Православный праздник 4 ноября 2018

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й.
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко’в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450).
Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III).
Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937). Обре’тение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012).
Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.

Тропарь и кондак воскресные 6-го гласа (см. приложение 1) Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4: Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,́/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех,́ и ско́рбех, и в боле́знех, обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́/ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя/ избавле́ния всех зол./ Всем поле́зная да́руй/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 8: Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние,/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́. Величание: Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем с ве́рою притека́ющим к нему́.

В нашей современной жизни мы иногда хотим идти по пути наименьшего сопротивления, по легкому пути, думая, что если обрядовые предписания исполняем, то и достаточно. Красим яйца, печем куличи, ставим свечечку, исполняем какие-то другие обряды, и нам кажется, что этого достаточно — ну куда же больше? А уж если ходим в церковь время от времени, вне зависимости от того, как мы себя ведем в храме, — молимся или просто смотрим по сторонам, — нам кажется, что всё, дело сделано. Совсем нет! Апостол Павел учит нас тому, что вера в Господа Иисуса Христа спасает, потому что без веры не замыкается цепь между человеком и Богом, та самая цепь, по которой течет Божественная благодать, та самая цепь, по которой наши молитвы восходят к Богу. Именно такой обмен между Богом и человеком, молитва, в ответ на которую исходит благодать, и являются делом спасительным.

Богослужебные указания

Чтобы не пропустить ни одного православного торжества в ноябре 2018 года, стоит воспользоваться календарем праздников. С его помощью каждый сможет своевременно подготовиться к важным церковным событиям.

Эксперты сайта dailyhoro.ru составили подробный календарь праздников на ноябрь. В нем отражены основные события, о которых необходимо знать каждому верующему. Молитвы и соблюдение церковных заветов в такие дни помогают не только избавиться от сложностей, но и получить милость Небес.

1 ноября: день памяти святого чудотворца Кронштадтского Иоанна. Верующие устремляются в церкви и храмы, чтобы помолиться святому и попросить его о помощи. Он проповедовал Слово Божье и объединял людей, которые вместе с Иоанном помогали обездоленным и нищим.

3 ноября: Дмитриевская родительская суббота. Верующие отправляются на поминальную службу, а после посещают кладбища. В этот день стараются подать милостыню бедным и нищим, чтобы те помолились за усопших. Священнослужители призывают не оставлять милостыню на кладбище, а отдать помин обездоленным или отнести в церковь.

4 ноября: день Казанской иконы Божией Матери. Святой лик помогает избавиться от множества недугов, обрести семейное счастье, защищает в путешествиях и дальней дороге. В этот день множество паломников стремится поклониться чудотворной иконе, а священнослужители проводят торжественную литургию.

6 ноября: день почитания иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Молитвы святому лику возносят для преодоления трудностей и получения поддержки Высших Сил. 6 ноября верующие приходят на торжественную службу, чтобы поблагодарить Богоматерь за помощь.

8 ноября: почитание великомученика Дмитрия Солунского. Святому молятся для обретения храбрости, сохранения душевного равновесия и контроля эмоций. Обращение к иконе помогает сохранить взаимопонимание в семье и предотвращает конфликты между близкими людьми.

12 ноября: почитание Озерянского образа Божией Матери. Почитаемый лик и поныне творит чудеса, даруя верующим исцеление от разных болезней и недугов, помогая и защищая в трудных жизненных ситуациях. Поклониться святой иконе съезжается множество паломников.

14 ноября: почитание чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Братья обладали чудесным даром исцеления и врачевали любые недуги, так как оба являлись врачами по профессии. Свой дар они получили благодаря искренней вере в Господа и ежедневным молитвам. Косме и Дамиану молятся о сохранении семейных отношений, укреплении веры и исцелении от телесных и душевных недугов.

15 ноября: день почитания Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Чудотворная икона славится способностью исцелять недуги и вселять в людей веру. Благодаря молитвам перед святым ликом верующие обретают душевный покой и справляются трудностями на жизненном пути.

19 ноября: день памяти святителя Павла, архиепископа Константинопольского. Паломники съезжаются в Венецию, чтобы поклониться мощам великомученика, молятся перед иконой святого, чтобы укрепиться в вере, избавиться от страха и сомнений.

20 ноября: почитание иконы Божией Матери «Взыграние». Святой лик особо помогает семьям с детьми и тем, кто готовится к радости материнства. Лик защищает младенцев и беременных женщин, дарует внутренний покой и ограждает от любого зла, а также помогает в воспитании отпрысков.

21 ноября: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. В этот день молятся ангелам-хранителям с просьбой о защите и покровительстве. Церковный праздник собирает множество верующих, которые вместе возносят молитвы Высшим Силам, веруя в то, что Господь не оставит их просьбы без ответа.

22 ноября: почитание иконы Божией Матери «Скоропослушница». Чудотворный лик помогает исцелиться от недугов, охраняет в пути и предотвращает катастрофы. Священнослужители советуют приобрести икону тем, кто по долгу службы часто рискует жизнью.

25 ноября: день почитания иконы Божией Матери «Милостивая». Перед святым ликом молятся, чтобы избавиться от болезней, получить возможность познать радость материнства, уберечь детей и младенцев от зла.

26 ноября: день памяти святителя Иоанна Златоуста. Молитвы святому возносят для обретения гармонии в семье, помощи в обучении, даровании мудрости. Святой Иоанн помогает в насущных делах и оберегает душевный покой всякого, кто обращается к нему за поддержкой.

27 ноября: заговенье на Рождественский, или Филиппов, пост. В этот день верующие еще могут употреблять в пищу продукты, запрещенные во время поста. С вечера начинаются молебны, на которых священнослужители рассказывают о смысле Рождественского поста и наставляют православных христиан.

28 ноября: начало Рождественского поста. С этого дня верующие соблюдают церковные заветы, отказываются от продуктов животного происхождения и проводят дни в молитвах. Рождественский пост — последний в 2018 году.

29 ноября: почитание апостола и евангелиста Матфея. Во время торжественной литургии одному из двенадцати апостолов, Матфею, молятся, чтобы получить поддержку в преодолении трудностей, укрепиться в вере и покаяться в неблаговидных поступках.

Церковь ежедневно вспоминает святых и великомучеников, события Евангелия и чудотворные иконы. Не все праздники являются всеобщими, поэтому верующим стоит уточнить у священнослужителей особые дни, которые имеют отношение к их городу или поселку.

4 ноября – памятная дата отечественной истории. В этот день 406 лет назад, 24 октября 1612 года (по старому стилю), русское ополчение под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского после штурма Китай-города вынудило польских интервентов, запершихся в Московском кремле, сдаться.

Поворотная точка в истории

Россия встречала XVII век в тяжелое для нее время. Война с Речью Посполитой шла неудачно, стихийные бедствия и неурожаи влекли за собой голод и обнищание крестьян, кризис безвластия (или, лучше сказать, бескомпромиссной и кровавой борьбы за власть) затронул все слои российского общества. Не зря этот период в нашей истории получил название «Смутное время». Воспользовавшись ситуацией, польские интервенты смогли нанести тяжелый удар нашей стране.

Больше десяти лет не утихали войны и конфликты внутри страны при участии иностранных захватчиков и при постоянных татарских набегах на русские земли. Только собравшееся в Нижнем Новгороде знаменитое Второе народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского смогло положить конец польской интервенции. Это был действительно поворотный момент в отечественной истории. Ополчение носило всенародный характер, в его состав входили представители всех сословий, существовавших тогда в России. В честь победы и освобождения Москвы был заложен храм Казанской иконы Божией Матери.

Первый день народного единства

После освобождения Москвы был созван Земский собор для избрания нового царя. В нем принимали участие и крестьяне, и дворяне, и представители всех возможных сословий. Съехались представители всех городов России. Многие историки характеризуют Земский собор 1613 года как поистине всенародное и примиряющее всех жителей страны событие. 7 февраля 1613 года (по старому стилю) царем был избран Михаил Федорович Романов, основавший новую царскую династию России. Его указом день 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал праздником иконы Казанской Божией Матери и отмечался как день избавления России и Москвы от поляков в 1612 году вплоть до Октябрьской революции.

Мы едины!

В советский период по объективным причинам празднование дня 4 ноября прекратилось. В 2005 году по инициативе Государственной Думы ФС РФ прошли праздничные мероприятия в честь Дня народного единства. Такое название получил возрожденный праздник, призванный напомнить гражданам России о великих подвигах их предков. 4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде был открыт памятник Минину и Пожарскому, точно повторяющий памятник на Красной площади Москвы, открытый в 1818 году. Мимо этого памятника 7 ноября 1941 года проходили воины Красной армии, защищавшие Москву. Примером Минина и Пожарского вдохновлялись советские солдаты, шедшие на защиту столицы.

С каждым годом праздничные мероприятия приобретают все больший размах. Под эгидой Российского военно-исторического общества к 4 ноября 2016 года был открыт памятник великому князю Киевскому Владимиру на Боровицкой площади в Москве. На церемонии открытия присутствовал Президент России Владимир Путин и другие первые лица государства. А напротив памятника, на фасаде одного из зданий на Боровицкой площади, располагается большое настенное граффити, посвященное героям Второго народного ополчения Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, созданное РВИО. Проводятся встречи, митинги и другие официальные праздничные мероприятия, которые носят не политический, а исключительно общественный и социальный характер.

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков отмечает: «Я думаю, что с каждым годом День народного единства становится все более важным, значимым праздником для россиян. Почему это происходит? Во-первых, все больше людей проникаются у нас сознанием того, что государственность, государственная власть, сильное государство, государство, которое заботится о своих гражданах, чрезвычайно необходимо. Смута, которая была у нас в начале XVII века, фактически разрушила все основы государства и государственности, кинула страну на край пропасти. На повестке дня стояло даже не просто выживание государства, а выживание народа. Народные силы, народное единство, национальное единство позволили тогда избежать катастрофы и привести страну в конце концов в русло развития».

Память о том, как весь народ России смог объединиться, чтобы спасти Родину, отстоять свою свободу и независимость, должна существовать. 4 ноября мы отмечаем веру в то, что мы остаемся единым народом, который сможет преодолеть любые трудности и, объединившись, пройти любые испытания!

4 ноября 2018 года отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

В начале ноября мы отмечаем День народного единства, учрежденный в память об изгнании из Москвы польских войск в 1612 году. Однако не все знают, какой церковный праздник установлен православной церковью 4 ноября. В этот день отмечается Праздник иконы Божьей Матери «Казанская».

Церковные православные праздники 4 ноября

Казанская осенняя

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.

Праздник установлен в 1649 году в знак благодарности чудотворному образу Пресвятой Богородицы за избавление Москвы и всей России от нашествия польских войск в 1612 году.

Ничто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо и землю и все, что в них.

То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.

Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – Патриарх Ермоген, защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице.

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…».

А главное событие – это смута. Ее не с чем сравнить, разве что с революцией 1917-го и последующей чередой кошмаров. Привычно жалуясь на жизнь и выражая недовольство всем на свете, мы с трудом можем представить, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет.

Крестьянин тогда не пашет, потому что урожай все равно отберут. Купец не выходит на дорогу, потому что будет ограблен. Села тогда пустеют и крыши в брошенных домах провисают. Псам в пустых селах и деревнях в это время не на кого гавкнуть. Правители меняются так быстро, что народ не успевает запомнить их имена. Целуя крест на верность то одному, то другому, то третьему, люди совершенно перестают ощущать святость присяги и крестного целования.

Все профанируется и обесценивается. Жизнь становится игрушкой, и брошенные трупы никто не хоронит. Первыми развращаются те, кто ближе к власти, кто погружен в интриги. Те, кто сидит на двух стульях и мечтает о короне, но трепещет за собственную шкуру. Они становятся циниками, а беззащитный народ перестает кому-либо доверять. И вот уже ставленники польского короля носят шапку Мономаха, а в Кремле поют Литургию по латыни.

Выход из Смуты был чудесен и непредсказуем заранее. Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки, пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. Вожди были самые неожиданные, как неожиданным был когда-то победитель Голиафа – Давид. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска.

Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был авва Сергий, и сказали, что заступлением Богородицы суд об Отечестве переложен на милость.

Здесь, очевидно, есть какой-то ответ на наши частые вопрошания и недоумения. Ведь есть заморская неволя, есть усталость мужика, есть опустевшие деревни. Есть и цинизм вельмож, не любящих страну, которой правят, и готовых, если надо, слушать другую службу на незнакомом языке. (Это – если надо, а так – лучше без служб обойтись).

Но есть и Богоматерь. Есть у людей любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, якоже иногда в Кане Галилейской. Там

Она говорила : «Вина у них нет». Ныне говорит, быть может: «Ума у них нет. Силы воли у них нет. Любви у них нет. Вера у них слаба».

И как тогда вода стала вкусным вином после просьбы Марии, так и сегодня ничто не помешает трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму – в благородство, и глупости – в мудрость.

Если, конечно, Она помолится.

Если, конечно, мы Ее об этом попросим.

Как появилась Икона Казанской Божьей Матери?

Обретение Иконы относится ко временам правления Ивана Грозного. Прославленный царь сумел победить татар и захватил Казань. Это событие датируется 1552 годом. Именно тогда был заложен первый камень в основание собора Пресвятой Богородицы. А по истечению года был издан указ об учреждении казанской епархии.

Новая церковь в первозданном виде простояла всего семнадцать лет. Страшный пожар разгорелся в древнем городе. Он уничтожил множество кремлевских построек, а также обычных домов. Люди, исповедующие ислам, усмотрели в произошедшем гнев Божий.

Именно в эти дни, когда над Казанью летал пепел, девочка по имени Матрена получила видение. Тогда ей было всего девять лет. Малышка узрела Божью Мать, которая велела ей идти на пепелище. Там ей следовало отыскать Икону.

Естественно, взрослые отказывались верить ребенку. И лишь мать крохи согласилась проверить ее слова. Она отправилась на место пожара и действительно нашла там Икону. Несмотря на то, что по всей видимости она побывала в огне, Святой Лик остался нетронутым и пречистым. Создавалось такое ощущение, будто ее совсем недавно написали, а не вытащили из руин.

Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца

Церковь празднует память святого Аверкия родом из г. Иераполя (Фригия). Обладал даром чудотворений. За великие труды его именовали равноапостольным.

Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Город Иерапольв те времена населяли в основном язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников.

Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей.

Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и распространял славу Христову.

Семи отроков, иже во Ефесе: святых Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Ексакустодиана (Константина) и Иоанна Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке.

Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь.

По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе.

Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха».

Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков. Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет.

Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых.

Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *