Плотские грехи

Плотские грехи

Плата за оскорбление целомудрия, несомненно, была наиболее высокой после платы за убийство, а наказание за плотские грехи относились исключительно к компетенции Церкви, поскольку именно она требует от людей добродетели в этой области, что мало соответствует природе и вряд ли вообще возможно.

Наиболее наказуемыми из плотских грехов были случаи кровосмесительной связи, виды которой были очень подробно определены. Любопытно, что первый случай, приводимый Бурхардом, рассматривает не кровное родство, а родство по браку: речь идет о человеке, который согрешил с сестрой жены. Бурхард явно считает его очень большим грешником: ему запрещается отныне приближаться к собственной жене, которая, «если она не желает жить в уединении», может заключить законный брак «с кем захочет». Что до него и до соучастницы его греха, то они оба приговариваются к безбрачию и должны в течение всей своей жизни подвергать себя умерщвлению плоти, степень которой определит кюре. Тому, кто виновен в кровосмесительной связи со своей матерью или сестрой, также предписывалось пожизненное безбрачие; он должен был умерщвлять плоть вплоть до самой смерти, но особо оговаривается, что первые 15 лет (в случае совокупления с сестрой срок уменьшался до 10 лет) он должен время от времени соблюдать посты, в один из которых ему разрешалось есть только хлеб и пить только воду. «Любодеяние» с женой отца, с женой брата, с невесткой также влекло за собой запрет на вступление в брак и некоторые не описанные подробно лишения, которым, однако, следовало подвергать себя до самой смерти. Значительно менее суровым было наказание для того, кто «любодействовал» с женщиной, на которой впоследствии женился его сын: 7 лет покаяния «с постом в установленные сроки», после чего согрешивший мог вступить в брак «перед Богом». Однако соучастница должна быть разлучена с мужем и обязывалась нести покаяние до самой смерти: здесь можно увидеть некоторое сходство со случаем, когда мужчина становится любовником сестры своей жены. Сходное наказание предписывалось тому, кто «любодействовал» с кумой или крестной дочерью: 7 лет покаяния, включающего пост на хлебе и воде.

Другим покушением на целомудрие была супружеская измена, и самым тяжелым проступком считалась связь между женатым мужчиной и замужней женщиной; это была как бы двойная измена. В течение 15 лет согрешивший должен был дважды в год соблюдать пост и всю оставшуюся жизнь был обязан тем или иным способом приносить покаяние. Наказание уменьшалось вполовину (и это не лишено логического смысла) для неженатого мужчины, которого соблазнила замужняя женщина: пост один раз в год в течение 7 лет.

Супруг, который выгнал свою жену и взял вместо нее другую, должен был вернуть первую жену и в течение 7 лет ежегодно один раз поститься на хлебе и воде. Ибо никому не позволялось выгонять жену, за исключением случаев «любодеяния», то есть измены. Более того: тот, кто расходился с женой, виновной в измене, не должен был брать другую жену, покуда первая была жива. Если он и его жена, не желая терпеть такие «лишения», хотели отказаться от развода, по прошествии 7 лет епископ мог их «примирить». Аналогично происходило в случае измены мужа: жена могла расстаться с ним, но не должна была вторично выходить замуж. Однако же, как мы видели, женщина, мужа которой увела сестра, могла выйти замуж за другого мужчину: это объяснялось тем, что ее муж был вдвойне виновен — помимо измены, он вступил в кровосмесительную связь. Его грех был столь велик, что должен был повлечь за собой расторжение брака.

Итак, супруги должны быть верны друг другу, брак расторгался только в случае измены, отягощенной кровосмесительством, причем родственными связями с случаях кровосмешения считалось не только кровные, но и те, что возникают в результате вступления в брак, и даже чисто духовные, как между кумом и кумой, крестным отцом и крестницей. Как всегда случается, если законодательство сложно и излишне детализованно, люди активные и обладающие воображением, искали и находили способы извлечь из него выгоду для себя. Например, некий муж, которому наскучила его супруга, узнал, что запрещен брак с женщиной, сыну которой ты приходишься крестным отцом. Он устроил дело так, что держал своего собственного ребенка над купелью, когда священник крестил его. Это простое действие, более чем необычное, поскольку, по определению, отец не может быть крестным отцом, создало линию родства, делавшую его брак основанным на кровосмешении. Он надеялся таким образом добиться расторжения брака и затем снова жениться. Однако Бурхард не дремал: действительно, брак был расторжен, и его жена, «если она не захочет уединяться», могла вновь выйти замуж. Сам же он был приговорен к безбрачию и в течение 7 лет должен был совершать ежегодный пост на хлебе и воде. Он был обязан заниматься умерщвлением плоти всю оставшуюся жизнь…

Однако человек, женившийся по закону и хранящий верность жене, еще не был в расчете с Церковью. Наиболее интимные радости семейной жизни также регламентировались. Бурхард, в отличие от других авторов уложений о покаянии, не перечисляет всего того, что физически возможно, но запрещено. И наказания, по сравнению с тем, что мы до сих пор видели, относительно мягкие: например, 5 дней на хлебе и воде за совокупление с женой «по-собачьи». Бурхард добавляет кроме того: «либо с какой-нибудь другой женщиной», а это означает, что за грех «любодеяния» назначается свое наказание, а к нему добавляется вышеуказанное. Три дня на хлебе и воде назначались мужу, который приблизился к жене, когда она была «в слабости». 40 дней — если он сделал это в первые дни после родов; в течение этих 40 дней ей было запрещено приходить в церковь. Пять дней — если жена была беременна; 10 дней — если это произошло после того, как плод начал шевелиться; 4 дня за невоздержание в воскресенье; 40 дней за невоздержание во время поста, однако в этом случае можно было откупиться за 20 су. Только 5 дней на хлебе и воде назначалось тому, кто был при этом в состоянии опьянения. Аналогично 20 дней на хлебе и воде должен был просидеть муж, который не воздерживался в течение 20 дней, предшествующих Рождеству, во все воскресенья и еще в некоторые праздничные дни.

20 дней на хлебе и воде были также ценой, которую платил неженатый мужчина, согрешивший со свободной женщиной или со своей служанкой. Такое равенство наказаний может удивить. Вместе с тем неженатый человек, который не имел права соединяться с женщиной, поскольку плотские связи дозволялись только между супругами, заслуживает не меньшего извинения за периодические уступки своим желаниям, чем супруг, который не смог дождаться дней, не отмеченных воздержанием. В этом и в других случаях видно, что Бурхард правильно понимает этот аспект жизни. Например, женатый мужчина должен был поститься два дня, если прикоснулся к прелестям какой-нибудь женщины, а неженатый — всего один день.

Неудивительно, однако, что Бурхард, напротив, очень сурово относится к противоестественному содомскому греху. Женатый человек, замеченный в нем один или два раза, должен был совершать покаяние в течение 10 лет, причем первый год провести на хлебе и воде. Тот, у кого это вошло в обычай, присуждался к 12 годам покаяния; кто согрешил таким образом со своим братом — к 15 годам.

Можно спросить, почему параграфы, посвященные содомии, детально и в весьма реалистических терминах описывают этот грех, названия которого достаточно, чтобы понять, о чем идет речь; кроме того, при всех уточнениях получается, что наказания применимы только к одному из партнеров, а другой остается в неведении о наказании, которого заслуживает. То же можно сказать о следующем параграфе, содержание которого столь близко к предыдущему, что невозможно ощутить морального различия между ними: речь идет о человеке, виновном в содомии, но ограничившемся поверхностным контактом. Следует предположить, что для Бурхарда разница была огромной: 40 дней на хлебе и воде достаточны, чтобы искупить этот грех. Еще меньше стоит взаимная мастурбация, описанная во всех подробностях, — всего 20 дней. Онанизм, для описания которого потребовалось 37 уточняющих слов, влек за собой 10 дней покаяния, если только вместо руки не пользовались «просверленным деревом» — таковое обстоятельство удваивало наказание. Наибольшего снисхождения заслуживал мальчик, который достиг полного удовлетворения, обнимая женщину: один день на хлебе и воде был достаточным наказанием, чтобы смыть с него вину, если, конечно, это произошло не в церкви: в этом случае наказание было десятикратным.

Все эти уступки чувственности были в порядке вещей в описываемую эпоху. Судя по всему, реже встречались случаи, когда человек удовлетворял страсть с кобылой, коровой, ослицей «или каким-либо другим животным». Если виновный восполнял таким образом отсутствие жены, «дабы удовлетворить свое влечение», он должен был ежегодно один раз поститься на хлебе и воде в течение 7 лет и затем умерщвлять плоть в течение всей жизни. Если у него при этом была супруга, 7 лет заменялись десятью; если грех вошел в привычку — 15 лет. Если он сделал это будучи ребенком, грех прощался после 100 дней на хлебе и воде.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Борьба с плотью. Из поучений святых отцов

«Скажи мне, естество мое, как я сам себе и враг и друг? Скажи мне, как я могу победить твое мучительство? Как мне связать тебя, плоть моя, что мне делать с тобой, помощница моя и соперница, заступница и предательница моя?» – так жалуется на плоть преподобный Иоанн в своей «Лествице».

Преподобный Кассиан Римлянин называет подвиг борьбы с плотью подвигом великим и многотрудным, потому что эта борьба объемлет и душу и тело. Плоть – это наш домашний враг; похоть плоти – это такая склонность, с которой мы родимся на свет.

Прочитайте житие преподобной Марии Египетской, преподобного Мартиниана, нашего Киево-Печерского подвижника, преподобного Иоанна Многострадального и многих других, и вы увидите, чего стоило святым Божиим побороть эту греховную склонность. Но чем труднее борьба, тем выше подвиг, тем ближе к человеку всемогущая благодать Божия.

Вот что рассказывал о себе один семидесятилетний старец, подвижник, преподобный Пахон, в утешение брату, боримому похотью блудной. «Ты видишь, – говорил он, – что я уж стар и хил; сорок лет я прожил в этой одной келье, но и в самой старости не совсем еще оставил меня демон; а когда я был в твоих годах, мысли и страсти, подобные твоим, меня до того обуревали, до того обезсиливали, что я приходил в отчаяние; даже думывал, что Бог меня вовсе оставил. В течение десяти лет страдал я так и днем и ночью. При всем этом я лучше бы решился умереть, чем растлить чистоту моего девства. Дело до того доходило, что однажды я бросился из кельи и убежал в самую глушь пустыни. Там мне попалась пещера, и я спустился в нее, в надежде найти диких зверей, которые бы разорвали меня и тем прекратили мои страдания. Я не обманулся. Пещера была занята зверями; я бросался на них, дразнил, сердил их, стараясь привести в ярость и бешенство; но они, вместо того чтобы разорвать меня, валялись в ногах моих, играли как ягнята, облизывали мне руки и ноги и, наконец, удалились из пещеры. Это меня удивило. «Верно, – подумал я, – Бог помнит и хранит меня!»

Мне сделалось тогда же легче: страсти утихли, и я весело воротился в мою келью. Я был спокоен, мысль моя была невозмутима, страсти спали, – но демон не дремал. Прошло немного времени, и брань упорнее прежней возникла на меня от демона в движениях моей собственной плоти; он пустился на хитрости и, видя, что я не сдаюсь на влечение мысли, предстал передо мной в виде девицы, которую знавал я и с которой был во взаимности чувств во дни моей безпечной юности, без всякой, впрочем, преступной связи с ней. Это видение, признаюсь, меня очаровало, минувшее воскресло передо мной; я совершенно растерялся, был сам не свой, и близок был к падению… Едва мог я, наконец, прийти в себя; хотел вырваться от искусительницы, но она прильнула ко мне… В досаде я замахнулся и так ударил ее по щеке, что она как дым исчезла. Не поверишь, от руки, которой нанес я демону пощечину, такой гадкий, такой мерзкий исходил запах, что я в течение двух лет не мог его заглушить.

Но и этим не отделался я от демона; он снова довел меня до того, что я, как помешанный, бросился в пустыню и искал дикого зверя, чтобы идти ему навстречу и сделаться жертвой лютости его. Долго бродил я по пустыне; нестерпимый жар солнца палил меня; внутренний страстный огонь и того более тревожил меня. Случайно наткнулся я на аспида, схватил его, положил на мое тело, в чаянии его угрызения, и ждал последних минут жизни; но и здесь совершилось чудо благодати: аспид издох прежде, нежели успел повредить или уязвить меня. Это поразило меня до крайности, и я с чувством благодарности заплакал перед Богом, так дивно сохранившим меня от язвительности самых ядовитых Его творений. Тогда-то послышался мне таинственнный голос свыше: «Мир тебе, Пахон! Мужайся и крепись: Я с тобою! Ты был силен в подвигах, и если бы не оставить тебя на борьбу с плотскими страстями, ты мог бы погубить себя гордостью, которая ненавистна Мне. Твое смирение, твои слезы и страдальческий подвиг привлекли на тебя благодать Мою: Я с тобою!» Действительно, с той поры я спокоен и не чувствую уже в плоти моей действия прежних бурных страстей; но демон все-таки не спит в некоторых случаях; да без этого нельзя и обойтись истинному подвижнику, то есть без демонских, в большей или меньшей мере, искушений».

Вот как боролись со своими похотениями святые подвижники! Боролись, и при помощи благодати Христовой побеждали. У кого же, если не у них, учиться и нам этой великой науке – побеждать страсти свои?… Итак послушаем, как учат они, наученные многоскорбным опытом, бороться с плотской страстью – этим домашним и всегдашним нашим врагом. «Когда стужают тебе блудные помыслы, – говорит преподобный Нил Сорский, – тогда наиболее ограждай себя страхом Божиим и напоминай себе, что от Бога ничего нельзя утаить, даже самого сокровенного помышления, что Он есть судия и истязатель всех таин сердечных. Помни, что истинно целомудрен только тот, кто чист бывает от скверных помыслов, – вот что пред Богом многоценно и вселюбезно! А кто предается нечистым помыслам, тот любодействует в сердце своем, как сказали святые отцы. Таковой от помыслов легко доходит и до дела. А как тяжек грех блудный, это видно уже из того, что никакой другой грех у святых отцов не называется падением, кроме этого греха. И это потому, что впадший в этой грех лишается дерзновения пред Богом и сильно влечется к отчаянию. Вспоминай стыд и срам перед людьми: что, если бы люди застали тебя в сквернодействе этом? Не пожелал ли бы ты тогда лучше умереть, нежели понести сей срам?

Блюди главу змия, то есть всячески гони от себя прочь самые первые блудные помыслы, гони их прежде всего прилежной сердечной молитвой. Молитва – это страшное оружие против всякого врага. Преподобный Максим Исповедник велит молиться против блудных помыслов словами пророка Давида: «избавимя от обышедших мя» (Пс.31:7). И преподобный Иоанн Лествичник приводит образец молитвы против помыслов блудных: «Боже, в помощь мою вонми». Полезно в этом случае призывать на помощь тех святых, которые подвизались особенно за целомудрие и чистоту. Так, преподобный Даниил Скитский приказал брату, боримому блудом, молиться, призывая на помощь святую мученицу Фомаиду, за целомудрие пострадавшую, и молиться так: «Боже, за молитвы мученицы Фомады помози мне!» И брат, помолившись так у гроба мученицы, тотчас избавился от блудной страсти. Хорошо также призывать в молитве преподобных Моисея Угрина и Иоанна Многострадального, Киевских Чудотворцев, – преподобных Моисея Мурина и Мартиниана, мученика Философа и др. Если брань не утихает, то встань, простри на небо очи и руки, и молись, по наставлению преподобных Григория Синаита и Исаака Сирина, говоря: «Ты, Господи, силен, Ты все можешь. Ты Сам, Господи, побори и победи за нас во брани сей!»

И преподобный Иоанн Лествичник учит: «Возопий к Могущему спасти тебя не хитро сложенными словами, но смиренным вещанием: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» (Пс.6:3), и тогда познаешь силу Вышнего, и врагов невидимых отженешь. Бей всегда супостатов именем Иисусовым, ибо крепче этого оружия не обрящешь ни на небе, ни на земле… Враг, особенно восстает на нас тогда, когда нам неудобно помолиться видимым образом: внимай же, и когда начнут тебя смущать скверные помыслы, возведи очи душевные и телесные ко Господу Сил, и тогда опытом уразумеешь, что силой Вышнего отражается всякая вражеская сила». А если обленишься это сделать, то ослабеешь, и осквернится тогда совесть твоя. Не смотри на лица женские и иные доброзрачные, избегай вспоминать о них, гони и отсекай тотчас же всякий нечистый помысел, лишь только он появится в душе твоей, хотя бы это было с целью самоукорения. Бегай непристойных шуток и разговоров, не читай книг, в которых описывается нечистая любовь, и чаще вспоминай то, что говорит Лествичник от лица плоти нашей: «Если познаешь, – говорит она, – глубокую мою и твою немощь, то тем свяжешь мне руки. Если гортань умучишь постом и воздержанием, то свяжешь мои ноги; если отречешься от своей воли в деле спасения, то освободишься от меня, а если приобретешь смирение, то отсечешь мне голову».

Вот, что говорят православные святые о прелюбодеянии:

Многие из людей, преданных блудницам, не только потерпели от этого вечную и бесконечную смерть, но и здесь, как злые, зло погибли, подвергшись бедствиям от распутных женщин (свт. Иоанн Златоуст).

Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества (прп. Иоанн Лествичник).

Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого (прп. Симеон Новый Богослов)

В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма (прп. Ефрем Сирин).

От пяти страстей усиливается блудная брань: от празднословия, тщеславия, многого сна, от украшения себя одеждами и от пресыщения (прп. авва Исайя).

Откармливающий же тело без воздержания в ястии и питии измучен будет духом блуда (свт. Феодор Едесский).

Бог создал человека, который состоит из земной, животной плоти и наделил его бессмертной душой, частичкой Самого Себя. И то, и другое необходимо и важно человеку, поэтому плоть, по моему мнению, не надо побеждать.

Я бы сказал немного по-другому: не победить, а направить желания плоти на службу Богу. Поясню примером, что я имею в виду.

Плоть хочет есть. Это вполне законное желание, его необходимо удовлетворить, иначе человек умрет. Но можно удовлетворить его по-разному, например, броситься к кормушке, отталкивая конкурентов, защищая локтями то, что успел ухватить, или утащить в нору и сожрать. (Я утрирую, конечно, но вы, надеюсь, понимаете, что я имею в виду.)

А можно по-другому: прежде всего следует поблагодарить Того, Кто посылает нам эту еду, питает нас и весь мир. Превратить эту трапезу из животного в социальное действие: пригласить ближнего, того, кто рядом с тобой, особенно — нуждающегося, голодного — разделить эту трапезу. А если этот нуждающийся далек от Бога, то рассказать ему о Боге, напомнить, Кто кормит нас. Так делал праотец наш Авраам, что Бог вменил ему в заслугу.

Так же следует поступать и со всеми прочими желаниями плоти. Конечно, исполняя их, надо соблюдать умеренность: хочешь есть — ешь, но не обжирайся. Даже если хочешь, например, выпить вина — выпей, но в меру и не один, а с друзьями. Ведь

говорит нам Библия. И тут мы подходим к ответу на Ваш вопрос: как победить, но не плоть, а дурные, излишние желания нашего физического тела. Это не просто, но для этого Всевышний дал нам Свои заповеди. Следуй им и придешь к гармонии с собой, с миром и с Творцом этого мира.

Желаю Вам успеха на этом трудном пути.

04а_Как подготивиться к исповеди.

Смертный грех в православии

В православной традиции смертным рассматривается любой грех, который отдаляет от Бога, лишает благодати и губит душу (если человек не имеет покаяния). Так, святитель Игнатий Брянчанинов говорит о смертных грехах: «Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, его душа идет во ад. Ей нет никакой надежды на спасение». Игнатий Брянчанинов указывает, что святые отцы «уподобляют смертный грех тяжелому камню», а несмертный — песчинке. В соответствии с этой аналогией: если человек с камнем на шее окажется в воде, то утонет. Точно так же тонет человек «в пропастях ада» под тяжестью смертного греха. В отличие от смертного греха, несмертные грехи затрагивают всех людей, включая святых, но не губят душу. Однако оставлять их без внимания нельзя, поскольку это может привести к совершению серьёзных грехов. Кроме того, по указанной аналогии песчинки мелких грехов могут скопиться в таком большом числе, что по весу не будут уступать тяжелому камню смертного греха. Епископ Феофан Затворник указывает, что «грех является смертным, если кто преступает ясную заповедь Божию, с греховным желанием и услаждением, с сознанием самого себя и греховности дела». В нравственном богословии XIX века смертный грех определяется: «Смертным грехом нужно почитать всякий тяжкий грех, который, овладевая душою человека, делается в нём господствующим, подавляет в нём духовную жизнь, ожесточает его сердце нераскаянностью, делая его неспособным к принятию благодати Божией. Такие грехи называются смертными как потому, что свидетельствуют об омертвении в нас любви к Богу и ближним и вообще духовной жизни, так и потому, что, лишая нас Царствия Божия, подвергают вечной погибели и смерти». В катехизисе «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» киевского митрополита Петра Могилы XVII века смертные грехи разделены на три вида.

К первому виду смертных грехов относятся такие, которые служат источником для множества других грехов, как, например, объявление несправедливой войны, а также греховные страсти или пороки: чревоугодие, блуд, корыстолюбие, гнев, гордыня, зависть, леность.

Ко второму виду смертных грехов относятся грехи, называемые грехами против Духа Святого, под чем понимается различное упорство против Бога. В число таких грехов входят: отчаяние в спасении, излишняя надежда на доброту Бога при упорном нежелании вести добродетельную жизнь, откладывание покаяния, богоборство, жизнь в злобе, зависть к духовным совершенствам других. Сюда относят также грех, называемый хулой Святого Духа, который согласно Евангелию «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31-32). Под этим грехом в православном богословии понимается явное и сознательное отвержение Иисуса Христа, когда истина о нём очевидна через совершение чудес при помощи Святого Духа. В православной традиции этот грех не прощается не потому, что для его прощения нет милосердия Бога, а потому, что согрешающий не раскаивается и делается неспособным принять прощение.

К третьему виду смертных грехов относятся грехи, традиционно называющиеся «вопиющими к небу», куда входят такие грехи как: умышленное убийство, «содомский грех», притеснение нищих, вдов и сирот, лишение платы работников, оскорбление родителей.

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, не хранение и разрешение постов, тайноядение1, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого не хранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и пожелания тела, блудные ощущение и пожелания души и сердца (скоктание2), принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Осквернение истицанием3. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние, Грехи блудные противоестественные: малакия4, мужеложство, скотоложство и им подобные.

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться, Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие5. Неверие Богу, неупование на Его промысел. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва6. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев

Вспыльчивость, приятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущения сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны7. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам, гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их пред людьми и отцем духовным. Лукавство. Словооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость8 ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Лжеименный9 разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление Христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

——————————————————————————

Таинство покаяния

Таинство покаяния установлено Иисусом Христом для того, чтобы христианин, согрешивший после крещения, мог получить прощение грехов и вновь восстановить или же умножить благодать, полученную при св. Крещении. Для того, чтобы удостоиться этого прощения грехов и восприятия Божией благодати, необходимо: 1) исповедать — т.е. открыть все свои грехи священнику; 2) чистосердечно раскаяться в них; 3) принять возложенную духовником епитимию.

Во-первых, необходимо исповедать все свои грехи, по крайней мере, тяжкие, важные, соделанные со времени последней исповеди. Если хотя один грех сознательно утаен, умышленно не высказан — то вся исповедь недействительна, святотатственной ни один грех не прощен. Если же во время исповеди какой-нибудь грех не был сказан по забывчивости только — исповедь действительна, все грехи отпущены, но все же забытый грех необходимо сказать на следующей исповеди.

Вторым необходимым условием таинства покаяния является сердечное и полное раскаяние, сопровождаемое твердой решимостью никогда и ни за что в будущем не грешить. Раскаяние есть сокрушение сердца или скорбь о своих грехах; скорбь о том, что мы за все благодеяния Бога и за Его неимоверную любовь к нам воздаем полною неблагодарностью, грехом; что мы, сыны Божий и наследники Царства небесного — грехом лишаем себя благодатной жизни и повергаем себя в рабство диавола. Эта скорбь должна быть всеобщая, т.е. мы должны гнушаться всеми без исключения грехами: нельзя примириться с Богом, если в душе нашей останется привязанность хотя бы к одному тяжкому греху. Поэтому истинное раскаяние совершенно немыслимо без твердой решимости исправиться во всем, без искреннего намерения избегать всего, что ведет к греху, а равно принимать все необходимые средства к исправлению. И если бы кто-нибудь не думал исправиться, если бы намеревался и далее грешить, исповедь при таком настроении была бы недействительна, святотатственна. Готовность возместить причиненный нами ближнему вред, а равно готовность простить, даже врагам своим, все нанесенные нам обиды — являются точно также необходимым условием истинного покаяния.

Но мало грешнику покаяться, мало исповедать все свои грехи, на нем лежит еще обязанность исправить совершенную перед Богом неправду. Различными способами можно это исполнить: перенесением, напр., всех допускаемых Богом страданий, болезней, недостатков, гонений, далее — нашими добрыми делами, предпринимаемыми с Целью умилостивить Бога, Которого мы оскорбили нашими грехами, но лучше всего исправляем мы совершенную перед Богом неправду исполнением положенной нашим духовником епитимий.

Епитимия есть наказание, которое священник, как духовный врач и судья, налагает на исповедавшегося для очищения его души и восстановления правды Божией. Обычно служат к тому пост, молитва, подаяние милостыни, хождение к святым местам, чистое говение, иногда отлучение от причастия на определенное время. Епитимию, положенную духовником, следует безотлагательно и в точности исполнить.

Приготовление к таинству покаяния:

Прочитай сердечно молитву: Царю Небесный…

Затем приступи к внимательному и серьезному испытанию своей совести.

Испытание совести

Когда ты последний раз исповедовался? Не забыл ли ты или не утаил на исповеди какого-нибудь тяжкого греха? Не причащался ли Св. Таин недостойно? Выполнил ли назначенную духовником епитимию? Примирился ли перед исповедью с ближними? Простил ли от души обидчиков?

Грехи против Бога:

Любил ли ты Бога более всего? Не читал чего, не думал, не говорил, или не слушал чего-либо против Бога и против веры? Не сомневался ли в истинах и догматах св. Церкви, не роптал ли на Бога? Не произносил ли хулы на Господа Бога, или на святых, на св. Церковь и на обряды ее? Не божился ли напрасно? Не нарушал ли клятвы, обетов, присяги? Ежедневно ли и усердно молился? Всегда ли по воскресеньям и праздникам участвовал в церковном богослужении? Хорошо ли держал себя в храме? Не исполнял ли сам по праздникам тяжелой работы и не заставлял ли других работать? Соблюдал ли посты? Не занимался ли гаданием, чародейством?

Грехи против ближнего:

Любил ли ты своих родителей, повиновался ли им, почитал ли их? Не причинял ли им огорчения, не осуждал ли их, молился ли за них? Хорошо ли жил со своими родными? Почитал ли своих наставников и начальников, повиновался ли им? Добросовестно ли исполнял свои обязанности? Старательно ли воспитывал детей? Как относился к своей супруге? Не обижал ли кого словом или делом? Не оскорбил ли, не презирал, не проклинал ли? Не мстил ли ты, не имел ли на кого злобы, не желал ли кому зла? Не соблазнил ли кого на грех? Не подстрекал ли к побоям или вообще к причинению вреда или насилия другим? Не убил ли кого, не повредил ли здоровью ближнего? Не истреблял ли какими-нибудь средствами зачавшегося плода? Не изменял ли супружеской любви и верности? Не крал ли, не удерживал и не утаивал ли чужого? Не испортил ли чужой собственности? Не приобретал ли чего обманом, хитростью? Не тратил ли напрасно денег? Платил ли ты долги? Милосерд ли ты был для бедных, справедлив ли для всех? Не лгал ли ты, не обманывал? Не клеветал ли, не осуждал ли ближнего словом или мысленно, не сплетничал ли? Не давал ли ложного показания на суде? Не подозревал ли напрасно кого-нибудь в злом поступке? Не наговаривал ли других к злобе, зависти, ненависти? Не завидовал ли другим, не гордился ли? Не бранил ли ближнего оскорбительными словами? Не смеялся ли над ближним?

Грехи против самого себя:

Не сердился ли, не проклинал, не сквернословил ли? Не думал ли нанести вред своему здоровью? Не злоупотреблял ли пищею и напитками? Боролся ли с нечистыми мыслями? Не имел ли добровольно неприличных плотских похотей, желаний и чувств? Не читал ли безнравственных книг? Не смотрел ли на неприличные, бесстыдные вещи или картины? Не случалось слушать неприличные разговоры, слова, песни? Не совершал ли каких срамных вещей сам с собой или с другими? Не был ли ленив в исполнении своих обязанностей?

——————————————————————————

ЧИН ИСПОВЕДИ

Исповедуюся Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славному и поклоняемому Отцу и Сыну и Святому Духу во всех моих грехах, зле мною содеянных мыслью, словом, делом и всеми моими чувствы.

Согрешил я пред Господом и Спасителем моим неблагодарностью, маловерием и неверием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил вероломством и неверностью, непостоянством в добродетели, легкомыслием, суетностью, тщеславием, боязливостью, ропотом, унынием, малодушием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил объядением, пьянством, курением, леностью, похотью, блудом, нечистотою. — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил своенравием, самочинием, непослушанием, неповиновением, строптивостью нрава. — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил похищением, татьбою, присвоением чужого, утаением найденного, обвешиванием и обманом в купле и продаже, поблажкою и потворством грехам и преступлениям. — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил я, Господи: суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, игрою в карты, страстью к чтению пустых книг, нерадением к чтению Священного Писания и других духовных и душеполезных книг. — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством. — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил небрежностью к молитве как к церковной, так и домашней, суеверием, гаданием. — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил недобросовестным исполнением служебных обязанностей, роскошью, неуважением к старости, оскорблением родителей, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо самоосуждения и самообличения, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, ругательством, убийством. — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Каюсь во всех беззакониях своих, горько сокрушаюсь о согрешениях и впредь, при Божией помощи, буду от них блюстись.

Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день Суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них и помолися, да управит Господь путь мой во спасение.

1. Тайноядение – вкушение пищи в неположенное время, так, чтобы никто не видел. Употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.).

2. Скоктание — внешнее и внутреннее: щекотка, чесотка, ласкотание.

4. Малакия, рукоблудие — грех, который имел свои корни от приятных осязательных ощущений кожного покрова. Это блудный грех, или вид любодеяния.

5. Корыстолюбие — стремление к личной выгоде, обогащению, наживе, жадность к деньгам.

6. Лихва, — прибыль, процент с отданного взаймы капитала. Любая корыстная прибыль, чрезмерная прибыль при денежных расчетах.

7. Кощунство, 1) оскорбление религиозной святыни. 2) Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь.

8. Дебелый – крепкий, толстый не пробиваемый

9. Лжеименный, — это разум, который всё толкует ложно, превратно, дает ложные имена вещам, путает всё на свете.

10. Любостяжание — излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ. Любостяжание есть забота о земных благах сверх необходимого для жизни, когда человек больше заботится о себе, пренебрегая любовью к Богу и ближнему. Грех любостяжания относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой…

11. Любодеяние – Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения.

Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные (блуд, прелюбодеяние, противоестественные грехи)

12. Любопытство – нарушение девятой заповеди Декалога. Любопытство – извращённая, страстная любознательность (подглядывание и подслушивание, желание знать чужие грехи и тайны). Любопытство привело прародителей человечества к грехопадению.

13. Лукавство – хитрость, коварство. Лукавый (от слав. лука – изгиб) – одно из наименований диавола, которое указывает на нравственную искривленность, лживость, неискренность демона. Существующие наименования врага рода человеческого передают различные его свойства. Сатана означает противник, диавол переводится как клеветник….Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел

14. Ложь – намеренное искажение истины. Девятая заповедь однозначно запрещает ложь.

15. Лихоимание, лихоимство – греховная страсть, заключающаяся в приобретении выгоды за счет затруднительного положения ближнего, «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник).

16. Лжесмирение – притворное смирение, происходящее от желания показаться перед людьми лучше, чем ты есть на самом деле, приобрести их расположение ради успеха в земной жизни.

17. Лжепророки – ложные пророки, пророки, выдающие человеческие измышления и наветы падших духов за Божественные откровения.

18. Лень (праздность, тунеядство) – вялость и бездействие; проявление страсти уныния. Священное Писание определяет лень как нравственный порок. Христос обличал ленивых, нерадеющих о своём спасении. В притче ленивый человек не радеет о данном ему Богом таланте, и за это подвергнется суду: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал (Мф. 25:26).

19. Мшелоимство – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей. Мшелоимство есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцов, горше и пребедственнее сребролюбия», – учит св. преподобный Лев Оптинский.

20. Сладострастие — блуд, похоть, распутство. Повышенное стремление к удовлетворению полового чувства, чувственным наслаждениям; вожделение

21. Содомский грех – противоестественное извращение, проявляющееся во влечении к лицам одного пола.

22. Честолюбие — стремление делать что-либо лучше других и добиваться большего, чем другие, часто сопряжённое с жаждой известности, славы, с любовью к почестям

23. Чревоугодие – пристрастие к вкусной и обильной пище. Страсть чревоугодия является корнем, первой из восьми главных страстей, её ещё называют «коренной» страстью. Виды чревоугодия: многоядение, сладкоядение, гортанобесие, пьянство, тайноядение.

24. Гортанобесие, — стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от органолептических свойств.

25. Сластолюбие, — любовь к наслаждениям. Страсть сластолюбия — хочу жить в своё удовольствие

26. Славолюбие, — самовозношение. Страсть славолюбия принуждает человека говорить в своём сердце: кто как я

27. Сребролюбие – третья из восьми главных страстей, состоящая в ненасыщаемом, бесконечном увеличении внешних благ. Противоположной сребролюбию добродетелью является нестяжание. Сребролюбие – нарушение второй заповеди, идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу»: «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), то есть богатству..

28. Гордость – наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся, по слову св. Иоанна Лествичника, в отвержении Бога и презрении людей. Гордость (наряду с тщеславием) считается наиболее опасной греховной страстью, поскольку ее повод лежит не в материальном (чувственно-воспринимаемом) мире, а в мире духовном. Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к видимым временным благам, а гордость – к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему. Гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, считая прочих людей ниже себя.

29. Самолюбие, — это грех самолюбия происходит потому, что человек согрешает именно тогда, когда желает поступить в угоду себе, своим интересам и удовольствиям, не считаясь с интересами или желаниями другого человека. При этом согрешающий, по причине своего самолюбия, чувствует нелюбовь к другому, которая выражается через равнодушие, злобу, раздражение, обиду и осуждение.

30. Тщеславие, — свойство человека, выражающееся в жадном поиске мирской славы, стремлении к почету, похвалам, в потребности признания окружающими его мнимых достоинств, и склонности совершать добрые дела ради похвалы.

32. Богоху́льство, — непочтительное использование имени Бога, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания.

33. Суета (многозаботливость) – отвлечение ума от Бога.

«Жизнь пребывающих на земле, обращенную на мирские заботы, можно признать суетою».

святитель Афанасий Великий

34. Ехидство, — злоба, язвительность, коварство.

35. Суеверия – суетная, т.е. ложная вера: в приметы, предзнаменования, гадания, обычаи…, т.е. идолопоклонство перед некоторыми предметами и народными преданиями. Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве – недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное – в слабости или отсутствии истинной веры.

Православная Церковь запрещает рукоблудие

Что такое грех рукоблудия? Это онанизм, хотя к библейскому Онану это не имеет никакого отношения. Церковь негативно относится к рукоблудию потому, что видит в нём искажение отношений между полами.

Обычно в плотских отношениях участвуют жена и муж, а здесь нет двух полов, только один. Это форма любви к себе. Православие предупреждает — душа должна быть властна над своим телом, а не наоборот.

Святые отцы говорят о рукоблудии как о грехе, против которого сложно бороться.

Святитель Феофан Затворник считал, что грех этот вреден для души:

«Кто частым удовлетворением этой похоти образует в себе склонность к услаждениям её, тот болезнует похотною страстию, которая тяготит, томит и мучит его тирански.

В этом состоянии она овладевает всем человеком, и он начинает проводить жизнь свою только среди таких порядков, которые могут питать и услаждать её.

Ради сласти, доставляемой удовлетворением этой страсти, она называется сладострастием.

По разрушительным действиям своим на душу и тело страсть эта у Апостола именуется «похотию злою» (Кол. 3:5), а по унижению ею разумного существа — «страстию бесчестия» (Рим. 1:26)».

Феофан Затворник святитель

Часто священников спрашивают о том, как же отказаться от рукоблудия, если врачи советуют им заниматься. На видео ниже — ответ священника Игоря Сильченкова.

Батюшка приводит в пример Серафима Саровского и других святых, которым отказ от рукоблудия ничем не повредил.

Но Церковь не может строго запрещать какую-то вещь во всех жизненных ситуациях. Есть вопросы, где компетентны исключительно медики.

Например, на этом видео протоиерей Владимир Головин говорит, что заняться рукоблудием можно, чтобы сдать анализ, так как важно не действие, а цель:

За грех блуда священник может наложить епитимию

Епитимья при грехе блуда — это не наказание, не карательное, а исправительное средство. Священник избирает его для того, чтобы дать возможность грешнику поработать над собой, стать лучше. Это своего рода лекарство. Суть его чаще всего заключается в предписании следующих действий:

  • дополнительный пост;
  • поклоны;
  • молитвы;
  • отлучение от причастия.

От блуда можно молиться, но окончательно победить желание нельзя, лучший выход — вступить в брак

Бог, давший каждому человеку тела и души, позаботился и об инструментах для того, чтобы ими управлять. Бес не всесилен. Блудливые жёны и мужья, а также неженатые люди способны справиться с греховными желаниями.

В первую очередь, помогает молитва. Их много. Вот какую предлагал преподобный Амвросий:

«Молись так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…» Ударяй на слово «грешную»

… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а «добродетели» лезут на ум, говори так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную.

О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!» И сейчас же опять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».

Амвросий преподобный

На видео ниже протоиерей Владимир Головин говорит, что от блудной страсти нельзя избавиться, но её можно перенаправить. Он советует брак как средство против блуда:

Блуд — это интимная близость людей вне брака, а также отклонение от промысла Божьего

Блуд — это многозначный термин. В православии есть два значения этого понятия:

Атеизм отвержение веры в существование богов

  1. Блуд — это интимная близость людей, которые не состоят в законном браке.
  2. Блуд — это любое отклонение человека от замысла Божьего (атеизм, язычество).

Второе определение — более широкое. Но чаще, говоря о блуде, православные подразумевают разные действия интимного характера, которые не одобрены Церковью:

  • любодеяние — блудное разжение, то есть намеренная попытка распалить в себе плотские страсти. Потакание своим желаниям. Обычно имеются в виду действия интимного или услаждающего характера, совершённые не в браке. С точки зрения православия, это неестественный и греховный путь. Сексуальную связь до брака можно назвать и блудством, и любодеянием. Это довольно широкий термин;
  • прелюбодеяние — супружеская измена, нарушение верности. То есть, технически это уже не блуд, а другой грех;

Прелюбодеяние — это супружеская измена

  • рукоблудие — онанизм.

Блуд — это не только сексуальный грех, но и невоздержанность.

Соответственно, можно дать определение разным сопутствующим понятиям. Блудница — это просто распутная женщина, не замужняя. А если она таким занимается в браке, то это уже прелюбодейка, либо блудная жена.

Но понятия часто смешиваются и путаются в разных источниках. Например, свт. Григорий Богослов даёт такое определение:

«Блудом и прелюбодеянием

называется не только грех

в рассуждении тела, но и всякий грех,

особенно же беззаконие

в рассуждении Божества».

Григорий Богослов святой

Да и в Ветхом Завете 7-ая заповедь содержит всего один закон — «не прелюбодействуй», но христиане понимают её шире — как запрет любых грехов интимного характера.

Поэтому всегда нужно уточнять, что каждый конкретный источник подразумевает под блудом, любодеянием или прелюбодеянием.

Блуд мешает духовному развитию православного человека

О том, какой вред может причинить блуд верующему христианину, сказал апостол Павел в Священном Писании:

«Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».

(1 Кор. 6:13-20)

Самое страшное утверждение для православного верующего звучит в этих строках: «блудники и прелюбодеи царства Божия не наследуют». Но у христианина всегда остаётся возможность покаяться и исправить ситуацию.

Признаки блуда

Сытое чрево – это первый признак того, что человека ждет блудное искушение.

Мечтательный сон, долгий сон или наоборот бессонница (когда человек лежит и мечтает) – все это следствие объедения.

Нехватка сна – когда человек не высыпается, тоже будет борение страсти.

Обессиливание – человек, который часто предается блудной страсти, теряет свои силы, как физические, так и духовные.

Противление к молитве. Печаль, уныние, беспросветная тьма – это состояние крайнего отчаяния, поскольку душа у человека умирает. Умирает от истощения духовных сил, Божьей благодати. Блуд уничтожает нас изнутри, а после этого приходит бес отчаяния и заполняет все собой, толкая человека на самоубийство.

Свободное обращение с ближними (особенно с противоположным полом) – когда человек развязно ведет себя с окружающими его людьми. Авва Дорофей советовал вообще не смотреть в лицо своему собеседнику, а смотреть в землю, т.к. он учил своих учеников, что, разговаривая с другим человеком, ты разговариваешь с образом Божиим, то есть с Богом. Поэтому он учил благоговению в общении между людьми. В современном обществе уже и уважение-то редко услышишь в голосе, не то что благоговение.

Частые ночные осквернения – то есть если более одного раза в месяц с человеком случается подобное, то с уверенностью можно сказать, что блудная страсть в нем прогрессирует. И нужно срочно браться за борьбу с ней.

Невоздержание в семейной жизни – то есть не соблюдение постов.

Наказание человека за грех блуда

Отъятие Божьего благословения в жизни.

Скорби. Беды. Напасти. Болезни. И даже смерть.

Церковные наказания следуют в следующем порядке:

1. рукоблудие и блуд – запрет на причастие на 7 лет;

2. прелюбодеяние, содомия, скотоложство – отлучение от Свв. Тайн на 15 лет;

3. ночное осквернение – если человек перед этим не распалял себя, а это произошло просто по физиологическим причинам, то он может причаститься.

Об этом говорится в правилах Свтт. Афанасия Великого, Дионисия Александрийского и Тимофея Александрийского.

Причины, по которым происходит блуд в человеке

Испорченность человеческой природы после грехопадения – она восстала против человека, и мы обречены вести с ней постоянную войну. И это тело мы получаем от наших родителей и передаем его своим детям. Наша природа склонна к греху и удобопоползновенна к пороку, то есть разумом мы понимаем, но тело требует, бунтует против воли. И кто одержит победу?

Пороки воспитания. Знаете, есть известная поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Наш личный пример, то, как мы живем, наше поведение – все это отпечатывается в душе ребенка, и потом он подражает своим родителям.

Соблазны мира сего – это целая река порока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *