Папа римский климент 7

Климент нашёл в Крыму большое число ранее осуждённых христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, из-за чего каторжане терпели значительные неудобства; вследствие молитвы святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову (так тогда назывался Крым) и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей.
Всё это не могло нравиться императору рима и он повелел убить папу Климента и тело бросить в море чтобы его не нашли .
Однако по молитвам учеников Климента и остального народа, море отступило от берега на три стадия (около 500 м), и люди нашли тело мученика.
Впоследствии, на протяжении семи веков море каждый год отступало на несколько дней, давая возможность приходить желающим поклониться. При этом совершались многие чудеса по молитве святого, которого прославил Господь. В начале 800-х годов море перестало отступать, однако около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам святого Климента много совершалось чудес.
Интересен факт, что именно в Крыму крещение принял Святой равноапостольный великий князь Владимир и когда он уезжал в Киев, то Вселенский Патриарх благословил отдать князю мощи Папы Климента и Святой князь Владимир перенёс мощи в Киев и они стали первой святыней христианской уже Руси.
Сегодня в Киеве мощей Святого Папы Климента нет, но в Киево-Печорской лавре в пещерах храниться в стеклянном сосуде глава (череп) Святого Климента и этот череп , сама кость, мироточит и этим маслом помазывают молящихся на молебнах в пещерной церкви, а так же масло мироточивых глав Св.Климента и других уже безизвестных древних святых можно в маленьком количестве преобретать в храме и увозить домой.
Сами мощи Св.Климента были отданы Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, которые увезли тело Климента в Рим, так как Св.Климент сам был из Рима и молился там в сане Папы, вот и было решено вернуть тело его на родную землю и передать Римскому Папе Адриану Второму. но передача мощей был не просто дар, а это была сделка на выгодных условиях для православных славян. Рим очень хотел иметь мощи Папы Климента и желание Рима было исполнено, но взамен Папа разрешил проводить богослужения и читать Евангелие в славянских землях, на славянском языке. Ранее богослужебными языками считались только латынь, греческий и еврейский, а теперь ещё было получено разрешение и на церковно-славянский.
Таким образом, Папа Климент напрямую способствовал всем нам, православным, молиться так как мы сейчас и молимся на церковно-славянском языке. И это посмертный вклад Святого Папы Климента!
СЩМЧ. КЛИМЕНТ ПАПА РИМСКИЙ. ИКОНА

8 декабря / 25 ноября – память священномученика Климента I, апостола от 70-ти, 3-го папы Римского († 101 г.), которого называют первым небесным покровителем Древней Руси.

Один из самых больших и прекрасных православных храмов Москвы и переулок, в котором он находится, носят имя священномученика Климента папы Римского. Большинству наших современников его имя не ведомо, но так было не всегда. В домонгольский период апостол Климент был одним из наиболее почитаемых нашими предками святых. В его честь строились храмы, создана обширная агиография, его изображение можно увидеть на многих древних фресках и иконах.

Память священномученика Климента Церковь празднует пять раз в году: 30 января/12 февраля 861 г. – обретение в Херсонесе мощей Святого, 22 апреля (5 мая), 10 (23) сентября, 25 ноября (8 декабря) и 15 (28) декабря – Собор Крымских святых.

Предлагаем вниманию читателей сайта посвященную священномученику главу из книги А. Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия (Корсунская) Ефесская в судьбах России».

Тропарь, глас 4:

СВ. КЛИМЕНТ ПАПА РИМСКИЙ. ИКОНА. РУСЬ

Иже от Бога чудодействы / преславно удивляя вселенныя концы мира, / священный страдальче, / паче естества морю составы водам содеваеши разделение / в честней памяти твоей / всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь / чудесным твоим мощем, / и по всенародном хождении / море во едино течение чудодетельне твориши, / Клименте предивный, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Божественнаго винограда / священноодеянна всем лоза явися, / каплющи сладость премудрости, / молитвами твоими, всечестне, / да тебе исткану, яко багряницу, / песнь мысленную принесем, / Клименте святе, / спаси рабы твоя.

МОЛИТВА 1-я, ПОСЛЕ АКАФИСТА

СЩМЧ. КЛИМЕНТ — ПАПА РИМСКИЙ. ИКОНА С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ СВЯТОГО. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ ВАРНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

О всечестный учениче верховнаго апостола Петра, новый Петре веры Христовой, вторый Моисею, священномучениче Клименте, просвещенный учением великаго апостола, венчанный венцем мученичества! Испроси нам молитвами твоими благодать Святаго Духа сохраняти веру Христову и церковныя спасительныя обычаи, да расточится безбожие. Умоли, угодниче Божий, Милосердаго Творца, да излиется на нас благодать Святаго Духа, просвещающая наши души, да попалит Господь Бог страстей наших огнепальная стремления, да сохранит нас от всякия злобы, да спасет от напастей, бед и скорбей, и да пребудем верными христианами до конца жизни нашея, сохраняя в сердцах наших памятование печалей, болезней и трудов твоих, во славу Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

МОЛИТВА 2-я

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЯТОГО КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО. МОЗАИКА КИЕВСКОГО СОБОРА СВЯТОЙ СОФИИ. XI в.

О великий чудотворче, свещенномучениче Клименте! Приклонися ныне к нашим воздыханием сердечным и помози нам во временном житии сем творити вся в законе Божии предложенная, всякаго же греха отметатися. Ты, великий подвижниче, от юности твоея клеветы претерпевый, многия же болезни душевныя и труды понесый, помолися ко Господу Богу о нас, грешных и недостойных рабах Божиих (имена), да твоим предстательством и заступлением подаст Всеблагий и нам, грешным, силу и крепость во благодушии претерпевати клеветы человеческия и яже на земли скорби и сохранити заповеди Его, да прославим пречестное и великолепое имя Господа Бога и Его благодать, данную тебе, во веки веков.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2. Подобен: Твердыя:

Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ всем лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ пе́снь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те,// спаси́ рабы́ твоя́.

Тропарь, глас 2, на обретение мощей

Не отврати́ нас посрамле́нных, Кли́менте,/ ве́рою припа́дающия ко твоему́ гро́бу, свя́те,/ но приими́ раб свои́х сердца́/ приступа́ющих ра́це святы́х твои́х моще́й моля́щеся,/ я́ко да блаже́нных и ще́дрых твои́х улучи́м/ наслади́тися ста́ду твоему́ ми́лостию,/ Бо́гу даю́щу ве́рным исцеле́ние/ и грехо́м оставле́ние и очище́ние,/ моли́твами твои́ми, сла́вне,// и ве́лия ми́лости.

Труды

Несомненная близость сщмч. Климента к двум названным апостолам служит причиной, что его имя носят два важнейших канонических памятника первобытной церкви: «Правила святых апостолов» и «Постановления апостольские». Доказано, однако, что оба эти произведения в той редакции, в какой сохранились до нашего времени, не принадлежат ему.

Принадлежность Климента двух окружных «Посланий к (христианским) девственницам», по мыслям вполне согласных с его подлинным учением, также оспаривается многими.

Несомненно подлинным его творением считается известное под его именем «Первое послание к коринфянам», в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р. Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.

«Второе послание к коринфянам», в неполном составе в первый раз открытое, с именем Климента, в александрийском кодексе Библии (V в.), а в полном составе в 1875 г. найденное митрополитом Никифором Вриеннием в Константинопольской патриаршей библиотеке, также возбуждало большие споры относительно принадлежности его Клименту, которая, однако, более чем вероятна. Это послание есть не что иное, как гомилия, произнесенная Климентом в Риме и с некоторыми изменениями отправленная им в виде послания в Коринф, и представляет образец тех первобытных церковных поучений, какие слагались по примеру апостольских наставлений и согласно с их требованиями о безыскусственности учительской речи.

Клименту Римскому приписывается ещё сочинение, известное под названием «Клементины», в котором содержится сравнительное изложение учения христиан иудействовавших и христиан из язычников: автор заметно склоняется на сторону первых. Одна редакция их носит название: «Беседы (homiliae) Климента Римского»; здесь речью живой и даже художественной рассказывается о путешествиях апостола Петра, о его прениях с Симоном-волхвом, Аппианом, Афинодором и др. Другая редакция носит название «Воспоминаний (recognitiones) Климента» и представляет распространенную и варьированную версию предыдущей. В ней Климент представляется спутником апостола в его путешествиях, во время которых Климент находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведёт с ними беседы. Апостол Петр является здесь горячим сторонником христиан иудействующих, развивает воззрения, близкие к учению евионитов, в противоположность Симону-волхву, который представляется защитником взглядов Павла, апостола язычников. Кроме того, известны: а) сокращение (epitome) бесед и б) отрывочные фрагменты из «бесед» и «воспоминаний». Происхождение «Клементин» относят ко времени не ранее 171 г. и не позже 217 г. (в первый раз они упоминаются у Оригена, около 230 г.). Обыкновенно думают, что «Клементины» — произведение кого-либо из сирийских еретиков второго века: это доказывается тем, что отношения двух первых лиц св. Троицы представлены здесь несогласно со Св. Писанием, отвергается вечность мучений и Иисус Христос ставится наряду с Моисеем. Как памятник апокрифической литературы первобытного христианства «Клементины» не лишены интереса, и в этом смысле усердно изучались Бауром и другими учёными тюбингенской школы.

Русский перевод посланий — в «Памятниках древней христианской письменности» 1861 г. и в издании Преображенского (Москва, 1875); второе послание здесь лишь в количестве первых 12 глав; русский перевод найденных Вриеннием остальных восьми глав — в сочинении профессор Н. И. Барсова: «История первобытной христианской проповеди» (СПб., 1885); там же указание всей литературы о Клименте Римском.

Литература

  • Приселков, А. Климент Римский и его Послания, СПб., 1887.

Использованные материалы

«Ὁ Ἅγιος Κλήμης ὁ Ἱερομάρτυρας Ἐπίσκοπος Ρώμης», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

По Брокгаузу — ок. 103 года.

Пещеры Киево-Печерской Лавры. — К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2006, с. 26

Рукописный тропарь из ЖЖ «Уставные заметки» священника Максима Плякина, .

Свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент – апо­стол от 70-ти, чет­вер­тый епи­скоп (па­па) Ри­ма ро­дил­ся в очень знат­ной се­мье, со­сто­яв­шей в род­стве с им­пе­ра­тор­ской фа­ми­ли­ей. Бу­дучи раз­лу­чен в мла­ден­че­стве с ро­ди­те­ля­ми и бра­тья­ми, он вы­рос сре­ди чу­жих лю­дей. Как и все знат­ные рим­ские юно­ши, Кли­мент по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние, но свет­ские на­у­ки его не увле­ка­ли. Ед­ва став со­вер­шен­но­лет­ним, он по­ки­да­ет Рим. В Свя­тую Зем­лю, в Па­ле­сти­ну, где жил и стра­дал Хри­стос и про­по­ве­ду­ют его апо­сто­лы – вот ку­да вле­чет юно­го Кли­мен­та.
При­е­хав в Алек­сан­дрию, он слу­ша­ет про­по­ве­ди уче­но­го бла­го­вест­ни­ка Вар­на­вы и ста­но­вит­ся го­ря­чим при­вер­жен­цем но­во­го уче­ния. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни Кли­мент в сво­их стран­ство­ва­ни­ях встре­ча­ет апо­сто­ла Пет­ра, при­ни­ма­ет от него Свя­тое Кре­ще­ние, ста­но­вит­ся од­ним из его бли­жай­ших уче­ни­ков (Флп.IV:3). Еван­гель­ская про­по­ведь по­мог­ла Кли­мен­ту чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­сти свою се­мью, ко­то­рую он счи­тал по­гиб­шей: сре­ди уче­ни­ков пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла ока­зы­ва­ют­ся два его бра­та-близ­не­ца, чуть поз­же он на­хо­дит ро­ди­те­лей. На­до ли го­во­рить, что вся се­мья по­сле это­го при­ня­ла хри­сти­ан­ство и ста­ла про­по­ве­до­вать спа­си­тель­ное уче­ние.
Неза­дол­го до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны апо­стол Петр ру­ко­по­ла­га­ет Кли­мен­та во епи­ско­па. По­сле смер­ти св. Пет­ра, св. Ли­на и св. Ана­кле­та, с 92 по 101 год Рим­ским епи­ско­пом яв­ля­ет­ся апо­стол Кли­мент. Доб­ро­де­тель­ная жизнь и свя­ти­тель­ский по­двиг Кли­мен­та яв­ля­ли бла­го­твор­ный при­мер для гор­дых рим­ских граж­дан, мно­гие из ко­то­рых ста­ли по­сле­до­ва­те­ля­ми Хри­ста. Жи­тие сщ­мч. со­хра­ни­ло нам при­мер то­го, как од­на­жды на празд­ник Пас­хи по­сле про­по­ве­ди апо­сто­ла кре­сти­лось сра­зу 424 че­ло­ве­ка, сре­ди ко­то­рых бы­ли пред­ста­ви­те­ли всех рим­ских со­сло­вий – от ра­бов до чле­нов им­пе­ра­тор­ской се­мьи.
Обес­по­ко­ен­ные успе­ха­ми хри­сти­ан­ско­го иерар­ха, языч­ни­ки до­нес­ли о нем им­пе­ра­то­ру Тра­я­ну, об­ви­нив свя­ти­те­ля в неува­же­нии к рим­ским бо­гам. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор ве­лит из­гнать Кли­мен­та из сто­ли­цы, при­го­во­рив его к ссыл­ке. Мно­гие из уче­ни­ков апо­сто­ла по­сле­до­ва­ли за ним в Ин­кер­ман­ские ка­ме­но­лом­ни, на­хо­дя­щи­е­ся неда­ле­ко от Хер­со­не­са Та­ври­че­ско­го, пред­по­чи­тая доб­ро­воль­ную ссыл­ку раз­лу­ке с ду­хов­ным от­цом.
Ин­кер­ман­ские ка­ме­но­лом­ни бы­ли тра­ди­ци­он­ным ме­стом ссыл­ки хри­сти­ан. Нелег­кая жизнь по­движ­ни­ков бы­ла осо­бен­но тя­же­ла из-за от­сут­ствия пи­тье­вой во­ды. По мо­лит­ве свя­ти­те­ля Кли­мен­та Ан­гел Гос­по­день, явив­ший­ся в ви­де Агн­ца, ука­зы­ва­ет ме­сто ис­точ­ни­ка. Это чу­до при­влек­ло к свя­ти­те­лю Кли­мен­ту мно­же­ство лю­дей. Слу­шая рев­ност­но­го про­по­вед­ни­ка, сот­ни языч­ни­ков об­ра­ща­лись ко Хри­сту. Каж­дый день кре­сти­лось по пять­сот и бо­лее че­ло­век. Там же, в ка­ме­но­лом­нях, был вы­руб­лен храм, в ко­то­ром он про­по­ве­до­вал. В 101 го­ду свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент был умерщ­влен по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра; его уто­пи­ли, бро­сив в мо­ре с гру­зом на шее. Кли­мент про­сла­вил­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми, че­ре­да ко­то­рых не пре­кра­ти­лась и по­сле его кон­чи­ны. По мо­лит­вам его вер­ных уче­ни­ков – Кор­ни­лия и Фивы и все­го хри­сти­ан­ско­го на­се­ле­ния Хер­со­не­са мо­ре ото­шло, и они на­шли на дне, в неру­ко­твор­ной «Ан­гель­ской» церк­ви нетлен­ное те­ло сво­е­го учи­те­ля. По­сле это­го каж­дый год в день му­че­ни­че­ской кон­чи­ны Кли­мен­та мо­ре от­сту­па­ло и в те­че­ние се­ми дней лю­ди мо­ли­лись у мо­щей пра­вед­ни­ка.
Так бы­ло до на­ча­ла IX ве­ка. В это вре­мя мо­щи ста­ли недо­ступ­ны, мо­ре не от­сту­па­ло. В на­ча­ле 60-х го­дов IX ве­ка мо­щи чу­дес­ным об­ра­зом по­яви­лись на по­верх­но­сти мо­ря, это­му пред­ше­ство­ва­ла со­бор­ная мо­лит­ва Хер­со­нес­ско­го ду­хо­вен­ства и при­шед­ших в го­род уче­ных про­по­вед­ни­ков – Кон­стан­ти­на-фило­со­фа и его бра­та Ме­фо­дия. Кон­стан­тин-фило­соф счи­тал, что сщ­мч. Кли­мент по­кро­ви­тель­ству­ет его мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти и де­лу про­све­ще­ния сла­вян­ских на­ро­дов. Как по­ка­за­ло вре­мя, это дей­стви­тель­но бы­ло так. Ко­гда через несколь­ко лет бра­тья при­нес­ли к пап­ско­му пре­сто­лу пе­ре­ве­ден­ные на сла­вян­ский язык и на­пи­сан­ные сла­вян­ски­ми пись­ме­на­ми бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, на­встре­чу им вы­шел сам па­па Адри­ан, узнав о том, что они при­нес­ли в Рим мо­щи их свя­то­го со­оте­че­ствен­ни­ка – апо­сто­ла Кли­мен­та. Во мно­гом бла­го­да­ря при­не­сен­ным мо­щам мис­сия мо­рав­ских бра­тьев за­кон­чи­лась удач­но: сла­вян­ские кни­ги бы­ли освя­ще­ны па­пой, и в свя­том го­ро­де впер­вые на бо­го­слу­же­нии на­ря­ду с ла­ты­нью за­зву­ча­ла сла­вян­ская мо­лит­ва. Это бы­ло рав­но­силь­но чу­ду! В За­пад­ной церк­ви в ту по­ру бы­ла рас­про­стра­не­на так на­зы­ва­е­мая «трехъ­языч­ная» ересь, ко­гда толь­ко три язы­ка счи­та­лись бо­го­слу­жеб­ны­ми: древ­не­ев­рей­ский, гре­че­ский и ла­тынь. Кон­стан­тин, при­дя в Рим, по­стриг­ся в мо­на­хи, при­няв имя Ки­рилл, и вско­ре умер. Па­мя­туя о за­слу­гах про­све­ти­те­ля пе­ред пре­сто­лом св. Пет­ра, его по на­сто­я­нию па­пы Адри­а­на хо­ро­нят в церк­ви св. Кли­мен­та.
Кре­стив­шись в Хер­со­не­се, князь Вла­ди­мир Свя­той пе­ре­но­сит часть мо­щей сщ­мч. Кли­мен­та (го­ло­ву) и мо­щи св. Фивы, его уче­ни­ка, с со­бой в Ки­ев, по­ло­жив их в Де­ся­тин­ной церк­ви в при­де­ле во имя сщ­мч. Кли­мен­та. Та­ким об­ра­зом, мо­щи сщ­мч. Кли­мен­та бы­ли пер­вой хри­сти­ан­ской свя­ты­ней, по­явив­шей­ся на Ру­си. Этим-то и бы­ла вы­зва­на его ис­клю­чи­тель­ная по­пуляр­ность на рус­ской зем­ле.
С на­ча­лом про­цес­са ка­но­ни­за­ции соб­ствен­но рус­ских свя­тых си­ту­а­ция из­ме­ни­лась: наи­бо­лее по­чи­та­е­мы­ми ста­но­вят­ся рус­ские по­движ­ни­ки и му­че­ни­ки.
По­сле за­кры­тия в 1935 го­ду Кли­мен­тов­ско­го хра­ма там раз­ме­щен фили­ал Рос­сий­ской го­судар­ствен­ной биб­лио­те­ки, что, на­вер­ное, то­же мож­но счи­тать не слу­чай­ным сов­па­де­ни­ем. По­кро­ви­тель­ству­ю­щий сла­вян­ской книж­но­сти Кли­мент со­хра­нил под сво­да­ми сво­е­го хра­ма цер­ков­ные кни­ги из мо­на­стыр­ских и част­ных со­бра­ний. Го­ды ли­хо­ле­тья не на­нес­ли су­ще­ствен­но­го вре­да зда­нию хра­ма и ико­но­ста­сам, со­хра­нен­ным за­бо­та­ми со­труд­ни­ков биб­лио­те­ки.

См. так­же: «Жи­тие и стра­да­ние свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Кли­мен­та, па­пы Рим­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.
Молитвы
Тропарь священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому
глас 4
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас, но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Тропарь священномученику Клименту, папе Римскому
глас 4
И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю, соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь,/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак священномученику Клименту, папе Римскому
глас 2
Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ все́м лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну я́ко багряни́цу,/ песнь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те:// спаси́ рабы́ твоя́.
Кондак священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому
глас 4
Це́ркве недви́жимии и Боже́ственнии пи́ргове,/ благоче́стия Боже́ственнии столпи́ вои́стинну кре́пцыи,/ Кли́менте с Петро́м всехва́льнии,// ва́шими моли́твами соблюди́те вся.
Молитва священномученику Клименту, папе Римскому
О, всечестны́й учениче́ верхо́внаго апо́стола Петра́, но́вый Пе́тре ве́ры Христо́вой, вторы́й Моисе́ю, священному́чениче Кли́менте, просвеще́нный уче́нием вели́каго апо́стола, венча́нный венце́м му́ченичества! Испроси́ на́м моли́твами твои́ми благода́ть Свята́го Ду́ха сохраня́ти ве́ру Христо́ву и церко́вныя спаси́тельныя обы́чаи, да расточи́тся безбо́жие. Умоли́, уго́дниче Бо́жий, Милосе́рдаго Творца́, да излие́тся на на́с благода́ть Свята́го Ду́ха, просвеща́ющая на́ши ду́ши, да попали́т Госпо́дь Бо́г страсте́й на́ших огнепа́льная стремле́ния, да сохрани́т на́с от вся́кия зло́бы, да спасе́т от напа́стей, бе́д и скорбе́й, и да пребу́дем ве́рными христиа́нами до конца́ жи́зни на́шея, сохраня́я в сердца́х на́ших па́мятование печа́лей, боле́зней и трудо́в твои́х, во сла́ву Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Молитва вторая священномученику Клименту, папе Римскому
О, вели́кий чудотво́рче, священному́чениче Кли́менте! Приклони́ся ны́не к на́шим воздыха́нием серде́чным и помози́ нам во вре́менном житии́ сем твори́ти вся в зако́не Бо́жии предло́женная, вся́каго же греха́ отмета́тися. Ты, вели́кий подви́жниче, от ю́ности твоея́ клеветы́ претерпе́вый, мно́гия же боле́зни душе́вныя и труды́ понесы́й, помоли́ся ко Го́споду Бо́гу о нас, гре́шных и недосто́йных раб Бо́жиих (имена), да твои́м предста́тельством и заступле́нием пода́ст Всеблаги́й и нам, гре́шным, си́лу и кре́пость во благоду́шии претерпева́ти клеветы́ челове́ческия и я́же на земли́ ско́рби и сохрани́ти за́поведи Его́, да просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Го́спода Бо́га и Его́ благода́ть, да́нную тебе́, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Валентин Фролов 08.12.2015 10713

Священномученик Климент был четвертым епископом Рима. Он жил в I веке после Рождества Христова, тогда, когда выражение «папа Римский» еще не ассоциировалось с католической церковью – епископ Климент возглавлял Римскую кафедру задолго до отделения Западной церкви от Восточной, Православной.

Святой Климент был крещен апостолом Петром и стал продолжателем дела апостолов: например, он мог за день своей проповедью привести ко Христу почти 500 человек – как это было и в Риме, и в Херсонесе. Изображение святого Климента, папы Римского. Мозаика Киевского Собора Святой Софии, XI в.

В Херсонесе, куда святого сослали якобы за хуление языческих богов, он работал на каменоломне вместе с другими переселенцами. Там святой Климент встретил две тысячи христиан, осужденных на труд в тяжелейших условиях, совершенно без воды. Он утешил страждущих, а по его молитве в пустыне забил источник воды.

Не мог успокоиться император Троян, слыша приходящие с севера империи вести о множестве крещенных святым Климентом, и повелел утопить святого. Святителя схватили и бросили в море, привязав к его шее якорь…

Крещенный апостолом Петром, святой Климент мог своей проповедью за день привести ко Христу 500 человек

Каждый год в день памяти мученика море расступалось, и все верующие могли поклониться его мощам. Но в ΙΧвеке останки священномученика Климента перестали быть доступными. Когда же в Херсонес прибыли святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, они убедили духовенство и паству молить Бога об обретении мощей. И только после соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились останки святого.Обретение мощей священномученика Климента, папы Римского близ Херсонеса. Миниатюра из Менология императора Василия II

Когда князь Владимир взял Херсонес и крестился в крымских водах, а затем принес христианскую веру на Русь, он привез в Киев честную главу священномученика. Ее поместили в Десятинной церкви, один из приделов которой был освящен в честь святого Климента. В Киеве сразу распространилось почитание святого. До наших дней дошел памятник древнерусской литературы «Слово на обновление Десятинной церкви» (ΧΙ в.), на страницах которого святой Климент прославлялся как заступник земли Русской.Фрагмент макета из Музея Института археологии НАН Украины. Так могла выглядеть центральная часть Киева с Десятинной церковью во времена князя Владимира, в конце X века

Святитель ассоциировался у русских людей с началом христианства на Руси. В памяти народа ярко запечатлелась его связь с просветителями славян – святыми Кириллом и Мефодием, а также с крестителем Руси – святым равноапостольным князем Владимиром.

В Архангельской области – немало деревянных храмов XVII-XIX вв., освященных в честь святого Климента

Почитание распространилось по всему государству и, в конце концов, пришло на Север. Сегодня в Архангельской области можно встретить множество деревянных храмов XVII-XIX вв., освященных в честь святого Климента. Например, в деревнях Поонежья и Онежского Беломорья: Пияле, Поле, Уне, Неноксе и др. Храм священномученика Климента, папы Римского. Деревня Уна, Архангельская область

Правда, некоторые Климентьевские храмы, как и многие памятники деревянного зодчества Русского Севера, не сохранились. Например, церковь святого Климента в деревне Пияла (построена в 1685 г.) сгорела в 1892 г. Сегодня в этой деревне из сохранившихся храмов – только Вознесенский (кстати, это самый высокий деревянный храм в мире – 45 метров в высоту).Два храма в д. Пияла с колокольней. Храм священномученика Климента – пятиглавый, по центру. Фото конца XIX в.

В деревне Поле возрождается храм, в котором есть придел святого Климента. Это излюбленное место экспедиций на Русский Север от Сретенского монастыря. Во время летних поездок семинаристов в Поле в этом храме совершаются Литургии, а на праздник священномученика в деревню приезжает благочинный Онежского района, священник Александр Коптев. Иеромонах Ириней (Пиковский) совершает Литургию в приделе священномученика Климента в деревне Поле во время летней экспедиции на Русский Север, 2014 годТрадиция почитания священномученика Климента на Севере Руси идет из Новгорода. Еще в ΧΙΙвеке в Новгороде стоял храм, посвященный этому святому. Вплоть до ΧΙΧ века верующий народ «вольного города» с особой любовью относился к священномученику. И в тех северных землях, которые осваивал Новгород, святой Климент сразу полюбился жителям. Трагическая судьба святого находила сочувствие в людях, привыкших к суровой и тяжелой жизни на далеком Севере.

Смерть священномученика Климента связана с морем, вот почему он «понятней» морякам

Кроме того, неслучайно все Климентьевские храмы на Русском Севере возвышаются на берегах Белого моря и реки Онеги. Судьба священномученика Климента связана с морем, и это объясняет, почему многим поморам, северным рыбакам, которые часто оставались «один-на-один» с водной стихией, было «понятней» и проще обратиться в молитве за помощью к нему. Возможно, в храме в деревни Ненокса, который стоял на беломорском берегу, часто поминали тех, кто нашел последний приют на дне морской пучины

Из записанных «морских» чудес святого Климента известен такой случай. Житие священномученика повествует, что однажды во время отлива христиане пришли поклониться мощам святого в пещеру, однако из-за быстрого прилива вынуждены были покинуть ее и в спешке забыли там ребенка. Мать молилась святому Клименту о спасении чада, но, очевидно, напрасно: он не мог спастись… Когда через год мать вернулась к мощам святого Климента, она увидела в пещере живого и невредимого ребенка. Святой спас ее сына.

По этому поводу в службе святому Клименту говорится: «Яко спасл еси отрока древле, удержана в мори летным обхождением, мучениче Христов, сице глубины греховныя и мене спаси».

Святый священномучениче Клименте, моли Бога о нас грешных!

Валентин Фролов, IV курс

Папа Климент VII: спасение

Биограф Микеланджело Надин Сотель пишет: «После двух месяцев непрестанного торга и деловых переговоров кардинал Джулио де Медичи был избран папой под именем Климента VII. Ему было сорок два года. Элегантный, под оглушительный рев труб он проехал под флорентийской триумфальной аркой и медленно поднял руку в перчатке, благословляя толпу, в которую тут же дождем полетели золотые монеты. Потом он ловко спрыгнул с лошади и величественным шагом направился, возвышаясь над окружавшими его дворянами и кардиналами, ко дворцу Латеран.

Микеланджело был в свите папы, как и за десять лет до этого. Климент VII, казалось, был полной противоположностью своему кузену Льву X: вдумчивый, решительный, волевой, интеллигентный. и искренне привязанный к своему «почти брату». В первые дни января он позвал скульптора в свои частные апартаменты в Ватикане»158.

Когда они остались одни, новоявленный папа сказал:

– Микеланджело, я, как и ты, переполняюсь эмоциями, когда гляжу на работы Рафаэля. Он сам отправил себя на небо, но он был не наш – вино, женщины, вся эта видимость. А по сути он был похож на тебя, как и Леонардо. Поэтому вы и не любили друг друга.

Микеланджело был озадачен: неужели папа позвал его лишь для того, чтобы осыпать похвалами его противника?

– Друг мой, – продолжил Климент VII, – дело не только в том, что мы росли вместе. Твой гений ни с чем не может сравниться, и я нахожу несправедливым, что он так плохо вознагражден. А посему я решил выделить тебе содержание в пятьдесят дукатов в месяц до конца твоих дней.

Микеланджело бросился на колени, и его дыхание перехватило, как в свое время перед Юлием II. Новый папа любезно протянул ему свой перстень для поцелуя, а потом помог подняться.

– Мы убедили семейство делла Ровере отозвать жалобу. Теперь тебе остается лишь сделать макет монумента. Нам кажется, что все остальное и так уже достаточно продвинулось вперед.

– Ваше святейшество, – с трудом пробормотал Микеланджело, – я не нахожу слов: вот уже двадцать лет я живу с проклятием этой гробницы!

– Успокойся, сын мой. У меня есть еще одна добрая новость: я нашел для тебя просторную мастерскую прямо напротив церкви Сан-Лоренцо. Там тебе будет удобно работать!

– Ваше святейшество, я счастливейший из людей.

Климент VII благословил его, а потом приказал управляющему проводить скульптора, чтобы тот не заплутал в длинных коридорах – тех самых, где в свое время Борджиа душили гостей.

С этого момента заказы полились на Микеланджело потоком. Сам же папа попросил его создать новую библиотеку над старой ризницей Сан-Лоренцо. Там должны были быть собраны античные рукописи и редкие книги – немалая часть огромного богатства Медичи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Великобритания исторически занимает в Европе особое место. Отделённый от континентальной Европы морем Туманный Альбион, оставаясь частью Старого Света, при этом имеет немало кардинальных отличий от соседей. Среди этих отличий и Англиканская церковь — христианская конфессия, образовавшаяся не только и не столько в результате религиозных дискуссий, сколько из-за бурного темперамента и амбиций короля Генриха VIII…

На эту тему был интересно снятый художественный сериал «Тюдоры» (без точных исторических соответствий), но реальная история не менее интересна даже в кратком изложении…

Родившийся в 1491 году младший сын Генриха VII должен был стать не монархом, а священником. С юных лет он изучал богословие, посещал до шести месс в день и даже сам занимался написанием трактатов на религиозные темы.

Планы его отца в отношении принца резко поменялись в 1502 году, когда умер старший брат Генриха Артур.

11-летний мальчик, готовившийся посвятить жизнь служению Богу, отныне должен был готовиться к управлению государством.

Генрих VIII в молодости, в год вступления на престол (1509 г.).

Мало того, Генрих VII объявил сыну, что тот женится… на вдове своего брата, испанской принцессе Екатерине Арагонской. Король во что бы то ни стало хотел укрепить связи с Испанией, и даже смерть старшего сына всего через несколько месяцев после свадьбы не изменила его намерений.

Более того, овдовевший король хотел было и сам жениться на Екатерине, но этому воспротивились испанцы.

Для юного принца мир перевернулся. Ещё вчера он был без пяти минут священник, связанный обетом безбрачия, а сегодня он уже без пяти минут король с законной супругой.

Защитник веры

На престол принц, коронованный под именем Генриха VIII, взошёл в возрасте 17 лет. Первые годы правления он находился под влиянием епископа Ричарда Фокса и архиепископа Уильяма Уорхема.

В первые годы правления Генриха VIII казалось, что позиции католической церкви в Англии непоколебимы, а ветры Реформации, набирающие силу на континенте, на англичан влияния не окажут.

Генрих VIII

Молодой король оставался набожным, посещал мессы по несколько раз в день, а в 1521 году, вдохновленный ещё одним своим наставником кардиналом Томасом Уолси, написал книгу «В защиту семи таинств», в которой выступал в защиту католической церкви от церковных реформаторов.

За эту книгу Папа Римский Лев X удостоил Генриха VIII титула «Защитник веры».

Но чем дальше, тем больше менялся король. Он вкусил прелестей светской власти, приобщился к различным радостям земной, а не духовной жизни, и вскоре его стали раздражать различные ограничения и препоны, возникавшие из-за широких прав духовенства, для которого главным владыкой был не король Англии, а Папа Римский.

Папа запрещает!

Впрочем, покушаться на авторитет церкви Генрих VIII не собирался до тех пор, пока его всерьёз не взволновал вопрос о престолонаследии.

В браке с Екатериной Арагонской у него родилось несколько детей, но все мальчики умерли во младенчестве, выжила только дочь Мария.

Екатерина Арагонская

Соглашаться с тем, что «на всё воля божья», английский король не желал и решил, что самым правильным выходом из ситуации будет смена королевы.

Тем более что «преемницу» он уже подобрал — сына Генриху VIII должна была родить фаворитка Анна Болейн.

Богословская школа юности не прошла даром: король заявил, что причиной отсутствия у него сыновей является незаконность его первого брака. Генрих VIII утверждал, что женитьба на вдове брата не вписывается в каноны, и для того брака нужно было разрешение Папы Римского, которое не было получено. А раз не было разрешения, то и брак следует аннулировать.

Но все аргументы короля разбились об решение Папы Римского Климента VII, который отказался аннулировать брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской.

Революция сверху

Законная королева и её сторонники праздновали победу, а Генрих VIII был в ярости. Почему судьбу английской королевской династии решает какой-то римский святоша? Почему он, король, должен зависеть от мнения монаха?

Да, набожный мальчик превратился во властного и решительного монарха, который готов был идти к желаемой цели напролом.

Сторонники церковной Реформации, которые до той поры не имели большого влияния в Англии, подняли голову. Ещё бы, они получали уникальный шанс изменить своё положение в стране.

В 1529 году ГенрихVIII собрал английский парламент, уже от него добиваясь решения вопроса об аннулирования брака. В парламенте обнаружился раскол — сторонники Рима и адепты Реформации стояли каждый на своём. Зато король для себя чётко уяснил, на кого он может далее опереться, а кто станет его злейшим врагом.

Томас Уолси

Первой жертвой борьбы короля стал его бывший наставник и советник Томас Уолси, горячий сторонник католицизма, который был обвинён в государственной измене. Уолси грозила плаха, но ему, в отличие от других, в известной степени повезло — он умер своей смертью до суда.

А Генрих VIII решил разрубить гордиев узел, обвинил в измене сразу всё английское духовенство. Король заявил, что верность священников Риму в сложившейся ситуации — не что иное, как покушение на монаршью власть.

В 1532 году в Англии был принят закон, запрещавший английским подданным подчиняться власти иностранных владык, включая Папу Римского. На основе этого закона в тюрьмы и на плаху отправились сотни влиятельных сторонников католицизма.

В том же 1532 году главным священником Англии, архиепископом Кентерберийским, стал Томас Кранмер, открытый сторонник протестантизма. Он выполнил желание Генриха VIII и в церковном суде аннулировал брак короля, после чего тот женился на Анне Болейн.

Папа Римский Климент VII отлучил английского короля от церкви, что только раззадорило Генриха VIII и подтолкнуло к дальнейшим действиям.

В 1534 году был принят, пожалуй, главный документ английской Реформации — «Акт о супремации». Согласно ему, главой английской церкви объявлялся не Папа Римский, а правящий монарх. Папа же в Англии более не влиял ни на что.

Папа Римский Климент VII

Дабы сломить сопротивление противников, Генрих VIII обрушился на монастыри, закрывая их и конфискуя земли. В то же время Кранмер и его сторонники проводили реформы в духе протестантизма внутри самой церкви, безжалостно подавляя противников.

Раз жена, два жена, три жена…

Увы, но главная цель, ради которой король шёл напролом, не считаясь ни с чем, достигнута не была — Анна Болейн родила ему не сына, а дочь, названную Елизаветой.

Генрих VIII был страшно разочарован. К тому же Анна оказалась весьма своенравной, позволяла себе значительно больше, чем, по мнению мужа, могла позволить себе королева.

Анна Болейн

Очень скоро король нашёл себе новую пассию, фрейлину Джейн Сеймур. Но если, избавляясь от первой супруги, Генрих VIII проявил известный гуманизм, то с разочаровавшей его Анной он поступил жестоко — обвинённая в государственной и супружеской измене, вторая жена короля была обезглавлена.

После этого Генрих VIII пустился во все тяжкие, к концу жизни доведя счёт своих жен до шести, с двумя из которых он развёлся, а ещё двух казнил за измену.

При этом король, затеявший церковную реформу по политическим соображениям, не был твёрдым сторонником протестантизма, поэтому политика в отношении церкви претерпевала изменения в зависимости от того, какие религиозные взгляды имела очередная жена.

Джейн Сеймур

Генрих VIII добился своего — Джейн Сеймур родила ему сына. Но король так и не узнал, что предотвратить угасание династии ему не удалось. Единственный сын Генриха VIII, взошедший на престол в возрасте девяти лет под именем Эдуарда VI, умер в возрасте 15 лет, успев, правда, принять ряд законов, укреплявших позиции протестантизма.

«Золотой век» королевы Елизаветы

После смерти Эдуарда VI королевой Англии стала Мария, дочь отвергнутой Генрихом VIII Екатерины Арагонской. Ревностная католичка, ненавидевшая отца, она была полна решимости свернуть все реформы Генриха VIII и вернуть Англию в лоно католицизма.

Главный реформатор английской церкви Томас Кранмер, отказавшийся отречься от своих убеждений, был по приказу королевы сожжён на костре. Жизнями заплатили за свои убеждения и многие его сторонники. В историю Мария I вошла как Мария Кровавая.

Мария I Тюдор

Возможно, контрреформация, затеянная ей, и была бы доведена до конца, однако после пяти лет правления она скончалась во время одной из эпидемий. Наследницей престола стала Елизавета I — дочь Анны Болейн, чьё рождение так разочаровало её отца Генриха VIII. Не питая больших симпатий к отцу, королева тем не менее решила укрепить власть на основе церковных реформ, начатых при Генрихе VIII.

35-летнее правление Елизаветы I, которое называют «золотым веком Англии», окончательно закрепило победу сторонников англиканской церкви. И по сей день главой церкви в Англии является правящий монарх – благодаря страстному темпераменту и решительности Генриха VIII.

Слева направо — Генрих VIII, его отец Генрих VII, мать — Елизавета Йоркская, и супруга, Джейн Сеймур (третья по счёту). В 1537 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *