Преображения господня

Светлый праздник отмечается народом уже давно. Чтобы не путаться какого числа Преображение Господне, а какого Яблочный спас необходимо отметить, что это один и тот же день, только в народе чаще говорят Яблочный Спас. Дата празднования не является переходящей, поэтому ежегодно отмечают 19 августа.

Что делают в этот день

Праздник посвящен памяти Господу. Спаситель сделал все что мог, чтобы после Его смерти люди не сомневались в своей вере Господу. В этот день допускается послабление в еде. Можно готовить блюда из рыбы с добавлением подсолнечного масла.

В день Преображения каждый верующий человек старается сходить в Храм и поставить в церкви свечку перед иконой Иисуса. В честь наступления такого почитаемого дня хозяйки наводят в доме чистоту, готовят вкусные яства, угощают ими окружающих и радуются празднику. После службы перед тем как приступить к трапезе, обязательно читается молитва.

Преображение Господне: история

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточнохристианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической Церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

История

Приближались последние дни земной жизни Христа. Накануне Господь впервые прямо спросил Своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22).

По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними. При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о будущем.

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они встали и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Икона праздника

Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Гора Фавор — пологая. Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.

Лучи света, исходящие от фигуры Христа, — образ света Преображения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9:3).

Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как Бог пребывал незримым в пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника.

Феофан Грек, знаменитый древнерусский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня (смотр. выше). Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.

Праздник в православном богослужении

Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: «К 6 августа, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию… Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов».

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».

Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».

За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.

В конце литургии положен молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.

Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш». После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне» и отпуст праздника.

Иконография праздника

Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве.

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображении более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Традиции и обряды праздника

В храмах проводится утренняя служба, во время которой в центр выносится крест, проходит обряд поклонения, крестный ход и освящение плодов. На литургии поется канон о Великом Преображении. Священнослужители облачаются в одежду белого цвета, который символизирует Божий свет.

По народным традициям в этот день хозяйки сушат яблоки, готовят из них варенье и компоты на зиму, пекут пироги. 19 августа люди начинают собирать урожай винограда, гороха.

В этот праздник принято чтить память умерших родственников. После богослужения люди приносят на кладбище освященные яблоки и кладут их на могилы.

На Руси в этот день встречали осень. Люди выходили в поле и с закатом провожали лето.

Что можно и что нельзя кушать в Преображение Господне

Преображение Господне приходится на строгий Успенский пост, на протяжении которого запрещается употреблять в пищу мясные и молочные продукты, яйца. Но в этот праздник Православная Церковь разрешает кушать рыбу и блюда из морепродуктов, пить небольшое количество вина.

Что нельзя делать в Преображение Господне

В этот праздник нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяйкам рекомендуется воздержаться от уборки в доме, шитья и вязания.

На Преображение Господне запрещается убивать насекомых. Если на человека сядет муха или пчела, то следует дождаться, пока она улетит.

Приметы и поверья на Преображение Господне

  • Какая погода на Преображение Господне, такая будет и на праздник Покрова (14 октября).
  • Стоит ясная погода – примета холодной зимы.
  • Если родители, чьи дети умерли, не будут до 19 августа есть яблоки, то Господь на том свете одарит их райскими яблоками.
  • Если на Преображение Господне угостить кого-то урожаем из своего сада, то следующий год пройдет в достатке и изобилии.
  • Собранные в этот день яблоки будут хорошо храниться зимой.

Ход мероприятия.

Под звон праздничных колоколов выходит ведущий и дети в народных костюмах.

Ведущий. После Троицкой недели

Дни Петровок пролетели.

Уж на небе гроздья звезд,

В августе – Успенский пост.

Урожай приносит сад:

Яблоки и виноград

Освещают их с кропленьем

В чудный день Преображенья.

Первый ребенок Преображение Господне,

В народе Спасом яблочным зовут.

И праздник этот прославляя,

Плоды созревшие —

Все в храм несут.

Второй ребенок. Снова праздник открываем,

Новый спас мы отмечаем.

Яблочный, а не медовый,

Празднику вы все готовы?

Третий ребенок. С праздником вас, гости дорогие,

Все веселые такие.

Пусть звучит тут звонкий смех,

Праздновать зову я всех.

Исполняется Песня «Яблонька»

Ведущий. Пусть веселья поток разольётся!

Пусть самый серьёзный сегодня смеётся!

Пусть счастья улыбки сияют на лицах!

Пусть каждый танцует и веселится!

Появляются скоморохи:

1-й скоморох: «Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

2-ой скоморох: Мы на ярмарку ходили,

Себе яблочко купили.

Вот какое наливное,

Наливное, не простое!

1-й скоморох: Что лежит в нём, посмотрю,

И ребятам расскажу

(таинственно открывает сюрпризное яблоко) .

2-ой скоморох: Придётся вам, как видно.

Загадки отгадать!

(По очереди загадывают загадки):

Загадки: 1. Оно душисто, ароматно

И пахнет очень уж приятно (Яблоко)

2. Я румяную Матрёшку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрёшка

Упадёт сама в траву (Яблоко)

3. Эх, вкуснятина какая! —

Видит глаз, да зуб неймёт

Мама банку открывает,

Наливает нам (компот)

1-й скоморох А вы знаете, что ещё можно приготовить из яблок?

(Сделать начинку для пирога, варить варенье, делать мармелад, варить компот, делать сок, добавлять в салаты и др.) Но нет ничего лучше, полезнее и вкуснее, чем свежее, душистое яблочко.

2-ой скоморох: Молодцы, ребята!

1-й скоморох В день Яблочного Спаса в церкви освящали яблоки и считали этот праздник главным праздником лета. Яблочный спас это православный праздник и в храме его называют Преображение Господне. А знаете почему его так называют? Я вам сейчас расскажу.

Показ магнитного театра.

Однажды Иисус Христос взял трех своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна и вместе с ними поднялся на гору Фавор. Затем, оставив их Он взошел чуть выше, чтобы уединенно помолиться. Во время молитвы он преобразился. Ученики увидели своего Учителя во славе, одежда Его сделалась белой, как снег блистающей, и лицо Его сияло ослепительным светом. Он беседовал с двумя пророками- Моисеем и Илиею. Первый давно умер, а второй живым был взят на небо. Беседа продолжалась на глазах учеников. И когда Моисей и Илия стали отходить,Петр воскликнул: «Как хорошо нам быть здесь. Как хорошо ощущать эту благодать!» Внезапно тень от необычного облака упала на них и ученики испугались. Раздался голос «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Это был голос Бога Отца. И когда Он кончил говорить, Иисус остался с учениками один в Своем обычном виде. Это евангельское событие и лежит в основе праздника Преображение Господне.

В коре к этому празднику приурочивали сбор и заготовку яблок. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги, катали яблоки с горки. А вечером выходили на улицу и водили хоровод.

Хоровод. «Яблочный спас».

Первый куплет.

Маленькая яблонька расцветай.

Маленькая яблонька подрастай.

Солнышко лучистое жарче грей,

Зрейте, зрейте яблочки поскорей.

Второй куплет.

Хоровод у яблоньки заведем

Песню нашей яблоньке мы споем.

Солнышко лучистое жарче грей,

Зрейте, зрейте яблочки поскорей.

Третий куплет.

Маленькая яблонька мы друзья

Ты такая крепкая, как и я.

Солнышко лучистое жарче грей,

Зрейте, зрейте яблочки поскорей.

2-ой скоморох: Смотрите ребята, вот и поспели наши яблочки. А давайте теперь с вами наши яблочки соберем с нашей яблоньки.

(Дети делятся на две команды и по очереди срывают яблоки в корзинку. Игра продолжается пока все яблоки с дерева не соберут).

1-ый скоморох. А теперь мы поиграем, яблочко наливное по кругу покатаем.

Игра «Два яблочка»

Яблоко спелое, красное, сладкое

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

(Два яблока пускаются по кругу, под музыку яблоки передаются друг другу, когда музыка замолкает, у кого остаются яблоки должны в кругу станцевать «как бы подружиться»)

Ребенок Август. Время урожая,

И осень радует дарами нас

И христианский праздник отмечая,

Про яблочный, Господь напомнил Спас.

Ребёнок: В это яблочное лето

Закрома полным — полны,

Солнцем радостным согреты,

Красны яблоки крупны!

Ребёнок: Всёкак будто в день рожденья:

Стол накрытый, фрукты, мёд!

В этот день Преображенья

Словно новым стал народ.

Ребёнок: И лучом играет лето!

В нежных веточках берёз

И в сиянии из света

С нами Иисус Христос!

Ведущий: Со спасом Великим

Яблочным всех поздравляем,

Здоровья, веселья мы всем пожелаем!

Дети: И мы вас со Спасом все поздравляем,

Папе и маме мы обещаем,

Послушными и умными быть,

Не браниться, не ругаться,

Крепко всех любить!

Раздают яблоки всем гостя

Что за праздник?

Этот день посвящается воспоминанию о Иисусе. С греческого языка «преображение” переводится как «превращение”. И когда Христос открылся ученикам, лицо Его сияло как Солнце, а одежды ослепляли как «белый снег”. Спускаясь с горы Христос приказал собрать плоды попавшиеся на пути, чтобы отнести их в Храм и там освятить.

В IV веке на горе, где открылся своим ученикам Иисус в честь «Преображения” был построен Храм. Перешедшие традиции от наших предков подсказывают нам что в этот день обязательно освящаются плоды нового урожая яблок. Например, в Греции и Израиле к этому времени поспевал виноград и жители несли освящать его.

Интересно!

В это время люди приносили в церковь не только виноград и яблоки, но и колосья, такая древняя традиция «дожила” и до сегодняшнего времени.

Традиции

Традиции и обычаи хранят в себе особые таинства, потому что порой подсказывают нам как нужно поступать или что будет в будущем. К примеру, в этот день:

  • пекут пирожки или пироги с яблоками;
  • варят варенье;
  • подают нищим;
  • провожают Солнце;
  • надевают белую одежду и посещают Храмы;
  • посещают кладбища;
  • начинают убирать виноград.

Приметы

Приметы позволяют оценить какая погода приближается или что ждет в будущем году. Среди них:

  • ясная погода — «лютая” зима;
  • если угощать в этот день выращенными плодами из своего сада, то дом будет полная чаша, а урожай на следующий год будет еще богаче;
  • если в этот день идет дождь, тогда и осень приближается дождливая.

Важно!

На Преображение нельзя убивать насекомых, потому что можно привлечь беду!

Раньше, да и сейчас люди считают, что этот важный и почитаемый день позволяет все преображать вокруг себя. Ведь это время чудес и положительных перемен. Все вокруг меняется, природа, люди, то есть все что нас окружает, а каждый стремится к лучшему, как для себя, так и для того что его окружает!

Все ваши рецепты будут на этой странице.

О самых значимых для православных христиан датах в августе 2020 – в материале Утро.ру.

1 августа

День обретения мощей преподобного Серафима Саровского

Один из самых почитаемых святых у православных. От земной жизни он отрекся в 17 лет. Чтобы получить церковный сан, он прожил два года в пустыне. После этого Прохор (так его звали в миру) отрекся от имени и выбрал новое – Серафим. Божий дар сошел на него после трех лет, проведенных в уединении и безмолвии – жил он в келье неподалеку от реки Саровки. Серафим исцелял тех, кто обращался к нему за помощью.

1 августа 1903 года Серафима Саровского канонизировали. Его мощи перенесли в храм Зосимы и Савватия в Сарове. Позже они были утрачены. В 1991 году было второе обретение мощей святого. Его нетленные останки сейчас находятся в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре (Нижегородская область).

2 августа

День памяти пророка Илии, или Ильин день

Святой также относится к самым почитаемым у христиан. Как говорится в Ветхом Завете, Илия своей праведностью заслужил вознесение на небо при жизни. Согласно церковному преданию, пророк явится на Землю снова – случится это перед вторым пришествием Христа.

С этим днем связано немало и народных традиций. На Руси считалось, что 2 августа происходит смена сезонов – лето встречается с осенью.

3 августа

Православные чтят память пророка Иезекииля

Святой обладал даром чудотворения. Так, однажды, вознеся молитвы к Господу, пророк, подобно Моисею, смог разделить воды реки Ховар. Так евреи спаслись от халдеев, перейдя на другой берег.

4 августа

День святой равноапостольной Марии Магдалины

Она была одержима «семью бесами», но получила от Христа исцеление и сделалась его преданной последовательницей. Мария присутствовала при кончине распятого Христа, а также стала очевидицей его воскресения. Она первой принесла благую весть апостолам.

5 августа

Праздник Почаевской иконы Божией Матери

Чудотворная икона является одной из самых почитаемых святынь у христиан.

6 августа

Православные вспоминают благоверных князей Бориса и Глеба – сыновей великого князя Владимира.

7 августа

Успение святой праведной Анны, матери Богородицы

Иоаким и Анна из Назарета долгие годы жили в браке, но детей у них не было. Как считалось в те времена, бесплодие было божьей карой. Иоаким не оставлял надежды на появление ребенка и на сорок дней отправился в пустыню, где молил Бога о чаде и постился. Вскоре Анна родила дочь Марию.

9 августа

В этот день чтят память великомученика и целителя Пантелеймона

У православных христиан он считается покровителем воинов.

10 августа

Праздник в честь иконы Смоленской Божией Матери

Перед чудотворной иконой молятся за здравие и мир. Одно из самых известных чудес, по церковному преданию, – это избавление Смоленская от нашествия войска хана Батыя.

11 августа

Рождество Николая Чудотворца

Еще при жизни святой прославился чудесами – спасал от верной смерти тонущих, вызволял из заточения несправедливо осужденных. Хоть моряки и считают его своим главным покровителем, к святому можно обратиться с любой молитвой – православные верят, что он помогает при любых невзгодах.

14 августа

Происхождение честных древ животворящего Креста Господня

В народе этот день называют Медовым спасом.

14 августа по христианской традиции в храмах выносят Крест и совершается поклонение. Также в этот день освящают не только воду, но и мед. Считалось, что пчелы с этого дня больше не будут его приносить. Поэтому пчеловоды доставали медовые соты и несли в церковь на освящение.

В 2020 году 14 августа начинается двухнедельный Успенский пост. Он продлится до 27 августа.

19 августа

Преображение Господне – великий христианский праздник

Православные вспоминают, как апостолы Иоанн, Иаков и Петр увидели Христа преображенным, окруженным сиянием божественной славы. По церковному преданию, произошло это на горе Фавор во время молитвы.

«одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:1-2).

Великий день празднуют во время Успенского поста. Ограничения 19 августа не такие строгие – верующим дозволяется пить вино и есть рыбу.

В народе этот день назвали Яблочный Спас, или Второй Спас. 19 августа в церковь несли яблоки и другие плоды нового урожая, которые до этого есть было нельзя.

26 августа

Праздник иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Чудотворную икону, которую православные особо чтят, называют также Семистрельной. На ней Богоматерь изображена с семью стрелами, пронзающими ее и символизирующими скорбь. Самое известное чудо, сотворенное иконой, случилось в ХIХ веке. В Вологде была страшная вспышка холеры. Напуганные горожане обратились с молитвами о защите к Богоматери. Вокруг города провели крестный ход с иконой – и эпидемия через некоторое время угасла.

28 августа

Великий праздник для православных – Успение Пресвятой Богородицы

Стоит отметить, что отмечается не уход из жизни Пресвятой Богородицы (28 августа – дата ее кончины), а воссоединение с Господом.

28 августа заканчивается Успенский пост. Однако важно знать, что в 2020 году дата приходится на пятницу – это означает, что мясо и молочное постящимся есть нельзя. Позволяется употребить в пищу только рыбные блюда.

29 августа

В этот день православные празднуют перенесение Нерукотворного Образа Господня в Константинополь.

Как говорится в церковном предании, когда Христос умылся и вытер лицо, на полотенце проявился его лик. С него позже и писали самые первые иконы Спаса Нерукотворного. Это полотно вылечило правителя Едессы, пораженного проказой. Чудо поспособствовало тому, что последователей Христа в этой местности стало намного больше.

В народном календаре этот день называется Ореховым или Холщовым Спасом. На Руси 29 августа было принято продавать холсты, собирать урожай орехов и печь хлеб.

Молитвы

Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Величание Преображения Господня

Прославля́ем Тебя́, Жизнепода́тель Христо́с, и почита́ем пресла́вное Преображе́ние Пречи́стого Твоего́ Те́ла.

Молитва Преображению Господню

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кондак 1

Возбранный Воеводо и Царю славы, Тебе небеси и земли Создателя, зрящи на горе Фаворстей преобразившася со славою, вся тварь удивися, небес вострепеташа, и вси земнороднии возрадовашася, мы же недостойнии Твоему нас ради Преображению благодарственно поклонение приносяще, с Петром от души вопием Ти:

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Икос 1

Ангелом недоведомое и человеком неприступное Твое, Светодавче Христе, Божество, незаходительными молниями и лучами Невечерняго Света Твоего, явил еси на горе Фаворстей начальнейшим учеником Твоим, тии же Божественным изменишася ужасом, облаком осиявшеся светлым и глас Отечь слышавше, разумеша Твоего вочеловечения таинство, вопиюще Тебе таковая:

Иисусе, Сыне Божий Безсмертный, просвети нас светом Лица Твоего осияннаго.

Иисусе, Благий Боже Всесильный, возбуди нас спящих из глубины тьмы сна греховнаго.

Иисусе, во свете живый неприступнем, из области темныя изведи нас.

Иисусе, Славою Твоею исполнивый весь мир, во обители райския введи нас.

Иисусе, Свете мира, от мира лукавого свободи нас во тьме седящих.

Иисусе, Солнце Правды, силою и правдою облеки нас, в сени смертней спящих.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 2

Видя, яко ученицы Твои, Человеколюбче Господи, непросвещенни еще суще, не разумеют, яко подобает Тебе идти во Иерусалим и тамо много пострадати и убиену быти, Ты оттоле начал еси сказовати им, яко вся сия належит Тебе волею претерпети нашего ради спасения. Обаче тии не возмогоша еще мыслити, яже суть Божия, но яже суть человеческая, сего ради по днех шестих поял еси Петра, Иакова и Иоанна и возвел еси я на гору Фаворскую показати им прежде Креста Божественную Славу Твою, да и во время страданий Твоих разумно воспоют Тебе: Аллилуиа.

Икос 2

Разума неуразуменна вольнаго Твоего страдания не разумеша ученицы Твои, Господи. Сего ради прежде Креста Твоего нощию глубокою возвел еси на гору высоку лучшия ученики Твоя, да видят чудо страшнаго Преображения Твоего и нестерпимое Божественного пришествия Твоего издалеча присносущное благолепие, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо Твое, да уразумеют вольное. Сего ради вопием Тебе сице:

Иисусе, от удолий на гору высоку возведый Твоя ученики, возведи и нас горе, да горних научимся искати наслаждений.

Иисусе, от житейских попечений и множества народнаго отлучивый Петра и Зеведеовых, отлучи наш ум от благ земных, да дольных навыкнем избегати пристрастий.

Иисусе, многими труды на превелию высоту вознесый други своя, и нас многими труды и поты научи по вся дни подвизатися.

Иисусе, в молчании ночныя молитвы Преображение Твое учеником показавый, и ныне верным Твоим сподоби сладостию словес Твоих в нощи просвещатися.

Иисусе, трех точию свидетелей славы Твоея в тишине Фаворстей явивый, и ныне безмолвным и пустынным даждь славу Твою всегда созерцати.

Иисусе, Фавор и Ермон о Имени Твоем возвеселивый, даждь нам призыванием сладчайшаго Имени Твоего восход горе совершати.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 3

Силою свыше избранныя Твоя Апостолы облекий, Иисусе, на Фавор возвел еси я, да навыкнут вышних искати и горняя мудрствовати, а не земная, облецы и нас, долу поникших и немощию плоти всегда побеждаемых, силою и славою Твоею, да сила Твоя в немощи нашей совершится, чесо ради с любовию воспоем Тебе: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй прежде Креста и вольнаго страдания Твоего явити учеником отчасти Божества Славу Твою, Христе Спасе наш, Ты трех точию от живущих на земли избираеши, да зрителие Божественныя Твоея славы будут, ибо тии три пред очима Твоима лучши бяху паче всех народов и язык: Петр, яко паче иных Тебе возлюбивый, и яко первый от всех Сына Божия Тебе исповедавый, Иаков, яко первый во Апостолех надежды ради будущих благ под меч главу свою преклонивый и тако начало мучеником Твоим положивый, Иоанн же, яко девственник и паче всех чистоту плоти и духа целомудренно сохранивый и сего ради благодать особную паче иных получивый к зрению неизреченных откровений и Божественныя Славы Твоея. С нимиже приими и от нас похвалы Тебе сицевыя:

Иисусе, от Петра прежде Преображения Твоего исповедание веры приемый, приими и мое теплое исповедание.

Иисусе, тому же Петру на Фаворе дерзновение даровавый глаголати с Тобою, возглаголи благая и мирная в сердце моем.

Иисусе, сынов Зеведеевых за пламень любви их сынами громовыми нарекий, громом гнева Твоего не порази мя.

Иисусе, тем же учеником огнь с небесе на Самарян низвести не попустивый, огнь страстей угаси во мне.

Иисусе, с девственным Иоанном в чистоте плоти и духа на Фавор горний возведи мя.

Иисусе, с мужественным Иаковом, первее чашу Твою испившим, в рай введи мя.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 4

Буря Богоявления Твоего на горе Синайстей бысть, егда во громех и молниях даровал еси закон угоднику Твоему Моисеови, такожде и на горе Хориве бысть дух крепок, разоряяй горы, трус и огнь, егда Илия пророк хотяше зрети Тя, обаче не в вихре бурне, не в трусе и не во огне Господь, но во гласе хлада тонка Ты показал еси им Лице Свое и славу Божества Своего, егда на горе Фаворстей Ты предстал еси им, с радостию вопиющим Тебе: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше Моисей и Илия на Фаворе глаголы Твоя о исходе Твоем, егоже хотяше скончати во Иерусалиме, быша всему миру свидетелие Твои, Господи, яко Ты еси воистину Сын Божий на спасение людей от Бога Отца посланный и гласом с небесе Тем показанный. Моисей убо от мертвых призван бысть да свидетельствует во аде держимым Твое в мир пришествие. Илия же от рая призван бысть, да скажет Еноху Славу Твою в Преображении пречистыя Плоти Твоея виденную. Мы же, чудящеся тайне пророк Твоих на Фаворе явления, со умилением зовем Тебе:

Иисусе, Боговидцу Моисею, Лице Твое узрети восхотевшему, на Фаворе Лицем к лицу явивыйся, яви нам в грядущем веце Лица Твоего сладость превожделенную.

Иисусе, в боговидении задних Твоих древле Моисею сияние Славы Твоея Показавый, покажи нам во Царствии Твоем лицем к Лицу Зрака Твоего доброту неизреченную.

Иисусе, в тишине и гласе хлада тонка Илию откровением Своим наставивый, настави мя чудно в тишине безстрастия божественнаго.

Иисусе, на огненней колеснице неопальнаго небошественника Твоего Илию в рай возведый, возведи мя дивно на высоту жития совершеннейшаго.

Иисусе, древле с пророки многообразно глаголавый, и на Фаворе исход Свой им возвестивый, глаголами живота вечнаго напитай алчущую душу мою.

Иисусе, при устех двою свидетелей Тайну Преображения учеником Твоим открывый, воздыханьми неизглаголанными Святаго Духа воспламени хладную веру мою.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 5

Боготечней звезде в нощи возсиявшей, уподобися, Светодавче Господи, неизреченное осияние пречистыя Плоти Твоея, егда учеником спящим и нощи, уже ко утру приближающейся, Ты возносил еси Отцу Твоему на высоте горы премирную молитву Свою. Тогда просветися Лице Твое, яко солнце, и ризы Твоя быша блещащяся, белы зело, яко снег. Апостоли же от нашедшия Божественный силы убудившеся, увидеша Славу Твою, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины, и стояху трепетни, поюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Апостоли Тя на Фаворе во образе человечестем сущаго, славою же Божественною Преобразившася и с Моисеом и Илиею о исходе Твоем беседующа, разумеша присносущную силу Твою и Божество под покровом плоти сокрываемо, и ужасни быша, послушающе глаголемых и наслаждающеся зрения Твоея Божественныя славы, юже толико видеша, елика телесных очес зрение их вместити можаше. С нимиже и мы поем Тебе таковая:

Иисусе, возсиявый учеником Твоим неизреченную и Богосиянную Славу Твою, возсияй в душах наших Свет Твой присносущный.

Иисусе, причастивый первостоятели закона и благодати премирнаго Света Твоего, причащением Того собери ум наш приснозаблудший.

Иисусе, сокровенную во плоти молнию Божества Твоего на Фаворе мало обнаживый, обнажи сокровенныя грехопадения в убогой совести моей,

Иисусе, несозданнаго Света Твоего лучами из Плоти Твоея Святую гору озаривый, озари свет заповедей Твоих во мрачней души моей.

Иисусе, Преображением причистыя Плоти Твоея просветивый мира концы, просвети и украси нас помраченных.

Иисусе, блистанием Фаворскаго Света Твоего очистивый, яко снег, твоя ученики, очисти и обнови нас потемненных.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 6

Видевше преблагостное и спасительное собеседование Твое, Христе Боже наш, со Моисеом и Илиею на горе Фаворстей, возрадовашеся зело ученицы Твоя: Петр, Иаков и Иоанн. Петр же гласом любве божественней исполненным рече: «Господи, добро сеть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии». Мы же недостойнии, не дерзаем прямо Тебе вопрошати, обаче смиренно о помиловании молим Тя и гласом трепетним вопием Ти: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия на Фаворе во знамение всей вселенней облак светел, Петру о сенях вопрошающу, откровение гласа Отеческаго возвещающ и Духа Святаго пришествие, и егда осени Апостолы, верх горы окружающе, тии паче убояшася и во облак со страхом вступивше, ощутиша Твое неприступное Божество, и со дерзновением многим возопиша к Тебе таковая:

Иисусе, Израиля древле столпом облачным в пустыне путеводивый, Сам и ныне путь во Царствие Твое нам укажи.

Иисусе, Апостолы Твоя во облаце светле на Фаворе осенивый, росою Духа Твоего Святаго нас осени.

Иисусе, во Храме нерукотвореннем Живый на небеси, храм световиден и сень пречистую покажи ми Твоего Божества.

Иисусе, скиний рукотворенных не восхотевый на земли, внутреннюю благообразную скинию Духа Твоего сотвори мя, во еже взыти на небеса.

Иисусе, одеяйся светом, яко ризою, облеки мя обнаженнаго в боготканныя ризы целомудрия и чистоты.

Иисусе, простираяй небо, яко кожу, одени мя острупленнаго в снегосветлыя одежды Твоея небесныя красоты.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 7

Хотя открыти сокровенную от века тайну Твоего, Христе, Божества, Отец Твой Небесный паки якоже прежде на Иордане во время Крещения Твоего, Богосыновство Твое возвести и тако гласом из облака бывшим свидетельствова, глаголя: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Того послушайте». Апостоли же от великаго ужаса крепости своея лишившися, падоша ниц на землю, вопиюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 7

Новая видевше и преславная на Фаворе бывшая, Словесе Твоего, Владыко Господи, самовидцы и слуги, и глас Отеческий и шум из облака слышавше, ужасни быша и новым светолитием внезапу освещахуся, друг друга зряху, удивляющеся и к земли падше ниц, Тебе Владыце всяческих поклонишася, похвалы Тебе возсылая таковыя:

Иисусе, Образе Пресветлыя Ипостаси Отчия, преобрази мрачное и нечистое житие мое.

Иисусе, Славы Отчия Сияние, просвети падшую и во тьму воглубльшуюся душу мою.

Иисусе дивный и страшный во славе Божественнаго зрака Твоего, тлением растленный душевный наш зрак обнови.

Иисусе тихий, любви полный, неизреченною светлостию Плоти Твоея всю нечистоту плоти моея паче снега убели.

Иисусе, Свете Безначальный, во свете Твоем, на Фаворе явленном, Свет покажи нам Отца.

Иисусе, Свете неизменный, в незримом Свете Царства Твоего, Свет покажи нам и Духа.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 8

Дивно и странно явистася Тебе Моисей и Илия на Фаворе, Владыко Господи, начертание Божественныя Ипостаси видевше, и глаголаста о вольном страдании Твоем, священнолепно предстояще Тебе. Осенившу же их облаку светлу и гласу с небесе бывшу, взятся Слава Господня от видения ученик Твоих, взяшася же и пророцы во своя места, поюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси от вышних, Неисчетный Слове Божий, егда пречистая Плоть Твоя преображашася на Фаворе, но и от нижних никакоже отступил еси, егда отшедшим пророком и видению уже скончавшуся, Ты приступил еси к лежащим страха ради на земли Твоим учеником, и рукою коснувся их, глаголал еси им: «востаните, не бойтеся». Ученицы же, возведше очи свои и никогоже видевше, точию Тебе Единаго с ними сущаго, возрадовахуся зело и возблагодариша Бога, поюще Тебе таковая:

Иисусе, имеяй глаголы Живота вечнаго, всегда пребуди с нами во странствии земном.

Иисусе, насытивый нас зраком Твоего Божества, не остави нас сирых на служении Твоем.

Иисусе, прежде Креста Твоего Тайну вольнаго страдания уяснивый, подаждь нам всегда памятовати Твое нас ради истощание.

Иисусе, прежде еже умрети, нам славу Твою Показавый, подаждь нам всегда да разумети Твоея Плоти обожение.

Иисусе, образе непременный Сущаго, обнови в души моей вожделеннаго зрака Твоего образ и подобие.

Иисусе, печате равнообразная Отца, запечатлей во плоти моей неизреченныя доброты Твоея благообразие.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 9

Все естество смятеся, зря Твое преславное на Фаворе Преображение, Христе Спасе: Ангели, незримо предстояще, со страхом и трепетом служаху Тебе, небеса убояшася, подвижеся и трепетна бысть вся земля, видящи славу Господа, «гора Фавор, прежде мрачна и дымна», светлым облаком покрывашеся, «на нейже» пречистии «нозе Твои стоясте», ученицы же Твои, Господи, не терпяще зрети нестерпимаго зрака Твоего, повергоша себе долу на землю, лица покрывающе, дондеже Ты Сам, видению скончавшуся, воздвигл еси я, Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Икос 9

Витии суемудреннии, благодатиею непросвещеннии, не могут разумети Твоего преславнаго Преображения таинства, Господи. Сего ради, егда со ученики сходил еси с горы, дню возсиявати начинающу, Ты заповедал еси другом Твоим, да никомуже поведят видения бывшаго, дондеже по приятии страдания и смерти воскреснеши в третий день от гроба. И тии умолчаша, и никомуже возвестиша в тыя дни ничесоже от тех, яже видеша и слышаша, обаче точию в сердце своем вопияху Тебе сице:

Иисусе, во всего Адама оболкийся, очерневшее древле естество человече просвети.

Иисусе, во облаце, огни и мраце носимый, Твоею светлостию весь мрак душевный в нас потреби.

Иисусе, сиянием Божественного шума Апостолы Твоя усладивый, услаждай нас всегда глаголами Божественного Твоего откровения.

Иисусе, росодательным облаком ученики Твои Просветивый, просвещай нас всегда зарями преславнаго Твоего Преображения.

Иисусе, пречистыми ногами Твоими гору Фаворскую освятивый, направи нозе наша на присное служение Тебе.

Иисусе, с неповинными руками на гору Твою восходити повелевый, возбуди руце наши на молитвенное воздеяние горе.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 10

Спасти хотяй мир, на Фаворе преобразился еси нас ради, Господи, да сотвориши ны достойны уготованныя избранным Твоим небесныя славы и да преобразиши тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу Славы Твоея во общее всех воскресение и в безконечном Твоем Царствии, еже уготовал еси от сложения мира любящим Тя, в немже да сподобиши и нас, яко Моисея и Илию на Фаворе лицем к лицу лицезрети Тя и со всеми святыми воспевати Тебе вечную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный! Вся твориши нашего ради спасения. Мене ради восприял еси плоть пречистую от Пресвятыя Девы Марии и в зраце раба пришел еси в мир сей. Такожде и преобразился еси на святей горе, не Себе угождая, не требует бо Свет просвещения, но нас ради осужденных, да нашу просветиши тьму и нас, во тьме седящих и среди сени смертныя, от сынов гнева в возлюбленныя чада Твоя да преобразиши. Сего ради благодарственно вопием Тебе таковая:

Иисусе, зрак рабий на Фаворе преобразивый, да нас из рабов греха чада Божия сотвориши.

Иисусе, даже до плоти Себе истощивый, да наше падшее естество с Собою преобразиши.

Иисусе, неизреченное благолепие Царства Твоего на Фаворе явивый, радость, мир и правду о Дусе Святе в нас утверди.

Иисусе, Божественным блистанием плоти Твоея всю тварь обоживый, обожением плоти во Втором пришествии Твоем нас обнови.

Иисусе, огнь Божества Твоего на Фаворе явивый, огнем невещественным грехи моя попали.

Иисусе, сладчайшею беседою Твоею тамо ученики Своя напитавый, Святыми Тайнами Твоими гладную душу мою освяти.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 11

Пение всеумиленное приношу Ти недостойный, Твоего Преображения совершая светлое торжество и вопию Тебе: высоту небеснаго жития и славы присносущныя Божественное сияние даруй ныне рабом Твоим, сердцем же чистым сподоби нас мысленно взыти на гору святую Твою, видети разумными очесы преславное Преображение Твое, да светло воспоем Тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Свет Сый Неприступен и Света Податель, Иисусе, Безначальный и Присносущный Свете, Свет Твой в мир принесл еси, егда с пречистою плотию Твоею вшел еси на гору Фаворскую и тамо Несозданный и Божественный Свет явил еси учеником Твоим, Славы Отчия показуя образ. Сего Света Твоего преестественнаго причастники быти желающе, из глубины души вопием Тебе таковая:

Иисусе Христе Свете Истинный, помыслы добрыми душу мою живи во вся дни земнаго странствия моего.

Иисусе Царю, Свете Безначальный, угасший светильник души моея паки возжги до дне скончания моего.

Иисусе, Свете тихий, живот даяй, свет и живот низпосли души моей в час ужасный смерти моея.

Иисусе, Свете Святый, светяй и горяй, из огня неугасимаго и тьмы кромешныя изхити мя тогда.

Иисусе, Сладчайший и Святейший Свете, к свету небеснаго чертога Твоего среди горьких мытарств воздушных проведи мя.

Иисусе, солнца всякого Светлейший Свете, во светлостях святых Твоих в невечернем дни Царствия Твоего просвети мя.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 12

Благодать Твою подаждь мне, Иисусе Боже мой, юже на Фаворе даровал еси избранным учеником Твоим Петру, Иоанну и Иакову, и приими нас, якоже оных, да облеченнии силою Твоею свыше и Духом Святым просвещеннии, сердце же чисто имущи и дух обновлен, взыдем на мысленный Фавор, восходяще от силы в силу, наипаче же в посте и молитве подвизающеся, в целомудрии же и в чистоте пребывающе, и тамо да воспоем Тебе: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще пречистыя Плоти Твоея преславное Преображение, прославляем Божественную Славу Твою на Фаворе явленную, поклоняемся присносущней Силе Твоей и Божеству, Егоже зарю малую тамо обнажил еси, Христе, и веруем с Петром, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, тем же и вопием с ним из глубины души: добро нам зде быти с Тобою. Сего ради не посрами нас в Тя право верующих, обаче немощных и плотию обложенных и покрый нас Светом Богосиянныя Плоти Твоея, с любовию зовущих Тебе сице:

Иисусе, Солнце Незаходимое, на Фаворе возшедшее. Твоим Божественным сиянием осияй мя,

Иисусе, Свете несокрываемый в Преображении явленный, Твоея благодати причащением согрей мя.

Иисусе, Храме Предвечный Небеснаго Иерусалима, в скинию Божию с человеки всели мя.

Иисусе, Цвете Благовонный Рая Всесвятаго, небесными ароматами святыни и чистоты облагоухай мя.

Иисусе, Огню чистительный, небо и землю от всякия скверны очистити хотяй, от скверны плоти и духа очисти мя.

Иисусе, Каменю вседрагий, Горний Сион вместо солнца красотою Божественною освещати имеяй, от зрения иныя красоты паче Тебе избави мя.

Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.

Кондак 13

О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе, на Фаворе Божественною славою просиявый! Приими ныне малое моление сие наше, и якоже приял еси от ученик Твоих на святей горе поклонение, тако и нас сподоби преславному Преображению Твоему поклонитися, во свете добрых дел сияюще, да просветится Тобою тьма греховная в нас живущая, и да явимся достойны быти наследники безконечнаго Царствия Твоего на небеси, идеже со всеми святыми сподоби и нам воспевати Тебе: Аллилуиа. (Трижды).

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва Преображению Господню

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Особой торжественностью и божественным упоением обозначен один из главных праздников в православии — Преображение Господне. Молитвы к празднику созданы с особой любовью и величием и доносятся до самых Небес, исполняя просьбы верующих.

В понедельник, 19 августа, двунадесятый праздник Преображения предлагает каждому из нас преобразить свою душу. Преображение — стремление любого человека. Для этого нужно только одержать вверх над грехами гнева, зависти, гордыни, безверия и научиться жить так, чтобы в душе и делах присутствовала любовь, которую подарил нам Спаситель.

Священнослужители напоминают, что соучастие — главная составляющая этого дня. Церковь призывает нас вспомнить о чуде, которое произошло с Христом и которое имели счастье увидеть апостолы. Ликование переполняет каждого христианина в этот день, потому что посредством молитв мы можем приобщиться к этому откровению: пронести через себя свет, ощутить дух Спасителя. И в помощь нам даются торжественная литургия и молитвы.

Как правильно молиться 19 августа

Все молитвенные тексты, прославляющие Христа, необходимы каждому для общения с Всевышним. Славословие Господа нашего в день Преображения обязательно. Чтобы молитвы дошли до Небес, важно взращивать в себе покаяние, видеть любовь Господа и стремиться сблизиться с Ним. Внимание и восхищение помогут ощутить прикосновение Бога к сердцу и испытать истинное счастье.

В такой знаменательный день прославлять и благодарить Господа необходимо. Через молитвы рождается чувство внутреннего преображения, а жизнь кардинально изменится к лучшему.

Постарайтесь не просто вычитать торжественные молитвы, а пропустить через себя каждое слово. И если появится умиление на каком-то слове — остановитесь и почувствуйте присутствие Христа, который молится вместе с вами.

Праздничные молитвы

1. Молитва Преображению Господню:

«Иисусе Христе, Господь наш, сияй во славе Своей и образах Своих. Обрати милостивый свой взор к падшему роду людскому, помоги рабу принять данное, уверовать искренне, послушным быть до самой кончины. Преобразился Ты и предстал пред апостолами в Божественной славе Своей. Страдания Твои и смерть Твоя помним, дабы всякий неверующий в Тебя прозрел и имел жизнь вечную. Позволь и нам всем, празднующим Преображение Твое, очиститься в этот день и прийти к Тебе, видеть силу и славу Твою. Не перестанем славить имя Твое. Аминь».

2. Молитва Преображения Души:

«Господь мой, ты всегда рядом со мной. Я принимаю Тебя в своей душе, ведь Ты, я и все люди — единое целое. Ты пришел в жизнь и испытал на себе боль и мучения, дабы показать всем и каждому, что они живут глубоко внутри. И я, раб Твой, признаю, все, что есть у меня — результат моих же усилий. Прими раскаяния мои о всем сотворенном мной. И великой силой Своей прости мои грехи. Прости меня и моих предков за все их непростительные поступки и мысли, совершенные намеренно или случайно. Прости весь наш род, ибо не знаем мы, что творим. Я же славить Тебя не перестану за то, что Ты есть в моей жизни и ведешь меня путем очищения. С Твоей воли хочу преобразиться и обрести настоящее счастье. Аминь».

День Преображения Господня — светлый праздник, в котором нет места унынию. Помните, что перед великой молитвой не лишним будет покаяться в содеянных грехах, дабы обрести право на собственное преображение. Мы желаем вам встретить этот великий день в радости и наполнить свою жизнь смыслом. Берегите себя, веруйте в Господа и не забывайте нажимать на кнопки и

В израильской земле была очень высокая гора Фавор. Однажды Иисус Христос взял троих Своих учеников – Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и повел их на эту гору молиться. Они поднялись на самую вершину горы. Иисус Христос стал молиться. Ученики же очень устали, восходя на юру, сели отдохнуть и задремали. Во время молитвы Иисус Христос преобразился. Вы, мои друзья, конечно же, часто видели образ Иисуса Христа, молились перед иконой Спасителя. Посмотрите на Его образ. Что вы видите? Вы видите красивого и с добрым лицом человека лет тридцати. Какие добрые глаза! Как рассыпаются по плечам темно-русые вьющиеся волосы. У Него небольшая борода и усы. Он высокого роста, тонкий и стройный. На Нем синего цвета нижняя длинная одежда наподобие длинной рубашки. Верхняя одежда красного цвета, вроде шали или одеяла, перекинута через одно плечо. На ногах у Него сандалии – деревянные подошвы, привязанные к ногам ремнями. Короче говоря, у Него, как и у каждого из нас, обычное человеческое тело и лицо.

Но здесь, во время преображения, лицо Иисуса Христа стало светлым, оно сияло, как солнце, от Него исходил, как от солнца, свет, одежда Его сделалась белой, как снег, и блестела, как свет. По обеим сторонам возле Него появились, тоже в светлом виде, пророки Моисей и Илия. Иисус Христос говорил им о Своих страданиях и смерти.

Когда апостолы проснулись и увидели удивительное преображение своего Учителя, увидели Моисея и Илию, им стало и страшно, но и радостно.

Они испугались потому, что увидели славу Божью; обрадовались же потому, что для человека нет более высокого блаженства, чем видеть Господа. Оттого-то, дети, и будет хорошо в царстве небесном: праведники в раю будут радоваться возможности видеть Самого Бога.

Наконец пророки Моисей и Илия вознеслись на Небо. Тогда апостол Петр, которому было так сладко и хотелось, чтобы это никогда не кончалось, воскликнул: «Учитель! Господи! Как нам здесь хорошо. Прикажи – и мы поставим здесь три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». От радости он даже не понимал, что говорил.

Когда апостол Петр произносил эти слова, на гору опустилось светлое облако, и все очутились в этом облаке. Ученики испугались. А из облака послышался голос: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором вся Моя благосклонность». Это говорил Сам Бог Отец. Ученики испугались еще больше и пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, прикоснулся и сказал: «Встаньте и не бойтесь!»

Они поднялись с земли, оглянулись вокруг, но никого, кроме Иисуса Христа, возле себя не увидели.

Когда они спускались с горы, Иисус Христос велел никому не рассказывать о виденном до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *