Полисная система

Сколько полисов было в Древней Греции?

Полис — одна из основ цивилизации Древней Греции. Первые из них появились в самой Греции и на соседних островах. В ходе колонизации полисы были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, в Причерноморье, на Сицилии, в Южной Италии, на Крите и Кипре. Самыми удаленными полисами были колонии на средиземноморском побережье Испании и Массилия в южной Галлии, а также Кирена в Северной Африке.

Учеными Копенгагенского центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах, существовавших в Архаическую и Классическую эпохи. Не все они существовали одновременно. Какие-то были основаны позже, уже в Классическую эпоху. Другие, наоборот, перестали существовать до конца Классической эпохи.

Греческие полисы Италии и Сицилии. (Wikimedia.Commons)

Мир полисов был динамичным. В IV веке до н. э. на Эвбее осталось 4 полиса вместо 12, существовавших на рубеже Архаической и Классической эпох. В том же столетии сицилийский правитель Дионисий I основал несколько новых полисов. Полисами становились также общины народов, соседствовавших с греками и перенимавших их культуру. Так после кампаний Тимолеонта на Сицилии в IV веке до н. э. полисами стал ряд общин сикулов, коренного населения острова. Полисное устройство и эллинскую культуру переняло несколько десятков общин карийцев (народ, живший на юго-западе Малой Азии).

Сущность полиса

Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов. Прежде всего, полис — это не город-государство. Полис — это гражданская община. Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство. Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис. Российский ученый И. Е. Суриков считает важным для сущности полиса дополнение — городская гражданская община.

Фундамент храма Зевса в карийском полисе Алабанда. (Wikimedia.Commons)

В Античности не было противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией (хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.

Чтобы считаться полисом, община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.

Подразделения полиса, например демы в Афинах, представляли собой полисы в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.

Процесс формирования полиса начался в Архаическую эпоху и развивался постепенно. В ходе Архаической эпохи в полисах формировались магистратуры (должности). На примере Афин можно увидеть, что сначала на место царской власти пришли должность пожизненного архонта. Постепенно срок этой должности сократился до года, число архонтов — до 9, а право на доступ к ней получили все аристократы.

Фаланга гоплитов. (Wikimedia.Commons)

В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил. Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.

Территория и население

Полис был маленьким государством. Ученые Копенгагенского центра по изучению полиса выявили сведения о территории 636 полисов. Территория около 40 полисов из этого списка не превышала 25 кв2, а территория большей части из них не превышала 200 кв2. Только 13 полисов владели территорией, превышавшей 1000 кв2. В основном, это были колонии, основанные за пределами материковой Греции.

Один из самых маленьких полисов, остров Бельбина (сейчас — остров Святого Георгия), владел территорией 8 километров в квадрате. Территория Афинского полиса, контролировавшего всю Аттику, достигала 2500 км², а территория Спарты, владевшей Лаконикой и Мессенией, — 8400 км².
Крупнейшие полисы, такие как Пантикапей, Сиракузы и Кирена, включали в свою территорию общины местного населения и другие города, становившиеся зависимыми от них.

У полиса были территории за пределами. В годы Афинского морского союза афинские колонии (клерухии) размещали по всей Эгеиде. Много лет владениями Афинского полиса были остров Лемнос, Имброс и Скирос.

Большинство островных полисов у побережья Малой Азии владели территориями на материке. На этих территориях находились общины местного населения или даже другие полисы.

Полисы вели учет своих граждан и метеков. В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог. Иногда списки граждан писали на каменных стелах. Это были списки совершеннолетних мужчин, подлежащих призыву в полисное ополчение. Например, на стеле в полисе Эретрия на острове Эвбея были перечислены 4000 мужчин-граждан.

Истребление жителей взятого города. (Wikimedia.Commons)

Данные о численности населения полисов спорные и дискуссионные, потому что полных списков не велось. Исследователь феномена полиса М. Хансен опирается в своих выкладках на данные полисных ополчений. По его мнению, численность граждан, служащих в ополчении гоплитами, составляет 10% от населения. На основании этого предполагает, что население крупных материковых полисов Мегар и Коринфа в эпоху Греко-персидских войн составляло 30 и 50 тысяч соответственно.

Определяющей для эллина была принадлежность к гражданскому коллективу того или иного полиса. При существовании союзов полисов у их жителей было двойное гражданство — родного полиса и союза. Так было, например, в Ахейском союзе.

Переселившись в другой город, эллин мог жить на правах метека — свободного человека, не являющегося гражданином. Метеки не имели права напрямую участвовать в политической жизни. За какие-либо заслуги метек мог получить гражданство полиса. В качестве жеста дружбы гражданство даровали знатным и влиятельным иностранцам.

Полис мог быть зависимым от другого полиса или государства. На это были разные причины. Он мог быть завоеван более крупным соседом и сохранить автономию. Зависимый полис мог находиться на материковой земле, принадлежащей островному полису. Колония могла быть основана и существовать, как полис, зависимый от метрополии.

Объединение греческих полисов: синойкизм

Словом синойкизм греки называли объединение нескольких общин в один полис. Он мог заключаться в переселении жителей нескольких полисов в специально построенный новый город или переселение жителей одной общины в уже существующий, где жители другого полиса присоединялись к старому гражданскому коллективу. Синойкизм предполагал объединение территорий полисов, но не означал уничтожение самих городов.

Примером первого типа синойкизма можно назвать основание Родоса гражданами полисов Линда, Камира и Иалиса. Примером второго — присоединение аркадского полиса Эваймона к Орхомену. Прежние граждане Эваймона становились гражданами Орхомена, но сам город Эваймон продолжал существовать. В 390 году до н. э. аргосцы с помощью коринфян-заговорщиков захватили Коринф. После этого они на короткое время присоединили Коринф к своему государству.

Еще один знаменитый пример синойкизма — основание Мегалополя в Аркадии в 370 году до н. э. по инициативе Эпаминонда. Город построили и переселились в него представители разных общин Аркадии.

Самым знаменитым синойкизмом было легендарное объединение Аттики Тесеем. В реальности процесс был более медленным и завершился присоединением к Афинскому полису Элевсина. Тем не менее, Аттика была единым полисом, на территории которой были отдельные города и полис Элевсин.

Перед персидским завоеванием в VI веке до н. э. философ Фалес советовал грекам Ионии объединиться в один полис. На собрании ионийцев Фалес предлагал создать единый совет, который бы заседал на острове Теос. Остальные полисы сохранись бы как городские центры, но стали бы демами нового полиса. Предложение не было принято.

Синойкизм мог быть мирным или стать результатом войны. Войны влекли за собой и уничтожение полисов с последующим разделом земли между победителями, а также истреблением и обращением в рабство населения. Иногда город не разрушали, а заселяли колонистами.

Уничтожение и порабощение населения разрушенного полиса называлось в греческих текстах словом «андраподизм». До конца Классической эпохи известно 46 примеров андраподизма.

Родосская монета с изображением Гелиоса. (Wikimedia.Commons)

Разрушение полиса не обязательно влекло за собой гибель населения. Иногда жителям разрешали уйти, иногда переселяли и присоединяли к своему полису, как это делали Дионисий Сиракузский и Фивы. Еще одним методом было изгнание населения без разрушения города. Например, в 431 году до н. э. афиняне изгнали жителей островного полиса Эгина и заселили остров своими колонистами. Изгнанников приютили спартанцы и поселили их в местности Фиреатида. После поражения Афин в войне жители Эгины вернулись на родину.

Мягким уничтожением полиса был диойкизм — расселение. Он переставал существовать как политический и городской центр, а население переселялось в деревни. Так поступили спартанцы с Мантинеей в 385 году до н. э. Жителям полиса было приказано переселиться в деревни, из которых когда-то был создан этот полис.

По данным М. Хансена, только 5 полисов исчезли навсегда. Другие со временем заселялись уцелевшими гражданами. Переселенцы нередко принимали идентичность, традиции и культы полиса, который заселили. Самый яркий пример полиса, восстановленного после андраподизма — Фивы. Город был разрушен Александром и его союзниками. Части жителей (кроме тех, кого пощадили завоеватели) удалось бежать. После смерти Александра царь Кассандр восстановил Фивы, куда вернулись беженцы и их потомки.

Древнегреческая религия: полис и его боги

С появлением полиса растет связь гражданской общины и религии. В Архаическую эпоху начали строить храмы на общественные средства. В Архаических Афинах жреческие должности были закреплены за отдельными семьями. В течение Классической эпохи доступ к большинству из них был открыт для других афинян.

Рост полисов сопровождался усилением его контроля над религиозной жизнью. В Греции не было Церкви, как силы, конкурирующей со светской властью. Религия была под контролем полисных магистратов и связана с ними. Религиозные фестивали проходили на полисные деньги. В ходе развития полисов у них появлялись новые религиозные культы, связанные с его полисными институтами.

У многих полисов были один или несколько богов-покровителей. С ними были связаны местные религиозные культы. Эти общины использовали символику своих богов-покровителей и проводили в честь них пышные празднества. Кроме богов были полисные культы героев. В полисах, основанных в ходе колонизации, статус героя получал ойкист (основатель) колонии.

В Потидее на щиты гоплитов наносили изображение Посейдона с трезубцем. В Афинах ежегодно пышный фестиваль Панафинеи, для которого девушки ткали священный пеплос для статуи богини. В Перинфе (район Проливов) главным культом был культ Геры — рядом с городом стоял ее храм. Покровителем Родоса считался Гелиос — его изображали на родосских монетах, в честь него раз в пять лет проводили фестиваль. Жрец Гелиоса был в Родосе эпонимом — счет годам вели по жрецам, занимавшим эту должность.
Полис был устойчивой формой государственности. Он сохранился в эпоху Эллинизма, когда полисы входили в состав территориальных государств. Позднее, эллинские полисы существовали внутри Римской империи.

В соответствии с основными принципами полиса сложилась полисная система ценностей. Важнейшая из них – уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Особую роль в иерархии ценностей древних греков играет почитание предков, истории народа и собственного рода, уважение к традициям. Отсюда и свойственная грекам, особенно жившим в демократических городах-государствах, высочайшая ценность общественных дел, которые рекомендовалось выполнять в единстве с делами частными, а в случае конфликта между ними – решительно предпочитать частным делам общественные.

С демократическим устройством полисов были тесно связаны такие ценности, как равноправие, справедливость, свобода. Следует указать на типично греческое понимание ценности свободы: свобода только для свободнорожденных и родившихся мужчинами. Реально свобода даже для формально свободных была «отпущена” в неодинаковой мере. Для немалого числа людей она была чем-нибудь да ущемлена. Но это только повышало ценность свободы в глазах грека. О свободе греки рассуждали всегда и везде: на народных собраниях, на состязаниях знаменитых поэтов, в театре при обсуждении пьес после их представлений и т. д. Некоторые исследователи античности основные достижения греков возводят к этой беспрецедентной для античного мира мере свободы.

С ценностью свободы в сознании греков тесно связан патриотизм. Преданность городу и Греции в целом, готовность без колебаний отдать родине жизнь, труд, талант – наихарактернейшая черта поведения, сознания, ценностного мира древних греков. Греческий патриотизм наиболее ярко проявился в героические годы греко-персидских войн, когда военные отряды полисов нанесли поражение намного превосходящим их по численности персидским войскам. Стремление к свободе и патриотизм оказались здесь неразрывно связанными.

Выдающиеся мыслители Древней Греции – Платон и Аристотель – включали в число ценностей квалифицированную, умную, ответственную и инициативную деятельность и в хозяйственно – экономической, и в политической, и в морально – этической сфере. Труд у греков еще не считался унизительным занятием, как позже у римлян. Наряду с рабским трудом был распространен свободный труд ремесленников и земледельцев. Граждане классической Греции не были бездельниками: они сами трудились в своих мастерских, исполняли и государственные работы, за которые получали жалованье.

Рубрики: История культуры | Дата публикации: 24.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?

Полис (греч. «город-государство») — особая форма социально-экономической и политической организации общества. Представляла собой объединение частных землевладельцев и граждан, занимавшихся ремеслами и промыслами. Некоторые полисы имели коллективные владения типа рудников или ремесленных мастерских. Доходы от них распределялись поровну между гражданами полиса. Граждане отдельного полиса объединялись в военное ополчение

Некоторые полисы, особенно Афины, противостояли другим, в которых власть находилась в руках аристократии или олигархии (с греч. «власть немногих»).

Именно в Афинах в опоре на средние слои и побеждает демократия (греч. demos kratos — власть народа) при реформаторе Клисфене (509 г. до н. э.). Власть перешла в руки общности граждан в возрасте не моложе 30 лет. Ежемесячно они решали государственные дела в народном собрании. Важным признаком афинской демократии являлось назначение на один год 9 архонтов из самых уважаемых граждан и наличие суда присяжных (гелиэя).

Город Афины располагался в центре плодородной долины. В укрытой от пиратов бухте находился порт Пирей. Назван был город в честь его покровительницы — богини Афины, поэтому на горе в центре Афин был построен Парфенон с ее статуей. В город было переселено из других мест несколько знатных родов. Здесь образовались три основные социальные группы: 1) эвпатриды, или родовая знать; 2) земледельцы (геоморы); 3) ремесленники (демиурги). Племенные вожди уступили место коллегии из девяти человек — архонтов, совет старейшин превратился в ареопаг.

Архонт Драконт в 621 г. дон. э.нанеспервый сильный удар по сохранившимся еще родовым учреждениям. Он провел в жизнь ряд новых законов: отменил право кровной мести, взамен которого включил новое судопроизводство с разделением убийств на умышленное и неумышленное; ввел смертную казнь как наказание за посягательство на право частной собственности.

В 594 г. до н. э. архонт Солон, популярный лидер в Афинах, провел важные реформы. К ним относится реформа «стряхивания бремени» — были сняты с земельных участков должников камни с долгов. Законодательно запрещалась долговая кабала. Подрывалось экономическое могущество родовой знати. Граждане, проданные за долги за пределы Аттики, выкупались и возвращались на родину. Очень важным был закон о свободе завещаний. Землю разрешалось дробить на участки и продавать, что утверждало частную собственность.

Среди законов Солона есть такой, о нравственной стороне которого спорят до сих пор: сын мог отказать в помощи престарелому отцу, если он не обучил его какому-нибудь ремеслу.

Осуществление торговых операций афинянами облегчалось введением новой, более современной системы мер и весов. Талант был легче эгинского, бытовавшего до Солона, и таким образом расширялся круг полноправных афинских граждан за счет малоимущих слоев, так как чем меньше вес денег, тем больше их находилось в руках граждан.

Солон ввел имущественный ценз. Все свободное коренное население Афин было разделено на четыре разряда исходя из величины дохода. К первому разряду относились граждане, получавшие 500 медимнов в год зерном или жидкими продуктами в виде вина и масла (1 медимн составлял около 52 л жидких или сыпучих продуктов). Этих людей стали называть пентакосио-медимнами (с греч. — пятисотниками). Ко второму разряду отнесли всадников с доходом в 300 медимнов. Зевгиты были третьеразрядниками с доходом около 200 мер. К низшему разряду имели отношение с доходом менее 100 мер. Граждане второю и третьего разряда были тысячными средними земельными собственниками. Пятисотники и всадники в случае необходимости должны были служить в коннице, так как доходы всадников обеспечивали содержание в хозяйстве коня, а доходы зевтитов — упряжку волов, поэтому они относились к тяжеловооруженной пехоте. Наиболее бедные — фоты — служили в легковооруженной пехоте.

Древние греки первыми начали прокладывать путь к демократии. Дальнейшие демократические преобразования в Афинах проходили при реформаторе Клисфенс (509 г. до н. э.). Но целенаправленная демократизация органов власти и управления здесь произошла в V в. до н. э. По-прежнему, как и повсюду в эпоху Древнею мира, на первом месте находилась внешняя торговля, для греков — морская. Для расчетов в торговых делах впервые в мире начали развиваться банковские операции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *