Паисий святогорец свидетельства паломников

Описание

Наследие старца Паисия Святогорца оказалось востербованным не только в Греции, но и в России, где его имя окружено необыкновеннной любовью. В новой книге «Свидетельства паломников» собраны воспоминания о старце самых разных людей: архиереев, священников и мирян — всех, кому посчастливилось встречаться с этим удивительным человеком.
История моих трудов, плодом которых стала эта книга, такова.
Я познакомился с ныне покойным старцем Паисием в 1988 году. В последующем, слушая рассказы паломников и Афонских отцов о встречах с богоносным старцем, я почувствовал необходимость собрать и обобщить все эти свидетельства. С горячим сердцем я начал их собирать, что оказалось нелегким делом, поскольку на это требовалось много времени.
В самом начале предпринятых трудов я осознал, какое духовное сокровище таили в себе свидетельства паломников, ибо в каждом можно найти ответы на разные вопросы. Эти свидетельства укрепляют, воодушевляют и подготавливают к грядущим событиям, которые, как постоянно напоминал старец, нам предстоит пережить. У меня не было намерения лично браться за издание книги о старце Паи¬сии. Собрав материал, который помог бы многим братьям во Христе, как помог и мне, я решил предложить его какому-нибудь подходящему человеку, с тем чтобы он осуществил издание книги. Я обращался поочередно к четырем старцам, но все они склоняли меня к тому, чтобы я сам взялся за издание. Впрочем, я уже начал приходить к убеждению, что должен взять на себя издание книги, что в конечном итоге и сделал по молитвам и благословению настоятеля монастыря Каракал на Афоне архимандрита Филофея, моего духовного отца.
В течение пятнадцати лет собирания и обработки свидетельств я столкнулся со множеством разных трудностей. С помощью Божией, по молитвам покойного старца Паисия, благодаря моральной поддержке Афонских отцов — духовных детей старца Паисия — и благодаря помощи братии монастыря Каракал, а также совету образованейшего профессора одного из университетов, который очень хорошо знал старца Паисия, все было преодолено, и я завершил свой скромный труд и представляю его вашему благосклонному вниманию. Труд этот — общий. Он принадлежит десяткам людей, которые знали старца и были по-разному им облагодетельствованы, которые с готовностью доверили мне свое личное свидетельство либо в письменном виде, либо в устном. Мой вклад состоит в собирании и бережной обработке этих свидетельств.
Это мое приношение — скромный дар человеку Божиему старцу Паисию, который поддерживал меня в течение всех трудных лет, на которые выпали великие испытания моей жизни.
Заверяю уважаемых читателей, что собранные данные — плод продолжительного и тщательного исследования. Все люди и события, которые здесь упоминаются, реальны и большая часть свидетельств, приведенных в этой книге, публикуется впервые.
Николаос Зурнатзоглу
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 12-212-1117

Пролог

Введение

Свидетельства епископов
Преосвященный митрополит Ланкадасский Спиридон
Преосвященный митрополит Сисанионский и Сиатистский Антоний
Преосвященный митрополит Монемвасийский и Спартский Евстафий
Преосвященный митрополит Навпактский и Святого Власия Иерофей
Преосвященный митрополит Фтиотидский Николай
Высокопреосвященный митрополит Лимоссольский Афанасий
Свидетельства игуменов
Игумен монастыря Кутлумуш архимандрит Христодул
Игумен монастыря Каракал архимандрит Филофей
Игумен монастыря Григориат архимандрит Георгий
Игумен Спасо-Преображенского монастыря Сохос Лангада архимандрит Иоанникий Котсонис
Свидетельства профессоров и преподавателей
Фундулис М. Иоаннис, профессор богословия Салоникского университета имени Аристотеля
Гунарис Георгиос, профессор теоретической физики Салоникского университета имени Аристотеля
Ханну Пойхонен, преподаватель богословия Народной академии при Ново-Валаамском монастыре (Финляндия)
Ф.И. врач, доцент университета, Александруполи
Личный опыт и свидетельства о старце
Архимандрит Цалпарас Аристарх, викарий Маронийской и Комотинской митрополии
Адаму Андреас, врач, Кипр
Харавопулос Христос, Ореокастро под Салониками
Протопресвитер А. К., Салоники
Халвадзис Петрос, Халандри, Афины
Мосхос Антониос, Аридэа, область Пелла
Керефиадис Феодорос, Салоники
Т. С., подполковник авиации в отставке, Салоники
Канарис Эммануил, экономист, Афины
Катсанос Василиос, Салоники
Хатзиевстафиу Константинос
Георгиадис Саввас, парализованный, Салоники
Кирмитсакис Афанасиос, книжный магазин «Святая Анна», Салоники
Коросидис Апостолос, Яница, область Пелла
Афонский монах
Коккорис Димитриос, отставной подполковник авиации, богослов, Афины
Коловос Эммануил, преподаватель, Науса
Капетаниос Эвангелос, Калохори под Салониками
Мандзирис Николаос, инженер по гражданскому строительству, Волос
Архимандрит Хрисулас Косма, район Эксаплатанос, область Пелла
Монах Сисой
Пелориадис Георгиос, богослов, Малакаса в Аттике
N
Йомплиакис Фомас, преподаватель, Салоники
Цубекас Константинос, вице-маршал авиации в отставке, Афины
А. К., инженер, полуостров Халкидики
Иеродиакон Серафим, монастырь Хиландар, Святая Гора Афон
Мoнax Маркелл, монастырь Каракал, Святая Гора Афон
Псомиадис Апостолос (парализованный) и Мария (его супруга), Каламарья, Салоники
Иеромонах Харалампий, Келлия Вознесения, монастырь Филофей, Святая Гора Афон
Послушник Мутафис Георгий, Святая Гора Афон
Тсирос Харалампос, Триполи
Монах Симон, монастырь Каракал, Святая Гора Афон
Г. Н., иконописец, область Пелла
Архимандрит Феоклит, Термо, монастырь в Этолии и Акарнании
Архимандрит Августин Катсабирис, Аталанти
Иерей Евангелос Анастасиу, Серрес
Карайаннидис Василиос, учитель, Серрес
Акоглу Афанасиос, фотограф, Серрес
Иоаннидис Харалампос, служащий общественного транспорта, Салоники
Харавопулос Спиридон, Орэокастро под Салониками
Мериванис Ангелос, Каламарья, Салоники
Маврогенис Стилианос, Катерини
Салоники
Стаматиу Иоанна, Каламарья, Салоники
Бекиарис Феодорос, Кавала
Михаилидис Николаос
Кула Анастасия, Финикас, Салоники
Каразисис Власиос
Пелеканос Маринос, Кантза в Аттике
Иерей Василий Вирлиос, храм Святого Луки, Ставруполи, Салоники
Симеонидис Никифорос, налоговый инспектор, Салоники
Архимандрит Грекос Фотиос, келлия Святой Троицы, Карея
Андреаду Деспина, Салоники
Зурнатзоглу Николаос, майор авиации в отставке, Салоники
Пападопулос А. Константинос, офицер полиции в отставке, Каламата
Иерей Сагос Николаос, Калимериани, остров Эвбея
Лоис Ант. Панайотис, таможенник, Патры
Сотиропулос Николаос, богослов, Афины
Протопресвитер Николай Маркетос, Сидней, Австралия
Иерей Панайотис Куръянтакис, храм Святого Георгия в районе Панорама, Салоники
Орфанос Николаос, боевой соратник старца Паисия, Кардия под Салониками
Монахиня Христодула, Линтульский монастырь (Финляндия)
О даре прозорливости
Николаос, ученик из Афониады
Афонский монах Иоанн
К. Д., область Пелла
Х.И.
Стефанидис Христос, Салоники
Сомалис Феодорос, полковник в отставке, Витаста под городом Серрес
С. А.
Лазару Василиос, милиционер, Янница, область Пелла
Валасис Кариофилис, Серрес
Кранис Николаос, Тригила, полуостров Халкидики
Лемонис Евфимиос, отставной жандарм Святой Горы Афон, Салоники
Катсамакис Константинос, Салоники
Дзортзис Велисариос, Орэокастро под Салониками
Домохтзидис Иоаннис
О пророческом даре старца
Фомас, врач, Афины
К. К., Салоники
Пресвитер П. Г., Салоники
Нанос Михаил, Эпаноми под Салониками
Афонский монах Илиу Василиос
Филиппас Панайотис, физиотерапевт, Афины
Лемонис Евфимиос, отставной жандарм Святой Горы Афон
Скордас Ставрос, Лехео под Коринфом
Ностис Псаррас, Зарубежная Православная миссия, Салоники
Наставления
Симеонидис Хризостомос, таможенник, Катерини
Ангелопулос Димитрий, послушник
Афонский монах
Орфанидис Поликарпос, отставной жандарм Святой Горы Афон, Салоники
Афонский иеромонах Ф.
Коросидис Апостолос, Яница, область Пелла
Лемонис Евфимиос, отставной жандарм Святой Горы Афон, Салоники
Слова мудрости и благодати
Митропулос Константинос
Димонасиос Георгиос, Ларисса
Афонский монах
Камитсиос Иоаннис
Георгиос
Андритсопулос Николаос, Афины
Вавулиотис Василиос, Халкида
X. И., судья, Афины
Г. М.
Чудесные случаи
Николаидис Николаос, топограф, Серрес
Николаиду Саввато, супруга Николаоса, Серрес
Казакос Димитриос, офицер греческой полиции, Эпаноми под Салониками
Иеромонах Серафим, монастырь Филофей, Святая Гора Афон
Басис Константинос, отставной жандарм Святой Горы Афон, Салоники
Ангелоглу Ставрос, бывший пожарник, Менеми, Салоники
Кортсиноглу Иорданис, Коница
Палеологос Георгиос, Никосия, Кипр
Хадзибендидис Христос, авиационный унтер-офицер, Дидимотихо
Пасхалас Василиос, полковник авиации, Салоники
Папазоглу Феодорос, Териопетра, область Пелла
Монах Никон, Новый скит, Святая Гора Афон
Монах Максим, насельник Иверского монастыря, Святая Гора Афон
Монах Нектарий, келлия Ватопедского монастыря, Святая Гора Афон
К. К., Салоники
Тсетос Христос, майор авиации в отставке, Терми под Салониками
Монах Теологос, монастырь Каракал, Святая Гора Афон
Иерей Димитрий Христодулу, Киато, Коринфская область
А. А., директор страховой компании, Салоники
Вера Проватаки-Пападимитриу, нотариус, Аридея, область Пелла
Катсамаки Елена, Салоники
Монах Порфирий, Капсала, монастырь Ставроникита
Монах Арсений, монастырь Платитера на острове Корфу
Лазариотис Афанасиос, Салоники
Котула София, школьница, Александруполи
Лукас Георгиос, отставной полковник, остров Саламин
Иеромонах Иосиф Кагансидис, монастырь Рождества Богородицы, Палео Кастанохори под Нигритой
Лемонис Евфимиос, отставной жандарм Святой Горы Афон, Салоники
Антониу Е. Антониос, Президент всегреческого объединения друзей многодетных, Афины
Саввиду Мария, Н. Крини, Каламарья, Салоники
Опыт протестанта из Финляндии
Рассказ монахини Христодулы
Хадзипапас Петрос, капитан авиации, Салоники
Приложение
Святой Арсений Каппадокийский и старец Паисий
Житие преподобного Арсения Каппадокийского

Петушки обетованные Петушки обетованные
Автор – иеромонах Серафим (Катышев) – сумел соткать из, казалось бы, разрозненных рассказов о тяжелых судьбах людей большое и светлое полотно о единстве общей судьбы русского народа, о взаимосвязи жизней человеческих, основанной на верности вере отцов и матерей. Книга совпадений. Чудеса на дороге к Богу Книга совпадений. Чудеса на дороге к Богу
В новую книгу Александра Казакевича вошли художественные рассказы о паломничествах в Грузию, в монастыри России, на Святую Землю. С паломниками все время происходят приключения, а совершающиеся чудеса напоминают читателю о Промысле Божием в судьбе каждого человека. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
Фундаментальный труд профессора Михаила Олеговича Шахова по современному российскому законодательству о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Православный взгляд на онкологию Православный взгляд на онкологию
Задача книги — помочь больному правильно отнестись к своей болезни и окружающим обстоятельствам, настроиться на лечение и жизнь, обрести христианское отношение к болезни. Псалтирь Псалтирь
Гражданский крупный шрифт
В издательстве Сретенского монастыря вышла церковнославянская Псалтирь (в гражданской орфографии) крупным шрифтом. Книга предназначена для келейного чтения при слабом освещении и для слабовидящих. Послания апостола Павла. Пособие по изучению и толкованию Послания апостола Павла. Пособие по изучению и толкованию
Протоиерей Стефан Жила
В пособии излагается содержание посланий, краткие исагогические сведения о них, доступное толкование, уясняются вероучительные истины. Большое внимание уделено раскрытию апостолом Павлом нравоучительных истин, то есть приложению вероучения в христианской жизни. Душа после смерти Душа после смерти
Иеромонах Серафим (Роуз)
Потусторонний мир реальнее и ближе, чем мы обычно думаем, а путь к нему открывается нам через жизнь духовного подвига и молитвы, которую Церковь дала нам как средство спасения. Эта книга посвящена и адресована тем, кто хочет вести такую жизнь. Ищите же прежде Царства Божия Ищите же прежде Царства Божия
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
В книге собраны советы архимандрита Иоанна, как идти за Христом по дороге жизни. «Спасение-то – вот единственно важное дело в жизни нашей, все остальное – поделье».

СВИДЕТЕЛЬСТВА ЕПИСКОПОВ

Преосвященный митрополит Ланкадасский Спиридон

Приснопамятного отца Паисия я встретил примерно в 1966 году, когда меня направили проповедником в Кассандрийскую митрополию, в Полигиро. Со мной был благочестивый иеромонах Агафангел. Как оказалось, он происходил из той же деревни, что и отец Паисий. Через этого иеромонаха мне представилась благоприятная возможность познакомиться со старцем.

Во время пребывания на Святой Горе у отца Паисия появились проблемы с легкими. На какое-то время он поехал на Синай, а когда возвратился в Грецию, у него уже были страшные боли и кашель с кровью. Его положили в больницу, сделали операцию и вырезали почти целиком легкое. Выйдя из больницы, старец хотел вернуться на Святую Гору. Однако врач, делавший ему операцию, рекомендовал соблюдать постельный режим по крайней мере в течение недели, пока не зарубцуются швы, и сказал, что теперь надо соблюдать осторожность: жить без больших нагрузок и под наблюдением врачей. Мы пригласили старца поехать с нами в Полигиро и поселиться там в маленьком монастыре за городом, где кроме меня жили еще три иеромонаха. Они любили отца Паисия и готовы были постоянно ухаживать за ним. Однако старец мечтал вернуться в свою келлию на Святой Горе. Несмотря на то что врачи рекомендовали ему полный покой, он молился стоя на коленях в кровати. Это вызвало в нас восхищение: для него главным было выполнение своего монашеского долга.

Именно в это время я и познакомился с отцом Паисием. Тогда мы с отцом Агафангелом приняли большое участие в основании женского монастыря в местечке Суроти, куда отец Паисий, хотя и переехал на Святую Гору, приезжал окормлять монахинь. Когда я стал епископом, то часто советовался с ним по самым разным вопросам. И, должен сказать, получал замечательные ответы.

Более всего поражал меня в старце его литургический настрой, его любовь к богослужению, особенно — к Божественной литургии. Время от времени он возносил руки к небу и пел во всю силу своего голоса. Он и нам помогал пребывать в возвышенном состоянии. Я всегда горячо желал, чтобы на богослужениях рядом со мной был отец Паисий: литургия вместе с ним была настоящим священнодействием.

Когда ему задавали разные серьезные вопросы, он слушал своего собеседника со вниманием и в то же время молился, чтобы получить от Бога ответ. Он давал столь мудрые ответы, что все поражались: у человека, который окончил только начальную школу, была чрезвычайно глубокая мудрость в вопросах догматических и канонических. Я с ним советовался всегда либо письменно и по телефону (во время его пребывания в Суроти), либо лично, когда он приезжал сюда.

Многие стремились быть рядом с отцом Паисием в его келлии, ухаживать за ним, но он не хотел до этого допускать даже своих духовных детей, видимо не желал, чтобы кто?нибудь узнал о его великих подвигах: службах и поклонах, которые совершал ежедневно, ночью и днем.

Он был человеком бодрствующим, воздержанным, бескорыстным. У него было правило не принимать денег, а если, в виде исключения, приходилось их взять, чтобы не ранить сердце чувствительного паломника, то раздавал их бедным. Себе он не оставлял ничего. Он не хотел иметь ничего на завтрашний день и глубоко верил в Промысл Божий. Он был прост в одежде и еде. Был настоящий монах–нестяжатель, преданный Богу и полагающийся во всем на Его святую волю.

Глубоко поражала его любовь к каждому человеку. Толпы людей посещали его в келлии на Святой Горе и ждали, чтобы он их наставил, разрешил проблемы. К тому же у отца Паисия был и дар прозорливости: многих приходивших к нему он называл по имени и знал волновавшую их проблему до того, как они ее сообщали. Как?то заболел мой духовный сын, врач сказал, что он не выживет. Однако тот не хотел ложиться в больницу без благословения старца Паисия. Старец сказал: «Пусть ложится, но необходимости в этом нет. Бог ему поможет. Он пока еще не покинет этот мир». Как сказал, так и случилось.

Все мое окружение обращалось к старцу Паисию. Он говорил: «Если я уйду из этого мира и обрету дерзновение, то буду молиться за вас».

Помню, незадолго до праведной кончины отца Паисия мы пришли к нему с одним клириком. Я поднимался по лестнице и не переставая пел заупокойные молитвы. А он, услышав их, обрадовался и сказал по–особому, в свойственной ему манере: «Вот это правильно, а то приходят и желают мне выздоровления!» И еще сказал: «Если завтра мне скажет врач, что я умру, то, хотя никогда в жизни и не танцевал, пущусь в пляс». Ему не терпелось встретиться со Христом на небе; это он и праздновал.

На меня производило глубокое впечатление то, что он не боялся смерти; он будто бы даже играл с ней. За два дня до исхода старца я пошел навестить его. Я знал, что он никого не принимал, даже своих духовных чад. Игуменья мне сказала, что примерно десять архиереев хотели его увидеть, но он не принял никого. Но когда она сообщила о моем посещении, он попросил слабым голосом: «Дайте ему омофор» — он хотел получить разрешительную молитву. Я поднялся к нему в комнату и увидел его, без сил лежавшего на кровати. У него были страшные боли, и меня поразило, что он не изменялся в лице, но только руками водил по стене. Видимо, ему было очень больно, и он делал лишь одно это движение. Я ему тогда сказал: «Геронда (почтительное обращение к старцу духовных чад. Ср.: геронт — от греч. geron (gerontos) — буквально: старец. — Ред.), почему бы тебе не принять аспирин, чтобы успокоить боль?» А он меня спросил: «Только других мы будем учить терпению?» Я сказал сам себе: «Вот бы стать как отец Паисий и умереть вместе с ним». В эти трудные минуты он не хотел утешения от людей, он верил в утешение, исходящее от Святой Троицы, от Богородицы, Которую очень любил, от Церкви торжествующей. Подвижник такой чистоты желал разрешительной молитвы Церкви. И когда я ему говорил: «Геронда, ты Божий любимец», он отвечал мне: «Каждую секунду мы имеем помыслы. Нужно очистить ум от них». Он придавал большое значение мелким помыслам. И был предельно чист внутренне. Он не оставлял свой ум в праздности ни на минуту. Не только не делал чего?то, что могло быть противно Богу, но и не принимал мимолетного помысла, который считал грехом.

А что можно сказать о его доброте, о его любви к человеку, о его молитвах за все скорби бесчисленных людей? У него не было сна. Он помнил имена, помнил, в чем нуждался каждый, и обращался за этим к Богу днем и ночью.

Это был человек большой нежности. Можно было бы сказать, что ему было жалко даже диавола. С богословской точки зрения диавол не перестает быть личностью, то есть тварью. Он был сотворен Богом. Следовательно, он чадо Божее, но падшее; он пал и страшно пострадал. На деле он перестал быть чадом Божиим, ибо сам не захотел быть таковым. Но, как бы то ни было, подозреваю, что старцу было жаль диавола, потому что он уже никогда не увидит лица Божиего, так же как Иуда и, конечно, другие нераскаявшиеся люди. Эта любовь простиралась на каждого человека, на падшего, на врага Креста. Апостол Павел, конечно, говорил: «Я со слезами говорю о врагах креста Христова, кто бы они ни были».

У отца Паисия была любовь ко всему творению. Он жалел и деревья, и траву. А когда человек любит даже деревья, траву и цветы, то это — человек глубокой чуткости. У кого такое можно встретить? Только у великих подвижников. Это был великий подвижник, посетивший землю, всегда радостный Божий человек. Несмотря на слабое здоровье, он никогда не говорил: «не могу»; я этого ни разу не слышал от него. Никогда не говорил он, что расстроен, никогда не выражал никакой горечи, никакой жалобы, ни разу не осудил человека. Это была великая душа.

Многому научились люди у отца Паисия. Народ все больше узнает, что за человек прошел через нашу землю, и почитает его. Люди пытаются узнать, что написано о старце, расспрашивают тех, кто его знал. Это происходит не без воли Божией. Сам он к этому не стремился. Видите, как Господь прославляет тех, кто прославлял Его не только здесь, в Греции, но и в других странах. Ныне многие приводят в проповедях, Старец Паисий Святогорец в богословских лекциях и вообще в беседах его высказывания. Его, в миру почти безграмотного!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Пролог

Святую Гору священный Афон, благословенный удел Пресвятой Богородицы, твердыню Православия, и тем самым всей древней, переданной нам отцами Апостольской Христовой Церкви, это святое место Сама Пресвятая Богородица выделила в качестве исключительно Своего места для особой цели и миссии; тому много свидетельств, но особое описание предания — в удивительном житии преподобного Петра Афонского, жившего в VII веке, память которого празднуется 2 (25) июня.

В этом большом, пространном и удивительном житии преподобного говорится: когда святой решил стать монахом, ему явилась Пресвятая Богородица. Пречистая сказала: место, где он поселится, будет никаким другим, кроме Ее собственного, которое Она предуготовила и избрала из всех других мест на земле.

Приведем благодатные слова, сказанные преподобному Петру Афонскому Благодатной Девой Богородицей:

«Есть одна гора в Греции, красивейшая и великая, наклоненная к северной стороне и уходящая глубоко в море. Эту Гору Я избрала из всех мест на земле и решила предназначить ее как место, подходящее для жизни монахов. С этих пор и впредь она будет называться Святой. Всем, кто будет на ней жить и захочет побороть общего врага рода человеческого, диавола, Я первая буду помогать в борьбе против него в течение всей их жизни; стану для них непобедимой помощницей. Я научу их тому, что они должны совершать, объясню им то, чего они не должны совершать. Я буду для них Защитницей, Целительницей и Питательницей, дам им пищу и врачевание, которое укрепляет душу и не позволяет отойти от добродетели. После их смерти Я представлю Моему Сыну и Богу тех, кто богоугодно и с покаянием окончат свою жизнь на этой Горе, и попрошу у Него совершенного прощения их грехов».

Эти небесные, сладчайшие, утешительные и пророческие слова, которые только Матерь Божия и могла произнести, претворяются в жизнь до сего дня. Эти божественные заветы и обещания с самого начала стали привлекать и притягивать людей, души которых горели рвением и стремлением к Богу. Они поселялись здесь, в уделе Богородицы, взяв на себя Крест Христов, Крест подвигов, жертв и борений с бесовскими искушениями.

В течение стольких веков (и это — великое чудо!) Святая Гора Афон остается духовной мастерской, ведущей к приобретению духовных даров преподобными отцами, жившими в древности и совсем недавно, являвшими собой великие образцы духовного служения. И в наше время явлены благодатные отцы, такие, как схимонах Паисий (Эзнепидис), чье неоценимое присутствие на Афоне — великий дар Христа и Пресвятой Богородицы Православию, монашеству и всей нашей Церкви.

Его вклад был и есть именно в том, что необходимо человеку нашего времени для совершения духовного пути. Как же успокаивают душу слова старца! Они источают благодать Святого Духа, которая присутствует в святоотеческих высказываниях и в патериках древних преподобных отцов. Во многих книгах рассказывается о том, как старец Паисий насыщал души приходящих к нему людей на Святой Горе и за ее пределами добрым, утешительным словом.

В этом благословенном деле сохранения и публикации насколько возможно большего количества свидетельств ради духовной пользы людей принял участие по доброму своему намерению и озаряющему вдохновению и наш возлюбленный Николаос Зурнатзоглу; отставной майор Греческой авиации; который служил на очень ответственных постах. Теперь он перешел на служение Афонским отцам; бескорыстно предоставляя им свои услуги и гостеприимство. Эту поддержку ощущает и наша Святая Обитель, за что мы сердечно благодарим Николаоса.

Родители Николаоса были земляками старца Паисия. Их сын очень сблизился с преподобным; а тот поддерживал его в духовной жизни.

Николаос Зурнатзоглу взял на себя труд записать помимо своего собственного рассказа об общении со старцем еще и свидетельство многих других людей; которые имели счастливую возможность знать старца; получать от него духовную помощь. Особую ценность имеет предпринятый Николаосом труд связаться с досточтимыми архиереями; иеромонахами; иереями, а также с официальными государственными лицами.

Верим, что эта книга станет усладой для души по молитвам старца Паисия. Аминь.

Архимандрит Филофей,

настоятель монастыря Каракал

29 июня/12 июля 2003 года,

память святых первоверховных апостолов

Петра и Павла

Введение

История моих трудов, плодом которых стала эта книга, такова.

Я познакомился с ныне покойным старцем Паисием в 1988 году. В последующем, слушая рассказы паломников и Афонских отцов о встречах с богоносным старцем, я почувствовал необходимость собрать и обобщить все эти свидетельства. С горячим сердцем я начал их собирать, что оказалось нелегким делом, поскольку на это требовалось много времени.

В самом начале предпринятых трудов я осознал, какое духовное сокровище таили в себе свидетельства паломников, ибо в каждом можно найти ответы на разные вопросы. Эти свидетельства укрепляют, воодушевляют и подготавливают к грядущим событиям, которые, как постоянно напоминал старец, нам предстоит пережить. У меня не было намерения лично браться за издание книги о старце Паисии. Собрав материал, который помог бы многим братьям во Христе, как помог и мне, я решил предложить его какому‑нибудь подходящему человеку, с тем чтобы он осуществил издание книги. Я обращался поочередно к четырем старцам, но все они склоняли меня к тому, чтобы я сам взялся за издание. Впрочем, я уже начал приходить к убеждению, что должен взять на себя издание книги, что в конечном итоге и сделал по молитвам и благословению настоятеля монастыря Каракал на Афоне архимандрита Филофея, моего духовного отца.

В течение пятнадцати лет собирания и обработки свидетельств я столкнулся со множеством разных трудностей. С помощью Божией, по молитвам покойного старца Паисия, благодаря моральной поддержке Афонских отцов — духовных детей старца Паисия — и благодаря помощи братии монастыря Каракал, а также совету образованейшего профессора одного из университетов, который очень хорошо знал старца Паисия, все было преодолено, и я завершил свой скромный труд и представляю его вашему благосклонному вниманию. Труд этот — общий. Он принадлежит десяткам людей, которые знали старца и были по–разному им облагодетельствованы, которые с готовностью доверили мне свое личное свидетельство либо в письменном виде, либо в устном. Мой вклад состоит в собирании и бережной обработке этих свидетельств.

Это мое приношение — скромный дар человеку Божиему старцу Паисию, который поддерживал меня в течение всех трудных лет, на которые выпали великие испытания моей жизни.

Заверяю уважаемых читателей, что собранные данные — плод продолжительного и тщательного исследования. Все люди и события, которые здесь упоминаются, реальны и большая часть свидетельств, приведенных в этой книге, публикуется впервые.

Николаос Зурнатзоглу 10 февраля 2007 года,

память священномученика Харалампия

Место упокоения Паисия Святогорца
Суроти

В октябре 1993 года Старец Паисий поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Здоровье его катастрофически ухудшилось.
Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь, расположенный близ селения Суроти Солунской, неподалёку от Салоник, стал местом блаженной кончины и упокоения старца Паисия Святогорца. 12 июля 1994 года, в 70 летнем возрасте, после поистине мученических страданий, которые, по словам самого Старца, доставили ему пользу большую, чем подвижничество всей предыдущей жизни, он предал свою преподобную душу Господу. Местом погребения стал монастырский храм преподобного Арсения Кападокийского, в левой части храма относительно алтаря.
На мраморной плите написано завещание старца Паисия: » Я монах Паисий, рассмотрев свою жизнь увидел, что я преступил все заповеди Господа, что я совершил все грехи. И не имеет значения, если некоторые из этих грехов я совершил в меньшей степени, потому что у меня совсем нет смягчающих вину обстоятельств, поскольку Господь оказал мне великие благодеяния. Молитесь, чтобы меня помиловал Христос. Простите меня, и да будут прощены мной все те, кто считает, что чем-то меня огорчили… Очень благодарен и снова прошу молитесь»
В 1966 году будущие насельницы монастыря в больнице познакомились с отцом Паисием, которому оказывали помощь после перенесённой операции на лёгких. После этого он говорил, что его долг — «пристроить своих сестёр», имея в виду основание монастыря. Вскоре он получил благословение архиерея на это благое дело. В октябре 1967 года в монастыре поселились первые сёстры.
Старец духовно окормлял основанную им обитель обитель в течение двадцати восьми лет. В монастыре 67 монахинь, живут по строгим афонским правилам и служат только при свечах.
На протяжении всего этого времени лет сестры записывали его поучения и советы. Принимая во внимание то, что переживаемые годы были очень нелегкими, игуменья монастыря с сестрами решили поделиться сокровищем, накопленным за много лет. Они провели большую работу, собирая весь имеющийся в их распоряжении материал, записанный со слов Старца. Сестры разделили его по темам и уже издали несколько томов, которые на сегодняшний день переведены и изданы и на русском языке. Текст книг имеет форму диалога, поскольку писался на основе бесед со старцем и представляет собой ответы на заданные ему вопросы.
В монастыре функционирует библиотека, где паломникам выдают почитать книги и труды об отце Паисие. Библиотека находится в архондарике — это помещение где монахини встречают гостей. Здесь сестры угощают приходящих чашечкой кофе и сладким рахат-лукумом. Угощать гостей – традиция Афона.

Православные всего мира очень полюбили Старца после знакомства с его книгами, в которых нашли ответы на многие вопросы. В монастыре, на могиле Старца Паисия, часто можно встретить паломников из СНГ, место его погребения стало святыней для всего православного мира.. В храме монастыря хранится частица мощей святого Арсения Кападокийского, крестного отца Старца.

ГРАФИК РАБОТЫ ОБИТЕЛИ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА

где находится могилка старца паисия

График работы монастыря в летнее время:

Понедельник: закрыто, Вторник: с 10:00 до 1:00 и с 5:00 до 7:00, среда: закрыто, четверг: с 10:00 до 1:00 и с 5:00 до 7:00,

Пятница: Суббота закрыто: с 10:00 до 1:00 и 5:00 к 7:00, воскресенье: с 11:00 до 1:00 и с 5:00 до 7:00.

Фильмы о старце

О жизни святого отца снят многосерийный фильм «Паисий Святогорец». Это документальное киноповествование о его детстве, юности, монашестве. Подробно о том, как схимонах духовно развивался и работал на благо ближних, рассказывают настоятели афонских монастырей, сослуживцы, односельчане, родственники. В фильме показаны места, где жил преподобный.

В 2012 году вышел художественный фильм «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами». Комедийная драма рассказывает о жизни пожилого монаха, Паисия, и его молодого ученика, Христодула. Сюжет полон анекдотических ситуаций, в которых монахи борются со злом и побеждают. Это не биографический фильм, реальный отец Паисий — лишь прототип главного героя. Но история, снятая российскими режиссером и сценаристом Александром Столяровым, понравилась зрителям на православном кинофестивале в Сербии и завоевала Гран-При.

Поучения и изречения

Отец Паисий рассуждал о глубоких вещах простыми словами, с юмором, приводил необычные параллели. Семейная жизнь, по его словам, как автомобиль, в котором кто-то из супругов по характеру — газ, а кто-то — тормоз. Один другого вовремя осаждает, а другой — мотивирует. Иначе, только газуя, автомобиль разобьется на первом же повороте, а не снявшись с тормоза, останется на месте.

Духовная жизнь, по его мнению, как радиоволна. Ею легко жить, если есть нужные настройки.

Другие мудрые высказывания отца Паисия:

  • о грехах: «Маленькие грешки тоже имеют свою тяжесть. Когда, не имея каких-то серьезных грехов, я приходил на исповедь к батюшке Тихону, то он говорил: «Песочек, сынок, песочек!». Маленькие грешки собираются в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень»;
  • о терпении: «Терпение — это самое сильное лекарство, которое лечит тяжкие беды, затянувшиеся на много лет. Большинство испытаний можно перенести, только имея терпение. Великое терпение решает самые запутанные задачи и приводит к божественному итогу: сложную ситуацию, из которой ты не видел никакого выхода, Бог разрешает наилучшим образом»;
  • о духовных вопросах: «Если вы видите, что вас беспокоят вопросы, которые по-человечески разрешить нельзя, и если вы не возлагаете их на Бога, то знайте, что это — ухищрение лукавого…».

О смирении отец Паисий говорил: «Смирение обладает великой силой. От смирения диавол рассыпается в прах. Оно — самый сильный шоковый удар по диаволу. Там, где есть смирение, диаволу не находится места. А если нет места диаволу, следовательно, нет и искушений»

Автор Ольга Гуманова 05.10.2010 09:59

Книги афонского монаха Паисия (Езнепидиса), в том числе его апокалиптические пророчества, в последние годы пользуются в России большой популярностью. Не всем известно, что могилу известного подвижника благочестия могут посетить и паломницы — отец Паисий похоронен не на Афоне, куда доступ женщинам закрыт, а в поселке Суроти недалеко от Салоников.

Старец Паисий отошел ко Господу 12 июля 1994 года и был похоронен в основанном им женском монастыре святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С тех пор к его могиле не прекращается людской поток.

Примерно раз в десять минут к монастырю, расположенному на склоне горы, по дороге-серпантину поднимается машина, везущая очередную семью или компанию паломников. Реже люди поднимаются по крутым ступеням, пересекающим серпантин и предназначенным для пешеходов. Среди паломников очень много родителей с маленькими детьми. Греки верят, что благословение старца наставит детей на правильный жизненный путь и убережет от болезней.

На могиле отца Паисия постоянно горят свечи, которые ставят в круглую емкость, наполненную песком и водой. Чтобы свечи не гасли на ветру, их склеивают в «шалашики» по нескольку штук. Верующие становятся на колени и прикладываются к надгробному кресту. Для удобства тех, кто хочет положить земной поклон или постоять на коленях, рядом с могилой постелен коврик. Некоторые застывают в молитвенной позе на несколько минут, шепчут свои просьбы и чаяния старцу. Никто не торопит друг друга, все терпеливо ждут в очереди.

Почитатели старца Паисия из разных стран верят, что рано или поздно он будет причислен к лику святых. Чудеса по молитвам отца Паисия происходят так часто, что их воспринимают уже как обыденность, естественный закон жизни. Люди исцеляются от тяжелых болезней, преодолевают сложные жизненные обстоятельства. Считается, что афонский старец особо помогает людям укрепиться в вере. Известны случаи — как в годы земной жизни отца Паисия, так и после его кончины — когда маловерующие люди, скептики или представители других религий приходили к отцу Паисию с намерением посмеяться над его почитателями-«мракобесами» и разоблачить «мошенника», а уходили глубоко верующими, внутренне преобразившимися людьми.

Добраться до монастыря из города Салоники можно на автобусе 87 от остановки «Магазин ИКЕЯ». Остановка, от которой начинается путь в монастырь и в гору, так и называется «Монастырь святого Евангелиста Иоанна Богослова», по-гречески — «Иерон Исихастирион Евагг. Иоаннис о Теологос».

С полуострова Халкидики доехать до монастыря можно на автобусах К. Т.Е.Л., выходить в поселке Василика. От Василики до Суроти — около четырех километров. Это расстояние можно пройти пешком, можно проехать на 87-м автобусе, а, если повезет, могут подвезти и местные жители, которые охотно помогают следующим в монастырь паломникам.

Монастырь считается исихастирием, то есть местом уединения и молитвы сестер. Поэтому в нем существуют определенные часы посещений — ежедневно с 10 до 13 и, после перерыва, с 15 до 18. Монахиням не благословляется общаться с прессой и давать интервью. Такое решение было принято, чтобы, с одной стороны, не нарушать их молитвенный покой, а с другой — чтобы на слова сестер не ссылались недобросовестные люди, которые хотели бы приписать отцу Паисию то, чего он не говорил.

У входа в обитель паломниц встречает корзина с юбками на завязочках и просьба надеть их, если вы женщина в брюках или мини-юбке. Выдачу длинных юбок и платков при входе можно наблюдать практически во всех монастырях России, но в Греции так принято далеко не везде. В Иоанно-Богословском монастыре такой порядок завел отец Паисий — он велел не допускать в основанную им обитель женщин в брюках, считая это признаком расслабленности.

Далее паломники попадают в монастырский дворик, где их ожидает бак с холодной питьевой водой и прилагающимися пластиковыми стаканчиками и блюдо с вкуснейшим лукумом. После тяжелого подъема на гору это угощение приходится очень кстати.

С той же площадки открывается удивительной красоты вид на окрестности. Слева можно увидеть город Салоники, до которого около 30 км, справа — храм пророка Илии с огромным белым крестом, сияющий на вершине другой горы, а в долине — живописные деревушки и оливковые рощи.

Чтобы попасть к могиле отца Паисия, нужно подняться с площадки наверх, к звоннице. В главном монастырском соборе, посвященном преподобному Арсению Каппадокийскому, находятся частицы мощей этого святого. В верхней части храма хранится ковчег с мощами, а если большой собор закрыт, то поклониться преподобному Арсению можно в маленьком нижнем приделе, где имеется его икона с частицей мощей. Там же на стене висит большая фотография старца Паисия.

Преподобный Арсений служил приходским священником в Фарасах, греческом селе в Турции. Он крестил в младенческом возрасте будущего старца Паисия, дал ему свое имя (до монашества Паисия носил имя Арсений) и предсказал монашеский путь.

Монастырь в Суроти — место, где чувствуется необыкновенная, «сконцентрированная» любовь, оттуда не хочется уходить. Хочется греться в ней, как под лучами солнца. Среди местных жителей немало тех, кто переехал в Суроти именно для того, чтобы быть поближе к старцу, еще при его жизни и остался после смерти. Сегодня духовные наставления отца Паисия изданы огромными тиражами, переведены на разные языки и доступны людям в разных странах мира. Но в Суроти все равно чувствуется, что именно тебе отец Паисий дает душеполезный совет, полагает на сердце нечто особенное.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Темы паломничество

Одна из двух женщин средних лет — довольно высокого роста и плотного телосложения — повалилась на пол и принялась биться и громко реветь. Она быстро трясла головой взад и вперёд.

Зрелище было жутким. Женщина с девочкой вышла из лавки, а остальные подбежали, чтобы помочь несчастной, которая рычала, задыхалась и жутким, угрожающим мужским голосом кричала: «Я вам задам за то, что вы мне не верите! Я вам покажу… Вот ещё, ещё немножко, и я вам всем поставлю на руку число 666… Все вы мне будете поклоняться… Сволочи, идиоты…» — и другие подобные ругательства. Потом она завизжала и закричала таким голосом, что стало ясно, что она кого-то боится: «Паисий, ты меня жжёшь, жжёшь! Ты хочешь отправить меня обратно в тартар!.. И эта мерзавка тоже: всё таскает меня по монастырям… Что ты ей помогаешь? Ты меня жжёшь, жжёшь».

Она кричала жутко — всё сильнее и сильнее. Билась она так сильно, что присутствовавшие боялись, что она проломит себе голову. Было видно, что её мучает бес. «А-а-а, а-а-а, — закричала она опять. — Вот, сейчас пришла ещё и Мария… Ты жжёшь меня, Паисий», — сильно прокричала она и потом вдруг перестала биться. Она выглядела так, словно потеряла сознание.

Присутствовавшие со страхом приблизились к ней, пытаясь ей помочь, а женщины прикрывали её одеждой. Приведя её в порядок, они подняли несчастную с пола. Её глаза открылись, и она мирно и тихо заплакала. Из глубин её сердца изливались слова благодарности:

«Благодарю тебя, Геронда… Благодарю Тебя, Боже мой», — она вновь и вновь со многой благодарностью произносила эти слова. Потом подошла к одной из икон Христа и Пресвятой Богородицы и с сильными рыданиями поверглась пред ними ниц, восклицая: «Боже мой!.. Боже мой!.. Как же ты снизошёл ко мне, недостойной… Благодарю Тебя, Боже мой, благодарю тебя, Геронда!.. Такой помощи, Боже мой, я недостойна».

Уходя, женщина рассказала монахине, что накануне ночью видела во сне cтарца Паисия, который сказал: «Приезжай на мою могилу, и я тебя исцелю». Несчастная приехала в монастырь, спросила, где могила cтарца и поклонилась ей. Потом она зашла в лавку, где с ней и произошло исцеление от бесовской одержимости.

Страничка автора в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *