Полиелей, что это?

Рубрика: Богослужения, Церковный этикет

Церковные богослужения

Православные храмы необходимы для совершения церковных служб, главная из которых Литургия. Богослужения бывают вечерние, утренние и дневные. Они состоят из частей, каждая из которых имеет свое название, особую роль и свое символическое значение. Так, накануне Великих праздников и воскресных богослужений после прочтения кафизм и особых церковных песнопений совершается особое действо. В храме загораются все светильники и открываются царские врата. Все священнослужители торжественно выходят на середину храма. Так начинается полиелей. Полиелей — что это такое?

Священник помазывает верующего маслом во время полиелея

Полиелей — что это?

Греческое слово «Полиэлеос» состоит из двух частей: «πολυς» — «многий» и «ελεος» — «милость». Дословно на русском «Полиелей» означает «многомилостивое», «многая милость». Это название относится к торжественному пению псалмов 134 и 135. Во втором из них звучит часто повторяются слова «Яко в век милость Его». Поэтому за пением этих псалмов и закрепилось название «Полиелей».

Многие допускают распространенную ошибку, будто перевод слова «Полиелей» — это «многомаслие». Недоразумение возникло из-за схожести звучания по-гречески слов «милость» («ἔλεος») и «масло» («ἔλαιον»). Доводом в пользу такого неверного понимания является использование масло (елея) на полиелейной службе. До наших дней сохранилась традиция помазания лба всех молящихся в храме освященным маслом.

Полиелей (Полиелеос)

Начинается полиелей. Полиелей значит «многомаслие», то есть обильное освещение. В то же время слово «полиелей» можно перевести как «много милости». И то и другое название подходит к той части праздничной утрени, которая называется полиелеем. По уставу в это время зажигаются обильные светильники. Отсюда — «многомаслие».

Полиелей — это и пение псалмов 134 и 135, в которых неоднократно повторяется «яко в век милость Его», то есть повторяется много раз слово «милость». Открыты Царские врата — в знак того, что открыт гроб Христов, и через Воскресение Христово открыты двери Чертога небесного. И свет, сияющий из алтаря, как будто свет блистающих на гробе ангелов, несущих весть воскресения.

В воскресный день после кафизм Церковь выражает торжество хваления воскресения Господня. Далее изображается ранний приход мироносиц и радостная весть ангелов мироносицам: «Сонм ангелов удивился, увидев Тебя, Спаситель, причисленного к мертвым, но разрушившего силу смерти, воскресившего с собою Адама и освободившего всех от ада. Зачем вы, ученицы, мешаете миро со слезами жалости, — вещал мироносицам блистающий во гробе ангел, — видите вы этот гроб (без Мертвеца) и знайте, что Спаситель воскрес от гроба».

«Ранним утром мироносицы в слезах спешили к Твоему гробу, но им предстал ангел и сказал: «Время плача кончилось: не плачьте, но возвестите апостолам о Его воскресении».

«Мироносицы-жены с миром пришедшие к Твоему гробу, Спаситель, рыдали, но ангел им сказал: «Что вы считаете Живого между мертвыми, Он, как Бог, воскрес от гроба».

«Поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице, во едином существе, взывая с серафимами: Свят, Свят, Свят, — Ты Господи. Родивши подателя жизни, Дева, Ты избавила Адама от греха и даровала Евве вместо печали — радость, воплотившийся же из Тебя Бог и Человек возвратил (направил к жизни) тех, которые от нея отпали».

Чтение Святого Евангелия и изнесение его на середину храма

Далее, в порядке утрени, следует чтение Евангелия. На воскресной утрени Евангелие всегда читается о явлениях воскресшего Спасителя мироносицам и апостолам. Евангелие читается в алтаре, как бы над гробом Господним, и потом износится на середину храма для поклонения и лобызания верующими и пребывает на середине храма, пока все верующие не приложатся к нему.

При изнесении Евангелия из алтаря верующие, взирая на него, как на Самого Воскресшего Господа, поклоняются ему и в умилении сердца поют торжественную песнь Воскресшему: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Исусу». Таким образом, изнесение святого Евангелия из алтаря на середину храма во время воскресных всенощных бдений знаменует то, что Воскресший Господь является и нам недостойным, подобно тому, как Он являлся по воскресении Своем женам-мироносицам и святым апостолам по Своему неложному обетованию: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20).

История возникновения полиелея

В ветхозаветные времена совершались особые ночные богослужения, предваряющие начало нового дня. В раннехристианский период была составлена особая службы — утреня. Со временем ее чин сильно претерпел изменения. Были оставлены только отдельные псалмы. А духовные поэты и гимнописцы, такие как Роман Сладкопевец, составили специальные песнопения для утрени. Современное чинопоследований утрени закрепилось Студийским (9 век) и Иерусалимским (11 век) Уставами, регулирующими порядок ведения церковных служб. К этому времени относятся первые упоминания о пении полиелейных псалмов.

С 15 века на Всенощном бдении Полиелей, наряду с Литией (усердным молением) и Великим славословием, отличается молитвенной насыщенностью и торжественным участием священнослужителей. Раньше во время полиелея молящиеся стояли с зажженными свечами. Это свидетельствовало о духовном горении человека в чувстве любви ко Господу. До наших дней такая традиция не сохранилась. В современной церковной практике только священник на полиелее держит свечу.

Полиелейные псалмы

Содержание псалмов 134 и 135 созвучно. В них избранный народ Божий, Израиль, призывается совершить славословие Творцу (134, 6; 135, 5-9) и Промыслителю (134, 7; 135, 25). Так верующие должны выразить благодарность за все оказанные Творцом милости. Это освобождение от египетского рабства (134, 8-10; 135, 10-16) и дарование обетованной (обещанной) земли (134, 10-12; 135, 17-20). За все это избранный народ обязан сохранять верность Богу (134, 15-18). В некоторых местах псалмы буквально повторяют друг друга (134, 10-11 и 135, 17-20). Все содержание этих псалмов наполнено восторженной радостью, которая изливается в благодарных словах.

Псалом 135 более восторженный и торжественный. Например, если в псалме 134 стих 5 сказано «Господь наш над всеми боги», то в псалме 135 стихи 2-3 — «Богу богов», «Господеви господей». Каждый стих псалма 135 сопровождается величественным припевом «Яко в век милость Его». Его повторение 26 раз наиболее сильно звучит в стихах 17-20.

Здесь одно предложение разделено этим припевом на четыре части:

«поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его».

Это

«песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, то есть диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса» (святой Симеон Солунский, 14-15 век).

Типикон и другие богослужебные книге не указывают чин пения полиелея. По сложившейся традиции псалмы поют в сопровождении припевов «аллилуйя» после каждого стиха. Иногда припевы поются по трижды.

Порядок совершения полиелея

Согласно Уставу, по прочтении одной из кафизм и малой ектении (молитвенного прошения) зажигается весь свет в храме. Это символизирует нетварный Божий Свет, который был явлен людям Сыном Божиим. Открываются царские врата. Все священнослужители выходят из алтаря и становятся в центре храма перед иконой праздника. Алтарники подают священникам зажженные свечи на специальных подсвечниках. Хор торжественно читает стихи полиелейных псалмов.

Далее священник, совершающий службу, начинает каждение всего храма (окуривание ладаном). Сначала он подходит к иконе праздника в центре храма при пении величания. Затем — к престолу (высокому столу, стоящему посредине алтаря). Потом покидает алтарь, кадит иконостас, молящихся и весь храм.

Полиелей сопровождается каждением, которое в

«богослужении отмечает наиболее торжественные и священные моменты. Символизируя собою, как и всегда, силу и богоугодность молитвы, которая действительно достигает при пении этих псалмов высшей степени напряжения; символизируя и привлекаемую такой молитвой благодать Духа Святого; способствуя подъему душевного настроения приятным запахом благовоний, каждение в данном случае имеет еще отношение к воспоминанию, связанному с этой частью утрени: оно напоминает о том душистом мире, которое «с милостивными слезами» растворяли в этот час ночи воскресения мироносицы» (Михаил Николаевич Скабалланович, Толковый Типикон).

По сложившейся традиции после полиелея все присутствующие на богослужении целуют икону праздника и Евангелия. В напоминание о братской трапезе первых христиан, сопровождавшейся помазанием благовонным елеем, священник храма совершает начертание знака креста на лбу подходящих к иконе.

«Полиелей представляет собой некоторую границу в вечернем богослужении. После него оно переходит от символического изображения напряженного ожидания Мессии в Ветхом Завете к тихой радости о пришедшем в мир Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. В последовании совершения полиелея собраны почти все особенности православного богослужения, символизирующие радость от молитвенного соприкосновения с Богом: возжжение свечей и всех светильников, праздничное каждение, велегласное и торжественное пение воскресных тропарей или величаний» (иерей Василий Писцов).

Когда совершается полиелейная служба

По Уставу полиелей совершается во время праздничной утрене перед великими и некоторыми другими праздниками (в церковном календаре они отмечены красным крестиком). Также полиелейная служба совершается накануне престольного праздника. Престольный праздник — день святого или события, в память которого освящен храм. В настоящее время полиелей совершаться почти каждую субботу, на вечерней службе, которая считается уже воскресной. Исключение — определенные периоды года, когда по Уставу псалмы 134 и 135 заменяются чтением 17-ой кафизмы («Непорочными»). Так, отсутствует полиелей в период с недели после праздника Пасхи до отдания праздника Воздвижения (5 октября по новому стилю). Также не поются полиелейные псалмы со 2 января (предпразднество Рождества Христова) до 27 января (отдание праздника Крещения). От Сырной седмицы (неделя перед началом Великого поста) до Страстной седмицы (последняя неделя Великого поста).

На Страстной и Светлой седмице (недели до и после Пасхи) полиелей совершается, если на это время приходятся конкретные праздники. Это Благовещение (7 апреля), день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) или престольный праздник конкретного храма.

Метки: полиелей что это, полиелей что это такое, полиелейная служба, что такое полиелей

В этом разделе будут рассмотрены устав и особенности богослужения будних дней периода Октоиха в дни памяти полиелейных святых и в праздники Богородицы с полиелеем.

Собственно, полиелеем называется последование в составе утрени: после прочтения кафизм и седальнов хор поет псалмы 134 и 135 (на практике – избранные стихи этих псалмов); при пении псалмов священнослужители исходят из алтаря царскими вратами и становятся в середине храма у праздничной иконы.

Название «полиелей» происходит от греч. «полиэ́леос» – многомилостивый, так как припевом к стихам Пс. 135 является фраза «яко в век милость Его».

Устав службы полиелейному святому в седмичный день можно найти в 7-й уставной главе Общей Минеи («О святем, имущем полиелей, аще прилучится в седмичные дни»), которая почти целиком дублирует 6-ю главу. В составе такой службы совершаются: великая вечерня, полиелейная утреня, вседневные часы, Божественная Литургия.

В приходском варианте совершения полиелейная служба практически ничем не отличается от более торжественного всенощного бдения, что может вызвать сложности при составлении последованя службы. Отличия полиелея от всенощного бдения будут рассмотрены в разделе, посвященном всенощному бдению.

Устав-схема полиелейной службы

Великая вечерня

Диак.: Благослови, владыко.

Свящ.: Благословен Бог наш…

Чтец: Аминь. Слава Тебе Боже наш… Царю Небесный… Трисвятое – Отче наш…

Свящ.: Яко Твое есть царство…

Чтец: Аминь. Приидите поклонимся… Благослови, душе моя, Господа… (псалом 103-й).

После псалма чтец: Слава и ныне. Аллилуйя аллилуйя аллилуйя, слава Тебе, Боже (3-жды).

(Если перед вечерней читался 9-й час, то обычное начало опускается. После возгласа вечерни чтец: Аминь, Приидите поклонимся… и пс. 103).

Слава и ныне. Аллилуйя аллилуйя аллилуйя, слава Тебе, Боже (3-жды).

Диак./Хор: Ектенья малая

Свящ.: Яко Твоя держава…
Хор: «Господи, воззвах…» и стихиры по уставу.

Каждение всего храма.

Вход с кадилом.

Диак.: Премудрость, про́сти.

Хор: Свете Тихий…

Диак.: Вонмем.

Свящ.: Мир всем.

Диак.: Премудрость, вонмем. Прокимен… (исполняют с хором прокимен дня)

Паримии:

Диак.: Премудрость.

Чтец: … чтение.

Диак.: Вонмем.

Чтец читает 1-ю паримию. 2-я и 3-я оформляются так же.

Диак./хор: Ектенья сугубая: Рцем вси…

Свящ.: Яко Милостив и Человеколюбец…

Хор: Сподоби, Господи…

Диак./хор: Ектенья просительная.

Свящ.: Яко Благ и Человеколюбец…

Хор: Аминь.

Свящ.: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диак.: Главы наша Господеви приклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Свящ.: Буди держава…

Хор: Аминь.

Хор/чтецы: Стихиры на стиховне по уставу.

Хор: Ныне отпущаеши…

Чтец: Трисвятое по Отче наш…

Свящ.: Яко Твое есть Царство…

Хор: Аминь, тропари по уставу.

Диак.: Премудрость.

Хор: Благослови.

Свящ.: Сый благословен…

Хор: Аминь. Утверди, Боже…

Утреня с полиелеем

Свящ.: Слава Святей…

Хор: Аминь.

Чтец: Слава в вышних Богу… Шестопсалмие.

Диак./хор: Ектенья великая.

Свящ.: Яко подобает Тебе всякая слава…

Хор: Аминь.

Диак./хор: «Бог Господь…»

Хор: Тропари по уставу.

Хор: Господи, помилуй (3-жды) Слава…

Чтец: И ныне… и читает кафизмы по уставу (всегда две) с разделением на 3 славы.

В конце 3-й славы каждой кафизмы чтец: Слава и ныне. Аллилуйя…, слава Тебе, Боже…(3-жды)

После каждой кафизмы:

Диак./хор: Малая ектенья.

Чтец: Седальны по уставу.

Отверзаются царские врата.

Хор: Полиелей. «Хвалите Имя Господне…»

Величание в приходской практике, как правило, исполняется так:

Духовенство: Величание (единожы)

Хор: Величание, чередуя со стихами избранного псалма.

Совершается каждение храма.

В конце хор: Слава и ныне. Аллилуйя…, слава Тебе, Боже (2-жды)

Духовенство: Аллилуйя…, слава Тебе, Боже (единожды) и величание (единожды).

Диак./хор: Ектенья малая.

Чтец: Седальны «по полиелеи» по уставу.

Хор:» От юности моея…» 1-й антифон степенны 4-го гласа.

Последование Евангелия:

Диак.: Вонмем, премудрость вонмем. Прокимен… (исполняет вместе с хором прокимен)

Диак.: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Свящ.: Яко свят еси…

Хор: Аминь.

Диак.: Всякое дыхание…(исполняется как прокимен и по гласу исполненного ранее прокимна)

Диак.: И о сподобитися нам…

Хор: Господи, помилуй (3-жды)

Диак.: Премудрость, прости. Услышим святаго Евангелия.

Свящ.: Мир всем.

Хор: И духови Твоему.

Свящ.: От…(имя Евангелиста) святаго Евангелия чтение.

Хор: Слава Тебе, Господи…

Диак.: Вонмем.

Свящ.: читает Евангелие.

По окончании хор: Слава Тебе, Господи…

Чтец: 50-й псалом.

Хор: Молитвословия по 50-м псалме:

Слава. Молитвами…(празднуемого святого)…

И ныне. Молитвами Богородицы…

Помилуй мя, Боже… (1-й стих 50-го псалма)

Стихира по 50-м псалме.

Диак.: Спаси, Боже, люди Твоя…

Хор: Господи, помилуй. (12 раз)

Свящ.: Милостию и щедротами…

Хор: Аминь.

Хор/чтецы: Канон.

По 3-й песни:

Хор: Катавасия.

Диак./хор: Малая ектенья.

Чтец: Седальны по уставу.

По 6-й песни:

Хор: Катавасия.

Диак./хор: Малая ектенья.

Чтец: Кондак и икос.

По 8-й песни:

Хор: Хвалим, благословим… Катавасия.

Диак.: Богородицу и Матерь Света…

Каждение всего храма.

Хор: Величит душа Моя Господа…

По 9-й песни

Хор: Катавасия.

Диак./хор: Малая ектени

Чтец: светильны по уставу.

Хор: Всякое дыхание…

Хор/чтецы: Хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех по уставу.

Свящ.: Слава Тебе, показавшему нам свет.

Хор: Славословие великое; тропари по уставу.

Диак./хор: Ектенья сугубая: Помилуй нас, Боже…

Свящ.: Яко Милостив и Человеколюбец…

Диак./хор: Ектенья просительная:

Свящ.: Яко Бог милости и щедрот…

Хор: Аминь.

Свящ.: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диак.: Главы наша Господеви приклоним.

Хор: Тебе, Господи.

Свящ.: Твое бо есть, еже миловати…

Хор: Аминь.

Диак.: Премудрость.

Хор: Благослови.

Свящ.: Сый благословен…

Хор: Аминь. Утверди, Боже…

Свящ.: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Хор: Честнейшую Херувим…

Свящ: Слава Тебе, Христе Боже…

Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Свящ: Отпуст (полный).

Хор: Аминь (поется не везде). Великаго господина…

Чтец: Приидите поклонимся… (1-й час)

После молитвы «Христе, Свете истинный…», прочитанной священником хор: «Взбранной Воеводе…»

Свящ.: Слава Тебе, Христе Боже…

Хор: Слава и ныне, Господи, помилуй (3-жды) Благослови.

Свящ.: малый отпуст.

Хор: Аминь.

Пение канона

Канон (правило) есть собрание духовных песней, составленных по образцу песней ветхозаветных и указывающих на них своим содержанием.

Образцом первой песни канона служит песнь святого пророка Моисея, в которой он прославляет Бога за избавление от фараона, потонувшего с войсками в морской пучине (Исход, гл. 15): «Пою Господа, ибо Он высоко превознесся. Коня и всадника ввергнул в море. Он Бог и прославлю Его».

Образцом второй песни, которая поется только в святую Четыредесятницу, служит обличительная песнь пророка Моисея народу израильскому: «Внимай, небо: я буду говорить, и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32).

Третья основана на песни святой Анны, матери Самуила, которая хвалит Господа за дарование ей сына. И молилась Анна: «Возрадовалось сердце мое в Господе и вознесся род в Боге моем».

Четвертая берет содержание из песни пророка Аввакума, изображающего грозное шествие Господа для суда над людьми: «Господи, услышал я слух Твой и убоялся».

Образец пятой — песнь пророка Исаии (гл. 26), изображающего грядущее царство Мессии, Который судит грешных и воскрешает праведных.

Источник шестой песни — молитва Ионы, восхвалявшего Господа из чрева кита: «К Господу воззвал я в скорби моей, — и Он услышал меня. Из чрева преисподней возопил, — и Ты услышал глас мой» (Иона, 2, 3). Иона, как известно, был прообразом воскресшего Христа.

Седьмая песнь заимствует свое содержание из песни трех еврейских отроков — Анании, Азария и Мисаила, вверженных в разожженную печь по повелению Навуходоносора и оставшихся невредимыми. Она выражает сокрушение о грехах еврейского народа и торжественное прославление Бога Истинного (Дан. 3, 26-27). В печи раскаленной, но не опаляющей трех отроков, Церковь видит прообраз безсеменного и девственного зачатия и рождения Исуса Христа, прославляет всемогущество Спасителя и молит Господа об озарении нас светлым огнем Божества.

Восьмая песнь берет свое содержание из второй половины песни трех отроков. В этой половине песни содержится призывание всей твари к прославлению Господа (Дан. 3,59).

После восьмой песни канона поется песнь Богородицы: «Величает душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» с новозаветным припевом в честь Богоматери: «Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, девственно (без болезни и греха) родившую Бога Слово, истинную Богородицу, Тебя величаем» (песнь приводится в русском чтении).

Песнь «Честнейшую» сочинена была Козьмой Маюмским в самый Великий пяток, в день особой скорби для Матери Господа Исуса. Пречистой весьма благоугодна была эта песнь, и Она явилась преподобному с лицом светлым и радостным и сказала ему: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою».

В девятой песни Церковь прославляет Святую Деву, Матерь пришедшего в мир Спасителя.

В середине кафизм и по шестой песни канона полагается чтение учительного Евангелия и Пролога. Этим Церковь вводит нас в суть воспоминаний праздника и готовит к разумному слушанию Евангелия на следующий день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *