Политика Андрея боголюбского

Андрей Боголюбский, который правил с 1157 по 1174 г., он же сын Юрия Долгорукого, проводил политику централизации власти, начинал формировать основы самодержавия.

При нем изменилась концепция старшинства в династическом роде – важное событие на Руси.

Смерть князя была насильственной: гибель Андрея Боголюбского произошла вследствие заговора.

Краткая биография Андрея Боголюбского

Годы жизни Андрея Боголюбского –1120-1174 гг.

Отец – Юрий Долгорукий, дед – Владимир Мономах. Андрею был отдан в удел Владимир-на-Клязьме, где он прожил практически до 30 лет и который любил на протяжении всей жизни.

После смерти отца он не занял Киев, как требовали обычаи и традиции. При нем выросло значение Владимиро-Суздальского княжества. Было широко развернуто строительство, епископская кафедра перенесена во Владимир. Умер в ходе заговора бояр в 1174 г.

Дети Андрея Боголюбского (сыновья Изяслав, Юрий, Мстислав, Глеб) не стали правителями, власть перешла к брату Андрея.

Скульптурный портрет-реконструкция князя Андрея Боголюбского (М. Герасимов):

Исторический портрет

Андрей Боголюбский – интересная историческая личность. Смелый правитель, который не побоялся сломать традицию княжения в Киеве. Он был бунтарем и как сын, поскольку не послушался повеления отца начать княжение в Вышгороде.

Кроме того, им была похищена почитаемая икона Божьей Матери. Выдвигается предположение некоторыми учеными, что вещий сон об избрании иконой места своего пребывания – города Владимира – продуманный тактический ход, позволивший доступно объяснить простому люду причину оставления им Киева, а также собрать по пути следования народ, желающий переселиться в новые земли. Верующие, напротив, считают явление – промыслом Божьим.

Андрея Боголюбского современники характеризовали и как храброго воина, который не страшился участвовать в сражениях, талантливого, умелого тактика, полководца. Но вместе с тем иногда он был вспыльчив, скор в решениях.

Он известен как князь-строитель, поскольку во Владимире и Суздале было заложено и построено большое количество храмов. Например, Храм Покрова на Нерли – памятник ЮНЕСКО.

Княжение Андрея Боголюбского

Годы правления – 1157-1174 гг.

Замок Боголюбово

Начало правления Андрея Боголюбского ознаменовано переносом столицы во Владимир, строительством резиденции Боголюбово.

Князь стремился к упрочнению своей власти. В своей борьбе за власть он опирался на городские сословия. Таким образом, направление деятельности князя совпадало с вектором развития стран Европы.

Внутренняя и внешняя политика

Кратко рассмотрим, что сделал Андрей Боголюбский во время своего правления:

  • внутренняя политика Андрея Боголюбского характеризуется ориентированностью на улучшение социально-экономического положения,
  • произошло ослабление Киева из-за переноса столицы и епископского престола,
  • значительные достижения в храмовом строительстве,
  • религиозные изменения – была осуществлена попытка канонизации нового святого – епископа Леонтия.

Политическая цель внешнего характера – Волжская Булгария.

Итоги правления

Результаты деятельности Андрея Боголюбского:

  1. Владимиро-Суздальское княжество заняло видное место на политической арене Руси.
  2. Рост социально-экономического, культурного благосостояния Владимиро-Суздальского княжества как самостоятельного и суверенного, и Руси в целом.
  3. Установление празднования православных праздников — 14 октября (Покрова Пресвятой Богородицы) и 14 августа (Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня).

Заговор против Андрея Юрьевича

Заговор был обусловлен не социально-экономическими потрясениями или напряженностью в обществе, а недовольством в боярской среде.

Попытка произвести переворот была предпринята в июне 1174 г. Поводом стала казнь родственника жены, Степана Кучка. Его владения были изъяты князем. Здесь и было приказано построить крепость.

Участниками заговора стали: жена и родственники Андрея Боголюбского, слуги.

Убийство Великого Князя Андрея Боголюбского

Дата убийства – 29 июня 1174 г. Прожил Великий Князь с момента, когда родился, всего 54 года.

Накануне убийства из спальни князя был украден меч. Заговорщики ворвались в покои и нанесли ему многочисленные раны. Были убиты его приближенные, началось разграбление. В народе начались волнения, которые быстро подавили.

Кто правил после

После того, как Андрей Боголюбский погиб, была предпринята попытка установить власть его племянниками. Но победу одержал брат Андрея, Михаил, который прожил недолго.

Власть перешла к Всеволоду Большое гнездо (отчество – Юрьевич), который княжил с 1177 по 1212 г. во Владимире.

Почему Андрея Боголюбского называют Святым

Относительно вопроса, почему Князь Андрей получил прозвище «Боголюбский», имеются следующие интересные факты:

  1. Первая версия Андрей Боголюбский вывез икону Божьей матери, Которая приснилась ему во сне и велела везти во Владимир. То есть он был отмечен Богом, любим им. Кроме того, сам князь высоко почитал Бога, много строил храмов. Так он был прозван Боголюбским.
  2. Вторая версия когда везли икону во Владимир, недалеко от города лошади встали. Это было расценено как знак. На том месте была построена резиденция Андрея – Боголюбово.

Великий Князь Андрей свято чтил религиозные обряды, посты, много жертвовал на строительство храмов и монастырей, буквально осыпая православные святыни своими благами. Канонизирован Великий Князь как Святой Благоверный ещё и за свою мученическую смерть.

Православная церковь при жизни Боголюбского утвердила свои позиции, высоко повысились ее авторитет и мощь. Княжество Владимирское стало сильнейшим и богатейшим на территории всей Руси. Именно при жизни Боголюбского началось формирование великой русской нации.

Андрей Боголюбский

Андрей Юрьевич Боголюбский. Родился около 1111 года — убит 29 июня 1174 года. Князь Вышгородский (1149, 1155), Дорогобужский (1150-1151), Рязанский (1153), великий князь Владимирский (1157-1174). Сын Юрия Долгорукого. Святой Русской православной церкви.

Андрей Боголюбский родился около 1111 года. Достоверно дата не известна (официально принятые сведения о дате рождения Боголюбского содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева).

Отец — Юрий Долгорукий (1090-1157), князь ростово-суздальский и великий князь киевский, основатель Москвы.

Мать — дочь половецкого хана Аепы Осеневича (посредством этого брака отец Юрия Владимир Мономах намеревался упрочить мир с половцами).

О годах детства и молодости Андрея Боголюбского почти ничего не известно.

Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром, своей основной резиденции.

Первое значимое упоминание о нем в 1146 году, когда Андрей вместе со старшим братом Ростиславом изгнали из Рязани союзника Изяслава Мстиславича — Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.

Личная жизнь Андрея Боголюбского:

Женился в 1148 году на Улите — дочери казнённого боярина Степана Ивановича Кучки. Такова была воля отца. Улита отличалась необыкновенной красотой.

Улита родила ему пятерых детей.

— Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году;
— Мстислав, умер 28.03.1173;
— Юрий, князь Новгородский в 1173-1175 гг., в 1185-1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года;
— Ростислава, была замужем за Святославом Вщижским;
— Глеб Владимирский (1155-1175), святой. Неизвестен по летописям. Согласно позднейшим источникам, с 12-летнего возраста стал усердно читать духовную литературу, любил беседовать с монахами, отличился христианскими добродетелями, скончался в 20-летнем возрасте незадолго до убиения своего отца.

Улита участвовала в заговоре против Андрея Боголюбского и за это в 1175 году была казнена. Хотя по другой версии казнили не Улиту, а вторую неизвестную жену Андрея Боголюбского.

Внешность Андрея Боголюбского:

В межвоенные годы останками князя Андрея Боголюбского заинтересовался антрополог М. М. Герасимов, и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом — подлинник (1939) хранится в ГИМ. В 1963 году Герасимов выполнил повторную работу для Владимирского краеведческого музея. Герасимов считал, что череп «европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности» (наследственность по женской линии — «от половцев»).

В 2007 году по инициативе Московского Фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого, созданного Распоряжением Правительства Москвы № 211-РМ от 16 марта 1999 года, ФГУ Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование черепа князя. Исследование было проведено профессором В. Н. Звягиным с использованием программы СranioMetr. Оно подтверждает краниологическую экспертизу черепа князя, выполненную коллегой Герасимова В. В. Гинзбургом, добавляя к ней такие детали как горизонтальная профилировка лица, седловидная деформация темени и поворот плоскости лица на 3-5° вправо, однако относит облик князя к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы и отмечает, что признаки североевропейской или южноевропейской локальных рас отсутствуют в нём с вероятностью Pl > 0,984, в то время как монголоидные особенности полностью исключаются (вероятность Pl ≥ 9 х 10-25).

Облик Андрея Боголюбского

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. Луцк взять не удалось. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни.

Осенью 1152 года Андрей вместе со своим отцом участвовал в 12-дневной осаде Чернигова, закончившейся неудачей. По сведениям поздних летописцев, Андрей получил тяжелое ранение под стенами города.

В 1153 году Андрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич изгнал его. Андрей бежал в одном сапоге.

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря он увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал каменный город Боголюбый (ныне Боголюбово), который стал его резиденцией.

Великое княжение Андрея Боголюбского

После смерти отца в 1157 году он стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир.

В 1158-1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с двумя воротными башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово — основная резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил своё прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве. Согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он в это время находился в Киеве.

По известию Лаврентьевской летописи, Юрий Долгорукий взял крестное целование с главных городов Ростово-Суздальского княжества на том, что княжить в нём должны его младшие сыновья, по всей вероятности, рассчитывая на утверждение старших на юге.

Андрей на момент смерти отца уступал в старшинстве по лествичному праву обоим главным претендентам на киевское княжение: Изяславу Давыдовичу и Ростиславу Мстиславичу. Удержаться на юге удалось лишь Глебу Юрьевичу (с этого момента Переяславское княжество обособилось от Киева), с 1155 года женатому на дочери Изяслава Давыдовича, и ненадолго — Мстиславу Юрьевичу (в Поросье до окончательного утверждения в Киеве Ростислава Мстиславича в 1161 году). Остальным Юрьевичам пришлось покинуть Киевскую землю, но незначительный удел (Кидекша) на севере получил только Борис Юрьевич, умерший бездетным уже в 1159 году.

Кроме того, в 1161 году Андрей выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с её детьми Михаилом, Васильком и семилетним Всеволодом. В Ростовской земле было два старших вечевых города — Ростов и Суздаль. В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. Желая править единолично, Андрей прогнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан, был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля.

В 1159 году Изяслав Давыдович был изгнан из Киева Мстиславом Изяславичем Волынским и галицким войском, киевским князем стал Ростислав Мстиславич, чей сын Святослав княжил в Новгороде. В том же году Андрей захватил новгородский укрепленный пункт Волок Ламский, основанный новгородскими купцами, и праздновал здесь свадьбу своей дочери Ростиславы с князем вщижским Святославом Владимировичем, племянником Изяслава Давыдовича. Изяслав Андреевич вместе с муромской помощью был послан на помощь Святославу под Вщиж против Святослава Ольговича и Святослава Всеволодовича.

В 1160 году новгородцы пригласили на княжение племянника Андрея, Мстислава Ростиславича, но ненадолго: в следующем году Изяслав Давыдович погиб при попытке овладеть Киевом, и в Новгород на несколько лет вернулся Святослав Ростиславич.

В политической жизни Андрей опирался не на родовое боярство, а на младших дружинников («милостников»), которым раздавал в условное владение земли, — прообраз будущих помещиков и дворянства. Проводившаяся им политика усиления самовластия предвещала формирование самодержавия в Московской Руси XV-XVI веков. Историк В.О. Ключевский называл его первым великороссом.

В 1160 году Андрей предпринял неудачную попытку учредить на подвластных землях независимую от киевской митрополию. Но Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг отказался посвятить Феодора, Андреева кандидата, и в митрополиты, и в ростовские епископы, поставив епископом византийца Леона. Некоторое время в епархии имело место фактическое двоевластие: местопребыванием Феодора являлся Владимир, Леона — Ростов.

В конце 1160-х годов Андрею пришлось отправить Феодора к киевскому митрополиту Константину, где он подвергся жестокой расправе — низложенному епископу урезали язык и отрубили правую руку.

Андрей Боголюбский приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) церкви праздники Всемилостивому Спасу (1 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Поход Андрея Боголюбского на Киев (1169)

После смерти Ростислава в 1167 году старшинство в роду Рюриковичей принадлежало прежде всего Святославу Всеволодовичу черниговскому, правнуку Святослава Ярославича (старшими в роду Мономаховичей были правнуки Всеволода Ярославича Владимир Мстиславич, затем сам Андрей Боголюбский).

Мстислав Изяславич Волынский занял Киев, выгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил в Новгороде своего сына Романа. Мстислав стремился сконцентрировать управление Киевской землёй в своих руках, чему воспротивились его двоюродные братья Ростиславичи из Смоленска.

Андрей Боголюбский воспользовался разногласиями и послал войско во главе со своим сыном Мстиславом, к которому присоединились союзники: Глеб Юрьевич, Роман, Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи, Олег и Игорь Святославичи, Владимир Андреевич, брат Андрея Всеволод и племянник Андрея Мстислав Ростиславич. Среди союзников Андрея, участвовавших в походе, были князь полоцкий и дружины муромо-рязанских князей.

Союзники Мстислава Киевского (Ярослав Осмомысл галицкий, Святослав Всеволодович черниговский, Ярослав Изяславич луцкий, Иван Юрьевич туровский и Всеволодовичи городенские) не предприняли деблокирующего удара под осаждённый Киев.

12 марта 1169 года Киев был взят «копьем» (приступом). Два дня суздальцы, черниговцы, смоляне и полочане грабили «мати руских городов», чего прежде в княжеских войнах никогда не случалось. Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. «Митрополия» Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая». В Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб, сам Андрей остался во Владимире.

Деятельность Андрея Боголюбского оценивается большинством историков как попытка произвести переворот в политическом строе Русской земли. Андрей Боголюбский впервые изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей. До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве. Князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение.

Поход Андрея Боголюбского на на Новгород (1170)

В 1168 году новгородцы призвали себе на княжение Романа, сына Мстислава Изяславича Киевского. Первый поход был проведён против полоцких князей, союзников Андрея. Земля была разорена, войска не дошли до Полоцка 30 вёрст. Затем Роман атаковал Торопецкую волость Смоленского княжества. Посланное Мстиславом на помощь сыну войско во главе с Михаилом Юрьевичем и чёрные клобуки были перехвачены Ростиславичами по дороге.

Хронологически между взятием Киева и походом на Новгород летопись ставит рассказ о столкновении новгородцев с суздальцами в Заволочье, победа в котором досталась новгородцам.

Зимой 1170 года пришли под Новгород Мстислав Андреевич, Роман и Мстислав Ростиславичи, Всеслав Василькович Полоцкий, рязанский и муромский полки. На 4-й день осады, 25 февраля, был предпринят штурм, продолжавшийся целый день. К вечеру Роман с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Новгородцы пленили так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 ногаты).

Однако вскоре в Новгороде наступил голод, и новгородцы предпочли заключить мир с Андреем на всей своей воле и пригласили на княжение Рюрика Ростиславича, а ещё через год — Юрия Андреевича.

Осада Андреем Боголюбским Вышгорода (1173)

После смерти на киевском княжении Глеба Юрьевича в 1171 году Киев по приглашению младших Ростиславичей и втайне от Андрея и от другого главного претендента на Киев — Ярослава Изяславича Луцкого занял Владимир Мстиславич, но вскоре умер. Андрей отдал киевское княжение старшему из смоленских Ростиславичей — Роману.

В 1173 году Андрей потребовал от Романа выдачи киевских бояр, заподозренных в отравлении Глеба Юрьевича, но тот отказался. В ответ Андрей приказал ему вернуться в Смоленск, тот послушался. Андрей отдал Киев своему брату Михаилу Юрьевичу, но тот вместо себя послал в Киев брата Всеволода и племянника Ярополка. Всеволод просидел в Киеве 5 недель и был взят в плен Давыдом Ростиславичем. В Киеве ненадолго вокняжился Рюрик Ростиславич.

После этих событий Андрей через своего мечника Михна потребовал и от младших Ростиславичей «в Русской земле не быти»: от Рюрика — уйти к брату в Смоленск, от Давыда — в Берладь. Тогда младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками», и остриг бороду послу Андрея, чем дал повод началу военных действий.

Кроме войска Владимиро-Суздальского княжества, в походе участвовали полки из Муромского, Рязанского, Туровского, Полоцкого и Городенского княжеств, Новгородской земли, князья Юрий Андреевич, Михаил и Всеволод Юрьевичи, Святослав Всеволодович, Игорь Святославич; численность войска оценивается летописью в 50 тыс. чел.

Ростиславичи избрали другую стратегию, нежели Мстислав Изяславич в 1169 году. Они не стали защищать Киев. Рюрик заперся в Белгороде, Мстислав в Вышгороде со своим полком и полком Давыда, а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла. Всё ополчение осадило Вышгород, чтобы взять в плен Мстислава, как приказал Андрей. Спустя 9 недель осады Ярослав Изяславич, чьи права на Киев не признали Ольговичи, получил такое признание от Ростиславичей, двинул волынские и вспомогательные галицкие войска на помощь осаждённым. Узнав о приближении противника, огромное войско осаждавших стало беспорядочно отступать. Мстислав совершил успешную вылазку. Многие, переправляясь через Днепр, утонули.

«Так-то, — говорит летописец, — князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку».

Киевским князем стал Ярослав Изяславич. Но на протяжении последующих лет ему, а затем и Роману Ростиславичу пришлось уступить великое княжение Святославу Всеволодовичу Черниговскому, с помощью которого после гибели Андрея во Владимире утвердились младшие Юрьевичи.

Походы Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию

В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Противник потерял много людей убитыми и знамёна. Был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города.

Зимой 1171 года был организован второй поход, в котором участвовали Мстислав Андреевич, сыновья муромского и рязанского князей. Дружины соединились при впадении Оки в Волгу и ждали рати бояр, но не дождались. Бояре идучи не идяху, потому что не время воевать зимою болгар. Эти события свидетельствовали о крайней напряжённости взаимоотношений между князем и боярством, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче. Князья со своими дружинами вошли в булгарскую землю и начали грабежи. Булгары собрали войско и выступили навстречу. Мстислав предпочёл избежать столкновения из-за неблагоприятного соотношения сил.

В русской летописи не содержится известий об условиях мира, но после удачного похода на волжских булгар в 1220 году племянника Андрея Юрия Всеволодовича мир был заключён на выгодных условиях, по-прежнему, как при отце и дяде Юрия.

Андрей Боголюбский

Убийство Андрея Боголюбского

Поражение войск Андрея Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт Андрея с видными боярами (недовольство которых проявлялось ещё во время неудачного похода войск Боголюбского против волжских булгар в 1171 году) и привело к заговору приближённых бояр против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит своими боярами.

Согласно Ипатьевской летописи, обстоятельства убийства князя Андрея в княжеском замке в Боголюбово таковы. Заговорщики (бояре Кучковичи, которые были родственниками Боголюбского и некоторое время владели землями на месте будущего города Москвы), сначала спустились в винные погреба, там выпили вина, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Андрей Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли. Князь очнулся, спустился из своей спальни по лестнице и попытался скрыться за лестничным столбом. Его отыскали по кровавому следу. Убийцы кинулись на него. Андрей в конце молитвы произнёс: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» и скончался.

Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, сохранилось до настоящего времени.

Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. Согласно Ипатьевской летописи, тело князя остался взять лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин, который отнёс его в церковь. Только на третий день после убийства игумен Арсений отпел великого князя.

Игумену Феодулу (настоятель владимирского Успенского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и похоронить в Успенском соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе, по предположению Игоря Фроянова, из-за недовольства князем, сочувствуя заговору.

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его уже единственный в то время сын не выступал в качестве претендента на княжение, подчинившись лествичному праву.

В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20 заговорщиков — убийц князя (начиная с имён Кучковичей) и описание обстоятельств убийства.

В Ипатьевской летописи, испытавшей значительное влияние т. н. Владимирского полихрона XIV века, Андрей в связи со смертью назван «великим князем».

Рака с мощами князя была вскрыта в феврале 1919 года комиссией по осмотру Успенского собора. После врачебного исследования останки были оставлены открытыми для посетителей. В середине 1930-х годов из «антирелигиозного отдела» Владимирского исторического музея (открылся в Георгиевском приделе собора) останки были переданы в Институт истории феодального общества ГАИМК (Ленинград). Там они были подвергнуты анализу в рентгено-антропологической лаборатории Государственного рентгенологического института профессором Д. Г. Рохлиным, подтвердившим летописные данные об обстоятельствах убийства князя. В феврале 1935 года останки возвратились в музей, и их экспонировали в центре зала музея на первом этаже в стеклянном саркофаге.

Череп был отправлен в 1939 году в Москву Михаилу Герасимову, затем возвращён во Владимир в 1943 году; в конце 1950-х мощи оказались в Государственном историческом музее, где оставались до 1960-х. В 1982 году они были осмотрены судебно-медицинским экспертом Владимирского областного бюро СМЭ М. А. Фурманом, который подтвердил наличие множественных рубленых повреждений скелета князя и преимущественную их левостороннюю локализацию.

23 декабря 1986 года Совет по делам религий принял решение о целесообразности передачи мощей в Успенский собор города Владимира. 3 марта 1987 года произошла передача мощей. Они были переложены в раку на то же место в Успенском соборе, где они находились в 1174 году.

Андрей Боголюбский был прославлен Русской православной церковью в 1702 году, когда его мощи были обретены и положены в серебряную раку (сооружённую на вклад патриарха Иосифа) во владимирском Успенском соборе, почитание установлено было в день памяти чтимого на Руси святителя Андрея Критского — 4 июля по юлианскому календарю.

Образ Андрея Боголюбского в кино:

1998 — Князь Юрий Долгорукий — в роли Андрея Боголюбского актер Евгений Парамонов.

Жизнь и деятельность князя

Будущий великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский родился предположительно в 1110—1111 году в Ростово-Сульзальской земле (северо-восток Руси). Его матерью была половецкая княжна, любимая дочь хана Аепы. Отец — Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха. О годах детства и юности князя известно мало. Согласно сохранившейся информации, он получил достойноное образование и хорошее воспитание.

Кроме того, Андрей смог прославиться, сопровождая отца в битвах и походах, посвященных единственной цели — борьбе за главный древнерусский престол. В 1146 году вместе с братом Ростиславом он изгнал из Рязани князя Ростислава Ярославовича, который сбежал к половцам. В 1149, когда Юрий Долгорукий занял Киев, он получил во владение Вышгород, проявил доблесть при взятии Луцка, осаде Чернигова.

Историки до сих пор спорят, почему Андрею достался во владение именно Вышгород, который не был примечательным городом. Дело в том, что отец собирался сделать сына приемником после кончины, и потому держал его поближе к себе.

Происхождение прозвища

Вопреки мнению отца в 1155 году Андрей направился во Владимир-на-Клязьме. С собой из городского монастыря он взял икону Богородицы, привезенной из Царьграда и писаной святым евангелистом Лукою. Святыня охранялась, и славилась своими чудодейственными свойствами. Однако правитель сумел подговорить священника, похитил ее и сбежал из города.

По дороге ему приснилась Богородица, которая просила оставить икону во Владимире. Правитель так и поступил, а на месте, где было ему видение, основал каменный город Боголюбов (ныне — поселок Боголюбово в двух километрах от Владимира). Здесь в большом замке долгое время находилась его резиденция.

Правление и религия

В 1157 году, после смерти отца, князь стал «самовластцем Суздальской земли». Он отказался переезжать в Киев, и, несмотря на заведенный обычай, остался во Владимире. Город стал новой столицей государства. В годы правления Боголюбский подчинил себе многие земли и завоевал политическое влияние на северо-востоке страны. Как и все князья феодальной эпохи, он старался возвысить собственное княжество и подчинить остальные.

Основная характеристика правления князя — стремление к независимости от влияния других стран. В религии он создавал культ Богородицы, в честь которой были построены храмы во Владимире, Киеве, Новгороде. Кроме того, и Византии было получено разрешение перенести ростовскую епархию во Владимир. Во время правления Боголюбского были установлены религиозные праздники Покрова (1 октября по старому стилю) и Спаса (1 августа).

Военные успехи

Летописцы отмечают отличные воинские качества князя. На его счету были и успехи, и поражения, но во всех битвах Боголюбский проявлял отвагу. В стремлении создать крепкое и сильное княжество он участвовал в таких сражениях:

  • Поход на Киев. Город был взят штурмом 8.03.1169 г. Цель победы — подвергнуть город разорению и ослабить его влияние, Править здесь князь не желал и посадил на престол брата Глеба. После убийства Глеба в 1771 году трон перешел Роману Смоленскому, от которого Боголюбский потребовал выдать причастных к убийству брата бояр. Получив отказ, он снова пошел на Киев.
  • После решения проблемы Киева, Боголюбский отправился в поход на Новгород, но проиграл сражение городскому войску (25 февраля 1770 г). Не сдавшись, он перекрыл доставку зерна в город. Опасаясь голода, жители города признали власть Боголюбского.
  • Походы против волжских булгар (внешнего врага) предпринимались с 1164 года. В ходе первого из них Андрей вместе с дружиной смог сжечь 3 крупных города и взять Бряхимов (Ибрагимов). Зимой 1171 года во время второго похода княжеские дружины ждали подмоги бояр в месте впадения Оки в Волгу. Однако те так и не явились, сославшись на неподходящее время года. В действительности, игнорирование приказа о сборе свидетельствовало в напряжении в отношениях правителя и знати. Войска все-таки вошли на землю булгар и начали грабежи. Булгары выступили против, и княжеское войско не пожелало идти дальше, поскольку соотношение сил было не в его пользу.

Заговор Кучковичей

Проводя свою внутреннюю и внешнюю политику, Андрей Боголюбский смог добавить к территории Владимирско-Суздальского княжества новые земли. Это произошло на востоке за счет Волжской Булгарии (основание Городца-Радилова), а также в Заволочье и на севере. Однако кризис власти стал заметен в 1172 году, во время второго похода на Булгарию, который не нашел поддержки среди муромско-рязанских князей.

Корни нпяженности следует искать в социальной сфере. Правление Боголюбского было подчеркнуто-аристократическим, сопровождалось мерами военного характера и серьезными расходами из казны. Это привело к нарастанию противоречий в отношениях с ростово-суздальским и владимирским боярством.

В 1174 году князь Андрей пал жертвой заговора, организованного приближенным к нему боярским родом Кучковичей. Он был убит в ночь 29 июня 1174 г., в дворцовых покоях. Заговорщики (20 человек) выломали дверь и проникли в комнату, где отдыхал безоружный князь. Он оказал сопротивление, но был убит. Утром заговорщики разграбили казну и убили княжеского любимца. Описание этого исторического события, записанное очевидцем или со слов очевидцев, сохранилось в Киевской летописи.

Рассматривая преступление, следует принять во внимание такие факты:

  • Безоружность князя во время покушения. В феодальную эпоху заговоры были обычным делом, поэтому знатные люди были вооружены круглосуточно. Современные историки считают, что ключник князя был подкуплен и спрятал его меч вечером перед покушением.
  • Организация заговора боярами. Это опровергает версию, по которой Андрей Боголюбский к концу правления получал все меньше поддержки от народа. Наоборот, считается, что князь перестал пользоваться поддержкой бояр, которые активно боролись за власть. Причина негативного отношения с их стороны — борьба Андрея с вседозволенностью знати.

Получив известие о гибели Боголюбова, простой народ восстал против участников заговора и лишил жизни многих из них. Если бы князь не пользовался поддержкой народа, вряд ли его смерть вызвала бы такую реакцию. Таким образом, заговор против князя — результат притеснения бояр с целью укрепления собственного самодержавия.

Мощи князя находятся в Успенском соборе города Владимир. В 1702 году его канонизировала Русская православная церковь. Память чтят 4 (19) июля.

Потомки Андрея Боголюбского

В 1148 году отец женил Андрея на Улите, дочери казенного боярина Степана Кучки. Она славилась красотой и родила мужу пятерых детей. История сохранила их имена:

  • Изяслав. Участвовал в походе на Волжскую Булгарию, умер в 1165 г. Женат не был, детей не оставил.
  • Мстислав. Участник многих военных походов, умер в 1173 году. Имел сына Василия (1171 г. р.), судьба которого неизвестна.
  • Юрий Андреевич Боголюбский. В 1185—1189 гг. — муж царицы Тамары, с которой связан золотой век в истории Грузии. Умер около 1190 г.
  • Ростислава. Супруга последнего представителя ветви черниговских Давыдовичей — Святослава Владимировича. Сведения о потомках отсутствуют.
  • Глеб Владимирский. Святой, по летописям неизвестен. Согласно более поздним источникам, с 12 лет читал духовную литературу и общался с монахами. Умер в двадцатилетнем возрасте незадолго до гибели отца.

Супруга Боголюбского относилась к роду Кучковичей, и историков участвовала в коварном заговоре против супруга. За это она была казнена. Однако существует версия, что в коварном убийстве принимала участие вторая жена (осетинка, родом из Яз), и казнили именно ее.

На схеме-таблице показано происхождение князя:

Интересные факты

В жизни правителя много таинственного. Историкам неизвестна точная дата его рождения. У Татищева указано, что он был убит в возрасте 63 года. День и год смерти зафиксированы точно — 29.06.1174 . Следовательно, великий князь родился в 1111 г. Однако есть предположение, что он был рожден в период с 1120—1125 год. В его пользу свидетельствуют данные антропологических исследований.

Много споров вызывает и внешность князя. В школьных учебниках по истории представлен его скульптурный портрет. Ясно видно, что лицо имеет выраженные монголоидные черты: узкий разрез глаз, зачесанные волосы, выделенные скулы, горделиво приподнятые брови. Однако после исследования мощей, которое провел Институт судебно-медицинской экспертизы, мнение о внешности Боголюбского поменялось. Ученых поразили такие моменты:

  • отличная сохранность мощей;
  • отсутствие признаков принадлежности к монголоидной расе;
  • установлено, что облик князя типичен для европейца.

Источники свидетельствуют, что матерью князя была половчанка. В представлении советских антропологов половцы относились к монголоидам. Согласно современным источникам, это люди с голубыми глазами и светлыми волосами. Следовательно, скульптура Михаила Герасимова — результат ошибочного представления историков о половцах.

Удивление ученых вызвала сильная скрученность плечевых костей Андрея, что свидетельствовало о колоссальных физических нагрузках. Есть информация, что он с малых лет воспитывался как воин, и в 3 года хорошо управлял конем. По данным ученых-антропологов, Боголюбский владел особой тактикой боя, несвойственной русским воинам.

Где же обучался великий князь технике сражения? Ученые выяснили, что до 1148 года его имя практически не упоминается в летописях. К тому времени ему исполнилось немало лет, а о жизни в юные годы ничего не известно. В одном из старообрядческих житий Андрея сказано, что многие годы князь пребывал в Иерусалиме. На святой земле он проводил время в постах и молитвах. Вероятно, что в Иерусалиме он встретил воинов, у которых научился боевому искусству.

Князь владел шестью языками и вел активную переписку с Фридрихом Барбароссой (полководцем, рыцарем, императором священной Римской империи). Его родословная включает все правящие династии эпохи. На четверть грек и англосакс, он навсегда сохранил преданность Залесским землям (Владимиро-Суздальскому краю).

Ученые говорят о правителе как об опытном стратеге, архитекторы — как о выдающемся проектировщике музыканты — как о ценителе прекрасного. Церковь чтит его как святого, трагически закончившего жизненный путь. Все без исключения признают в нем одаренную личность, патриота, деятельность которого помогла создать из Владимира центр православной культуры.

На герб княжества Андрей посадил такого же льва, какой был на гербе Иерусалима. Это не только дань традиции, но и прямое указание на духовную связь со святым местом и желание прославить Владимир как новый центр Земли.

Культурное наследие

К заслугам правления Андрея Боголюбского можно отнести не только меры по защите рубежей от кочевников и отстаивание независимости от внешних сил. Все, чем гордится владимирская земля, создано силой творческого духа древнего правителя. Это храм Покрова-на-Нерли, Золотые ворота, златоглавый Успенский собор, белокаменные палаты в Боголюбово.

У мощей святого Андрея не бывает суеты. Паломники, которые желают поклониться, ему, тихо ждут своей очереди. Здесь же, в Успенском соборе, почивает его сын Глеб. Согласно историческим источникам, он был отравлен. Однако многие считают, что Глеб вымолил свою смерть, предвидя кончину отца.

Подверглась реконструкции лестничная башня, в которой Боголюбову был нанесен роковой удар. В ней чувствуется необычная энергетика, которую не передать словами. Боголюбская икона Божией Матери является шедевром древнерусской живописи XII века. Она хранится во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в специальных условиях (температура — 18 градусов, влажность — 50 процентов). Ежегодно специальная комиссия осматривает икону и оценивает ее состояние.

Андрей внес значительный вклад в историю Руси. В эпоху его правления Владимиро-Суздальское княжество достигло небывалого могущества, а впоследствии стало ядром российского государства.

Первые упоминания об Андрее Боголюбском в летописях относятся к периоду вражды его отца, Юрия Долгорукого, со своим племянником, Изяславом Мстиславовичем.

Точная дата рождения неизвестна. Предположительно, будущий князь родился в 1111 г. в Суздале (ныне Владимирская область). О жизни Андрея в детстве и юности известно мало. Ученые предполагают, что он, как и все сыновья князей, получил хорошее воспитание и образование, немаловажную роль в котором играли духовность и христианство.

После совершеннолетия, в 1149 г., Юрий отправил сына княжить в Вышгород, однако спустя всего год Андрей был переведен на запад Руси, где управлял Туровом, Пинском и Пересопницей. В 1151 г. Долгорукий возвращает сына обратно в Суздальскую землю, а в 1155 г. снова отправляет княжить в Вышгород. Вопреки воле отца спустя некоторое время Андрей возвращается во Владимир и, согласно летописи, привозит с собой икону Богородицы (позднее — Владимирская Богоматерь). Боголюбский продолжает править во Владимире, который на тот момент был достаточно небольшим городом, уступающим в своем политическом и экономическом влиянии Ростову, Мурому и другим городам.

В 1157 г. умирает Юрий Долгорукий, и Андрей наследует титул князя киевского, однако переезжать в Киев отказывается, несмотря на заведенный обычай. В этом же году Андрея Боголюбского избирают князем ростовским, суздальским и владимирским. В 1162 г., опираясь на помощь своих слуг, Боголюбский изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, дружину своего покойного отца и становится единоличным представителем власти в княжестве.

Отказ Андрея Боголюбского княжить в Киеве был воспринят как перенос столицы Руси во Владимир, однако историки до сих пор оспаривают правомерность подобного утверждения. Тем не менее в литературе очень часто можно встретить утверждение о том, что Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей государства в период своего правления, подобная версия считается общепринятой.

За время своего правления во Владимире Андрей Боголюбский смог подчинить себе многие земли и завоевать огромное политическое влияние на северо-востоке Руси.

В 1164 г. князь Андрей и его войско совершают удачный поход на волжских булгар, а в 1169 г. — поход на Киев, в результате которого город был разорен его дружинниками.

Андрей Боголюбский погибает в ночь с 29 на 30 июня 1174 г. в Боголюбове в результате заговора бояр из числа его ближайших соратников. В 1702 г. был канонизирован.

Внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского

В самом начале правления Андрея Ростово-Суздальское княжество стремительно развивалось благодаря притоку людей из других земель, которые бежали из Киева, обстановка в котором становилась все более опасной из-за постоянных набегов кочевников.

Именно благодаря усилиям Андрея Боголюбского г. Владимир и Ростово-Суздальское княжество превратились в один из главных политических и экономических центров Руси, отняв часть власти у Киева. А Владимир во время правления Андрея превратился из небольшого города в настоящую столицу: была построена крепость, Успенский собор и другие сооружения, которые сформировали образ города. Во Владимире кипела политическая и экономическая жизнь.

Историки сходятся во мнении, что именно этот перенос власти во Владимир во многом стал предшественником дальнейшего усиления этой части Руси и ослабления Киева. Андрей Боголюбский, который активно проводил политику усиления самовластия, считается предвестником формирования системы самодержавия на Руси.

Андрей Боголюбский также сделал немало для развития культуры и религии на Руси. Он несколько раз пытался получить независимость от киевской митрополии, но это ему так и не удалось. Несмотря на это, князь стремился к большей религиозной и культурной самостоятельности Руси от Византии (культура в те времена была неразрывно связана с религией): основал несколько новых праздников, приглашал многочисленных зодчих для постройки и отделки храмов, что способствовало развитию русского зодчества и искусства.

Помимо развития Ростово-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский довольно часто совершал походы на своих соседей — Новгород, Киев — с целью укрепления власти. Во внешней политике князь, как и его предшественники, стремился к большей независимости Руси.

Итоги правления Андрея Боголюбского

По мнению историков, князь Андрей пытался совершить переворот в политическом строе Руси и сместить центр власти, что во многом ему удалось. Итогом правления Андрея Боголюбского стало появление нового политического и экономического центра — Владимира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *