Предание и писание

Священное Предание — учения апостолов, святых отцов, постановления Вселенских соборов, переданное в устном, письменном виде и утвержденное делами Церкви, для сохранения и распространения откровений Бога.

Источник веры в православии

Авторитет Священного Писания освящает Предания, о них не единожды говорится в Библии, в частности, в Новом Завете апостол Павел в своем обращении:

  • к жителям Фессалоники говорил о предании, полученным через Слово (2Фес.2:15);
  • в Коринфе он хвалил христиан за то, что они верны посланиям, переданным через последователя Христа (1Кор. 11:2);
  • Тимофею дал наставление, сохранить услышанное (1 Тим.6:20)

Христианское вероучение черпает знания из двух источников — Священного Писания и Священного Откровения, переданного их прошлого.

В Священном Писании заложены все догматические истины христианской церкви

Священное Писание не могло вместить все то, чему учил Иисус, описать все Христовы действия и слова. Церковь первоначально появилась на основе старозаветных Преданий, Писание стало хранителем веры и истины. Духовная жизнь Церкви организована апостолами. Они Духом Святым передали Святой Церкви откровения и письма в устном и письменном виде о ведении христианского способа жизни, ее правилах, таинственных священнодействиях.

Апостолы через своих учеников, пастырей новых церквей, передавали откровения, в которых хранится православная премудрость. Ко всем посланиям, переданным апостолами в устном и письменном виде, современным христианам следует обращаться с преданным сердцем, верой в сокрытые Духом Святым таинства.

Читайте о святых апостолах:

  • Апостол Фома
  • Святой первоверховный апостол Петр
  • Житие апостола Иоанна Богослова

Общие сведения

Священное Писание, к какой бы религиозной традиции оно ни относилось, представляет собой семантическое ядро вероучения. Сакральный миф может приписывать его происхождение богам, пророкам, мессиям и т. д. В любом случае его появление санкционировано свыше и представляет собой передачу божественного знания — непререкаемой истины, ниспосылаемой из области потустороннего. Такой взгляд на сакральные тексты делает их в глазах верующих источником откровения и в буквальном смысле словом Божьим.

Однако не все так однозначно — характер каждой отдельно взятой религии накладывает особенный отпечаток на восприятие текста, и священные книги религий мира имеют в интерпретации своих адептов неоднозначное истолкование.

Корпус текстов, признаваемых священными, в рамках традиции обыкновенно принято называть каноном или каноническим сборником. Зачастую ему дается собственное название, как то: Коран — священная книга мусульман, иудейская Тора или христианская Библия.

40. Три формы устного Предания об Иисусе

Однако на миссионерстве дело не заканчивается. Особенностями миссионерской проповеди — когда весть о Христе звучит впервые — определяются по преемству и особенности дальнейшей жизни в вере тех, кто обратился и составил новую христианскую общину. Речь идет о наставлении в вере (оглашении или катехизации) и о богослужении (молитвенном и богослужебном переживании обретенной Истины), т. е. формах, в которых реально выражается церковная, точнее, внутрицерковная жизнь. И первое (миссионерство), и второе (катехизация), и третье (богослужение) — явления изначальные, немедленно возникающие одновременно с появлением той или иной христианской общины, а потому неминуемо облеченные сперва в устные формы. О них и пойдет речь в следующих параграфах, после чего кратко обрисуем перспективы перехода от этих устных форм к тем письменным текстам, которые и доныне составляют основу христианского провозвестия и внутрицерковного опыта.

Итак, можно достаточно уверенно выделить по крайней мере три главные формы, в которые со своими локальными особенностями облекалась память об Иисусе (или устное Предание) в самые первые годы существования христианства и которые можно так или иначе ретроспективно «отследить» в новозаветных письменных свидетельствах:

? Миссионерство — провозглашение веры

? Катехизация — осмысление веры

? Богослужение — празднование веры

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В чем внутренний смысл духовной преемственности

Внешне христианский мир менялся в силу исторических событий, но при этом никогда не прерывалась внутренняя преемственность православия. Из века в век православные верующие пронесли некую духовность древности, сохранив некую неизменность. Так, при Таинстве Крещения человек трижды окунается в воду, новорожденных приносят в храмы, диакона во время богослужения провозглашают; «Двери! Двери», в память того времени, когда семейная служба была открыта только для христиан.

Неизменным во все века остается Символ веры. Православная Церковь сохраняет учения Господне, оставаясь верной вере, дарованной нам Спасителем, памятуя о благодати Христа.

В послании Иоанна Дамаскина говорится о неизменности границ православия и хранении откровений, верований, обычаев.

Под христианскими преданиями, передаваемыми через апостолов, подразумеваются библейские писания, символы веры, святые образа, соблюдение канонов и письма святых. Христиане хранят святоотеческие богатства, видя в этом долг перед будущими поколениями. Исследуя наследие из прошлого, можно заметить, что нет равноценности между теми или посланиями.

Важно! Символ веры и Библия остаются ценнейшим посланием с момента их появления, каждая буква в них остается неизменной без права пересмотра или отмены, ни одно послание Святых Отцов несоизмеримо с Евангелиями.

Иисус назвал себя истиной, но не традициями и обрядами. Нет никакого единства между традициями и посланиями, это следует учитывать, говоря о прошлом. Для христиан 21 века важно хранить православное наследие, разделяя Священное предание и обряды.

Староверы строят свою веру на крайнем консерватизме, не допуская никаких отступлений в обрядах, современные православные могут идти на компромиссы, подрывающие авторитет истинного учения, хранимого с древности.

Сегодняшнее православие на основе контактов с западными церквями может оценить необходимость собственного наследия. В верности преданиям главное видеть не процесс автоматизма или механического повторения, а передачу заимствованной из прошлого мудрости.

Святые Отцы в своих трудах давали толкования Священного Писания

Мыслители современного православия должны обладать умением разглядеть внутреннюю сущность переданного церковного послания, чтобы ощутить его христианский дух так, заново открыть для себя смысл христианства.

Истинное предание рождается из личной встречи со Спасителем и Духом Святым, оно не просто оберегается православием, это существование Духа Святого в настоящем времени.

Доктринальные формулировки Вселенских соборов и поныне имеют силу, но возможен новый Собор, который обогатит преданиями новыми обозначениями веры.

По мнению Георгия Флоровского, предания живы свидетельством Святого Духа в непрерывном проповедовании Истины, которая есть Иисус Христос. Правильно понять послания из прошлого могут только воцерковленные верующие, живущие в присутствии Божьей благодати. Богатство прошлого имеет ценность не в памятовании буквы, а в верности Святому Духу для роста и возрождения Церкви и православных верующих.

В Евангелии от Иоанна сказано, что только Духом истины можно познать истину. (Иоан.16:13), высказывание можно считать основой христианской верности посланиям с прошлого.

Выражение предания во внешних формах

К Священному Преданию по внешним формам относят:

  • Библию;
  • Символ Веры;
  • Семь Вселенских соборов;
  • поздние Соборы;
  • послания Святых Отцов.

Библия

Православная церковь основана на Святом Писании, которое никаким образом нельзя отделить от Священных Откровений. В Библии описан весь путь от сотворения мира, рождения народа Божьего, прихода Миссии на землю и начало первоапостольских церквей. Библию нельзя рассматривать отдельно от Церкви, так и Церковь не может существовать без Святого Писания.

Через наставления Церкви христиане могут найти толкования неясных мест в Библии

Новый Завет неизменен для всего мира, а вот ветхозаветные тексты православие принимает соответственно греческому переводу в Септуагинте. Есть некоторые различие в еврейском и греческих переводах, но православие уверено, что текст в Септуагинте написаны под руководством Духа Святого.

Читайте о Библии:

  • Толковая Библия Лопухина
  • Пророчества из Библии
  • 15 интересных фактов о Библии

В еврейской версии Старого Завета находится 39 книг, а Септуагинта признает еще десять, известные в православии, как второзаконические. Настоящее христианство базируется на добросовестном исследовании посланий, в православии нет запрета на критическое отношение к тем или иным историческим событиям, описанным в Священных Посланиях.

Невозможно преуменьшить значение Библии в проведении богослужений. Книга «Псалтырь» озвучивается каждый день, при утреннем и вечернем чтении 151 псалом прочитывается за семь дней. Евангелие является кульминационным моментом во время утрени, по воскресеньям, праздникам. В течение года на богослужениях прочитываются все тексты Нового Завета, не включая «Откровение».

Богослужения постоянно оглашаются пением ветхозаветных песнопений, молитва «Отче наш» звучит в храмах во время церковных служб. Литургические тексты написаны на основе цитат из Старого и Нового Завета.

Важно! Для православия Библия является словесной иконой Иисуса Христа. По постановлению Седьмого Вселенского собора святые образа и Евангелия должны быть равнопочитаемы.

Символ веры

Непререкаемый авторитет для православных — символ веры, установленный Семью Вселенскими соборами.

Молитва символ веры текст на русском языке

  1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
  5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
  6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
  8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
  11. Ожидаю воскресения мертвых.
  12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Ни одна Евхаристия полунощница или повечерня не совершается без пения Символа веры, задача которого лежит в утверждении апостольской веры. В православии почитаются как Апостольский, так и Афанасиевы символы, но они не используются в богослужениях.

Символ веры был принят Втором Вселенском Соборе в 381 году

Все формулирования вероучений в православии принимаются на соборах, после Никейского собора 787 года на уровне поместных объединений патриархов и писем отдельных епископов Церковь могла вводить новые определения. При этом акты Вселенского собора не подлежат пересмотру, они принимаются целиком, без всяких поправок.

Предания святых Отцов Церкви

Во избежание ереси и неправильных мнений следует сопоставлять Священное Писание с Церковным Преданием.

В начале новой эры появились Апостольские письма, которые описывали священные таинства, они хранились втайне от нехристианского мира. Крещение, Евхаристия совершалась тайно, обрядовые действия никто не записывал, порядок действия передавался устно.

По рекомендации святителя Феофана христианам необходимо изучать творения Отцов Церкви. Начинающие верующие могут черпать знания и силу веры в житии святых, а совершенным христианам уже под силу и Священное Писание.

Святое Евангелие лежит в основе святоотеческих посланий, в которых описывается дорога к принятию спасения. Каждый верующий, в сердце которого горит огонь познания и желания внутренних изменений, найдет наставления в посланиях Отцов Церкви.

Совет! Для совершенствования собственной духовной жизни верующим необходимо изучать подвиги подвижников православия. В творениях праведников находятся кладези учений о спасении, послания из глубины веков следует не только читать, но и применять в современной христианской жизни.

При цитировании святых отцов следует просить у Бога мудрости не просто произносить слова, а пропитаться святоотеческим образом мыслей, чтобы в праведниках прошлых лет видеть прообраз современного христианина.

Автора четвертого века, известные как три святителя в лице Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, пользуются особым уважением в православии. При этом в православии нет определение статуса святых посланников или таблицы степени их значимости.

Православие подчеркивает, что отцы Церкви появляются во все времена

Наряду с Иоанном Дамаскиным, Григорием Паламой, Марком Эфесским в современном христианском мире могут рождаться новые отцы, ведь Дух Святой и поныне живет в Православной Церкви, передавая потомкам апостольские предания.

Передача Священного Предания неразрывна с Литургиями, канонами и святыми иконами.

Священное Писание — Библия

Основой христианского вероучения является Библия, которая убеждению приверженцев, есть Слово Божие (иначе священное Писание»). С точки зрения православия, Писание — это собрание книг, признаваемых боговдохновенными, т.е. написанными святыми по внушению и при содействии Духа Божьего. Следует отметить, что книгами в Библии принято называть не только собственно книги, но и письма, короткие послания, рассказы. 77 книг Библии были отобраны из большого количества текстов. Тексты, не вошедшие в кодекс Библии, но признаваемые церковью священными, называются апокрифами.

Библия (греч. — книги) состоит из двух больших частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Христианские богословы считают, что Библия едина (признают боговдохновенными обе эти части), т.е. в Ветхом Завете Дух Божий возвещает о приходе Спасителя, а в Новом Завете через апостолов он проповедует о наступлении «полноты времен» и приближении Царства Небесного, которое уже живет в людях, верующих в Христа. Иудеи, не принявшие Иисуса в качестве ожидавшегося Мессии, признают таковыми только лишь книги Ветхого Завета.

Ветхий Завет (39 книг) записан на древнееврейском языке с X по III в. до н.э. Новый Завет (27книг) написан в I — II вв. н.э. на древнегреческом и арамейском языках.

Первые переводы Библии с древнееврейского появились еще в III веке до н. э. Первый перевод Библии на греческий язык для Александрийской библиотеки был выполнен по заказу царя Египта Птолемея II Филадельфа (285-247 до н. э.).

Для этой цели из Иерусалима на остров Фарос были доставлены 72 толковника (переводчика), и созданный через 72 дня текст получил название «Перевода семидесяти толковников» (лат. «Септуагинта»). Этим переводом пользовались многие столетия, в частности, именно с него был сделан и первый перевод Ветхого Завета на славянский язык Кириллом и Мефодием.

Позже появились переводы отдельных книг Библии на арамейский язык — таргумы. В 382-405 годах Иероним Блаженный создал перевод Библии на латинский язык, который впоследствии получил название Vulgata Editio (общепринятое издание), или просто Вульгата.

Этот перевод не был первым — латинские переводы возникли уже во II веке, — но он был более близок к оригиналу и отличался высокими художественными качествами. Поэтому перевод Иеронима был фактически канонизирован католической церковью. По мере распространения христианства появлялись переводы Библии и на другие языки. Во II-IV веках появились сирийские и коптские переводы, в начале V века был осуществлен перевод Библии на армянский язык, двумя столетиями позже — на грузинский. В IX веке часть библейских текстов была переведена на славянский язык греческими книжниками и миссионерами Кириллом и Мефодием. Этот перевод использовался во многих славянских государствах, в том числе и на Руси. Позже, после принятия христианства на Руси дело Кирилла и Мефодия продолжили их ученики. Полный перевод библейских книг на старославянский язык был закончен только в 1499 году в Новгороде под руководством Геннадия, архиепископа Новгородского (ум. 1505 г.).

Восточнохристианская церковь достаточно активно занималась переводами Библии.

Если в римско — католическом мире христианизация новых народов шла в основном по пути введения богослужения на латинском языке, то православные священники стремились проповедовать на родном языке просвещаемых народов.

Особенно активно этот процесс шел в России с конца XIV века. Достаточно вспомнить просветителя зырян (коми) Стефана Пермского (1340-1396), который разработал зырянскую азбуку и перевел на язык коми ряд библейских текстов, необходимых в богослужебной практике. В XIX веке русскими православными миссионерами Библия была переведена на карельский, вогульский, ненецкий, якутский, эвенкский и другие языки.

В XX веке перевод Библии стал глобальным проектом. За прошедшее столетие Библия или отдельные ее книги были переведены на 1545 языков мира.

В настоящее время Библия частично или целиком издана на 1659 языках народов мира и является самой издаваемой книгой. Работа над переводами Библии не останавливается, поскольку не только углубляется знание Библии, которая тщательно изучается лингвистами, филологами и историками, но и изменяется язык, на котором мы говори.

В чем необходимость Священного Предания

Свидетельства, черпаемые в святых посланиях, необходимы не только для укрепления христианской веры, но для того, чтобы:

  • правильно понимать Святое Писание;
  • противостоять еретическим толкованиям;
  • устанавливать догматы православия на основе истины и подтверждения апостольскими преданиями;
  • укоренить и укрепить церковный строй с канонами богослужений и их обрядами.

Благодаря Святоотеческим Преданиям мы можем раскрывать вопросы духовной жизни на основе учений последователей Иисуса и применять их в собственной жизни.

По совету святителя Феофана изучать святоотеческие учения и послания следует, входя в молитвенное состояние, постепенно познавая духовные книги с соблюдением благоразумной умеренности под руководством духовного наставника.

Что такое Священное Предание? Ответ священника

Лех с братьями Чехом и Русом (художник Валерий Эляш-Радзиковский)

Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение.

В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой. От других жанров фольклорной несказочной прозы — легенд и быличек — отличаются рядом признаков: содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей, действующие лица — исторические или «квазиисторические» личности (цари, правители, разбойники), мифо-эпические персонажи (великаны, мифологизированные аборигены края, первопоселенцы, воинственные противники). Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий). Коллективная память фиксирует исторические факты не только в рамках местных топонимических легенд, но связывает сведения о конкретных событиях с представлениями о миротворении, вводит то и другое в единый историко-мифологический нарратив, охватывающий события от библейской древности до современности. В рассказах об исторических лицах и событиях действуют те же механизмы мифологизации, что и в фольклорных легендах, так или иначе связанных с каноническими и апокрифическими текстами.

Различают:

  • исторические предания (например, о Словене и Русе, Жанне д’Арк, Иване Грозном),
  • топонимические — о происхождении названий (например, Змиевых валов от Змия, Парижа от Париса, Киева от Кия).

См. также

  • Священное Предание
  • Легенда
  • Быличка
  • «Свежо предание, а верится с трудом…» — крылатая фраза из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Примечания

  1. 1 2 Белова, 2009, с. 246.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *