Основы семейного воспитания

За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они еще не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше первичных фактов и простых заключений. Из них вытекают советы родителям, правила семейного воспитания.

Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особенно когда те старше возрастом.

Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребенка мы получим, если составим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим ее пополам. Природа, выходит, проблем не создает.

Что же мешает наладить эффективное семейное воспитание? Во-первых, наследственность. Если сами родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы, что эти проблемы повторятся и в их потомстве. Во-вторых, и это уже подвластно родителям, – изменяющиеся и постоянно усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что появилось в жизни их детей. Отсюда и подавляющее число проблем. В-третьих, постоянно снижающаяся культура семейного воспитания, где низкая педагогическая культура родителей занимает лишь малую часть. Здесь и отход от народной педагогики, традиций и воспитания всем обществом.

На этом общем базисе проявляются тысячи конкретных зависимостей между родительским влиянием и качеством воспитания детей. Проанализируем некоторые наиболее очевидные вместе с вытекающими из них рекомендациями для педагогов и родителей. При этом постараемся не касаться традиционных советов, описанных в популярных психолого-педагогических руководствах.

Социальная педагогика семьи замечает все более тонкие связи и советует использовать их для повышения качества воспитания современных детей.

1. Приоритет ближайшего круга основан на том, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их близости. Установки ближайшего круга общения для нас весомее и сильнее, чем норма отстоящих сообществ, включая и общество в целом. Следовательно, семья дает родителям наибольший шанс сделать своих детей счастливыми.

2. Следующее положение – «власть любимого» напоминает нам, что у тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами. Любите детей, и они станут воспитанными без дополнительных усилий с вашей стороны.

3. Вольфганг Гёте высказал пожелания, которые могут служить общей формулировкой еще одного важного положения семейного воспитания: «Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать».

4. Существование «востребованного ожидания» вполне понятно объясняет нам эгоизм некоторых родителей: мы все хотим только то, что хотим, и потому даже малейшее отклонение в поведении от этого нашего настроя не рационализирует наш интерес, связанный с ним, а, напротив, убивает его. Да, воспитание детей дело многотрудное. Особенно, если наши намерения не оправдываются.

5. Усиление просительного желания, обращенного к ребенку, уменьшает вероятность отклонения просьбы. Поэтому правильным вектором поведения будет инверсия: настойчивое, нарочитое выражение какого-то нежелания увеличивает шансы скрытых чаяний. Понявшие это родители расшалившемуся ребенку приказывают делать противоположное. Если хотят, чтобы он шел спать, приказывают не смыкать глаз; если хотят, чтобы он помыл руки, запрещают это делать и т. д. Здесь нужно чувство меры, все должны понимать, что это игра. Но ребенок всегда получает шанс спасти свое «Я». «Делай со мной, что хочешь, братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай бросать меня в этот терновый куст», – читают и смеются вместе пала и сын.

6. В семейном воспитании весьма полезно применять прием «вызывание кризиса», который требует, чтобы в опасных и малопонятных, с неизвестным исходом ситуациях сознательно обострять отношения, доводя их до «псевдокризисных», где ситуацию еще держат под контролем и можно корректировать поведение ребенка Это своеобразная деловая игра. Тогда настоящий кризис не застанет вас врасплох. И вы, и ваши дети будете знать, как действовать. К этому примыкает прием «дестабилизации»: если протекание семейных процессов воспитания вас больше не удовлетворяет, то самое лучшее средство приведения психики вашего ребенка и вашей собственной в нужное русло – потрясти или прервать ход событий.

7. Правило «голого короля» в педагогической интерпретации может быть передано словами Катона Старшего: «Великий тот учитель, который выполнит сам то, чему учит». Большинство наших бед берет начало прямо из невьшолнения данного правила. Требуйте от детей только то, в чем вы можете служить им примером. Когда они подрастут и начнут понимать вас глубже, скажите просто – у меня этого нет, я этого не достиг, но я хочу, чтобы ты пошел дальше.

8. Избегайте действия зависимости «давящего молчания»: контактная ситуация, сознательно удерживаемая одной стороной от превращения ее в общение, становится для другой стороны нарастающе и очень быстро непереносимо-неприятной с появлением унизительно явственного чувства, когда человек сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное чужое «Отстань» или «Пошел прочь!».

9. «Держание в строгости», которое было в чести у наших предков, тоже не мешало бы изредка вспоминать: из посуды без трещин содержимое не вытекает. В строгих рамках задаваемого детям образа поведения они способны быть существами предсказуемыми и неопасными.

10. В воспитании детей нет мелочей. Достигайте крупных сдвигов в воспитании через мелочи. Хотите, чтобы ребенок вырос аккуратным – педантично приучайте, скажем, застегивать все пуговицы; хотите нарастить крупные нравственные пласты — начинайте с вежливого приветствия соседей.

11. Педагогам и родителям всегда полезно помнить зависимость «заданности отношения», когда восприятие события зависит вовсе не от события, а от стереотипа нашего восприятия. Т. е. привыкнув раз смотреть на поступки детей осуждающе, мы уже не дифференцируем сами поступки. Факт возвращения подростка после 20 ч всегда осуждается, но могут быть ведь и важные причины.

12. Не начинайте снова там, где вы уже раз начинали. Посмотрите на природу: расставшись с деревом, плод не возвращается на прежнее место. Ребенок растет, отсекая вам вчерашние пути влияния на него.

13. Опираясь на «инерцию интереса», давайте ребенку послабление в начале любого дела. Потом наращивайте требования и в конце концов отменяйте фору. «Ощущение праздника» обладает свойством продолжительной стойкости, и ребенок будет помнить о нем даже тогда, когда исчезнет сам повод.

14. 3аведите, если позволяют условия, стол овальной формы. Замечено, люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны.

15. О родительской ласке и ее магическом действии на детей знают все. Остается немного напрячься.

16. В семье нет места для мести. «Выходя на дорогу мести, – писал О. Уайлд, – не забудь приготовить два гроба, один из которых – для себя». Родители, лишающие ребенка каких-то привилегий за проступок, по существу мстят ему. Лучше переведите эту проблему в русло чисто экономических отношений: не сделал, сделал не так – не получишь. Без этой преамбулы ваши ограничения будут весьма похожи на субъективное отмщение.

17. Еще никому не удавалось прожить свой век гладко – без ошибок, потерь и унижений. Жизнь сложна и удивительна. Больше беседуйте о жизни. Вместо нотаций – пример, притча, жизненный опыт, семейная история.

18. Великое искусство делать человека хорошим состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучше. Ничего не делайте, а лишь раздувайте гордость в человеке, и его страх перед позором всегда будет пропорционален стремлению стать лучше: ибо, чем больше человек ценит себя, тем больше он приложит стараний и тем больше лишений перенесет, чтобы избежать позора.

19. В физике известен «принцип Челомея»: «Чтобы система была устойчивой, ее надо время от времени трясти». Устраивайте проверку «на прочность» своим детям и учащимся, и вы будете точно знать, чего стоит ваш воспитательный талант.

20. Когда человек не может изменить сделанное, он начинает понемногу изменять свои взгляды, чтобы они больше вязались с уже совершенными поступками. Помните о коварстве этого «оправдания поступка» и не позволяйте ему завладеть вами. Сначала нужно все же думать, а действовать уже потом.

21. Посмотрев на себя внимательно и как бы со стороны, родитель обнаружит, что его первая спонтанная реакция на то или иное поведение ребенка имеет эмоциональный характер. Вторая же реакция, происходящая почти одновременно с первой, имеет оттенок нравоучительный. Используйте эту связь в своих целях.

22. Используйте в практике семейного воспитания «зависимость Парето»: за первые 20% лимита времени человек достигает 80% результата, а за оставшиеся 80% – всего лишь 20% результата. Следовательно воспитание «вдогонку» малоэффективное.

23. Плавность и постепенность – важные принципы воспитания детей. Вы мало чего добьетесь резкостью и натиском и многого плавной настойчивостью, терпеливой постепенностью. «Взрыв» практикуйте очень редко и осторожно.

24. В случае общения детей со взрослыми мы имеем общение неравное, которое развивается по законам зависимости и подчиненности. Величина неравенства определяется дистанцией. Дистанцией устанавливается и количество запретов. А какой она будет в ваших отношениях с детьми – решайте сами.

25. Совет данный кому-либо в присутствии других людей, воспринимается как упрек. При общении с подростками об этом нужно помнить постоянно.

26. Учитывайте факторы доступности, простоты и очевидности. Не усложняйте своего педагогического воздействия ненужными подробностями, пояснениями, околичностями. Требование должно быть четко поставлено и четко выполнено.

27. С непослушными детьми чаще применяйте прием «попадания впросак». Ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или очевидно глупо, причем он понимает, что «подставился» сам – своей неуступчивостью, глупостью, своим непослушанием, – спешит скорее выбраться из нее. Спровоцируйте несколько подобных ситуаций, и вы увидите, как плодотворно они повлияют на осмысление жизни вашим чадом.

28. Чем ближе к ребенку надзор над ним, тем эффективнее функция подчинения. Выбирайте, что вам больше по душе, а потом устанавливайте степень надзора,

29. Если у вас не ладится с воспитанием в том ключе, в каком вы действуете, резко измените стратегию своего поведения.

30. В делах своих помните о дереве, которое сказало дровосекам: «Если бы в руках ваших не было части моего тела, вы бы никогда не смогли повалить меня» (Ахикар Премудрый).

31. Дети чувствительны не столько к разумности, сколько к устойчивости. Самые правильные, но «разовые» воздействия всегда будут менее эффективны, чем неразумные, но длительные.

32. Сила собственного негативного опыта очень велика. Может быть разрешить ребенку раз дотронуться до горячего утюга, разбить нос и расцарапать коленки, чтобы навсегда избавиться от поучений на эту тему.

33. Постоянное общение с узким кругом людей притупляет взаимный интерес. Если разрушить эту связь невозможно, найдите способы повышения внимания родных к вашей персоне. Тогда вам на какое-то время легче дадутся родительские обязанности – дети уже навострили уши.

Все изложенное – лишь маленькая толика зависимостей, действующих в семейном воспитании. Дополнить их собственными выводами – и задача, и необходимое условие повышения воспитательного влияния родителей и педагогов.

Отклоняющееся поведение детей в семье принято классифицировать в зависимости от степени его социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наиболее характерными из них являются: непослушание, детский негативизм, упрямство, капризы, а также своеволие, недисциплинированность и, наконец, правонарушения.

Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

Шалость – краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностями шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Проступок – это уже социально опасное явление. Основное отличие проступков от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.

Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Различают две разновидности негативизма: пассивный и активный. В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнить просьбу или требование старших, а во втором он поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют.

К педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумная требовательность и уважительная форма обращения к нему в процессе взаимодействия.

Упрямство – психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, если становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Для борьбы с упрямством в семье необходимо создать обстановку требовательности, но вместе с тем и доброжелательности друг к другу. Ребенок не должен прибегать к психологической защите. Доброта и доверие к нему, обстановка творческой деловитости в семье – главные условия успешного преодоления упрямства. Опасность упрямства состоит в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы, к неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в семейном воспитании возникают существенные проблемы.

Капризы выражаются в нецелесообразных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне капризы проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении.

Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон обращения с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Своеволие возникает как результат развивающейся самосостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства.

Распространенной ошибкой родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, способность к инициативным самостоятельным действиям.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость.

Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют стереотипный характер. Методы борьбы с недисциплинированностью рассматривались выше.

Правонарушения. В условиях педагогической запущенности возможен переход подростков к преступному поведению. Они способны совершить значительные преступления (хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество даже бандитизм и грабеж), и особенно в составе группы участвуя в групповых преступлениях, становятся дерзкими, иногда жестокими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются специальные методы.

Отношения с другими детьми

3) Поощрять дела, направленные на других детей. В первую очередь это относиться к родным братьям и сестрам. Старшие дети должны заботиться о младших. Младшие должны слушаться и служить старшим. Если в семье несколько детей, для них делиться с другими – привычное дело. В то время когда ребенок один в семье, он вырастает часто эгоистом. Он привык, что все – только для него. Вообще нужно учить делиться, делать бескорыстно нужно не только по отношению к своим родным, но и к другим детям и взрослым. Бескорыстие – это одно из самых главных духовных качеств. Если человек делает что-то бескорыстно, ему воздаться в будущем. Эгоизм дает быстрые результаты, но приносит страдание в будущем. Удовлетворение от приобретенного быстро угасает и поэтому корыстный человек постоянно нуждается в удовлетворении своих страстей. Бескорыстие дает подъем энергии, счастье, полет души. Такое состояние может длиться очень долго по сравнению с удовлетворением своего эгоизма. Потому если вы хотите воспитать по настоящему благородного человека, вы сначала должны научить ребенка делиться, уважать окружающих, совершать бескорыстные поступки, помогать слабым и нуждающимся. И когда ребенок проявил высокодуховное качество, вы можете его поощрить похвалой или подарком.

В заключении хочу добавить, что реальное воспитание и формирование мировоззрения ребенка происходит до периода полового созревания. Когда этот период настанет, происходит отрыв ребенка от родителей. В этот момент проявляются негативные качества личности, которые передались из прошлой жизни. И если вы привили ребенку истинные ценности и качества добродетели, негатив может и не проявится. Вы исправили его мировоззрение и улучшили его судьбу. Пытаться изменить человека после наступления полового созревания очень тяжело, если он сам этого не захочет. Потому желаю всем родителям не ждать проявления плохих качеств у своих детей, а начать воспитывать благородные качества сразу после рождения.

В избранное

Семья как основа воспитания

Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагога зависит дальнейшее развитие ребёнка и именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребёнка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьёй человек ощущает на протяжении всей своей жизни, и именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребёнка и культуре страны. Обучение ребёнка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, её нравственным нормам , традициям народа

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи. Для того, чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателя, охотно будут устанавливать с ним контакт. Воспитатель должен постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Соглашая свои действия с семьёй, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания

Для плодотворного просвещения родителей необходимо учитывать социальный статус семьи. В настоящее время выделяются четыре статуса семьи:

1. социально — экономический;

2. социально — психологический;

3. социально — культурный;

4. социально — ролевой.

Перечисленные статусы характеризуются состоянием семьи, её положением в определённой сфере жизнедеятельности, в конкретный момент времени, то есть представляют собой срез состояния семьи в непрерывном процессе её адаптации в обществе.

Структура социальной адаптации семьи выглядит следующим образом. Первый компонент социальной адаптации семьи — материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, её жилищные условия, предметное окружение.

Второй компонент социальной адаптации семьи — её психологический климат, то есть эмоциональный настрой, который складывается как результата настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу. Высокий показатель уровня социально-психологического климата: благоприятные отношения в семье, построенные на принципах равноправия, сотрудничества, уважения прав личности каждого из членов семьи.

Неблагоприятный психологический климат в семье является в том случае, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости.

Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции ещё слабо выражены, не имеют хронического характера, расцениваются как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический статус семьи считается средним.

Уровень психологического климата семьи — ещё один важный компонент для дифференцированного подхода в просвещении родителей.

Следующий компонент — социокультурная адаптация, что является едва ли не главным компонентом в педагогическом просвещении. Высокий уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребёнка и поддерживает здоровый образ жизни

Ситуационно — ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребёнку в семье. В случае конструктивного отношения к ребёнку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем её социально — ролевой статус высокий. Если в отношении к ребёнку присутствует акцентуация на его проблемах — средний. В случае игнорирования проблем ребёнка и негативном отношении к нему – низки

Средний уровень культуры характеризуется отсутствием характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, семья не осознаёт проблемы, не проявляет активность в направлении его повышения.

В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно — досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведёт аморальный образ жизни.

Из существующих множеств типологии семьи можно выделить следующие типы категорий семей:

— благополучные семьи;

— семьи группы риска;

— неблагополучные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, быстрее адаптируются к нуждам своего ребёнка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами с большим напряжением своих сил.

Неблагоприятные семьи, имея низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно.

Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из неполных и неблагополучных семей. Только активная двустороння связь может компенсировать «неполноценность» их существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь «неблагополучных» детей с окружением. Составляется социальный паспорт семьи, где указывается её экономический статус, что немаловажно для дифференцированного подхода в просвещении родителей дошкольников

Что касается детей из так называемых «благополучных» семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными видами деятельности, нормализовать контакт с детьми из разных социальных слоёв, повысить педагогическую культуру родителей.

Другая проблема — исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведёт к развитию черт агрессивности, преодолеть этот кризис опять же возможно Путём взаимодействия двух социальных институтов — семьи и датского сада. Важно, чтобы условия в семье и в ДОУ не отличались друг друга. Чтобы и дома, и в ДОУ ребёнок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду

Следующая проблема — развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребёнком и его родителями. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен. Главное, чтобы ребёнок как в ДОУ, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. Задачей педагогов и психолога — является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребёнку. Всё это возможно сделать путём использования активных форм и методов работы с родителями.

Ещё одна проблема — научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость и это так же невозможно сделать без активного участия семьи.

В связи свыше изложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребёнка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогического знания, необходимые для воспитания ребёнка.

Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого — педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов — заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Мы, растя детей, не всегда задумываемся над тем, какими они вырастут. Так уж мы заняты.Но ведь у ребенка тоже должна быть насыщенная жизнь, и тем паче — духовная. Как ее организовать? Что поставить во главу угла? Послушаем советов мам, которые знают ответы на эти и многие другие вопросы…

Из разговора с трёхлетней дочерью

— Мама, а ты знаешь, где мы были, когда нас с Ваней у тебя не было?

— Где?

— Да на небе у Боженьки! Ждали, когда ты нас оттуда заберёшь! А ты, что не знала?

Правду говорят: «Устами младенца глаголет истина». Сами дети подсказывают нам, как их растить, на чём должно основываться воспитание. Молодые мамы и папы в начале своего родительского пути задают один вопрос — как воспитывать ребёнка. Одна мудрая женщина сказала мне, молодой маме: «Учить надо хорошему, а плохому сам научится».

Как из маленького зёрнышка, попавшего в душу ребёнка, вырастить крепкое дерево с сильными корнями и мощной кроной, дерево, называемое духовной силой, верой, нравственностью, на почве которого формируется мировоззрение, система ценностей? Для нашей семьи определяющей стала вера наших дедушек, бабушек , прадедушек и прабабушек – православная.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели».

Проблема современного родительства – это чрезмерная увлеченность созданием материальных благ для своих детей. В погоне за «самым лучшим и качественным» от нашего внимания ускользает самое важное – это становление наших детей, их преобразование. Повзрослевшие дети продолжают «гонку», начатую родителями. И такая бесконечная карусель…. Ускользает главное – определение цели в жизни и своего предназначения.

Святитель Тихон Задонский пишет, что цель жизни человека – «исполнять волю Божию и быть полезным для окружающих его людей и обществу в целом. В соответствии со святоотеческим учением схиархимандрит Иоанн (Маслов) приводит следующие определения цели жизни: постоянное совершенствование в добре, спасение, единение с Богом.

Восстановление в человеке образа Божия понимается как образование человека. Поэтому целью православного воспитания мы называем нравственное совершенствование и вечное спасение, дать человеку правильное понятие и направление во всех сферах деятельности, облагородить земное общество, научить человека так проводить земную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная.

Есть несколько требований, которые помогут достичь главных целей.

Воспитание должно быть полным. Нельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела. Одностороннее воспитание почти всегда влечет за собой негативные последствия. К чему, например, приведут обширные познания, если испорчено сердце? К каким ошибкам может привести доброе сердце, если оно оставлено без разумного руководства?

Воспитание должно быть гармоничным. Эта гармония должна согласовываться с назначением человека, с целью его жизни – постоянном совершенствовании в добре. Поэтому развитие всех его физических и нравственных сил необходимо подчинять этой цели.

Воспитание должно быть сообразно с личными способностями воспитанника. Педагог должен строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития детей, применяться к обстоятельствам места и времени.

Воспитание должно быть непрерывным и постоянным. Требование постоянства вытекает из определения процесса спасения. Спасение, по мысли отцов Церкви, — постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой. Усилия человека должны носить постоянный целожизненный характер, потому что духовная борьба непрестанна. Святые отцы сравнивают православное воспитание с ручейком, «постоянно текущим и никогда не иссыхающим».

Воспитание должно начинаться рано и сообразовываться с возрастом. Это требование относится как к телесному (физическому) воспитанию, так и к воспитанию нравственному. Последнее должно начинаться гораздо раньше, чем оно обыкновенно начинается.

«Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия» — наставляет святитель Тихон Задонский.

Очень важно с ранних лет приучать детей к правильному образу жизни. Приучение их к скромности, приличному поведению, послушанию очень многое даст им в будущем. Дети, привыкшие к правильному образу жизни, впоследствии, при постепенном осознании ими смысла происходящего, легко сообщат своим прежде приобретенным привычкам истинно нравственный характер.

Воспитание должно быть постепенным и основательным. «Человек развивается постепенно, поэтому воспитание должно следовать за «ходом природы», не опережая её, а помогая ей». Зачастую родители и воспитатели бывают недовольны «постепенностью» природы и стараются, как можно раньше сформировать ребёнка, как в умственном, так и в нравственном отношении. Но это вредно. Хотя в детях необходимо пробуждать способности с ранних лет, избегать преждевременного их напряжения. Это не только затрудняет тело в развитии, но и причиняет вред духу.

Воспитание должно быть строгим. По мысли святителя Филарета, воспитание должно быть строгим: «Апостол Павел говорит о строгом воспитании, как не о предосудительном, а о об обыкновенном (обычном) и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество».

Главное требование к воспитанию – воспитание страха Божия.

При православном воспитании самое важное, чтобы в детях глубоко укоренялась и всегда поддерживалась живая вера в Бога, навык «хождения перед Ним», постоянная забота о том, чтобы не оскорбить его грехами.

Страх Божий возбуждает в сердце ребёнка возвышенные чувства, обуздывает порывы своеволия, приводит в порядок желания и наклонности. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твёрдым и великодушным, «образует его в истинного гражданина, подготовленного как к земной, так и к вечной жизни.

Понимание и соблюдение данных требований православного воспитания помогают родителям ежечасно, ежедневно воспитывать так своё «чадо», чтобы в земной жизни людям в глаза не стыдно было бы смотреть и «на Божием суде» за своих детей «не краснеть».

Подспорье родителям в воспитании детей это соблюдение традиций. От того какие традиции в семье вы заведёте, будет зависеть наполнение воспитания, образования, семейного досуга.

Одна из традиций – это чтение детских книг с духовным содержанием, особое место занимает детская «Библия». Ребёнок ещё не умеет читать, но внимательно слушает, рассматривает иллюстрации, запоминает основные события и правила веры. ВЫКЛЮЧИТЕ ТЕЛЕВИЗОР! Почитайте с детьми рассказы Бориса Ганаго, в которых описывается жизнь верующих детей и взрослых в современном мире, их нравственные поступки и укрепление веры в Бога. Совместное чтение литературы укрепляет детско-родительские отношения, создает доверительную атмосферу.

Все любят традиционные православные праздники. Только отмечать их надо нетрадиционно, по-правильному: соблюдать пост, накануне праздника исповедоваться, в праздник посетить праздничную службу, принять Таинство Святого Причастия. Предложите детям выучить стихи, песни – устройте маленький домашний концерт для самых близких. Помогите детям сделать поделку своими руками. Из малых дел вершится светлое будущее наших детей.

На праздник «Рождества Христова» в нашей семье принято славить Христа. Мы поздравляем наших друзей и родственников, исполняя вместе с детьми:

Рождество Христово — Ангел прилетел.

Он летел по небу, людям песни пел:

— Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте —

Днесь — Христово Рождество!

Отмечая православные праздники, важно объяснить детям, что у каждого праздника есть внешний атрибут и внутренний. Печево куличей, крашение яиц, запечённый гусь – это всё внешние атрибуты. Важно в преддверии праздника исповедоваться, на праздничной службе получить самый главный «подарок» для души — Таинство Святого Причастия. Уже традицией стало в праздник Светлой Пасхи (с благословения) подниматься на колокольню и звонить в колокола. Дети испытывают необыкновенную радость от такого «звонкого» общения.

Паломнический туризм – ещё одна из традиций в нашей семье, т.е. посещение святых мест с целью поклонения святыням и духовного просвещения. Семейные поездки по святым местам обогащают внутренний мир ребёнка, укрепляют любовь к Отечеству, пополняют багаж знаний по истории, расширяют кругозор, ориентируют его даже вдали от дома и родителей на посещение храмов и церквей.

Первая забота родителей, пишет святитель Тихон Задонский, — научить детей жить по-христиански: «Юное сердце, как ко злу склонное, на всякое зло стремится, когда страхом Божиим и уздою наказания не воздерживается… Бог не взыщет от тебя, учил ли ты детей своих светской политике и иностранным языкам; но взыщет, учил ли ты по-христиански жить, наставлял ли их благочестию.»

Список использованной литературы.

1. Православное воспитание как основа русской педагогики. М31 Н.В. Маслов. М.: Самшит-издат, 2007. – 544 с.

2. Что бы дети были послушны и правдивы. – М.: Даниловский благовестник, 1997. – 32 с.

Православные мысли на каждый день. Издательско-полиграфическое предприятие «Кострома», РИО, г. Кострома, 2002г. – 784 с.

Фролышева Людмила Александровна
МБОУ ДО «Центр детского творчества»
г. Ноябрьск

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут «шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, «трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят «падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Многим современным родителям хочется, чтобы их чада выросли в лучших традициях православной педагогики. Однако понятия о правильном воспитании у всех разные. Для одних это – суровый Домострой, для других – либеральный стиль, приправленный лёгкими религиозными «специями». Так что же всё-таки такое – православное воспитание?

Золотая середина

Мой приятель Семён вырос в радикальной православной многодетной семье, в которой игнорирование домашней молитвы или воскресного визита в храм считалось тяжким преступлением. А любые попытки жить своим умом жестоко подавлялись. Но у парня оказался волевой характер, и как только представилась возможность жить самостоятельно – он ушёл из семьи и стал для родных «падшей овцой» и «отрезанным ломтем». Теперь он – убеждённый атеист, презирающий Церковь и собственных родителей-«мракобесов», которых он не может простить за то, что они лишили его нормального детства…

Другой мой знакомый, Андрей, вырос в семье убеждённых либералов. Для него практически не существовало запретов и ограничений. Он вырос, женился, развёлся, снова женился и по-прежнему любит своих родителей. Однако мать и отец теперь переживают: к религии и моральным нормам их сын равнодушен, по жизни слабоволен и даже инфантилен, и слишком много вольностей позволяет, осложняя жизнь себе и окружающим.

Любые крайности в воспитании детей – вредны. Семья фанатиков порождает либо себе подобных радикалов, плохо приспособленных к реальной жизни, либо пополняет ряды «безбожников». По-своему проблемные дети вырастают и там, где царит ничем не ограниченная свобода. А значит, оптимально придерживаться золотой середины, избегая крайностей и предпочитая разумный гибкий подход.

Готовимся к рождению

В православных семьях воспитание ребёнка начинается с… подготовки к зачатию. Будущие родители морально и духовно готовятся, стараясь вести достойную христианскую жизнь и укрепляя себя молитвами и святыми таинствами. Такой супружеский союз обязательно должен быть благословлён церковным венчанием, покрывающим семью Божественной Благодатью.

Во время постных дней принимаются меры по исключению возможности зачатия. Самым надёжным способом считается воздержание. По мнению большинства духовников, зачатые в пост дети больше болеют и страдают, хуже поддаются лечению и труднее воспитываются. Впрочем, это касается только православных христиан, сознательно нарушающих запрет. Было бы абсурдом, если бы Бог «карал» за нарушение православного поста иноверцев и атеистов.

После зачатия и в период грудного вскармливания наиболее ревностные христиане также стараются избегать сексуальных отношений, считая, что это может духовно и физически навредить ребёнку. Вместо этого супруги стараются больше молиться и бывать в храмах и прочих святых местах, и как можно чаще исповедоваться и причащаться.

Детство

И вот, наконец, долгожданный малыш родился и ему выбирают имя. У православных принято давать новорожденному имя святого покровителя, в день которого он появился на свет, либо именины которого будут в ближайшие 8 дней, или совпадают с намеченным днём крещения. Также можно дать ребёнку имя наиболее любимого и почитаемого в семье святого угодника.

Моя старшая дочка родилась в дни памяти святой Марии Египетской. Но мне поначалу хотелось дать ей иное имя. И тогда мы с женой решили положиться на Промысел Божий. Написали на бумажках несколько вариантов имён, свернули и положили их на полку с иконами. Помолились и вытянули жребий. Выпало имя Мария, и мы уже не сомневались, как её назвать. А когда родилась младшая, Саша, её святой покровительницей стала Дивеевская подвижница, чьи именины по святцам приходились в день крещения дочки.

Чаще всего православные крестят ребёнка на 8-й или 40-й день с момента рождения. С момента крещения ребёнок становится членом Церкви и у него появляется персональный ангел-хранитель. Желательно приобрести икону небесного покровителя, и когда малыш начнёт понимать слова – время от времени показывать святой образ, называя имя и рассказывая о нём. Нательный крестик носится постоянно и никогда не снимается, он – своего рода оберег против любого зла. Подрастая, ребёнок приучается перед сном и в трудные моменты жизни целовать свой крест и беречь его.

При выборе крёстных православные родители отдают предпочтение искренне верующим ответственным людям, готовым всегда молиться о крестнике и заботиться о его духовном воспитании. Если не нашлось двоих крёстных – не беда, главное, чтобы был хотя бы один восприемник того же пола, что и ребёнок. В ходе таинства между крёстным и крестником устанавливается особое духовное родство и мистическая связь, сохраняющаяся даже после ухода в мир иной.

С момента крещения младенца можно и нужно причащать – чем чаще, тем лучше. Скажем, еженедельно. Дети, которых регулярно причащают в храме, отличаются особым душевным покоем, более послушны, и в них дольше сохраняются всё то доброе и ангельское, что мы так любим в невинных малышах.

Детская душа подобна мягкой глине, из которой можно лепить будущую личность. Чем больше доброго и позитивного родители вкладывают в ребёнка в первые его 6 лет жизни, любя и оберегая от зла как нежный цветок от ветров и морозов – тем лучше.

Малыш восприимчив к религиозным впечатлениям и инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Очень хорошо, когда мать или отец подносит ребёнка к иконам, осеняет крестным знамением, держит на руках в течение богослужения, молится над его кроваткой, напевая молитвы в качестве колыбельной. И, конечно же, полезно приучать малютку к церковной службе с первых месяцев жизни. Сознание младенца впитывает в себя звуки и образы, и впоследствии служба для него будет роднее, милее и понятнее, чем для детей, начавших посещать храм лишь в сознательном возрасте.

Не раз наблюдал картину: младенец пристально смотрит вверх, под купол храма, и протягивает ручку, словно пытаясь показать родителям нечто, парящее в вышине. Дети способны видеть сверхъестественное, о чём они, к сожалению, впоследствии забывают. Впрочем, сын прихожанки нашего храма, выросший на моих глазах, как-то признался мне, что помнит, как в раннем детстве он видел под куполом живые лики и ангелов.

Православный ребёнок ежедневно соприкасается со святыней. Проснувшись утром, он выпивает святой воды и заедает кусочком просфоры – освящённого церковного хлеба. Целует любимые иконы, берёт в руки Евангелие. Вместе с родителями молится утром и вечером, а также перед едой и после. Приходя в храм, прикладывается к иконам и принимает святые таинства.

Очень важно, когда ребёнок видит молящихся родителей и постепенно начинает делать то же самое. Зажигаются свечи, лампадки, домашний уголок с иконами ощущается как окно в таинственный иной мир. Образ материнской и отцовской молитвы остаётся в душе навсегда и оказывает гораздо больше позитивного воздействия, нежели самые авторитетные объяснения и указания.

Подрастающий малыш постепенно запоминает основные, самые важные молитвы, а также учится молиться своим словами – о здоровье и благополучии семьи, о личных нуждах и т.д. Духовная нагрузка на ребёнка увеличивается по мере сил и взросления, но так, чтобы не переборщить и не превратить всё в тяжкую повинность.

С 3-4 лет малышу можно простым кратким и понятным детским языком начинать рассказывать о Боге, о творении, о видимом и невидимом мире. Но нужно быть готовым, что ребёнок может неожиданно задать какой-нибудь важный для него вопрос мировоззренческого характера. Например, Кто такой Бог и почему это Его нельзя увидеть. К подобным вопросам желательно готовиться заранее, чтобы суметь кратко и внятно на них ответить.

Постятся дети по-разному, в зависимости от состояния здоровья и семейных традиций. В одних семьях уже с 3 лет малыши едят то же самое, что и постящиеся родители, в других – приучение к посту начинается в более позднем возрасте, с разумными послаблениями. Например, в нашей семье дети отказываются только от мяса, а полезную для них рыбу и молоко продолжают кушать. Но при этом на время постных дней им приходится забыть о сладостях и ограничить некоторые свои развлечения – вроде мультиков.

Оптимально, когда ребёнок знает об укрепляющей и дисциплинирующей пользе поста и постится без отторжения и сожаления. Ему необходимо есть досыта, в его рационе должны быть полезные для здоровья овощи и фрукты, каши, орехи, семечки, мёд. И если вы на время поста что-то отнимаете – то надо обязательно дать взамен что-нибудь полезное! Например, запретив смотреть телевизор — больше уделять времени совместным играм, чтению и беседам.

А ещё полезно начинать приучать подрастающего малыша к труду. С 4 лет у него должны появляться первые обязанности по дому – уборка игрушек и личных вещей и любая посильная помощь родителям.

Отрочество

С 7-летнего возраста православный ребёнок именуется отроком или отроковицей. Он уже знает, что такое грех и личная ответственность перед Богом за свои слова, дела и поступки. Отпраздновав День рождения, он приходит на первую в жизни исповедь. К ней он готовится как к празднику, стараясь в доверительной беседе с батюшкой открыть ему и Богу свою душу. Разумеется, для первой исповеди важно найти опытного священника, которому доверяют родители, и предупредить его о предстоящем визите. Дети обретают личного духовника, с которым всегда могут поделиться любыми сокровенными мыслями и получить важный совет, наставление и утешение.

Полноценное присутствие на воскресных и праздничных всенощных и литургиях становится для подростка привычным делом. Так же, как и своё собственное посильное домашнее молитвенное правило. Чтобы посещение храма не наскучивало, привлекало и вызывало интерес – полезно каждый раз перед уходом в церковь вести увлекательные беседы на духовные темы. Например, рассказывать о церковных праздниках, чудесах и удивительных явлениях в жизни верующих людей. И отвечать на любые детские вопросы.

Очень важен личный положительный пример родителей. Если мама и папа молятся дома и регулярно ходят в храм с радостью, а не относятся к этому как к вынужденной повинности, если они излучают добро и любовь – то и ребёнок ведёт себя соответственно. Свойственное же некоторым взрослым лицемерие, притворство и фарисейство ничего кроме вреда не приносит, дети очень чутко чувствуют любую фальшь и притворство.

Помимо обычных «светских» добрых и полезных книг, приходит время читать и изучать Священное Писание. Для начала – детскую Библию с красивыми картинками и адаптированные для детей жития святых и духовные рассказы. Затем, годам к 8 – можно начинать читать полноценное «взрослое» Евангелие, разъясняя чаду непонятные или знаково-символические моменты. Детей знакомят с жизнью Иисуса Христа, в том числе с повествованиями о Его искупительных страданиях и смерти, Воскресении и Вознесении Христовом. Рассказывают о содержании Его проповедей и поучений, а также о Богородице и о жизни и деятельности святых апостолов, основавших христианство. Также дети должны знать основные божественные заповеди и их толкование, и получать информацию, побуждающую стремиться к правде и добродетели. А вот с Ветхим Заветом стоит быть крайне осторожным и брать из него лишь полезные с педагогической точки зрения фрагменты, избегая книги с описаниями войн и зверств, пусть даже оправдываемых религиозной необходимостью.

Помимо знаний о Боге, добрых ангелах и святых праведниках, в отрочестве, примерно с 8-9 лет, приходит пора рассказывать и о существовании падших ангелов, ставших бесами-искусителями и об их предводителе – дьяволе. Но рассказывать надо так, чтобы подросток не боялся представителей инфернального мира, а лишь остерегался их и знал, что он находится под защитой Божьей и всегда может огородить себя от любой нечисти молитвами, святыми таинствами и достойной христианской жизнью.

Родителям не стоит переживать из-за всевозможных сказочных персонажей, о которых их ребёнок узнаёт из книг и фильмов. Увлечения феями, эльфами и прочими придуманными персонажами со временем проходит, а христианская вера остаётся и переходит на новый качественный уровень.

С 5-7 лет многие родители начинают водить чадо в воскресную школу, которая, как правило, действует при любом храме и безплатно принимает желающих. Занятие проводят священники, матушки и духовно опытные миряне, способные открыть перед ребёнком многогранный мир православия, рассказать о смысле и сущности христианской веры, научить новым молитвам и полезному опыту. А также приобщить к творческим занятиям и декоративно-прикладному искусству. Мои дочки с удовольствием ходят на хоровые занятия и мечтают петь в хоре. А обожающий рисовать сын моих друзей осваивает иконопись.

С годами обязанности и личная нагрузка подростка возрастает, а для гулянок и развлечений остаётся всё меньше времени. Всё это помогает ребёнку вырасти в ответственного и трудолюбивого человека. Но важно не перегнуть палку и не утомить непосильной ношей, соблюдая разумный баланс между отдыхом и полезной деятельностью. И очень хорошо, если у сына или дочки есть творческие наклонности – к музыке, живописи, поэзии… Их надо стараться поощрять и развивать, подыскивая хороших учителей. То же самое касается и детских увлечений спортом, танцами или полезными ремёслами.

Замечательно объединяют семью совместные семейные «посиделки» с чтением и общением, с развивающими играми и викторинами, а также просмотр хороших добрых поучительных фильмов. Очень любят дети совместно проводимые праздники – с чаепитиями и поеданием вкусностей.

А вот безконтрольного смотрения телевизора лучше избегать. Во многих православных семьях родители удаляют антенну, а взамен собирают хорошую коллекцию проверенных добрых фильмов, мультфильмов и познавательных передач. Не меньшей бдительности требует и обращение детей с компьютером. Многие компьютерные игры могут навредить детской психике и духовности, да и на безкрайних просторах Интернета можно всякого нахвататься и потерять нравственные ориентиры.

Какой бы ни был хороший ребёнок, а полностью избежать поступков, требующих наказания, никому не удаётся. Но наказывать надо не в гневе, а с любовью и заботой о душе чада. По возможности избегать рукоприкладства, ограничиваясь строгими беседами или временным лишением некоторых привычных благ. Скажем, провинившийся ребёнок может на несколько дней лишиться любимого планшета или компьютера, либо горячо обожаемых шоколадок и мороженого. А на некоторых подростков сильнее всего действует временный «игнор», когда родитель, объяснив причину, перестаёт разговаривать с чадом до полного его раскаяния и обещания исправиться.

Юность

«Представляешь, моя Танька замуж собирается! – недавно пожаловалась приятельница на свою 17-летнюю дочку. – Ещё недавно пешком под стол ходила, а уже – в невесты готовится, жениха завела! И даже батюшку слушать не хочет. И куда торопится, глупая?!» Пришлось напомнить Ольге, что и сама она, едва ей исполнилось 18, замуж выскочила. А яблоко от яблони, как говорится…

После 15 лет отроки и отроковицы вступают в по-своему прекрасную пору юности. И, бывает, что только-только родители соберутся провести с ними серьёзные беседы на щекотливые интимные темы, как вдруг выясняется, что их дети уже не только всё знают, но уже и влюблены, и мечтают о создании собственной семьи, а то и просто хотят «пожить в своё удовольствие». Тут уже и духовник не всегда способен помочь и рассудить. Приходится включать всю свою житейскую мудрость, чтобы не наломать дров и действовать, ориентируясь на обстоятельства. Готовиться к ранней свадьбе, или уговаривать чуть повременить и хорошенько взвесить все свои чувства и возможности.

В юности приходит пора пожинать плоды заложенного в детстве и отрочестве воспитания. Готовясь к исповеди, девушка и юноша подвергают анализу свои мысли и чувства, работая на более тонких уровнях, чем прежде. А молясь перед иконой, знают, что говорят не с ней, а как бы через неё – с Тем, чей образ изображён. И очень хорошо, если у юного создания выработано чувство, что Бог видит каждый его поступок и есть в душе чистая любовь к Господу и к духовной жизни. Тогда ему никакие житейские бури и проблемы не страшны. А родителям остаётся лишь ненавязчиво делиться своим жизненным опытом и с любовью поддерживать свою кровиночку на пути во взрослую жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *