Православные монастыри Кипра

Никосийский Иоанно-Богословский собор

Кипрская Православная Церковь, автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Кипр (из-за турецкой оккупации севера острова большинство верующих проживают на юге)
  • Богослужебный язык: византийский греческий
  • Календарь: новоюлианский
  • Кафедральный собор: Иоанно-Богословский в г. Никосии (также в Никосии и резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра
  • Место в диптихе: 10
  • Состав: 18 архиереев; 10 епархий; 600 священнослужителей (ок. 2005) ; 628 приходов (ок. 2005) ; ок. 28 монастырей (2012) ; 1 высшая духовная школа; 654 тыс. членов (ок. 2005)

Каноническое устройство

Священный Синод является высшим органом церковной власти.

Епархии

  1. Ново-Юстинианинская
  2. Пафская
  3. Киккская
  4. Киринийская
  5. Китийская
  6. Константская
  7. Лимассольская
  8. Морфская
  9. Тамасская
  10. Тримифунтская

Исторический очерк

На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Марк и Варнава, последний из которых стал первым правящим архипастырем острова и особенно чтим здесь. До 325 года Кипр находился в ведении Иерусалимской кафедры, затем — Антиохийской. В первой половине IV века на острове начинается монашество, связанное с именами преподобного Илариона Великого, святителя Николая Мирликийского, равноапостольных Константина и Елены.

На III Вселенском (Ефесском) Соборе в 431 году Кипрская Церковь была провозглашена автокефальной. Антиохийский предстоятель впоследствии вновь претендовал на управление Кипром, но в 478 году на острове была найдена гробница апостола Варнавы. Это поддтвердило апостольское основание Кипрской Церкви, благодаря чему позднее в том же году император Зинон подтвердил автокефалию и даровал архиепископу «три привилегии» — право подписываться киноварью, носить одежды цвета порфиры вместо черных под облачениями, использовать царский скипетр вместо епископского посоха.

Арабские вторжения в VII веке заставили архиепископа бежать с острова на Геллеспонт, где, под защитой императора Юстиниана II, он основал новый город — Новая Юстиниана. В 698 году арабы были изгнаны с острова и архиепископ возвратился на остров, но с тех пор сохранял за собой титул архиепископа Новой Юстинианы.

В эти века многие монахи покинувшие Сирию и Палестину из-за арабского захвата этих земель, а также защитники икон из Малой Азии во времена иконоборчества искали прибежища на Кипре. Их пребывание укрепило Православие на острове, способствовало основанию новых монастырей. Также развитию монашества в эту пору помогали набеги арабов и стихийные бедствия, так как они воспринимались как проявления Божественного гнева и побуждали людей посвящать жизнь свою Церкви и завещать обителям свое имущество. Противостояние арабов и византийцев на Кипре закончилось в 965 году победой последних, после чего император всячески старался поощрить монашество на острове.

В 1191 году Кипр был завоёван английским королём Ричардом Львиное Сердце, а в 1192 году — продан бывшему королю Иерусалима Ги де Лузиньяну, основавшему латинское Кипрское королевство под владычеством римо-католиков. Латинские правители притесняли православную иерархию, снизив число православных архиереев на острове с 14 до четырёх. В 1220 году на Кипре была утверждена католическая иерархия, просуществовавшая там вплоть до 1571 года. Римо-католические прелаты силились упразднить Православие, вынуждая православных пойти на компромиссы как в догматах так и обычаях. Кипрская Православная Церковь подверглась угнетению и ограблению со стороны католиков, что вызвало протест и возмущение православного духовенства. Переход власти к венецианцам в 1489 году не принёс принципиальных изменений в положение Православной Церкви.

С занятием острова турками в 1571 году православные вновь обрели многие прежние льготы, но их положение оставалось небезопасным, их жизнь и собственность находились в распоряжении османских властей. По бытовавшей в Османской империи практике, христиане Кипра считались отдельными народом — ромеями («рум миллет»), а Православная Церковь — единственной легальной христианской Церковью. Турки поставили архиепископа Кипра в положение политического главы этого народа, ответственным за сбор налогов и благонадежность паствы. По этой причине объявление греческой независимости в 1821 году привело к смерти архиепископа Киприана и многих видны клириков и мирян Кипрской Церкви.

В 1878 году, с занятием острова англичанами, Православная Церковь обрела больше свобод, включая право использовать колокола в храмах. При этом британские власти стали серьезно вмешиваться в церковную жизнь, что привело к церковному восстанию в октябре 1931 году, после которого англичане наложили дополнительные ограничения на выборы архиепископа.

Британская оккупация острова продолжалась до 1960 года, когда Кипр вновь обрел свою независимость и провозгласил себя республикой вместе с избранием архиепископа Макария III как духовным так и политическим главой страны. Это совмещение властей продолжалось до его кончины в 1977 году.

Воспользовавшийсь попыткой военного переворота в 1974 году, Турция вторглась на Кипр и оккупировала его северную часть, составляющую около трети острова. Почти все православное население этой части бежало на юг, и оставшиеся на севере православные храмы и имущества — 514 храмов, часовен и монастырей — по большей части подверглись повреждению и осквернению.

Предстоятели

Святые и святыни

Среди особо чтимых на Кипре: святых апостол Варнава — основатель Церкви на Кипре; Лазарь Четверодневный — епископ Китийский; Аристовул — один из 70 апостолов, брат апостола Варнавы; Тит — ученик апостола Павла, родился в городе Пафе и там же мученически скончался; Сергий Павел — римский проконсул на острове, обращенный апостолом Павлом; Спиридон — епископ Тримифунтский, участник I Вселенского Собора; Епифаний — епископ Кипрский, известный церковный писатель и защитник Православия.

Издавна славятся монастыри: Ставровунийский (IV в.), в котором хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда святой равноапостольной Еленой; Киккский (XII в.); Махерский (XIII в.) в честь Пресвятой Богородицы; апостола Варнавы, построенный на месте погребения апостола (V в.).

Статистика

  • не позднее 1 января 2006 — 654 тыс. членов; 600 священнослужителей; 628 приходов
  • 2012 — ок. 28 действующих монастырей

Средства массовой информации

  • Απόστολος Βαρνάβας («Апостол Варнава»), ежемесячно

Учебные заведения

  • Никосийская духовная семинария апостола Варнавы

Ставропигии

  • Киккский монастырь (мужской)
  • Махерский монастырь (мужской)
  • Пафский Неофитовский монастырь (мужской)

Храм святого Лазаря: гробница друга Христа

Его киприоты считают одним из самых красивых строений на острове. В древности паломники, путешествующие на Святую землю, обязательно делали здесь остановку для того, чтобы поклониться единственному человеку, который в Евангелиях назван другом Христа. Вскоре после своего чудесного воскрешения Лазарь был вынужден бежать на остров, спасаясь от преследований. Позже он стал первым епископом города Китиона (старое название Ларнаки) и прожил здесь 30 лет.

После кончины Лазарь был похоронен в мраморной гробнице. В период правления арабов в середине VII века она была потеряна, и только в 890 году ее нашли вновь. Как и прежде, над ней было написано «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Византийский император Лев IV Мудрый распорядился возвести над гробницей каменную церковь. С тех пор каждый день сюда приходят люди.

К гробнице друга Христа, брата Марфы и Марии, ведет каменная лестница справа от алтаря. Рядом с ней — маленький источник воды. Лазарю молятся об исцелении больных, и здесь можно познакомиться со своеобразной местной традицией — приносить к его захоронению восковые изображения исцеленных. Такие куклы мастера делают по всему острову.

В главный праздник cвятого Лазаря — Лазареву субботу, за 8 дней до Пасхи, икону святого выносят на улицы города. Киприоты очень гордятся тем, что он жил на их земле, и слагают о нем легенды. Одна из них повествует о том, как около Ларнаки появилось соленое озеро. Когда-то на его месте находился прекрасный виноградник, который принадлежал пожилой женщине. Когда проходящий мимо него Лазарь, измученный жаждой и уставший, попросил у нее маленькую гроздь винограда, старуха отказала ему. Святой Лазарь спросил, указав на полную корзину ароматных ягод: «Что это?» и в ответ услышал: «Соль». Огорченный обманом, Лазарь сказал: «Отныне пусть все здесь превратится в соль». Озеро можно увидеть и сейчас. Соль здесь прекратили добывать совсем недавно.

Лазарь очень мечтал встретиться с Божией Матерью, и однажды его желание сбылось. А четыре века спустя у его гробницы была обретена Ее Кипрская икона. На ней Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне с младенцем Христом, а по сторонам стоят два ангела с ветвями. Копия образа хранилась даже в Успенском соборе Московского Кремля. Об этой истории — в продолжении материала.

Храм Панагии Ангелокисты: «церковь Богородицы, построенная ангелами»

Именно для этой иконы была выстроен Храм Панагии Ангелокисты. По преданию, Дева Мария снизошла в эти места, чтобы попросить построить здесь церковь. Но, к сожалению, никого рядом не оказалось в тот момент, чтобы услышать её просьбу. В это время на помощь пришли ангелы. Они пообещали Марии возвести здесь церковь самостоятельно без чьей-либо помощи. И действительно, когда Мария на следующий день вновь посетила это место, церковь уже стояла. С тех пор и повелось называть эту церковь «построенной ангелами».

По другому преданию, строительство церкви все же начали жители Китиона (древний город-государство в южной части Кипра), но наутро не нашли его. Строительство за ночь было перенесено в другое место. Следующей ночью заинтригованные жители решили проследить за церковью. Небеса разверзлись, и сонм ангелов опустился на землю. Храм был достроен в одну ночь.

Внутреннее убранство Ангелокисти — великолепный пример византийского искусства. Мозаика в алтаре, изображающая Деву Марию с младенцем и архангелами Михаилом и Гавриилом, датируется VI веком. Подобная ей сохранилась только на горе Синай. Уже в конце XIX века в искусствоведческой среде эта мозаика ставилась на одном уровне с древними мозаиками Равенны и Рима, а так же знаменитыми росписями церкви святого Димитрия в греческих Салониках.

В храме каждый день совершаются молебны, а по выходным служится литургия, на которую собираются все жители деревни Кити. А на идеальной зеленой лужайке у алтарной стены храма растут старинные мастиковые фисташковые деревья — одни из самых старых в этой части острова. Их смола считается целебной и продается по всему Кипру.

Киккский монастырь: обитель главной святыни Кипра

Главную святыню Кипра, чудотворную Киккскую икону Богородицы, по преданию, написал апостол и евангелист Лука. На Кипр она попала в XI веке при императоре Алексее Комнине. По преданию, византийский губернатор Кипра архонт Мануил Вутомитис отправился на охоту в горы Троодоса, заблудился и встретил отшельника по имени Исаия. Что было дальше, не очень понятно — видимо, гордый князь обошелся с подвижником невежливо и по возвращении в Никосию тяжело заболел. Решив, что болезнь послана ему в наказание за грубость, он отправил слуг разыскать Исайю и попросил у него прощения. Тот, ничего не сказав, стал молиться, и вскоре болезнь отступила. Вутомитис обещал Исаие дать все, что тот у него попросит, но святой не пожелал ни денег, ни титулов, попросив лишь привезти ему из Константинополя икону Божией Матери — одну из тех, что написал евангелист Лука. Тотчас же оба отплыли в имперскую столицу.

Правителя они застали в огромной скорби — его единственная дочь была больна той же болезнью, что ранее поразила архонта. И снова молитвами Исайи произошло чудо, и недуг отступил. Но расстаться с иконой Алексею Комнину было непросто. В итоге заболел и он. Образ Богородицы отправился на Кипр. Ее встречали не только люди: как гласит один из текстов, деревья, встречавшиеся на пути шествия, низко склонялись, а из моря чудесным образом выходили раковины и следовали за крестным ходом. Поразительно, но сегодня в лесных районах Тиллирии действительно можно увидеть склоненные сосны и морские раковины.

Собственно, для хранения драгоценного образа и был основан Киккский монастырь. Первоначально он был деревянным, как и все монастырские постройки. После нескольких пожаров в XVI веке обитель была отстроена в камне. Правда, это не сильно помогло. Как и в знаменитом романе медиевиста Умберто Эко «Имя розы», в 1751 и 1813 годах огонь уничтожил тысячи книг, рукописей и исторических документов. Погибли люди, рухнули строения. Но икона Богородицы уцелела.

С первого дня ее лик закрыт и никогда не открывается — может быть, так пожелал Алексей Комнин, а может, так образ внушает еще большее уважение. Русский монах Василий (Барский), посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что монахи открывают лик иконы только в период бездождия — и то только после того, как сначала перенесут ее на вершину соседней горы и споют молебен. Но и они не видят икону, так как она в этот момент обращена к небу.

Открытая копия чудотворного образа висит здесь же, рядом на иконостасе. Она мироточит — по лику Божией Матери явственно текут струйки. А масло от лампады, горящей у той, знаменитой иконы, раздают всем паломникам.

Помимо иконы, Киккская обитель хранит «тысячу мощей» — в большом зале, открытом для посещений, лежат частички мощей святого Луки, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Георгия Победоносца, апостола Филиппа, Матроны Московской, Спиридона Тримифунтского и еще десятков святых подвижников. Это одно из самых больших собраний мощей в православном мире.

А у входа в главную лавру Кипра продается знаменитая «Коммандария» — десертное вино, делать которое начали еще рыцари-госпитальеры. Сегодня оно используется и на литургии для причастия прихожан.

Монастырь святого Креста: хранитель уникальной реликвии

Омодос — это маленькая старинная горная деревня в Троодосе, расположенная на высоте почти в километр над уровнем моря. Отвесные зеленые склоны, белые домики на узких улочках, лавки с хлебом, оливками и вином.

В самом ее центре стоит монастырь святого Креста, основанный еще в III веке. В XVII веке кипрский летописец Неофит Родинос упомянул монастырь в своей книге «Герои, генералы, святые, философы и другие выдающиеся киприоты», отметив, что в нем хранится не только частица Животворящего Креста Господня, но и кусочек верёвки, которой Христос был к нему привязан. Святая вервь до сегодняшнего дня хранит следы крови Спасителя, и это единственная реликвия такого рода в мире. Честная глава апостола Филиппа с печатями императоров Византии, свидетельствующих о ее подлинности, лежит тут же, у входа.

Монастырь давно не действует, здесь сейчас обычный приходской храм с уютным внутренним двориком. Мы оказались в нем незадолго до вечерней службы. Как и везде на Кипре, здесь любой — и женщина, и ребенок — могут подойти прямо к алтарю, приложиться к Царским вратам и ко всем иконам. Платки для девушек здесь необязательны, более того, шляпку попросят снять. Зато у входа в храм висят стильные длинные одеяния для тех, чей вид не слишком «ортодоксален».

А расписывали храм художники из России. Обитель на протяжении нескольких столетий поддерживала тесные связи с нашей страной. Благодаря этому здесь есть целых четыре написанные в древнерусском стиле иконы. Все они были перевезены в Омодос из России в XIX веке.

Использованные материалы

  • Страница Православной энциклопедии Orthodox Wiki:
  • Нектарий (Серфес), архим., пер. Леонова Ангелина, «Монашество на Кипре»:

Членская страница на сайте Всемирного совета церквей,

Подсчёт от 15 сентября 2012 года по официальной странице Кипрской Православной Церкви, .

был избран, но не утвержден папой Римским Иннокентием IV

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *