Почитай отца

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе

Как Священное Писание учит относиться к родителям?

Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: почтительно обходиться с ними; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак. 12:43-44; Иер. 35:18-19; Святого Иоанна Дамаскина. Слово об усопших).

Насколько тяжек грех непочтения к родителям?

Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх. 21:16).

Почему к пятой заповеди присоединено обещание благополучия и долголетия?

Для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни.

Каким образом исполняется обещание благополучия и долголетия?

Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт, гл. 27). Благословение отца утверждает домы детей (Сир. 3:9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном.

Почему в заповедях о любви к ближним прежде всего упоминаются родители?

В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех.

Кого, кроме родителей, следует нам почитать?

В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.

Кто для нас может быть вместо родителей?

Вместо родителей для нас являются: отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях.

Как Священное Писание говорит о почтении к государю?

Священное Писание так говорит о почтении к Государю: Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению (Рим. 13:1-2). Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13:5). Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся (Притч. 24:21). Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:21). Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2:17).

Как далеко должна простираться наша любовь к государю и отечеству?

Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин. 15:13).

Как Священное Писание говорит о почтении к пастырям и учителям духовным?

Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно (Евр. 13:17).

Как Священное Писание говорит о почтении к старшим по возрасту?

В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер (1 Тим. 5:1-2). Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего (Лев. 19:32).

Как Священное Писание говорит о почтении к благодетелям?

Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2:51).

Кого ещё следует почитать подобно родителям?

Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т.е. Учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. Начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. Судьи; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. Начальники военные.

Как Священное Писание говорит о почтении к начальствующим?

В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13:7).

Священное Писание говорит так о подчиненности служителей и рабов господам:

Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души (Еф. 6:5-6). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет. 2:8).

Какие обязанности предписываются в отношениях с детьми?

Священное Писание предписывает обязанности к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4).

Как Священное Писание предписывает относиться духовным пастырям к своей пастве?

Священное Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).

Как Священное Писание говорит об обязанности начальствующих и владеющих?

Священное Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (Кол. 4:1).

Как следует поступать, когда требуют от нас противного Священному Писанию?

Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало.

Как называется добродетель, которую требует от нас пятая заповедь?

Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О пятой заповеди

«Должности в отношении к родителям предписывает пятая заповедь под общим наименованием почитания их: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20: 12)» 1). Сила этой заповеди особенно раскрывается из сравнения ее с другой: возлюбиши Господа Бога твоего (Мф. 22:37). «Как? Отца почитать, а Бога любить? Мы обыкновенно любим то, что к нам ближе и нам подобнее; а что выше нас, то почитаем. Посему, кажется, свойственнее было бы требовать любви к отцу и почтения к Богу. Нет, говорит Божественный закон: чти отца; возлюбиши Бога. Как бы так сказано: отца любить тебе свойственно и без заповеди, также и чтить Великого Бога; заповедь учит тебя тому, что трудно было бы тебе разуметь без нее; итак, отца не только люби по естеству, но и чти по воле Отца Небесного; Бога не только чти по внушению естества и совести, но дерзай приступить к Нему ближе, чего не дерзнул бы ты сделать без благодатной заповеди; возлюби Бога, яко отца; нареки твоим Богом, Богом сердца твоего и частию твоею во век (Пс. 72:26)» 2). «Чтобы показать важность семейственных должностей и добродетелей для подчиненных членов семейства, довольно указать на один пример, сильнейший самого закона, потому что это пример Законодателя, покоряющегося закону. Когда юного Иисуса преблагословенная Матерь Его и мнимый отец нашли во храме в собеседовании о предметах духовной мудрости и жаловались, что Он оставил их, тогда Он дал было им на сие такой ответ, которым, по-видимому, разрешал Себя от закона покорности земным родителям, потому что занимался делом Отца Своего Небесного. Что яко искаста Мене? Не веста ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми? (Лк. 2:49). Но что же потом? Несмотря на столь высокое право, смиренно преклонил Он выю под иго заповеди, повелевающей чтить отца и матерь: И сниде с нима и прииде в Назарет и бе повинуяся има (Лк. 2:51). Так важен долг повиновения семейственного, что Единородный Сын Божий отсрочил Свое вступление в дело Божие, чтоб исполнить сей долг перед земной матерью и даже перед одним именем отца, которое носил Иосиф до благовременного открытия тайны не имеющего отца на земле, и чтобы Своим примером вновь освятить обязанности и возвысить добродетели жизни семейственной» 3). «И наконец, когда страдания крестные раздирали душу и тело Спасителя, когда пронзенными членами так тяжко висел Он на гвоздях между жизнью и смертью, а на Нем целый мир висел над погибелью в ожидании спасения, ни муки всего ада, ни попечения всего мира, всех времен и вечности не заглушили в Нем чувства законной обязанности к Матери. Сию обязанность, исполнение которой пресекалось для Него вместе с земной жизнью, Он передал тогда Иоанну, которого девство и любовь соделали достойным служителем Девы Матери; а через то и в этой части закона, подобно как во всех других, показал нам совершенство, состоящее в том, чтобы почтение к родителям и попечение о них простиралось на все обстоятельства жизни, до гроба и далее гроба» 4).

«Если же в столь трудных обстоятельствах столь совершенное почтение Матери Своей оказал Господь наш, то, без сомнения, должно заключить, что и в других случаях, хотя Он, по-видимому, чуждался Ее, чуждался отнюдь не в предосуждение духовному величию, которое сотворил Он Ей Своим от Нее рождением, а только по уважению других высоких обязанностей Своего земного служения. Вспомним Его учение: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10:37). Так поучая, так должен Он был и творить, и примером дать силу поучению, по собственному Его правилу, что велий в Царствии Небесном должен сотворить и научить (Мф. 5: 19). Посему надлежало Господу Иисусу когда-нибудь в земной жизни Своей делом показать, как совершенно любит Он земную Матерь Свою, только не паче Отца Своего Небесного, и как сыновнюю по человечеству любовь приносит в жертву делу Божию, Им совершаемому». Так «Матерь Иисуса требует, чтобы Он чудесно произвел вино на браке. Но чудеса назначены не для угождения Матери, а для явления славы Божией. Итак, здесь угождение Матери надлежало принести в жертву, и для совершенства этого жертвоприношения пожертвовано и самой мыслью о Матери и самым наименованием Матери: что (есть) Мне и Тебе, Жено? не у прииде час Мой (Ин. 2:4). Впрочем, час явить славу Божию, который не пришел прежде этой жертвы, наступил вслед за ней, и потому чудо, в котором, по-видимому, отказано Матери, через минуту совершается.

Матерь Иисуса и братья Его приходят, чтобы взять Его из дома, где Он многочисленному народу проповедует небесную истину. Они предприняли это по доброму побуждению, почитая Его находящимся в опасности, потому что Его враги оглашали Его то неистовым, то действующим через князя бесовского, и умышляли погубить Его. Но если бы Он покорился воле Своих сродников, то был бы нанесен вред делу Божию не только потому, что безвременно прервалась бы Его проповедь, но и потому, что враги Его употребили бы взятие Его сродниками как доказательство клеветы – будто Он имеет нужду в их попечении. Итак, должно было и здесь угождение Матери принести в жертву, и сия жертва опять была полным всесожжением, т.е. Господь принес в жертву всю Свою любовь к возлюбленной Матери и самую мысль и память о Ней: кто есть Мати Моя? Как бы так говорил Он: «Для чего волей земной матери хотите вы отвлечь Меня от исполнения воли Отца Небесного? Когда сии две воли влекут в разные стороны: Я знаю и тотчас покажу, которой из них и с какой решительностью должно последовать. Оставляя земное рождение и родство, как бы Я забыл его, как бы его совсем не было: совершенно предан есмь воле Отца Небесного, и делу Его, и Царствию Его; здесь ищу Себе и родства, если его иметь надобно: кто есть Мати Моя, и кто суть братия Моя? (Мф. 12:48). Кто же они? Чада Божии, верующие во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин. 1:12–13); или иначе: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати (Ми) есть (Мф. 12:50)» 5).

Итак, пятая заповедь предписывает следующие «особенные должности в отношении к родителям: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им». «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2:51)». «Но когда несчастный пример и желания родителей отвлекают (детей) от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела, противные закону, нарушающие мир совести, противные истинному благу и спасению безсмертной души»; когда «родители или начальники требуют чего-либо противного вере или закону Божию, тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите (Деян. 4: 19). И должно претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало» 6). 3) Дети должны «питать и покоить родителей во время болезни и старости». «Когда ваши родители требуют помощи, утешения, служения, между тем как вы сами в нужде, в скорби, в немощи, соберите последние силы ваши, забудьте свою скорбь для облегчения их скорби; разделите с ними последнюю крупицу и последнюю каплю. Вспомните Иисуса, среди мучений крестных пекущегося о спокойствии Своей Матери» 7). 4) «После их смерти, так же как и при жизни, молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому» (2 Мак. 12:43–44; Иер. 35:18–19; Св. Иоан. Дамаск, слово о усопших). «Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устраивает благополучие почитающих родителей на земле; к совершенному же награждению совершенной добродетели дарует безсмертную и блаженную жизнь в отечестве небесном». «Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столько тяжек грех непочтения к ним. Посему в законе Моисеевом за злословие против отца и матери положена была смертная казнь (Исх. 21:16–17)» 8).

Учение о семейной жизни.

Говорите о них добрые слова

Еще один способ проявлять почтение к родителям – говорить о них с уважением. Мы живем во времена, когда высказывать свои недовольства считается «целительным», когда вываливать на людях свое «грязное белье» уместно в «терапевтических целях». Мы, не задумываясь, с удовольствием сообщаем миру о том, что мы думаем о правительствах, начальниках, родителях. Но Библия предостерегает нас, говоря, что мы должны уважать и чтить любую власть, которую Бог поместил в нашей жизни (Рим. 13:7). Библия предупреждает, что наши слова имеют способность почитать и бесчестить. Мы не можем беспечно забыть о наказаниях, которые в Ветхом завете причитаются тем, кто проклинает родителей или нападает на них (Исх. 21:15-17, Лев. 20:9), потому что корень греха всегда один. Проклинать или бить родителей – это преступление против пятой заповеди и также шестой.

Нам следует говорить о родителях добрые слова. Добрые слова, когда они живы, и добрые слова, даже когда они уже умерли. Добрые слова, когда разговариваем со своими братьями и сестрами, со своими супругами, со своими детьми. Мы должны говорить о них добрые слова, когда рассказываем о родителях в церкви и обществе, показывая пример универсального почтения и уважения, применимых в любой культуре, и которые в наши дни кажутся утраченными в таком большом спектре контекстов. Христиане, говорите о родителях добрые слова, не говорите о них плохо.

Божьи заповеди совершенно четко говорят, что требуется от их исполнителя. Но когда мы переходим в практическую плоскость следования заповедям, начинаются трудности. И тогда требуется молитва, размышления и творческий подход. С пятой заповедью дело обстоит именно так. «Почитай отца и мать» кажется слишком размытым понятием, особенно для повзрослевших детей. Маленькие дети почитают родителей послушанием, а вот взрослым что делать? Что будет уместно для взрослых исполнителей пятой заповеди?

Мы уже довольно большой путь прошли до сегодняшнего разговора. И медлили мы с темой практического применения намеренно. Слишком уж часто мы стремимся «проскочить» основы и сразу перейти к практике: просто дайте мне список дел, и я побегу их делать! Но глубокие перемены в нас и наиболее правильный порядок почитания родителей приходит лишь с пониманием, что эта заповедь значит, почему она нам дана, почему она так важна. Я надеюсь, что вы прочитали четыре предыдущие статьи из этой серии. Если так, то к разговору о практике вы готовы.

Чтите тех, кому причитается почтение

В прошлой статье мы уже упоминали, что почтение к родителям – это форма почтения ко всякой власти, включая власть Самого Бога. Как говорит Тим Келлер: «Почтение к родителям – это основа любого другого уважения к любой другой разновидности власти». Я также указал, что в заповеди нет «срока давности», мы должны почитать родителей в детстве, равно как и в зрелом возрасте, мы обязаны относится к ним с почтением, и эта обязанность никогда не прекращается.

Так какое же почтение к родителям хочет увидеть Бог? Я собираюсь озвучить список из шести пунктов, но, разумеется, этих пунктов может быть гораздо больше. Спешу вас предупредить, при ознакомлении с каждым пунктом вам захочется сказать: «Да, но ты не знаешь моих родителей, как они со мной обходились, что они сделали со мной». Я понимаю, что в некоторых случаях почитать отца и мать трудно и почти невозможно. Но для начала давайте просто посмотрим, как почтение к родителям может выглядеть на практике.

Спасибо за то, что родили!

Что такое признание? Казалось бы, какие проблемы — мой отец — мой отец, моя мать — моя мать. Но нередко возникают попытки отказаться, не принять родителей: «Ты мне не отец!», «Ты мне не мать» — иногда это фразы, бросаемые в пылу ссоры, а иногда — выношенные в сердце злобные подростковые мечты. Это и есть тяжкий грех не почитания — непризнание своих родителей родителями.

Принятие означает, что я принимаю родителя, как часть себя, часть своей природы. Это принятие осуществляется не умом, а сердцем, это — некая решимость человека принять своих родителей.

А как быть, если родители — алкоголики? А если они бросили младенца в роддоме? У нас могут быть причины непринятия своих родителей. Но заповедь настаивает на принятии. В ней не написано: «Чти отца и мать своих за то, что они для тебя сделали», — там вообще нет никаких условий. Почитай родителей — долголетен будешь.

Уважение к родителям не должно зависеть от их качеств и поступков, оно должно быть не за их добродетели, а уже по самому факту рождения (безусловное уважение).

Благодарность родителям — акт принятия того дара, который они нам передали. От них, мы приняли самый большой подарок, нашу жизнь. Ведь с подарком можно поступить по-разному, например, сказать дарителю: «Спасибо, но мне не надо», или «Заберите, я этого не хотел!» Не почитание родителей, неуважение к ним лишает человека силы. Причем, мы лишаем силы не только себя, но и своих детей, вырываем себя из рода.

Хамство как непочитание родителей для нашего времени очень актуально. Хам — тот, кто ниспровергает отца, уничтожает его, смеется над ним и живет по-другому, своим порядком. Собственно, то, что произошло с русской нацией, и есть хамово — преступление, которое ведет к искоренению рода, в данном случае — искоренению нации. Сейчас к сожалению, именно хамство стало одной из ведущих современных национальных черт.

Иногда мы говорим: «Самое главное — это спасение от Господа». Но спасение прикладывается к тому, кто уже есть. Наше рождение — в руках Божьих и в руках родителей, поэтому и наша благодарность родителям за этот дар — высочайшей пробы.

Не могу простить своих родителей

Тема, которая часто возникает на консультациях психолога: «Не могу простить своих родителей». Как связано прощение родителей с почитанием?

Откроем страшную тайну: мы, как дети, не имеем права прощать или не прощать родителей просто потому, что не имеем права их судить. Мы своим родителям — не судьи, поэтому говорить о прощении мы тоже не можем. Потому, что прежде чем простить, сначала надо осудить и вынести приговор. По отношению к отцу и матери осуждение недопустимо по иерархии.

Дети всегда ниже родителей. Они не могут ни со стороны, ни свысока посмотреть на их жизнь, не могут быть им судьями, они всегда смотрят на своих родителей снизу вверх, вне зависимости от своего роста и возраста.

Но это совершенно не значит, что мы не можем оценивать поступки родителей и анализировать их ошибки. Критический взгляд вполне возможен, это нормально. Без критичности мы впадем в идеализацию. Но на основе этой критики мы не имеем права родителей судить или осуждать. И, кстати не имеем права их оправдывать, поскольку мы не судьи, не адвокаты, не обвинители. Ни суда, ни адвокатуры.

Биологические? Родные!

Иногда современный человек говорит «биологические родители». Очень неприятный термин, обесценивающий, потому что он уже заранее отметает духовную часть. Мы предпочитаем говорить «родные родители», подчеркивая, что в родстве есть и духовная, и телесная часть.

А как же быть в случае, если ребенок усыновлен? Нужно ли человеку уважать мать, которая отказалась от него в роддоме? Сможет ли выросший ребенок уважать родителей, которые над ним издевались?

Очень важно то, что с библейской точки зрения приемные родители не могут быть заменой родных. Важно понять, что родные родители никуда не исчезают. Приемные родители могут быть, могут не быть, а родные остаются всегда, ведь именно их кровь течет в жилах ребенка. Ребенок не может почитать приемных родителей, если он не почитает родных.

Заповедь о почитании родителей дана взрослому человеку, к младенцу, которого родили, но не выкормили, и он умер, ее применить невозможно. А если человек вырос в приемной семье и своих родителей никогда не видел? Должен ли он почитать их? Несомненно — должен. Потому что в нем течет их кровь, и, отказываясь от нее, не принимая ее, он не принимает себя.

Если уподобить приемного ребенка дереву, то корнями этого дерева являются родители. Приемные родители, которые человека вырастили, в этой схеме выполняют роль подпорки, благодаря которой деревце не погибло. Но что будет с деревом, которое откажется от своих корней?

Почитать приемных родителей, безусловно, можно и нужно, но отказываться от родных, и не уважать их — нельзя. Даже если принять их поступки по отношению к ребенку, бывает непросто, а порой и просто — невозможно.

Нужно ли сохранять тайну усыновления? Человек должен знать, кто его родил, иметь, если возможно, информацию об этих людях. Совсем необязательно выстраивать с ними отношения, или общаться, но знать — нужно. Невозможность узнать ничего о своих родных родителях — страшная трагедия для человека и такие примеры многократно повторялись в нашей истории.

Тема отношений приемных родителей с детьми очень обширна, серьезна и, безусловно, заслуживает отдельного разговора.

Нам такой зять не нужен!

Одним из критериев зрелости является то, что, совершая свободный выбор, человек не чувствует вины перед родителями, даже если его мнение не совпадает с родительским. Чувство вины, даже если оно присутствует, не влияет на его решение.

Но, к сожалению, родители не всегда принимают и одобряют наш выбор супруга. Что же делать человеку, который собрался вступить в брак, зная, что его избранник или избранница не нравится родителям? Нужно ли в этом случае отказываться от своей любви?

Благословение на брак — не разрешение, но получить его супругам желательно, потому что благословение — это передача дара жизни.

Отсутствие благословения родителей не означает, что супруги должны друг от друга отказаться. Выбор брачного партнера является зоной личной ответственности человека, а не его родителей. С кем прожить свою жизнь, человек должен решать сам, ведь жить-то с супругом именно ему.

Можно вступить в брак без разрешения родителей, но все-таки потом, не сразу, а через какое-то время, получить благословение родителей все равно нужно, но иногда его приходится дожидаться. Рано или поздно родители благословляют своих детей, хотя иногда это происходит после рождения внуков.

Уважение важнее заботы

Взрослому человеку, имеющему собственную семью, нелегко бывает заботиться о родителях. И, положа руку на сердце, можно сказать — иногда очень трудно бывает отделить заботу от манипуляции. Например, если мать требует, чтобы взрослый сын, бросив беременную жену и больного ребенка, немедленно отвез ее в театр, нужно ли проявлять такую заботу? Способ бороться с манипуляциями один, и он очень простой — взрослеть. Манипулировать взрослым, зрелым человеком — невозможно.

А бывает, что наши родители заболевают и становятся беспомощными, как дети, как заботиться о них тогда — как о родителях, или как о детях? Забота — не есть почитание. Почитание может быть и без заботы, забота — тема отдельная и о ней в Библии тоже говорится.

Мы часто заботимся о родителях, но при этом их не уважаем. Будет ли это почитанием? Нет. Потому что в почитание входит уважение, а не забота. Забота без уважения — не почитание. Заботясь о родителях, престарелых и беспомощных, мы удовлетворяем их насущные потребности, без которых они не могут выжить. Но это вовсе не означает, что мы должны заботиться об удовлетворении духовных и эмоциональных потребностей своих родителей. Развлекать родителей — не наша задача, это зона ответственности самого человека.

Если наши родители больны, требуют ухода, если они впадают в маразм или превращаются как больные, в маленьких детей, становимся ли мы тогда им родителями? Никогда! Это страшное нарушение заповеди почитания. Иерархия сохраняется всегда, она не меняется со временем. Грех тому ребенку, который не почитает больного родителя, относится к нему с пренебрежением. Лучше уход за больным перепоручить другим людям, но сохранить к родителям уважение.

Родные — не всегда близкие

Выстраивать отношения с родителями, будучи взрослым человеком, не всегда просто. Некоторые из нас со своими родителями духовно близки, другим каждый раз, общаясь с ними, приходится делать усилие. Стоит ли рассчитывать на то, что мы с родителями будем друзьями? Это бывает далеко не всегда.

Нужно ли как в детстве делиться с родителями всем, что на душе? Поверять маме свои планы и каждый раз терзаться потом чувством вины за то, что она их не одобрила? Сохранять детскую доверчивость, будучи взрослым человеком, сложно, да и не нужно. Доверчивость и доверие это разные вещи. К сожалению, наши родные и наши близкие — это не всегда одни и те же люди. Но пятая заповедь применима ко всем родителям без исключения.

Почитание — это радость

Но не стоит думать, что выполнение пятой заповеди — это некое особое искусство или не очень приятная обязанность. Но на самом деле, почитать родителей — это огромное счастье. Быть взрослым ребенком взрослых родителей — очень приятное ощущение. Пока наши мама и папа живы, у нас в жизни совсем другая мера ответственности, это они находятся на переднем краю, на передовой жизни, когда наши родители уйдут, это место придется занять нам.

Подготовила Алиса Орлова

Вы прочитали статью Протоиерей Андрей Лоргус: О почитании родителей. Читайте также:

Нужно ли почитать плохих родителей? (+ ВИДЕО)

Наши родители: как улучшить отношения с ними?

Все на свете могут наши мамы?

Что нам делать с родителями?

Проблемы возникают не с пониманием пятой заповеди, а именно с ее исполнением. Конечно, я люблю своих родителей, они — мои самые родные люди. Но что такое особенное Церковь велит мне по отношению к ним делать? Почитание — это что-то возвышенное, что-то важное? Представляется, что почитание это — очень сложная и трудноисполнимая вещь.

С другой стороны, воплотить тот идеал любви к родителям, который хотелось бы, оказывается в жизни непросто. Часто нам, взрослым детям, приходится слышать от мамы упреки. Значит, наши отношения — несовершенны?

С тех пор, как психология стала популярна, взаимоотношения человека с родителями стали притчей во языцех. Тезис о том, что во всех проблемах человека виновата семья, в которой он вырос, что называется, «пошел в народ», и родители оказались виноваты во всем — от детских травм до пресловутого Эдипова комплекса, о котором сейчас рассуждают даже бабушки на лавочке. Проблемы действительно есть, но какое все это имеет отношение к выполнению пятой заповеди? С этим мы и попробуем разобраться.

Главная проблема заключается в том, что наше субъективное отношение к родителям, которое начало складываться с первых месяцев нашей жизни, и даже еще раньше, до нашего рождения и современное представление о том, как мы должны к ним относиться, между собою, мягко говоря, не совпадают. То, как мы должны относиться к отцу с матерью и то, как мы реально к ним относимся, оказывается очень разными вещами. Почему так?

Праотцы не были «папенькиными сынками»

Что подразумевает Церковь, говоря о почитании родителей? Эта норма взята из десяти заповедей, данных Моисею, и в ней сказаны очень важные вещи, на которые стоит обратить внимание. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». То есть почитай родителей и хорошо тебе будет на земле, долговечен ты на ней будешь.

Здесь есть определенная выгода. В этой заповеди звучит не обязанность почитать родителей, а предлагается по сути дела, прагматический подход: если будешь почитать родителей, тебе будет хорошо, а, кроме того, ты приобретешь еще и долголетие.

Почему? Ведь все примеры из современной нам жизни говорят об обратном. Разве хорошо детям, которые попали в зависимость от родителей? Маменькин сынок, не имеющий своего мнения, и взрослая дочь, которая всю жизнь просидела возле маминой юбки — разве мы видим их счастливыми и долголетними?

Весь наш современный опыт говорит о том, что дети, которые находятся в зависимости у родителей, в своей жизни терпят бедствие. Они не могут наладить свою семейную жизнь, неуспешны в профессии, а психологически они бывают разрушены, или просто не состоялись как личности. Разве это подразумевается под послушанием, такая зависимость, такая привязанность? Конечно — нет!

Обратите внимание, на героев самых известных библейских сюжетов о почитании родителей. Как ведут себя Сим или Исаак, которые прославились еще и как патриархи, праотцы? Эти люди в свое время проявили совершенно феноменальное послушание, но оно не помешало им всю жизнь поступать независимо, принимать решения самостоятельно. Любовь к родителям, которую они проявляли, не мешала им совершать смелые, необыкновенные и довольно неожиданные поступки, они сами определяли свой жизненный путь.

Вот уж точно Исаак не «папенькин сынок»! Он совершенно другой человек, мощный, мужественный, величественный. Когда Авраам собирался принести его в жертву, ему было около 14 лет, и послушание, проявленное им в этом возрасте, нисколько не помешало ему стать великим, точно так же как не помешала стать великим Симу добродетель, проявленная в почитании отца.

В Библии есть много других сюжетов, которые подтверждают нам библейскую заповедь о почитании родителей. Но почитание родителей не отрицает поколенческой свободы, творчества, риска, самостоятельности.

Ветхий завет — анатомия родства

Если мы посмотрим на Ветхий Завет, то увидим очень важную закономерность. Перед нами — книга потомств, книга родов. Ветхий завет не мог бы состояться, если бы в отношениях между поколениями не существовало согласованности и глубоких связей. Причем, это не вещи, связанные с духовным подвигом, но некая антропология, анатомия родства, анатомия благоденствия семьи, человека, рода. И в основании этого благоденствия лежит почитание родителей. Это почитание, которое нисколько не отнимает у следующего поколения его свободы, творчества, риска. Это и есть библейский идеал почитания родителей.

Но есть вещи, которые связаны с волей родителей. Одна из таких вещей, которые достаточно жестко прослеживаются в жизни Авраама, Исаака, Иакова — отношение к Богу, вторая — благословение на брак. Это принципиальные моменты, за которыми отцы очень строго следили.

Новозаветное отношение к почитанию родителей несколько шире. Новизна здесь такая — Господь говорит апостолам: «Бросайте все и идите за Мною». Спрашивали ли апостолы благословения родителей, чтобы пойти за Христом? Скорее всего — нет. Скорее всего, это был достаточно смелый и неожиданный поступок.

От идеализации — к принятию, от подчинения — к почитанию

Глядя на здорового ребенка, который растет в полной семье, мы можем обнаружить следующие этапы развития отношений с родителями.

Дети 6–9 лет (у девочек это период от 6 до 8 лет, у мальчиков — от 7 до 9) родителей идеализируют, относятся к ним совершенно некритично: «Папа все может», «Мама самая красивая». При этом своих родителей дети не очень знают, скорее, воспринимают их, как неких всемогущих и всезнающих существ. Привязанность ребенка к родителям и эмоциональная и физическая, зависимость — полная. Мы привыкли говорить, что ребенок родителя слушается. На самом деле, речь идет о подчинении и повиновении.

Послушание, как духовная добродетель — это не для детей. Просто мы привыкли использовать это слово. Почему ребенок повинуется и подчиняется? Потому что у ребенка еще нет своей воли, она только формируется, ребенок еще себя плохо контролирует и за себя еще не отвечает. Ребенку предстоит постепенно овладеть своей волей и привыкнуть к ответственности. В этот период родителям очень важно его не перегружать, а с другой стороны — давать ему возможность научиться ответственности.

В подростковом возрасте все меняется. Одна женщина сказала: «Когда я пришла в первый класс, меня постигло страшное разочарование — я увидела, что моя мама не самая красивая». В школьном возрасте ребенок начинает родителей сравнивать, у родителей появляется конкурент — первая учительница. В пик подросткового возраста отношения с родителями претерпевают очень серьезные изменения, происходит обесценивание родительских фигур. Если подросток говорит: «Я никогда не буду такой дурой, как моя мама», или «таким дураком, как мой папа» — это здоровый подросток.

Зачем нужно обесценить родителей? Зачем нужно проявлять независимость и неповиновение? Подростку нужно почувствовать себя отдельной личностью, другим, не таким, как родители. Ведь ему потом жить-то придется одному! Если он останется в этой идеализации, ему невозможно будет потом уйти в свою жизнь. В этот период дети ни в чем не хотят быть похожими на родителей. Это — нормально, точнее это — нормальный этап развития личности. Иначе сложно будет оторваться от родительского гнезда.

Взрослый человек в норме воспринимает своих родителей реально. Он видит и сильные их стороны, и слабые. При этом взрослый человек родителей принимает и ценит. И на этом этапе, обладая свободой, самостоятельностью, волей и ответственностью, взрослый человек может проявить по отношению к своим родителям почитание. Почитание — это осознанный выбор. Ребенок почитать не может, он может только подчиняться.

Застревание взрослого человека в детстве (идеализация родителей) или в подростковом возрасте (обесценивание родительских фигур) ведет к перекосу в отношениях взрослых детей с родителями, к инфантилизации отношений.

Когда от взрослых уже людей родители, апеллируя к тому, что их надо почитать, требуют повиновения и подчинения, это относится не к заповеди почитания, а к младшему школьному возрасту. От взрослых людей, у которых есть своя воля и своя ответственность, требовать полного подчинения и повиновения, значит — возвращать их в детство, инфантилизировать, а это можно приравнять к жестокому обращению.

Давно ли это было, недавно ли, умные да разумные догадаются. В Троице-Лыково, где стоит на берегу Москвы-реки полуразрушенный храм Живоначальной Троицы, жили-были раба Божия Надежда и ее сын Дмитрий. Как и всякая родительница, заботилась Надежда о своем сыночке, мечтала, что вырастет он и станет священником, поможет храм восстановить.
Будет у него жена добрая, ласковая. Станет он о людях молиться, а она о внучатах позаботится.
Но, как говорится, ладно дума думается, да не ладно все в жизни складывается. У Дмитрия мысли были совсем другие. Никакому делу он не обучался, все с красными девицами хороводы водил. В церкви бывал редко, порой месяцами в храм не заглядывал. Сколько ни молилась матушка за своего сыночка, ничего-то у них хорошего в жизни не получалось. Плакала горькими слезами Надюшенька, но не трогали сына ее слезы. Только все равно верила она, что чистая материнская молитва дойдет до Бога и исполнит Он ее заветные желания.
Вот и стала раба Божия думать, что же такое сделать, чтобы сын ее стал на путь истинный, вырос добрым христианином. И надумала она совершить подвиг по тем временам невиданный.
В ту пору заросла дорожка с Руси в град Иерусалим. И решилась Надежда одна дойти до Святой Земли, где жил, проповедовал и страдал наш Господь Иисус Христос, помолиться у Его Гроба, попросить, чтобы стал ее сыночек священником и хорошим мужем, отцом своих детей.
Стала она готовиться в путь-дорогу, собрала котомочку. Путь лежал неблизкий, нелегкий, через города и села, леса и степи, моря и горы, дорогами прямыми и окольными.
Перед долгой дорогой пришла Надежда в Троице-Сергиеву Лавру к Патриарху за советом и благословением. Осенил Патриарх рабу Божию крестным знамением и молвил: «Иди, Надежда, путь твой долог и тяжек, но верю, что поможет тебе Господь в деле праведном. И покажешь ты всему народу, всему миру православному, как можно вымолить сына из греха силой материнской молитвы».
Увидел Патриарх в этой кроткой, хрупкой женщине по имени Надежда еще и Любовь Беззаветную, и Веру крепкую. «Вспомни, — сказал он, — о родителях Сергия Радонежского, святого нашего подвижника, о чем просили они сына, когда собирался он уйти от мира. Сергий, в ту пору Варфоломей, был не такой, как твой сынок, а послушный работящий отрок. Когда почувствовал он призвание к монашеской жизни, родители его попросили: «Чадо любимое, потерпи немного ради нас. Мы стары, больны, некому за нами ухаживать. Твои братья женились и думают, как угодить женам. Ты же, неженатый, думаешь, как угодить Богу. Эта благая участь у тебя не отнимется. Только поухаживай и за нами немного. А когда проводишь нас до могилы, да засыпешь землей, тогда и исполни свое желание».
И юноша ухаживал за родителями до самой их смерти, только потом отправился он в обитель.
А дойдешь до Киево-Печерской Лавры, вспомни святого Феодосия Печерского и его мать, которая, как и ты, любила своего сына до самозабвения и тоже страдала в мирской своей жизни. Только Сергий и Феодосии хотели уйти в монахи, ты же идешь в Иерусалим молить Бога, чтобы твой Дмитрий стал священником. И хотя он пока на пути греховном, помощь тебе от Господа будет больше, ибо труден путь от греха к праведности».
Приняла Надежда патриаршее благословение и отправилась в путь-дорогу.
Хорошо, если грело солнышко, а то ведь нередко и дождь хлестал.
Тяжело ей было идти, но вокруг раскрывалась такая родная, с детства знакомая русская природа — широкие поля, зеленые луга, светлые рощи березовые, — что и с непогодой смирялась Надежда. Кушала хлеб из котомочки, пила воду из ручьев чистых. Спать ложилась, помолясь, на одну полу дорожного плаща, другой полой укрывалась. И не трогал Надежду ни зверь лютый, ни птица хищная, ни гад ядовитый.
Вечерняя заря сменялась утренней, месяц — ясным солнышком. Шла Надежда, встречным кланялась, на просьбы отвечала, людям добрым помогала. И когда спрашивали ее люди: «Куда путь держишь?», – отвечала: «Иду я в святой город Иерусалим ко Гробу Господню. Вымолить от греха своего дорогого сына Дмитрия!»
Первым городком, где остановилась она после Троице-Сергиевой Лавры, был небольшой российский городок Радонеж. Тот самый, в котором жил отрок Варфоломей. Увидела Надежда то место, где ангел явился ему, возвещая о будущем, что станет Сергий строителем обители и многие вокруг него спасутся. Помолилась Надежда, глядя на чудный городок Радонеж, и продолжила путь.
Шла Надежда, шла, пока не добралась до славного города Киева, Владимиром была крещена вся наша Русь. Велик и красив Киев! Стоит на высоком берегу Днепра Киево-Печерская Лавра, светятся золотом ее купола. Подивилась Надежда на эту красоту, поклонилась крестам на куполах и отправилась прямо к мощам святых Антония и Феодосия Печерских. Некогда стояла здесь перед пещерою мать Феодосия, умоляла своего сыночка отказаться от тягот монашества, просила вернуться в богатый родительский дом. Не послушался Феодосии, не вышел из кельи-пещеры.
Тогда принялась мать умолять его наставника, преподобного Антония, чтобы выпустил он сына, стала даже пугать старца, что покончит с собой прямо перед его кельей. И такое горе слышалось в ее голосе, что не выдержал Феодосий и нарушил монашеское безмолвие.
Скорбны были минуты их свидания. Увидел Феодосий изможденное лицо матери. Увидела мать, как истомлен постом и самоизнурением ее сын. Залилась она слезами, продолжая упрашивать чадо вернуться домой…
И ответил ей блаженный затворник тихим, но твердым голосом: «О мати, если хочешь меня видеть, останься в Киеве и постригись в женском монастыре. И тогда, приходя сюда, будешь иногда видеть меня, да и сама спасешься.
Если же не сделаешь так, истинно тебе говорю, более не увидишь лица моего».
Преподобный Антоний также увещевал женщину позаботиться о спасении своей души. Вняла этим увещеваниям мать. Смирилась, покаялась и постриглась в Свято-Николаевском женском монастыре, который стоял неподалеку от Киево-Печерской Лавры.
Вспомнила Надежда историю матери и сына и подумала: «Теперь они вместе, на Небесах, вовек неразлучны. Мать покорилась любимому сыну и стала к нему ближе. Утолились ее земные страдания и печали. Душу свою спасла, и семью, и детей, что оставила, уйдя в монастырь, — отмолила».
А у Надежды единственный сын. И сейчас идет борьба за его бессмертную душу, и она отдает все силы, чтобы вымолить его у Господа Бога.
Побрела Надежда дальше. Лето осенью сменяется, зеленый лист желтым оборачивается, а Надежда все идет и идет. Миновала степи ковыльные, пустоши вересковые и увидела море широкое. А на морском берегу город раскинулся, огнями сверкая, — Одесса!
Утомилась паломница, присела на прибрежный песок, залюбовалась городом и не заметила, как уснула. И снится ей сон чудесный. Будто бы на этом самом месте поднимается женский монастырь. Монахини-послушницы кроткие, лицом светлые к обедне идут. Тихий звон колокольный разливается, море шумит. И подходит к Надежде высокая молодая монахиня. Улыбается ей, осеняет крестным знамением и говорит:
«Что разрушено, да будет восстановлено, а что потеряно — обретено. Во имя Отца, и Сына и Святого Духа». И слышит Надежда, будто кто на гусельках яровчатых играет и песню поет:
В Одессе быстрой, говорливой,
в местечке бывшем Ланжерон
тот монастырь стоит.
И мимо проходит череда времен.
И даже в черный час и серый,
сомнения и смуты час
над нами Ангел милосердный
молитвой борется за нас1.
Проснулась Надежда ободренная, поднялась вместе с утренней зарей и видит — у пристани рыбацкая шхуна на волнах качается, вот-вот отплывет. Стала просить Надежда моряков взять ее с собой, — через все Черное море, до Стамбула и через пролив Босфор — в Мраморное море. Те и согласились.
Шхуна по морю, как по глади озерной, плыла. Ни шторма, ни урагана. Воистину Николай Чудотворец сопровождал их в путешествии. Днем — солнце ясное, а ночью — Полярная звезда указывала путь морякам.
Прибыли они в древний Царьград, ныне — Стамбул. В том самом городе, в котором великая княгиня Ольга приняла святое крещение Господне. Когда-то, в стародавние времена, бывало, что замерзало Черное море, и на санях путешествовали до Царьграда русские паломники к храму Святой Софии. И Надежде его довелось повидать.
Прикоснулась она к священной колонне, в которую, по преданию, ушли все люди, укрывшиеся в храме от турецких отрядов. Хотели тогда турки схватить христианского священника. Прикоснулся тот к колонне ушел в нее вместе с прихожанами.
Поцеловала Надежда то место, где прикоснулся священник к колонне, уводя за собой паству, прочла Иисусову молитву и отправилась по городским улицам…
Вот и Мраморное море они проплыли. Синяя-пресиняя там вода. Посмотришь с борта лодки — и кажется, что видишь аквамариновые россыпи: рыбки мелькают, дельфины ныряют. Прошли рыбаки пролив Дарданеллы и вошли в Средиземное море, приплыли на Кипр. Поклонилась Надежда Киккской иконе Божией Матери на высокой горе. Тяжела и сложна дорога на гору, но прошла ее Надежда без ропота. Не открывается лик Богородицы полностью, можно только к руке Ее на иконе приложиться. Так и сделала Надежда, молясь. У каждого храма подавала она нищим и убогим. И везде просила: «Пресвятая Богородица, Владычица, помоги мне в моей судьбе, верни моего сына на путь истинный, благослови его! Пусть не пройдет моя жизнь зря, пусть оставлю я после себя человека Божьего, который не проживет, как плевел, зря упавший на землю, а оставит после себя то, что будет полезно людям, угодно Богу!» Подходила к иконам трепетно. Если в начале пути просила только за сына, то теперь и для своей души чувствовала потребность церковной службы. Поняла Надежда, что счастье для нее — обрести Бога в душе своей. Знала она, что многие ее знакомые, те, кого она оставила дома, тяготятся посещением церкви. А она, пройдя долгий путь, так привольно и радостно чувствует себя в храме Божием. Выходила она из храма с надеждой и светом в душе, и такую радость приносило ей путешествие, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Между тем прибыла Надежда в Хайфу — небольшой израильский город на берегу Средиземного моря. Теперь оставалось немного — дойти до Иерусалима и у Гроба Господня помолиться так, как не молилась она никогда…
Добралась Надежда до Иордана. Одному человеку раз в жизни удастся побывать на Иордане, другому — никогда, разве только в мыслях, во сне… Окунулась Надежда трижды в теплую воду в белой рубашке, сшитой еще дома. Помолилась, перекрестилась, вышла на берег обновленная и отправилась к Иерусалиму.
Никто из христиан не въезжает в Иерусалим, но — входят в него, как некогда вошел в город Иисус Христос. И Надежда вошла — с верой и упованием на волю Божью. К вечеру добралась до храма Гроба Господня. Встала на колени, прислонила голову к святому Гробу. Казалось, камень источал огромную силу, такую, что находиться рядом было даже страшно.
В молитвах провела Надежда всю ночь, думая о своем сыне. И вдруг почувствовала она будто какая-то сила опустилась и вошла в нее и устремилась вверх, высоко-высоко. Поняла Надежда, что поднялась ее молитва на небеса, что сейчас, в этот самый миг происходит заветное — там, на небесах, решается судьба ее сына. А потом вдруг почувствовала, что какая-то неведомая сила вошла в нее, — и поняла, что Господь услышал ее молитву. Возрадовалась Надежда. Распрямились плечи, просветлело лицо. Уверенность и благодать появились в ее жизни. Отправилась она домой.
Долго ли, коротко ли, вот и дом родной. А в доме чисто, прибрано, на столе скатерть белая, на окнах цветы. Удивляется Надежда: «Неужели Дмитрий так постарался?»
Вдруг скрипнула дверь, и видит мать — входит сын ее любимый — сам пригожий, нарядный, улыбается ей:
«Здравствуй, мама! Я так тебя ждал!»
Не нарадуется Надежда: отродясь ее сын так ласково ее не встречал! Наутро отправилась она в церковь, горячо помолилась Иисусу.
Дмитрий с матерью пошел в храм. Так миновала неделя, другая. И однажды ранним утром, проснувшись, увидела она, что сын сидит у ее постели, глядит на нее с любовью и тихим ласковым голосом говорит:
«Мама, я решил поступать в духовную семинарию».
Даже не удивилась Надежда этим его речам. Но непросто поступить в семинарию, для этого нужно благословение священника. А Дмитрий еще ничего не сделал для Церкви.
В те времена восстанавливался в Москве Свято-Данилов монастырь. Туда и пошел Дмитрий рабочим: копал траншеи, рыл ямы, сажал деревья… Прошло больше года. И все это время молилась в храме Надежда.
Однажды старец Свято-Данилова монастыря остановился у траншеи, где Дмитрий с другими рабочими рыл землю. Поглядел на него пристально и сказал:
«Раб Божий, зайди вечером в мою келью».
И когда Дмитрий выполнил то, что ему сказал старец, то понял, что выбрал его святой отец не случайно. Наблюдал он за ним в течение года, смотрел, как юноша трудится, как молится в храме, как помогает тем, кто не в состоянии по немощи и старости подняться на паперть, как подает нищим из своего небольшого заработка.
За доброту душевную, бескорыстие и трудолюбие благословил его старец в духовную семинарию. И поехал Дмитрий в Троице-Сергиеву Лавру, откуда начинала свое паломничество в Святую землю его мать Надежда.
Быстро летело время учения, но уже через три года Дмитрий понял, что не привлекает его судьба священника, имеющего семью, хотелось всю свою жизнь посвятить служению Господу. Получилось так, что материнская молитва у Гроба Господня донесла до небес глубинную мечту Надежды, не высказанную словом, но взлелеянную в душе. Чтобы служила она сыну, как самая близкая подруга, помогала, как мать преподобного Феодосия.
Сообщил Дмитрий свое решение матери, и приняла она это как высшую награду, которую дал ей Господь. Очень трудно понять большинству матерей, что это значит, когда у единственного ребенка не будет семьи, не будет детей, а станет он служить только Господу. Но истинно верующий человек понимает, что монашество — это высшая награда Господа, ведь все монахи и монахини молятся за нас, вся их жизнь – служение Богу. Труден их путь, но и награда велика!
Избрал этот тяжелый путь и Дмитрий. Поддержала его мать с радостью, а многие друзья недоумевали. Но те, кто понимал, радовались вместе с нею.
Нарекли его новым именем – Дионисий на новую жизнь.
И родная мать стала обращаться к нему «отец Дионисий».
Есть поверье, что если в семье кто-то принимает постриг, он отмаливает несколько поколений живших до него, и несколько поколений вперед. Родственники монахи и священники помогают мирянам в нашей сложной и трудной жизни. Но это не значит, что мы можем грешить, уповая на их молитвы. Каждый человек сам должен заботиться о спасении своей бессмертной души.
Готова была Надежда ехать в любой дальний уголок, лишь бы помогать сыну, быть при нем, вместе стоять на службах. Но получил назначение отец Дионисий в такое место, куда не разрешено ступать ноге женщины, — на Афон.
Надежда отпустила своего отца Дионисия с радостью и поблагодарила Господа, что дошла ее молитва, сбылись ее мечты.
Жаль, конечно, что не увидит она сына, зато в молитвах всегда будет рядом с ним.
Только вот ведь как вышло: получила Надежда наследство, и не где-нибудь, а, по Промыслу Божьему, в Абхазии, у Нового Афона.
Домик достался ей небольшой, и решила организовать в нем приют для священников российских, украинских, белорусских, греческих. Чтобы могли они с семьями приехать и отдохнуть у теплого Черного моря, недалеко от Новоафонского монастыря. Так укрепилась связь между матерью и сыном. Сын на Афоне в Греции, мать на Афоне в Абхазии.
Отец Дионисий стал изучать греческий и переводить труды отцов Церкви на русский язык. А Надежда, поддерживая сына, стала издавать эти книги у нас в России.
Вот такая судьба, вот такая сказка-быль о рабе Божьей Надежде и сыне ее Дмитрии! Счастья им и долгих лет жизни!
Дети! Берегите своих родителей, пусть живут они как можно дольше, молятся за вас. Материнская молитва со дна моря достанет, огонь отвратит, в трудный час убережет. Потому что никто так в жизни не любит человека, как мать, которая дала ему жизнь, и свою жизнь отдаст за него без остатка. А случись беда, спасет своего ребенка, будет ночи не спать, когда он болеет, молиться, когда он где-то в пути, зажигать свечи, ходить в храм.
Не забывайте, дети, своих родителей. Помните, что они всегда думают о вас.
Мать пожелает ребенку только добра и поймет, что он — прежде всего дитя Господа и потому свободен в выборе своего пути, даже если путь этот тяжек для матери!
Помните о Сергии Радонежском и Феодосии Печерском! Потому что придет и ваше время, когда и вам понадобится забота.
Ибо каждому воздастся по делам его. «Чти отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле”.

Отвечает Архимандрит Тихон (Шевкунов):

Десять заповедей, данных Господом Богом Моисею на горе Синай, в которые входит и та, о которой Вы спрашиваете, можно разделить на две части. Первые четыре говорят об отношениях человека к Богу. Шесть других – об отношениях человека к человеку. Так вот, отвечая на Ваш вопрос, хочу обратить внимание, что непосредственно сразу после заповедей о любви к Богу в Десятословии следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: «Не убий», «Не укради» и все остальные. Уже из этого можно заключить какое значение придает Сам Господь Бог исполнению Его воли о почитании родителей. Раньше слова этой заповеди знали с самых младых ногтей: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле».

Кроме того, эта заповедь уникальна и еще по одной причине: она единственная, в которой Господь нечто обещает человеку, а именно великую награду за исполнение этой заповеди уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей.

Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это – наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

Не случайно в мудрости народов в ряду самых мерзкий грехов – грех Хама, а в ряду самых отвратительных пороков – неблагодарность родителям.

Заповеди Божии непреложны, и их силу и действие никто не может отменить. Когда сегодня говорят о крайне низкой продолжительности жизни в нашей стране, о невысоком благосостоянии, почему-то забывают вспомнить о миллионах брошенных стариков, о страшном порой отношении к старшим, которое смертельно поражает наше общество уже из поколения в поколение.

А стоило бы ведь только обратить внимание на стариков, воздать им должное и в духовно-нравственном и в материальном смысле – как многое бы переменилось! Христианину нельзя ждать, когда государство или общество изменят свое отношение к заповеди Божией. Господь ждет от нас сейчас, в обстоятельствах, в которые мы поставлены Промыслом Божиим, исполнения этой заповеди без самооправданий и лукавства.

Спрашивайте у них совета

Мы почитаем родителей, когда спрашиваем у них совета в различных жизненных ситуациях. Библия довольно часто ассоциирует возраст с мудростью, а молодость с безрассудством (Пр. 20:29, Иов 12:12) и говорит нам о том, что пожившие подольше набрались побольше мудрости. Поэтому не зазорно полагаться на советы и мудрость старших, когда нужно принимать важные решения в жизни. В некоторых культурах это в порядке вещей, в других этого сторонятся. Но в любом случае, когда мы обращаемся к родителям за помощью, мы проявляем этим почтение к ним, даже если впоследствии не сможем воспользоваться их советами.

Поддерживайте их

Мы проявляем почтение, когда поддерживаем наших родителей. И я не говорю лишь о финансовой помощи, но и о других формах любви и заботы. Я вспоминаю историю Давида в очень трудный момент его жизни, когда от него отвернулись друзья и напали враги. В этой ситуации он воззвал к Богу: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя…» (Пс. 70:9). Давид страшился ситуации, когда соединяются преклонный возраст и изоляция, боялся оказаться старым и одиноким. Наши родители этого тоже боятся.

Когда мы молоды, у нас есть силы, мы жаждем независимости. Наши родители воспитывают нас сильными и свободными. Но есть тут загвоздка, плата, так сказать, за все это: отдавая нам независимость, они с каждым годом теряют ее сами (Еккл. 12:1-8). Мы почитаем родителей, когда обещаем им не оставить их в преклонном возрасте в одиночестве. Как они заботились о нас, мы будем заботиться о них. Это наша обязанность, и это должно стать нашей радостью.

Во времена, когда миллионы стариков живут в одиночестве, отданные в дома престарелых или помещенные в больницы, окруженные профессионалами, а не семьей, христиане получили возможность показать всему миру особое почтение к родителям. Кент Хьюз говорит, что даже когда родителям не нужны деньги, «христиане все равно несут на себе ответственность проявлять свою личную заботу о них». Можно нанять сиделок, но этого недостаточно. Заботу невозможно отдать на «аутсорсинг». Нельзя отказать родителям в эмоциональной поддержке и общении, потому что даже у неверующих так не принято.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *