Откровение 12 глава

Толкование Библии, Книга Откровение 12 глава

И. Семь важных действующих лиц при конце времен (главы 12-13)

Итак, несмотря на то, что звучание седьмой трубы зафиксировано в 11:15, подробности событий, вызванных этим, раскрываются лишь в 16 главе. А в главах 12-15 пророчества о конце времен, осуществляясь, предстают в несколько иной перспективе; в этих главах впервые появляются семь важных персонажей, выходящих на арену истории во второй половине заключительного семилетнего периода.

В этих главах нет «хронологически» упорядоченного повествования, но — развернуты события и обстоятельства, соответствующие звучанию каждой из труб. Последовательное же повествование возобновляется в 16 главе.

1. ПЕРВОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. ЖЕНА, ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ (12:1-2)

Откр. 12:1-2. Итак, в видении Иоанна возникает жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Апостол называет ее великим знамением (сравните 13:13). «Знамение» надо понимать как особый способ откровения Божьей воли, предполагающий обычно элемент пророческого предупреждения. «Жена» явилась первым из целой серии феноменов, названных в Откровении «знамением» или «чудом» (12:3; 13:13-14; 15:1; 16:14; 19:20). И хотя это знамение Иоанн видит на небе, то, что последует за ним, происходит на земле.

Жена символизирует Израиль; об этом, в частности, свидетельствует Быт. 37:9-11, где под солнцем и луной подразумеваются Иаков и Рахиль, родители Иосифа. Двенадцать звезд в венце жены — явный символ 12 сыновей Иакова, и она, таким образом, может быть отождествлена с Израилем, исполняющим Авраамов завет.

Многие богословы, неуклонно пытаясь отождествить Израиль с Церковью, видят в «жене» Церковь, игнорируя явные указания на то, что она — «образ» Израиля. Так, например, Роберт Моунс пишет об этой «жене» как об олицетворении «мессианского сообщества, идеальном Израиле… Церкви», ссылаясь при этом на Откр. 12:17. «Народ Божий, — продолжает он, — остается одним и тем же нераздельным феноменом на протяжении всей истории искупления человечества». Однако, несмотря на несомненное в известном смысле единство народа Божия, нельзя не замечать временных и расовых, национальных различий в пределах этого единства.

Данная символика не подразумевает и конкретную женщину по имени Мария, мать Иисуса из Назарета, но — указывает на Израиль, из которого «произошел» Иисус Христос. Повторим, что под «женой, имеющей во чреве», не следует понимать и Церковь.

О «жене» из 12:2 говорится, что она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. В каком-то смысле это может соответствовать рождению младенца Иисуса девой Марией, и все-таки, судя по контексту, речь тут скорее идет о «рождении» в муках «нового Израиля» перед вторым пришествием Христа. Мысль эта подтверждается последующими стихами, в особенности 12:17.

2. ВТОРОЙ ПЕРСОНАЖ — КРАСНЫЙ ДРАКОН С СЕМЬЮ ГОЛОВАМИ И ДЕСЯТЬЮ РОГАМИ (12:3-4)

Откр. 12:3-4. И другое знамение явилось на небе (хотя связано оно с происходящим на земле): вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…

При сопоставлении этого образа со схожими в Дан. 7:7-8,24 и в Откр. 13:1 напрашивается вывод, что речь тут идет о сатане и его контроле над миром в период великой скорби. А в 12:9 прямо говорится, что «дракон» — это «дьявол и сатана». Красный цвет его, возможно, указывает на кровопролитие в дни великой скорби. 10 рогов — это символ десяти «царей» (Дан. 7:24), которые будут править на земле одновременно и совместно с антихристом; о них иносказательно упоминается, как в Дан. 7:7, так и в Откр. 13:1.

То, что хвост дракона увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю, может быть иносказательным выражением сатанинской силы, которая являет себя и на небе и на земле. Диавол употребит эту силу против тех, кто окажет ему духовное или политическое сопротивление. Толкуют это место и так, что низвергнутый с неба дракон увлекает за собой на землю значительные легионы демонов (сравните 12:9).

Попытка дракона пожрать Младенца (12:4), по-видимому, относится к его желанию уничтожить Иисуса Христа. О его противлении как Израилю, так и (в особенности) мессианскому началу в нем, свидетельствуют оба завета.

3. ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО: МЛАДЕНЕЦ МУЖЕСКОГО ПОЛА — ХРИСТОС (12:5-6)

Откр. 12:5-6. И родила она младенца мужеского поля, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Совершенно очевидно, что здесь подразумевается Иисус Христос (сравните Пс. 2-9; Откр. 19:15). Слово «восхищен» говорит о вознесении Господа Иисуса, а не о «восхищении» Церкви, хотя именно это слово употребляется при описании взятия Церкви с земли (1. Фес. 4:17; сравните Деян. 8:39; 2-Кор. 12:2-4). Избавление Младенца от сатаны никак не ассоциируется с «восхищением» Церкви.

Избавлена была сама жена, убежавшая в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы скрываться там, на протяжении тысячи двухсот шестидесяти дней, т. е. трех с половиной лет или 42 месяцев. Евангелист Матфей (Матф. 24:16) прямо указывает на то, что в начале великой скорби евреи убегут в пустыню (сравните Мар. 13:14).

Не следует искать «противоречия» между «горами» и «пустынею», так как и в том и в другом случае подразумевается «пустынное место». В его скрытом от посторонних глаз убежище Бог, возможно, станет «питать» Израиля столь же чудесным образом, как и тогда, когда народ Его шел из Египта в землю обетованную.

Позднее о периоде времени в 1260 дней будет сказано как о «времени, временах и полвремени» (Откр. 12:14). После того, о чем рассказывается в стихах 5-6, произошло событие, которое в стихе 7 названо «войной на небе».

4. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРСОНАЖ: САТАНА, НИЗВЕРЖЕННЫЙ НА ЗЕМЛЮ (12:7-12)

Существует неверное учение о том, будто бы сатана был «скован» при первом появления Христа в мире, и потому он, якобы, пассивен в «нашем» веке. На самом деле он будет скован; то, о чем говорится в Откр. 20:1-3, — это событие будущего времени, связанное с установлением на земле Тысячелетнего царства.

Откр. 12:8-9. В результате войны на небе низвержен был великий дракой… на землю. И вместе с ним — все падшие ангелы демонского мира. Хотя пребывание сатаны на небе трудно поддается пониманию, он, действуя в настоящее время на земле, имеет доступ и на небо, выступая там, в роли «клеветника братьев наших», т. е. верующих (Иов. 1:6; Откр. 12:10).

Несмотря на то, что сатана потерпел поражение при «вхождении» Христа в мир (Иоан. 16:11), казнь его отложена и совершится в несколько приемов. Из Откр. 12:8-9 мы видим, что он будет, низвергнут на землю в середине периода великой скорби. Позже он будет скован на 1000 лет (Откр. 20:1-3). И в конце концов будет брошен в озеро, горящее огнем и серою (Откр. 20:10), куда правитель мира (антихрист) и лжепророк брошены будут на 1000 лет раньше.

Действуя на небе и на земле, сатана противится Христу как небесному Первосвященнику; он будет противиться Ему как Царю в мире, управляемом адскими силами в дни великой скорби, и как истинному Пророку тех дней (выпустив из-под земли «зверя» — 13:11; 20:10).

Сатана отождествляется со змеем, называемым дьяволом; о нем говорится, как об обольщающем всю вселенную.

Откр. 12:10-12. И услышал я громкий голос, говорящий на небе… То, что услышал Иоанн, было гимном хвалы и возвещением о том, что, вот, ныне настало спасение, и явит себя сила… Бога нашего в наступающем Тысячелетнем царстве Христа Его. Тот же голос говорит о низвержении сатаны, которого он называет клеветником братьев наших, клеветавшим на них пред Богом вашим день и ночь. Побежден он был и низвержен с неба посредством крови Агнца и словом свидетельства верующих. То есть не только Христос одержал эту победу, но и мученики, свидетельствовавшие и перед лицом смерти.

По причине победы над злым духом, который не будет уже иметь прежнего доступа к Богу, призываются к радости небеса и все небожители. Земле же посылается предупреждение, что в ее пределы сошел дьявол в сильной ярости, ибо знает он, что не много ему остается времени. Всего 1260 дней, в которые продлится великая скорбь. Лишь в силу неоправданной игры воображения можно «распространять» откровение, заключающееся в этих стихах, на весь период между первым и вторым пришествиями Христа, хотя сторонники именно такой концепции имеются.

5. ПЯТЫЙ ПЕРСОНАЖ: ОТПРЫСК ЖЕНЫ, ПРЕСЛЕДУЕМОЙ ДРАКОНОМ (12:13-17)

Откр. 12:13-14. Жена, появляющаяся в 12:1, делается объектом особо яростного преследования со стороны сатаны. Однако ей посылается сверхъестественная помощь, о которой говорится иносказательно как о двух крыльях большого орла, дающих ей возможность лететь в пустыню в свое место от лица змия… Местонахождение этого убежища не уточняется. Некоторые полагают, что тут подразумевается сильно укрепленная Петра, город в Египте, южнее Мертвого моря.

Проход между гор к этому городу очень узок, и его легко защищать от неприятельской армии, но он же выходит в обширный каньон, где без труда могут укрыться тысячи людей. Среди богословов существует мнение, что именно там будут ожидать своего часа те «запечатленные» Богом 144 000, о которых говорится в 7 главе.

О продолжительности пребывания жены в «пустынном месте» сказано как о времени, временах и полвремени. Это, как уже объяснялось, означает те три с половиной года, в которые одни «великие скорби» будут сменяться другими (сравните сказанное в Дан. 7:25 и 12:7 с 42 месяцами, о которых говорится в Откр. 11:2; 13:5). Имеющиеся в Библии указания на конкретные в этой связи отрезки времени свидетельствуют, что великая скорбь не распространяется на весь «век» Церкви; она станет уделом земли только в те три с половиной года, которые непосредственно будут предшествовать возвращению Христа на землю.

Откр. 12:15-17. И пустил змий (дьявол) из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но жене помогла земля, поглотив реку… Некоторые склонны понимать это место буквально, видя в нем образ губительного наводнения. Но ведь евреи могли бы бежать в любом направлении, а рельеф Палестины не совместим с мыслью о подобном буйстве все покрывающих вод. Скорее всего, тут иносказательно говорится о стараниях и попытках дьявола всеми доступными ему способами покончить с Израилем.

Этому, в частности, помешает упомянутая изрезанность палестинского рельефа, т. е. многочисленность естественных убежищ в Святой земле. Так или иначе, Бог спасет израильтян от полного истребления. В книге пророка Захарии (13:8) говорится об уничтожении двух третей населения земли (очевидно, в любой ее части, а, значит, и в Израиле). 144 000 из Откр. 7 явятся частью той «трети», которая выживет в Израиле, и сатана в образе змия будет сражаться именно против остатка, против этой третьей части.

Итак, в 12 главе Откровения предстают перед нами четыре действующих лица и одна группа людей, которые будут жить при конце времен. Это — Израиль (в образе жены), сатана, Христос, Архангел и — остаток Израиля. В 13 главе появляются еще два персонажа, имеющих важное значение.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Композиционные особенности

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» является иконографическим прототипом более раннего образа «Жена, облеченная в солнце», на котором также изображается Божия Матерь на руках с Младенцем Христом. Она стоит на полумесяце с короной на голове, а вся ее фигура купается в лучах золотого света. Сияние на этой иконе особой формы — мандолы, это овальная форма света, которая вытянуто по горизонтали.

Еще об иконах Богородицы:

  • «Андрониковская»
  • «Ахтырская»
  • «Боголюбская»

Оба образа отвечают видению Иоанна Богослова, которое записано в 12-ой главе Откровения.

Как уже было сказано, иконография образа ставила своей целью изобразить ту самую «Жену, облечённую в солнце», которая изображена в Откровении (12:1-5 стихи). Там Богородица символизирует Святую Церковь. На картине Дева Мария изображена в полный рост, левой рукой придерживающая Младенца Христа. Всю девушку обрамляет солнечное сияние, которое называется в иконописи мандола из-за характерного вытягивания по горизонтали, еще его называют миндалевидным нимбом. Головы Марии и Христа украшены короной, а ноги первой устойчиво стоят на поверхности месяца, который изображен в свою неполную стадию сияния.

Все изображение сделано яркими красками, переливающийся нимб, корона — все эти атрибуты направлены на то, чтобы человек, смотрящий на картину, понял, кто есть Царица Небесная, и наполнился благоговением.

Образ «Благодатное Небо», несмотря за основу из «Жены облаченной», отличается своей многофигурностью и сложностью с точки зрения композиции, поскольку, помимо Девы Марии , тут присутствует еще ряд фигур:

  • древние пророки;
  • младенец Иисус;
  • святые из православного канона;
  • зарисовки из Евангелия.

Существует предание, что именно в таком виде, в каком изображена Богоматерь, она и будет во время второго пришествия Христа, поскольку весь ее лик как бы молит о спасении этого мира.

Богословские трактаты по-разному толкуют данный образ Жены, но в своем большинстве они соглашаются с тем, что так автор изображает Церковь Христову.

Возник данный тип такого изображения Богоматери в 15 веке в Германии, откуда затем широко распространился по миру западного искусства. Русь же приняла его только в 17 веке через Польшу и страны Прибалтики, где и дал начало подобным иконографическим типам. К этой же группе относятся иконы «Солнечная», «Неопалимая купина» и пр.

Характерной особенностью такого типа написания является:

  • миндалевидное сияние вокруг фигуры Марии;
  • дополнительные коленопреклоненные персонажи;
  • Христос на руках;
  • обязательный сюжет из акафиста;
  • особый способ компоновки изображения.

История и значение образа

Нет единой теории о том, как же святой лик попал на Русь. Известно лишь, что появился он здесь лишь в 17 веке.

Главные версии появления таковы:

  1. «Благодатное Небо», по преданию, была привезена в Москву из Литовского княжества в качестве придания княгини Софии Витовтовны. Она выходила замуж за русского князя Василия I (Дмитриевича) и образ стал своеобразным благословением данного супружества. А оригинальное название взято из надписи по внутренней части сияния вокруг Девы на самой доске: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды»;
  2. По другой версии, икона прибыла все так же из Литовского княжества, но уже в качестве приданного княгини Софьи Фоминичны, которая стала супругой царя Иоанна III;
  3. Совсем другого мнения ряд богословов, которые считают, что происхождение иконы западное, о чем говорит своеобразная иконографика. Они говорят, что написана она могла быть только в Византии, Константинополе. Что интересно — такая теория может и не противоречить другим, ведь и литовские правители могли ее купить в Византии.

Интересно! Из-за надписи на иконе ранее она носила название «Что Тя наречем», но после реформы патриарха Никона осталось только официальное название «Благодатное Небо», которое также является частью этой надписи. Икона Богоматерь Благодатное Небо. 2-я половина 18 — начало 19 века

Чудеса

Изначально икона не имела такой большой популярности среди православных верующих. Началось это лишь тогда, когда митрополит Филарет Дроздов в 1853 повелел собрать исторические данные о лике, который находился в то время среди реконструировавшегося иконостаса Архангельского собора. После того как данных было достаточно, чтобы сказать, что данный образ — чудотворный, прихожане стали приносить к нему масло, лампады и свечи, а митрополит распорядился вести перед ней праздничную литургию два раза в год.

До революции верующие в Москве особо почитали три святыни:

  • Владимирскую Божью Матерь;
  • «Нечаянную радость»;
  • «Благодатное Небо».

Считается, что именно через эти святыни Господь обильно благословлял людей и совершал исцеления. Среди чудес особо выделяются несколько.

  1. Одна лютеранка долгое время страдала сильным недугом и однажды ей приснился пророческий сон. Она увидела во сне этот образ и когда проснулась, отправила гувернантку заказать перед ним молебен о здравии. Девушка выполнила приказание и совершала тоже самое действие еще на протяжении 6 недель. После этого ее больная хозяйка полностью оправилась и уже сама могла посещать храм и заказывать молебен.
  2. В 1885 году художника Васнецова пригласили во Владимирский храм для росписи. Но художник отказался из-за серьезной болезни своего сына. Прибывая на даче вместе со своей семьей, художник однажды заметил свою жену с сыном на руках в лучах солнечного света. Поразившая его картина настолько засела в голове, что он понял — именно так должна быть изображена Богородица. После этого Васнецов отправился расписывать храм.
  3. Во время подготовки под роспись Владимирский храм несколько раз штукатурили, и нанесенная масса высыхала неравномерно. Наблюдавшие за этим рабочие и руководители однажды заметили на стене проступающий образ Богородицы с Христом на руках, именно такой какой и видел Васнецов на своей даче. Его зарисовали, а через пару часов стена окончательно высохла.
  4. Васнецов показал свои наброски руководителям храма и те сверили их с наброском со стены — рисунки были практически идентичными по своим композиционным параметрам. Художник был поражен и промолвил: «Это был заказ Божий».
  5. Уже умершая старейшая смотрительница московского храма Животворительная Троица Мария Андреевна рассказывала, что список в данном храме был найден на свалке возле общежития МГУ студентами, которые использовали ее для кроватей, подкладывая вместо матраса. Спустя какое то время после прибытия в храм она чудесно обновилась так, что реставратору осталось дописать только фрагмент в углу.

Важно! Благодаря своим чудесам образ особенно почитается верующими Православной Церкви. Для него был даже написан акафист, который читается во время празднеств в храме.

В чем и кому помогает

Данному образу молятся разные люди, ведь нет разницы, к какому образу взывать о спасении — Господь слышит каждый зов.

Обычно к данном лику приходят те, которые желают найти путь к спасению своей души, стремятся к Царствию Небесному и желают излечить болезни тела и духа и тела. Наравне с этим, она хранит Церковь от ересей и лжеучений, наставляет заблудшие души, а также может помогать в вопросах управления всем, кто занимает должностные позиции и просит Деву Марии о помощи.

Молиться данной иконе можно всем, кто:

  • желает защититься от зависти и недоброжелателей;
  • ищет спасения от катастроф и бедствий;
  • отправляется в путешествие или поездку;
  • стремится освободиться от греха;
  • ищет покровительства Господа в работе;
  • жаждет исцеления от телесных и психологических проблем;
  • молиться за близких и их покаяние;
  • ищет благословения в личной жизни.

Как известно, Господь слышит каждую просьбу, поэтому у лика можно молиться Господу о:

  • счастливом замужестве и рождения деток;
  • от защиты в дороге и от катастроф;
  • освобождении себя и близких от пьянства и других зависимостей;
  • избавлении от внезапной смерти, чтобы не покинуть мир не покаявшись;
  • помощи в государственном управлении;
  • защите страны и города от природных катастроф и стихийных бедствий.

О чем еще можно молиться Богородице:

  • Молитва о помощи в работе и делах
  • Молитва о замужестве
  • Молитва Богородице об усопших

Совет! Пречистая Дева Мария помогает каждому, кто к ней приходит и просит о защите искренне и горячо. Она защищает и молит Господа о каждом, к ней обратившемся. Защищает христиан от врагов, завистников и клеветников. Помогает получить Божию благодать и благословения. Посмотрите видео об иконе *Благодатное Небо*

Вечное противостояние добра и зла

Это полотно – одна из его многочисленных иллюстраций на библейские темы. Как приверженец романтического стиля, Блейк питал особую любовь к мистике. Он с раннего возраста изучал библию и средневековые религиозные труды, чтобы понять истинное устройство мира. И через свои работы делится видением мира.

Картина известна и под другими названиями «Красный дракон» и «Красный дракон и женщина, облаченная в солнце».

Оригинал, выполненный акварелью, чернилами и графитом в настоящее время хранится в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Относительно небольшое по размеру полотно, таящее в себе огромный смысл.

Идею для сюжета Блейк взял из Книги Откровений, описывающих конец света. В частности стихи, посвященные великому дракону, призванному разрушить мир, убить последнее дитя и сотворить зверя. Согласно пророчеству, великий дракон должен забрать дитя прекрасной девы, облаченной в солнце и двенадцатиконечный венец.

Большую часть картины занимает дракон. Он изображен со спины, чтобы внушить больше страха. Его огромное мускулистое тело и широко распахнутые жилистые крылья пронизаны мощью и первобытной силой. Однако нельзя сказать, что дракон исключительно ужасен. Есть что-то прекрасное, заставляющее засмотреться в изображение. Особенно интересно, что дракон не представлен полностью мифологическим существом, в его облике можно явно увидеть человеческие черты.

В нижней части картины находится сама золотая дева. Она пала перед злодеем, но все еще просит о пощаде. Руки ее сложены в мольбе и вытянуты над головой, а на прекрасном лице отчетливо читается страх за судьбу еще не родившегося младенца. Однако он не искажает ее лицо в уродливую маску, страх солнечной женщины чист.

Таким образом Блейк выражает вечное противостояние добра и зла, света и тьмы. К ногам дракона уже пали луна и звезды, однако свет и солнце еще сопротивляются.

Удивительный по накалу страстей момент. Женщина хоть и боится, но еще не сдалась, ее свет не гаснет под напором дракона. Наоборот, золото ее одеяния и волос сопротивляется наступающей тьме. Даже дракон предстает не кроваво-красным, а оранжево-желтым в свете своей жертвы. Этот свет предстает последней надеждой человечества на выживание, шансом искупить свои грехи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *