Покаяние

Точно так же, как не развивающийся живой организм со временем начинает деградировать, в мыслях начинается полный хаос, если время от времени не наводить в них порядок. Человек должен быть благодарен Всевышнему за то, что награжден от Бога особыми талантами для личностного и духовного роста. Для православной веры особое значение имеет возможность человека участвовать в церковных Таинствах и каяться, признаваясь в совершенных греховных поступках.

Прихожане, недавно принявшие православие, часто не замечают принципиальной разницы между такими понятиями, как «исповедь» и «покаяние», хотя она существует.

Принципиальные отличия между «покаянием» и «исповедью»

Фото: Duhovnyj.ru

Чтобы разобраться, в чем разница между этими понятиями с точки зрения православной веры, лучше обратиться за разъяснениями к известным и авторитетным священникам. Так, ректор Института христианской психологии Андрей Лоргус отмечает, что исповедью в православии следует называть непосредственно Таинство, благодаря которому душа человека получает возможность освободиться от допущенных прегрешений. А вот покаянием является процесс, который предшествует исповеди и в тоже время сопровождает ее.

Если на Таинство исповеди уходит сравнительно немного времени, она совершается непосредственно в храме при общении прихожанина со священнослужителем, то покаяние процесс более длительный. Он совершается в душе человека много дней или даже месяцев. Это обдумывание, осознание и искреннее раскаяние в допущенных прегрешениях.

Значение исповеди в православной традиции

Фото: Pravmir.ru

Таким образом, исповедь становится своеобразным финальным этапом покаяния. По времени она длится совсем немного, однако от этого не следует умалять ее значимости. Ведь это одно из важнейших православных Таинств, по крайней мере, для очищения человеческой души.

Ведь человек может покаяться дома, общаясь с Богом напрямую, например, во время молитвы. Но при этом только по результатам Таинства исповеди он может быть достоверно убежден в том, что Всевышний действительно принял его раскаяние, грех отныне отпущен. Это происходит только после того, как грех человеку отпускает священник после исповеди в храме.

Поэтому об исповеди в православной традиции принято говорить именно как об одном из семи церковных Таинств. А вот покаяние – это продолжительный по времени психологический и духовный процесс. Процесс усердной душевной работы человека над собой, когда верующий осмысливает совершенные поступки, понимает их первопричины, осознает, к чему они привели, приходит к выводу, что это прегрешение, которое не должно повториться.

Только в том случае, если верующим проделана подобная духовная работа над собой, раскаяние и исповедь могут действительно считаться истинными, а грехи будут отпущены Всевышним.

Открытие помыслов – высокая планка

Если же такая исповедь происходит часто и по всем правилам, то она уже превращается в открытие помыслов, что встречается в практике монахов. Допустим верующий не совершает смертных грехов, живет благочестиво, молится, но ощущает, что у него внутри идет борьба. Иногда он может не сдержаться, раздражиться, что-то не то подумать и т.д. Такие помыслы и действия не будут считаться грехами. Они будут являться наружными признаками той самой внутренней борьбы.

Практика священнослужителей смешала в одну кучу исповедь и откровение помыслов. Далеко не все способны принимать эти откровения. Мирянину исповедоваться по-монашески не возможно. Ему придется бегать на исповедь ежедневно. Прихожанин, изложив все свои помыслы, снова возвращается в свою обычную среду, где его семья, родственники, соседи т.д., и «липкая грязь», которую он снял пред священником, снова на нем оседает. Он чувствует изменения и на следующий день снова бежит в храм. Для таких людей больше подойдет монастырь, где такая традиция взята за правило, и каждый монах ежедневно исповедует свои помыслы своему «старшему брату».

Если верующему поставить очень высокую планку, то получится не очень хорошо. Он может ее не достигнуть и начнет унывать. Достигая ее, он не может там удержаться и, сорвавшись, снова унывает. Блажен тот пастырь, который способен различить принципиально важные вещи и второстепенные мелочи. Если мирянина начать исповедовать по всяким мелочам, блага не будет. Возникнет высокая нагрузка на священнослужителей, но еще больше пострадают прихожане. Они в буквальном смысле сойдут с ума, раскапывая в себе мелочи, которых с каждым днем будет становится все больше.

Необходимо забыть про бумажки, на которых прихожане пишут свои грехи (или помыслы) и, таким образом, рассказывают про свою тяжелую жизнь. Нужно разделять понятия беседы и исповеди. Беседа не всегда возможна, тем более, когда позади исповедующегося стоит длинная очередь, и время играет ключевую роль.

Все, что нужно прихожанину, — это вера, молитва, литургия, священное писание, а священник пусть будет таким, каким Бог пошлет. Он не может быть другом, он проводник между кающимся и Богом. К нему нужно относиться, как к автомату с напитками: бросил монету, взял свое и пошел дальше.

На основе беседы с протоиереем Андреем Ткачевым.

Может ли быть покаяние без исповеди и наоборот?

Фото: Tatmitropolia.ru

При этом важно подчеркнуть, что не каждое покаяние в своем финале завершается исповедью. Человек может чувствовать, что еще не готов к отпущению грехов, еще рано отправляться в храм для участия в очищающем Таинстве.

При этом настоящей исповеди, которой бы не предшествовало покаяние, в православной традиции быть не может. Если эта важная духовная работа не была проведена человеком над собой, нельзя говорить об освобождении души от тяжести, под которой она находится после совершения греховных поступков. Нельзя утверждать об освобождении души от самой сути греха, в которой он понимается в мистическом смысле.

Поэтому такое большое значение в православии уделяется тому, чтобы Таинству исповеди в обязательном порядке предшествовало искреннее и полноценное покаяние.

Опубликовано 15.03.2019

Что такое покаяние и что об этом говорит Библия? Как покаяться в грехах перед Богом, можно ли это сделать дома или надо искать церковь? Что будет, если не раскаяться в своих грехах? Как попросить прощение у Бога? Есть ли какая-то особая молитва, которая помогает покаяться в грехах? Эти и другие вопросы волнуют миллионы людей по всему миру, независимо от их вероисповедания.

Покаяние — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. В греческом языке слово покаяние звучит как «метанойя» и означает «изменение мышления». Другими словами, если человек хочет покаяться, то он не просто должен признать свои грехи перед Богом, но и должен изменить свое мышление, которое в будущем не должно более приводить его ко греху.

Процесс совершения греха и покаяния можно разделить на несколько ясных этапов:

  • Искушение, желание и совершение греха
  • Чувство вины и попытка спрятать грех
  • Обличение в грехе Богом или людьми
  • Осознание греха и его последствий
  • Покаяние в грехе перед Богом и людьми
  • Изменение мышления и поведения для исключения подобного в будущем

В этой статье мы кратко рассмотрим историю царя Давида и его пример покаяния перед Богом. Мы посмотрим на то, что помогло Давиду признать свои грехи перед Богом и искренне раскаяться в них.

Притча о потерянной овце.

Притча о потерянной овце

Речь идет о пастыре, который пас сто овец, и вот одна из них потерялась. Библия говорит, что это добрый пастырь, оставляет девяносто девять овец и начинает искать одну потерянную овцу. Когда он находит ее, он кладет ее себе на плечи, радуясь о ней. Обратите внимание, на его чувство. Затем он приносит обратно овцу и говорит своим друзьям: порадуйтесь со мной. Давайте устроим пир, потому что эта потерянная овца нашлась. Затем Иисус говорит очень важную вещь; на небе больше радости от одного покаявшегося грешника, чем о девяноста девяти тех, которые не нуждаются в покаянии. Этим и заканчивается притча.

Очевидно, что притча эта о покаянии, но, как такового покаяния там и нет. Все что видно здесь, это добрый Пастырь покинул девяносто девять. Добрый пастырь, вышел за пределы. Добрый пастырь, искал. И добрый пастырь нашел. Добрый пастырь, положил ее на свои плечи. И добрый пастырь радовался о ней. А потом Добрый пастырь созвал остальных и призвал возрадоваться вместе с ним.

Как же эта овца покаялась?

Это и есть покаяние. Покаяние — это когда ты соглашаешься быть спасенным. Соглашаешься быть любимым. Соглашаешься пребывать в могущественных руках Бога. Когда Господь обнимает тебя, ты соглашаешься с этим. Вот тогда это покаяние.

Больше радости от покаяния по благодати,чем от покаяния по закону.

Почему Иисус проклял смоковницу,на которой Он не нашёл плода

Иисус и смоковница засохшая

Не забывайте, что Иуда Искариот, раскаивался. Когда он увидел, что они собираются нанести вред Иисусу, он не защищает себя, он раскаялся и выбросил деньги. Он сказал,что предал Кровь невинную. Мы знаем, он ушел в погибель, потому что совершил действие самоправедности — он повесился. Это была самоправедность. Именно она мать всех грехов.

Когда Иисус учил о вере, Он проклял смоковницу, которая не приносила плода, на которой были одни только листья. Иисус указал на то, что нужно проклясть пустые листья — самоправедность,чтобы вера начала действовать в твоей жизни. Потому что первые упоминания о смоковных листьях было ещё в Эдемском саду, когда Адам и Ева пытались прикрыться ими.

Итак, Иисус проклинает смоковницу на которой были лишь одни листья.

Что на самом деле Он проклинает? Самоправедность.

Если вы хотите, чтобы в вашей жизни действовала вера, прокляните самоправедность. Отрекитесь от нее во имя Иисуса Христа. Снимите с себя смоковные листья. Оденьтесь в праведность Иисуса.

Покаяние означает послушание,доверие Богу

(Рим 5:19) Здесь написано о том, что как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются многие праведными.

Послушанием одного. Не вашим послушанием, а послушанием Иисуса Христа.

Каким образом, вы становитесь праведными сегодня? Послушанием Его.

Конечно, мы должны быть послушными людьми, скажете вы. Если вы правильно верите, то Его послушание делает вас праведными. Правильная вера всегда приведет к правильному хождению, даже не надо об этом беспокоиться.

Проповедь о правильном хождении перед Богом не обязательно повлечет за собой правильное хождение. То, что ты постоянно учишься как надо правильно поступать, это не означает, что побудит людей поступать именно так. Зачастую, это вызывает страх и чувство вины, что они этому не соответствуют.

Но если ты проповедуешь Иисуса,и люди начинают правильно верить во все то, что Он совершил, тогда это повлечет правильное хождение перед Ним. Это и означает покаяние.

Суть нашей духовной битвы сегодня состоит в том, что враг пытается отвлечь нас от Иисуса и Его праведности. Именно Его послушание на кресте всех нас и оправдало.

(2 Кор 10: 4 -5) Орудия воинствования н…

Битва в том состоит, чтобы всякая наша мысль восходила к послушанию Христа. Именно это и имеется ввиду. А если это читать, что мы должны иметь послушные мысли, то это невозможно выполнить никому. Но помышлять, о том, что Он проявил послушание и пленять всякое помышление в Его послушании.

В итоге мы видим,что покаяние означает перемена мышления(полное доверие Богу). А раскаяние — это сожаление о совершённом проступке. Что и произошло с Иудой Искариотом.

Журнал «Фома» начинает новый проект под названием «Толковый словарь». Наш проект будет посвящен словам, и не просто словам, а древнегреческим словам и значениям этих слов. Ведь именно на языке древних греков евангелисты рассказали миру благую весть о пришествии Христа и надежде на спасение для каждого. Так, по крайней мере, считают подавляющее большинство ученых — первоначальным языком Нового Завета и христианской Библии был греческий язык того времени — («общий греческий») или («общий диалект»). Древнегреческий в то время на Святой Земле был, как принято сейчас говорить, языком межэтнического общения. На нем общались между собой представители разных народов. Для таких языков даже есть специальный термин — «лингва франка». Например, сегодня таким языком в мире является английский, а на просторах бывшего СССР — русский язык.

Именно на греческом языке писали свои неисчерпаемые по духовной глубине и богатству творения Отцы Церкви — Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Иоанн Дамаскин и многие другие.

Именно с греческого языка равноапостольные Кирилл и Мефодий переводили для славян Священное Писание и другие богослужебные книги, положив начало славянской письменности и грамотности.

Мы будем объяснять, каким древнегреческим словам соответствуют те слова, которые мы читаем в русском переводе Священного Писания и Святоотеческого Предания, которые мы произносим в храме во время службы и даже в нашей повседневной жизни.

Дело в том, что в древнегреческом языке многие слова имели оттенки смысла, которые не слышны в русском языке. Вообще в звуковой оболочке слова часто бывает упакован смысл, который надо суметь увидеть и почувствовать. И тогда слово становится гораздо объемнее и интереснее.

Можно привеста аналогичный пример из русского языка. В русском слове «окно», считают ученые-лингвисты, скрыто слово «око». И тогда окна — это словно глаза дома, которыми он и его обитатели смотрят в окружающий мир.

Разбирая же, как важнейшие слова из церковной лексики звучат по-древнегречески и что они означают, мы, возможно, лучше начнем понимать истинный смысл того, что за этими словами стоит.

В дальнейшем мы обратимся к таким древнегреческим словам, которые по-русски переводятся как «Церковь», «спасение», «смирение», «целомудрие», «слово», «монах», «мир», и другие.

Приводя древнегреческое слово, мы в скобках будем давать его латинское написание, чтобы было понятно, как его произносить. Ведь древнегреческие буквы только частично похожи на латинские.

Покаяние

Есть такая поговорка — «не согрешишь — не покаешься». Дескать, грешить не так уж и страшно. Может, даже и нужно. Сделал какую-нибудь гадость — ну и что? Главное, чтобы потом покаялся, а потом и снова можно то же самое. И все повторяется по кругу, словно жуется и никак не проглатывается один и тот же кусок. Эта поговорка — оправдание дурной бесконечности, когда человек совершает один и тот же поступок, потом вроде о нем сожалеет, кается, а потом вновь совершает его, и нет этому дурному круговороту конца.

Однако посмотрим, что нам говорит древнегреческое слово покаяние – ἡ μετάνοια (metanoia). Если его дословно перевести на русский, оно значит «перемена ума», «умоперемена». Составлено оно из существительного ὁ νοῦς (nus) – ум, мысль, разум, иприставки μετά, которая и означает перемену, изменение (как тоже в греческом слове»метаморфозы» – изменения форм).

И вот греческое слово нам подсказывает, что в покаянии главное — это изменение сознания, такая «перемена ума», которая меняет человека и уже не позволяет ему быть прежним.

Конечно, каждый из нас слаб, и всегда, увы, может сорваться. Но если было принесено настоящее покаяние, то, даже если потом человек проявил слабину, он не будет себя успокаивать мыслями «да ничего страшного, потом покаюсь, и взятки гладки».

Здесь еще правильно надо понимать, каково значение слова ὁ νοῦς, «ум» в древнегреческом языке. Под этим словом понимается не ум как отдельно взятая способность человека рационально прикидывать и рассуждать, когда говорят: головой понимаю, что это плохо, а все равно делаю. «Ум» тут означает всего человека, все его духовные способности.

Поэтому настоящее покаяние и означает перемену всего человека — и его сознания, и его поведения. Тут в идеале должна меняться вся жизнь. Иуда тоже раскаялся, что предал Христа. Он сожалел о своем предательстве, но не совершил настоящего покаяния. Ведь он не нашел в себе ни сил попросить прощения у Бога, ни загладить свой ужасный поступок искупительными делами. А вот апостол Петр, который трижды отрекся от Христа, потом тысячекратно загладил совершенный грех своей последующей жизнью и мученической смертью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *