Отец нектарий оранский

Беседа с настоятелем Оранского Богородицкого мужского монастыря архимандритом Нектарием (Марченко).

– Что сегодня мешает изменить образ жизни человеку, осознавшему свою греховность?

– Это сложный вопрос. Дело в том, что у нас не стало собранности в мыслях, чувствах, мы перестали внимательно следить за этим. Апостол Павел говорит, чтобы человек удалялся от беспорядочных и лукавых людей (2 Фес. 3:2). Беспорядок – страшное зло. Болезнь современного общества заключается в том, что все делается несвоевременно: неправильное питание, неправильный отдых. У людей нет постоянства, и это порождает многие беды. А ведь постоянство было заповедано еще во времена Ветхого Завета, когда Бог говорит Иисусу Навину быть мужественным и твердым, исполнять заповеди Божии. Только благодаря постоянству изучения заповедей человек может покаяться и понять, из-за чего происходит грех. Грех связывает ум. От множества беззаконий человек теряет любовь – любовь к Богу и людям, его сердце становится жестоким, начинается самооправдание. Мы привыкли обвинять кого-то, но не себя. А всякое оправдание – это грех, и мы, занимаясь самооправданием на исповеди, совершаем грех. Когда человек оправдывается, он обязательно говорит неправду и этим прогневляет Бога. Господь говорит: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас»? (Мф. 17:17).

– То есть первым шагом на пути к Богу является покаяние?

– Да, основа основ – это покаяние. Оно примиряет с Богом и возрождает, пробуждает, оживляет разум и ум просветляет. Господь же сказал: «ходите, пока есть свет» (Ин. 12:35), а мы же во тьме тьмущей, и эта тьма так ослепила наш разум, что у нас наступило какое-то самоуспокоение. Теперь гордыня настолько нас обезобразила, настолько выросло самолюбие, что мы забыли слова Амвросия Оптинского: «Кто прощает, тот больше приобретает», – и Евангельские слова: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). У человека постоянно срабатывает себялюбие. Он сразу же идет на конфликт, на противостояние. У нас потеряны дар терпения, смирения, а о рассудительности даже и не приходится вести разговор!

– Как приобрести молитвенный настрой? И как расположить себя к покаянию и изменению своей жизни?

– К святым местам сейчас большинство приезжает туристами, а не паломниками. Приехали, посмотрели: красиво или не красиво. Об этом Господь говорит: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7:6). Мы перестаем внимательно следить за движениями своей души, за своим сердцем, теряем рассудительность, кичимся своей образованностью, а должна быть рассудительность! У нас столько дипломированных, но потерянных, безнравственных людей. Это значит без совести, а ведь совесть – это голос Самого Бога! Апостол Павел говорит: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8:1).
Мы потеряли ревность познания Бога, потеряли ношение Бога в разуме. Если человек усвоит, что когда он грешит, он гневит Бога, то появится страх Божий. Тогда появится и покаяние. А пока только безразличие и самооправдание.
Еще со времен Иоанна Крестителя говорится: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16). Без усилий, без понуждения никогда ничего не бывает. Нужно сравнивать, рассуждать, стремиться приобрести разум. Из-за греховности, расслабленности ум человека тупеет, он сам становится медлительным и потерянным.

Сейчас мы все куда-то торопимся, стали меньше молиться, меньше рассуждать, отсюда появилась суетность ума и мыслей, которая притупляет разум. Терпение у людей убавилось и появилась поспешность и нетерпеливость. А в Евангелии говорится: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).

– Изменить себя очень трудно. Всем ли это под силу?

– Благодать Божия немощных врачует и оскудевающих восполняет. Человек сам себе преграждает путь к достижению благодати. А все потому, что не имеет ни постоянства, ни принуждения, ни воздержания. Савва Иерусалимский сказал, что больше всего бес боится воздержания. Если бы человек был воздержаннее во всем, то он становился бы совершеннее. У нас должна быть мера общения, мера слова, мера еды, мера сна. А сон зависит от правильного питания. Когда ты съел лишнее – дольше будешь спать. Сейчас везде вечерние чаепития, а когда ты больше выпил, опять же трудный подъем, вялость, лень.
Апостол Павел пишет: «Лихоимцы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10). Насколько сейчас лень одолела человека! В современном мире на нас большое влияние оказывает техника. Люди забывают слова апостола Павла: «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Теперь уже интернет в телефоне. И куда лезут? Туда, где разврат. Но это же блудная страсть! Хотя ее называют свободной любовью. Но это не любовь! Это всего-навсего чувственность, которая так человека разоряет, что сердце становится опустошенным, разум расслабленным, и отсюда все беды – и общественные и государственные.
Приведу простой пример. Во время трапезы бывает много интересных чтений, а проведи опрос – никто ничего не вспомнит. Настолько память расслаблена, что ничего не запоминается. Это еще одна беда нашего времени. Если бы люди знали Евангелие, то помнили бы, что Иисус Христос сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:1–2). А потом успокаивает и вдохновляет: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3). Когда человек читает Евангелие, Псалтирь, Деяния апостольские – книги Священного Писания, то они, как носители благодати, очищают ум и сердце, память становится крепче, все вмещает и удерживает, отсюда и запоминание.

– Что в первую очередь делать тем, кто раскаялся? С чего начать?

– Надо не себе угождать, а Богу, славить Его чистым сердцем, славить своими делами. Мы всей жизнью должны показывать принадлежность Богу. Теперь же многие лицемерят: красиво говорят, а дела никакого. Апостол Иаков пишет: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих», – и «Вера без дел мертва» (Иак. 2:18, 20). Все, что мы совершаем ради Бога, во славу Его, дает нам самое главное: делает внимательными, пробуждает совесть, очищает от грехов. Но важно не забывать о внимании. Внимание в любом деле, а особенно в молитве – это стержень. Позже появится и умиление в сердце, и покаяние, и надежда, и понимание того, что Господь именно Милующий, Терпеливый, Всеблагой, и Он ожидает нашего исправления. Это нас утешит, поможет не отчаиваться.
У Бога все важно. Господь говорит: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21). А мы сейчас теплохладные, нас заботят только наши насущные проблемы. Мы потеряли ревность познания Бога, ревность исполнения послушания. Сейчас никто не хочет принимать участие в делах Церкви: батюшка купит, построит, устроит, найдет спонсоров. Многие люди не понимают, что Церковь – это не батюшкина Церковь, это Божия Церковь, Божий дом. Какое бы доброе дело человек ни совершал, он должен осознавать, что делает это для очищения и спасения своей души, для победы над грехом.

– Когда человек хочет укрепиться в вере, кто и что ему в этом поможет?

– Вера – дар Божий! Приобрести веру можно только благодаря слову Божиему, Причастию и Таинствам. Господь говорит: «…они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8:10). Почему? Мы не стали иметь Бога в разуме, наше сердце стало плотоугодным. Сегодня у нас одна цель – одеть себя, нарядить, хорошо покушать и что-то сказать, чтобы как-то выделиться, показать себя. Все построено на тщеславии, а тщеславие – опустошает душу. А еще мы себя успокаиваем: «Тот грешит, этот грешит, ну и я буду». Так Господь сказал: «…возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Именно свой крест нужно нести, не оглядываясь на других. Каждому Господь дает свой крест, и каждому – по силе его.

– Как человеку понять, какой крест его?

– Поймет. Тот, кто может, имеет возможность и не делает – это грех. А у нас теперь так – только пальчиком указательным работаем: «Это он сделает, это – другой, а это сделает третий». А на себя пальчиком не указываем. В этом вся наша беда. Крестоношение – это исполнение всех заповедей Божиих. Правда, при отсутствии опыта жизни по заповедям достичь понимания своего креста трудно. Просто потому, что человек не находит главного – воздаяния. Только у человека, который делает богоугодное дело, после этого появляется внутреннее довольство, радование. Это и есть воздаяние. А у нас что? Какое бы дело ни было, легкое или трудное, мы постоянно сомневаемся: делать ли, а надо ли. Напротив, должно быть что-то вроде бартерной системы – обменять временный мир на вечность. Человек внимательный знает, от какого дела он получает большее воздаяние, и делает его.

– Бывает, что, человек делает свое дело, но при этом у него возникают отчаяние, озлобленность… Почему?

– Озлобленность у человека происходит от непостоянства: человек, то возгревает свою душу, то она у него остывает, а также от чревоугодия и сластолюбия. Мы всего боимся. А труд – телу честь и душе спасение! Когда человек начнет вникать в эту значимость трудовой деятельности (в монастыре это именуется послушанием), то это станет для него исполнением слов: «Да будет Царство Твое, да будет воля Твоя». Приходит понимание, что это Его воля, а не чья-то еще.
Мы нашу работу на кого-то перекладываем, и получается, не можем порой ее понять, а ведь надо развиваться. Скажем, институт или любое учебное заведение – это же всего-навсего зачисление. А обучение начинается тогда, когда студент выполняет практические задания, сдает зачеты и экзамены. Эта постепенность формирует у человека определенный уровень сознания, дает какой-то навык. А если навыков нет, сделали кое-как, то приходится стоять над душой, все контролировать. Иначе нет доверия. А должно быть только продвижение, рост, принципиальная требовательность к самому себе. Каждый день должен происходить самоанализ: «Что я сделал, а что не сделал? Почему я не сделал?» У нас этого нет. Не стало борения с самим собой, не стало осмысленности.

– В современном мире не сразу приходит осознание, что цель нашей жизни – спасение.

– Да, к этому приходят не сразу. Люди начинают задумываться: образование, работа, устроенность, материальная обеспеченность, дети, внуки… А что дальше? Дальше – смерть. Наша жизнь всего-навсего подготовка к вечности, потому как Евангелие показывает, что человек от своих мыслей, слов, дел и даже намерений будет или оправдан, или осужден. Какая задача из этого вытекает? Развивать благочестие. Только Церковь еще как-то пытается бороться за развитие благочестия.

Сейчас в Москве огромное количество самоубийств, из окон выбрасываются даже дети. Люди заканчивают свою жизнь, даже не осмыслив происходящего. Впадают в крайности, отчаиваются, потому что нет веры. А на кого воззрит Господь? На кроткого и смиренного сердцем. И вот если бы наше сердце было не озлобленным, то оно бы отличало добро от зла.

Сейчас малейшие трудности вызывают у людей отчаяние, безысходность. А Господь обязательно всех испытывает, но после этого дает вознаграждение!

– Многих, приходящих в Церковь, пугает, что без испытаний спастись невозможно.

– Главный момент нашей жизни заключается в том, чтобы не гнушаться искушений, ибо они дают опытность. И за все ниспосланное надо благодарить Бога. В этом случае у человека сразу исчезают помыслы: «То не сказал, того не договорил…», – а рождается мирный дух. Божий мир в душе выше всякого ума! Человек должен быть убедительным и спокойным. Эмоции – это страсти. Говорят: «Этот человек эмоциональный». Нет, это страстный человек! Это в нем страсти кипят.
Все оттого, что мы не умеем себя останавливать. В этом поможет только постоянное мирное устроение духа и молитвенный настрой. Тогда дается и скорость мыслительная, и человек как бы переключается на другую волну, не дает волю своему языку. А сейчас у большинства язык опережает разум. Сначала говорим, а потом думаем.

Надо уметь довольствоваться малым. Господь все даст! А еще из евангельских слов мы слышим: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 24:13). Надо уметь обладать собой, надо уметь заставлять себя, надо уметь ограничивать себя, надо уметь довольствоваться посланным, и тогда все будет!

Ежемесячное издание «Покров»

С давних времён, нуждающиеся в духовной помощи или исцелении верующие люди едут к православным подвижникам – старцам. Но остались ли подобные пастыри в наши дни? И к кому из них можно обратиться?

Старцев больше нет?

— Нет больше в России старцев и нет смысла искать их! – убеждён мой друг Сергей. – Какие были — почти все умерли или стали недоступны для народа, а то и в маразм впали. А новых – не видать. Жить надо своим умом!

Отчасти такое мнение – справедливо. Действительно, жить нужно, думая своей головой и не перекладывая ответственность принятия решений на других людей. И всё же, порой православному человеку бывает очень нужно и полезно поговорить со своего рода духовным гением, способным помочь не запутаться в жизни, обрести мир и покой в душе, трезвомыслие и рассудительность. Очень многим хочется хотя бы раз в жизни встретиться со святым подвижником, который увидит и подскажет наилучшие пути решения проблем и предупредит о грядущих опасностях.

Однако где найти такого человека?

Архимандрит Кирилл (Павлов) давно уже никого не принимает из-за старости и болезней, практически невозможно стало попасть к схиигумену Илию (Ноздрину) и Адриану (Кирсанову). Очень трудно попасть на приём к архимандритам Власию (Перегонцеву) и Науму (Байбородену). К счастью, есть и другие подвижники, о которых мы расскажем ниже. А старцем вполне может считаться любой глубоко верующий, скромный и смиренный, очень любящий Бога и молитвы многоопытный священник с большим духовным «стажем».

Столичные духовники

В судьбах митрофорных протоиереев Иоанна Миронова и Валериана Кречетова можно найти немало схожего. Оба пережили тяжёлое детство, духовно окормлялись у известных всему миру старцев, некоторые из которых уже канонизированы. А их молитвы помогли тысячам людей решить проблемы и исцелиться. Отец Валериан служит в подмосковном храме Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Акулово. А батюшка Иоанн — в Северной столице, в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на улице Цветочной.

Ваню, шестого ребёнка из бедной крестьянской семьи, крестили в тот же день, когда он родился – уж больно хилым и слабеньким он показался родителям. Думали, что младенец долго не протянет, но он выжил и пережил за свою долгую жизнь столько испытаний, что их хватило бы на несколько человек. Ныне отцу Иоанну Миронову уже 87 лет, но он по-прежнему в «боевом строю».

В 1932 году, за отказ отца вступить в колхоз, их многодетную семью сослали на торфоразработки на Синявинские болота, поселив в перенаселённых бараках с поистине адскими условиями жизни. Там, от голода и болезней погибли младшая сестра маленького Вани и три его брата, а мать заболела туберкулезом. Выжить в нечеловеческих условиях людям помогала сила духа, крепкая вера в Бога и взаимовыручка.

В 17 лет рядовой Миронов ушел воевать на фронт. Вернулся с орденами и медалями и вскоре… поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Стать священником его благословил святой Серафим Вырицкий, у которого в последние годы его жизни любил бывать юный Ваня. А учился он на одном курсе вместе с будущим Патриархом – Алексием-II.

Стать хорошим священником Иоанну помог наглядный опыт известных старцев. Он бывал в гостях у преподобных Кукши Одесского и Симеона Псково-Печерского, у митрополита Вениамина (Федченкова), а одним из его духовников был старец Николай Гурьянов. Власти батюшку недолюбливали, притесняли, но он никогда не сдавался и не унывал. За более чем полувековое служение ему пришлось сменить 16 приходов, изрядно поездив по российским городам и весям.

Укрепить веру помогали и настоящие чудеса. Однажды, когда отец Иоанн был тяжело болен, к нему в больничную палату зашли три загадочные монахини, после молитв которых он быстро пошёл на поправку. Обошли они и других пациентов, причём те, кого они благословили – поправились, а те, мимо кого они прошли мимо – вскоре умерли. Как позже выяснилось, никаких монахинь в больнице не видели, а в тот день был праздник трёх сестер-мучениц – Ирины, Агапии и Хионии, которые, похоже, и посетили батюшку в мистическом видении.

К отцу Иоанну приходит много людей с тяжелыми недугами, болезнями и пороками. Многие пьяницы и наркоманы после общения с ним начинают новую жизнь, а его храм уже давно славится как общероссийский центр православной трезвости.

Духовник Московской епархии, недавно вышедший на покой, но продолжающий принимать посетителей, 76-летний протоиерей Валериан Кречетов – выходец из купеческого рода Морозовых. Его отец, выжив в сталинских лагерях и пройдя Великую Отечественную войну, стал священником. А сам Валера с раннего детства, пришедшегося на военные годы, алтарничал в храме и наизусть знал церковные службы. Но принять священный сан он решился лишь, основательно пожив мирской жизнью и почти достигнув возраста Христа.

В молодые годы ему довелось поднимать Целину и работать инженером, на его счету были настоящие изобретения, а ещё он учился на лётных курсах и получил удостоверение штурмана. Когда же духовник, старец Сергий Голубцов благословил его стать священником, Валериан сумел всего за один год экстерном закончить семинарию. Вместе с женой Натальей батюшка вырастил семеро детей, а уж, сколько у него духовных чад – и вовсе не поддаётся никаким подсчётам.

Отца Валериана многие считают прозорливым, но когда его называют старцем – он лишь отмахивается и искренне считает себя просто опытным священником. Батюшка убежден, что лишь ежедневная внутренняя работа над собой, молитва, труд и терпение способствуют духовному возрастанию и делают жизнь человека по-настоящему полнокровной и осмысленной, приближая его к главной христианской цели – спасению.

В Московской епархии немало уважаемых и любимых в народе пастырей, к которым можно обратиться за помощью. Это – митрофорные протоиереи Георгий Бреев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, Димитрий Смирнов (храм Святителя Митрофана Воронежского), Владимир Волгин (храм Софии Премудрости Божией), Иоанн Прускалёв (Никольский храм в г. Лосино-Петровский), протоиереи Артемий Владимиров (Храм всех святых в Красном Селе), Алексий Гомонов (храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках), Алексий Уминский (настоятель храма Святой Троицы в Хохлах), игумен Анатолий (Берестов)… И многие-многие другие священники.

Бесогоны-целители

Чин изгнания бесов можно найти в большом требнике почти у каждого священнослужителя. Но браться за отчитку духовно больных людей рискуют лишь единицы из тысяч российских батюшек.

К экзорцистам в Православной Церкви относятся неоднозначно. Одни священники одобряют подобные методы или даже считают их «лекарством от всех болезней», другие – выступают категорически против. И каждый из них по-своему прав.

С одной стороны, отчитка не всегда приносит пользу человеку, перенёсшему эту процедуру, особенно, если в дальнейшем он не планирует вести воцерковлённую жизнь и находиться под защитой молитв и святых таинств. Кроме того, духовная война с инфернальными сущностями подчас заканчивается плачевно и для самих бесогонов, многие из которых, в конце концов, повреждаются умом и рассудком. Но, с другой стороны, известно множество примеров, когда именно посещение старцев-экзорцистов помогало людям реально исцелиться и позитивно меняло всю их дальнейшую жизнь.

Скромная церковь Иоанна Воина на окраине Новокузнецка известна ныне почти всей православной России. И не только благодаря чудесно проявившейся на оконном стекле храма нерукотворной иконе Богородицы. Здесь уже много лет воюет с демонами и исцеляет людей протоиерей Василий (Лихван).

Когда-то он был простым строителем и помогал батюшке в храме в качестве псаломщика. Но случилась беда – тяжкая болезнь любимой дочери. По молитвам новокузнецкого специалиста по отчиткам, архимандрита Макария, девочка стала поправляться. А самого Василия благословили стать священником. Предчувствовавший, что жить ему осталось недолго, Макарий назначил батюшку своим преемником, очевидно, чувствуя в нём особый духовный дар. С тех батюшке приходится вести почти что монашескую аскетическую жизнь и всего себя отдавать своей тяжёлой духовной работе.

Со всей Сибири и других регионов России приезжают к отцу Василию страждущие. И не только одержимые, но и просто тяжелобольные. После исповеди и причастия они могут приступить к отчитке, длящейся шесть часов. В сложных случаях больным приходится приходить на отчитки несколько раз.

Известно немало случаев, когда, побывав у батюшки, исцелялись даже больные онкологическими заболеваниями, на которых медицина поставила крест. У смертельно больных рассасывались злокачественные опухоли, а сами они, потрясённые свершившимся чудом, становились настоящими христианами. И это, по мнению священника, вполне естественно и отнюдь не случайно – ведь нередко Господь попускает людям тяжело заболеть только для того, чтобы человек наконец-то задумался над своей неправедной жизнью, захотел исправиться и обратился к Богу. Но – горе тем, кто, получив помощь, снова возвращается к привычной греховной жизни! К таким людям болезнь, как правило, возвращается, и больше уже не поддаётся лечению.

К своему целительному дару отец Василий относится по-христиански скромно и ничуть этим не гордится. «Это не я, а Господь изгоняет из людей бесов, это Он излечивает людей от телесных недугов! — уверен он. – А я – никто, я лишь инструмент в руках Божьих!»

В Нижегородской области славится архимандрит Нектарий (Марченко), настоятель Оранского Богородицкого монастыря. Его проповеди проникнуты глубокой христианской мудростью, а сам батюшка, как говорят знающие его люди, видит всех насквозь. При лечении бесноватых ему нередко приходится выслушивать льющиеся из их уст угрозы от имени демонов и их зловещего повелителя. После службы его ряса бывает насквозь мокрой от пота – сказываются безчисленные земные поклоны и невероятное молитвенное напряжение, которое ему приходится каждый раз переживать.

Одно из популярных мест паломничеств с «лечебным» уклоном – село Трескино под Пензой. Здесь, в Христо-Рождественской пустыни служит и проводит отчитки игумен Кронид (Петров). В его храме у входа есть тетрадка, где люди записывают благодарности и впечатления от прошлых поездок. Судя по записям, помимо избавления от духовных проблем, некоторым паломникам удаётся получить исцеление от пьянства, курения, болезней суставов, почек, «болячек» по женской части и даже рака.

Отец Кронид – крепкий решительный волевой и по-своему харизматичный монах. После литургии он начинает процедуру отчитки, храм при этом запирается его помощниками изнутри на крепкий засов, а прихожане становятся на колени. Некоторых пациентов батюшка аккуратно покалывает богослужебным копием – эта манипуляция, по мнению прихожан, помогает лучше «достучаться» до закостеневшей во грехах души и, вероятно, ещё и воздействует на биологически активные точки организма.

Один мой знакомый возил на отчитку к Крониду собственную жену, доставшую его вспышками буйного, зачастую немотивированного гнева и затяжными истериками. В храм она до этого не ходила, а при упоминании о Боге и Церкви недовольно кривилась и ругалась. Уговорить её поехать удалось лишь, пригрозив разводом. Эффект превзошёл все ожидания! Доселе неуправляемая женщина стала мирной и спокойной, и с тех пор она сама охотно регулярно ходит молиться в церковь и принимать святые таинства.

Помимо посещения отца Кронида, многие паломники стараются сходить на местный святой источник, купаясь в котором можно усилить положительный эффект от посещения Рождественской пустыни и даже избавиться от хворей.

Есть в России и другие специалисты по отчиткам, наиболее известные из которых – архимандриты Герман (Чесноков) из Сергиевого Посада и Симеон (Кувайцев) из Башкирского поселка Рощинский, схиархимандрит Иоанникий (Ефименко) из ивановского села Чихачево, а также псковские бесогоны – архимандрит Мирон (Пепеляев) и игумен Пантелиймон (Ледин).

Доверяй – но проверяй!

Митрофорный протоиерей Иоанн Барсуков, несмотря на весьма преклонный возраст (ему 84 года) практически ежедневно служит литургию в своём храме Рождества Пресвятой Богородицы. К нему на исповедь в расположенное на правом берегу Волги маленькое глухое живописное село Сумки (республика Марий Эл) приезжают со всех концов России.

Своё духовное служение батюшка начал без малого полвека назад. В советское время, во время гонений на религию, он тайком, ночами посещал болеющих верующих людей из окрестных деревень, исповедуя, причащая и соборуя их. Поныне, излив ему душу на исповеди, люди получают реальное очищение и утешение, а батюшкины молитвы помогают преодолеть жизненные тяготы и болезни.

Когда однажды отец Иоанн серьёзно заболел и попал в больницу, ему хотели выделить отдельную, VIP-палату. Но он отказался и настоял, чтобы его положили в самую обычную общую палату. После общения с ним, несколько пациентов крестились, а кое-кому даже удалось расстаться с застарелыми и казавшимися непреодолимыми вредными привычками.

Во Владимирской области, в селе Филипповское, служит протоиерей Стахий Минченко, настоятель Свято-Никольского храма. После его вдохновенных проповедей и молитвенных служб многие люди избавляются от курения, алкоголизма и даже наркомании.

Среди прочих почитаемых в народе старцев – митрофорный протоиерей Александр Соколов, настоятель храма Сретения Господня в нижегородском городе Балахна, протоиерей Владимир Головин из татарского города Болгар, священноинок Петр (Куницын) из посёлка Лукино и многие другие известные пастыри. Поистине, богата старцами русская земля!

И всё же, не стоит забывать, что не все из тех, кто вступил на тернистый путь старчества, способны вынести эту тяжкую ношу. Бывает, что даже очень уважаемые духовники со временем терпят поражение в непрерывной войне с искушениями и злом падшего мира, и из «проводников к Богу» превращаются в зазнавшихся и самоуверенных «Иванов Сусаниных». А значит – старцу доверяй, но… проверяй. Поверяя его советы Евангельскими истинами и святоотеческими наставлениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *