария увидела у изголовья старца, он заговорил с ней. Отвечая на ее сокровенное желание уйти в монастырь, старец сказал, что со временем оно исполнится. На обратном пути домой встретился им юродивый и закричал: «Вот какая счастливая! С самим преподобным Феодосием беседовала». Только тогда Мария поняла, что это был за старец. С этого времени преподобный до конца жизни был ее покровителем.

В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти в монастырь. В восемнадцать лет Мария тайно ушла из дома. Несколько лет она подвизалась в Смоленском Вознесенском монастыре.

В 1861 году, по милости Божией, она была принята в Святогорскую Успенскую пустынь Изюмского уезда Харьковской губернии.

В 1867 году будущая старица была переведена в Серпуховской Владычный монастырь. В монастыре она приняла иноческое пострижение от Митрополита Московского Филарета (Дроздова) с именем Павла.

В 1872 году по просьбе настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря схиигуменьи Алексии (бывшей казначеи Владычней обители) она перешла в Спасо-Бородинскую женскую обитель. На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило. Монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.


Главным и самым продолжительным ее послушанием была работа сначала на игуменской, а потом на общемонастырской кухне. Работа шла легко, потому что она за все принималась с молитвой к Богородице, прося ее благословения, вразумления и помощи в каждом деле. В 1912 году, в юбилейные Бородинские дни, она удостоилась чести готовить для царского стола. Тогда обитель Бородинскую посетил Государь Император Николай II с Царственной Фамилией. Монастырская трапеза так им понравилась, что Императрица пожелала видеть монахиню, которая ее приготовила, позже монахиня Митродора была удостоена чести быть представленной и Государю.

Особенно ревностно монахиня Митродора относилась к поминовению воинов, убиенных в 1812 году, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Часто во сне она видела их в белых одеяниях с венцами на головах. Были и такие, у которых не было венцов, но с каждым годом число их уменьшалось, а число увенчанных росло. В последний же год своей жизни она видела, что воины заполнили весь монастырь.

Очень тесное духовное общение установилось у нее со старицей схимонахиней Саррой. Две подвижницы часто беседовали о спасении, о делах Божиих, и однажды матушка Сарра сказала: «А ты, Митродорушка, будешь выше меня». Слова старицы Сарры исполнились. Проходя обычные монастырские послушания, монахиня Митродора росла духовно. Когда ей было уже более семидесяти лет, Господь известил её, что в скором времени ей суждено удостоиться высшего монашеского чина.

17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.

К схимонахине стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: » Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это было благословение на подвиг старчества. В тяжелые послереволюционные годы многие приходили к старице и получали от нее мудрые духовные советы и благодатные утешения. Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах.

В сложное для России время, когда многие монастыри закрывались, а монашествующие изгонялись и преследовались, Спасо-Бородинский монастырь закрыть не посмели. Придя в монастырь, представители новой власти зашли к матушке Рахили. Перед ними сидела маленькая, худенькая доброжелательная старушка, которая предложила им выпить чаю. Когда же они захотели уйти, то почувствовали, что не могут двинуться с места, будто приросли к стульям. Им пришлось по неволе просить старицу, чтобы она благословила их уйти. Только после ее молитвы они смогли уйти, пообещав, что монастырь не закроется, пока она жива. (В 1928 году, после смерти старицы, монастырь закрыли. Долгое время в нем был музей, и лишь в 1992 году здесь появились новые насельницы.)

8 сентября 1928 года прозорливая старица предупредила своих духовных чад, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала. Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу ночи с 9 на 10 октября 1928 года, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители, над её могилой позже была построена часовня.

Незадолго до смерти старица Рахиль говорила своим духовным чадам: «Кто меня будет помнить, того и я не забуду. Приходите ко мне на могилку, и вы получите облегчение и утешение. Я и после смерти буду помогать». Слова прозорливой старицы исполнились по ее блаженной кончине, приходящие к ее могилке, обретали утешение, получали исцеление от телесных и душевных недугов.

28 июля 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго старица Спасо-Бородинского монастыря схимонахиня Рахиль была причислена к лику местночтимых святых Московской Епархии.День празднования церковной памяти преподобной Рахили – 27 сентября/10 октября.

В главном Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря есть икона преподобной, на ней она держит свиток и в нем написаны слова, обращенные к каждому из нас: » На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще небо, куда должны стремиться все живущие».

Преподобная мати Рахиль, моли Бога о нас!

* Спасо-Бородинский монастырь

Спасо-Бородинский монастырь находится в селе Семеновское (Можайский район, Московская область). Монастырь был основан вдовой генерала Александра Тучкова, Маргаритой, вскоре после знаменитого Бородинского сражения. Маргарита решила поселиться рядом с тем местом, где погиб её муж, чтобы молиться не только об упокоении души погибшего, но поминать всех воинов русской армии погибших на Бородинском поле.(Внутри средней Багратионовой флеши была возведена часовня, 1818-1820 года — церковь Спаса Нерукотворного, вокруг которой вскоре образовалась община, позже — монастырь.)

4 июля 1836 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Тучкова была пострижена свт. Филаретом в рясофор с именем Мелания, а 28 июня 1840 году – в мантию, с наречением имени Мария, и возведена в сан игумении. Сам святитель при постриге дал новой монахине свои клобук и рясу. Общине был дан статус монастыря, а Марию возводят в игуменьи новой обители. Игуменья Мария делала все, чтобы стать для каждой насельницы настоящей матерью. Поначалу игуменья Мария носила вериги и сняла их только по требованию своего духовника митрополита Филарета, который опасался за ее здоровье. Она повиновалась, но оставила за собой право надевать их в случае, если в монастыре между сестрами случались раздоры. «Молитесь, — говорила она, — и я буду молиться вместе с вами». Надевая вериги, казнила себя за чужие прегрешения, как за свои, повторяя: «Между матерью и детьми все общее». Монастырь стал известен в России и обрел многих благотворителей.

Умерла игуменья Мария в 1852 году в возрасте 72 лет, оставив после себя завещание, чтобы пока стоит обитель, в ней всегда поминали всех воинов, погибших на Бородинском поле. Одной схимонахине в течение многих лет в день битвы было видение. Она видела воинов в белых одеждах с венцами на головах. Из года в год число воинов в венцах увеличивалось, а простых воинов уменьшалось. Они заполняли весь монастырь.

В дни празднования столетия Бородинского сражения монастырь посещала Царская семья.

В начале XX века в монастыре было более 200 сестёр. На монастырских полях выращивалась пшеница, рожь, овес, были сенокосы и огороды. Монахини пекли хлеб, варили квас, ткали, шили одежду и обувь. В монастыре были переплетная и иконописная мастерские, библиотека. В церковно-приходской школе монастыря обучались грамоте крестьянские дети окрестных деревень. Монастырская богадельня давала кров, одежду и пропитание одиноким и больным старикам. Странноприимный дом был всегда открыт для прибывающих в монастырь богомольцев.

Спасо-Бородинский монастырь закрыли в конце 1920-х годов.

16 августа 1992 года звон колоколов возвестил об открытии Спасо-Бородинского монастыря. В настоящее время в монастыре ежедневно совершается положенный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь. Сестры трудятся на различных послушаниях: в рукодельной, живописной, пошивочной мастерских, в просфорне и пекарне. Насельницы обители осваивают технику древнего лицевого шитья, вышивают иконы. Монастырь занимается миссионерско-просветительской деятельностью.

Прп. Рахиль Бородинская

Рахиль Бородинская (1833 — 1928), преподобная

Память 27 сентября (Моск.), в Соборе Московских святых

В миру Мария Михайловна Короткова, родилась родилась в 1833 году в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве и паломничеству к святым местам, нищелюбием.

В 1847 году, во время паломничества в Киево-Печерскую лавру ей явился преподобный Феодосий, благословивший ее на монашеский подвиг.

На 17-м году жизни, она уколола глаз и опасно заболела. Отправившись за исцелением в Болдинский монастырь, девица Мария дала тайный обет постричься — и исцеление пришло мгновенно, и тут же она услышала голос, напомнивший об обете.

Через год к Марии посватался богатый купец. Боясь, что её выдадут замуж насильно, она отпросилась на богомолье — и навсегда покинула родной дом, поступив послушницей в Смоленске в Вознесенский монастырь.

Некоторые сестры были недовольны тем, что совсем молоденькую девочку поставили на ответственное послушание — кормить косарей на монастырском хуторе — и, желая её опозорить, скрыли, что косарей ожидается под две сотни, а продуктов выдали мало. Послушница в горе взмолилась Божией Матери, чтобы та накормила работников, и малого количества стряпни хватило на всех, ещё и сестрам осталось. А косари говорили, что никогда так вкусно не было. Хлеба же осталось больше, чем было привезено из монастыря.

Слава об этом чудесном насыщении разошлась широко за монастырские стены, что тревожило душу послушницы, и она решилась на побег.

Странствование Марии затянулось на годы; она побывала во многих монастырях, общалась и с подвижниками, живущими в миру. Боялась дневных переходов, потому что документов не было. Обносилась, почернела, ноги были изуродованы так, что шрамы остались вплоть до кончины. Иногда благочестивые люди предоставляли ей временный кров, давали ветхую одежду.

В 1861 году поселилась в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии.

В 1867 году была переведена в Серпуховский Владычный монастырь, где святитель Филарет Московский постриг её в рясофор с именем Павла.

В 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни. Главным ее послушанием здесь было готовить пищу.

13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило, полное жара и фимиама. Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.

Монахине Митродоре было уже более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей — это было указание на принятие ею высшего монашеского чина.

17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.

Уже тогда к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: «Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это было благословение на подвиг старчества, к которому Господь готовил ее всю жизнь.

Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах. Прозорливо провидела матушка Рахиль и время своего отшествия из этой жизни.

8 сентября 1928 года многим свои посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала.

Скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители.

28 июля 1996 года прославлена Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии.

Тропарь

Яко маслина плодовита возросла еси во обители Бородинстей,/ и процветши даровании исцелений и чудес,/ преподобная мати Рахиле,/ плод сторичный принесла еси,/ повелением Богородицы всеусердно ближнему послуживши,/ кротостию и любовию многих на путь спасения наставляющи/ и добродетели научающи,/ темже светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш,// Егоже моли спасти и просветити души наша.

Кондак

Заповеди Господни исполнивши,/ старчества благодать восприяла еси,/ немощи немощных носящи,/ священна жертва принеслася еси,/ агнице кроткой тезоименита,/ исцелений реки и ныне источаеши,/ темже мы, чада твоя, любовию притекающи вопием:/ преподобная мати Рахиле,/ моли Владыку Христа и Пречистую Матерь Его// спастися душам нашим.

Использованные материалы

  • Житие с сайта «Глинские чтения»:
  • Биография с сайта Русское Православие:

10 октября в Спасо-Бородинском женском монастыре отмечали день памяти преподобной Рахили, жизнь и подвиги которой связаны с этой святой обителью.

История монастыря, ставшего в ХIХ в. мемориалом воинской славы, заслуживает особого внимания. Монастырь был основан по благословению святителя Московского Филарета (Дроздова); он берет свое начало от памятной часовни, построенной Маргаритой Михайловной Тучковой, вдовой павшего на Багратионовых флешах во время Бородинской битвы 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова. В 1818—1820 гг. на месте часовни построили каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного — первый архитектурный памятник Бородинского поля.

В восьмую годовщину Бородинской битвы, 26 августа 1820 г., М. М. Тучкова пожертвовала в новопостроенный храм образ Спаса Нерукотворного — походную икону Ревельского пехотного полка, которую муж отдал ей для сохранения перед расставанием. В церкви было устроено надгробие над символической могилой генерала А. А. Тучкова в виде белого мраморного креста с надписью «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиеннаго».

С конца 1820-х гг. М. М. Тучкова постоянно жила на Бородинском поле, в деревянном домике-сторожке у церкви. Постепенно к ней стали съезжаться вдовы русских солдат, павших при Бородино. Эта маленькая женская община жила по законам монашеской жизни. В 1839 г. был открыт Спасо-Бородинский монастырь. Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг с именем Мария и стала первой игуменией обители.

Монастырский ансамбль формировался в несколько этапов. Строительство началось с кирпичной ограды и жилых корпусов. Собор во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы возведен в середине XIX в., а трапезная церковь в 1870-х гг.; к началу XX в. здесь сложился гармоничный ансамбль монастырских зданий. Построен он был на пожертвования царской фамилии, участников войны 1812 года и их потомков, гвардейских и армейских частей, участвовавших в Бородинской битве.

Закрыли Спасо-Бородинский монастырь в конце 1920-х гг. В 1929 г. после пожара его здания передали трудовой коммуне, а новые хозяева уничтожили монастырское кладбище с могилами генералов Левина и Волконского, сожгли иконостасы в трех храмах обители, сорвали со стен мемориальные доски. Сильно пострадал монастырь и от боев 1941—1942 гг.

В 70-е г. ХХ в. на территории обители начались восстановительные работы. По инициативе Бородинского военно-исторического музея-заповедника в 1972 г. началась реставрация монастыря, которая закончилась к 1987 г. 16 августа 1992 г. во Владимирском соборе была совершена первая за долгие десятилетия Божественная литургия, знаменовавшая начало возрождения монашеской жизни обители.

28 июля 1996 г. состоялось прославление преподобной Рахили в лике местночтимых святых. Сестрами монастыря были составлены служба с акафистом и жизнеописание святой Рахили. Над могилой схимонахини Рахили, за южной стеной обители, была поставлена деревянная часовня.

10 октября, в день блаженной кончины преподобной Рахили, митрополит Ювеналий прибыл в Спасо-Бородинскую обитель, чтобы молитвенно разделить радость монастырского праздника. У святых врат Владыку митрополита встречали настоятельница монастыря игумения Серафима (Исаева), глава Можайского района В. В. Насонов, директор Бородинского военно-исторического музея-заповедника М. Р. Черепашенец.

За Божественной литургией Владыке митрополиту сослужили: епископ Серпуховский Роман, благочинный церквей Можайского округа игумен Даниил (Жирнов), настоятель Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова монастыря игумен Мефодий (Соколов), священнослужители Можайского благочиния. За богослужением молились сестры соседней со Спасо-Бородинским монастырем древней Колоцкой обители во главе с её настоятельницей монахиней Амвросией (Гавриневой).

После возвращения во Владимирский собор Владыка Ювеналий обратился к молящимся со словом, в котором напомнил богомольцам о жизни и подвигах преподобной Рахили, которая более полувека совершала здесь свое служение Богу и ближним. Будущая старица была дочерью купца, жила, не нуждаясь ни в чем, но с детства была проникнута любовью ко Христу. Воспитанная в глубоком благочестии, она рано лишилась матери, и отец хотел видеть её наследницей всего, что у них было. Но земное богатство не пленило её. Её хотели выдать замуж, стали готовить к этому, обучая всему, что должна знать светская дама. Преподобная Рахиль сначала не хотела огорчать отца и повиновалась ему, но её сердце не могло удержать ни счастье человеческое, как все его понимают, ни тем более богатство. Она ушла в монастырь, и отец пожелал своей дочери такого счастья, какого она хотела. Святая Рахиль стремилась избежать человеческой славы и стала странничать, терпя многие лишения. Во время странствования одежда её обветшала, кожа её огрубела, но душа её сияла.

Наконец, будущая схимонахиня Рахиль пришла во Владычний женский монастырь в Серпухове, а потом сюда и 56 лет провела здесь в иноческом делании, приняв монашество и схиму. Жизнь её можно сравнить с ангельской, потому что она являлась порой посредницей для людей при общении их с Богом. Житие преподобной Рахили повествует о том, что ей неоднократно являлась Богоматерь. Преподобный Феодосий Киево-Печерский как бы водительствовал ею, являясь в чудных видениях. Она имела дерзновение молиться о всех, кто приходил к ней за помощью. И преподобная Рахиль молила Царицу Небесную, чтобы Она исполнила то, о чем через нее просили люди.

Преподобная пережила и страшные гонения безбожия, удержав на несколько лет поругание монастыря, потому что власти не дерзали при этой подвижнице закрыть обитель. Но она, предвидя будущее и России, и этой обители, предсказывала возрождение духовности, обращение людей к Богу. Она многим говорила, что, когда умрет, не потеряет духовной связи с людьми. «Приходите ко мне, как к живой», — говорила матушка Рахиль.

С 1928 г. — времени блаженной кончины старицы — прошло много времени. Церковь канонизовала преподобную, и народная тропа к месту её вечного упокоения не заросла…

Настоятельница Спасо-Бородинского монастыря игумения Серафима (Исаева) сердечно поблагодарила митрополита Ювеналия за визит и возглавление торжества, передав ему на молитвенную память Владыке образ великомученика Георгия Победоносца.

Затем Владыка митрополит совершил заупокойную литию в Спасской церкви обители у могилы приснопамятной игумении Марии (Тучковой). Возносились молитвы о упокоении героев Бородинского сражения 1812 года и воинов, павших здесь в боях Великой Отечественной. Останки 25 солдат, погибших в 1941—1942 гг., обнаруженные недавно на Бородинском поле, были временно внесены в Спасский храм. Их православное погребение состоялось 11 октября при Покровской церкви деревни Ельня, являющейся подворьем Можайского Лужецкого монастыря.

В тот же день митрополит Ювеналий посетил музейную экспозицию «Военная галерея Бородинского поля», размещенную в трапезной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи Спасо-Бородинского монастыря. В экспозиции представлены 73 портрета офицеров русской армии. Это все графические изображения участников Бородинского сражения, которые к настоящему времени удалось собрать в коллекции Бородинского музея-заповедника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *