Правила иконописи

П О Л К О В Н И К

  • П — первая буква
  • О — вторая буква
  • Л — третья буква
  • К — четвёртая буква
  • О — пятая буква
  • В — шестая буква
  • Н — седьмая буква
  • И — восьмая буква
  • К — девятая буква

Ажиотаж в экономике 3 буквы

Легенда Голливуда в мужьях роковой Мэри Пикфорд 8 букв

полковник
1) Офицерское звание или чин, следующий за званием подполковник.
отт. Лицо, имеющее такое звание или такой чин.
2. устар.
Командир полка.
полковник
см. тж. полковничий
1) Офицерское звание в армии рангом выше подполковника и ниже генерал-майора; лицо, носящее это звание.
Получить полковника.
Полковник в отставке.
2) устар. Командир полка.
Полковник Измайловского полка.
чин
I м.
1) Служебный разряд, ранг государственных гражданских и военных служащих, с которыми связаны определённые должностные права и обязанности (в Российском государстве до 1917 г.).
2) Должностное положение, сан.
II м.
Порядок совершения чего-либо, норма в следовании чего-либо; обряд.
III м.
Горизонтальный ряд икон, расположенных по строго установленному порядку расположения святых (в составе иконостаса).
IV м. разг.
1) Общественное положение кого-либо, обусловленное родом его занятий.
2) Тот, кто занимают какую-либо административную должность; чиновник.
чин
-а; мн. — чины; м.
см. тж. чин чином, чин по чину, чин чинарём
1)
а) В России до 1917 г.: разряд, класс военных и гражданских служащих, получаемый по установленному порядку; лицо этого разряда, класса.
Полковничий чин.
В чине поручика.
Получить чин.
Гражданский чин.
Младший, старший чин.
Чин офицера, прапорщика, капитана.
В чине майора кто-л.
Дойти, дослужиться до чина полковника.
Производить в какой-л. чин.
Кто-л. в чине, в чинах.
Иметь высокий чин.
Чин милиции.
Чин действительного государственного советника.
Классные чины (звания, присваиваемые в России прокурорско-следственным работникам органов прокуратуры)
Без чинов (невзирая на разницу званий; просто, без церемоний)
Не по чину. (не сообразно занимаемому положению, не по заслугам)
Чин чина почитай (шутл.; о соблюдении почтения к вышестоящему по должности)
б) лекс., собир.
Весь офицерский чин. Присваиваемое государственным служащим и военным звание по табелю о рангах, связано с предоставлением определённых сословных прав и преимуществ.
2) обычно мн.: чины, -ов. чего, какой Общественное положение человека, обусловленное родом его занятий; тот, кто занимает административную должность, чиновник.
Чин дипломатического корпуса.
Важный чин.
Быть в городе большим чином.
Прибыли чины из области.
3) чего, какой устар. Порядок совершения чего-л.; обряд.
Чин погребения, соборования.
Проводы справили по чину.
* За верность старинному чину! За то, чтобы жить не спеша. (Блок)
4) Принятый в иконописи порядок расположения святых.
Деисусный чин (единый порядок расположения икон в иконостасе со Спасителем в середине, Божьей матерью, Иоанном, двумя архангелами и апостолами)
чин
I м.
1) Служебный разряд, ранг государственных гражданских и военных служащих, с которыми связаны определённые должностные права и обязанности (в Российском государстве до 1917 г.).
2) Должностное положение, сан.
II м.
Порядок совершения чего-либо, норма в следовании чего-либо; обряд.
III м.
Горизонтальный ряд икон, расположенных по строго установленному порядку расположения святых (в составе иконостаса).
IV м. разг.
1) Общественное положение кого-либо, обусловленное родом его занятий.
2) Тот, кто занимают какую-либо административную должность; чиновник.
чин
-а; мн. — чины; м.
см. тж. чин чином, чин по чину, чин чинарём
1)
а) В России до 1917 г.: разряд, класс военных и гражданских служащих, получаемый по установленному порядку; лицо этого разряда, класса.
Полковничий чин.
В чине поручика.
Получить чин.
Гражданский чин.
Младший, старший чин.
Чин офицера, прапорщика, капитана.
В чине майора кто-л.
Дойти, дослужиться до чина полковника.
Производить в какой-л. чин.
Кто-л. в чине, в чинах.
Иметь высокий чин.
Чин милиции.
Чин действительного государственного советника.
Классные чины (звания, присваиваемые в России прокурорско-следственным работникам органов прокуратуры)
Без чинов (невзирая на разницу званий; просто, без церемоний)
Не по чину. (не сообразно занимаемому положению, не по заслугам)
Чин чина почитай (шутл.; о соблюдении почтения к вышестоящему по должности)
б) лекс., собир.
Весь офицерский чин. Присваиваемое государственным служащим и военным звание по табелю о рангах, связано с предоставлением определённых сословных прав и преимуществ.
2) обычно мн.: чины, -ов. чего, какой Общественное положение человека, обусловленное родом его занятий; тот, кто занимает административную должность, чиновник.
Чин дипломатического корпуса.
Важный чин.
Быть в городе большим чином.
Прибыли чины из области.
3) чего, какой устар. Порядок совершения чего-л.; обряд.
Чин погребения, соборования.
Проводы справили по чину.
* За верность старинному чину! За то, чтобы жить не спеша. (Блок)
4) Принятый в иконописи порядок расположения святых.
Деисусный чин (единый порядок расположения икон в иконостасе со Спасителем в середине, Божьей матерью, Иоанном, двумя архангелами и апостолами)
чина
Травянистое кормовое растение семейства бобовых.
чина
-ы; ж.; ботан.
Травянистое кормовое бобовое растение.
Посевная чина.
Луговая чина.
глава
I ж. устар.
Верхняя часть тела человека, передняя или верхняя часть тела позвоночного животного, состоящая из черепной коробки и лица у человека или морды у животного; голова I 1..
II ж.
1) Декоративное завершение церковных построек, имеющее форму шлема или луковицы; купол церкви.
2. перен.
Верх, вершина чего-либо.
III ж.
1) Раздел художественного, научного, публицистического и т.п. сочинения, отмеченный нумерацией или заголовком.
2. перен.
Этап или стадия в развитии чего-либо.
IV м. и ж.
1) Тот, кто возглавляет что-либо, руководит чем-либо.
2) Тот, кто имеет наибольшее влияние, признание в сфере какой-либо деятельности.
глава
I -ы; главы; ж.
см. тж. во главе, во главе с, главка
1) только ед.; высок. = голова 1)
Поникнуть главою.
Негде главу преклонить.
Глава старца.
2) м. и ж. чего Тот, кто возглавляет что-л., руководит чем-л. или имеет наибольшее влияние, признание в какой-л. сфере деятельности.
Глава семьи.
Глава правительства.
Глава фирмы.
Глава делегации.
Избрать главу района.
3) Купол церковного здания, имеющий форму луковицы.
Собор с пятью главами.
— посыпать пеплом главу
— ставить во главу угла
II -ы; главы; ж.
см. тж. главка Раздел какого-л. печатного произведения, отмечаемый нумерацией или особым заголовком.
Деление книги на части и главы.
Окончить, напечатать, обсудить главу диссертации.
Передавать по радио главы из романа.
Вводная, заключительная, обзорная, теоретическая глава.
Параграф пятый третьей главы Конституции.
глава
I ж. устар.
Верхняя часть тела человека, передняя или верхняя часть тела позвоночного животного, состоящая из черепной коробки и лица у человека или морды у животного; голова I 1..
II ж.
1) Декоративное завершение церковных построек, имеющее форму шлема или луковицы; купол церкви.
2. перен.
Верх, вершина чего-либо.
III ж.
1) Раздел художественного, научного, публицистического и т.п. сочинения, отмеченный нумерацией или заголовком.
2. перен.
Этап или стадия в развитии чего-либо.
IV м. и ж.
1) Тот, кто возглавляет что-либо, руководит чем-либо.
2) Тот, кто имеет наибольшее влияние, признание в сфере какой-либо деятельности.
глава
I -ы; главы; ж.
см. тж. во главе, во главе с, главка
1) только ед.; высок. = голова 1)
Поникнуть главою.
Негде главу преклонить.
Глава старца.
2) м. и ж. чего Тот, кто возглавляет что-л., руководит чем-л. или имеет наибольшее влияние, признание в какой-л. сфере деятельности.
Глава семьи.
Глава правительства.
Глава фирмы.
Глава делегации.
Избрать главу района.
3) Купол церковного здания, имеющий форму луковицы.
Собор с пятью главами.
— посыпать пеплом главу
— ставить во главу угла
II -ы; главы; ж.
см. тж. главка Раздел какого-л. печатного произведения, отмечаемый нумерацией или особым заголовком.
Деление книги на части и главы.
Окончить, напечатать, обсудить главу диссертации.
Передавать по радио главы из романа.
Вводная, заключительная, обзорная, теоретическая глава.
Параграф пятый третьей главы Конституции.
швейцарский
I прил.
1) Относящийся к Швейцарии и швейцарцам, связанный с ними.
2) Свойственный швейцарцам, характерный для них и для Швейцарии.
3) Принадлежащий Швейцарии и швейцарцам.
4) Созданный, выведенный и т.п. в Швейцарии или швейцарцами.
II прил.
1) соотн. с сущ. швейцар, связанный с ним
2) Свойственный швейцару, характерный для него.
3) Принадлежащий швейцару.
швейцарский
I см. швейцарцы; -ая, -ое.
Ш-ая природа.
Ш-ие часы.
Ш-ая порода коров.
— швейцарский сыр
II см. швейцар; -ая, -ое.
Ш-ая ливрея.
швейцарская
ж. разг.
Комната швейцара.
швейцарская
-ой; ж.
Комната швейцара в подъезде.
гвардия
1) Отборная привилегированная часть войск.
2) Воинская часть, являющаяся личной охраной главы государства, военачальника и т.п.
3. перен.
Лучшие представители какой-либо сферы деятельности.
гвардия
(итал. guardia)
1)
а) Лучшие, отборные воинские части (первоначально — для охраны императора)
Служить в гвардии.
Морская гвардия.
б) расш. В воинских званиях.
Гвардии поручик.
Гвардии капитан.
2) В некоторых странах: военное или военно-полицейское формирование; воинская часть, являющаяся личной охраной главы государства, военачальника и т.п.
Папская гвардия.
3) Лучшая, испытанная часть какого-л. коллектива, группы.
Старая рабочая гвардия России.
Старая большевистская гвардия.
Молодая гвардия. (о наиболее активной в общественной жизни части молодёжи)
— Красная гвардия
— белая гвардия

Как писать икону?

6 мая в Сербии празднуют «Джурджевдан», день святого Георгия. Для многих сербов — это семейный праздник. Мы с женой решили подарить родителям икону святого Георгия, написать копию. Заказали в монастыре доску и… в процессе написания иконы я снял все процессы на фотокамеру. Предлагаю познакомиться с технологией написания иконы.

Для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить — залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт — левкас. Делается он из мела и клея. В России клей изготавливают из желатина, а в Сербии из заячего туткала (что это такое я не знаю до сих пор, возможно клей из заячих костей). Туткало выглядит как желатин, его также надо распустить в воде на водяной бане. Через некоторое время, после нагревания, получится клей, которым проклеивается вся доска, с предварительно процарапанной макетным ножом, лицевой поверхностью (для лучшего скрепления с паволокой, паволока — ткань клеящаяся на поверхность доски).

Пока паволока не просохла, по периметру внутренней части доски делаются прорези, чтобы не осталось воздуха и ткань приклеилась максимально плотно.

После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовит левкас. В готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел, емкость в которой делается левкас должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел. Левкас бывает разной консистенции, в Сербии делают жидкий и наносят его кистью (в России левкасят мастехином, густым, желеобразным левкасом). Когда грунт станет теплым, можно начинать процесс.

Таким образом, наносится не менее 10 слоев (в данном случае 14), с обязательной просушкой. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить наждачной бумагой до максимально ровной и гладкой поверхности, чтобы можно было писать.

На готовую доску надо нанести рисунок. В данном случае копировалась новогородская икона. Сначала образ рисуется на бумаге, а затем рисунок переносится на доску.

Затем он усиливается черным цветом (темперой) и делается графья. Графья — тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок, делается для того, чтобы при письме всегда читался рисунок (часто краски бывают кроющие, через которые не виден рисунок).

Следующий этап — подготовка необходимых участков под позолоту. В данном случае позолоченными будут нимб и поле по периметру иконы. Технология следующая — повехность полируется, на нее наносится щелак для того, чтобы не провалился левкас. Затем наносится желтая эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность. Сохнет эмаль сутки, после этого наносится прозрачный лак, а когда он высохнет (еще сутки), участки мажутся морданом, специальным составом, на который (через 12 часов) клеится сусальное золото.

Теперь можно наносить сусальное золото. Оно продается в книжечках, чаще всего 8х8 см, по 20-25 листов. Наносится оно тонкой, специальной широкой кистью с длинными волосками. Сначала лист кладется на бархатную подушечку и режется отполированным ножом на необходимые куски, затем на него накладывается кисть, к которой золото липнет и сразу переносится на доску. Делать это все приходится буквально затаив дыхание, т.к. золото очень тонкое.

Продолжение следует….

Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография – это «азбука церковного искусства».

Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.

Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания».

К выработке таких устойчивых схем привели многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов. Иконографические каноны, как их называли в России – «изводы», отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, присущие тем или иным художественным школам.

Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в этом кроется секрет канона. С помощью его закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной.

Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. В композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет. Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью.

Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост.

Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Существует более двухсот типов иконографических изображений Бого матери, так называемых «изводов». Они имеют названия: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Знамение и другие. Самым распространенным типом изображения является Одигитрия (Путеводительница), (рис. 1). Это поясное изображение Богоматери с Христом на руках. Они изображаются во фронтальном развороте, пристально глядящими на молящегося. Христос покоится на левой руке Марии, правую руку она держит перед грудью, как бы указывая ею на своего сына. В свою очередь, Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке он держит бумажный свиток. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились или где они особо были почитаемы. Например, широко известны иконы Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и так далее.

Другим, не менее известным, видом является изображение Богоматери под названием Елеуса (Умиление). Характерным примером иконы типа Елеуса является широко известная и любимая всеми верующими Владимирская Богоматерь. Икона представляет собой изображение Марии с младенцем на руках. Во всем облике Богоматери чувствуется материнская любовь и полное духовное единение с Иисусом. Это выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к щеке матери (рис. 2).

Впечатляющ образ Богоматери, известный под названием Оранта (Молительница). В этом случае она изображается без Иисуса, с воздетыми вверх руками, что означает «предстояние Богу», (рис. 3). Иногда на груди Оранты помещают «круг Славы», в котором изображают Христа в младенческом возрасте. В этом случае икону называют «Великая Панагия» (Всесвятая). Подобную икону, но в поясном изображении принято называть Богоматерь-Знамение (Воплощение). Здесь диск с образом Христа обозначает земное существо богочеловека (рис. 4).

Образы Христа более консервативны, чем образы Богоматери. Чаще всего Христос изображается в виде Пантократора (Вседержителя). Он изображается фронтально, или поясно, или в полный рост. При этом пальцы его правой, приподнятой, руки сложены в благословляющем двуперстном жесте. Встречается также сложение пальцев, которое называется «именословное». Оно образуется скрещенными средним и большим пальцами, а также отставленным мизинцем, символизирует инициалы имени Христа. В левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие (рис. 5).

Другим, наиболее часто встречающимся образом является «Спас на престоле» и «Спас в силах» (рис. 6).

Икона под названием «Спас Нерукотворный» – одна из древнейших, где изображается иконографический образ Христа. В основу изображения положено поверье о запечатленном отпечатке лица Христа на полотенце – убрусе. Спас Нерукотворный в древние времена изображался не только на иконах, но и на знаменах-хоругвях, которые русские воины брали в боевые походы (рис. 7).

Еще одним встречающимся образом Христа является его изображение в полный рост с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой – Иисус Христос Спаситель (рис. 8). Часто можно видеть изображение Вседержителя в одеждах византийского императора, которое принято называть «Царь царем», означающее, что он Царь всех царей (рис. 9).

Интересны сведения о характере одежд и облачений, в которые одеваются персонажи икон. С точки зрения художественной, одежда иконописных персонажей весьма выразительна. Как правило, она строится на византийских мотивах. Каждый образ имеет одежду, характерную и присущую только ему. Так, одежда Богоматери – это мафорий, туника и чепец. Мафорий – покрывало, окутывает голову, плечи и спускается вниз до пола. Он имеет украшение в виде каймы. Темно-вишневый цвет мафория означает великий и царственный род. Мафорий одевается на тунику – длинное платье с рукавами и орнаментом на обшлагах («нарукавьях»). Туника окрашивается в темно-синий цвет, что символизирует целомудрие и небесную чистоту. Иногда Богоматерь предстает в одеждах не византийских императриц, а русских цариц XVII века.

На голове Богоматери под мафорием рисуется чепец зеленого или синего цвета, украшенный белыми полосками орнамента (рис. 10).

Женские образы в иконе в большинстве одеты в тунику и плащ, застегнуты застежкой-фибулой. На голове изображается убор—плат.

Поверх туники надевается длинное платье, украшенное снизу подольником и передником, идущим сверху вниз. Эта одежда называется долматиком.

Иногда вместо долматика может быть изображена стола, которая хотя и похожа на долматик, но не имеет передника (рис. 11).

В одеяние Христа входит хитон, длинная рубаха с широкими рукавами. Хитон окрашивается в пурпурный или красно-коричневый цвет. Он украшается двумя параллельными полосами, идущими от плеча до подола. Это клавий, который в старинные времена обозначал принадлежность к патрицианскому сословию. На хитон набрасывается гима- тий. Он полностью закрывает правое плечо и частично левое. Цвет гиматия синий (рис. 12).

Народная одежда украшается оплечьем, расшитым драгоценными каменьями.

На иконах более позднего периода можно видеть и гражданскую одежду: боярские шубы, кафтаны и разнообразные одеяния простолюдинов.

Преподобные, то есть монахи, одеты в рясы, мантии, схимы, клобуки и так далее. На головах монашек изображался апостольник (накидка), закрывающий голову и плечи (рис. 13).

Воины пишутся в доспехах, с копьем, мечом, щитом и другим оружием (рис. 14).

При написании царей их головы украшались венцом или короной (рис. 15).

Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление». Липа, паволока, левкас, темпера. Первая половина XV века. Третьяковская галерея.

Икона как слово имеет греческое происхождение и обозначает в прямом переводе – «образ». Местом рождения иконы считается Византия, именно оттуда этот «образ» попал и на Русь.

Интересно, что в раннехристианской традиции не было правила создавать рукотворные изображения Всевышнего. Это объяснялось одной из заповедей Ветхого завета, запрещающей «делать кумира», а также прямой связью таких изображений с языческими поклонениями. Первые апологеты христианства полностью отрицали всякую возможность отображать Бога, эта традиция до сих пор осталась в иных авраамических религиях (исламе, иудаизме).

Меж тем, в этих условиях допустимым считалось использовать соответствующие символы, «напоминающие» верующим об основных идеях и образах христианства, которые, впрочем, оставались лишь им и понятными. Так, в катакомбах, служивших первые христианам «храмами», стены украшались особенными изображениями, среди которых присутствовали, например, символы:

  • Корзины с хлебами, что стоят на рыбе — символ чуда умножения хлебов и накормления тысячи людей 5-ю хлебами и двумя рыбами
  • Виноградной лозы – как господнего насаждения
  • Голубя, корабля и т.д.

Постепенно начинают появляться и изображения Бога как антропоморфного (т.е. человекоподобного) образа. Вместе с ними возникает и обостряется интеллектуальный спор и борьба, получившие название процесса столкновения иконопочитателей и иконоборцев. Исторически это период 8-9 вв, когда запрет почитания икон был оформлен вначале светской властью (византийский император Лев III), а затем и церковной (Собор 754г).

В итоге этой борьбы иконопочитание было разрешено также официально властью Собора 843 года. Сделано это было не «на пустом месте», к тому времени богословы Византии сумели разработать целую стройную систему, которая вошла в соответствующую теорию иконы. В числе этих титанов мысли – Феодор Студит, Иоанн Дамаскин, являющиеся ныне «отцами церкви».

Теория христианской иконы

Икона как образ Бога признавалась символом и объявлялась посредником между человеком и миром невидимого.

Образы имели свою иерархию:

  • Бог – это первообраз
  • Логос (как осуществленное слово Бога) – второй вид образов
  • Человек – третий вид

Главный вопрос – как можно изобразить невидимого Бога? По преданию мы знаем, что Бог являлся старцам, пророкам как небесный свет, неопалимая купина или в виде трех путников. Это ветхозаветная традиция. В новозаветной истории мы знаем ещё один образ Бога – это Cын Господень, который явился в мир в образе человека. Вот этот образ и разрешено было использовать в иконах, когда сверхъестественное, небесное, божественное предстает перед нами через воплощенное человеческое. То есть разрешение на почитание икон базировалось на главном догмате о воплощении Христа.

Сам Бог-Отец у византийских иконописцев никогда не изображался, а вот в европейской части и на Руси были иконы, где первое лицо Троицы могло быть представлено седым старцем.

Тем не менее, именно в Византии к 10 веку начинают оформляться и символика иконы, и её жанры, и типы иконографии.

Канон христианской иконы

Каноничность можно назвать основным признаком или особенностью иконы. Поскольку этот образ должен был использоваться в церковной практике и осуществлять связь человека с Богом, то всё в нем должно было быть подчинено единым «правилам», т.е. канону. Этот канон определялся в первую очередь богословским содержательным компонентом, а уже потом эстетикой. Композиция изображения, фигуры иконы, цвет, аксессуары и т.д. обуславливались догматикой, что делало их понятными для всех верующих.

Такие канонические положения не появились непосредственно с возникновением христианства, напротив, культуры древности знали о них в той или иной мере. Для искусства Египта характерен был высокий уровень каноничности, присутствовал канон и в античной культуре, но в менее масштабных значениях.

В христианской культуре канон обеспечивал кроме этого и достаточный средний уровень исполнения иконы, образцы изображения были выверены, отобраны и доступны, ничего не надо было «изобретать» или «авторски» разрабатывать, поскольку уже имелись устойчивые модели иконографических изображений. Кроме всего прочего, в средневековье мастер даже не подписывал работу, все иконы создавались «анонимами».

Распространялся иконографический канон на следующие элементы:

Сюжет и композиция изображения на иконе

Сюжетно икона соответствовала Писанию, выбор содержательного элемента оставался за церковью. Для воплощения того или иного заказа у иконописца имелись образцы, прорези и так называемые «Толковые подлинники», в которых все изображение уже было представлено и задано. Именно по этим сюжетно-композиционным «стандартам» верующие и узнавали икону и могли различать их по существу.

Интересно, что на Руси уже с 12 века византийский канон начинает претерпевать национальную «модернизацию», когда устойчивые типы иконографии «видоизменяются» или даже появляются новые собственные, обусловленные местными традициями. Так возник канон Богородичного Покрова, например, или иконы с образами святых определенной местности.

Фигура на иконе

Канонически изображение фигуры тоже строго «регламентировалось». Так, основная (или семантически главная) фигура должна была быть расположена фронтально, т.е. лицом к верующему. Она давалась неподвижно и крупно. Такая фигура была «центром» иконы. Менее значимые фигуры в данном сюжете представлялись в профиль, их характеризовало движение, сложная поза и т.д. Если на иконе присутствовал человек, то он изображался вытянутой фигурой с акцентом на голове. Если это было лицо человека, то в нем выделялась верхняя часть лица с акцентом глаз, лба. Таким способом подчеркивалось преобладание духовного над чувственным. В контраст — рот человека рисовался бесплотным, нос тонким, подбородок маленьким. В изображениях святых рядом с лицом писалось их имя.

Цвет в русской иконографии

Символика цвета в изображениях икон также строго канонична. Между тем, для русской традиции иконографии характерна необычайно яркая и насыщенная палитра и колористика.

Византийской традиции присуще существенное верховенство золотого цвета, который должен был отображать сам божественный свет. Золотом покрывались в таких иконах и фон, и важные детали изображения – нимбы, крест и т.д. На русской иконе золото заменят красками, а очень значимый в Византии пурпур (власть императора) вообще не будет использоваться.

Красный цвет на наших иконах наиболее широко будет применен в новгородской школе, где именно красным будут покрывать фон, заменяя им византийское золото. Содержательно он будет символизировать цвет крови Искупителя, пламя жизни.

Для белого цвета предписывалось значение божественного света, невинности; его использовали в одеждах как Христа, так и праведников, святых.

Для чёрного – содержательная нагрузка определялась символами смерти, ада; в целом он использовался весьма редко и по необходимости мог быть заменен тёмными тонами синего или коричневого.

Зеленый – был цветом земли (преобладал во псковской школе иконописи), этот цвет будто противополагался небесному или царскому.

Синий – это символика неба, вечности, имел значение истины. В одеяния синего колера могли быть одеты и Спаситель, и Богоматерь.

Пространство в иконе

Расположение фигур и построение самого пространства изображения – это ещё одна важная составляющая канона. Мы знаем на сегодняшний день о трех имеющихся в искусстве типах плоскостного отображения пространства. Это перспективы:

  • прямая (пространство концентрическое). Характерно для периода Возрождения, выражает активную позицию и точку зрения художника
  • параллельная (пространство статическое). Изображение располагается вдоль полотна, характерно для восточного искусства и Древней Греции
  • обратная (пространство эксцентрическое). Выбрана в качестве канонической для иконописи

Эта перспектива отображала суть догматических положений, когда икона понималась не окном в реальный мир, как картина Ренессанса, а способом «проявления» мира горнего. Здесь не художник смотрит на изображаемое им, а персонаж иконы на верующего. Само же пространство в нем – символично:

  • холм может отображать гору,
  • кустик – целый лес,
  • луковицы церквей – целый город.

Икона таким образом может иметь вертикаль, которая соединяет землю и небо; так в нижней части изображения дается подвижное, изменчивое, человеческое, а в верхней – вечность, небесный мир.

Жанры русской иконописи

Содержательно иконопись была оформлена Собором 1554 года, когда ее виды были определены как:

  • Бытейское письмо
  • Притчи
  • Честные иконы (этот «раздел» появится в иконописи немногим позже)

Исходя из этих определений формируются и жанровые особенности, среди которых наиболее существенными становятся:

Историко-легендарные

Т.е. основанные на бытейском письме и воспроизводящие сюжеты событий из Священной истории.

Этому жанру русской иконописи свойственны: повествовательность (» церковная азбука» для неграмотных верующих), многодетальность, жизненность и подвижность.

Символико-догматические

Т.е. основанные на «притчах».

Для них характерны: строгость композиции, жесткость привязки к догматике, абстрактность фигур, практически бессюжетность. Главный акцент – символизм и канонические смысловые элементы. Пример – «Оранта», «Евхаристия», «Троица».

Персональные или «честные»

Т.е. написанные в честь определенного персонажа – святого, апостола.

Особенностями этого жанра иконописи есть фронтальность лика и фигуры, абстрактность фона. Само изображение может быть поясным или в полный рост, может присутствовать и житие святого (лик окаймлён фрагментами (клеймами) с сюжетным содержанием из его жизни).

Жанр Богородичного цикла

Это особенный жанр русской иконописи, в котором сливаются в единое целое все три перечисленные выше жанровые элементы. Лики Божией Матери с Младенцем повествуют как об определенных исторических событиях, так и утверждают конкретные христианские догматы (боговоплощение, спасение, жертва) и несут огромную символическую нагрузку.

Богородичная иконопись на Руси – это один из самых почитаемых и любимых жанров. Иконография Пречистой Девы имеет несколько собственных типов изображения, о которых мы расскажем отдельно. В отдельном тексте мы рассмотрим и историю русской иконописи, и её школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *