Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».
Podcast: Play in new window |
1. Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
2. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
3. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?
4. Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.
5. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?
6. И не могли отвечать Ему на это.
7. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
8. когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
9. и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
10. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
11. ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
12. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14. и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
15. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
16. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17. и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже все готово».
18. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня».
19. Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня».
20. Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти».
21. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых».
22. И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место».
23. Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
24. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».
25. С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
26. если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
27. и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.
28. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,
29. дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
30. говоря: «этот человек начал строить и не мог окончить?»
31. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32. Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.
33. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
34. Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?
35. Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Видишь ли, каковы вечери (ужины) Христовы, как они обращаются на пользу душ, а не на пресыщение чрева? Ибо, смотри, уврачевал Он страждущего водянкой, научил фарисеев тому, что творить добро в субботу есть благое дело. Потом, когда увидел, что они делают шум из-за сидения в передних местах, врачует и эту страсть, происходящую не от малой причины, но от великой и неудобоизбежной, то есть от тщеславия. И никто не считай учение о сем маловажным и недостойным величия Божия. Ибо ты отнюдь не можешь назвать человеколюбивым врачом того, кто лечить подагру и какую ни есть важную болезнь обещается, а ушиба пальца или зубной боли лечить не берется. Потом, как считать маловажной страсть тщеславия, когда она во всех отношениях беспокоит любящих садиться на передних местах? Итак, нужно было Учителю, Начальнику и Совершителю смирения, — Христу, нужно было пересечь всякую ветвь этого злого корня — тщеславия. Прими, пожалуй, во внимание и то. Если бы теперь не время стола было и Господь заговорил бы о сем, оставив речь о прочем, то могли бы Его упрекнуть: а теперь, когда время было ужина и когда страсть к первенству мучила несчастных в глазах Спасителя, Его увещание весьма благовременно. Смотри с другой стороны и на то, от какого посмеяния освобождает Он человека и как научает его благоприличию. Ибо сколько стыда в том случае, если ты займешь место, тебе неприличное, а потом придет кто-нибудь почетнее тебя, и звавший тебя скажет: «уступи ему место!» А это (может случиться) часто. И ты сам должен будешь уступить, а те сядут выше. Напротив, сколь похвально то, когда достойный первого места в начале сядет ниже других, а потом окажется председательствующим, так что все уступают ему первенство. Ужели же тебе кажется маловажным такое убеждение Господа, которое предписывает высочайшую из добродетелей — смирение, поселяет оное в душах слушателей и покорного ему приводит к благоприличию? Тому же учил впоследствии и ученик Христов Павел: «все, — говорит, — должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14:40). Как же это будет? «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:4). Видишь ли, ученик проповедует то же, что и Учитель? — Как разуметь слова: «всякий возвышающий сам себя унижен будет»? Ибо многие, сами себя возвышающие в жизни сей, наслаждаются честью. Будет унижен означает то, что кто в мире сем пользуется большой честью, тот жалок и низок пред Богом. Притом таковой бывает в чести не до конца и не у всех, но сколько одни уважают его, столько же другие поносят, может быть и из тех самых, кои уважают его. Итак, это изречение истины справедливо. И всякий недостойный высокого места, но присвояющий оное себе, будет унижен и пред Богом во время последнего суда, хотя бы в сей жизни был и выше всех. — По природе же всякий человек недостоин возвышения. Поэтому пусть никто не возвышает себя, чтобы не быть униженным до крайности.
![]() |
![]() Покайтесь, ибо Господь грядет судить |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||
Избранное | Переписка | Календарь | Устав | Аудио | |
Имя Божие | Ответы | Богослужения | Школа | Видео | |
Библиотека | Проповеди | Тайна ап.Иоанна | Поэзия | Фото | |
Публицистика | Дискуссии | Библия | История | Фотокниги | |
Апостасия | Свидетельства | Иконы | Стихи о.Олега | Вопросы | |
Жития святых | Книга отзывов | Исповедь | Архив | Карта сайта | |
Молитвы | Слово батюшки | Новомученики | Пожертвования | Контакты | |
![]() |
Вопрос №913
Как духовно понимать заповедь Господа из Евангелия от Луки, глава 14, стих 26?
Алексий , г. Новосибирск, Россия
14/08/2003
Здравствуйте, отец Олег.
От Луки святое благовествование. Глава 14. Стих 26
«…если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;»
Имеется ввиду: «возненавидит, как препятствие на пути к Богу» и только с «притом и самой жизни своей». В параллельных местах мягче. Но как же появилось такое жесткое определение,-«возненавидит»? Перевод точен?
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй Алексий.
Я уже не раз говорил о правильном подходе к Св.Писанию.
Писание духовно и богодухновенно, т.е. написано по вдохновению Духа Святого. Душевный человек не может правильно воспринять духовное:
Первое послание к Коринфянам. Глава 2. Стих 14
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
В данном случае у тебя допущено две широко распространенные ошибки в подходе к тексту Писания. 1 — не уравновешивание одного места Писания всеми другими местами на эту же тему. 2 — неправильное восприятие смысла данного изречения Господа и слова «возненавидит», в частности.
Дословный перевод точен.
Ну, скажи, как самые близкие и родные люди, сами по себе, могут быть препятствием на пути к Богу? Конечно, бывает в жизни, что кто-то из родных (а то и все) и становится препятствием, но в данном случае Господь говорит ко всем и в общей форме, что исключает такое понимание.
Уравновешивающими местами данного изречения являются заповедь о почитании отца и матери, о любви к жене, о заботе о детях, изречение апостола Павла, что если кто о домашних не печется, тот хуже неверного и т.д. Эти уравновешивающие места и не позволяют уйти в ложное понимание слов Господа ввиду употребления слова «возненавидит», но дают ключ к правильному пониманию данного слова и всего контекста.
Не следует забывать, что данная заповедь, как и все прочие мироотречна и может быть правильно понята только исходя из этого. Приложение слов о ненависти к своей жизни тоже помогает правильному пониманию. Ведь речь не идет об обычной ненависти, какую мы должны питать, например, ко греху, и в приложении к своей обычной жизни или к родственникам. Речь в данном случае идет о правильном духовном настроении верного последователя Христа, а именно: всегда, во всем и всем предпочитать Бога и божественное, и с мироотречностью относиться ко всему остальному. Поэтому слово «возненавидит» в данном контексте должно пониматься как «да не предпочтет Богу».
В другой похожей и близкой по смыслу заповеди о нашем отношении к родственникам Господь говорит о том же, только с противоположной для ненависти стороны — любви:
От Матфея святое благовествование. Глава 10. Стих 37
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
Из сопоставления этих двух заповедей находим, что: «любит… более, нежели Меня» = «не возненавидит», и результат их не исполнения: «не может быть Моим учеником» = «не достоин Меня».
Как мы видим, все, в этих заповедях правильного отношения к родственникам, вращается вокруг Личности Спасителя. Отношение к ним сравнивается с отношением к Нему. Вот почему и употребляются жесткие слова бьющие по нашему пристрастию к родным по крови. Жесткие слова апостола Павла о плоти и крови (в смысле плотского пристрастия) вполне приложимы и к родственникам:
Первое послание к Коринфянам. Глава 15. Стих 50
Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
Под «самой жизнью своей» должно понимать жизнь по своей греховной воле, жизнь ветхого человека в похотях его. Бог есть чистый Дух, вот почему любое пристрастие к плотскому или вещественному делает человека неспособным к единению с Ним в духе. Поэтому с духовной точки зрения пристрастие к родственникам (но не сами родственники) является препятствием на пути к единению с Богом. Вот почему заповедана ненависть к этому пристрастию, в духовном плане, но не к самим родственникам, по жизни.
Здравствуйте, Руслан!
Блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует это место Священного Писания:
«Поскольку из ходящих за Иисусом многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли о сем, как бы изображает и живописует его, утверждая, что он должен ненавидеть не только близких ему совне, но и душу свою. Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания. И как учит? Самым лучшим учением, то есть собственными делами. Ибо Он повиновался Иосифу (Лк. 2, 51), несмотря на то, что сей не был отцом Его в собственном смысле, но мнимым. И о Матери Своей Он всегда имел большое попечение, так что и вися на кресте, Он не забыл Ее, но поручил возлюбленному ученику Своему (Ин. 19, 26-27). Как же Он, одному уча на деле иное будет внушать на словах? Нет, как я сказал. Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле. Утверждаемое нами видно и из того, что заповедуется ненавидеть душу свою. Ибо этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение. А что Господь сему научает, а не самоубийству, это Сам же Он показывает, во-первых, тем, что, когда диавол, искушая Его, предлагал Ему броситься вниз с кровли церковной, Он отверг искушение (Мф. 4, 5-7), и, во-вторых, тем, что Он не предавал Себя иудеям (каждый раз), но удалялся и, проходя посреди их, укрывался от убийц (Лк. 4, 30). Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он, однако ж, с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, — тот не может быть учеником Христовым.»
Комментарии из Женевской Библии: От Луки 14 глава
14:1 они наблюдали за Ним. Очевидно, фарисеи желали уличить Иисуса в нарушении святости субботы.
14:3 позволительно ли врачевать в субботу? Врачевание в субботу не возбранялось законом Моисея, однако в последующей традиции на него был наложен запрет (если только речь не шла о непосредственной угрозе жизни больного).
14:5 если… осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? Естественно, упавшую в колодец скотину любой из верующих евреев вытащил бы немедленно и в субботу, невзирая на то, что в этот день запрещалось выполнять любую работу. Но если допустимо отступать от предписаний закона относительно святости субботнего дня ради спасения имущества, тем более позволительно творить в субботу добрые дела, в том числе и врачевать.
14:12-14 На конкретном житейском примере Иисус объясняет духовные истины, лежащие за пределами материального мира.
14:15 блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием. Эта фраза, даже в устах фарисея, совершенно справедлива.
14:16-24 Притча является уточнением к словам одного из гостей (ст. 15). Иисус согласен с тем, что блажен тот, кто вкусит хлеба в Царствии Божием, однако Он поясняет, почему со многими этого не произойдет.
14:16 один человек. Под «человеком» здесь подразумевается Господь Бог.
14:17 званным. Под «званным», естественно, подразумевается Израиль, к которому Господь Бог обращался неоднократно на протяжении его истории.
14:18 я купил землю. Т.е. предпочел земное небесному. См. 12,20.21.30.31; 21,34.
14:19 я купил пять пар волов. См. ком. 13,29. Этот человек, в отличие от купившего землю, заботится не только о земном, но и о небесном. Однако он намерен достичь Царства Божия собственными усилиями, более того, он почти уверен, что достиг и ему остается только окончательно в этом удостовериться – «испытать» свои пять пар волов. Чем закончится это испытание см. 13,25-28.
14:20 я женился. Поскольку под женихом в Новом Завете подразумевается Сам Христос (см. Мф. 9,15; 25,1; Ин. 3,29), брачный пир Которого еще впереди (Откр. 21,9; 22,17), то слова этого человека, считающего себя уже в Царстве Божием и, в отличие от купившего волов, даже не помышляющего о подтверждении своей убежденности, выглядят откровенным самообольщением. Участь всех троих одинакова, однако в данном случае горечь разочарования будет сильнее.
14:26 возненавидит. Т.е. отвергнется себя; под «родными» следует понимать земные привязанности (см. ком. к 9,59).
14:27 кто не несет креста своего. См. ком. к 9,23.
14:28-32 Обе притчи поясняют ст. 26.
14:34 Соль. См. ком. к Мк. 9,49.50.