Отлучение от церкви как называется

Сборникd82b1cd1-2a81-102a-9ae1-2dfe723fe7c7Что такое анафема Часто мы слышим это страшное слово – анафема, – не задумываясь над его смыслом.

И 4-й анафематизм чина торжества православия: «блядословящим не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествия в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение, анафема» (правда, с 1840 года заменено на «безумне глаголющим»).

И у нас по сие время ежегодно во всех епархиях в соборных храмах Церковь торжественно и всенародно предаёт анафеме таковое учение, а именно: «дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве Дева, анафема».

Да вези ты, анафема, поскорей, если не хочешь, чтобы я тебе, подлецу этакому, негодяю, все зубы выбил!

Е.) — апотеоз Руси, «Илиада» наша, и хвалят, след; другие бесятся, говорят, что тут анафема Руси, и за то ругают.

Сижу над ней и смотрю, — с полчаса смотрел, ей-богу, а потом вдруг как шваркну ее об земь, щуку-то эту: «А чтобы ты сдохла, анафема!

Ах, анафема, — сквозь зубы пробурчал Касьян, ужал его меж коленок и трижды «да воскреснет бог» прочел.

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого должно быть анафематствование. Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы? Ответить на эти вопросы мы попросили доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина.

– Отец Владислав, когда и в связи с чем появился чин Торжества Православия?

– Чин Торжества Православия вошел в употребление после того, как был преодолен рецидив иконоборческой ереси. Это произошло в IX веке при святой царице Феодоре, которая стала правительницей Византии после смерти мужа, приверженного иконоборчеству. Будучи иконопочитательницей, она использовала свою власть, чтобы помочь православным христианам одержать верх.

Торжество Православия. Фрагмент. Византия, XV в.

После победы над иконоборчеством – последней большой ересью эпохи Вселенских соборов – был составлен и установлен упоминаемый чин Торжества Православия. Частью этого чина, действительно, является провозглашение анафемы ересиархам.

– Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?

– Слово «проклятие» является русским аналогом греческого слова «анафема» (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

– То есть даже анафематствованный еретик, покаявшись, мог вернуться в Церковь?

– В случаях анафематствования известных ересиархов, к сожалению, такого возврата не было. Эта крайняя мера Церковью не применяется легковесно, а только тогда, когда возникает убежденность в неисправимости упорствующего ересиарха. Если же в иных случаях эта мера послужила к исправлению и вразумлению анафематствованного, то она, конечно, отменялась.

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

– В истории Церкви имеются подобные примеры?

– Повторюсь: только не в случае тех, кто вошел в историю как основатель ереси. Но на Халкидонском соборе были сняты анафемы с блаженного Феодорита и Ивы Эдесского. Непременным условием снятия с них анафемы было провозглашение ими публичной анафемы Несторию. Когда они, в прошлом его почитавшие, хотя и не единомысленные с ним, исполнили это, то были приняты в церковное общение.

– Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?

– Именно так. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи – предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение.

– В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?

– Что касается древних ересиархов, то они жили в давнем прошлом. Всякому знающему церковную историю известны имена ересиархов и самый факт их анафематствования, то есть отлучения от церковного общения. Думаю, это причина того, что в большинстве храмов, за исключением некоторых кафедральных соборов, эти анафематизмы не провозглашают.

Дело также и в том, что со временем к древним анафематизмам добавлялись новые. Причем в России, помимо еретиков, анафематствовались еще и политические преступники, которые, конечно, совершали тяжелые грехи: убийства, насилия – и церковных прещений, безусловно, заслуживали. В этом ряду «Гришка Отрепьев», «Ивашка Мазепа», «Емелька Пугачев», «Стенька Разин». Я называю их имена в той форме, в какой они употреблялись в чине анафематствования. Это уничижительные имена, и писать их в таком виде при других обстоятельствах, скажем – в историческом исследовании, было бы не вполне корректно. Однако сам факт анафематствования по политическим соображениям все же не вполне соответствует исходному посылу чина – провозглашение основоположников ересей находящимися вне Церкви.

Казнь Емельяна Пугачева. А.И.Шарлемань. 1855 год

Вероятно также, что в советские времена ежегодное провозглашение анафемы Пугачеву или Разину было бы воспринято как некая политическая акция. Тогда их имена были окружены романтическим ореолом, сами они ставились в один ряд с революционерами, а их биографии и деятельность являлись ключевыми темами для советской историографии XVII–XVIII веков. Не знаю точно, какой могла бы быть реакция властей, но вполне допускаю, что они могли бы это просто запретить, а в 1930-е годы за подобным провозглашением анафемы с церковного амвона могли последовать и кары.

– Эти политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?

– Они отлучались за свои установленные преступные, а значит и греховные, деяния. Другое дело, что для некоторых из них обратного пути в Церковь не было в силу того, что они подвергались смертной казни. Но не все анафематствованные были казнены: в случае Мазепы, например, казнь была лишь символической.

– Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?

– В Средневековье сохранение жизни еретика было большой проблемой. Я не имею в виду раннехристианское время и эпоху Вселенских соборов. Тогда, в Византии, казнили только крайних еретиков, например манихеев, да и то не всегда. Никогда не бывало, чтобы монофизиты, или монофелиты, или несториане как таковые подвергались смертной казни лишь за свои взгляды. Эксцессы могли быть всякие, но нормой это не являлось.

Напротив, в средневековой Западной Европе провозглашение еретиком обыкновенно влекло за собой смертную казнь. В Испании, например, это происходило по отношению к протестантам вплоть до начала XIX века.

– В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?

– Безусловно. Я не знаю, как это происходит, но, конечно, сам канонический акт отлучения от церкви существует и применяется достаточно широко и в наше время.

– Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…

– Знаете, с Толстым все было не совсем так. То, что написано в известном рассказе Куприна, – это вымысел. Имя Толстого никогда не было официально включено в чин Торжества Православия для анафематствования. И вообще в акте об отлучении Льва Николаевича Толстого от церковного общения термин «анафема» не употребляется. Значение этого акта равносильно анафематствованию, но выражено это более деликатно, более осторожными словами именно потому, что слово «анафема» воспринималось в широких кругах как одиозное. По очевидным причинам Святейший Синод не стал употреблять этого термина в отношении Толстого. В акте о его отлучении содержалась лишь констатация: пока писатель не покается (а возможность его покаяния существовала), он пребывает вне Церкви, и то, что он проповедует, не выражает учения церковного. Было вполне очевидно, что долгая проповедь Толстым идей, радикально расходящихся с православным церковным учением, сопровождаемая язвительными выпадами против церковных таинств, должна же была вызвать некоторую реакцию.

Конечно, в это же время или чуть раньше жили и действовали люди, публично заявлявшие о своем мировоззрении, которое ставило их вне Церкви, как, например, Чернышевский, Писарев, Герцен, а также политические деятели оппозиции – тот же Милюков, который прямо заявлял себя атеистом. Однако их не анафематствовали. Опасности в проповеди Толстого было больше. Дело в том, что последователями Толстого становились многие из тех, кто искренне считали себя христианами, но искали «лучшего» и «совершеннейшего» христианства. Им под видом «христианства» писатель предлагал свои собственные домыслы, и поэтому в религиозном плане он был более опасен, чем просто атеист.

Протоиерей Владислав Цыпин на Втором пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 22 ноября 2012 года. Фото: С. Власов / Патриархия.Ru

– Считаете ли вы целесообразным возобновление употребления этой части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»…

– Над тем, чтобы несколько изменить положения анафематизмов, можно было бы подумать. Но легко решить эту задачу невозможно, потому что при отсутствии в настоящее время православных монархов такое изменение означало бы совершенно определенную политическую позицию. Напротив, восстановление упоминания о государях могло бы восприниматься как агитация за восстановление монархии, а Церковь не может становиться на политическую платформу. Между тем, если внимательно вчитаться в текст именно этого анафематизма, то станет очевидным, что он не указывает на монархию как абсолютно правильную и единственно возможную форму правления. Речь идет о том, что коли монархи венчаны на царство и миропомазаны, то это произошло действием Святого Духа, что помазание на царство не является просто символом, а реальным действием благодати.

Говоря отвлеченно, возможно такое изменение этого анафематизма, чтобы оно относилось к носителям государственной власти вообще. Но очевидно, что православная вера подразумевает веру в Промысл Божий. Значит, и всякая государственная власть Богом поставлена или попущена. Распространять эту анафему на всех тех, кто не верит, что любой чиновник, депутат и вообще всякий, кто причастен государственной власти, либо попущен Богом, либо поставлен? Но в это нельзя не верить, ведь иначе, как по воле Божией, и волос с главы человека не упадет. Впрочем, это уже совсем другая идея. Поэтому подобная переделка текста не представляется уместной. Как-то по иному изменить содержание данного анафематизма можно, но это требует серьезного и основательного обдумывания соборным разумом Церкви.

***

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

О церковном понятии анафемы

Ни одно другое решение Церкви не вызывает такого отклика в светском обществе, как анафема. Одни возмущаются отсутствием «любви к ближнему” у церковной власти. Другие считают анафему проявлением отсутствия толерантности и средневекового варварства. Третьи предполагают, что анафема – это проклятие. Все эти мнения объединяет лишь одно – они демонстрируют непонимание истинного значения отлучения от Церкви. Высказывающие их люди считают, что такие решения никак не могут сочетаться с истинной христианской любовью.

Чин анафемы в День Торжества Православия

В Ветхом Завете слово «анафема” истолковывалось как заклятие и было одним из правил ведения войны. Как повествует «Книга Чисел” (гл. 21), воины должны были свою добычу посвятить Богу. Это производилось путем полного уничтожения материальных предметов и живых существ. Отступление от правила считалось кощунством и наказывалось. Хотя заклятие использовалось не всегда, например во время завоеваний закон не действовал.

Во время жизни Иисуса Христа отлучению от Синагоги подвергались последователи Спасителя (Ин.9:22). Апостол Павел отлучал от Церкви, ожидая второе Пришествие Спасителя:

«Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа” (1Кор.16:22).

Маран-афа переводится с арамейского как «Господь близко” и указывает на будущее пришествие Господа. Ведь только Бог может вынести окончательный приговор грешнику.

Автор Сергей Нестеров Обновлено: 24.04.2012 23:53 Опубликовано: 24.04.2012 17:35

Недавно общественность активно включилась в обсуждение очередной громкой сенсации: Филиппа Киркорова отлучают от Церкви! Поп-певец попал в немилость у ряда священнослужителей, в том числе — у «диакона всея Руси» Андрея Кураева за эпатажное бахвальство с амвона выбором суррогатного материнства для рождения дочери. Но что такое отлучение и анафема?

Анафема: мучение или отлучение?

Узнав, что павлинистого поп-короля вот-вот отлучат от Церкви, многие высказывались в том смысле, что, мол, давно пора, только повод какой-то странный: крестины дочери. Что же плохого в том, что человек крестит свое дитя? Оказывается, все дело в суррогатном материнстве, которое Церковью порицается.

Однако, создается такое впечатление, что Филиппа уже вот-вот анафеманствуют. А ведь если разобраться, всего-то навсего несколько священнослужителей (даже не епископов) высказали мнение, что таких родителей стоило бы не поздравлять, а на время для вразумления отлучить. Другое дело, что священнослужители эти весьма известные: знаменитый протоиерей Всеволод Чаплин и не менее знаменитый «диакон всея Руси» Андрей Кураев. Интересно, что в еще более громком и драматичном скандале вокруг группы Пусси Райот их позиции были диаметрально противоположными.

На самом деле ситуация, когда отдельные священнослужители высказывают мнение, что неплохо бы отлучить того или иного человека от Церкви, является вполне обычной. За этими высказываниями, как правило, ничего не следует. Вряд ли какие-то санкции со стороны Русской православной церкви последуют и против Филиппа.

Ведь те представители Церкви, которые нелицеприятно высказались о поступке Киркорова, не обладают никакими полномочиями для приведения своих намерений в действие. Необходимо решение Патриарха, а ему, судя по всему, сейчас совершенно не до суррогатного материнства вообще и дочери Киркорова в частности. Вся шумиха вокруг этих заявлений вызвана вовсе не реальной угрозой отлучения, а скандальностью самой ситуации: поп-короля, крестившего свою дочь, известные священнослужители хотели бы отлучить от Церкви!

Однако сама ситуация порождает множество вопросов. Прежде всего: а что же такое на самом деле отлучение от Церкви, и есть ли основание применить такую грозную санкцию к Филиппу?

Киркорова занесло на путь Pussy Riot

На самом деле отлучение от Церкви — штука, действительно, очень серьезная. Но только для тех людей, которые действительно являются христианами. Начнем с того, что и применяться отлучение от Церкви может только к людям, которые являются членами Церкви. В давние времена, когда формировались каноны, определяющие содержание церковных санкций, «номинальных» членов Церкви, «захожан», фактически не было. Если человек становился христианином, он существовал не сам по себе, а в христианской общине, собрании, церкви, отлучение от которой действительно было для него серьезным событием.

В те времена приход в Церковь был делом глубоко сознательным; не было храмов, куда можно бы было просто зайти постоять, поставить свечку и т. п. Если человек называл себя христианином, он зачастую становился изгоем для языческого окружения, и его последующая социализация проходила в сообществе таких же, как он. Зачастую люди пытались совместить свою новую веру и привычный образ жизни, который сильно не совпадал с христианскими понятиями о нравственности. Каноны, которые в той или иной форме начали формироваться с самых первых дней существования Церкви, четко определяли, что совместимо с христианской верой, а что нет.

Сам принцип отлучения от Церкви — это отнюдь не проявление жестокости, нетерпимости или фанатизма. В канонах Василия Великого, Григория Нисского, в постановлениях Трулльского собора церковные санкции против согрешившего названы врачеванием. Их смысл — в исправлении человека, которое достигается через работу над собой и осознание греховности своего поступка. А вовсе не публичное унижение, кара и т. п.

Более того! Согласно 52-му Апостольскому правилу, «если кто, епископ, или пресвитер отвратившегося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Ведь он тем самым опечалит Христа, сказавшего: радость бывает на небе о едином грешнике кающемся».

Читайте также: Кураев vs Алексеев: бассейн или статья УК?

К сожалению, в Средние века в Европе сильно укоренилось другое понимание греха: как преступления против Бога. Соответственно, и церковные санкции уже начинали осмысляться не как лекарства от греха, а как кара за преступление.Даже в устах выдающихся мыслителей тойэпохи звучалистрашные слова о том, что если уж за оскорбление королевского величества следует наказание, то тем более суровое наказание должно следовать за оскорбление Бога.

Нельзя сказать, что это было чисто католическим явлением. Подобные представления проникали и в православие, переживавшее богословский упадок после мусульманских завоеваний. Но для Востока, особенно на Руси, все-таки оставалось более традиционным и распространенным исконное осознание греха в первую очередь как болезни души. Грех был в первую очередь не столько виной человека (хотя и виной, конечной, тоже), сколько его бедой.

Отлучение от Церкви преследовало очень важную цель: засвидетельствовать, что подобные взгляды или подобный образ поведения не совместимы с верой Христовой. В первую очередь, составители канонов думали о самом отлучаемом: ему не давалась возможность для самообмана. Человеку, увы, свойственно успокаивать свою совесть, находить красивые оправдания своим неблаговидным поступкам… Факт отлучения заставлял его задуматься о своей жизни и еще раз определиться с выбором: или он желает оставаться членом этого сообщества, или нет.

Читайте также: Уход от бездуховности для галочки

Не менее важной целью было и ограждение других христиан от соблазнов греха или ереси. Пока то или иное учение публично не осуждено, оно может выступать под церковной личиной, привлекая легковерных людей.

Вообще же, отлучение от Церкви бывает нескольких видов. Во-первых, это временное отлучение от Причастия. Для большинства современных «захожан», которые причащались, возможно, только несколько раз в жизни, (а то и вообще не причащались) очень трудно осознать тяжесть этой меры. Для христианина регулярное причащение, участие в Евхаристии — важнейшая часть духовной жизни. Это Таинство, установленное Самим Христом как форма высшего соединения человека с Богом.

Во-вторых, существует отлучение не только от Причастия, но и от молитвенного общения. Молитва — это общение человека с Богом. Если человек укоренился в ложных представлениях о Боге или считает нормальным образ жизни, противоречащий Божьим заповедям, то нетрудно догадаться, как это скажется на образе его молитвы. Совместная молитва с ним, мягко говоря, неполезна для членов Церкви.

И, наконец, «великим отлучением» является анафема. В православной традиции это отнюдь не церковное проклятие, как считают многие. Это грозное предупреждение для всех: данный человек или группа людей уже не имеют к христианству никакого отношения. Анафема, конечно, не может налагаться на тех, кто итак никогда не считал и не выдавал себя за членов Церкви. Невозможно анафематствовать атеистов, мусульман, буддистов и пр. Это самая строгая внутрицерковная мера предупреждения. Анафема может быть снята, это не окончательный приговор, вынесенный человеку. Бывало, что анафема снималась уже посмертно.

Читайте также: Pussy Riot — цинизм или вольница?

На Западе в средние века сложилось понимание анафемы как активного пожелания зла грешнику или отступнику, своего рода церковного проклятия. К чести католической Церкви надо сказать, что на сегодняшний день это наследие средневекового богословия успешно преодолевается. В деяниях последнего Собора католической Церкви полностью отсутствуют какие бы то ни было анафемы, а сам термин фактически изъят из употребления.

Церковные санкции для священнослужителей идентичны санкциям для мирян. Существует временный запрет в священнослужении, пожизненный запрет в священнослужении (в обоих случаях христианин все-таки остается священником), и как аналог полного отлучения от Церкви — извержение из священного сана. Последняя мера очень сурова. Извержение может быть признано недействительным, если было совершено незаконно. Но если на момент отлучения священнослужитель вполне его заслуживал, то даже в случае покаяния он может вновь стать членом Церкви только как мирянин.

Так могут ли отлучить от Русской православной церкви Филиппа Киркорова? Теоретически, да, ведь суррогатное материнство, к помощи которого он прибег, недвусмысленно осуждается той Церковью, к которой он формально принадлежит. К сожалению, вся ситуация вокруг поп-короля ясно говорит об одном: каноны, которые формировались для сознательных христиан, перестают работать в обществе, где к Церкви себя относят все кому не лень, а руководство Церкви делает вид, что все нормально. Боясь потерять паству, пытается компенсировать качество количеством.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Темы русская православная церковь

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ, экскоммуникация, анафема, форма церковного наказания, в результате которого член церкви временно исключается из церковного общества и лишается некоторых прав, привилегий и духовных благ. В древней церкви анафеме подвергались грешники, прежде всего еретики. В Средние века епископы время от времени отлучали друг друга, однако в основном это наказание распространялось на тех, кто находился под юрисдикцией самого архиерея. К числу самых знаменитых отлучений, имевших важные исторические последствия, относятся отлучение папой Римским патриарха Михаила Керулария (1054), императора Генриха IV (1076) и короля Генриха VIII Английского (1533).

В настоящее время Римско-католическая церковь опирается на законы об отлучениях, сформулированные в Кодексе канонического права (1918). В них различаются vitandi (тех, кого следует избегать) и tolerati (тех, кого можно терпеть). К vitandi причисляются те, кого Св. Престол отлучил индивидуально, публично и с ясной декларацией того, что их следует избегать, или те, кто поднял руку на самого папу; все прочие отлученные считаются tolerati. Отлученные обеих категорий лишаются права участвовать в церковных службах, а первые и присутствовать на них: если vitandus появится на богослужении, он должен быть изгнан либо богослужение должно быть прекращено. Все отлученные лишаются права причащаться и совершать таинства; они не могут занимать церковные должности, получать индульгенции, участвовать в выборах епископов или в богослужениях. Отлучению подвергают только за серьезные преступления, и снимается отлучение только обладающим соответствующими полномочиями архиереем через отпущение грехов, на которое раскаявшийся отлученный сохраняет право.

См. также АНАФЕМА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *